В сорока километрах западнее Архангельска, у берега Белого моря, расположен Северодвинск — второй город в области (185 тысяч жителей) ; город полностью советский, выросший при оборонной промышленности, и центр российского атомного судостроения. Само по себе это уже звучит внушительно. Город солидный, и во многом, на мой взгляд, опережающий Архангельск.
Северодвинск воспринимается и как спутник Архангельска (из-за близкого расположения), и как, в то же время, самодостаточный город. Автобусным сообщением с Архангельском он связан примерно каждые полчаса. Идёт автобус около часа, по шоссе вдоль Северной Двины, через сёла с причудливыми названиями вроде Лайский Док и Малая Тойнокурья.
Стоимость проезда, кстати, различается в зависимости от того, до какой остановки в городе ехать (так же, как из Кирова в Кирово-Чепецк и Слободской). Здесь я должен сразу сказать, что, к сожалению, посетил Северодвинск довольно-таки бестолково, так как увидел лишь совсем небольшую часть города — только его исторический центр, не побывав ни на острове Ягры у берега моря, ни в позднесоветских многоэтажных районах на западе. Виной тому то, что я поехал сюда зачем-то в середине дня, хотя город немаленький, и ехать стоило с утра. Но всё же покажу то, что я успел увидеть.
2. Вот примерно так меня встретил Северодвинск, — я вышел из автобуса на почти первой же остановке в жилой части города. Как и в Архангельске, здесь была жаркая погода. И оживлённые улицы вокруг.
Если Архангельск возник как морские ворота России, то Северодвинск — как кузница кораблей военно-морского флота. Город достаточно молодой — основан он был в 1936 году как рабочий посёлок Судострой. Спустя два года он получил статус города и имя Молотовск (в честь Вячеслава Молотова, при жизни), а в 1957 году стал Северодвинском и в последующие годы рос как один из флагманов оборонной промышленности страны. И поныне главные предприятия Северодвинска — это «Севмаш», где строят не что-нибудь, а атомные подводные лодки, а также судоремонтный завод «Звёздочка».
4. Из автобуса я вышел рядом с вокзалом, за которым виднеется труба ТЭЦ-1. Железная дорога в Северодвинск пришла во время войны — в 1942 году, а нынешний вокзал уже, видимо, позднесоветской постройки.
5. Не под стать городу вокзал здесь маленький, тихий и пустынный, зато аж с высокой платформой и навесом (что вообще большая редкость). Это не случайно, поскольку пассажиропоток здесь совсем небольшой, и большинство людей ездит через Архангельск.
Дело в том, что Северодвинск стоит не на основной железнодорожной магистрали, а на тупиковом ответвлении, которое начинается от станции Исакогорка (немного не доезжая до Архангельска). И если большинство поездов идёт в Архангельск, то до Северодвинска лишь раз в два дня ходит один поезд из Москвы (причём фирменный). Кроме него, есть здесь и пригородное сообщение: в сторону Архангельска — до маленькой станции Лайская, а на запад — до села Нёнокса, где железная дорога заканчивается тупиком. Ветка туда идёт вдоль берега моря и, судя по снимкам, довольно живописна, но при этом Нёнокса — закрытый военный городок, куда просто так не съездить.
6. Вид в сторону Архангельска:
7. А плакат на фасаде вокзала напоминает о том, почему он выкрашен в такой синий морской цвет. Северодвинск — действительно, город не только корабелов, но и моряков: здесь расположена Беломорская база Северного флота.
8. Направимся теперь в центр города. Здесь, как и в Архангельске, очень много тополей. Пожалуй, что даже ещё больше. Весь город в тополином пуху, жаркая погода, и не слишком северный облик самого города, — в общем, снова трудно было в тот момент поверить, что я нахожусь на 64 параллели рядом с Белым морем. Впрочем, жаркая погода здесь бывает нечасто, — обычно город продувают морские ветра с брызгами солёной воды, и погода бывает прохладной даже в середине лета.
Кстати, название Северодвинск не очень вяжется с географическим расположением этого города. Дело в том, что к самой Северной Двине он почти не выходит, — лишь к одной из проток (так называемое Никольское устье).
