Гибель подводной лодки комсомолец в каком году

АПЛ К-278 «Комсомолец» на дне Норвежского моря

Сюжет Взрыв в Курске

Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. В настоящее время специалисты изучают взятые с морской глубины образцы и заявляют о безопасности акватории для рыболовства. Однако уже в обозримой перспективе затонувшие российские (советские) АПЛ могут спровоцировать ухудшение экологической обстановки в регионе. Почему — рассказывает «Лента.ру».

Чтобы лучше спалось

АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море. Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42. Считается, что катастрофу спровоцировал пожар в седьмом (кормовом) отсеке субмарины, однако внятного и однозначного объяснения причин инцидента власти до сих пор не предоставили.

‘Остаться в живых’ АПЛ ‘Комсомолец’ К 278 Тайны Века)

Кроме трагедии, К-278 «Комсомолец» известна тем, что 4 августа 1985 года установила мировой рекорд погружения обитаемых подлодок (1027 метров). Подобную нагрузку АПЛ выдержала за счет своего титанового корпуса, который сейчас скрывает на морском дне ядерную силовую установку (ЯСУ) со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б-3 и две ракетоторпеды КС-122 комплекса С-10 «Гранат» с трехкилограммовой плутониевой боевой частью.

Дело труба

В начале июля в рамках программы арктического мониторинга Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP) подлодку «Комсомолец» изучал телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) Ægir 6000 научно-исследовательского судна G. O. Sars. ТНПА провел визуальное исследование подлодки, а также взял пробы воды и придонного грунта. Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований (Норвегия) при участии Центра радиоактивности окружающей среды (Норвегия) и научно-производственного объединения «Тайфун» (Россия), стало исследование радиационной обстановки вблизи затонувшей подлодки.

Научно-исследовательское судно G.O. Sars

Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр.

Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации. Подобные результаты позволили специалистам предположить, что утечка радиации связана с пылевым облаком в районе вентиляционного отверстия, которое легко просматривается на видео с Ægir 6000, а разброс полученных значений удельной объемной активности обусловлен переносами водных масс. Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы.

Гибель Атомной подлодки К-278 — Комсомолец / The death of K- 278 — Komsomolets / Wardok

Пока угрозы нет

Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года. Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях.

Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы (измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года) устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ.

«Загрязнение разрежается крайне быстро, что видно в отобранной нами воде. Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России.

Лицо кирпичом

Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. «Если посмотреть внимательно на опубликованные норвежцами снимки, то мы отчетливо видим, как щуп аппарата проникает внутрь лодки, но это недопустимо! Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил «Московскому комсомольцу» редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.

Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. «Не может такого быть, чтобы без каких-то видимых причин фон в районе реактора вдруг возрос и превысил норму в сто тысяч раз», — сказал «Московскому комсомольцу» военный. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А («Кит») в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках.

В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. «Информация о превышении нормы в сто тысяч раз кажется нам странной. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно.

Важно дождаться радионуклидного анализа», — сказал ТАСС заместитель генерального директора «Тайфун» Владимир Булгаков. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. «Малые дозы приносят отдаленный эффект. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый.

Цветочки и ягодки

В перспективе ядерный реактор и торпеды К-278 «Комсомолец» обещают доставить немало хлопот. Визуальное исследование затонувшей субмарины продемонстрировало серьезные повреждения передней части корпуса — там располагаются ядерные торпеды. Возможными решениями проблемы могли бы стать подъем подлодки или надежная изоляция источников радиации от внешней среды.

Руководитель международной общественной организации Bellona Foundation норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что еще в 1990-х годах фонд Komsomolets Foundation, организованный петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (разработчик российских АПЛ) и нидерландскими компаниями Mammoet и Smit International (при их участии поднимался К-141 «Курск»), счел трудновыполнимым подъем К-278 «Комсомолец». «В то время мы пришли к выводу, что поднять субмарину технически невозможно. Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми», — сказал ученый.

Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека. Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной (Мурманская область) на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек.

