Подводные лодки проекта 627 — 627А «Кит» — первые советские атомные подводные лодки. Фактически, только головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по измененному проекту 627А. Проектировало и строило эти корабли конструкторское бюро «Малахит». Всего было построено 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны.
Лодки проекта получили оптимизированную для подводного хода скругленную эллипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения главного артиллерийского склада в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости. Для повышения надежности было введено дублирование основных агрегатов, поэтому была принята двухвальная двухвинтовая схема движения. Основой энергетической системы стали два водо-водяных ядерных реактора и два турбогенератора.
ТОП-5 лучших атомных подводных лодок современности
Обеспечение нормальной работы экипажа в условиях длительного пребывания под водой без контакта с атмосферой и с работающими ядерными реакторами стало важной проблемой. Для ее решения была применена комплексная система кондиционирования и вентиляции. АПЛ проекта состояли на службе в течение около 30 лет. Подлодки участвовали в несении боевой службы, отправляясь в дальние боевые походы в любых широтах, в том числе производили всплытия близ Северного полюса, ходили в тропические широты, совершали кругосветные походы.
Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 627А
Кодификация НАТО: «November»
Водоизмещение:
— надводное: 3065 т
— подводное: 4750 т
Бронирование: Нет, материал внешнего корпуса: маломагнитная сталь.
Экипаж: 104 человека, из низ 30 офицеров
Силовая установка: Атомная установка типа ВМА с двумя водо-водяными реакторами, суммарной мощностью 2 х 17500 л.с.
Дальность хода: Не ограничена
Автономность: 50 суток
Глубина погружения: 300 м
Максимальная скорость:
— надводная: 15,2 узла
— подводная: до 30 узлов
Вооружение: 8 х 533 мм торпедных аппаратов, боезапас — 20 торпед
12 апреля 1971 года в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка К-8 затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана. Причиной гибели советской атомной подводной лодки стал пожар, возникший четырьмя днями ранее в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту. Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Гибель «К-8» стала первой крупной катастрофой в истории отечественного атомного флота. Субмарина покоится в 490 километрах северо-западнее Испании.
8 апреля 1971 года подводная лодка К-8 находилась в районе Азорских островов, на борту судна возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту. Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» входила в состав Северного флота. Субмарина была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР.
Акула — крупнейшая подводная лодка в мире
26 марта 1966 года у причалов бухты Крашенинникова, Камчатский край завершилось кругосветное плавание советских атомных подводных лодок проекта 627А с оперативно-тактическим номером К-133 и проекта 675 с номером К-116. Поход показал, что Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для отечественных атомных подводных лодок. Также он открывал и новые возможности для маневра между Северным и Тихоокеанским флотами. Подобным маршрутом перебазировались впоследствии отечественные атомные ракетоносцы.
8 февраля 1966 года с пункта базирования Западная Лица на Кольском полуострове началось беспрецедентное кругосветное плавание группы советских атомных подводных лодок. Подвиг российских моряков до сих пор никто не смог повторить. Этот рекорд был своеобразным ответом на полет американцев на Луну. Только вот о советской кругосветке никто ничего не знал. Отряд подлодок ни разу не был обнаружен противолодочными системами НАТО.
Источник: rus.team
Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»
Российская атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» была разработана конструкторским бюро морской техники «Рубин» и является головным кораблём проекта 955 «Борей». Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности.
«Юрий Долгорукий» — это атомная подводная лодка (АПЛ) с баллистическими ракетами нового поколения, построенная судостроительным заводом Севмаш для ВМФ России и является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи.
АПЛ «Юрий Долгорукий» будет использоваться Тихоокеанским флотом ВМФ России и станет ключевым компонентом атомного подводного флота страны. Субмарины класса «Борей» предназначены для замены подводных лодок ВМФ России класса Дельта III, Дельта IV и Тайфун.
Подводная лодка проекта 955 «Борей». Источник: Московские новости |
В мае 2012, российский министр обороны подписал контракт на поставку 5 новых атомных субмарин Проекта 955 «Борей». ВМФ России планирует приобрести 10 новых субмарин класса «Борей» к 2020 году.