9. Пятиэтажка без балконов — явление типично северное. Правда, здесь таких совсем мало.
10. В нескольких минутах ходьбы от вокзала я попадаю в северодвинский «Старый город», который, по большей части, деревянный.
11. Когда-то таким был почти весь город Молотовск. Зелёные улицы с высокими тополями и берёзами, а среди них — деревянные дома. В былые времена, до того, как дома обветшали, эта часть города была, наверное, очень уютной.
12. Как и в Архангельске, это настоящее «сталинское деревянное зодчество». Здесь много оригинальных и интересных проектов.
13. Это ведь прямо деревянный конструктивизм какой-то!
14. Но увы, как, опять же, и в областном центре, в Северодвинске состояние большинства этих домов плачевное. Возможно, причина кроется в местной болотистой почве, из-за которой у них оседают фундаменты. В любом случае, во многих домах, имеющих вот такой вид, всё ещё живут люди.
15. Но проблема постепенно решается. Ветхие дома расселяют и сносят, и строят новые для их жителей.
16. В одном кадре — как выглядит прежнее и будущее место жительства одних и тех же людей.
17. В общем, когда-то эти деревянные кварталы были, наверное, уютными и привлекательными, но сейчас время их прошло. Красота «деревянных сталинок» постепенно уходит, и, возможно, даже некоторые дома, попавшие мне в кадр, сейчас, когда я пишу, уже расселены.
18. Не знаю точно, когда эти дома строились. Возможно, в конце 1930-х годов, а может быть даже и во время войны.
19. Тихая улица Советская:
20. Вокруг уже всё больше кирпичных домов:
21. И снова деревянные. Скоро этой изрядно обветшавшей красоты уже не будет.
22. А людей переселят в вот такие дома:
23. А вот уже расселённые дома. Вполне вероятно, что сейчас их уже снесли.
24. Из некогда уютного, а ныне ставшего мрачноватыми трущобами деревянного района я попадаю в послевоенный центр города, застроенный сталинским ампиром. Здесь всё уже гораздо более прилично и красиво. Особенно понравились дома, выкрашенные в разные цвета.
В советские времена Северодвинск был закрытым городом (да и сейчас официально закрыт для иностранных граждан, хотя на деле никакого контроля нет), а кроме того, одним из наиболее престижных для жизни городов Советского Союза. Тут и оборонка, и северные надбавки. Точно не знаю, но наверняка и снабжение здесь было лучше, чем в Архангельске. К моменту распада СССР население Северодвинска достигло 250 тысяч жителей, но потом наступил всеобщий развал оборонки, и девяностые годы промышленность города переживала с трудом. Население Северодвинска из-за этого сократилось на четверть за постсоветские годы (до 185 тысяч в наше время), однако город по-прежнему один из наиболее передовых в Архангельской области.
Северодвинск — второй центр притяжения для районов области, что выражается даже в транспортной связи: не только из Архангельска, но и отсюда ходят отдельные автобусы в далёкие райцентры на юге области — Котлас, Каргополь, Вельск. Что особенно интересно, Северодвинск официально отнесён к Крайнему Северу, тогда как Архангельск лишь приравнен (при практически одинаковом климате): скорее всего, во многих отраслях зарплаты в Северодвинске выше, чем в областном центре. И даже жильё здесь стоит дороже.
26. Круглая площадь Ломоносова с памятником самому Михаилу Васильевичу:
27. А это проспект Ленина. Хоть и Северодвинск — целиком советский город, и старины здесь не может быть по определению, но архитектурный облик у него гораздо более цельный, чем у Архангельска. Эти кварталы возводились в начале и середине 1950-х годов.
Да и в целом, ощущения от города несколько иные. Хоть и с благоустройством здесь тоже немало проблем, в городе вполне чисто, и состояние общественного транспорта не в пример лучше (хотя электротранспорта в Северодвинске, увы, так и не появилось). Чувствуется, что город работает на оборонку, и здесь «всё серьёзно»: город мне показался организованным, строгим и суровым.
29. Ансамбль сталинской архитектуры здесь совершенно великолепен и достоин, пожалуй, едва ли не Минска.
