Грот на лодке это

главный парус на яхте, настройка грота

Вот и подошло время узнать о настройке грота на яхте. Его еще называют главным парусом (mainsail) . Это , конечно, не совсем верно. Стаксель является в яхтинге не менее важной частью парусного вооружения, и с их взаимодействием можно ознакомиться здесь . Но не станем нарушать традицию и отбирать у грота гордое название — главный парус.

В предыдущих статьях мы узнали про настройку стакселя и познакомились с влиянием грота на баланс руля . Грот в яхтинге используется практически в любую погоду. Его можно уменьшить (зарифить) и настроить в зависимости от скорости ветра и волнения. Обычно его никогда не снимают, только в очень сильный ветер меняют на трисель (штормовой грот). Может поэтому его и называют главным парусом.
Большинство яхтсменов считают, что правильно настроить грот легче, чем стаксель. Им кажется, что настройка грота — всего лишь оптимальный выбор натяжений шкота.

ГРОТ, 25/17 — В одной лодке


На самом деле в яхтинге все гораздо сложнее и тоньше, требуется постоянное внимание для достижения хороших результатов. Лишь немногие экипажи круизных яхт уделяют должное внимание настройке грота, однако опытные моряки успешно используют свои знания, получая выигрыш в скорости .

настройка главного паруса яхты

Есть четыре основных параметра настройки главного паруса, которые требуют контроля и, если необходимо, должны корректироваться непрерывно.

Основные настроечные операции:
-настройте твист натяжением оттяжки гика;
-настройте глубину главного паруса натяжением грота-шкота и изгибом мачты;
-настройте положение «пуза» главного паруса натяжением грота-фала;
-настройте баланс руля положением каретки гика-шкота;

Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс лодки. Настраивая главный парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание уделяйте натяжению задней шкаторины.
Натяжение(закрытие) задней шкаторины увеличивает кренящую силу в задней части главного паруса, увеличивая тем самым тенденцию яхты приводиться к ветру.
Ослабление(открытие) задней шкаторины дает противоположный эффект, руль уравновешивается, сопротивление рулевого пера уменьшается. Изменение натяжения задней шкаторины можно увидеть, глядя непосредственно вдоль шкаторины от шкотового угла.
Если шкаторина излишне ослаблена, то уменьшается сила тяги грота и острота курса. Положение каретки гика-шкота на погоне не влияет на натяжение шкаторины и твист грота .

твист главного паруса на яхтеРегулировка твиста главного паруса натяжением гика-шкота.

В бейдевинд твист регулируют натяжением гика-шкота, затем устанавливают угол главного паруса к диаметральной плоскости яхты, перемещая каретку шкота. В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика .

В одной лодке (feat. 25/17)


Когда ослабляете шкот, твист увеличивается и вершина паруса отклоняется в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот необходимо выбрать.
Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина главного паруса. Практика яхтинга показывает, нужно набивать шкот, пока верхняя лата паруса не окажется параллельна гику. Если лата длинная — ориентируйтесь на ее заднюю часть (последние 50-60см) . Если регулируя твист, перетянете шкот и верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, то верхняя шкаторина закроется и вершина главного паруса затормозится. Колдунчик верхней латы изогнется вокруг шкаторины к подветренной стороне паруса. Ослабьте немного шкот, шкаторина откроется и колдунчик снова вытянется в сторону кормы .

При яхтинге в средний ветер на гладкой воде можно перебрать шкот, сместив верхнюю лату немного на ветер. Тогда яхта пойдет острее, сохраняя хорошую скорость. Такой прием используют на лодках с топовым вооружением, где передняя шкаторина генуи заканчивается около вершины мачты, искривляя поток воздуха, обтекающий подветренную сторону грота, вследствие чего вершина главного паруса не тормозится. В тихий ветер и/или на волне разумнее будет ослабить шкот, отклонив верхнюю лату немного под ветер. Твист увеличится, шкаторина в верхней части паруса откроется и вершина паруса не будет тормозиться.

По окончании регулировки твиста устанавливается угол главного паруса к ДП лодки.

Не забывайте, что существует взаимосвязь между натяжением шкота и положением каретки гика, и эта взаимосвязь влияет на твист грота, за исключением курсов галфвинд или бакштаг, на которых только оттяжка гика контролирует твист.

глубина главного паруса на яхтеНастройка глубины главного паруса.

Если надо идти остро в крепкий ветер на гладкой воде и не нужна большая сила тяги, для преодоления волн нужно уплостить среднюю и верхнюю части главного паруса, для чего немного изгибают мачту . Ясно , что основная масса яхтсменов не «заморачивается» изгибанием мачты. Да , и во время недельного чартера делать это несколько затруднительно.

