Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений.
Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.
История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.
С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.
Корюшка на Финском заливе с лодки. Координаты, где спускать лодку.
Во времена правления Екатерины II, было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно, и я так думала.
Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.
Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта “Дельта” можно на сайте elligo.ru – все самое интересное о Нидерландах.
Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.
После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.
Далее схема расположения сооружений дамбы.
Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.
Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину 25,4 км. На дамбе построено 6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.
Водопропускное сооружения Петербургской дамбы
Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.
Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.
Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост. Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.
Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться. С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.
Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.
Судопропускное сооружение С2
Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.
Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.
Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.
Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.
Судопропускное сооружение С1
Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.
За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.
Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.
По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.
Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.
Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.
Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.
Источник: www.drive2.ru
Рыбаков и романтиков лишают любимых мест на петербургской дамбе
Любителям порыбачить на дамбе у Кронштадта буквально перекрыли кислород. В местах, где раньше рыбаки оставляли свои авто, теперь красуются знаки «Остановка запрещена». В дирекции комплекса защитных сооружений лишь напомнили, что дамба – это не место для отдыха и прогулок.
Петербургская дамба, соединяющая Кронштадт с Приморским районом, уже давно стала культовым местом для горожан. В далеком 1996 году здесь снимали клип на хит «Тучи» группы «Иванушки International». Сейчас музыканты сюда захаживают редко, но место облюбовали петербургские рыбаки. Клев здесь оказался настолько хорошим, что улов иногда исчисляется десятками килограммов.
Каждый день на дамбе собираются многочисленные любители рыбной ловли. Также это место популярно у ценителей прогулок вдоль берега и мастеров шашлыка. Однако с недавних пор отдых у Финского залива не обходится без жестких нарушений правил дорожного движения. В редакцию НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ обратился один из рыбаков, который рассказал о существующей проблеме.
Раньше почитатели рыбалки на дамбе оставляли автомобили на обочине технических проездов, относящихся к комплексу защитных сооружений. Теперь там красуются знаки, гласящих о запрете остановки и работе эвакуатора.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ побывали на месте, вокруг которого возникли споры. Действительно, какая-либо парковка там отсутствует, и водители бросают автомобили везде, где это возможно. Даже на так называемы «островки», разделяющие потоки движения, умудрились залезть два внедорожника. Еще одной проблемой стало закрытие грунтовой дороги, которая идет параллельно КАД вдоль берега залива. Раньше рыбаки ее активно использовали для проезда к воде.
«Заставляют нарушать с парковкой машины, загоняют в безвыходную ситуацию. Год назад этого не было – люди стояли свободно. Главная проблема сейчас в знаках и съезде на старую дорогу дамбы. Она полностью перекрыта, а там хорошее место для отдыха», – объяснил петербуржец Вячеслав Цыгода, который очень любит рыбачить на дамбе.
Во многих случаях комплексы защитных сооружений от наводнений являются особым объектом. К ним закрыт любой доступ, а прилегающая территория оцеплена колючей проволокой. Петербургская дамба – это отдельная история. Здесь проходит участок Кольцевой автодороги, который связал остров Котлин, где находится Кронштадт, с Петербургом.
Остановка на КАД запрещена, поэтому данное правило распространяется и на дамбу. Рыбаки использовали для стоянки обочины технических проездов и разворотов, авто оставляли после знака, обозначающего конец автострады.
По сути, за счет живописных видов дамба стала одним из излюбленных мест для многих горожан, несмотря на статус защитного сооружения. Рыбаки не мешают движению, не заходят на закрытые территории, но вместо того, чтобы создать более комфортные условия для отдыха, петербуржцев максимально постарались отучить приезжать на дамбу.
«Жителей Петербурга просто оставили без места отдыха. Здесь берег Финского залива закрыт, где съезды – везде стоят шлагбаумы. Хочется, чтобы открыли выезды на дамбе, может, быть сделали полосу для разгона. Это не так дорого», – отметил Вячеслав Цыгода.
