Характеристики американских подводных лодок

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) – важнейший компонент стратегических ядерных сил (СЯС) США, Великобритании, Франции и Китая, способные действовать практически во всех районах Мирового океана и наносить ракетно-ядерные удары по целям, расположенным в любом регионе планеты.

США. В настоящее время основу морского компонента американских СЯС составляют 14 ПЛАРБ типа «Огайо».

До момента ввода в состав ВМС в 2031 году первой ПЛАРБ нового поколения типа «Колумбия» на имеющихся подводных лодках (ПЛ) будут проводиться работы по их модернизации и поддержанию боевой готовности для обеспечения национальной безопасности и военного превосходства США в Мировом океане. Последняя подводная лодка типа «Огайо» будет выведена из состава ВМС США в 2040 году.

ПЛАРБ типа «Огайо» имеет однокорпусную конструкцию. Рабочая глубина погружения составляет 400 м. Основным источником энергии является ядерный реактор (ЯР) типа S8G мощностью около 400 МВт. В качестве движителя применяется гребной винт.

Огайо — американская ядерная дубина

Для их замены в США с 2010 года реализуется программа разработки и создания ПЛАРБ типа «Колумбия».

Программа предусматривает строительство серии из 12 подводных кораблей нового поколения. Замена будет проводиться планомерно – с вводом в состав новой лодки будет выводиться одна из устаревших, для того чтобы поддерживать боеготовность морской составляющей американских СЯС на необходимом уровне. Соблюдение плана закупки и сроков строительства ПЛАРБ нового поколения позволит ВМС США к 2042 году провести полную замену подводных лодок типа «Огайо».

В настоящее время ведется строительство головной ПЛ в серии. Начало постройки второй планируется в 2023-м, третьей – в 2025-м. Строительство остальных девяти лодок этого типа должно начаться в период с 2026 по 2035 год (по одному корпусу в год).

Для снижения затрат в конструкцию ПЛАРБ введены следующие системы и компоненты, устанавливаемые на многоцелевые атомные подводные лодки (ПЛА) типа «Виргиния»: движитель, система боевого управления, электроэнергетическая система, гидроакустические средства, покрытие корпуса, система клапанов и водоотливных средств, торпедные аппараты, буксируемая линейная антенна, опорные фундаменты, теплообменники, система электролиза, радиоэлектронные системы, не относящиеся к ракетной, системы жизнеобеспечения и размещения личного состава, а также система воздуха низкого давления.

Непосредственно для ПЛАРБ нового поколения разрабатываются: турбонасосный движитель; Х-образные кормовые рули; шахтные пусковые установки (ШПУ); система контроля и управления баллистическими ракетами; ЯР типа А1В, рассчитанный на работу в течение всего срока эксплуатации корабля (42 года) без замены активной зоны (АЗ); ракетный модуль управления и контроля; система вентиляции и кондиционирования воздуха; установка очистки от диоксида углерода; навигационная система и система управления сдвоенной линейной антенной решеткой.

Главной отличительной особенностью ПЛАРБ типа «Колумбия» от лодок предыдущих типов является наличие объединенной электроэнергетической системы (ОЭЭС). В современных энергетических установках для движения на скоростях выше малошумных задействуется главный турбозубчатый агрегат, и только малые скорости хода обеспечиваются гребным электродвигателем. В ОЭЭС электродвижение может осуществляться во всем диапазоне скоростей. При этом отсутствуют редуктор и протяженная линия вала. Внедрение данного технического решения позволит значительно снизить уровень шумности ПЛАРБ и высвободить часть пространства внутри прочного корпуса для размещения дополнительного оборудования и полезной нагрузки.

Великобритания. В составе морских стратегических ядерных сил страны имеются четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард», вооруженные БРПЛ «Трайдент-2». Подводные лодки «Вэнгард», «Викториос», «Виджилент» и «Вендженс» введены в состав британских стратегических ядерных сил в период с 1993 по 1999 годы.

При проектировании ПЛАРБ типа «Вэнгард» широко использовались технические решения, прошедшие апробацию на британских и американских подводных лодках. Для ПЛАРБ был создан новый ЯР PWR-2, обладающий более низким уровнем шумности по сравнению с предшественником – PWR-1. Срок службы АЗ этого реактора был увеличен до 20–25 лет. Тепловая мощность PWR-2 повышена на 50% по сравнению с реактором PWR-1. Использование ЯР PWR-2 дает возможность увеличить мощность на валу до 30–35 тыс. л. с. и сохранить скорость хода на уровне 24–25 уз, несмотря на значительное увеличение водоизмещения по сравнению с ПЛАРБ предыдущего поколения.

ПЛ «Вэнгард» имеют однокорпусную конструкцию. Рабочая глубина погружения составляет 450 м. Основной источник энергии – ЯР типа PWR-2 с АЗ «Коре эйч» (Core H) мощностью около 200 МВт. Вместо гребного винта ее оснастили водометным движителем.

Согласно существующим планам последнюю ПЛАРБ типа «Вэнгард» выведут из состава британских ВМС в 2035 году.

