Вихрь — марка лодочных моторов, выпускаемых предприятием «Моторостроитель» (бывшее Куйбышевское объединение), расположенным в Самаре. Данные агрегаты являются подвесными и предназначены для эксплуатации вместе с судами хозяйственного и туристского назначения массой не более 130 кг.
Вихрь 25 был одной из наиболее востребованных модификаций моторов, выпускаемых на «Моторостроителе». Однако в настоящее время данные агрегаты сняты с производства.
Мотор построен по классической для этого сегмента схеме. Узлы в нем располагаются вертикально. Продувка у двигателя дефлекторная. В версиях с индексом «М» она двухканальная и петлевая. Впуск свежей смеси осуществляется через специальное золотниковое устройство, снабженное дисковыми текстолитовыми золотниками.
Все агрегаты бренда «Вихрь» созданы по аналогичной конструктивной схеме. Главным отличием 25-сильной модели является уменьшенный диаметр цилиндров, что сказывается на конструкции поршней, глушителя, блоков цилиндра и точек крепления. Зажигание смеси выполняется от маховичного магнето.
запуск Вихря-25
Дейдвудная труба (промежуточный корпус) связывает редуктор и двигатель. На транце судна лодочный мотор закрепляется посредством струбцины и подвески, снабженной упругими элементами. Редуктор агрегата Вихрь 25 одноступенчатый и конический. Задний и передний ход обеспечивается за счет реверсивного привода гребного винта. Также мотор может работать вхолостую.
Вихрь 25 оснащается трехлопастным гребным винтом. Передача вращения к винту от выходного вала осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы считаются наиболее слабым звеном в цепи. В случае удара винта о препятствие или посторонний предмет шпонка срезается, что защищает от поломки главные элементы мотора. Однако для дальнейшего движения шпонку придется заменить.
Управление двигателем происходит дистанционно или посредством румпеля. Мотор снабжен местом подключения дистанционного управления. Сам двигатель закрывается кожухом, предохраняющем его элементы от грязи и посторонних предметов.
Также в состав агрегата входит генератор переменного тока на 12 В, посредством которого осуществляется заряд аккумуляторов и питание ходовых огней.
Модель можно эксплуатировать в водоемах с глубиной не менее 0,8 м. Большая мощность позволяет двигателю буксировать водного лыжника или двигаться на значительной скорости. Подводная часть агрегата Вихрь 25 сделана из коррозийностойких материалов, потому использовать его можно и в соленой воде.
Задний и передний ход лодки обеспечивается за счет реверсивного привода винта. Использовать мотор без погружения в воду запрещается.
Комплектация двигателя Вихрь 25:
- канистра или бак для топлива со шлангом;
- аккумулятор 6СТ-45;
- руководство по эксплуатации;
- пульт ДУ.
Технические характеристики «Вихрь 20»
Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.
Вихрь-25 — ПЕРВЫЙ ЗАПУСК ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПРОЛЁЖА!
Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.
Масса мотора составляет 48 кг.
Технические характеристики «Вихрь 20»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ «ВИХРЬ»
у моторов моделей «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» — электронное бесконтактное маховичное магдино с выносными высоковольтными трансформаторами
Наименование | Количество | Примечание | |
1 | Лодочный мотор | 1 | |
2 | Бак или канистра для топлива со шлангом | 1 | |
3 | Руководство по эксплуатации | 1 | |
4 | Аккумулятор 6СТ-45 | 1 | к «Вихрь-30, «Вихрь-30 электрон» |
5 | Пульт дистанционного управления | 1 | к «Вихрь-30, «Вихрь-30 электрон» |
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОТОРОВ «ВИХРЬ»
4.1. При расконсервации мотора необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности. 4.2. Запуск мотора с включенным реверсом опасен, так как это может привести к опрокидыванию водителя из лодки. 4.3. Необходимо следить за чистотой мотора, особенно не допускать скопления топливной смеси в поддоне двигателя, т.к. это может служить источником пожара.
4.4. Эксплуатировать лодочный мотор необходимо с поставленным кожухом – обтекателем.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
Отзывы
Лодочный мотор Вихрь 25, несмотря на то, что выпуск его завершился, и сейчас продолжают эксплуатировать многие любители рыбалки из России.
Евгений из Саранска приобрел подержанный двигатель. Вещь оказалась очень хорошей, но не без изъянов. Вода в редукторе, ненадежная помпа и слабые свечи не добавили оптимизма. За время эксплуатации (3 года) мотор подвел всего один раз. Двигатель словил пакет и крутил его до кипения.
Обратный путь пришлось проделывать на веслах. Явным плюсом двигателя является то, что он работает на любом топливе. Причем «проглатывает» Вихрь 25 даже солярку. Работоспособность мотора тоже зашкаливает, а разобрать его и заменить отдельные элементы может даже человек, слабо разбирающийся в технике. Недочетов по мотору также немало.
