Где живут долганы в России

Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера: как этнос долганский народ сложился на Таймыре в результате взаимодействия и смешения русских старожилов, тунгусов и северных якутов-оленеводов.

Долганы (долган, тыакихи, саха) — коренной народ севера Красноярского края. Большая их часть проживает по рекам Хета и Хатанга Таймырского муниципального района. Незначительное число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России, по данным переписи 2010 г., насчитывается 7885 долган. В Красноярском крае — 5816 долган.

Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время он определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и . Письменность — на основе русского алфавита.

Верующие долганы — православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа (шаманизм, обожествление сил природы, анимизм). Анимизм, в частности, проявляется в поклонении сайтанам (необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.

Народ, которому не страшен холод. Долганы: традиции, жизнь, быт, культура, история, занятия | Факты

Долганы являются одним из наиболее молодых народов Севера. Как этнос этот народ сложился на Таймыре в в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т. н. затундренных крестьян, проживавших там с XVII в.), мигрировавших в XVIII в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных . Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале XX в. Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп — Долган, Донгот.

В декабре 1930 г. был образован Таймырский () национальный округ, в который вошли три района, с 1987 г. — автономный округ, с 1992 г. — самостоятельный субъект России, с 2007 г. — муниципальный район в составе Красноярского края.

До начала XX в. долган, в зависимости от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в четыре раза больше. В переписях населения 1939 и 1959 г., долганы были включены в число якутов (саха). В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.

К традиционным занятиям долган относятся оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге — в лесотундре.

Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов. Нарты — самодийского типа, однако, подобно эвенкам, на них садятся справа, передовой олень также запрягается справа. Подобно эвенкам, долганы используют оленя под вьюк, а также для верховой езды. От ненцев и нганасан ими заимствована пастушеская собака. В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло, сохранилось только в восточных поселках, поголовье домашнего оленя сократилось в десятки раз.

Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей на сезонных переправах через реки. Практиковалась охота с помощью и маскировочного щитка. Была распространена охота гоном. Для передвижения по снегу использовались широкие лыжи тунгусского типа.

Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, лисицу. Орудия лова — капканы и самодельные . Осенью велась коллективная охота на гусей с помощью сетей. В настоящее время на птицу охотятся индивидуально с помощью ружья. Развито рыболовство, с помощью сетей добываются ценные породы рыб.

Средством передвижения по воде служили небольшие лодки, которые приобретались у русских и якутов, в настоящее время — моторные лодки. В XX в. в ограниченном масштабе появилось животноводство.

Основа пищи долган — оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Только что выловленную рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной. Добытых весной гусей вялят, заготовляя впрок, или варят. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. Употребляют в пищу также лук, корни некоторых растений, ягоды.

Женщины пекут долганские лепешки и оладьи. В настоящее время распространились покупные продукты, однако традиционные блюда готовятся регулярно.

В поселках (станки) по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой; голомо (сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном, землей), как у эвенков; или балаганы (якутского типа).

Наиболее оригинальное жилище долган — балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась покрышка из оленьих шкур и чехол из парусины. В балке были окна, железная печка, нары.

В настоящее время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оленеводов, у охотников и рыбаков на дальних угодьях. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.

После массового перехода к оседлому образу жизни во второй половине XX в. долганы проживают в поселках, застроенных типовыми домами. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов.

Мужская и женская верхняя одежда долган — кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Головные уборы (бэрсегэ) — капорообразного покроя, из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

У долган, как правило, малые семьи, родовые отношения почти забыты. В некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика. В частности, в похоронном обряде переплелись православные и национальные традиции. В отличие от других народов Таймыра, долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево (на западе) или ставят деревянный сруб (на востоке), украшенный резьбой. На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты, у оленеводов — ставят шест с головой оленя.

Источник: my.krskstate.ru

Долганы — самый северный тюркоязычный народ

Долганы — тюркоязычный коренной народ Таймыра. Считаются самым северным тюркоязычным народом в мире. Как народность образовались в начале 19 века, после того, как якуты большими группами переселились в Туруханский край, смешались с местным тунгусским населением и русскими старожилами Таймыра, обитавшими на этих территориях с 16 века. В результате образовался долганский этнос. В мире проживает около 8 000 представителей народности.

Где живут

Основная часть долган населяет Российскую Федерацию, Красноярский край, а именно территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Проживают в Якутии, на Украине, в Белоруссии, Казахстане.

