Гпба подводной лодки это

С появлением в конце XIX века в составе военно-морских флотов подводных лодок началось продолжающееся до сих пор ожесточенное противоборство надводных и подводных кораблей. Для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ) среди надводных кораблей был выделен специальный вид противолодочных кораблей (ПЛК), оснащенных гидролокаторами и специальным оружием — глубинными бомбами.

Для достижения скрытности и внезапности атаки ПЛ стали использовать “бесперископные” атаки по акустическому пеленгу и применять против надводных кораблей самонаводящиеся торпеды. С другой стороны, на ПЛК начали использовать реактивные бомбометы, для них были разработаны тактические приёмы совместного поиска ПЛ в составе корабельных поисково-ударных групп. На ПЛ появились ядерные энергетические установки, в результате значительно возросла скорость подводного хода и неограниченно увеличилась продолжительность подводного плавания. Тогда ПЛК стали вооружаться противолодочными ракетными комплексами (ПЛРК), для борьбы с ПЛ стали привлекаться палубные вертолеты. В ответ на ПЛ появились противокорабельные крылатые ракеты и приборы гидроакустического подавления.

Что же изменилось в противостоянии “противолодочный корабль против подводной лодки” за последние 25 лет?

Непрерывное совершенствование технологии строительства подводных лодок позволило за последнюю четверть века резко увеличить скрытность ПЛ. За счёт виброизоляции движителя от корпуса, применения естественной циркуляции теплоносителя ядерного реактора, пассивной и активной акустической защиты, наружных и внутренних покрытий, использования гидравлических амортизаторов шумность ПЛ снизилась в 30 раз.

В результате снижения шумности уменьшился и уровень собственных помех гидроакустическим средствам, что увеличило их дальность действия. Прежде всего, это касается гидроакустических станций (ГАС) с гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), способными обнаружить современный эсминец на дальности до 200 км. С другой стороны, оснащение ПЛ автоматизированными системами боевого управления на базе новых компьютерных технологий в десятки раз увеличило возможности ПЛ по обработке данных от собственных и внешних источников.

Подводная лодка имеет десятикратное упреждение в дальности обнаружения современного противолодочного корабля, ведущего поиск ПЛ активным гидролокатором, и примерно шестикратное упреждение в дальности обнаружения ПЛК с шумопеленгаторной станцией.

Боекомплект крылатых ракет и торпед на современной многоцелевой ПЛ достигает 50 единиц. Дальность стрельбы противокорабельной ракетой

(ПКР) “Tomahawk TASM” составляет 460 км, ПКР “Гарпун” — 130 км, т.е. ПЛ способна поразить ПЛК, находясь далеко за пределами дальности действия корабельных средств обнаружения

Что же может противопоставить этой возрастающей угрозе из морских глубин противолодочный корабль?

За истекшие 25 лет наиболее значительным нововведением на ПЛК было появление ГАС с гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА), позволившими увеличить дальность обнаружения ПЛ в благоприятных гидрологических условиях до 30 км. Это увеличение дальности произошло за счет пеленгования подводной цели по дискретным составляющим в низкочастотной области шума цели, где минимально пространственное затухание сигнала в водной среде. Противолодочные возможности надводных кораблей значительно расширяются при использовании палубных вертолетов: поисковая производительность вертолета с опускаемой ГАС достигает 40 кв.миль/час.

Вместе с тем неоднозначность пеленгования станцией с ГПБА и необходимость знания дистанции до цели для использования оружия исключают возможность целеуказания противолодочному оружию по данным пассивной ГАС с ГПБА. В результате дальность действия противолодочного оружия осталась ограниченной дальностью выдачи целеуказания от ГАС с традиционной подкильной антенной. По оценке американских экспертов, практическая дальность стрельбы ПЛРК ASROC по данным собственных средств целеуказания составляет 10 км, 533-мм торпедами — 6 км, малогабаритными торпедами — 4 км.