С первых моделей бренда в данном агрегате в лучшую сторону мало что изменилось.
Кирилл, проживающий в Магадане, назвал Вихрь 25 «живым динозавром». Даже в сравнении с 30-сильной моделью он кажется пережитком прошлого. Единственным достоинством агрегата является его надежность. Модель уверенно работает на высоких и средних оборотах. А вот малые обороты с работой «в натяг» агрегату не слишком нравятся.
Также приходится постоянно контролировать работу охладительной системы. При проходе по песчаному или илистому мелководью регулярно забиваются заборные отверстия. Бывали случаи, что при повороте винта вручную в обратном направлении проворачивались лепестки крыльчатки помпы. В остальном Вихрь 25 вполне нормальная машина.
При наличии набора прокладок, гаек, комплекта гаечных ключей, шплинтов и проволоки можно починить практически любую неисправность в любой точке. Более того, на ходу двигатель отказывает крайне редко. Несмотря на его прожорливость, «кушает» мотор практически любой бензин, а мощность от этого не страдает.
Практически всегда агрегат легко заводится, хотя проблемных узлов у модели хоть отбавляй. К существенным минусам также следует отнести и отсутствие запчастей. Моторы Вихрь 25 давно не производят, потому приобрести запчасти для него сейчас довольно тяжело.
Лодочный мотор Вихрь 25 характеристики и отзывы владельцев
Вихрь 25 – высокопроизводительный мотор российской разработки, который считался одной из самых популярных моделей на постсоветском пространстве, а на сегодняшний день востребован на поддержанном рынке – среди нетребовательных и экономных рыбаков и охотников, а также любителей водных прогулок. Используется преимущественно на маломерных судах – это могут быть прогулочные, туристские, спасательные плавательные средства.
Отличается хорошей тягой и оптимальными скоростными качествами. В двигателе установлен блок цилиндров с поршневыми гильзами, изготовленными с твердосплавным хромированным покрытием. Кроме того, конструкция Вихря-25 включает в себя улучшенное водяное охлаждение, электронное зажигание и трехступенчатую коробку передач. Двигатель изготовлен из компонентов, не подверженных коррозии. Это позволяет эксплуатировать мотор в пресной и соленой воде.
Характеристики потребительского образца
Подвесные моторные системы для лодок Вихрь массово производились на территории СССР. Ими оснащался морской транспорт для перевозки туристов, для морских прогулок, для патрулирования водного пространства. Ещё Вихри использовали на хозяйственных лодках и спасательных шлюпках, то есть практически везде, где необходимо достижение большой скорости перемещения.
Положительными чертами моторной конструкции являются следующие показатели:
- Устройство благодаря различным элементам конструкции позволяет развивать очень высокий уровень мощности;
- Стоимость мотора Вихрь сравнительно небольшая (в два раза меньше, чем у моторных систем, производимых за рубежом, которые имеют схожую мощность);
- Доступность деталей запасного типа;
- Положительная ремонтопригодность — любой дефект конструкции внешней или внутренней может быть устранён (если имеется хотя бы минимальное количество запчастей, а также инструментов).
Несмотря на заметные плюсы аппарата, у него имеется очень много недостатков. К таковым относятся:
- Очень большое сопротивление гидродинамического вида, создаваемое под водой;
- Чересчур повышенный уровень издаваемого устройством шума (владельцы данных лодочных аппаратов понижали этот показатель, используя кожух);
- Не очень удачное месторасположение патрубка выхлопного вида, из-за чего образуется момент гидродинамического типа, который стремится осуществить разворот мотора, и создать румпельное усилие (около шести килограмм).
- Не имеется термостата в охладительной системе на моторах Вихрь, из-за чего исчезает возможность образовывать поддержку нормального режима тепла двигателя;
- Нетипичное крепление винта гребного. Это означает, что отсутствует возможность пользоваться винтами, которые выпускаются иностранными изготовителями;
- Небольшой КПД винта гребного, а также редукторной структуры (владельцы аппаратов полировали винт, а также редукторный корпус, благодаря чему увеличивалось КПД);
- Не совсем оптимальные для многих лодок характеристики винтовой системы гребного вида;
- Редукторная конструкция подразумевает наличие скользящих подшипников, период службы которых очень сильно ограничен, и манжетов уплотнения низкого качества;
- Ненадёжное устройство золотникового вида;
- Малонадёжное магнето;
- Моторные модели отличаются тяжёлым режимом тепла в области верхней цилиндрической структуры конструкции;
- Очень сложная корректировка карбюраторной части.
Дополнительные характеристики
Если изучать базовые характеристики аппарата с тридцатью лошадиными силами, то можно сказать, что в нём присутствуют не совсем крупные охладительные каналы. Из-за этого может происходить частый перегрев мотора, а это нередко становится причиной сокращения двигательного ресурса.
