Вахтенный журнал стареющего пирата
Октябрь 28, 2007
«В 1945 году у берегов Японии, в Желтом и Восточно-Китайском морях собралось слишком много американских подводных лодок. В стремлении опередить друг друга их молодые и честолюбивые командиры «брали на мушку» любое встречное судно, не брезгуя самыми мелкими объектами для атаки.
К лету счет потопленных американскими лодками транспортов противника упал до минимума — за весь июль 14 субмарин Тихоокеанского флота США отправили на дно всего 13 торговых судов общим тоннажем 28452т и девять боевых кораблей. Даже капитан 3 ранга Флаки, обычно возвращавшийся на базу с отличным «уловом», не смог увеличить боевой счет своей субмарины. В эти дни подводная лодка «Барб» вела патрулирование в Охотском море в районе пролива Лаперуза. Потопив в первых числах июля небольшое грузовое судно, лодка впустую тратила время в поисках очередной цели.
Когда «Барб» проходила неподалеку от Сахалина, Флаки заметил, что прямо вдоль береговой линии проложены железнодорожные пути. Движение здесь было чрезвычайно интенсивным. Если перекрыть эту оживленную магистраль, размышлял командир «Барб», японцы будут вынуждены какое-то время перевозить грузы морем. Последнее вполне устраивало заскучавшего без дела Флаки. Командир решил высадить на берег диверсионную группу, которой было поручено подорвать один из поездов.
GTA 5: Прохождение — Миссия 35 — Ограбление Мерриуэзер (морская авантюра)
В кромешной тьме субмарина приближалась к береговой линии. Когда дистанция до берега сократилась до 900 метров, на воду были спущены две резиновые лодки. Маленький отряд из восьми человек (больше лодки вместить не могли) возглавил лейтенант Уокер.
Предварительно место высадки было обследовано через перископ, но, по-видимому, этого оказалось недостаточно — диверсионная группа высадилась прямо у порога жилого дома. Просто удача, что его хозяин не держал сторожевого пса.
Пробравшись через заросли камыша, подводники вышли к железнодорожному полотну. Чтобы заложить взрывчатку под рельсы, понадобилось делать подкоп вручную: звонкие удары кирок могли выдать маленький отряд. Работу пришлось прервать из-за внезапного появления товарного состава. Машинист, высунувшийся из будки паровоза, не заметил ничего подозрительного.
Когда поезд проследовал мимо, подводники принялись за дело с удвоенным рвением. Наконец подрывной заряд был заложен. Уничтожив следы своей работы, диверсанты двинулись в обратный путь. Их резиновые лодки уже успели отойти на значительное расстояние от японского берега, когда на путях показался очередной состав.
Взрыв заряда, сопровождаемый взрывом паровозного котла оказался сильнее, чем ожидали. Товарные вагоны в мгновение ока превратились в груду обломков.
Капитан 3 ранга Флаки, недавний выпускник военно-морского училища в Аннаполисе, принял командование подводной лодкой «Барб» в 1944 году — в самый разгар боевых действий на Тихом океане. Переломный период войны на море подходил к концу. Самолеты ВМС США постепенно вытесняли японский флот с основных морских коммуникаций, число которых постоянно сокращалось. Почти бездействовала недавно такая оживленная линия Палау — Холландия (Новая Гвинея). Значительно снизилась активность судоходства и на линии Модзи — Шанхай, из-за чего практически все ходившие в конвоях эскортные корабли были переброшены на коммуникацию Япония — Формоза.
GTA 5: Прохождение — Миссия 35 — Ограбление Мерриуэзер (грузовой корабль)
20 августа 1944г. в район Филиппины — Формоза прибыли «Истребители Эда» — так называлась «волчья стая», в которую входила подлодка «Барб». Первый контакт с кораблями противника был установлен лишь на десятый день патрулирования. (Командиры субмарин «стаи» предпочитали пореже использовать радиолокатор, опасаясь стать легкой добычей многочисленных японских самолетов с радарами на борту.) Поступиться к японскому конвою было непросто: днем и ночтью транспорты плотно прикрывала авиация.
В первые же часы охоты за конвоем Флаки успел зафиксировать девять контактов с самолетами противника. Не легче пришлось и другим участникам «стаи». С полуночи до 7 часов утра японские самолеты пять раз обнаруживали лодку «Танни», так и не позволив ей атаковать конвой. Субмарина «Барб» оказалась более удачливой, чем «Танни».
