Где строят подводные лодки

В августе 1931 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве Амурского судостроительного завода. При разработке предварительного генерального плана родилась идея отказаться от привычных и, казалось, единственно возможных стапельных устройств.

Текст подготовил Юрий Зайцев, главный инженер завода в период с 1980 по 2000 год

Строили по-новому

В частности, было предложено осуществлять постройку кораблей на горизонтальных стапелях в сухих доках с шатровыми покрытиями, т. е. в эллингах. После постройки корабли всплывают путем наполнения доков водой, выводятся в наливной бассейн, а затем, после спуска воды в наливном бассейне до уровня реки Амур, через полушлюз переводятся к достроечной набережной в Большое Силинское озеро.

Уже через два года после ввода в промышленную эксплуатацию, в 1938 году, Амурский судостроительный завод построил и передал ВМФ две подводные лодки XI серии, а в период Великой Отечественной войны выполнил капитальный ремонт 17-ти и текущий ремонт 13 подводных лодок Тихоокеанского флота.

Суперсооружения: Подводная лодка ВМС США Вирджиния

10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по строительству кораблей и проявленную инициативу по освоению новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Варшавянка»

Применение военного опыта

Послевоенное строительство Военно-Морского флота СССР осуществлялось с учетом боевого опыта, полученного в Великой Отечественной войне.

В начале 50-х годов заводу было поручено строительство дизельных подводных лодок проекта 613. Полный комплект конструкторской документации завод получил в июне 1953 года. Стапельный период строительства первой подводной лодки составил около шести месяцев. Спуск на воду состоялся 19 сентября 1954 года, а приемный акт был подписан 31 декабря 1954 года.

Всего было построено 11 подводных лодок проекта 613. В 1955 году в состав ТОФ было передано 4 ПЛ, в 1956 году — четыре ПЛ и в 1957 году — две ПЛ.

Испытания подводных лодок проходили в трудных условиях. Сдаточная база не была подготовлена к обслуживанию подводных лодок, не располагала оборудованными причалами, отсутствовали плавкран, компрессора ВВД, средства для зарядки аккумуляторной батареи. Задержки испытаний проходили и по вине флота, который также не имел нужных технических средств для обеспечения испытаний ПЛ. Район глубоководного погружения выделялся в 120 милях от базы.

Строительство и испытания подводных лодок проекта 613 дали заводу возможность подготовить необходимых специалистов, которым предстояло в будущем осуществлять постройку подводных лодок нового поколения.

В 1958 году на заводе уже были все рабочие чертежи проекта 629. Первая ПЛ заводской № 131, проекта 629 была спущена на воду 15 августа 1958 года, провела часть швартовных испытаний, необходимых для безаварийного перехода на сдаточную базу во Владивостоке. 31 декабря 1959 года был подписан приемный акт большой подводной лодки заводской № 131, проекта 629.

Читайте также:  Где находится номер на лодке прогресс

Как строится подводная лодка

Атомная подводная лодка проекта 971 «Барс» — вершина мастерства амурских корабелов

Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники

Принципиально новый этап в советском военном кораблестроении связан с внедрением на кораблях ракетного оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной техники. Они изменили боевые свойства кораблей, увеличили их ударные возможности, дальность и точность поражения наземных, морских и воздушных целей, сделали возможной сферой боевых действий кораблей практически весь мировой океан.

Атомные подводные лодки получили возможность длительного, практически неограниченного плавания под водой. Приобретенный опыт, высокое качество и надежность построенных ранее подводных лодок позволили амурским корабелам получить оборонный заказ по строительству атомных ПЛ.

Рабочие чертежи АПЛ проекта 659 начали поступать на завод в сентябре 1957 года. Но уже в ноябре пришло решение о приостановке строительства ПЛ проекта 659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не получил ни одного чертежа. Решение отменили, но завод потерял набранный темп и не менее двух месяцев из общего цикла постройки головной лодки.

28 июня 1961 года был подписан приемный акт головной атомной подводной лодки, заводской № 140, проекта 659. Было построено и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две — в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963 году.

За создание новой техники Правительство СССР высоко оценило самоотверженный труд амурских кораблестроителей. 28 апреля 1963 года завод был награжден орденом Ленина.

С III квартала 1959 года на завод начали поступать рабочие чертежи нового проекта АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их проработки разрабатывались новые технологические процессы, технологическая и плановая документация, необходимая для организации работ в цехах. Первая атомная подводная лодка проекта 675, заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому флоту 30 декабря 1963 года. За период 1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ проекта 675.

В 1965 году завод получил задание на строительство серии из десяти АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ, заводской № 151, в 1969 году.

При строительстве на заводе АПЛ второго поколения была изменена технология постройки. Учитывая, что АПЛ проекта 667А не может всплыть с помощью понтонов в построечном доке эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения и спусковой осадки, пришлось отказаться от «мокрого» вывода и перейти к «сухому» выводу ПЛ из построечного дока. Этой технологией предусматривалось использование системы судопоезда для выкатывания АПЛ из построечного дока на судовозных тележках по железнодорожным путям в плавучий транспортно-спусковой док, стоящий на двух опорах в наливном бассейне и соединенный с построечным доком наружной железнодорожной эстакадой.