Название

В течение длительного времени у народа не было общего названия, они называли себя по имени рода. Этноним «долган» произошел от названия эвенкийского рода народности, переводится как «средний, внутренний, срединный». С 1935 года официально было принято называть долган «саха». Другие наименования народа: «тыа-кихи», долган. Якуты называют их «тыа».

Язык

Говорят на долганском языке, который входит в якутскую группу тюркских языков. Основан на якутском, подверженном воздействию эвенкийского. В долганском выделяют пять говоров:

  1. пясинский
  2. норильский
  3. авамский
  4. попигайский
  5. хатангский

Первая книга на долганском языке — сборник стихов Огдо Аксеновой «Бараксан», была выпущена в 1973 году. В 1984 вышел букварь. Письменность на основе русского алфавита официально была принята в 1970 году. Периодически на долганском публикуются материалы в газете «Таймыр».

Религия

Долганы издавна были приверженцами пантеизма, анимизма. Позже, с приходом русских, приняли православие, проходили обряд крещения. Казаки при крещении давали им свои фамилии, которые сохранились до сих пор. Религия народа сочетала в себе православие и традиционные верования. Войдя в жилище крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними совершали молитвы.

Календарь долган был построен на православных святцах, специальный шестигранник, по которому отсчитывали дни назвался «паскал».

Читайте также:  Где в карелии ловят красную рыбу

Народ верил, что вселенная состоит из Верхнего, Среднего, Нижнего миров. Духи и божества делились на 3 категории:

  1. «иччи», невидимые существа, способные вселяться в любые объекты;
  2. «айыы», доброжелательные к человеку духи;
  3. «абаасы», недоброжелательные к людям духи, живут в подземном мире.

Переходить из одной части мира в другую во время камлания — ритуальных действий, мог только шаман (ойун), чей бубен и костюм были якутского типа. Различали шаманов по уровню владения мастерством магии:

  • «уостуган ойун», шаман, имеющий удила, обладающий комплектом ритуальных атрибутов;
  • «ырыахыт», певцы-врачеватели, не имевшие бубна, костюма с погремушками;
  • «муолин ойун», шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира.

Шаманы могли быть различными избранниками духов:

  • «атыыр», великие
  • «орто», средние
  • «ылгын», слабые, мелкие

Почитали долганы «сайтаанов» — покровителей охоты и семьи. Быть ими могли различные предметы, например, рога или камень необычной формы, в которые шаман вселял духа «иччи». Существовала культовая скульптура из дерева.

Еда

Основным продуктом в кухне народа всегда было оленье мясо. Ели его в вареном, копченом, мороженом виде. Сразу после забоя животного охотники употребляли в пищу сырые почки, печень и мясо, мозги жарили. Традиционным лакомством народа были молодые оленьи рога, опаленные над костром. На мясе варили крепкий бульон.

Рыбу варили, готовили уху, заготавливали на зиму строганину — мороженая рыба, нарезанная длинными стружками, юколу — сушеная рыба. Летом этот морепродукт предпочитали есть в сыром или малосольном виде, делали блюдо сагудай. Растения почти не входили в рацион народа. Примечательно, что, несмотря на однообразный рацион, долганы не страдали цингой и другими видами авитаминоза.

Внешность

Долганы больше относятся внешне к тунгусскому типу, нежели к якутскому. У них продолговатое лицо, высокий лоб, добродушное, серьезное выражение лица. Женщины и девушки отличаются пылким характером и красотой. И мужчины, и женщины волосы заплетали в косы, носили на голове наличник из бисера.

Долганы одни из немногих народов, у кого женский и мужской костюм кардинально отличаются. В них встречаются элементы якутской и эвенской одежды. Мужчины зимой надевали распашную верхнюю одежду мехом наружу, пошитую из оленьих шкур. Полы одежды стягивались завязками. Под верхней одеждой носили нагрудник, который прикрывал грудь и живот.

Спереди по поясу, вдоль пол одежду декорировали красной полоской из сукна, расшитой иногда бисером. Такие же полоски пришивали на спину. Летом носили черный легкий кафтан с широким воротником, прямым разрезом спереди, сходящимися полами. Из ткани шили рубахи, штаны русского покроя.