Рискуя оказаться под прицельным огнем авиации, «Барб» всплыла в надводное положение, чтобы догнать противника. Подводный корабль совершал последние маневры перед выходом на боевую позицию, когда Флаки услышал доклад гидроакустика — в направлении лодки движутся торпеды! Смертельные «сигары» прошли так близко от «Барб», что, наверняка, задели бы перископ, если бы командир вовремя не приказал его опустить. Как только опасность миновала, три торпеды, выскочив из кормовых аппаратов «Барб», понеслись прямо к вражескому транспорту.
В целом атака конвоя у Филиппин, к которой подключилась еще одна «волчья стая», удалась. Конвой был значительно ослаблен — лодки ВМС США уничтожили флагманский корабль «Сиратака», корабли охранения «Хинода Мару», «Окуни Мару» и «Чиеда Мару». Серьезные повреждения получило крупное торговое судно. Сами американцы отделались легко — существенных потерь с их стороны не было.
Правда, 2 сентября чуть не погибла лодка «Барб». Японский самолет сбросил на нее крупную фугасную бомбу, которая разорвалась совсем рядом с подводным кораблем. Только после всплытия Флаки понял, как ему повезло, — на палубе «Барб» лежали осколки корпуса и части хвостового оперения бомбы.
Путь американцев к победе над Японией не был усыпан розами. Даже успешные операции подлодок США иногда оборачивались настоящей трагедией. В один из сентябрьских дней 1944 года американские субмарины торпедировали японский транспорт «Ракуё Мару», перевозивший из Сингапура в Японию 1350 английских и австралийских военнопленных.
Эти пленные были самыми выносливыми из 90 тысяч человек, захваченных в Малайе. До этого они работали на прокладке железнодорожных путей, а теперь направлялись на заводы и рудники Японии. Когда «Ракуё Мару» начал тонуть, японская команда покинула обреченное судно на спасательных шлюпках, бросив военопленных на произвол судьбы.
До того момента, как японский транспорт полностью скрылся под водой, прошло достаточно много времени — пленные успели соорудить жалкое подобие плотов и пересесть на них. Через три дня американская подводная лодка «Пампанито» обнаружила в море один из этих плотов. Подплыв ближе, подводники нашли на нем множество голодных и изможденных людей. Радиограмма с донесением о случившемся тут же полетела в Пирл-Харбор. Командование направило к месту происшествия две подводные лодки — «Куинфиш» и «Барб», которые должны были подобрать оставшихся в живых.
Ночью 16 окрября, на пути к месту недавней катастрофы «Куинфиш» передала на «Барб», что встретили и атакует конвой противника — пять грузовых судов и шесть кораблей охранения. За час до полуночи она закончила свою атаку.
Теперь настала очередь Флаки. «Барб» быстро сближалась с конвоем, и Флаки вдруг быстро сближалась с конвоем, и Флаки вдруг увидел, что самый большой из кораблей охранения имеет совершенно плоскую палубу. Это был авианосец!
У Флаки исчезли все сомнения относительно выбора цели. «Барб» заняла позицию, дала залп из носовых торпедных аппаратов и стала поспешно разворачиваться, чтобы направить на линию стрельбы кормовые аппараты. Дальнейшим маневрам помешал неизвестно откуда взявшийся японский эсминец, который несся прямо на лодку, очевидно, собираясь таранить ее. «Барб» едва не столкнулась с ним, и Флаки был вынужден срочно погрузиться. Одного залпа оказалось достаточно. По крайней мере три из пяти отправленных к цели торпед попали в японский корабль.
Впоследствии Флаки узнал, что его лодка пустила ко дну конвойный авианосец «Унё» водоизмещением 20 тысяч тонн. Почти одновременно с ним затонул большой танкер «Адзуса», который во время залпа оказался в створе с авианосцем и был потоплен одной из выпущенных лодкой торпед. После успешной операции «Барб» продолжила путь в район гибели «Ракуё Мару». К полудню 17 сентября бывшие пленные уже находились на борту «Барб» и «Куинфиш».