Этапы создания группировки стратегических АПЛ четвертого поколения (проекты 955 и 955А «Борей») |
Строительство и ходовые испытания «Юрия Долгорукого»
Киль «Юрия Долгорукого» был заложен в ноябре 1996 года, но строительство затянулось в связи с финансовыми ограничениями. Наконец, субмарину спустили на воду в феврале 2008 года, а первый ядерный реактор на подводной лодке был запущен в ноябре 2008 года.
Первые ходовые испытания начались в июне 2009 года, и были завершены в июле 2010. Последующие испытания завершились в сентябре 2010 года. Подводная лодка совершила успешный запуск первой морской баллистической ракеты «Булава» RSM-56.
Лодка Долгорукий прошла государственные испытания в начале 2012 года перед вводом в эксплуатацию, запланированным в июле 2012 года. В настоящее время строятся еще две подлодки класса «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
АПЛ «Юрий Долгорукий», головной корабль проекта 955 «Борей» |
РПКСН «Юрий Долгорукий» |
Основные характеристики атомной подводной лодки
По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки — она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК «Иртыш-Амфора».
Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20.
Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения — планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.
Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ — двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR).
Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» — это первая подлодка, использующая такой тип движителя.
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт — аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) — «Алиот». На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название «Азурит-90».
- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.
ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ «Рубин» А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).
Механика — один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М — водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).
Энергетика — вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание — вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива — 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой «Луга-Б» / «Луга-Борей». Система централизованного электропитания «Косинус-Б» / «Косинус-Борей».
Система спасения — всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).
Длина «Юрия Долгорукого» — 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.
- Экипаж — 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
- Длина -170 м
- Ширина — 13,5 м
- Осадка средняя: 10 м
- Водоизмещение надводное — 14720 т
- Водоизмещение подводное — 24000 т
- Скорость надводного хода — 15 уз
- Скорость подводного хода — 29 уз
- Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях — 5 уз
- Глубина погружения предельная — 450-480 м (по разным данным)
- Глубина погружения рабочая — 380-400 м (по разным данным)
- Автономность — 90 суток (по запасам)
Вооружение:
АПЛ «Юрий Долгорукий» вооружена баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) «Булава» RSM-56, которые разработаны Московским институтом теплотехники. «Булава» представляет собой морской вариант межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М SS-27.
Одобрена для использования в декабре 2011. Подлодка «Юрий Долгорукий» может нести 16 БРПЛ «Булава»
Ракетный подводный крейсер тактического назначения «Юрий Долгорукий» |
Погрузка БРПЛ 3М30 «Булава» на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955, г.Северодвинск, 2010-2011 г.г. |
Источник: Морские стратегические ракетные комплексы. М., «Военный парад», 2011 г. |
Старт МБР «Булава» |
Источник: Известия |
На подводной лодке «Юрий Долгорукий» используется корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс).
Система подготовки ТА «Гринда». Борей «Юрий Долгорукий» имеет 8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад»). Боекомплект — общий — не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.
Люк для погрузки боезапаса торпедных аппаратов и крышки пусковых установок СГАПД на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955, г.Северодвинск, ПО «Севмаш», 17 сентября 2009 г. |
Источник: http://forums.airbase.ru/ |
- МГ-104 «Бросок»
- МГ-114 «Берилл»
Кроме того АПЛ «Юрий Долгорукий» имеет 3 ПЗРК «Игла» с боекомплектом в 8 ЗУР.
Оборудование
На подлодке «Юрий Долгорукий» используется БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Округ» — по возможностям класса не ниже БИУС «Омнибус» разработки концерна «Моринформсистема «Агат» (ЦНИИ «Агат», используется на ПЛА пр.971), объединяющая в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими БЦВМ. БИУС корабля может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной системе передачи данных.