Важнейшими компонентами вооружения современного ПЛК должны быть ПЛРК и палубные противолодочные вертолеты. Однако большая часть ПЛК ВМС США (фрегат типа “Oliver Perry”, модернизированные эсминцы типа “Spruance”) и ВМФ РФ (малый противолодочный корабль пр.1124М) не вооружена ПЛРК. Основная часть ПЛК ВМФ РФ (малый противолодочный корабль пр.1124М и сторожевой корабль пр. 1135) не имеют палубных вертолётов.

Эффективность ПЛК продолжает снижаться. Современная тенденция придания надводному кораблю универсальности входит в противоречие с ограниченными возможностями по размещению на корабле оружия и технических средств. Как показывает опыт, руководство ВМС в такой ситуации делает выбор в пользу ударного вооружения корабля за счёт противолодочного.

Эта тенденция характерна как для ВМС США, так и ВМФ РФ. Например, на последнем из построенных больших противолодочных кораблей проекта 1155 “Адмирал Чабаненко” вместо противолодочного ракетного комплекса ПЛРК “Раструб” установлены пусковые установки ПКР “Москит”. Недостаточные противолодочные возможности имеет новый эсминец типа “Arleigh Burke”: 28 кораблей первых двух серий не имеют палубных вертолётов; на кораблях третьей серии 2А размещены два вертолёта SH-60 B/F, однако в качестве вооружения этих вертолётов предусматриваются ПКР “Penguin” и “Hellfire”. При этом для обеспечения достаточных размеров полетной палубы на этих кораблях не устанавливается ГАС AN/SQR-19 TACTAS с ГПБА.

Читайте также:  Отзывы о деревянных лодках

В перспективе с внедрением на ТВД (театрах военных действий) единой информационной сети эффективность использования лодочных ПКР большой дальности действия против подвижной надводной цели еще более возрастет — появится возможность получения целеуказания от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и беспилотных летательных аппаратов. Однако для ПЛК эффективность использования бортового противолодочного оружия останется практически прежней, так как точность интегрированных в единую информационную сеть стационарных средств освещения подводной обстановки недостаточна для выработки целеуказания оружию по подвижной подводной цели.

С другой стороны, вооруженная высокочувствительным гидроакустическим комплексом, противокорабельными крылатыми ракетами и дальноходными телеуправляемыми торпедами, системой спутниковой навигации и средствами связи в подводном положении, ПЛ превратилась в неуловимого и грозного противника, в полной мере способного использовать свое основное тактическое свойство — скрытность и нанести противнику сокрушительный упреждающий удар.

Надводные корабли оказались наиболее слабым и уязвимым звеном в системе противолодочной войны. Основная причина этого — высокая собственная шумность и малая дальность действия бортовых средств обнаружения ПЛ, недостаточная для реализации потенциальной дальности действия противолодочного оружия.

Актуальность проблемы противолодочной борьбы для ВМФ России

Современная ПЛ, имея многократное упреждение в обнаружении любого надводного корабля, может пойти на критическое сближение с ПЛК противника только в следующих случаях:
— если ей для атаки главной цели необходимо прорвать строй противолодочной обороны;
— если ее свобода маневрирования ограничивается естественными или искусственными препятствиями (минные поля, острова, проливы, мелководье, etc.)

В остальных случаях современные ПЛК могут лишь вытеснить ПЛ из района поиска, сами не обнаруживая ПЛ и постоянно оставаясь при этом уязвимыми в зоне действия лодочных средств обнаружения и поражения.

Чрезвычайно малое число контактов ПЛК с ПЛ противника и своими ПЛ в ходе боевой подготовки и боевой службы ВМФ СССР и РФ хорошо подтверждает вышесказанное, и адекватно применимо к ПЛК НАТО и других стран.