Во время форсировки устройства можно добиться вращения, частота которого составляет от 8500 до 9000 оборотов в минуту в случае применения высокоскоростного винта, шаг которого составляет 282 миллиметра, а это может привести в результате к ремонту, который выльется в весьма крупную сумму.
Для обеспечения удачного форсирования необходимо убрать окна выхлопные, и в неизменном виде оставить окна впускные, доведя до финального результата их помощи напильника и «наждачки» каналы продувного образца, добавив в основную конструкцию ГРМ и ГБЦ. Ещё можно добавить пару клапанов выпускного вида для каждого цилиндрического объекта, что позволить значительно понизить уровень шума и усилить мощность.
Где приобрести устройство?
Купить мотор любой модели можно в интернет-магазинах по следующим ссылкам:
- https://water.drom.ru/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/;
- https://www.farpost.ru/water/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/?boatEngineCycleType%5B%5D=2;
- https://www.olx.ua/transport/prochie-zapchasti/q-%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C/.
Цены на разные модели можно узнать, ознакомившись с таблицей:
Модель | Цена |
«Вихрь-30» | 7000-18000 рублей |
«Вихрь-М», или «Вихрь-25» | 6000-18000 рублей |
«Вихрь-20» | 8000-15000 рублей |
Развитие производства
Из-за сравнительно небольшой конструкционной надёжности, ПЛМ данного образца перестали выпускать. Это произошло, когда производство заметно ухудшилось: моторы могли просуществовать не пятьсот моточасов, но уже сто шестьдесят, до полного ремонта, потому что поршни изготавливались на основе алюминия без внесения таких материалов, как кремний, вольфрам, магний и т.д.
Коленвал же и прочие важные вращающиеся элементы не подвергались закалке, и в неготовом виде выставлялись на продажу. Когда изготовление лодочных изделий подошло к концу, китайский рынок начал заниматься производством комплектующих и различных деталей для изделий марки Вихрь. Но это была в основном кустарная продукция, создававшаяся без соблюдения каких-либо правил в отношении деталей особой важности.
В идеале было бы неплохо возобновить изготовление подобных товаров, однако при условии, что в производственном процессе будут задействоваться современные технологические решения. Допустим, можно было бы оставить конструкцию поршня в неизменном виде (диаметр — 72 миллиметра, юбка высотой в 60 миллиметров), однако отверстие для пальца поршня следовало бы сделать больше по основному диаметру (до двадцати).
Поршневое днище следовало бы оснастить охладительной решёткой с потоками продувочного образца. Также следовало бы использовать кольца поршней, которые сейчас применяются у изделий, то есть моторов от фирм Ямаха и Сузуки. Поршневой ход мотора можно было бы увеличить с шестидесяти миллиметров до восьмидесяти шести. Благодаря такому подходу можно было бы получить значительное повышение уровня мощности при увеличении момента вращения на режиме крейсера (4300 оборотов в минуту).
Дейдвуд следует осовременить (оснастить тринадцатишлицевым соединением), чтобы была возможность инсталлировать винты гребного образца, выпускаемые иностранными производителями.
Источник: xn—-7sbabalfm9b5agnncq8ptb.xn--p1ai
Лодочный мотор Вихрь 25 характеристики и отзывы владельцев
Вихрь 25 – высокопроизводительный мотор российской разработки, который считался одной из самых популярных моделей на постсоветском пространстве, а на сегодняшний день востребован на поддержанном рынке – среди нетребовательных и экономных рыбаков и охотников, а также любителей водных прогулок. Используется преимущественно на маломерных судах – это могут быть прогулочные, туристские, спасательные плавательные средства.
Отличается хорошей тягой и оптимальными скоростными качествами. В двигателе установлен блок цилиндров с поршневыми гильзами, изготовленными с твердосплавным хромированным покрытием. Кроме того, конструкция Вихря-25 включает в себя улучшенное водяное охлаждение, электронное зажигание и трехступенчатую коробку передач. Двигатель изготовлен из компонентов, не подверженных коррозии. Это позволяет эксплуатировать мотор в пресной и соленой воде.
Преимущества
- Проверенная двухтактная конструкция, поддержка 92-го бензина и недорогого моторного масла.
- Установлено электронное зажигание МБ-22 и ручной стартер для быстрого запуска в любую погоду.
- Адаптация не только к пресной, но и к соленой морской воде благодаря высокой степени защищенности – за счет использования неуязвимых к коррозии компонентов в нижней части мотора.
- Рабочий объем 400 куб. см и мощность 25 л. с. обеспечивают большой крутящий момент и классную разгонную динамику.
- Совместимость с судами различных типов – прогулочными, туристическими, спасательными, рыбацкими и спортивными плавательными средствами с высотой транца от 381 мм.