Американцы начали новый 1945 год вторжением на остров Лусон через залив Лингаен, надеясь ударом с тыла захватить Манилу. Высадку десанта прикрывала морская авиация, которая обрушила град бомб на побережье Индокитая, Такао и Гонконг. Тотальное прочесывание районов активного судоходства самолетами ВМС США, взлетавшими с авианосцев, окончательно подкосило японский торговый флот.
Лишившись работы, подводные лодки рыскали в поисках целей. Встреча с каждым японским торговым судном расценивалась как редкая удача. Те же, кто действовал «стаей», добивались большего — иногда их жертвами становились конвои.
Темной январской ночью «Барб» патрулировала в Восточно-Китайском море, заняв позицию в северной части Формозского пролива, когда на горизонте появился японский конвой из восьми судов. Атаковать его в одиночку означало упустить противника. Понимая это, Флаки вызвал на подмогу две другие подводные лодки стаи — «Куинфиш» и «Пикьюда».
Все три субмарины неотступно следовали за конвоем и провели несколько успешных атак. Флаки специально направил лодку к проходу между островом Формоза и минным полем, чтобы убедиться в том, что ни один корабль противника не прорвался через пролив. Результаты этого ночного нападения долгое время находились под вопросом.
После войны специальная комиссия по оценке потерь противника установила, что Флаки потопил три вражеских судна и еще одно — с помощью лодки «Пикьюда». По уверению японцев, в ту ночь они потеряли всего три судна. Но общий исход боя был оценен однозначно: конвой распался, практически все транспорты, в том числе танкеры и судно, груженное боеприпасами, были потоплены или повреждены.
Очень скоро все вновь заговорили о Флаки, чья лодка действовала в составе военно-морской группы «Китай». Командиру группы удалось создать неплохую систему оповещения своих подлодок о движении японских конвоев. В штаб постоянно поступали рапорты от береговых наблюдателей; каждый день в воздух поднимались десятки американских самолетов-разведчиков.
Несмотря на это, конвои ускользали от преследования американских субмарин. Подводники не раз задумывались о причинах неудач. Как и многие другие, командир «Барб» считал, что днем японские суда идут по мелководью, прижавшись к берегу, а ночтью отстаиваются в китайских портах — здесь и нужно искать новые цели для торпедной атаки.
22 января «Барб» обследовала побережье в районе Вэньчжоу. Ее командир наблюдал в перископ, как деловито снуют у берега китайские джонки. Оживленное движение на подходах к порту служило лучшим доказательством того, что район не заминирован. С наступлением темноты Флаки приказал включить радиолокатор, и, как оказалось, не зря.
Показания прибора свидетельствовали, что во внешней гавани Намван, на расстоянии 20 миль от лодки находятся транспорты и корабли охранения крупного конвоя противника. Чтобы приблизиться к транспортам, лодка должна была почти на десять миль углубиться в зону, где глубина не превышала 18 метров. В случае атаки противника «Барб» не смогла бы спастись, уйдя на глубину.
Тем не менее, Флаки решил рискнуть. Район, где предстояло действовать лодке, значился на карте как «необследованный» и изобиловал рифами и подводными скалами. Едва ли японские сторожевики стали бы преследовать лодку в таком месте.
Пока «Барб» обходила джонки, Флаки наблюдал за показаниями радиолокатора в центральном посту. Японские корабли, которых было более тридцати, расположились в гавани тремя колоннами. По призванию самого Флаки, за все время войны это была самая удобная цель.
Первый залп по конвою с дистанции 15 кабельтовых дали носовые торпедные аппараты субмарины. После этого командир быстро развернул подлодку для стрельбы кормовыми торпедными аппаратами и атаковал ближайшее к голове конвоя судно. Тотчас же последовали выстрелы по соседним целям.
Не успел Флаки скомандовать:»Самый полный вперед», как начали взрываться торпедированные лодкой японские суда. На глазах у командира субмарины судно «Тайкё Мару»(водоизмещение 5200т) накренилось быстро пошло ко дну. Несколько транспортов получили значительные повреждения.
Попав под ураганный ответный огонь, «Барб» лихорадочно маневрировала между рыбачьими суденышками в надежде прорваться в открытое море. Японцы вели огонь вслепую, попадая по беззащитным джонкам. Наутро китайское радио сообщило, что в районе Намквана произошел большой морской бой.