- конформная крупногабаритная основная антеннай «Амфора» с цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М»; По неподтвержденным данным на ПЛА пр.09551 устанавливается ГАС «Скат-3М», использование ГАС «Иртыш-Амфора-Б» предполагается на ПЛА пр.09552. ГАС «Стак-3М» представляет из себя доработанную основную антенну ГАС «Скат-3» (используется на ПЛА пр.971) совмещенную с аппаратно-информационной частью комплекса «Иртыш-Афмора-Б», включая оптиковолононные линии передачи информации и прочную капсулу с аппаратурой первичной обработки информации.
- боковые конформные антенны большой площади;
- буксируемая антенна ГАС в обтекателе вертикального оперения ПЛ.
Состав ГАК ПЛАРБ пр.955:
- носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
- 2 х бортовых конформных антенны большой протяженности;
2) Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
3) Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи «Структура» ОАО «Океанприбор» (или одна из моделей данной системы). Аппаратура госопознавания.
4) Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны (аналогична используемой на ПЛА «Гепард» пр.971 расположена в обтекателе на верхнем вертикальном руле).
5) Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов (ОКР с 1985 г., главный конструктор Ю.С.Перельмутер, ЦНИИ «Морфизприбор»).
- ГАС миноискания класса МГ-70
- ГАС измерения скорости звука в воде класса «Жгут-М»
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов класса «Винт-М»
- эхоледомер типа «Север-М»
- обнаружитель разводий во льдах аналогичный НОР-1
- обнаружитель полыней во льдах аналогичный НОК-1
Дальность обнаружения целей ГАК — более 220-230 км (по аналогии с пр.971)
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей — не менее 30 (аналогично пр.971)
РЛС более совершенная, чем «Радиан-У» / SNOOP PAIR с ПМУ МРКП-59 (аналогичное ПМУ используется на ПЛА пр.971).
Система РЭБ класса системы РЭБ «Бухта»
РЛС госопознавания класса «Нихром-М» / AMBER LIGHT
Радиопеленгатор класса «Зона» / RIM HAT
Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Б» / Булат-Борей».
Система управления электро-энергетической системой «Луга-Б» / «Луга-Борей».
Система централизованного электропитания «Косинус-Б» / «Косинус-Борей».
Навигационный инерциальный комплекс — вероятно, «Симфония-У» (или аналогичный) с гирокорректором «Скандий» и БЦВМ. Максимальное время хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания — более 7 суток (в подводном положении без определения места). Один из лучших результатов по точности работы НК получен в 2002 г. в ходе боевой службы ПЛА К-295 пр.971 — за 6.5 суток в подводном положении без определения места ошибка местоположения ПЛА не превысила 10 кабельтовых (1852 м). Для прицеливания БРПЛ используются ГАС привязки координат к подготовленному району пуска.
Система спутниковой навигации класса не ниже, чем «Синтез».
- система спутниковой связи
- УКВ-радиостанция
- радиостанции других диапазонов
Оптическая обзорная ТВ-система класса МТК-110 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м). Перископы командирский не хуже, чем ПЗКЭ-21 «Лебедь» и штурманский астронавигационный перископ не хуже, чем «Сигнал-3».
Проекции ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955 |
Источник: http://forums.airbase.ru/ |
Компоновочная схема ПЛАРБ пр.955 «Юрий Долгорукий». Автор — Deep Blue |
Источник: http://paralay.com/ |
Первый официальный снимок без ретуши — ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955 на ходовых, 2010 г. (фото — О.Петров, ПО «Севмаш» |
Источник: http://www.sevmash.ru/ |
- Связанные темы
Источник: vpk.name
«Идеальный перехватчик»: как подлодка «Лира» стала самой быстрой субмариной советского флота
50 лет назад в Ленинграде со стапелей сошла первая атомная подлодка К-64 проекта 705 «Лира». Это была первая в мире серийная субмарина, оснащённая реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Для нужд ВМФ СССР были построены семь таких подлодок. Невероятные скоростные характеристики «Лиры» позволяли ей перехватывать любой корабль противника и уходить от торпедных атак. К середине 1990-х годов все субмарины были утилизированы, однако отечественные инженеры широко используют технологический задел, реализованный в проекте 705.