Многоцелевые ПЛ являются ключевым и наиболее устойчивым элементом существующих и будущих ВМС США, именно эти ПЛ представляют наибольшую угрозу боевой устойчивости РПК СН ВМФ России — важнейшей составляющей стратегических ядерных сил РФ.

Для противодействия в открытом океане подводному флоту СССР (наиболее многочисленному в своё время) в США было начато строительство многоцелевых ПЛА типа “Seawolf”. Когда же в силу объективных (прежде всего экономических) причин операционная зона ВМФ России стала ограничена прибрежными морями, то программа “Seawolf” была свернута и начато строительство многоцелевых ПЛА типа “Virginia”, предназначенных для решения задач в прибрежных районах на удаленных ТВ Д.

Многоцелевые ПЛ ВМС США и НАТО постоянно присутствуют в Баренцевом море у основных баз Северного флота России.

Например, столкновение К-276 с ПЛ “Baton Rouge” ВМС США произошло 11.02.92 у о. Кильдин в территориальных водах России.

Именно для многоцелевых ПЛ в ВМС США разрабатывается новая система противолодочного оружия большой дальности для внезапного и скрытного уничтожения ракетных ПЛ (малошумный транспортировщик-гидроплан, доставляющий противолодочную торпеду максимально близко к цели)[1].

Таким образом, для ВМФ России повышение противолодочного потенциала является первоочередной и жизненно важной задачей.

1. Морской сборник, 1998, №8, стр. 77-82, В. Лютов, ВМС США в XXI веке.

Другие материалы раздела :

Большая грузоподъемность беспилотника БАС-200 – важное преимущество БПЛА
Беспилотник БАС-200 подтвердил эффективность при выполнении задач на больших территориях
На Всероссийском фестивале экономической науки российские студенты получили награду от фонда Юрия Лужкова
На дискуссионной площадке клуба «Суверенная Россия. Вызовы современности» рассмотрят вопросы информационной безопасности
Сервис для прогнозирования выхода из строя промышленного оборудования – полностью отечественная разработка «Цифры»

НОВОСТИ
30 мая 2023

Источник: www.nacbez.ru

Гибель батискафа вскрыла работу секретной системы ВМС США

Из океана продолжают доставать обломки батискафа «Титан», погибшего с туристами на борту при погружении к «Титанику». Казалось бы, эта трагедия никак не может быть связана с Россией. Но у гибели батискафа неожиданно обнаружилась военно-морская составляющая. И она имеет непосредственное отношение к работе российских подводных лодок.

Батискаф погиб от разрушения корпуса внешним давлением. Легко представить себе, как это выглядело – структурная прочность корпуса почему-то нарушается, масса воды сжимает металл, происходит разгерметизация… Скрежет металла, шум от выдавливаемого из корпуса воздуха, и от врывающейся туда под давлением воды.

Читайте также:  Оморочка что это такое лодка

Этот шум, безусловно, был неслабым. Но он не шел ни в какое сравнение с звуком взрыва или чего-то подобного, в конце концов, батискаф был маленьким. Тем удивительнее было то, что практически сразу ВМС США заявили, что они услышали звук сдавливания с помощью неназванной системы океанской акустической разведки.

Более того. Прямо указано, что звук был обнаружен и распознан в ходе поисков, которые велись с помощью «секретной гидроакустической системы, предназначенной для обнаружения вражеских подводных лодок». И это очень важный факт.

Начиная с 50-х годов ХХ века, ВМС США активно экспериментировали с донными гидрофонами, целью которых было обнаруживать советские подлодки в Мировом океане. Американцы предприняли огромные по масштабам систематические научные исследования в области гидроакустики с целью понять, как звуковые волны распространяются в толще воды.

Удалось узнать массу интересных вещей. Так, помимо всего прочего, был установлен факт существования подводных звуковых каналов (ПЗК) – зон, на глубине которых звук мог распространяться на большие расстояния со скоростью большей, чем на других глубинах.

