(1) Я ехал в телеге. (2) Заканчивалась весна. (3) Зеленоватое небо слабо светилось и над лесами, и над полями, и над лугами. (4) Моя телега остановилась на спуске к реке, и возница лениво зевнул. (5) «Барин, здесь соловьиное царство!» — сказал он. (6) И вскоре высокая трель соловья ударила по воде и рассыпалась в кувшинках. (7) Песня соловья — это настоящее чудо!
(По К. Паустовскому)
1. Из предложения 6 выпишите глагольные словосочетания, разберите их.
2. Запишите номер сложного предложения, обозначьте грамматические основы.
3. Запишите номер нераспространённого предложения.
4. В предложении 3 подчеркните однородные члены как члены предложения.
5. Запишите номер предложения с прямой речью, составьте его схему.
6. Графически объясните постановку тире в предложении 7.
7. Произведите синтаксический разбор предложения 6.
Последнее весеннее путешествие. Соловьиное царство
1. (6) И вскоре высокая трель соловья ударила по воде и рассыпалась в кувшинках.
СЕВЕРНАЯ РЫБАЛКА НА КОЛЫМЕ. РЫБАЦКАЯ БАЗА КАВИНСКАЯ ДОЛИНА. МАГАДАН (хариус, мальма).
1) ударила(гл.) (по чему?) по воде(зав.) — глагольное словосочетание со связью управление,
2) рассыпалась(гл.) (где?) в кувшинках(зав.) — глагольное словосочетание со связью примыкание.
2. (4) Моя телега остановилась на спуске к реке, и возница лениво зевнул.
Предложение сложное, так как в нем две основы:
Что? телега — подлежащее (имя сущ.)
Телега (что сделала?) остановилась — сказуемое (глагол).
(Кто?) возница — подлежащее (имя сущ.).
Возница (что сделал?) зевнул — сказуемое (глагол).
3. (2) Заканчивалась весна. (Нераспространенное, так как оно состоит только из грамматической основы).
4. (3) Зеленоватое небо слабо светилось и над лесами, и над полями, и над лугами.
Светилось (над чем?) над лесами, и над полями, и над лугами — однородные дополнения (имена сущ.).
5. (5) «Барин, здесь соловьиное царство!» — сказал он. «П!» — а.
6. (7) Песня(подл. выражено сущ. в И. п.) соловья — это настоящее чудо(сказ. выражено сущ. в И. п. с указат. местоимением)!
Если в предложении подл. и сказ. выражены сущ. в Им. п., между ними ставится тире.
7. (6) И вскоре высокая трель(подл.) соловья ударила(сказ.) по воде и рассыпалась(сказ.) в кувшинках.
Предложение простое, распростр., повеств., невоскл.
Прочитайте текст и озаглавьте его.
(1) Оранжерею наполняли ароматом пёстрые гвоздики, яркие хризантемы, задумчивые нарциссы. (2) Цветы часто рассказывали разные истории и о далёких пустынях, и о лесистых уголках, и о густых рощах. (3) Один Столетник молчал, а цветы всегда смеялись над ним. (4) Однажды Столетник увидел в оранжерее прекрасную розу. (5) Он залюбовался ею и прошептал: «Царица, как ты великолепна!» (6) Роза благоухала и молчала. (7) Розы — красавицы среди всех цветов!
1. Из предложения 4 выпишите глагольные словосочетания, разберите одно из них.
2. Запишите номер сложного предложения, обозначьте в нём грамматические основы.
3. Запишите номер нераспространённого предложения.
4. В предложении 2 подчеркните однородные члены как члены предложения.
5. Запишите номер предложения с прямой речью, составьте его схему.
6. Графически объясните постановку тире в предложении 7.
7. Произведите синтаксический разбор предложения 4.
1. Увидел прекрасную розу.
2. (3) Один Столетник(подл.) молчал(сказ.), а цветы(подл.) всегда смеялись(сказ.) над ним. (сложное предложение)
3. (6) Роза благоухала и молчала.