22 апреля 1969 года на воду была спущена головная атомная подлодка (АПЛ) К-64 проекта 705 «Лира». Спустя два с половиной года субмарина вошла в состав ВМФ СССР, став первым в мире серийным атомоходом, оснащённым ядерным реактором с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). В общей сложности советский флот получил семь подобных АПЛ.
«Лира» разрабатывалась в период бурных дискуссий о будущем атомного подводного флота. Минобороны СССР рассчитывало получить от оборонно-промышленного комплекса (ОПК) субмарины, которые превзошли бы американские образцы по ряду ключевых характеристик: уровню шума, скорости, автоматизации процессов управления.
Советский Союз начал строительство атомных подводных лодок на несколько лет позже США. В 1960—1962 годах в строй вошли восемь крейсеров проекта 658, в 1967—1969 годах — 11 атомоходов проекта 667А «Навага». Однако по состоянию на конец 1960-х годов в составе ВМС США уже находилось около 40 АПЛ различного назначения.
«Москва стремилась достичь паритета с Вашингтоном в атомном подводном флоте. Такие субмарины, вооружённые баллистическими ракетами, позволяли скрытно подходить к берегам противника и наносить ядерные удары. Советскому Союзу требовались атомоходы как с баллистическими ракетами, так и лодки-охотники за подводными силами противника. «Лира» как раз и была таким охотником», — пояснил в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Отечественная школа строительства АПЛ заметно отличалась от американской. Минобороны СССР делало акцент на живучести подводных лодок. В связи с этим советские субмарины строились по двухкорпусной схеме. Внешняя лёгкая оболочка была водопроницаемой, а внутренний корпус, наоборот, был прочным. Это увеличивало запас плавучести атомохода и шансы на спасение экипажа после попадания торпеды или затопления одного из отсеков при аварии.
Однако недостатки подобной конструкции заключались в крупных массогабаритных характеристиках и повышенном уровне шума, который создавала вода, проникавшая через внешний обтекатель при погружении подлодки. Соединённые Штаты строили исключительно однокорпусные АПЛ, отдавая приоритет малошумности и жертвуя безопасностью экипажа.
Также по теме
Прыжок на «Хиросиму»: как в Атлантическом океане спасали атомную подлодку К-19
10 марта 1972 года в Атлантическом океане была проведена уникальная операция по спасению первой советской атомной подводной лодки.
«В СССР и США сформировались разные конструкторские школы. Хотя это не мешало двум державам «подглядывать» друг за другом и заимствовать отдельные технические решения. Какая школа была лучше, сказать однозначно нельзя. Серьёзные преимущества и недостатки были как у двухкорпусных, так и у однокорпусных АПЛ», — подчеркнул Козюлин.
Перед головным разработчиком СКБ-143 (сейчас — СПМБМ «Малахит») была поставлена задача создать подлодку по двухкорпусной схеме, радикально уменьшив при этом её водоизмещение (до 2 тыс. т). Для этого инженерам требовалось значительно улучшить гидродинамические характеристики АПЛ и установить на субмарину относительно компактную, но мощную энергетическую установку.
Также Минобороны СССР выдвинуло очень жёсткие требования к уровню автоматизации проекта 705. Согласно первоначальному техническому заданию, численность экипажа «Лиры» не должна была превышать 16 человек (в несколько раз меньше, чем на предшествующих субмаринах).
«На мой взгляд, перед «Малахитом» были поставлены абсолютно невыполнимые задачи, хотя в период холодной войны любая фантастическая мысль казалась реальностью. Инженеры «Малахита» не уложились в установленные рамки: водоизмещение «Лиры» перевалило за 2 тыс. т, а численность экипажа увеличилась до 32 человек. Но на самом деле это было огромное достижение, и военные в итоге одобрили проект», — рассказал RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Продукт холодной войны
По словам Корнева, «Лира» была «прорывным проектом» ВМФ. Чтобы сократить массогабаритные характеристики и водоизмещение, в конструкции подлодки широко использовался титан — чрезвычайно прочный, но прихотливый и дорогой металл.