30. Кинотеатр «Родина»:
31. На проспекте Ленина мне действительно порой казалось, будто я гуляю по белорусской столице. Иногда не мог отделаться от ощущения, что на каком-нибудь доме сейчас увижу табличку вроде «вул. Камунiстычная». Кроме того, ещё один город, который у меня здесь всё время всплывал в памяти, — это Череповец.
С одной стороны, Северодвинск видится таким «индустриальным воплощением Поморья», с другой — большинство населения здесь не коренное. По уже названным выше причинам, люди здесь приезжие со всех уголков бывшего СССР.
33. А вот и просторная площадь Победы — по сути, главная в городе. В центре памятник Ильичу, а за ним — не администрация, а ДК Ленинского Комсомола, ныне известный как Дом Корабела. Построен он в 1964 году, и название его посвящено не столько ВЛКСМ, сколько атомной подводной лодке К-3 «Ленинский Комсомол», построенной в 1957 году, и ставшей первой АПЛ в Советском Союзе (и третьей в мире).
34. Другая сторона площади. И всё тот же по-северному яркий солнечный свет на монументальных советских домах.
35. Рядом с площадью — дом инженерно-технических работников завода «Севмаш». Он же — «Дом Техника».
36. Проспект Ленина продолжается дальше. Хоть и город большой, но именно главные улицы мне показались довольно тихими. Может быть, потому что был я здесь вечером в воскресенье.
37. В Северодвинске сохранилось довольно немало советских артефактов (хотя, конечно, и не так, как в Воркуте):
38. С северной стороны центр замыкает круглая площадь Егорова, названная в честь одного из директоров «Севмаша». В центре площади на постаменте — якорь АПЛ «Акула», установленный в 2008 году.
40. А вон впереди и сам «Севмаш». На переднем плане — Аллея Героев, с мемориальными плитами выдающимся сотрудникам предприятия.
41. Рядом — довольно приятный лесопарк:
Северодвинск, как уже сказано, стоит на берегу Белого моря. Однако чтобы его увидеть, надо ехать на остров Ягры — северную окраину, либо к одному из заливов на западной окраине. А основная часть города плотно загорожена от моря промзонами «Севмаша» и «Звёздочки».
42. Вот, собственно, и заводоуправление «Севмаша» с ещё одним памятником Ленину, глядящему на проспект имени себя. Насколько я знаю, с вышеупомянутого острова Ягры открываются довольно интересные виды и на саму заводскую промзону, где даже можно увидеть боевые корабли.
На «Севмаше» в данный момент работает около 25 тысяч человек, то есть примерно каждый седьмой житель города. За всю историю завода (с момента основания в 1939 году) на нём было выпущено 128 атомных и 35 дизельных подводных лодок, а также 45 надводных боевых кораблей (в основном эскадренных миноносцев). В данный момент на предприятии строятся АПЛ четвёртого поколения.
43. Одна из проходных завода:
44. Вдоль промзоны «Севмаша» идёт шумное Архангельское шоссе — фактически, северный обвод города.
Идя дальше, можно попасть в многоэтажные позднесоветские микрорайоны. Но я туда не добрался, так как времени оставалось у меня мало (а съездить в Северодвинск ещё раз на следующий день мне почему-то в голову не пришло).
45. В итоге, через упомянутый лесопарк, я вернулся на центральные улицы города.
46. Здесь уже в основном хрущёвки.
47. Во дворах закатное солнце. Скоро снова будет белая ночь.
48. И где-то на этом месте я и завершил прогулку по городу.
В общем, как уже сказано, мой отчёт про Северодвинск получился весьма куцым, и по показанному здесь не стоит судить обо всём городе. Он, на самом деле, ещё более разнообразен: ведь я не увидел ни позднесоветских микрорайонов, ни современных новостроек, ни, в конце концов, моря. В общем, я надеюсь ещё обязательно побывать в этом городе, тем более, что и хороший повод для этого есть: на южной окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога в посёлок Белое Озеро, и на ней есть пассажирское движение.
Об Архангельской области на этом всё. Ну, почти всё. Впереди меня ждал завершающий этап летнего путешествия по северным областям. А именно — Северная Карелия и город Беломорск (где я таки увидел море!). В следующем рассказе проедем волной пригородных поездов от Архангельска до Беломорска с несколькими пересадками.