Было установлено, что с глубиной условия акустической скрытности подлодки ухудшаются и что существуют глубоководные ПЗК, дальность распространения волн в которых исчисляется тысячами километров. Особенно это касается волн большой длины, то есть порождаемых движениями масс воды с небольшой частотой.

С 60-х годов на боевое дежурство ВМС США встала система SOSUS – SOund SUrveillance System, Звуковая Система Наблюдения. Дальность обнаружения целей гидрофонами системы, способными считывать шумы с глубоководных ПЗК, была огромной. Уже в 60-х удалось отследить свою же американскую подлодку с более чем 6000 километров. Естественно, на таком расстоянии данные о местоположении цели были неточными. Но по крайней мере, теперь было ясно, где искать цель – весь океан стал «прозрачен» для США.

Но все со временем меняется. Чем большими становились знания отечественных ученых в гидроакустике, и чем менее шумными становились советские подлодки, тем сильнее американцам были нужны новые системы обнаружения.

И они появились – корабли гидроакустической разведки с гибкими буксируемыми протяженными антеннами (ГПБА) для снятия гидроакустических сигналов и низкочастотными излучателями для «подсвета» целей. При «подсвете» акустический сигнал излучается в толщу воды, доходит до подводного объекта (например, подлодки), отражается от нее и обнаруживается либо самим кораблем-носителем ГПБА, либо какой-то другой тактической единицей.

В отличие от SOSUS, системы, базирующиеся на активном подсвете, способны обнаруживать даже полностью бесшумные объекты. С их появлением значение прослушивания океана резко упало. Правда, преимуществом SOSUS было то, что она работала всегда, тогда как корабли гидроакустической разведки могли что-то обнаружить только будучи в море.

С момента окончания Холодной войны в открытой периодике стала распространяться информация о том, что SOSUS, а вернее давно уже IUSS – Integrated Undersea Surveillance System (Интегрированная система подводного наблюдения, переименована в 1985) частично выведена на консервацию. Но частично – по источникам близким к официальным. Можно было встретить и мнение о том, что система и вовсе уже не работает. Так или иначе, работа системы IUSS оказалась на периферии внимания экспертного сообщества в РФ.

Все знают, что система вроде еще есть. А может быть, даже отчасти работает. Но принято считать, что это уже не главная проблема для отечественных подлодок, главная – быстро развертываемые мобильные системы гидроакустической разведки на кораблях потенциального противника… И тут внезапно выясняется, что такой шумовой эффект, как схлопывание металлической емкости размером с большую автоцистерну, американцы прекрасно слышат.

Чем они засекли звуки, которыми сопровождалась катастрофа батискафа? Это могут быть как донные гидрофоны, так и буксируемые антенны (те же ГПБА), работающие в пассивном (без «подсвета») режиме с кораблей. Но по правде говоря, последний вариант куда менее вероятен – надо, чтобы такой корабль был в нескольких сотнях километров от места трагедии, и это максимум. А вот донный гидрофон работает всегда.

И американцы не стали утверждать, что звук сдавливаемого корпуса был услышан с корабля. Они сослались на некую секретную неназванную систему.

Читайте также:  Лодочный мотор ветерок все модели

Судя по тому, что произошло, США имеют намного более эффективную стационарную систему подводной разведки, чем это от них ожидалось в 2023 году. Все разговоры о том, что что-то там законсервировано и деактивировано, оказались, так скажем, не совсем правдой.

Это означает, что системы донных гидрофонов США работают и активно собирают информацию по всему мировому океану. По крайней мере — в северной части Атлантического океана. Теперь это не домыслы отечественных алармистов, как можно было ранее сказать, а доказанный факт. Доказанный трагедией американского батискафа.

Наивно было бы полагать, что атомные подлодки ВМФ РФ не производят никакого шума. Хотя, конечно, по сравнению со старыми субмаринами новые «Ясени-М» должны быть более скрытными (но точно это знают только военные).