- Мотор имеет простую быстроразборную конструкцию, которую легко собрать или поместить в багажник легкового автомобиля для последующей перевозки.
- Применение карбюраторной системы питания и двухтактной компоновки позволило улучшить ремонтопригодность и снизить стоимость владения.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
Отзывы владельцев о Вихре 25
- Николай, Владивосток. Это один из самых массовых моторов в наших краях. Он есть каждого второго заядлого рыбака. В моем случае Вихрь 25 мне достался от отца, который покупал его в 1990-ых годах. Двигатель до сих пор в рабочем состоянии, хоть и часто барахлит и требует регулярного осмотра. При своевременном обслуживании движок будет радовать еще не один год-два, но я все равно его оставлю для коллекции, даже если куплю более современный мотор. Итак, Вихрь 25 оснащен электронным зажиганием МБ-22, которое улучшает запуск. Мотор заводится быстрее, но не с первого раза. Использую штатные свечи зажигания, покупаю в магазине за копейки. Да и вообще – все расходные материалы и аксессуары можно найти на вторичном рынке, а также в магазине за небольшие деньги. Двигатель потребляет 10 литров в час.
- Михаил, Томск. Надежный и доступный в обслуживании двухтактный мотор, адаптированный для любых задач. Да, он слишком прожорливый и кому-то может оказаться не по карману. Но с другой стороны, к нему можно привыкнуть – и все благодаря высокой ремонтопригодности, дешевым компонентам, расходным материалам и аксессуарам. При желании можно установить вспомогательное оборудование, включая мощный генератор переменного тока, аккумуляторную батарею, а также освещение и навигационную систему. Бензобака объемом 20 литров хватает на пару часов работы – этого достаточно для моих запросов. Занимаюсь в основном рыбалкой и охотой, а для развлечений лучше подобрать что-то более современное. Моторчик неприхотлив к качеству горючего и поддерживает низкооктановое горючее.
- Иван, Калининградская область. Неприхотливый обслуживании мотор, очень дешевый в эксплуатации – при условии, если вы мастер на все руки. Предупреждаю – данная модель предпочтительна к покупке для тех, кто разбирается в ремонте, кто готов экспериментировать, дорабатывать, устранять заводские недочеты и, короче говоря – кто не против покопаться часами в гараже. Безусловно, на это нужно время. Я бы сказал, это отличный вариант для пенсионеров, таких как я. Вот я и купил себе на юбилей старенький Вихрь 25, который наверняка прослужит еще не менее двух-трех лет, а потом поживем-увидим. Я его регулярно обслуживаю, берегу как зеницу ока, так сказать. Двигатель оснащен электронным зажиганием и адаптирован под любое моторное топливо и масло – переваривает все, что угодно. Можно заправляться бензином от Аи-91 и выше. Качество сборки посредственное, но это не главное в таком моторе. Он работает и идеально подходит для рыбалки.
- Максим, Тверская область. Весьма технологичный агрегат, несмотря на кучу недостатков – но в основном это возрастные нюансы и заводские недочеты, которые легко доработать своими силами. Я нисколько не пожалел отдать за легендарный Вихрь 25 15 тысяч рублей – всего лишь. Тем более, 25 лошадиных сил на дороге не валяются, и это вам не 25 китайских силенок. Да, двигатель много кушает топлива и масла. Да, он не совсем удобный в обслуживании, требует регулярного подкручивания винтов и гаек, смазки и проверки уровня/состояния топлива/масла. Предварительная смазка кому-то покажется неудобной, но я привык достаточно быстро – может, потому что я привык к гаражной работе, ведь у моего отца был Москвич-412. Что мы с ним только не вытворяли, но это отдельная история. Вихрь 25 весьма динамичен и позволяет перевозить грузы, пассажиров, а также лыжников. Потребляет 10-12 л в час.
О модели
Подвесной двухтактный лодочный мотор Вихрь 25 имел очень большой расход топлива, за час он вырабатывал до 11 литров бензина. Топливный бак вмещал 22 литра горючего, так как бак у мотора был внешним, его можно было зафиксировать в любом месте судна.
Мотор Вихрь 25 оснащен двумя цилиндрами, которые имели систему охлаждения проточной прохладной водой. Дейдвуд мотора за счет помпы сбрасывал часть охлажденной воды.
Глушитель мотора Вихрь 25 выполнен по типу коробки из алюминиевого материала.
Мотор Вихрь 25 оснащен регулятором карбюратора, на нем возможна установка количества холостых оборотов.
В комплектацию лодочного двухтактного мотора входит бак для топлива, шланг для заливки топлива, пульт дистанционного управления и инструкция по эксплуатации на русском языке.
Обзор лодочных моторов Вихрь
В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».
Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.
За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.
Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.
Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.
Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.
Отзывы
Лодочный мотор Вихрь 25, несмотря на то, что выпуск его завершился, и сейчас продолжают эксплуатировать многие любители рыбалки из России.