Источник: nord-ursus.livejournal.com
«Ясень» же «Борей»: ВМФ получит 14 атомных подлодок
С авианосцами у России как-то исторически не сложилось. Сейчас остался лишь один — ТАРК «Адмирал Кузнецов», который вроде как должен, наконец, выйти из затянувшегося ремонта. Скорее всего, этот тяжелый авианесущий крейсер станет в итоге не боевой единицей в составе флота, а учебным плавучим аэродромом для подготовки пилотов корабельной авиации — с перспективой на постройку новых авианосцев. С атомными подводными лодками (АПЛ) всё гораздо лучше. Как минимум потому, что они существуют, а ещё и активно строятся новые.
Сейчас заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко анонсировал, что в ближайшие годы Военно-морской флот будет усилен 14 атомными подводными лодками. Речь идёт о АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М», которые завод «Севмаш» по заказу Минобороны должен передать ВМФ до 2027 года — по две подлодки в год. Это много или мало для поддержания обороноспособности страны на должном уровне? Дорого или вполне «съедобно» для военного бюджета, который расходуется и на другие вооружения?
Новости партнеров
Сегодня в составе ВМФ России, согласно официальной статистике, численность субмарин составляет 62 единицы. Из них атомных подлодок, с баллистическими, крылатыми ракетами и общего назначения — 49, из которых в готовности выйти хоть завтра на боевое дежурство лишь 50 процентов. Остальные в ремонте, в процессе модернизации, что-то там меняют и усовершенствуют.
Никто вам точно не скажет, сколько же сейчас у России имеется АПЛ, в том числе действующих и находящихся на вооружении. Оперировать можно лишь теми, которые сошли со стапелей и поступили на флота в последние годы. Самые «свежие» АПЛ проекта 885 М «Ясень», нынешняя «Казань» и головная лодка «Северодвинск», которая уже несет боевое дежурство, — это лишь верхушка того огромного подводного айсберга, который представляют российские подводные силы. В большей степени достоверности можно сказать, что в советские времена было построено около (?) 250 подводных атомоходов. И заявленных сейчас в таком сравнении14 подлодок вроде как и немного по количеству, но по ударной мощи они могут одним залпом своих ракет уничтожить полмира.
С ценой тоже нет особой прозрачности. Из заявленного известно, что АПЛ К-659 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» обошлась Минобороны в 47 миллиардов рублей (сейчас это порядка 602 миллионов долларов), а вот АПЛ проекта 955 «Борей» стоит заметно меньше — 23,2 миллиарда рублей (около 313 миллионов долларов). Впрочем, даже если эти цифры считать условными и корректируемыми (вероятно, что в сторону увеличения), то по сравнению со стоимостью новейшего американского авианосца «Джеральд Р. Форд», которая по официальным данным составила 17,5 миллиарда долларов (утверждают что сумма перевалила за 20 млрд.), это сущий пустяк. То есть взамен одного авианосца можно построить как минимум 20 АПЛ проекта «Ясень» и «Борей», каждая из которых способна отправить его на дно. Этим фактом, вероятно, и можно объяснить отсутствие у России авианосцев — мы любим дёшево и сердито.
В США любят обсуждать тему последствий удара российского подводного крейсера типа «Борей» (по классификации НАТО SSBN «Borei») ракетами «Булава». Вот и портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал недавно ситуацию с одной только российской субмариной «Юрий Долгорукий», которая, даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк.
Компьютезированные янки высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300 000), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США. Отмечается, что каждая из баллистических ракет несет по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы десятки американских городов и военных объектов, суммарная мощность которых (более 9 тысяч килотонн) уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.
АПЛ проекта 955 типа «Борей» в составе ВМФ РФ четыре — последняя из них в модернизированном виде (955А) К-549 «Князь Владимир» была передана Северному флоту (СФ) 12 июня нынешнего года. В планах до 2027 года, о чём и говорил сейчас замминистра Криворучко, постройка ещё шести таких стратегических ракетоносцев, два из которых — «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов» должны поступить Тихоокеанскому флоту в 2021 году.