4. (2) Цветы часто рассказывали разные истории и о далёких пустынях, и о лесистых уголках, и о густых рощах. (однор. дополнения)
5. (5) Он залюбовался ею и прошептал: «Царица, как ты великолепна!» А: «П!»
6. (7) Розы(подл. выражено сущ. в И. п.) — красавицы(сказ. выражено сущ. в И. п.) среди всех цветов!
Если в предложении подл. и сказ. выражены сущ. в Им. п., между ними ставится тире.
7. (4) Однажды(обст.) Столетник(подл.) увидел(сказ.) в оранжерее(обст.) прекрасную(опред.) розу(доп.).
Предложение простое, распростр., повеств., невоскл.
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.school
История Робинзона Крузо
Где-то за рекою прокричал петух,
Перднула корова и фитиль потух,
Робинзон проснулся, яйца почесал,
Ебнулся с кровати и рассказ начАл.
Плыли мы по морю,
Был девятый балл.
Капитан, залупа, с корабля сбежал.
Нас без капитана в море унесло,
Ебнуло об скалы, в щепки разнесло.
Девять дней мучений,
Весь мой *** промок.
Только на десятый стал виден островок.
Чтоб не съели звери я на пальму влез.
Ебнулся оттуда и опять залез.
К полдню я увидел блатного дикаря.
Весь он разукрашен с морды до ***.
На башке солома, на *** кольцо
И копьем пробито левое яйцо.
Я не растерялся,
Быстро с пальмы слез,
Дал ему по яйцам и опять залез.
В полдень прибежала стая дикарей.
Перегрызли пальму, дали ****юлей.
Это ваши стихи. 2006.
Мы эти тексты детворой пересказывали ещё когда пешком под стол ходили. Одновременно с утёнком жареным.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: stihi.ru
Синтаксический разбор предложения — как его сделать?
Каждый из нас учился в школе. Наверное, ещё свежи в памяти те воспоминания о тетрадках, ручках, прописях, азбуках и других важных и нужных вещей в школе. А также правила, правила и ещё раз правила. Правил действительно было много — сложение, вычитание, правила русского языка, правила грамматики. Когда-то это всё было в новизну, и яростно впитывалось пытливым детским умом, чтобы затем использоваться в тестах и контрольных.
Через определённое время многое просто забывается. Вряд ли взрослый человек сможет сейчас по требованию быстро сделать морфологический разбор слова. Ну, конечно, если он сам не является учителем русского языка и литературы. Русский язык очень красив и могуч, он яркий и разнообразный. Но в то же время грамматика русского языка довольно сложна, особенно если в какой-то момент все правила, которые когда-то были выучены за партой в школе, просто испарились из памяти.
Как и морфологический разбор слова, не каждый сможет с ходу сделать синтаксический разбор предложения. Статья позволит ответить на следующие вопросы: «Как делать синтаксический разбор предложения?», «Как делать синтаксический разбор?», «Как осуществить синтаксический анализ предложения?». В данной статье речь пойдёт именно об этом. Читатель сможет освежить свои знания, вспомнить уже забытые правила синтаксического разбора, а затем применить их на практике, если в этом появится необходимость.
Полная общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема для осуществления синтаксического разбора предложений. Она может варьироваться в зависимости от того, какую конструкцию требуется разобрать, но, в принципе, основная база остаётся без изменений.
Итак, для синтаксического разбора нужно следовать следующим пунктам упомянутой выше схемы:
- Для начала следует указать цель предложения. Предложение может быть повествовательным, вопросительным, или же побудительным. Определить это совсем легко — обычное образование считается повествовательным, так как сообщает определённую информацию, вопросительное имеет в конце вопросительный знак, а побудительное — соответственно, восклицательный, так как побуждает к действию.