Читайте также:  Лодка море во сне к чему

АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию

Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов. По словам руководителя операции по буксировке К-159 капитана второго ранга Сергея Жемчужнова, впоследствии обвиняемого в инциденте с АПЛ (в 2005 году уголовное дело в отношении военного из-за недоказанности было прекращено), зарубежные «деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота».

В интервью «Коммерсантъ» военный рассказывал, что понтоны-двухсоттонники ССП-200, с помощью которых подлодка держалась на плаву, были изготовлены в 1940-х годах, предназначались для подъема кораблей, а не буксировки и крепились к проржавевшему «корпусу, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги». «Конструкция, созданная из таких деталей, вряд ли может считаться надежной. Но так как я по образованию не являюсь судоводителем, в данном случае я полагался на мнение специалистов, которые готовили проект и осуществляли контроль за подготовкой АПЛ к переходу», — утверждал Жемчужнов.

К-159, как отмечается в презентации Курчатовского института, представляет серьезную актуальную опасность для радиационной обстановки в Баренцевом море. Причина этого заключается, помимо сравнительно неглубокого залегания субмарины и неудовлетворительного состояния ее корпуса, в самом устройстве АПЛ, где фактически отсутствуют надежные защитные барьеры между отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и морской средой.

Все для людей

Как напоминает The Barents Observer — норвежское издание, заблокированное в феврале 2019 года Роскомнадзором «за пропаганду самоубийства» из-за материала про саамского гея Дэна Эрикссона — в двух реакторах К-159 находится ядерное топливо из двуокиси урана с алюминиевой матрицей в оболочке из нержавеющей стали, что при уровне обогащения примерно в 20 процентов позволяет оценить общую массу находящегося на морском дне радиоактивного изотопа уран-235 в 50-60 килограммов.

Материалы по теме:

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников
5 июля 2019

Однако, например, еще в августе 2011 года мурманские «Вести» сообщали, что К-159 содержит 800 килограммов отработавшего ядерного топлива, в связи с чем «Росатом» решил поднять эту и «еще одну атомную подводную лодку, которая потерпела крушение на востоке Карского моря».

В октябре того же года руководитель проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности госкорпорации Анатолий Захарчев заявил РИА Новости, что подъем К-278 «Комсомолец» Россия самостоятельно в ближайшие десять лет провести не сможет, а перед этим имеет смысл извлечь советскую К-27 — единственную АПЛ проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя, у которой еще в мае 1968 года в реакторе левого борта произошел перегрев тепловыделяющих элементов. Тогда аварийный корабль на реакторе правого борта сумел добраться до базы. В результате инцидента погибли девять человек, остальные члены экипажа были переоблучены. В сентябре 1981 года К-27 с законсервированными реакторами затопили у полуострова Степового в Карском море, где до сих пор субмарина и находится на глубине около 70 метров.

Стоимость работ по извлечению К-27 Захарчев оценил в «50 миллионов долларов плюс-минус 10-15 миллионов». Для сравнения, подъем К-141 «Курск» во второй половине 2001 года обошелся всего в 100 миллионов долларов. После этого Россия ни разу не поднимала ни одну свою затонувшую АПЛ.

Источник: lenta.ru

Тайна гибели советской подлодки надёжно хранится на дне

Тайна гибели советской подлодки надёжно хранится на дне

33 года назад, весной 1989 года, в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» (проекта 685 «Плавник»). Эта катастрофа унесла жизни 42 моряков. Согласно официальной версии, причиной ЧП стал пожар, возникший на борту субмарины. Однако до сих пор остаются вопросы, ответы на которые словно бы специально постарались оставить на дне вместе с затонувшей лодкой.

Прошло уже больше трёх десятилетий с момента, когда доживавшая свои последние годы великая страна впервые узнала о гибели подводной лодки. Прежде о многочисленных катастрофах на борту советских субмарин никогда не сообщали.

