Без всяких сомнений, можно утверждать, что колесо величайшее изобретение человечества. Ни автора, ни место изобретения назвать невозможно, настолько древним оно является. В тоже время, столь распространенное в Евразии, оно осталось неизвестным жителям Американского континента. Очень интересно, почему?
Что такое колесо? Колесо – это продукт жизнедеятельности человека, созданный при помощи мускульной силы и инструментов. Очень обширное определение. Под него подпадает любой продукт. А для чего нужен продукт? Любой продукт создан для какой-то конкретной цели. Вот и колесо создали для использования при перемещении различных грузов.
То есть мы имеем продукт, изобретенный для конкретной цели – перемещение грузов. А что, у американских индейцев, было меньше грузов, чем у евразийцев? Естественно, не меньше. Может они были глупее? Однозначно нет.
Так в чем же дело?
Обратимся к фактам.
В 1981 году неподалёку от города Яссы, были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, датируемые примерно V тысячелетием до нашей эры.
Индейцы Канады возрождают традиции вырезания каноэ (новости)
Двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» — это курган в Запорожской области Украины — насчитывает также, примерно пять тысяч лет.
Керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс обнаружены и в других местах Центральной Европы. Находки, датируются IV тысячелетием до н.э.
При рассмотрении вопроса об изобретении колеса, упускается главная деталь. Везде говориться о колесе, но говориться то, в контексте с ПОВОЗКОЙ. То есть, колесо не само по себе, но обязательно как механизм повозки.
Повозка – это приспособление или механизм для перемещения грузов. А вот главным агрегатом повозки является что? Правильно, тягловая сила. Без тягловой силы, повозка, в том числе с колесами, превращается в совершенно ненужную вещь. Попробуй нагрузи телегу сеном и лично оттяни ее на сеновал. Без тягловой силы ничего не получится.
Вот мы и подошли вплотную к причине появления колеса. Имея тягловую силу: лошадь, ишак, быки и т.д., человек активно ее использовал для перемещения грузов. Вероятно, например, вначале были всевозможные волокуши и повозки типа саней, без колес. Со временем стали использовать что-то крутящееся, типа бревен, потом от бревен отделили узкие круги и т.д.
Суть не в том, как было изобретено колесо, но в том, что этому способствовало. Способствовало наличие тягловой силы.
Как доказательство версии используем метод от противного.
Представим себе, что в Евразии вдруг исчезла вся тягловая сила – нет лошадей, быков и всех прочих. Останутся повозки на колесах. Можно ли их использовать по назначению. Нет конечно, кто их будет тянуть? Может 10-20 человек?
Может быть, один разок и потянут, но потом бросят это занятие, слишком оно трудоемкое. Кто изобрел неизвестно, но виновник изобретения, безусловно тягловая сила.
А что же индейцы? Дело в том, что к вашему удивлению, скажу, что на Американском континенте не было тягловой силы. Не было лошадей, ишаков, быков, вообще ни одного животного которое можно было бы использовать для этих целей. Наиболее крупными животными, подходящими для этих целей могли быть бизоны. Но индейцы не приручили бизонов, они на них просто охотились.
Лодки как у индейцев
Есть еще ламы. Но ламы слишком слабы, их использовали как источник шерсти и мяса — такие американские барашки. И все. Нет тяги- нет повозки, и как результат нет колеса.
Само же утверждение в отношении индейцев, что они не знали колеса, не совсем корректное.
Вот выдержка из свободной википедии: «Несмотря на то, что колесо считается неизвестным среди цивилизаций доколумбовой Америки, некоторые народы, например инки, вплотную приблизились к его открытию. Использование для строительства характерных устройств катка — цилиндрического массивного тела для утрамбовки грунта, говорит об отказе от применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса. Некоторые культуры (например, ольмеки) изготовляли керамические и деревянные фигурки животных на колёсиках — возможно, они выполняли ритуальные функции, а возможно, были просто игрушками. Исходя из этого, можно предположить, что и первое колесо появилось в качестве игрушки».
«…Отказ от применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса…» Как видим и здесь колесо упоминается в контексте с транспортом. Индейцы знали про колесо, или скажем про круг, календарь майя к примеру, но не использовали как элемент повозки. Все просто.
Источник: proza.ru
1000-летнее деревянное каноэ индейцев майя обнаружили в одном из сенотов на Юкатане
От индейцев майя мало что сохранилось до наших дней, особенно если речь идет не о каменных предметах, а о деревянных. Но археологам повезло сделать невероятное открытие и обнаружить цельную лодку. По предварительным оценкам, каноэ более 1000 лет. Почему же раньше не обнаружили находку, и чем она ценна для истории?