Но , согласитесь, знать как влияет изгиб мачты на основные параметры настройки парусов не лишне. Методы изгиба мачты для разных типов рангоута различны. На лодках с дробным вооружением можно изогнуть мачту значительно сильнее, чем при топовом, на котором трудно согнуть мачту даже на несколько градусов, используя только ахтерштаг.

Читайте также:  Лодка ладога 2м характеристики

Изгиб мачты, оборудованной бебиштагом, можно увеличивать за счет его натяжения. Если мачта имеет двойные основные ванты, то для увеличения изгиба потребуется вначале ослабить кормовые, а затем набить передние. На ходу это сделать сложно.
Изгиб мачты отодвигает переднюю шкаторину от задней, растягивая ткань и уплощая главный парус. Одновременно с этим «пузо» перемещается назад. Фал или оттяжку Каннингхема необходимо набить, чтобы сдвинуть «пузо» вперед, вернув его в первоначальное положение. Теперь главный парус уплощен, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта. Шкот в этом случае необходимо немного потравить, чтобы сохранить прежний твист .

Натяжением грота-шкота контролируют глубину в нижней части паруса. Чем больше натягиваете грота-шкот, тем более плоским становится главный парус. В сильный ветер на относительно спокойной воде грота-шкот необходимо набивать туго, уплощая нижнюю часть грота. Это открывает шкаторину и уменьшает наветренный руль. При волнении нужно увеличить тягу паруса. Для этого немного ослабьте грота-шкот, чтобы сделать нижнюю часть паруса глубже .

Следует отметить, что при яхтинге в очень слабый ветер можно использовать плоский главный парус с большим твистом. Смысл в том, что в таких условиях поток воздуха не в состоянии полностью обогнуть подветренную сторону глубокого паруса. Такой прием срабатывает, хотя и несколько противоречит тому, что было сказано в предыдущих статьях. Однако тяга, созданная таким плоским главным парусом, может оказаться недостаточной, чтобы двигать тяжелую лодку.

риф главного паруса на яхте

Уплощающий риф состоит из кренгельса, установленного в задней шкаторине грота в 25-50 см от нижней шкаторины, через который пропущен риф-штерт, позволяющий оттянуть кренгельс вниз и к ноку гика .
Уплощающий риф используется для сглаживания нижней части главного паруса. Паруса из современных материалов изготовлены так, что грота шкота достаточно для регулировки глубины в нижней части грота.

Настройка положения пуза главного паруса.

Завершив регулировку глубины главного паруса, нужно установить «пузо» в правильное положение. Наиболее универсальным в яхтинге для различных погодных условий является положение «пуза» 45-50%.
Перемещать «пузо» можно, меняя натяжение фала или оттяжки Каннингхема. Чем сильнее набиваете фал или оттяжку Каннингхема, тем дальше вперед переместится «пузо». Если паруса изношены, фал или оттяжку надо набивать туже, чем обычно, так как у старых, растянутых парусов «пузо» смещено назад.

В слабый ветер фал или оттяжку можно ослабить, чтобы «пузо» заняло положение 55-65%. Небольшую рябь поперек передней шкаторины в этих условиях, особенно на галфвинде или бакштаге, можно игнорировать .
При усилении ветра «пузо» переместится назад. Тогда, увеличив натяжение фала или оттяжки, можно вернуть «пузо» в правильное положение.

Оттяжка Каннингхема — снасть, помогающая управлять положением «пуза» грота . Трос оттяжки тянет ткань главного паруса вниз за люверс, расположенный около передней шкаторины. Такая схема дает больший эффект, чем увеличение натяжения фала, тянущего непосредственно переднюю шкаторину. Кроме того, когда набиваете фал, верхняя часть задней шкаторины грота закрывается.
Если же набьете оттяжку Каннингхема — верх задней шкаторины откроется, что и требуется при усилении ветра. В итоге, используя оттяжку Каннингхема, затратите меньше усилий для достижения нужного результата, чем при использовании фала. Несколько складок около люверса и небольшая мешковатость грота вдоль гика — незначительная цена за эффективную работу главного паруса.

каретка гика на яхтеНастройка баланса руля с помощью изменения положения каретки гика-шкота.

От положения каретки на погоне и от натяжения шкота зависит угол установки грота к диаметральной плоскости лодки и к ветру .

Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Представьте , что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае набивая шкот, придаете главному парусу определенный твист, затем перемещаете каретку по погону, выставляя угол паруса к диаметральной плоскости. Твист не изменится, пока не измените натяжение шкота . Но обычно на яхтах устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку (на некоторых лодках вообще нет погона и шкот проведен через неподвижный блок, установленный в ДП). В итоге на настройку главного паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота, а в галфвинд или в бакштаг — и натяжение оттяжки гика.