Евгений из Саранска приобрел подержанный двигатель. Вещь оказалась очень хорошей, но не без изъянов. Вода в редукторе, ненадежная помпа и слабые свечи не добавили оптимизма. За время эксплуатации (3 года) мотор подвел всего один раз. Двигатель словил пакет и крутил его до кипения.
Обратный путь пришлось проделывать на веслах. Явным плюсом двигателя является то, что он работает на любом топливе. Причем «проглатывает» Вихрь 25 даже солярку. Работоспособность мотора тоже зашкаливает, а разобрать его и заменить отдельные элементы может даже человек, слабо разбирающийся в технике. Недочетов по мотору также немало.
С первых моделей бренда в данном агрегате в лучшую сторону мало что изменилось.
Кирилл, проживающий в Магадане , назвал Вихрь 25 «живым динозавром». Даже в сравнении с 30-сильной моделью он кажется пережитком прошлого. Единственным достоинством агрегата является его надежность. Модель уверенно работает на высоких и средних оборотах. А вот малые обороты с работой «в натяг» агрегату не слишком нравятся.
Также приходится постоянно контролировать работу охладительной системы. При проходе по песчаному или илистому мелководью регулярно забиваются заборные отверстия. Бывали случаи, что при повороте винта вручную в обратном направлении проворачивались лепестки крыльчатки помпы. В остальном Вихрь 25 вполне нормальная машина.
При наличии набора прокладок, гаек, комплекта гаечных ключей, шплинтов и проволоки можно починить практически любую неисправность в любой точке. Более того, на ходу двигатель отказывает крайне редко. Несмотря на его прожорливость, «кушает» мотор практически любой бензин, а мощность от этого не страдает.
Практически всегда агрегат легко заводится, хотя проблемных узлов у модели хоть отбавляй. К существенным минусам также следует отнести и отсутствие запчастей. Моторы Вихрь 25 давно не производят, потому приобрести запчасти для него сейчас довольно тяжело.
Покупка и обслуживание
В настоящее время покупка лодочного мотора Вихрь 25 невозможна, так как завод производитель остановил изготовление моторов в 2010 году. Лодочный мотор Вихрь 25 можно приобрести с рук, цена его находится в пределах от 10000 до 20000 рублей.
Если мотор приобретается с рук, то следует проверить его работоспособность в водоеме. Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу. Герметичность корпуса мотора должна быть высокой и не пропускать выхлопные газы, воду.
При покупке лодочного мотора Вихрь 25 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.
Обслуживание лодочных моторов Вихрь 25 требует повышенного внимания, так как механизм достаточно старый и некоторые детали требуют замены.
Полное обслуживание мотора Вихрь 25 проводится ежегодно. После каждой эксплуатации мотор проходит осмотр на наличие повреждений корпуса и видимых деталей конструкции.
Потребительские характеристики[править | править код]
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.
Достоинства[править | править код]
- достаточно высокую мощность;
- невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700-800 долларов США.
- доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
- хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;
Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.
Недостатки[править | править код]
Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:
- слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
- довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
- неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
- отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
- нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
- низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
- неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
- в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
- неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падениям человека, запускающего мотор, за борт;
- невысокая надёжность золотникового устройства;
- на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
- ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
- затрудненная регулировка карбюратора.
- на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.
Любительские доработки[править | править код]
Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.[1]
Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте, конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые обычно получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда, за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30-60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения, только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.
Источник: delfin-pena.ru
Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Вихрь 25 – высокопроизводительный лодочный мотор, один из самых массовых на отечественном рынке. Данная модель занимает лидирующие позиции в бюджетной ценовой категории, поскольку в этом сегменте ей нет равных в плане мощности. Не смотря на тот факт, что мотор разработан еще в СССР, многие технические решения модифицированы под современные требования.
Улучшились показатели экономичности и экологичности, повысилось удобство управления, появились дополнительные функции, а дизайн остался таким же классическим. Отзывы покупателей подтверждают, что у Вихря 25 до сих пор гораздо больше преимуществ, нежели недостатков. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Также выделим технические особенности модели и рассмотрим отзывы покупателей об этом моторе.
Общие сведения и конструкция
Вихрь 25 – конструктивно простой лодочный мотор с румпельным управлением и электронным стартером. Двигатель имеет проверенную временем двухтактную компоновку, у которой нет сложных технических новшеств. За счет этого Вихрь 25 можно считать одним из самых ремонтопригодных моторов на сегодняшний день.
Его можно обслуживать самостоятельно, используя при этом минимальный набор инструментов. Многие ценят двигатель именно за простоту обслуживания и недорогие запчасти. Именно в этом заключается главное достоинство рассматриваемой модели.