Теперь же, в связи с объявленной гласностью, пресса опубликовала официальное сообщение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР: «7 апреля на торпедной подводной лодке с атомной энергоустановкой, находившейся в нейтральных водах в Норвежском море, возник пожар. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось. Лодка затонула.

Имеются человеческие жертвы». Спустя год правительственная комиссия сообщила, что «на исход аварии оказали влияние конструктивные недостатки отдельных систем и устройств, а также ошибки личного состава, особенно в использовании спасательных средств». Этот обтекаемый вывод устроил многих, но только не подводников. Как тут было не вспомнить слова вице-адмирала Василия Головнина, сказанные им ещё 200 лет назад: «Если хитрое и вероломное начальство хотело бы для собственной корысти довести флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не смогло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное…»

Затонула за полчаса

Что же было не так? Во-первых, до сих пор неизвестна истинная причина возгорания. Сообщалось, что очаг пожара возник в седьмом отсеке. Что произошло – начали гореть масляные сепараторы, как об этом говорили потом, или же обстоятельства были другими? Но главный вопрос всё-таки заключается в другом. Известно множество случаев, когда субмарины терпели бедствие, находясь под водой.

Но «Комсомолец» – и это уникальный случай! – затонул, будучи в надводном положении. После того, как начался пожар, лодка успешно всплыла на поверхность, капитан передал сигнал об аварии, а экипаж начал борьбу за живучесть судна. А затем лодка вдруг начала погружаться в воду и всего за полчаса полностью затонула. Как такое могло произойти?

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке

Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке

По моему мнению, ответ может заключаться в следующем. Не раз говорилось, что «Комсомолец» был поистине уникальным кораблём. Лодка могла погружаться на тысячу метров, ведя наблюдение за субмаринами и надводными кораблями противника и оставаясь при этом незамеченной. И неуязвимой – на такой глубине противолодочные средства уже не действуют.

Достичь такого эффекта конструкторам во многом удалось благодаря одному решающему фактору: «Комсомолец» был полностью сделан из титана. Этот лёгкий металл стоит огромных денег, но в СССР на оборону не жалели средств. В результате в июне 1983 года лодка была спущена на воду, а в декабре вступила в строй. На испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров, а в августе 1985 года она установила абсолютный рекорд погружения, нырнув на 1027 метров.

В Дании заявили, что расследованию диверсии на «Северных потоках» мешают снаряды на дне моря

Министр обороны Дании Мортен Бедсков заявил, что большое количество боеприпасов времен Второй мировой войны, которые сохранились на дне Балтийского моря, мешают исследовать повреждения.

То есть лодка по всем статьям являлась вершиной инженерной мысли. И вдруг она тонет, будто старый баркас. А экипаж даже не успевает эвакуироваться, хотя «Комсомолец» был оснащён уникальной конструкцией всплывающей спасательной камеры. Мы, подводники, долго размышляли об обстоятельствах этой катастрофы, пока однажды мой приятель, работавший в кораблестроительном институте, не обронил – дескать, не многие знают, что титан горит уже при температуре плюс 600 градусов. Более того – он обладает возможностью гореть в воде.

Впоследствии я не раз пытался выяснить, так ли это. Ещё одно подтверждение данной информации я нашёл лишь в книге Юрия Крючкова «Подводные лодки и их создатели». Автор, сам конструктор субмарин, отмечал: «Дело в том, что титан, ещё недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером»: он был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т.п. К тому же он хорошо горит в воде».

Если так, то сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь – вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов. Позже выжившие моряки рассказывали, что сперва огонь пытались тушить с помощью системы химического пожаротушения, но при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением, и из-за этого площадь и интенсивность пожара резко увеличились. При этом экипаж всё это время продолжал бороться за живучесть корабля обычными методами, будучи уверен, что они помогут.