Летом 1945г. американцы почувствовали себя полными хозяевами в японских территориальных водах. Подлодки ВМС США развернули свои орудия на сухопутные цели. Внимание Флаки привлек маленький остров Кайхле (ныне Тюлений) в Охотском море, на котором японцы содержали котиковый заповедник. Поначалу командир «Барб» собирался захватить этот с виду пустынный островок.
Однако первое впечатление оказалось обманчивым. В перископ Флаки удалось рассмотреть два маяка, антенны радиостанции, многочисленные пулеметные точки, несколько дотов и артиллерийское орудие. При столь мощной обороне высадка десанта на остров была бы безумием. Командир субмарины ограничился обстрелом складов и казарм, большая часть которых была разрушена.
На следующее утро (3 июля) под прицелом «Барб» оказался город Сикука на побережье Карафуто. Флаки был не первым командиром субмарины, приказавшим обстрелять японский город, однако именно он познакомил японцев с действием ракетных снарядов. На палубе лодки была смонтирована ракетная установка — новинка, впервые испытанная Флаки несколько недель назад на северном побережье Хоккайдо. До конца войны примеру подводника, решившего применить новый вид оружия, последовала лишь одна подводная лодка «Сихорс».
В полдень 26 июля Флаки приказал выпустить сорок три 127-миллиметровых снаряда по круиным консервным заводам в городе Тири. Вскоре ракетному обстрелу подвергся город Сиберторо на острове Кунашир — эта была последняя и наиболее эффективная операция такого рода, проведенная «Барб». В этом районе не было авиации, и Флаки даже не посчитал нужным действовать скрытно. При свете дня лодка шла у самого берега, выбирая цели — лесопильный завод, цистерны с горючим, верфь, на которой строились сампаны (около 30 этих судов еще находилось на стапелях).
Вечером, когда «Барб» вернулась к Сиберторо, чтобы экипаж мог наблюдать результаты недавней атаки, город представлял собой груду дымящихся развалин. Флаки смотрел на японский берег и размышлял: если одиночная подлодка может безнаказанно взрывать железнодорожные составы и уничтожать целые города, значит, война на Тихом океане подошла к концу. » (с)
Мммм. В реале, конечно, всё выглядело вовсе не столь пафосно. Это замечаешь даже при сравнении повествования Локвуда с текстом такого официоза US Navy, как работа Теодора Роско «Американские подводные лодки во Второй мировой войне». Но об этом как-нибудь в другой раз. А пока процитирую из Роско официальный боевой счёт лодки «Барб» на момент окончания войны:
28 марта 1944 г. Транспорт «Фукуси-мару». 2219 т.
31 мая 1944 г. Транспорт «Кото-мару». 1053 т.
31 мая 1944 г. Транспорт «Мадрас-мару». 3805 т.
11 июня 1944 г. Транспорт «Тотэн-мару». 3823 т.
11 июня 1944 г. Транспорт «Тихая-мару». 1161 т.
13 июня 1944 г. Транспорт «Такасима-мару». 5633 т.
31 августа 1944 г. Транспорт «Окупи-мару». 5633 т.
16 сент. Танкер «Адзуса». 11177 т.
16 сент. Авианосец «Уньё». 20000 т.
10 нояб. 1944 г. Переоборудованный лёгкий крейсер «Гококу-мару». 10438 т.
12 нояб. 1944 г. Транспорт «Наруо-мару». 4823 т.
8 янв. 1945 г. Транспорт «Синё-мару». 5892 т.
8 янв. 1945 г. Транспорт «Анё-мару». 9256 т.
8 янв. 1945 г. Танкер «Сане-мару». 2854 т.
23 янв. 1945 г. Транспорт «Тайке-мару». 5244 т.
6 июля 1945 г. Транспорт «Саппоро-мару № 11». 2820 т.
18 июля 1945 г. Корабль береговой обороны № 112. 800 т.
Members of the submarine’s demolition squad pose with her battle flag at the conclusion of her 12th war patrol. Taken at Pearl Harbor, August 1945.