24 декабря 1969 года был подписан приемный акт атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667А, заводской № 151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта 667А была сдана ТОФ в 1974 году.

Читайте также:  На рисунке изображена лодка и ее отражение в воде на борту лодки написано название честь

18 января 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное выполнение заданий 8-й пятилетки и освоение новой техники» завод был награжден орденом Октябрьской Революции.

На базе АПЛ проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало новую атомную подводную лодку с ракетным комплексом «Д-9» проекта 667Б.

Создание такой АПЛ приблизила зону боевого патрулирования наших ракетоносцев в районы, находящиеся на относительно небольшом удалении от наших берегов и прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А повысилась в 2,5 раза.

Первая АПЛ проекта 667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта 1973 года.

Строительство атомных подводных лодок проекта 667Б шло с опережением плановых показателей. 11 июня 1974 года при технической готовности 91,7% первая АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня начались швартовные испытания, а комплексные испытания главной энергетической установки с работающим атомным реактором начались 20 июля.

После расхолаживания реактора в начале сентября АПЛ покинула акваторию завода, и буксиры повели плавучий док «Амур» с лодкой на борту на сдаточную базу в городе Большой Камень (Приморский край), где были продолжены оставшиеся швартовные испытания, затем были проведены заводские ходовые испытания.

Приемный акт первой атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667Б, заводской № 221, подписан 30 декабря 1974 года, на год раньше назначенного срока. Завод построил и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну — в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976 году и три — в 1977 году.

15 июня 1977 года прошла процедура закладки атомной подводной лодки проекта 671 РТМ, заводской номер 271. С 12 ноября начались заводские ходовые испытания. Они проводились тщательно, в полном соответствии с программой и продолжались около месяца. Государственные испытания также прошли успешно. 31 декабря 1978 года был подписан приемный акт АПЛ, заводской № 271, проекта 671РТМ.

Всего до 1984 года было построено и сдано ВМФ 13 АПЛ проекта 671 РТМ.

Памятник в честь основания Амурского судостроительного завода

Новый боевой потенциал

14 июля 1984 года из цеха предприятия был осуществлен вывод головной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 971 заводской № 501, отличительными особенностями которой являются мощный боевой потенциал, большая глубина погружения, высокие маневренные и скоростные характеристики.

Эти подводные лодки воплотили в себе самые современные достижения отечественной науки и технологии, явились новым качественным этапом в развитии отечественных атомных подводных лодок многоцелевого назначения. Приемный акт первого атомного корабля был подписан 30 декабря 1984 года.

Параллельно с освоением новой серии атомных подводных лодок третьего поколения проекта 971 на заводе шло строительство дизель-электрических ПЛ проекта 877, что никак не отразилось на темпах постройки первых. Отработанная конструкторская документация, наличие квалифицированных рабочих кадров и специалистов на заводе, большая серия ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь со стороны проектанта и министерства позволили заводу осуществить строительство 15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка проекта 877, заводской № 451, была заложена на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из цеха осуществлен 15 сентября 1980 года, передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.

Читайте также:  Лодка ПВХ reef 335 нднд характеристики

Таковы основные этапы строительства подводных лодок на нашем трижды орденоносном предприятии. Есть надежда, что строительство подводных лодок продолжится на заводе. Для этого есть все предпосылки.

Источник: glavportal.com

Самые крупные судостроительные заводы России

Старт отечественному судостроению положил еще Петр Первый. Именно этот государь в конце XVII века основал Архангельскую казенную верфь, сформировавшую в будущем костяк первой русской военной флотилии. В нашей статье вы найдете информацию о самых больших судостроительных заводах России в настоящее время, узнаете, что и в каких объемах они производят.

Судостроение в России: история и современность

Мировое судостроение уже давно переехало в Восточную Азию. Около 70% всех произведенных на планете судов приходится всего на три государства данного региона. Это Китай, Япония и Южная Корея. Далее с заметным отрывом идут США и Германия. Россия, увы, не входит в топ-5, однако замыкает первую «десятку» мировых судостроителей.

Древнейший корабль, найденный на территории современной России, датирован учеными пятым веком до нашей эры. Во времена Руси строили преимущественно торговые суда. Первая верфь по строительству военных кораблей была заложена в 1693 году в городе Архангельске. Именно там создали 58-пушечный фрегат «Гото Предестинация».

В 1703 году был заложен Петербург, а в нем — Адмиралтейство, крупнейший на то время судостроительный завод в стране. Благодаря этому Российская империя уже к началу XVIII века заимела свой собственный парусный флот.

Сегодня судостроение является стратегически важной отраслью российской тяжелой промышленности. В 2017 году его выручка возросла на 14% и достигла 523 миллиардов рублей. Основным заказчиком в этой отрасли экономики по-прежнему остается Министерство обороны РФ.

судостроительные заводы России список

  • Именно в России был сконструирован крупнейший в мире ледокол.
  • Самая большая подводная лодка также разработана и построена в России.
  • С 2017 года в России отмечается профессиональный праздник – День Судостроителя (29 июня).

Главные судостроительные заводы России: список, контакты и карта

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 168 судостроительных и судоремонтных предприятий. Половина из них – государственные. Ключевые центры современного российского судостроения: Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининград и Выборг.

Ниже в таблице перечислены крупнейшие судостроительные заводы России:

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...