Читайте также:  Высота борта лодки на миделе что это

Кстати, позже объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту «Комсомольца» 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен. Так, перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов экипажа не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. Вот и случилось то, что случилось…

Сама собой появляется версия: титановый корпус лодки мог просто прогореть насквозь – вот почему она так быстро ушла под воду! Ведь температура в загерметизированных после начала пожара отсеках достигала едва ли не тысячи градусов

Оставили на глубине

Но, как говорится, мёртвые сраму не имут, потому лучше поговорить о другом. Вскоре после гибели «Комсомольца» конструктор Игорь Спасский заявлял: «Страшно обвинять мёртвых, но виноват экипаж. Прежде чем пользоваться, надо знать хотя бы, что это такое». Но вот что неясно: а точно ли экипаж знал о свойствах титанового корпуса? И извещали ли о них разработчики лодки?

Этот вопрос становится особенно актуальным, учитывая, что произошло дальше.

С самого начала правительство решило: «Комсомолец» надо поднимать. Похоронить с честью погибших, изучить характер повреждений. Также тревожило состояние атомного реактора и торпед, начинённых ядерными боеголовками. Правда, оказалось, что «Комсомолец» лежит на глубине 1670 метров, добраться куда не представлялось возможным.

Теперь мало кто помнит, что в декабре 1989 года постановлением Совмина СССР ЦКБ морской техники «Рубин» было определено головной организацией по созданию глубоководных судоподъёмных средств широкого профиля. То самое ЦКБ МТ «Рубин», которым руководил академик Спасский и которое разрабатывало «Комсомолец». «Рубин» должен был, получив средства для разработки проекта подъёма «Комсомольца», привлечь к этому лучшие научные силы страны.

Вместо этого уже менее чем через месяц был заключён контракт с голландским консорциумом. Датой подъёма «Комсомольца» изначально назвали 1992 год, ибо считалось, что уже в 1993-м он начнёт фонить. Но в том же 93-м вдруг обнаружилась новая проблема. Как оказалось, «Комсомолец» поднимать нельзя. Лодка вся в трещинах и при попытке подъёма может просто «рассыпаться на куски».

В итоге «Комсомолец» так и остался лежать на дне. А надёжного глубоководного спасательного средства страна так и не получила, что позже больно аукнулось во время катастрофы АПЛ «Курск». И порой хочется задать вопрос: так не смогли создать такое средство или не захотели, чтобы осмотр поднятого корпуса «Комсомольца» не показал возможные ошибки в использовании титана для создания лодки?

Первые пять-шесть лет после катастрофы судьба «Комсомольца» ещё продолжала беспокоить мировую общественность. К 1994 году пришли к выводу, что раз поднять лодку нельзя, её надо законсервировать.

Сначала предполагалось сооружение внешнего саркофага, но потом эта идея переросла в другую – закачать вовнутрь лодки через все разломы и трещины специальные сорбенты, способные поглощать выделяющийся плутоний. Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «Курск» вообще затмила трагедию «Комсомольца», и о ней практически забыли. Но факт есть факт – после этого полностью титановые лодки уже больше не строили. Судя по всему, не просто так.

Источник: versia.ru

ВСЁ ЛИ МЫ ЗНАЕМ О ГИБЕЛИ АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ «КОМСОМОЛЕЦ»

7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». Из 69 членов экипажа 42 погибли. За 10 минувших лет об этой трагедии опубликованы тома журналистских и ведомственных статей и исследований. Однако все ли уроки извлечены?

Анализ показывает, что глубинные причины, которые привели «Комсомолец» к катастрофе, не попали в поле зрения не только прессы, но и специалистов. А значит — трагедия может повториться. Об этом наш корреспондент Владимир Засельский беседует с подводником, капитаном I ранга запаса Сергеем ТОПЧИЕВЫМ

и о том, каким путем идет развитие нашего военного флота

Топичев

— К ак получилось, что рядовая аварийная ситуация — пожар в концевом отсеке — переросла в катастрофу? Флотская практика знает сотни примеров, когда такого рода события успешно локализуются и опасность устраняется. Это тем более непонятно, что «Комсомолец», по заверениям специалистов, являлся воплощением новейших конструкторских решений и самых современных технологий.
— В ходе скандала, разразившегося после гибели «Комсомольца», обозначились две конфликтующих стороны. Главное командование ВМФ обвиняло построивший лодку Военно-промышленный комплекс в низком качестве ее конструирования и исполнения. В свою очередь, ВПК причиной катастрофы объявил неудовлетворительный уровень подготовки экипажа.