Из «Ясеней» в строю пока только одна упомянутая АПЛ «Северодвинск», зато в планах постройка 8 подобных подлодок проекта 885 М, оснащенных крылатыми ракетами «Оникс» (предполагается, что на них будут установлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон»). Две субмарины находятся в высокой степени готовности — К-561 «Казань» в 2021 году передадут СФ, а К-573 «Новосибирск» ТОФ. Остальные будут поступать в ВМФ с регулярностью по одной в год.
Новости партнеров
Но если планы — это всего лишь перспектива, хотя и совершенно четко обозначенная сроками, то и в нынешнем состоянии российский подводный флот вышел на уровень полноценного дежурства в Мировом океане. И слова Главкома ВМФ адмирала Николая Евменова о «поднятии планки» до советского ВМФ по уровню присутствия российских АПЛ во всем частях света, может свидетельствовать, что одномоментно в море находится порядка 10−15 атомоходов. Каждый из которых способен решать самостоятельные задачи по сдерживанию агрессии стран вероятного противника. А при необходимости и уничтожить все источники этой агрессии.
— Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России — это очень позитивный сигнал, — считает политолог, эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. — Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.
Сейчас, с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно?
Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.
Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 77 процентов своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72−90 суток и в год они делают, в общей сложности, свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве.
Причём четыре из них — две в Тихом океане, и две в Атлантике, находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям — России и Китаю. В общем, это такие подводные «кошки-мышки», про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своём бестселлере времён холодной войны «Охота за «Красным Октябрём». Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно.
Если же исключить беллетристику, то парадокс, лежащий в основе применения атомной подводной лодки с ядерным оружием на борту, в том, что она может произвести эффективный прицельный пуск только один раз, залпом. Разумеется, если лодка снаряжена шестнадцатью ракетами, то технически она способна произвести 16 пусков, что называется, «одиночными».
Однако первый же одиночный пуск ставит крест на скрытности нахождения ракетоносца. И грозная боевая единица превращается в мишень. А дальше смена позиции, бегство, маневрирование, и в результате дальнейшая боевая эффективность стремится к нулю. Таким образом, основной задачей является скрытый выход на позицию для точной стрельбы, прорыв прикрытия, осуществляемого кораблями, авиацией, спутниками и гидроакустическими системами противника. А это тактика.
Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчётной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина — «Ясень» или «Борей».
Источник: www.discred.ru
Севмаш представил инновационное изобретение для строительства атомных подводных лодок 4-го поколения
Начальник сектора Проектно-конструкторского бюро «Севмаш» (входит в ОСК) Игорь Калеминцев представил инновационное конструкторско-технологическое решение, применяемое при строительстве атомных подводных лодок 4 поколения, на VI Всероссийской научно-практической конференции «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении».
В конференции, организованной МГТУ имени Н.Э. Баумана, участвовали представители Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, ведущих корпораций и предприятий ОПК, научных организаций и ведущих вузов страны. Игорь Калеминцев выступил с докладом «Современные технологии монтажа оборудования и конструкций в судостроении с применением полимерных материалов».
Новый способ крепления механизмов на АПЛ с использованием полимеров дает возможность сократить сроки и трудоемкость монтажных работ при строительстве современных ракетоносцев. Новизна технологии заключается в том, что из узлов креплений конструкций исключены стальные клиновые подкладки и платики фундаментов, которые ранее требовалось дополнительно изготавливать и механически обрабатывать. Они заменены на современный двухкомпонентный композитный полимерный материал, обеспечивающий необходимые прочностные характеристики.
Эффективность этого конструкторско-технологического решения уже подтверждена многолетним опытом его применения на АПЛ проектов «Ясень-М» и «Борей-А», строящихся на Севмаше. Новый способ крепления механизмов на фундаменте с использованием жидкотекучей пластмассы зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) как изобретение и на него получен патент. Общий экономический эффект от применения при строительстве АПЛ новых узлов креплений и технологии, разработанных инженером ПКБ «Севмаш» Игорем Калеминцевым, составляет более 80 млн. рублей, этого удалось достичь за счет снижения трудоемкости монтажных работ более чем на 30 тыс. норма-часов.
Источник: www.arms-expo.ru