During the night of 22-23 July 1945 these men went ashore at Karafuto, Japan, and planted an explosive charge that subsequently wrecked a train. They are (from left to right):
Chief Gunners Mate Paul G. Saunders, USN;
Electricians Mate 3rd Class Billy R. Hatfield, USNR;
Signalman 2nd Class Francis N. Sevei, USNR;
Ships Cook 1st Class Lawrence W. Newland, USN;
Torpedomans Mate 3rd Class Edward W. Klingesmith, USNR;
Motor Machinists Mate 2nd Class James E. Richard, USN;
Motor Machinists Mate 1st Class John Markuson, USN; and
Lieutenant William M. Walker, USNR.
This raid is represented by the train symbol in the middle bottom of the battle flag.
Ну, а что же сама «Барб»? В 1954 г. хотя и модернизированная по проекту Guppy, но всё же устаревшая и изношенная «Колючка» была Штатами, что называется «с барского плеча» передана Италии и переименована в Enrico Tazzoli. Но у макаронников присутствовала такая нехватка субмарин, что ветеран «Энрико Таццоли» пошёл на слом только в апреле 1975-го.
Настроение: топи их всех!
Источник: u-96.livejournal.com
Грузовой корабль или подводная лодка
В Петербурге живет участник уникального эксперимента, призванного доказать возможность использования атомных подводных лодок в качестве универсальных грузовых судов. Он согласился рассказать «ПД» подробности воплощения смелого плана в жизнь.
В Петербурге живет участник уникального эксперимента, призванного доказать возможность использования атомных подводных лодок в качестве универсальных грузовых судов. Он согласился рассказать «ПД» подробности воплощения смелого плана в жизнь.
В1994 г. Петербургское ЦКБ МТ «Рубин» (один из основных конструкторов подлодок) разработало проект по транспортировке нефти и газового конденсата с полуострова Ямал при помощи атомных подводных лодок (АПЛ).
Для определения фактической возможности этого «Рубин» совместно с судостроительным предприятием ПО «Севмаш» и акционерным обществом, организованным под патронатом командования Северного флота, подготовил Карскую нефтегазоразведочную экспедицию на Ямал.
В недрах полуострова сокрыты богатейшие залежи ценных природных ресурсов. Однако на тот момент на Ямале отсутствовала необходимая для разработки и транспортировки нефтегазопродуктов инфраструктура (железная дорога и т.п.). При этом доставка грузов морским путем затруднялась крайне сложной ледовой обстановкой на Карском море.
«Для движения танкера приходилось использовать ледоколы, что было дорого и значительно увеличивало время, необходимое на транспортировку, – рассказывает Аркадий Ефанов, Герой РФ, капитан 1-го ранга (запаса), участник Карской экспедиции. – Один из кораблей просто зажало во льдах, после чего ему пришлось встать на долгосрочный и крайне недешевый ремонт».
По его словам, побережье Ямала имеет одну характерную особенность, благодаря которой и стала возможной реализация проекта, предложенная «Рубином». Речь идет о так называемой заприпайной полынье. Несмотря на температуру до минус 35 градусов и толщину припая до 1,5 м, на расстоянии 30-40 м от берега образуется «чистая вода» – свободное от льда пространство. Размеры «чистой воды» и глубины до 100 м теоретически позволяли осуществить беспрепятственное всплытие любой АПЛ.
Крайне важно, что подлодка не только способна транспортировать значительные объемы грузов, но и проделывает основной путь подо льдом, что позволяет значительно сэкономить на ледовой проводке (сопровождение ледоколом), необходимой надводным судам. «Использование АПЛ для транспортировки грузов позволило бы сделать навигацию по Карскому морю круглогодичной», – отметил Аркадий Ефанов.
В качестве «грузовика» предполагалось использовать переоборудованные подлодки проекта 949. По задумке инженеров вместо ракетной палубы и по бортам планировалось установить специальные емкости примерно по 10 тыс. т каждая. Авторы проекта считали, что использование АПЛ сможет быть полезным не только бизнесу, но и флоту. Смутные 1990-е стали черным временем для моряков: сокращался состава флота и его финансирование, значительно снизилось количество выходов в море. Проект по подводным перевозкам мог принести флоту определенную прибыль, а сами походы стали бы частью плановой подготовки новых подводников.