Если подходить к вопросу формально, что и произошло, то неправы и те, и другие и виноватых нет. Можно ли считать некомпетентными людей, имевших опыт плавания, прошедших подготовку по тем же учебным курсам и методикам, что и сотни других экипажей, и проплававших до катастрофы еще полтора месяца на «Комсомольце»? Нет, нельзя. Не был плохим и проект лодки.

На самом деле ответ лежит в иной плоскости. Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. Смотрите. Энерговооруженность ПЛ времен второй мировой войны (в расчете на одного члена экипажа) составляла 30 — 60 лошадиных сил, удельное водоизмещение — 15 — 20 тонн. На атомных лодках первый показатель вырос до 250 — 1300, второй — до 40 — 420 тонн на человека.

Чтобы справиться с этими объемами, конструкторы где надо и не надо пичкают лодку автоматикой. В отдельных случаях в огромном помещении (более 1000 кубометров) человек остается один на один с массой головоломно-сложного оборудования, половина которого не относится к его заведованию и известна ему лишь в самых общих чертах. А часть помещений и даже отсеков являются необитаемыми и посещаются только эпизодически.

Лодка

Между тем «Руководство по борьбе за живучесть подводной лодки», в котором сконцентрирован опыт нескольких поколений моряков, требует неукоснительного соблюдения основополагающего правила: все отсеки необходимо подвергать тщательному осмотру через каждые полчаса. Только это позволяет вовремя заметить возникновение аварийной ситуации и ликвидировать опасность на самой ранней стадии, когда справиться с ней еще не так трудно. Так вот: реализовать это золотое правило на «Комсомольце» и других наших современных лодках совершенно невозможно — не хватает людей. К тому же были далеки от идеала противопожарная устойчивость корабля и профессиональный потенциал экипажа.

«Задавленный» знакомой и малознакомой техникой, подводник не в состоянии выполнить весь объем операций, предписанных правилами, в случае аварии. Он не может правильно проинформировать центральный пост ПЛ, а тот, не имея достоверной информации, вынужден заниматься не столько ликвидацией очага опасности, сколько совершать общие действия: всплывать, посылать сообщения «берегу», организовывать разведку аварийных отсеков и оценивать ситуацию лишь по косвенным критериям.

Именно это и случилось с экипажем «Комсомольца». Поэтому с самого начала появились жертвы (в концевом отсеке погиб матрос Бухникашвили, в предпоследнем отсеке — мичман Колотилин), но информации о событиях от них и от приборов поступило слишком мало, чтобы принять адекватные меры. Попытка повсюду заменить человека средствами автоматики и телевидения оказалась несостоятельной.

Интересно, что американцы не спешат избавиться от моряка. У нас же их обдуманному консерватизму противопоставили техническое шапкозакидательство. Вследствие глубокой автоматизации и централизации управления экипаж нашей лодки «Тайфун» сократился до 150 человек. А американскую ПЛ «Огайо», водоизмещение которой вдвое (!) меньше, обслуживают 170 человек. И каков же результат?

У американцев погибли в 1963 году — ПЛ «Трешер», в 1968-м — «Скорпион». И все. У нас же «Комсомолец» — третья погибшая ПЛ, и сохраняется, к сожалению, возможность новых катастроф.

Читайте также:  Финский залив дамба где спустить лодку

Причал

— Как же сложилось такое чудовищное положение? Ведь главное командование ВМФ само определяет параметры проекта лодки, контролирует все этапы проектирования и строительства и, наконец, подписывает приемный акт? Что мешает дирижеру заказать нужную ему музыку?
— Конечно, при отсутствии опыта боевого использования атомных лодок (и слава Богу, что его нет) непросто выявить точные критерии проектирования. Поэтому на начальной его стадии совершенно необходимо широко привлекать боевой опыт Великой Отечественной войны и математическое моделирование вероятных ситуаций. При проектировании «Комсомольца», насколько я знаю, к этой процедуре не обращались.