В рамках программы «Сэксессор» в 2007 году была начата проработка концепции ПЛАРБ нового поколения типа «Дредноут» для замены ПЛ типа «Вэнгард». Изначально строительство первой подводной лодки нового типа планировалось завершить в 2028-м. Однако в связи с переносом сроков ввода в строй ПЛА «Одейшес» (тип «Эстьют») головной корпус ПЛАРБ типа «Дредноут» может быть построен не раньше 2030-го. Предварительно, планируемый срок службы подводной лодки нового поколения составит 32 года.

На ПЛ типа «Дредноут» будут установлены три модуля по четыре ШПУ с БРПЛ в каждой. Также подлодку планируется оснастить ядерным реактором типа PWR-3 (модификация PWR-2 с более высоким уровнем безопасности). Разработку ЯР и ШПУ ведут американские специалисты. Возможно применение ОЭЭС.

Франция. В состав морского компонента СЯС страны входят четыре ПЛАРБ типа «Триумфан» («Триумфан», «Темерер», «Виджилан» и «Террибль»).

Подводная лодка типа «Триумфан» имеет однокорпусную конструкцию, изготовленную из высокопрочной стали, способную выдержать забортное давление свыше 100 кг/мм 2 . Рабочая глубина погружения около 400 м. Основным источником энергии является ЯР типа К15 мощностью 150 МВт. В качестве движителя применяется водомет.

В период с 2014 по 2016 годы на «Триумфан» был проведен 30-месячный ремонт с перевооружением БРПЛ М45 на М51. Аналогичные операции проводятся с остальными ПЛАРБ этого типа. Учитывая продолжительность срока службы – более 30 лет, головная ПЛ будет выведена из состава флота не ранее 2032 года.
В настоящее время французская компания «Нейвал груп» разрабатывает ПЛАРБ нового поколения типа SNLE-3G, которые к 2040 году заменят находящиеся на вооружении французских ВМС подводные лодки типа «Триумфан». Начало строительства первой запланировано на 2023 год, а ввод в состав флота должен состояться в 2032-м.

Согласно проекту ПЛАРБ типа SNLE-3G будет иметь однокорпусную конструкцию с Х-образными кормовыми рулями и расположением горизонтальных в районе ограждения выдвижных устройств.

Основные размеры и водоизмещение SNLE-3G увеличены по сравнению с ПЛ предыдущего поколения типа «Триумфан». В качестве основного оружия решено установить БРПЛ М51.3, а в перспективе – М51.4.

Основной источник энергии – ЯР, представляющий собой модификацию реактора типа К15. В качестве движителя предполагается водомет.

Китай. В настоящее время в состав морского компонента китайских СЯС входят шесть ПЛАРБ типа «Цзинь» (проект 094). Для ПЛ этого типа характерна двухкорпусная архитектура, рубочное расположение горизонтальных рулей и увеличенная высота ограждения ракетных шахт.

Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой с двумя реакторами общей мощностью 150 МВт, двумя паровыми турбинами, одной линией вала и семилопастным гребным винтом с саблевидными лопастями.

В настоящее время китайские специалисты приступили к строительству ПЛАРБ следующего поколения типа «Тан» (проект 096). При ее разработке активно используются технологии, реализованные на ПЛ предыдущего поколения типа «Цзинь».

Читайте также:  Лучшие магазины лодочных моторов

Согласно проекту, «Тан» будет иметь двухкорпусную архитектуру, а также рубочное расположение горизонтальных рулей. В связи с увеличением количества ШПУ подводное водоизмещение лодки значительно превысит подобную характеристику ПЛ предыдущего поколения типа «Цзинь». Основной источник энергии – два ЯР мощностью около 200 МВт.

В качестве движителя планируется применять гребной винт в насадке.

Для строительства ПЛАРБ типа «Тан» планируется применить новую высокопрочную сталь марки VHD402. Она заменит марку «980», используемую в настоящее время в китайской промышленности при изготовлении прочных корпусов подлодок. Для легкого корпуса – сталь «921А». Кроме того, китайские специалисты разрабатывают новые гребные винты, способные обеспечить снижение шумности.

Таким образом, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами останутся важнейшим компонентом стратегических ядерных сил США, Великобритании, Франции и Китая. За счет скрытности и неограниченной дальности плавания эти корабли могут выполнять поставленные задачи в любой точке Мирового океана.

В настоящее время в рассматриваемых странах продолжаются работы по модернизации состоящих на вооружении подводных лодок и созданию новых.

Лидером в этой области традиционно являются США, обладающие наиболее развитой материально-технической базой. Разработка ракетных модулей для перспективных ПЛАРБ типа «Колумбия» американских ВМС и «Дредноут» британских ВМС проводится совместно специалистами этих стран.

Во Франции в 2023 году начнется строительство ПЛАРБ нового поколения типа SNLE-3G, которые заменят устаревшие подводные лодки типа «Триумфан». Кроме этого, в ближайшее время следует ожидать начала модернизации ракетного оружия для данных лодок.

Китай также продолжает активно развивать морские стратегические ядерные силы. В дополнение к состоящим на вооружении ПЛ типа «Цзинь» строятся ПЛАРБ типа «Тан», которые существенно превосходят их по ряду характеристик. Двукратное увеличение количества пусковых установок на лодках нового поколения позволит существенно повысить боевой потенциал ВМС Китая по баллистическим ракетам.