Читайте также:  Корзина в лодку ПВХ своими руками

Вообще, при усилении ветра каретку нужно перемещать от ДП к подветренному борту до начала незначительного заполаскивания грота вдоль мачты. В легкий ветер каретку перемещают в наветренную сторону, не допуская пересечения гиком ДП лодки. Следите за колдунчиками, особенно за верхним! Они должны гладко «струиться» и не загибаться вокруг шкаторины. В противном случае главный парус затормозится.

В зависимости от положения каретки гика рулевой баланс яхты может быть наветренным, подветренным или нейтральным. Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретка была перемещена в подветренную сторону. Потребуется меньший угол перекладки руля на ветер, чтобы держать курс, будет легче управлять яхтой, скорость увеличится. Помните, что если угол перекладки руля больше 5° — лодка идет «на ручном тормозе». Поэтому переместите каретку к подветренному борту, но не допускайте сильного заполаскивания грота.

Если не можете или не хотите зарифить главный парус, кратковременное и незначительное заполаскивание грота в яхтинге допустимо. Сильного заполаскивания следует избегать. Главный парус быстро изнашивается и может быть поврежден.

Теперь мы знаем основные особенности и параметры настройки и грота и стакселя , а их взаимодействие рассмотрим в следующей статье.

По материалам книги «Настройка парусов и такелажа» Ивар Дедекам

Источник: wind-sail.ru

Методичка яхтсмена. Грот и стаксель

Большинство небольших современных яхт имеет два паруса – грот и стаксель. Такое судно называется “шлюп” (или бермудский шлюп). Кроме того, шлюп может быть оснащен спинакером – его используют на полных курсах, от галфвинда до фордевинда.

Грот и стаксель – это треугольные паруса (разновидность косых). Они хороши тем, что позволяют идти остро к ветру, то есть когда угол между носом лодки и направлением ветра менее 90°. Именно косые паруса позволили морякам ходить по морю против ветра.

Закрепление стакселя

Стаксель – это передний парус, прикрепленный к штагу своей передней шкаториной. Передний угол стакселя называется – галсовый угол, задний – шкотовый угол, верхний – фаловый.

К форштагу парус крепится ракс-карабинами, а галсовый угол – такелажной скобой у основания леера. Чтобы не путать фаловый и галсовый углы при разворачивании стакселя из мешка, стоит заранее маркировать их. Ракс-карабины лучше пристегивать снизу вверх, и смотреть они должны в одну сторону, чтобы передняя шкаторина не скрутилась.

Прикрепите один конец фала к верхней части стакселя, а второй его конец – к крепительной утке, что располагается слева от мачты. Шкоты прикрепляются к шкотовому углу стакселя булинями. Свободные концы размещаются вокруг вант, а потом через шкот-блоки к крепительным уткам у кокпита. Чтобы они не выскочили, их нужно закрепить узлами-восьмерками.

Галсовый угол паруса крепится к носу лодки стаксель-галсом. Фаловый угол стакселя тянется вверх с помощью стаксель-фала.

Закрепление грота

Грот – задний парус, прикрепленный к мачте передней шкаториной с помощью ползунов грота, а к гику – нижней шкаториной. Задняя шкаторина свободна.

Грот начинают закреплять снизу. Для этого нижнюю шкаторину (то есть ликтрос, которым обшивается край паруса) вставить в ликпаз гика. Дойдите до конца гика, начав со шкотового угла вертлюга гика. Свободный конец гика обычно поддерживается топенантом или опорным сектором. Закрепите сначала галсовый, а затем штоковый угол паруса.

Оттяжками на нижней шкаторине расправьте морщины.

Для увеличения площади паруса и для того, чтобы он лучше держал форму, используются латы – деревянные или пластиковые вставки, которые помещают в латкарманы, нашитые на задней шкаторине паруса. Обратите внимание, что латы должны вкладываться без особых усилий, но при этом сидеть в латкарманах достаточно плотно. Крепятся латы рифовым узлом на концах некоторых латкарманов.

Латы могут использоваться и на других типах парусов, но чаще и используют именно на гротах. Впрочем, бывают гроты и без лат. Дополнительную площадь называют серпом. Передняя шкаторина крепится к мачте так же, как и нижняя. Затем беседочным узлом (или карабином) фал крепится к фаловосу углу паруса.

Грота-фал спускается с правой стороны от мачты к крепительной утке.

В описании процесс установки парусов может показаться сложным и запутанным, но, потренировавшись пару-тройку раз, для вас этот процесс уже не составит и труда и в дальнейшем не будет занимать много времени.