Но главная причина в ином. Катастрофа стала закономерным следствием ошибок, просчетов и просто волюнтаристских решений послевоенного периода строительства нашего ВМФ.

В середине 50-х годов в советском ВМФ произошли два события, которые в значительной мере определили ход его дальнейшего развития. Было упразднено Министерство ВМФ и произведена смена первого лица флота. Главнокомандующий адмирал Н.Г. Кузнецов, вынесший всю тяжесть военного времени и сталинского периода, был заменен адмиралом С.Г. Горшковым.

Ликвидация министерства означало большее, чем просто очередную перестройку системы управления. Флот стал рядовым видом вооруженных сил. Между командованием ВМФ и первыми лицами государства возник фильтр — Министерство обороны, которое к тому же тянуло бюджетное одеяло на наземные рода войск.

К несчастью для флота, именно в этот момент советские ученые и инженеры создали баллистическое ракетное оружие, способное доставлять ядерный боезапас на далекий американский континент. Охватившая военно-политическое руководство СССР эйфория по поводу достигнутого паритета с США в «холодной войне» подвигла его на переоценку возможностей традиционных видов вооруженных сил.

Угодливость нашей военной науки, низкий авторитет главного командования ВМФ и волюнтаризм советского руководства привели к тому, что флот начали резко сокращать. Значительные удары были нанесены по корабельному составу, системе базирования, кадрам и институту их подготовки. В частности, в 1960 году, после того как наши ракетчики сбили над Уралом американский высотный самолет-разведчик У-26, последовала реорганизация противовоздушной обороны страны, в ходе которой ВМФ лишился истребительной авиации. А ведь опыт второй мировой войны и только что закончившейся перед этим корейской войны показал, что морская авиация является универсальным боевым средством флота. А советские моряки не могли теперь господствовать даже в ограниченных районах военно-морских театров.

С той поры военно-морская доктрина в СССР практически отсутствовала и развитие флота диктовалось потребностями «холодной войны», а не осмыслением геополитического положения страны и возможностями экономики. А научно-техническую политику на флоте фактически стал определять советский ВПК. Вот откуда возник разрыв между технической и человеческой составляющими подводных лодок. И вот почему новейшие конструкторские разработки в ПЛ соседствовали с совершенно неудовлетворительными решениями. Яркий пример последнего: удачно сконструированная, но пожаронестойкая система забортной воды концевого отсека «Комсомольца» привела к его затоплению, а затем опрокидыванию ПЛ.

Советская межконтинентальная баллистическая ракета с ядерным боезапасом вызвала психологический шок у военно-политического руководства США. Еще бы! Впервые за двухсотлетнюю историю этой страны у ее потенциального противника появилась возможность наносить удары по американской территории. Американцы судорожно бросились искать, как разрушить паритет.

Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и бомбардировщики не обладали достаточной боевой устойчивостью и не могли предотвратить нанесение противником упреждающего удара. Выход был найден в создании нового вида устойчивого средства сдерживания — атомной подлодки с баллистической ракетой. Менее чем за пять лет ВПК США решил сложнейшую задачу.

В 1961 году первая такая лодка («Джордж Вашингтон») начала систематическое боевое патрулирование, готовая в любой момент нанести ядерный удар по европейской территории СССР. Так американцы вернули себе инициативу, построили новый подводный флот, организовали глобальную систему базирования и перенесли саму «игру» вооруженных сил на морской театр. Уже четверть века американские и наши подводные лодки с ракетами скрытно плавают в пучинах Мирового океана, а многоцелевые атомные ПЛ охотятся за ними, чтобы не допустить обстрела ракетами своей территории.