Вихрь 25 предназначен для использования в туристических и коммерческих целях. Он идеально подходит для профессиональных рыбаков и охотников, а благодаря приличной мощности его можно использовать для активных поездок и заплывов на длинные расстояния.
Набор скорости происходит практически мгновенно – во многом благодаря не столько мощности, сколько хорошим тяговым характеристикам. К тому же, высокая мощность позволяет эксплуатировать данный агрегат в спасательных целях. Его можно устанавливать в маломерные и среднеразмерные суда, в том числе надувные лодки и катера со стандартным транцем.
Надежную защиту от коррозии обеспечивает особый антикоррозионный сплав из нержавеющей стали, а также повсеместное использование алюминия в подводной части мотора. Вихрь 25 оснащен новым блоком цилиндров с поршневыми гильзами, особенностью которых является твердосплавное хромированное покрытие.
Также отметим совершенно новую конструкцию крыльчатки, которая является одним из элементов вихревой помпы системы водяного охлаждения. Эта особенность позволила улучшить качество охлаждения, повысить производительность мотора на высоких нагрузках. К тому же, теперь он способен работать в запредельном режиме в течение длительного времени. Еще раз обратим внимание на мощную антикоррозионную защиту, за счет которой удалось повысить проходимость по рекам, озерам, соленым морским водам, а также в условиях подводных препятствий, с большим количеством водорослей, ила, камней и других преград.
Можно сказать, лодочный мотор Вихрь 25 не имеет аналогов в мире по стоимости и мощности. При соблюдении всех правил эксплуатации двигатель прослужит максимально долго, и будет радовать бесперебойной работой.
Покупка и обслуживание
В настоящее время покупка лодочного мотора Вихрь 25 невозможна, так как завод производитель остановил изготовление моторов в 2010 году. Лодочный мотор Вихрь 25 можно приобрести с рук, цена его находится в пределах от 10000 до 20000 рублей.
Если мотор приобретается с рук, то следует проверить его работоспособность в водоеме. Так как система выброса выхлопных газов осуществляется непосредственно в атмосферу, нужно убедиться в правильной работе винта, так как именно через него газ выходит наружу. Герметичность корпуса мотора должна быть высокой и не пропускать выхлопные газы, воду.
При покупке лодочного мотора Вихрь 25 нужно осмотреть его корпус на наличие видимых сколов, трещин, царапин и выбоин, их быть не должно. Обязательно нужно осмотреть поддон двигателя, так как мотор предназначен для эксплуатации по мелководью и прибрежным зонам.
Обслуживание лодочных моторов Вихрь 25 требует повышенного внимания, так как механизм достаточно старый и некоторые детали требуют замены.
Полное обслуживание мотора Вихрь 25 проводится ежегодно. После каждой эксплуатации мотор проходит осмотр на наличие повреждений корпуса и видимых деталей конструкции.
Характеристики
- Тип мотора – бензиновый, двухцилиндровый двухтактный
- Рабочий объем – 0,4 литра
- Мощность – 25 лошадиных сил
- Максимальные обороты в минуту – 5000
- Зажигание – электронное МБ-22
- Тип системы смазки – предварительное смешивание
- Рекомендуемое соотношение смешивания бензина и масла – 40:1
- Вместимость бака, л – 22
- Вес – 45 кг
- Скорости – передняя, задняя, нейтральная
- Система запуска – ручного типа.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
Обкатка
В перечне заводских рекомендаций для владельца мотора Вихрь 25 заявлены своевременное обслуживание, которое проводится согласно регламенту, а также выполнение специальных испытаний. Эти испытания можно считать первым этапом эксплуатации лодочного мотора. Главной задачей испытаний является адаптация мотора к местным условиям.
По сути, данная процедура представляет собой обкатку, в процессе которой происходит полная оптимизация всех рабочих органов мотора. В ходе обкатки двигатель должен работать как на полную мощность, так и в режиме самых низких оборотов. Иными словами, для адаптации деталей важно задействовать весь диапазон оборотов. Таким образом, мотор станет не только более надежным, но и менее затратным в эксплуатации.
Подготовка к обкатке не менее важна, чем сама процедура. Так, перед обкаткой необходимо проверить все узлы и агрегаты мотора. Например, обратим внимание на систему охлаждения, которая в исправном состоянии будет выпускать струю воды в виде фонтана.
Перед заправкой расходных материалов мотор надо зафиксировать строго в вертикальном положении. Все заправочные жидкости должны соответствовать рекомендуемым заводским параметрам. Для заправки масла в редуктор подойдет медицинский шприц емкостью 120 мл. Что касается изготовления топливной смеси, для этого нам понадобится бензин и масло в пропорции 40:1. Так как обкатка проводится 10 часов, нам потребуется большое количество горючей смеси.