- Далее определяется интонация разбираемого высказывание. По этому критерию предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
- При разборе обязательно нужно указать, простое предложение или сложное, состоящее из нескольких простых.
- У сложных предложений потребуется указать тип конструкции. Тут может быть два варианта — простая конструкция (однотипная) или сложная (подразумевается наличие разных видов связи между несколькими простыми конструкциями в сложном).
- Если сочетание сложное, то понадобится указать тип связи нескольких простых в нём. Связь может быть союзной и бессоюзной.
- Союзные конструкции могут быть сложноподчинёнными и сложносочинёнными.
- Если конструкция является сложноподчинённой, то придётся указать также и тип придаточного: изъяснительное, определительное, присоединительное и обстоятельственное.
- В случае наличия последнего, то потребуется обозначить тип такого придаточного предложения:
- образа действия;
- времени;
- места;
- меры и степени;
- условия;
- уступки;
- сравнения;
- цели;
- причины;
- следствия.
- В том случае, если предложения является сложным, при его разборе потребуется обязательно выполнить описание связи его частей. Все части понадобится пронумеровать и при этом указать все виду связи (союзная и бессоюзная, сочинительная и подчинительная), также если есть необходимость, нужно сделать членение на уровни.
- Затем, указывая номер простого предложения, сделать характеристику каждого из них.
- При осуществлении анализа простых конструкций, обязательно нужно указать, односоставное предложение или двусоставное. Определить это можно, просто обратив внимание на то, есть ли там и подлежащее, и сказуемое.
- Если предложение односоставное, то следует определить его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
- Затем понадобится обозначить тип имеющегося в конструкции сказуемого. Сказуемое может быть следующего типа: простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС).
- На данном этапе потребуется обозначить распространённое образование или нераспространённое. Сделать это очень легко. Если в нём есть второстепенные члены, то оно распространённое, если же они отсутствуют, то оно, соответственно, нераспространённое.
- Потом обязательно указывается осложнено ли предложение, и чем.
- Напоследок, требуется указать, полная ли конструкция или неполная, то есть присутствуют ли все второстепенные члены, или же они опущены.
Типы придаточных предложений
Большую трудность зачастую вызывает определение типа придаточных частей в сложноподчинённых конструкциях. Чтобы в этом разобраться, далее будет представлена информация, ознакомление с которой позволит легче осуществить синтаксический разбор, если оно является сложноподчинённым.
Основные моменты
Итак, что следует уяснить при разборе:
- Придаточные предложения изъяснительного типа отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве связующих средств выступают союзные слова или просто союзы.
- К существительному относятся придаточные конструкции определительного типа. Чаще всего присоединяются с помощью союзных слов, но бывают случаи, когда используются и союзы. Отвечают на вопросы «какой?, «чей?».
- Возможно, больше всего проблем возникает при определении придаточного обстоятельственного предложения (ПО). Они различаются в зависимости от разряда.
Разряд придаточного обстоятельственного предложения
Следует помнить о следующих разрядах:
- ПО времени отвечают на следующие вопросы: «когда?», «до каких пор?», «как долго?», «на сколько времени?». Обычно для присоединения используются союзы «когда», «только», «как только», «пока» и другие.
- ПО цели отвечают на вопросы «зачем?», «с какой целью?».
- ПО следствия — союз «так что».
- ПО места — вопросы «куда?», «где?», «откуда?».
- ПО образа действия — «как?», в главную часть конструкции можно вставить слова «так», «таким образом».
- ПО причины раскрывают вопрос «почему?».
- ПО уступки — вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?». Используются союзы «даром», «пускай», «несмотря на то что».
- Сравнительные придаточные обстоятельственные предложения отвечают на следующие вопросы: «подобно чему?», «как что?», при этом обычно используются союзы «словно», «как», «будто», «точно».
Видео
Понять, что такое синтаксический разбор предложения и как его правильно выполнить, вам может этот видеоурок.
Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте
Источник: liveposts.ru