Авианосец

— В то далекое время будущие члены экипажа «Комсомольца» ходили в школу или даже еще не родились. Имеет ли отношение к ним рассказанная история?
— Еще какое. Мы как раз подошли к этому моменту. Выдвижение наших подводных и надводных кораблей во все моря и океаны следовало сопроводить созданием системы базирования, организовать техническое обслуживание, решить большой круг социально-бытовых и кадровых проблем. Сделано это не было. Развитая система базирования была заменена легко уязвимым плавучим тылом.

В этих условиях из свойственных океанскому флоту задач ВМФ СССР мог полноценно решать только одну задачу — гордо нести флаг страны.

Конечно, он представлял некоторую угрозу противнику, но только в начальной фазе войны. Давайте рассмотрим в качестве примера нашу Средиземноморскую эскадру.

В нее входили корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Корабли осуществляли переход в район несения боевой службы через проливы Гибралтарский, Босфор и Дарданеллы. Через них же эскадра снабжалась, ибо никаких военно-морских сил в Средиземном море наш флот не имел. Морская авиация базировалась на аэродромах СНГ и, по замыслу московских адмиралов, должна была прибыть в заданный район с началом боевых действий.

А что противопоставлял нам вероятный противник?

Шестой флот США из нескольких авианосных ударных групп, флота государств-членов НАТО, их же авиация наземного базирования. События разворачивались на бассейне, который является практически внутренним морем НАТО. Очевидно, что логически оправданное присутствие советского ВМФ в океанской зоне никак не обеспечивалось флотом в надлежащих пропорциях. Условия, в которые были поставлены наши моряки, настолько не равны, что, начнись военные действия, им оставалось бы только повторить подвиг легендарного «Варяга».

Развернув корабельный состав по всему Мировому океану без должного обеспечения, военно-политическое руководство обрекло его на роль смертника, чего не было и нет ни на одном флоте капиталистических стран. Заложником такой ситуации и стал экипаж «Комсомольца». Несмотря на то, что катастрофа произошла в сравнительной близости от основной зоны базирования Северного флота, спасти лодку оказалось некому. Поиск варианта действий оперативной службой флота, интенсивные переговоры берега с экипажем, лихорадочное выявление обстановки на промысловых и транспортных флотах, находившихся близ района катастрофы, ничего не дали. Такова расплата за некомпетентность и легкомыслие политиков.

Всего через четыре года после гибели «Комсомольца» конструкторское бюро им. Бериева выпустило летающую лодку Бе-42, способную осуществить посадку на воду при волнении в 4 — 5 баллов. Окажись такой самолет-спасатель на месте катастрофы, число жертв сократилось бы до четырех человек, находившихся в эпицентре пожара. Неужели для создания необходимых спасательных средств каждый раз нужны трагические жертвы?

— И каковы же выводы?
— Катастрофу «Комсомольца», если мы действительно хотим установить ее причины, нельзя рассматривать в отрыве от существовавшей в те годы стратегии научно-технического, а также социального развития ВМФ. Сейчас, когда в руководстве флота появился ряд должностных лиц, заинтересованных в результатах расследования, необходимо еще раз вернуться к анализу катастрофы. Без этого вряд ли возможно вывести наш флот из стагнации, в которой он пребывает, и превратить в современный род военных сил, способный служить обороне страны.

Наша справка

С 1960 по 1991 год погибло шесть подводных лодок ВМФ СССР: в 1961-м — С-80, в 1968-м — К-147, в 1970-м — К-8, в 1983-м — К-429, в 1986-м — К-219, в 1989-м — «Комсомолец». Специалисты насчитывают не менее десятка катастроф и аварий, в ходе которых подводные лодки удалось спасти.

Характерно, что большинство катастроф начиналось с пожаров.

Гибель С-80 и К-147 относится к традиционной, как говорят специалисты, «жертвенности», когда было потеряно управление ПЛ. Причем К-147 скорее всего столкнулась с американской субмариной, которая выслеживала ее в Тихом океане.

Фото А. Джуса, Н. Медведевой, AFP

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...