От администрации Ямало-Ненецкого автономного округа было подготовлено письмо на имя Виктора Черномырдина, тогда председателя правительства РФ. «Как Вам хорошо известно, большой объем грузов на полуостров Ямал доставляется морем с ледокольной проводкой и выгрузкой на припай. До окончания строительства железной дороги море и зимник (автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях) будут являться основными путями доставки грузов на месторождения. Ряд руководителей предприятий и специалистов ВМФ считают, что часть перевозок можно осуществить атомными подлодками… В Арктике проходят трассы учебных боевых походов кораблей, которые можно совместить с коммерческими без ущерба боевой подготовке», – отмечалось в письме.
Чтобы убедиться, что АПЛ способна добраться до заприпайной полыньи и всплыть, к Ямалу была направлена подлодка проекта 671 РТМ с грузом оборудования для экспедиции, базирующейся в поселке Харасавэй.
«Злые языки утверждают: когда об этом доложили Черномырдину, он сказал, что за ерундой там подводники занимаются, – говорит Аркадий Ефанов. – Однако поход АПЛ к Ямалу стал своеобразным катализатором. Вскоре на полуострове началось активное строительство нефтепровода и железнодорожной инфраструктуры». Эксперимент признали удачным и взяли за основу в разработке проектов по созданию подводной транспортной системы. Однако широкого применения в транспортировке грузов подводные атомоходы так и не получили.
На пользу Арктике
Известно о существовании и других проектов по использованию АПЛ в качестве подводных танкеров. К примеру, идея переоборудования одних из крупнейших в мире АПЛ проекта 941 для доставки грузов с арктического шельфа. Учитывая сегодняшний интерес к Арктике, не исключено, что мы можем еще услышать о новых проектах подводной транспортировки.
ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) проекта 949 «Гранит». По классификации НАТО — Oscar-I. Главное предназначение класса — уничтожение авианосных ударных соединений. Надводное водоизмещение – 12,5 тыс. т � Подводное водоизмещение – 22,5 тыс. т � Надводная скорость хода – 15 узлов � Подводная скорость хода – 32 узла � Рабочая глубина погружения – 520 м.� Автономность – 120 суток.
В частности, планировалось установить емкости для погрузки ресурсов вместо ракетной палубы. Ракетное вооружение – 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П-700 «Гранит» – 24 ракеты ЗМ-45.
«Представители «Рубина» обратились ко мне с просьбой принять участие в экспедиции. Им был нужен специалист-подводник, представляющий реальные возможности АПЛ. По прибытии в поселок Харасавэй на Ямале я в составе рабочей группы участвовал в подготовительном этапе. Конечно, особое внимание тогда уделялось ледовой обстановке на Карском море», — сказал Аркадий Ефанов, Герой Российской Федерации, капитан 1-го ранга (запаса).
10 тыс. т должна была вмещать одна емкость для нефтегазоресурсов. По первоначальному плану на одну АПЛ собирались установить три такие емкости.
Источник: spbdnevnik.ru
На борту корабля Северного флота побывали 52 тысячи человек
С начала проведения агитационно-пропагандистской акции Министерства обороны России «Сила в Правде», проходящей на борту большого десантного корабля (БДК) Северного флота «Иван Грен», её посетило более 52 тысяч человек.
В Санкт-Петербурге на набережной лейтенанта Шмидта, где был ошвартован БДК, выставку посетило более 46 тысяч жителей и гостей города, а в Кронштадте около 6 тысяч человек.
Посетители акции смогли ознакомиться с историей Военно-морского флота России, узнать о подвигах российских военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, а также увидеть военные трофеи. На борту корабля прошло посвящения школьников в юнармейцы.
В вертолетном ангаре корабля были представлены работы военных художников студии имени Грекова, а в десантном трюме – экспонаты военно-морских музеев, модели кораблей и подводных лодок.
В ходе проведения акции перед её посетителями выступило более 120 различных творческих коллективов.
Подбитую бронетехнику ВСУ демонстрируют на борту корабля Северного флота
13 08 2023
В рамках акции также организована передвижная выставка военных трофеев: подбитой бронетехники ВСУ, двух патрульных катеров, а также нацистской литературы и атрибутики, добытых российскими военнослужащими в ходе специальной военной операции.
Акция «Сила в Правде» стартовала 12 августа в Санкт-Петербурге, а 22 августа откроет свои двери для жителей и гостей Калининградской области в Балтийске.
Напомним , на этой неделе на морской набережной в Кандалакше откроется арт-объект.
Источник: severpost.ru