Костюм женщин очень схож с эвенкийским. Верхнюю одежду декорировали суконными вставками разной формы. Выше пояса вставляли суконные овальные клинья, ниже пояса — прямоугольные. Зимняя одежда была из оленьих шкур, летняя — такого же кроя, но из сукна. Женщины носили платья из ткани, на которые надевали фартуки закрытого типа.

Украшали одежду декоративными изделиями: кольцами, от которых спускались 5-10 ажурных цепочек с прорезными орнаментами, серебряные браслеты с гравировкой, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой.

Головные уборы у мужчин и женщин похожи, на голове носили капор, сшитый из трех частей: первая, прикрывала темя, затылок, другие две пришивали по бокам, они прикрывали щеки, уши. Другой вариант капора шился из двух частей, одна располагалась поперек головы, другая была полукруглой формы, прикрывала затылок. Шили головные уборы из ровдуги, сукна, для подкладки использовали мех оленя, вокруг лица делали пышную опушку, по нижнему краю капора опушка была небольшая. В сильный мороз носили капоры из шкурок волка, лисицы, песца.

Обувь делали из оленьих камусов, она была очень разнообразной и делилась на домашнюю, для улицы и праздника. Унты женские и мужские украшали вертикальными вставками, вышитыми цветными вставками. Верхнюю часть шили из сукна красного цвета 12 см шириной, расшивали его бисером, узором «розетка», которая чередуется с узорными вертикальными полосами. Камусы для обуви выбирали очень темного или белого цвета.

В унтайки для улицы вшивали чулки (чижи) из тщательно выделанной шкуры оленя. Детская обувь отличалась краем носовой части, которая была округлой формы, как лопатка. Подошву для всех видов обуви делали из выделанной оленьей шкуры, внутрь мехом. Весной и осенью для впитывания влаги в обувь клали стельки из сухой травы.

Жизнь

Основная часть народа к 1920-м годам жила в «станках» — маленьких поселках вдоль тракта, который соединял Якутию с Таймыром. Когда наступала весна, семьи собирались в кочевые группы, у каждой была своя территория. Осенью группы распадались на отдельные семьи, которые до времени возвращения в станки кочевали, занимались охотой на песца, дикого оленя. Зимовали в лесотундре, немного отступая от границы леса к югу, летом переходили немного севернее.

Семьи долган были патриархальными, в основном малые. Счет родства вели по мужской линии, семейная терминология была якутского типа. Раньше мужчины могли продать заезжему гостю свою дочь или сестру, если нужно было ему угодить, отдавали даром. Сегодня такой обычай уже не существует. Девушки, как и раньше, подчиняются отцу, но стараются выбрать жениха самостоятельно и не склонны выходить замуж по принуждению.

Долганы занимались рыболовством, оленеводством, охотились на пушного зверя, дикого оленя. Все промыслы имели выраженный торговый характер. На охоту ходили с оленем-манщиком, добычу кололи на переправах. Охота на оленя с помощью кожаной сети была заимствована у нганасан. На песца ходили с ловушками (пас).

Верховую вьючную езду тунгусского типа на оленях долганы сочетали с зимней ездой на нартах самодийского типа. Но оленей запрягали и сидели в нартах совсем по-другому. Собак использовали пастушеских.

Народ достиг высокого мастерства в прикладном искусстве. Занимались резьбой по оленьей кости, украшением оленьей упряжки, ножей, рукояток. Женщины занимались пошивом и выделкой одежды.

Жилище

Жили долганы в нескольких типах жилища:

  • голомо
  • тунгусский чум
  • якутский балаган
  • русская изба

Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.

Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте.

В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.

Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

Культура

Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра:

  • обрядовый
  • эпический
  • фоносигнальный
  • инструментальный

С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

Существует в культуре народа хороводный танец хэйро. Раньше долганы с его помощью просили у духов размножения скота, благополучия в семье, плодородия. В танце принимают участие женщины и мужчины. Обязательным атрибутом является шест «хорей», который вбивается в землю или лед.

Традиции

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

  • Старый Арбат: где находится и как добраться на метро
  • Из Гагры до Пицунды на чем доехать
  • Площадь Тысячелетия в Казани
  • ТОП 5 лучших отелей в Египте с подогреваемым бассейном
  • Кемер с собственным пляжем
Читайте также:  Как заклеить зимние сапоги из вспененной резины

Источник: travelask.ru

Исчезающие народы России: долганы

Исчезающие народы России: долганы

В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркский народ – долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек.

Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера – саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.