Занятно, но находка была случайной: чтобы снизить уровень бедности в южных штатах Мексики, президент разрешил построить новую туристическую железную дорогу, которая бы связала самый большой пляж Мексики Канкуна с исторической частью, где когда-то жили индейцы майя. Перед строительством дороги археологам было позволено осмотреть территорию на предмет интересных находок, и им улыбнулась удача.
Полуостров Юкатан, где будет проходить туристическая дорога, усеян сотнями сенотов, природными бассейнами с пресной водой. На вид это темная пещера, заполненная мутной водой, и далеко не все сеноты Мексики изучены или исследованы. В одном таком бассейне и была обнаружена лодка. По словам представителя мексиканского института древностей INAH, она относится к 800-900 годам нашей эры, когда происходил закат империи майя, ведь остальные крупные города Мексики процветали, изучая письменность, математику и искусство. О том, остались ли еще в мире потомки древних индейцев, мы рассказывали в этой статье.
Каноэ необычайно ценно для историков, ведь у них нет его аналогов. Чтобы определить точный возраст, они отправили анализ древесины во Францию, где в одном из университетов смогут сказать, к какому году относится находка и из какого вида дерева было сделано это каноэ. Мексиканские археологи пока только предполагают, что майя плавали в сеноте на лодке, чтобы перевозить чистую воду или чтобы совершать ритуальные обряды. Кстати, несколько лет назад искатели сокровищ нашли на дне другого сенота колодец, о чем мы писали здесь.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
На краю сельвы
Вот уже несколько часов наше каноэ, выдолбленное из цельного ствола дерева, поднимается вверх по течению Каньо-Москито, небольшого левого притока реки Парусито. В некоторых местах деревья и кустарники так разрослись, что смыкаются над руслом, образуя зеленые туннели, по которым медленно плывет наше суденышко.
Первый признак присутствия индейцев хоти, который мы встречаем, — примитивный мост: к стволу дерева, перекинутого через речку, привязаны жерди-поручни. После моста на берегу появляются тропинки и брошенные плетеные корзины. Проводники решают свернуть в совсем крохотный приток Каньо-Москито. Полог девственного леса окончательно смыкается над нашими головами, и вскоре мы упираемся в упавшее дерево, полностью перекрывшее русло. Плыть дальше нельзя.
ПОКИНУТАЯ ДЕРЕВНЯ
Во время рекогносцировки на берегу замечаем то и дело теряющуюся в зарослях тропу, которая приводит нас к покинутой на первый взгляд деревне индейцев. Поселение совсем крохотное — два открытых со всех сторон навеса и один глинобитный дом под двускатной пальмовой крышей. Но хотя в деревне никого нет, недавнее присутствие человека чувствуется: нехитрый скарб ожидает хозяев, рядом на пальмовых листьях лежат подгнившие остатки папайи. В центре селения на земле валяется сломанная духовая трубка — настораживающий знак. Что нам делать — не совсем понятно, но, поскольку близится заход солнца, решаем остаться в деревне, по крайней мере до утра.
В сумерках появляются две молодые женщины с детьми. На них грязная рваная одежда и украшения из разноцветного бисера. Одна из женщин немного говорит по-испански — из беседы становится ясно, что чуть дальше есть большая деревня индейцев. Хоти готовят принесенную с собой мелкую рыбешку, варят бананы и несколько початков кукурузы. С наступлением кромешной тьмы в деревню приходят двое мужчин.
Утром мы можем внимательнее рассмотреть друг друга. Один из индейцев вооружен старым и, похоже, сломанным ружьем, другой — копьем с наконечником из мачете. У подростка, пришедшего с женщинами, есть небольшой гарпун для ловли рыбы. Мужчины говорят по-испански вполне сносно, от них мы получаем более полные сведения. Все они пришли из большой деревни хоти.
То место, где мы встретились, когда-то было их деревней, но некоторое время назад здесь что-то произошло (что именно, индейцы так и не рассказали) и хоти ушли отсюда. Вокруг растут папайя и бананы, поэтому аборигены периодически наведываются сюда для сбора урожая.