  • Равнение на полный привод яхты – опытные заметки по настройкеРівняння на повний привід яхти — досвідчені замітки з налаштування» width=»150″ height=»150″ />Равнение на полный привод яхты – опытные заметки по…
  • Мошенник или герой?Мошенник или герой?
  • Рабочие рецепты моряка – почему геннакер в тренде?Робочі рецепти моряка – чому геннакер у тренді?» width=»150″ height=»150″ />Рабочие рецепты моряка – почему геннакер в…
  • Как не бросить весла, когда за кормой 9-й вал – шкиперам на карандашКак не бросить весла, когда за кормой 9-й вал – шкиперам на…
  • Юбилей кругосветной гонкиЮбилей кругосветной гонки
  • Такой непопулярный дрейфТакий непопулярний дрейф» width=»150″ height=»150″ />Такой непопулярный дрейфТакий непопулярний…
  • Эффективные методы по профессиональной настройке грота – рецепты для капитанаЭффективные методы по профессиональной настройке грота –…
  • Хамфри Богарт: знаменитый актер и яхтсменХамфри Богарт: знаменитый актер и яхтсмен
Читайте также:  Станешь ногой на лодок что это

Источник: scanmarine.ru

Грот — базовые операции с парусом на яхте

Управление судном

Подготовка

Перед постановкой грота необходимо подговить его и бегучий такелаж, связанный с гротом:

  • Если гик был подвязан к леерам — отвяжите его.
  • Переведите погон гика-шкота в среднее положение и отрегулируйте топенант гика так, чтобы экипажу было комфортно расчехлять парус. Для этого топенант обычно удерживает гик на уровне между поясом и коленями, но зависит от конструкции и габаритов яхты.
  • Cнимите с паруса чехол или отвяжите сезени, удерживающие парус на гике.
  • Прикрепите к верхнему углу паруса грота фал, если он был ранее снят.
  • Разберите конец грота фала, если он был закреплен на лебедке, снимите стопор (при наличии).
  • После этого травится топенант гика, а один из членов экипажа удерживает гик на руках.

Параллельно с этими процедурами яхта обычно выводится на открытую воду, где её можно будет сориентировать в положении левентик — в процессе подъема паруса он не должен быть наполнен ветром, а гик должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы не травмировать и не выбросить за борт членов команды.

Части паруса

Постановка

Далее, когда все этапы выполнены, двое членов экипажа (число может варироваться) занимают место у лебедки грота-фала и громко сообщают о готовности к подъему паруса — «К постановке грота готовы».

Убедившись в готовности всех членов экипажа, капитан отдает приказ «Ставим грот». После этого члены экипажа начинают выбирать грота-фал, поднимая парус — вначале руками, а затем, втугую, с помощью лебедки.

Когда парус поднят — об этом можно судить по ровной передней шкаторине грота — грота-фал стопорится.

Один из членов экипажа собирает свободный конец фала в бухту и вывешивает её на утку или лебедку, чтобы не мешать.

Другой член экипажа втугую выбирает оттяжку гика.

Спуск грота

Пошаговая инструкция по спуску грота.
В целом спуск грота — операция, диаметрально противоположная подъему грота. При этом она отличается в некоторых этапах, поэтому она требует отдельного рассмотрения.

Подготовительные этапы

Перед спуском грота необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить двигатель
  2. Освободить концы фалов, если они подвязаны, чтобы в любой момент быть готовым отдать их.
  3. Занять положение левентик и расположить гик в ДП с помощью гика-шкота — чтобы гик не ходил в стороны и не травмировал членов экипажа.
  4. Потравить оттяжку гика
  5. Выбрать топенант гика, чтобы избежать падения гика на палубу.
  6. Члены экипажа занимают места у гика

Основные этапы спуска грота

  1. Один из членов экипажа отдает грота-фал.
  2. Сразу после этого начинается спуск грота, хватая его за переднюю шкаторину и опуская руками вниз энергичными движениями — чем быстрее грот будет спущен, тем меньше вероятность его повреждения от хлопания, особенно при сильном ветре. Обычно эта операция делается двумя членами экипажа, стоящими по разные стороны от вертлюга гика.
  3. По мере спуска грота, другие помощники начинают аккуратно укладывать грот «гармошкой» на гик, чтобы парус не был измят и не образовывались острые складки, которые приводят к сильному износу.
  4. Если нижняя шкаторина имеет большую длину или дует сильный ветер, по мере спуска грота один из членов экипажа начинает обвязывать сезнем грот вокруг гика, чтобы избежать его падения на палубу. В противном случае это делается после того, как грот сложен гармошкой.
  5. Далее поверх грота укладывается и обвязывается чехол.
  6. После спуска грота, остаток грота-фала собирается и фиксируется на лебедке или утке мачты.

Алексей Николаевич

Высшее техническое в морском транспорте и судостроении.
Опыт работы: 20+ лет, в том числе руководящие должности в крупных морских компаниях. Автор научных статей, член международных комиссий, награды за вклад в развитие морской индустрии и повышение безопасности.

Источник: searuff.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...