А вот то, что проход над полем гидроакустических антенн приведет к обнаружению лодки противником, теперь стоит считать гарантированным. И хорошо поинтересоваться тем, где находятся американские подводные антенны и на каком расстоянии от себя они могут обнаружить цель.

Америка снова прослушивает весь океан. Прослушивает хорошо. И нет сомнений, что в ВМФ России уже учитывают этот факт.

Источник: voicesevas.ru

«Взгляд.ру»: Гибель батискафа вскрыла секретную систему ВМС США

Гпба подводной лодки это

Батискаф «Титан» был разрушен в океане, и его обломки продолжают извлекать. Несмотря на то, что эта трагедия казалась не связанной с Россией, она имеет отношение к работе российских подводных лодок. Батискаф погиб от давления воды, которое вызвало разрушение его корпуса. Во время происшествия были услышаны шумы, связанные с сжатием металла и прорывом воды.

Удивительно было то, что ВМС США заявили, что они слышали этот шум с помощью своей секретной гидроакустической системы, предназначенной для обнаружения вражеских подводных лодок. Это указывает на то, что американцы активно разрабатывали системы обнаружения подводных объектов.

C 50-х годов ВМС США проводили исследования в области гидроакустики с целью обнаружения советских подлодок в Мировом океане. Они установили факт существования подводных звуковых каналов (ПЗК) где звук мог распространяться на большие расстояния. В 60-х годах была развернута система SOSUS, которая позволяла обнаруживать и отслеживать подводные объекты с помощью гидрофонов.

Однако со временем советские подлодки стали менее шумными и требовали новых систем обнаружения. Корабли гидроакустической разведки с гибкими антеннами (ГПБА) и низкочастотными излучателями появились для «подсветки» целей. Эти системы способны обнаруживать даже бесшумные объекты.

Информация о системе SOSUS, переименованной в IUSS, стала ограниченно доступной после окончания Холодной войны. Существование и работа системы вызывали сомнения в экспертном сообществе России. Однако, несмотря на это, американцы все же способны услышать такие шумы, как разрушение металлической емкости.

Это указывает на значимость мобильных систем гидроакустической разведки на кораблях противника для отечественных подлодок. Системы, которые использовались для обнаружения звуков, сопровождавших катастрофу батискафа, могли включать донные гидрофоны и буксируемые антенны (ГПБА) работающие в пассивном режиме без «подсвета».

Хотя вариант с антеннами менее вероятен, так как требуется наличие корабля на значительном расстоянии от места происшествия. Донные гидрофоны, напротив, могут работать всегда. США не утверждали, что звук разрушаемого корпуса был услышан с корабля, а ссылались на секретную неназванную систему.

Это указывает на то, что США обладают более эффективной стационарной системой подводной разведки, чем ожидалось в 2023 году. Таким образом, разговоры о консервированных и деактивированных системах оказались неверными.

Это свидетельствует о том, что системы донных гидрофонов США активно функционируют и собирают информацию по всему мировому океану, особенно в северной части Атлантического океана. Теперь это подтвержденный факт, а не просто предположения. И трагедия с американским батискафом стала доказательством этого.

Также стоит учитывать, что российские атомные подводные лодки не могут быть полностью безшумными, хотя новые «Ясени-М» должны быть более скрытыми. Но точные характеристики известны только военным. Факт того, что прохождение над полем гидроакустических антенн может привести к обнаружению подлодки противником, теперь следует считать обеспеченным.

Возникает вопрос о местонахождении американских подводных антенн и их радиусе обнаружения целей. Таким образом, США вновь активно контролируют подводную обстановку по всему океану. Это факт, который ВМФ России, без сомнения, уже учтет. Источник: «Взгляд.ру»

Достижения РФ Стартапы Нейротехнологии AI и робототехника Электромобили

Источник: involta.media

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...