Вскоре мы снова остались одни: сначала деревню покинули мужчины, а чуть позже и женщины, — собрав фрукты и положив их в корзины, которые они несли на спине, используя налобные повязки. На прощание хоти сказали, что до деревни идти около часа, но следовать за индейцами было нереально: они передвигаются очень быстро, а у нас к тому же с собой был тяжелый груз. Прежде чем выдвигаться в сельву, решаем отправить проводников на разведку. Спустя пару часов они возвращаются ни с чем: за джунглями начинается опаленная солнцем саванна, в которой все тропы теряются.
Новости в сельве, впрочем, распространяются быстро. Очевидно, женщины-хоти рассказали о нашем присутствии, и после обеда к нам пришли новые визитеры. Индейцы обеспокоены — не являемся ли мы нелегальными золотодобытчиками и не претендуем ли на их землю. В ходе непринужденного разговора сомнения хоти относительно наших намерений, к счастью, развеиваются.
Становится окончательно ясно, что новая деревня находится на берегу реки Каньо-Бандарита, другого малоприметного притока Парусито. Есть еще одно селение в верховьях Каньо-Москито, но оно, со слов хоти, тоже было покинуто некоторое время назад.
Индейцы поясняют: место, в котором мы находимся, было оставлено из-за того, что здесь умерли два человека. Но, похоже, истинная причина более серьезна: жители потянулись в деревню покрупнее, к «благам цивилизации».
ИСТОРИЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Каньо-Бандарита такая же мелкая, как и Каньо-Москито. Деревня, где теперь живут хоти, раскинулась у подножия высокого холма. С его вершины открывается замечательный вид: первозданная природа — горы, джунгли, саванна. Над ландшафтом доминирует тепуи Яви, ставшая теперь гораздо ближе. И со всех сторон виднеются хижины, около двух десятков, на небольшом расстоянии друг от друга.
Сюда перебрались индейцы из разных, порой весьма удаленных мест: с рек Каньо-Москито и Каньо-Бандарита, Игуана и Каима.
Похоже, то, что не удалось сделать миссионерам, — собрать индейцев вместе в большом поселении — реализовал один человек, индеец-пиароа по имени Басилио, находящийся здесь на правительственной должности. У него есть помощник Бенжамин, наполовину индеец-мако, наполовину ябарана, говорящий на языках хоти, пиароа, ябарана и испанском.
Бенжамин воспитывает девочку-хоти, осиротевшую несколько лет назад, а в местной школе-хижине Басилио преподает детям основы испанского языка. В доме Бенжамина, стоящем в самом центре деревни, нередко собираются индейцы и, сидя без дела, беседуют о том о сем. В соседнем доме — радиорубка и медпункт с набором простых медикаментов. На берегу реки брат Бенжамина выдалбливает новое каноэ. Трудится один, но говорит, что ему помогают еще двое братьев, поэтому скоро он управится с работой.
Индейцы живут изолированно, и близкородственные связи среди них не редкость. В деревне можно встретить людей с неправильными, порой откровенно уродливыми чертами лица и другими физическими аномалиями — все это результаты кровосмешения.
Я прошу местного шамана, мужчину по имени Мерано, поведать о представлениях хоти — как был создан их мир. Рассказ Мерано поначалу захватывает, но очень скоро я понимаю, что слышал эту историю не раз и не два. Проводники подтверждают мои сомнения, шепнув на ухо, что шаман пересказывает библейскую легенду о сотворении мира.
Мифология хоти остается плохо изученной. Как и у других индейцев, у них много легенд и преданий, но под влиянием миссионеров трансформация традиционных духовных представлений хоти происходит очень быстро.
Мерано сообщает, что шаманы-хоти есть в деревнях на реках Игуана и Махагуа. Возможно, они смогут рассказать что-то новое. Мы решаем оставить деревню и попытаться найти хоти, живущих на берегах Махагуа.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛУИС
В устье Махагуа саванна вплотную подходит к ее черным, плавно текущим водам. Но чем выше по реке, тем гуще тропический лес, встающий по берегам. Упавшие деревья затрудняют продвижение: река настолько загромождена полусгнившими стволами, что в некоторых местах обмелела и каноэ приходится тащить волоком по вязкому илу. Все это наводит на тревожную мысль, что река может окончательно пересохнуть к моменту, когда нам надо будет возвращаться.
За деревьями мелькают два примитивных охотничьих лагеря — легкие навесы из пальмовых листьев, убогая хижина-времянка посреди возделываемой плантации. Наконец, на левом берегу появляется крохотная деревня из трех хижин. На удивление, она принадлежит не хоти, а индейцам панаре, перебравшимся на новое место из саванн у подножия гор Сьерра-де-Маигуалида.