Обкатка должна происходить в любом водоеме – реке, озере, море, океане – где угодно, но только не в бочке. Надо признать, что в бочке столь мощный мотор скорее перегреется, получит тепловой удар и выйдет из строя, чем адаптируется к окружающей среде. А море или речка – естественные условия, наиболее благоприятные для 10-часовой процедуры.
Приступаем к обкатке
- Сначала двигатель должен поработать на холостом ходу в течение 30-60 минут – до тех пор, пока он не нагреется до рабочей температуры
- Примерно через час можно начинать движение, при установке мотора на низкие обороты
- Обороты надо регулировать, соблюдая переменную нагрузку – это очень важно для адаптации деталей. Как писалось выше, надо задействовать более широкий диапазон оборотов. Но при этом надо иметь ввиду, что мощность мотора должна постепенно увеличиваться. Тяга должна повышаться каждый час примерно на 5-10 процентов – до тех пор, пока мощность мотора не достигнет 80-90 процентов. По предварительным подсчетам, на это уйдет 8-9 часов. На мощности 100% мотор будет сильнее подвержен перегреву, поэтому здесь надо еще надо смотреть по состоянию системы охлаждения
- Продолжаем передвигаться с переменной скоростью вплоть до окончания процедуры. В конце обкатки необходимо остудить двигатель на холостых оборотах. Затем можно выключить зажигание, и слить отработанный материал. При необходимости заменить свечи зажигания, заправить новые жидкости. Обкатка завершена. На следующий день мотор готов к эксплуатации в обычном режиме.
Руководство по эксплуатации моторов «Вихрь-30», «Вихрь-25»
Источником тока на моторах «Вихрь-М», «Вихрь-30» и «Вихрь-30Р» служит магдино МВ-1 маховичного типа, которое состоит из маховика с закрепленными на нем магнитами в основания магдино. На основании магдино смонтированы две катушки питания зажигания, две катушки освещения, два прерывательных механизма с конденсаторами и фильц для смазки кулачков. В систему электрооборудования моторa, кроме магдино МВ-1, входят два трансформатора ТЛМ и две свечи зажигания CИ-l2РT. В трансформаторе ТЛМ преобразуется ток низкого напряжения вырабатываемый катушкой питания зажигания магдино, в ток высокого напряжения (16—18 тыс. вольт), который подается на свечи зажигания.
Схема электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р» 1- катушка питания; 2 – свеча; 3 – конденсатор; 4 – прерыватель; 5 – кулачок; 6 – катушка освещения; 7 – блок ВБГ-3А; 8 – электролампа; 9 – трансформатор; 10 – кнопка «стоп».
Схема системы электрооборудования моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30Р» представлена на Рис. 6. Изменение угла опережения зажигания в необходимых пределах осуществляется за счет поворота основания магдино с помощью рычага на тяге привода дроссельной заслонки карбюратора в зависимости от величины её открытия. В катушках освещения магдино при работе двигателя вырабатывается ток для питания судовых ламп. Мощность тока катушек освещения при работе двигателя на 5000 об/мин — 30 ватт, напряжение — 12 вольт.
. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30» 1- катушка питания зажигания; 2 – конденсатор; 3 – кулачок; 4 – прерыватель; 5 – катушка освещения; 6 – кнопка «стоп» на поддоне; 7 – кнопка «стоп» на пульте; 8 – кнопка «пуск» на пульте; 9 – стартер СТ-369; 10 – аккумулятор 6СТ-45; 11 – блок ВБГ-3А; 12 – трансформаторы ТЛМ; 13 – свечи
Провода от катушек освещения (одинакового цвета — желтого, оранжевого или коричневого) выводятся на алюминиевые корпуса диодов блока ВБГ-3А, провод от прерывателя верхнего цилиндра (белого натурального цвета) на правую крайнюю клемму и провод от прерывателя нижнего цилиндра (черного или фиолетового цвета) — на среднюю клемму блока. В систему электрооборудования мотора «Вихрь-30», кроме узлов системы зажигания (магдино МВ-1, трансформаторов ТЛМ и свечей СИ-12РТ), входят аккумуляторная батарея 6СТ-45 и электростартер марки С’Т-369.
Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30» представлена на Рис. 6а. Вырабатываемый катушками освещения ток через блок ВБГ-3А подается аккумуляторной батарее для ее подзарядки. Питание стартера в момент пуска двигателя и питание бортовой сети судна осуществляется от аккумуляторной батареи. Включение стартера производится путем нажатия на кнопку «пуск» на пульте дистанционного управления.
Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон» и «Вихрь-30Р электрон»: 1 – магнето МБ-2; 2 – блок ВБГ-3А; 3 – трансформаторы; 4 – кнопка «стоп»; 5 – электролампа.
Предупреждение:
1. Запрещается работать с отсоединенной одной свечой и проворачивание маховика с отключенными трансформаторами или свечами во избежание пробоя и выхода из строя искрогасительных конденсаторов. В случае необходимой прокрутки коленвала с отсоединенными свечами высоковольтные провода обязательно заземлять.