Долган Дмитрий Чуприн. Фото: Александр Химушин

Долган Дмитрий Чуприн. Фото: Александр Химушин

Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. С 1935 г. по 1959 г. в язык официальных документов, печати, радио входят названия «долганы», «тыа киhите» («человек тундры»), «дулган».

Основная часть долган продолжает именовать себя и соседних эвенков «тыа» или «тыа киhите».

Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности.

В основе долганского языка лежит якутский язык, подвергшийся воздействию эвенкийского языка. Длительное изолированное развитие долганского языка усилило фонетические, морфологические, лексические его отличия от якутского языка.

Выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский, попигайский говоры.

Долганский язык имеет письменность на основе кириллицы.

В системе гласных имеются краткие и долгие, а также дифтонги (ïa, uo, ie, üö).

В лексике слова эвенкийского можно разбить на следующие группы: термины родства, оленеводческая терминология, названия жилища и его частей, названия одежды, промысловая терминология, названия животных, архаизмы, связанные с верованиями долган.

Слова русского происхождения попали в язык с развитием новых общественных отношений, появлением новых понятий, предметов хозяйственного и бытового обихода.

Традиционные занятия долган – оленеводство и охота, а в отдельных районах – рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы – совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые – оседло в постоянных избах. С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства.

Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев). Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой – в упряжке.

Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями. Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан – слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа.

Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расста­вляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя.

Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки. Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом. Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков).

Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца – ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка. Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению.

Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.

Традиционное кочевое жилище – конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом – укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой – оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок– прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри – ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти – семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья.

Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках.

Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Верхнюю одежду долганы шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером.

Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой – песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды – несколько удлиненный сзади подол.

Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги.

Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный – графитом.

В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом.

Ели долганы в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.

Долганская девушка. Фото: Александр Химушин

Долганская девушка. Фото: Александр Химушин

Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника.

Богатые хозяева – владельцы больших стад оленей – в работниках использовали своих бедных родственников. Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы).

У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов.

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа – иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) – сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу. Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были.

Читайте также:  Что такое мембранные ткани для одежды

Сказки о животных, волшебные и бытовые – наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди». Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов.

Долганская девушка. Фото: Александр Химушин

Долганская девушка. Фото: Александр Химушин

Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов.

Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде. Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым – ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане – металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца — вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.

Музыкальные инструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) – ритуала общения с духами.

Долганы бережно сохраняют свой язык и культуру. Преподавателей долганского языка готовит педагогическое училище в г. Дудинке. Для начальной школы изданы учебники родного языка. Среди долган Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Республики Саха (Якутия) есть известные писатели, поэты, журналисты, профессиональные художники, ученые и специалисты в области языкознания, истории, географии, педагогических наук.

В Республике Саха (Якутия) популярен национальный детский ансамбль «Хейро». Гостелерадиокомпания «Таймыр» готовит передачи на долганском языке, а газета «Таймыр» публикует материалы, посвященные возрождению традиционного уклада жизни, развитию языка и культуры долган.

Источник: www.perunica.ru

Долганы – оленеводы с казачьими фамилиями

Россию можно сравнить с огромным ларцом. Если приоткрыть его хоть немного, увидим, какое многообразие культур и народов находятся в нём. Давайте сейчас сделаем именно это и познакомимся с долганами, тюркской народностью, что является самой северной среди своих собратьев, ведь живёт в Красноярском крае. Как их предки оказались в этих местах? Что может рассказать нам судьба этих людей?

Народ, который не замечали

Сегодня долганы населяют Таймырский автономный округ, а их численность не может радовать – на сегодня число представителей этого народа не превышает семитысячный показатель. Как видим, даже в наше время долганы сталкиваются со сложностью сохранения своего народа, однако в прошлом проблем было не меньше.

Достаточно долго народ считался не отдельным племенем, а лишь одной из ветвей тюрок-саха. Лишь после присоединения Восточной Сибири к России учёные заметили различие между саха и долганами, выделив последним отдельное место среди родственных этносов. Когда же появились долганы? Именно из-за вышеописанных событий сложно назвать период появления народа. Согласитесь, появление слова «долганы» в источниках и формирование их как народа – всё-таки разные вещи.

Восточные долганы (экспедиция Э. В. Толля). Фото 1895. Музей антропологии и этнографии (С.-Петербург).