Важнейшей новацией стал отказ от использования традиционного для АПЛ водо-водяного ядерного реактора. Вместо него на «Лире» был установлен реактор на быстрых нейтронах, использующий в качестве теплоносителя не воду, а жидкий металл (сплав свинца и висмута). Это позволило уменьшить общую массу реактора на 300 т.
«Использование реактора на жидких металлах давало «Лире» огромные преимущества в скорости. Лодка могла очень быстро набрать необходимый ход, остановиться, поменять траекторию движения. По сути, это была идеальная подлодка-перехватчик. Она без труда догоняла корабль и субмарину противника, а также могла относительно легко уходить от торпедных атак. По энергоэффективности, манёвренности и боевым возможностям «Лира» была, наверное, лучшей АПЛ в мире», — отметил Корнев.
Под водой «Лира» могла развивать скорость до 40 узлов (72 км/ч). Длина подлодки составляла 81,4 м, ширина — 10 м, средняя осадка — 7,6 м, рабочая глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м. Тепловая мощность реактора достигала 150 МВт. Субмарина была вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65).
С учётом требований Минобороны к автоматизации ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало для «Лиры» боевую информационно-управляющую систему «Аккорд». Она позволяла экипажу управлять всеми комплексами и техническими средствами с центрального поста.
Также инженеры позаботились о безопасности экипажа — «Лира» была первой подлодкой ВМФ СССР, оснащённой капсулой аварийной эвакуации моряков.
Такое устройство вскоре стало появляться и на других субмаринах. 7 апреля 1989 года аварийная капсула спасла жизнь мичману Виктору Слюсаренко, служившему на печально известной АПЛ «Комсомолец».
К сожалению, «Лира» также не избежала аварий. Эксплуатация головной подлодки К-64 завершилась в 1972 году из-за разгерметизации трубопроводов первого контура.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт.
Экипаж не пострадал, но катастрофа выявила серьёзный недостаток в использовании жидкого металла в качестве теплоносителя. Сплав свинца и висмута кристаллизуется, если температура в реакторе опускается ниже +145 °С. В 1972 году во время похода К-64 теплоноситель начал застывать. Моряки не смогли повысить температуру и были вынуждены заглушить реактор.
Ранее с аналогичной проблемой столкнулись США при эксплуатации экспериментальной АПЛ USS Seawolf в конце 1950-х годов. После аварии в 1958 году на субмарине был установлен водо-водяной реактор.
Как пояснил Дмитрий Корнев, для обслуживания реактора с ЖМТ требовалась специальная береговая инфраструктура со сложным и дорогостоящим оборудованием. Эксплуатация «Лиры» была трудоёмким и затратным процессом, пояснил собеседник RT.
«Жидкий металл был очень прихотлив и «замерзал», как только выключался реактор. Разогреть теплоноситель и завести реактор было огромной проблемой. По этой причине его иногда даже не глушили, но тогда его рабочий ресурс заметно уменьшался. К тому же это было небезопасно. Помимо перечисленного, лодка могла швартоваться только в пунктах базирования, где есть специальная аппаратура по обслуживанию реактора», — подчеркнул Корнев.
С 1971 по 1981 год ВМФ СССР получил семь АПЛ проекта 705: четыре подлодки были построены в Ленинграде, три — в Северодвинске. Потерпевшая аварию К-63 была списана в 1978 году, остальные субмарины Минобороны вывело из состава флота в 1990 и 1996 годах. Позже все они были утилизированы.
«Без сомнения, «Лира» — продукт холодной войны. В этот период денег на военную технику не жалели по обеим сторонам океана. У конструкторов была мощная ресурсная база для разработки довольно диковинных образцов вооружений. И проект 705 как раз и стал одним из самых необычных в мировом судостроении», — констатировал Корнев.
«По-прежнему представляет загадку»
В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705.
«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.
Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.
«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.
Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.
Реализация столь революционных проектов, по мнению эксперта, создаёт фундамент для дальнейшего научно-технического прогресса.
«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.
Источник: russian.rt.com