2. Во избежание несчастного случая запрещается прикасаться к оголенной части проводов от магдино к трансформатору и от трансформатора к свече при работе мотора. 3. На моторах «Вихрь-М» и «Вихрь-30» при включении электроламп с суммарной мощностью меньше 30 вт возможно их перегорание.
4. Для обеспечения надежного искрообразования на свечах мотора необходимо освещение включать после запуска двигателя. На моторах «Вихрь-25Р» электрон», «Вихрь-30Р электрон» и «Вихрь-30 электрон» установлена электронная система зажигания. Электронное магнето имеет тиристорную схему с накоплением энергии в конденсаторе. На основании магнето установлен катушка освещения для питания бортсети судна, генераторные катушки, вырабатывающие энергию для искрообразования, и электронный блок с датчиком. При вращении маховика выступы полюсных башмачков, проходя мимо датчика, вызывают разряд накопительного конденсатора через высоковольтные трансформаторы, повышающие выходное напряжение до 12-30 тыс. вольт, которое подается на свечи зажигания.
. Схема электрооборудования мотора «Вихрь-30 электрон»
Из основания магнето выведены 3 пары проводов. Провода от катушек освещения белого цвета, провода к трансформаторам – синего цвета для нижнего цилиндра, зеленого – для верхнего, провода к кнопке «стоп» — красного (черного) цвета. Схема электрооборудования моторов «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь-30 электрон» — на Рис. 7а.
В случае, если на вашем моторе установлено модернизированное магнето МБ-2 (переработана схема, улучшены параметры: понижены начальные обороты искрообразования и др.), то оно отличается внешне от ранее выпускаемого количеством выводов – 5 вместо 6, причем на кнопку «Стоп» задействован один провод (красный, черный), а второй провод от кнопки «Стоп» соединяется с «Массой» с помощью провода-перемычки. В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки.
Электронный блок выполнен на бескорпускных элементах, защищен компаундом и поэтому неремонтоспособен и разборке не подлежит. ВНИМАНИЕ! При работе с электрооборудованием мотора отключайте аккумулятор. При замыкании проводов, ведущих к трансформаторам, на плюс аккумуляторной батареи магнето выходит их строя. В случае отсутствия или ослабления искры следует проверить целостность проводов и отсутствие замыкания или загрязнения кнопки «стоп».
Отзывы владельцев
- Дмитрий, Москва. Двигатель на удивление качественно собран, и за 20 лет пользования ни разу не сломался по-крупному. Капитального ремонта никогда не было. Данный силовой агрегат еще даст фору любому импортному движку, что тут о китайцах говорить. В меру производительный и экономичный. Он без проблем подошел к моей ПВХ-лодке. Вихрь 25 один из самых шумных моторов, но низкая цена компенсирует все минусы.
- Игорь, Киев. Вихрь 25 – нормальный русский мотор своего времени. Он довольно мощный и тяговитый, простой в обслуживании. На него до сих пор можно найти запчасти, и к тому же они очень дешевые. Недостатки – большие габариты и тяжелая масса, так что с установкой пришлось повозиться. Но надо признаться, что от этого утяжеления нисколько не пострадала ни динамика, ни максимальная скорость. Расход топлива не меньше 10 литров под нагрузкой. При езде в загруженном состоянии – три человека и плюс 1000 кг груза – максимальная скорость не превышает 20 км/час. У меня лодка Казанка-5 М2. Двигатель работает без перебоев, шумы и вибрации вполне умеренные, румпельное управление – очень удобное и эргономичное. Корпус мотора выполнен в классическом стиле советских времен. Дизайна по сути нет, ведь это рабочая лошадка на каждый день. При грамотном обслуживании этот движок будет служить долго. У меня например он с 1990 года.
- Алексей, Краснодарский край. Мотор понравился, но требует к себе частого ремонта. Зато его легко чинить, и причем не важно какой сложности поломка. Все ремонтируется согласно инструкции – везде легко подлезть и поддеть. Запчасти дешевые. Обязательное ТО надо проходить хотя бы раз в год. Расход топлива в 15 литров в час – худший показатель на фоне современных моделей. Но мощность приличная. 25 лошадей достаточно для рыбалки, охоты, водных прогулок и приключений.
Двигатель
2-тактный 2-цилиндровый мотор Вихрь 25 имеет принудительное охлаждение забортной водой. За это отвечает специальная помпа, которая выбрасывает часть охлаждающей воды из отверстия дейдвуда. Для минимизации шума агрегат снабжен глушителем, представляющим собой алюминиевую коробку с водяной рубашкой для охлаждения.
Система питания в двигателе относится к карбюраторному типу и имеет два регулировочных элемента. Владелец мотора также может устанавливать количество оборотов холостого хода.
Источник: alye-parusa55.ru