Сложности определения родства

Как предполагают исследователи, говорить о долганах как об отдельной народности следует с XIX века, а значит, её представители принадлежат к молодому этносу. Несмотря на это, свою культуру долганы переняли от далёких предков.

В XVIII-XIX веках крестьяне, населявшие тундру, эвенки и якуты, проживавшие в долинах рук Лена и Оленёк, переселяются на современную родину долган. Несколько народов превратились в смесь, что привела к созданию нового племени, а именно – долган.

долган/ Фотограф Александ Хамишин/проэкт мир в лицах

Впрочем, не всё так однозначно. Хочу сослаться на несколько источников, в которых о происхождении долган высказаны совершенно противоположные теории. В словаре Брокгауза и Эфрона долганы подаются как тунгусский народ, на которого сильное влияние оказали якуты. А вот учёный В.Ушницкий высказывает иную гипотезу. Он отмечал, что о появлении долганского народа есть две точки зрения:

Долганский чум

  • Долганы – совершенно независимый от соседних племён народ, появившийся «сам пор себе», а значит, самостоятельно создавший свои культуру, язык, традиции. В этой версии есть слабое место: обычаи долган нередко напоминают якутские или тунгусские, а потому выходит, что самостоятельность народа если и была, то оставалась достаточно ограниченной.
  • Долганы – ответвление якутов. Аргументом для данной теории служит одно из преданий о долганском герое, князе Дыгынчи. Как отмечают источники, он же стал во главе юкагиров. Подобная фигура есть и в якутских легендах, правда, зовут князя Даринчи, однако приключения и деяния его изменения не претерпели. Подобное сходство наталкивает на мысль об общности культур якутов и долган.

Народ «середины»

На мой взгляд, вернее всего в вопросе родства долган было бы обратиться к ним самим. Что примечательно, долганы никогда не называли себя тунгусами или якутами. Чаще всего племя именовалось именем родоначальника, что указывало на родственные связи отдельных общин. Термин «долган» ввели не сами долганы, а русские историки, изучавшие их.

Слово это переводится как «средний», и в нём, как мне кажется, заключается истина о становлении народности. По всей видимости, долганы стали той «золотой серединой», промежуточным звеном в становлении новых народов, произошедших от якутов и тунгусов. Кое-что долганы в точности сохранили, а что-то в их культуре стало совершенно самостоятельным явлением.

в чуме у долган

Немного якуты, немного русские

Основой долганского языка является якутское наречие, что тоже весьма красноречиво говорит о родстве двух народов. Сегодня в лексиконе долган можно заметить много русских слов. Такие языковые изменения стали происходить после установления тесных отношений с русским народом. Это же повлияло на самые разные сферы жизни.

Прежде язычники, долганы согласились принять православие, которое принесли в их земли казаки, приехавшие на работы в северный край. Позднее смешивающиеся народы стали с лёгкостью сочетать элементы друг друга в быту и культуре. Например, большинство предметов хозяйства долганы называют по-русски, а некоторые семьи их носят казачьи фамилии – Жарков, Чуприн, Кудряков.

долганский фольклорный ансамбль таймыр

Вымирают ли долганы?

Современные долганы продолжают дела своих предков – торговлю оленеводства, занятие ремёслами. Неужели этот народ находится на грани исчезновения? Наиболее точный ответ на этот вопрос даёт статистика переписи населения. Да, сегодня долган насчитывается не более 7000 человек, но так ли плачевна ситуация? Сравните: в 1926 году долган было всего 656 человек, а к 1980 году их число достигло 5000, со временем понемногу увеличиваясь.

Все эти факты говорят о том, что преждевременно причислять долган к народам, которые скоро исчезнут с нашей планеты. Напротив – я уверена, что жителей северного края ждёт будущее, которое поможет им открыть новые краски своей культуры. Интерес к долганским традициям сейчас возрастает, ведь они – одно из сокровищ, хранящихся в «ларце» – России.

Перевозные чумы

За свой недолгий век долганский народ изменил свои верования и уклад жизни. Эти люди показали чудеса стойкости и умения приспосабливаться к жизненным переменам и сложным испытаниям. Разве не эти качества помогают племени не только выживать, но и утверждаться на своей земле? У долган они врождённые, а значит, путь в будущее открыт для малочисленного, но уверенного в себе народа.

Редактор: Дмитрий Данте

Фото с обложки: автор Джимми Нельсон

Источник: musaget.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...