Основные ТТХ ПЛАРБ
ВМС США ВМС Великобритании ВМС Франции ВМС Китая
Характе-ристика «Огайо» «Колумбия» «Вэнгард» «Дредноут» «Триумфан» SNLE-3G «Цзинь» «Тан»
Водо- измещение надводное, т 16800 18800 14000 15000 12640 13000 Около 8100 Около 14000
Водо- измещение подводное, т 18800 20800 15980 17000 14335 15000 9900 16000
Длина наибольшая, м 170 171 150 160 138 Около 150 137 Около 150
Ширина наибольшая, м 12,8 13,11 12,8 13 12,5 Около 13 11,8 Около 20
Осадка, м 11,1 11 10,1 10,5 10,7 Около 11 8,5 Около 11
Количество ракетных шахт, ед. 24 16 16 12 16 16 12 24
Наимено- вание ракетного комплекса «Трайдент-2» М-51.2 М-51.3 «Цзюйлан-2» «Цзюйлан-3»
Наибольшая скорость хода, подводная (патрули- рования), уз 24 (5) 24 (5) 25 (5) 25 (5) 25 (5) 25 (5) 28 (5) 25 (5)
Рабочая глубина погружения, м 400 400 400 400 400 450 320 Около 400
Количество носовых торпедных аппаратов, ед. 4 4 4 4 4 4 4 4
Калибр торпедных аппаратов, мм 533 533 533 533 533 533 533 533
Экипаж, человек 155 Около 150 135 120 135 Около 100 140 Около 120

Смотри по теме:

  • Разработка корабельного ракетного оружия в ведущих зарубежных странах (2012)
  • Перспективные эсминцы ВМС зарубежных стран (2008)
  • Противоминные корабли ВМС зарубежных государств ч2 (2015)
  • Строительство морских стратегических ядерных сил Франции (2007)
  • Авианосцы постройки Великобритании и Франции (2017)
  • Торпедное вооружение военно-морских сил ведущих зарубежных стран ч.1 (2020)
  • Состояние и перспективы развития вооружённых сил Великобритании (2012)
  • Программа модернизации стратегических ядерных сил Великобритании (2012)
  • Состояние и перспективы развития вооружённых сил Франции (2012)
  • Военно-морские силы Франции: состояние и перспективы развития (2013)

Источник: factmil.com

Подводные лодки типа «Вирджиния»

Подводные лодки типа «Вирджиния»

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций — необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

Фоторепортаж с борта ПЛА типа

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа — SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

USS Los Angeles

SSN

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Подводная лодка типа

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

АПЛ типа

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

АПЛ типа

31 июля 2010 года в Гротоне была спущена на воду SSN 780 «Миссури».

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 «Калифорния» ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Источник: wartools.ru

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – видео

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Читайте также:  Тех характеристика лодки снл 8

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула»

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки.

Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки. Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах). На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».

Регенерация среды

В 1984 году за участие в работах по созданию ТРПКСН пр. 941 «Тайфун» ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (до 1969 года — Московский электролизный завод) награждено орденом Трудового Красного Знамени.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Вооружение подводных лодок проекта 941 «Акула»

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая.

Читайте также:  Легкая бескилевая парусная лодка или транцевая гребная швертбот

Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине БС-153, которая базировалась в Севастополе, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационной ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. [16] Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Представители

Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).

Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией, это: ТК-208 «Дмитрий Донской»; ТК-202; ТК-12 «Симбирск»; ТК-13; ТК-17 «Архангельск»; ТК-20 «Северсталь».

Утилизация

В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, а также ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Современный статус

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля находятся в резерве, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»

Скорость (надводная)…………..12 узлов
Скорость (подводная)…………..25 узлов(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения…………..400 м
Предельная глубина погружения…………..500 м
Автономность плавания…………..180 суток (6 месяцев)
Экипаж…………..160 человек(в т.ч. 52 офицера)

Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула»
Водоизмещение надводное…………..23 200 т
Водоизмещение подводное…………..48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ)…………..172,8 м
Ширина корпуса наиб……………23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ)…………..11,2 м

Силовая установка
2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-минное вооружение…………..6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение…………..20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ)
ПВО…………..8 ПЗРК «Игла»

Фото подводных лодок проекта 941 «Акула»

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

Длинна субмарины проекта 941 «Акула» в сравнении с футбольным полем

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТРПКСН ТК-20 «Северсталь» проекта 941 «Акула». Шестая подлодка из этой серии.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТРПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Первая подводная лодка из этой серии.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТК-17 «Архангельск» проекта 941 «Акула». Пятая подводная лодка этой серии.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТРПКСН ТК-202 пр. 941 «Акула». Второй корабль серии. Июль 1990 г. Арктика 87 гр. с.ш.

 Подводные лодки проекта 941 «Акула» - самые большие в мире

ТРПКСН ТК-13 проекта 941 «Акула». Четвертая подводная лодка серии на утилизации

Источник: soldat.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...