НЕВСКИЕ НОВОСТИ направили официальный запрос в дирекцию комплекса защитных сооружений. Ответ пришел за подписью генерального директора предприятия Бориса Дайтера. В письме отмечается, что комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений является гидротехническим сооружением первого класса и, в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ, относятся к особо опасным, технически сложным объектам. Комплекс спроектирован с учетом выполнения его основной функции – инженерной защиты города от наводнений, и предназначен для размещения зданий, сооружений, технического оборудования, задействованного для ликвидации ситуаций, несущих опасность наводнения.
«Места парковки автотранспорта и зоны отдыха на всем протяжении КЗС не предусмотрены проектом, в связи с чем в составе объектов комплекса защитных сооружений отсутствуют специально подготовленные или предусмотренные проектной документацией площадки для размещения транспортных средств, не имеющих отношения к эксплуатации КЗС. Технологическая дорога, идущая параллельно федеральной скоростной автомобильной дороге, предназначена для подъезда спецтранспорта и обслуживания гидротехнических сооружений», – говорится в ответе гендиректора предприятия Бориса Дайтера.
Отмечается, что объекты дамбы имеют как надводную, так и подводную часть, где проходят инженерные коммуникации. Массовая стоянка транспорта в неположенном месте может привести к повреждению этих коммуникаций. Кроме того, гендиректор предприятия подчеркнул, что КЗС имеет особый статус в части обеспечения антитеррористической защищенности. К тому же дамба расположена в водоохраной зоне, а значит есть особые требования природоохранного законодательства.
«Установка технических средств организации дорожного движения на технологических съездах с КАД к объектам КЗС организована в целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, так как проектная ширина указанных съездов не предусматривает стоянку транспортных средств. Транспорт, оставленный на съездах с КАД, препятствует проезду специального и аварийно-спасательного транспорта, что может привести к негативным последствиям, а в условиях наводненческой ситуации будет являться причиной чрезвычайного положения для Санкт-Петербурга», – разъяснили в дирекции комплекса защитных сооружений.
Причем в ответе на запрос гендиректор предприятия подчеркнул, что данные действия ни в коем случае не направлены на ущемление прав и свобод петербуржцев. Возможности КЗС по организации стоянок для автотранспорта на территории дамбы ограничены проектными решениями при строительстве комплекса и запрещающими нормами права Российской Федерации. Иными словами, даже при всем желании пойти навстречу рыбакам и любителям прогулок у воды в дирекции комплекса не могут. Поклонникам рыбной ловли придется искать другое клевое место или на свой страх и риск продолжать закрывать глаза на установленные знаки и существующие правила.
Источник: sanktpeterburg.bezformata.com
За судаком на Финский залив
Рассекая встречные волны, Altair неспешно двигался вдоль береговой линии острова Котлин. Лёха копался в телефоне, стараясь в топографическом приложении отыскать место парковки наших автомобилей. Я просто смотрел в темноту и временами принимал прохладу брызг, образующихся от столкновения особо вредных волн с нашим верным плавсредством. Насыщенный будний день подходил к своему завершению.
А утро этой среды у меня началось с раннего подъёма. У Алексея образовался свободный денёк, и он изъявил желание провести его с пользой, то есть порыбачить. Я свободными деньками не располагал, но всё-таки решил поддержать рыболовные порывы товарища и сместил свой трудовой график на несколько часов. Лёха, в свою очередь, подстроился под мою занятость и предложил порыбачить на Финском заливе в районе дамбы.
Это предложение однозначно было хорошим и правильным. Во-первых, путь от городских апартаментов до Кронштадта был недалёк. А это важно в трудовые будни. Во-вторых, в этом интересном месте мы ранее никогда не рыбачили с лодки. А, следовательно, новыми впечатлениями, даже несмотря на результат, мы наверняка были бы обеспечены.
В-третьих, с окрестностей дамбы в Сети иногда проскакивают интересные отчёты. А это ведь весьма любопытно.
В общем, после продуктивного трудового дня около пяти часов вечера я приехал в Кронштадт и довольно быстро отыскал место, назначенное Лёхой для спуска лодки в залив. Капитан как раз заканчивал сборку плавсредства, что явно экономило отведённое на рыбалку время. Обменявшись приветствиями, мы оснастили спиннинги и выдвинулись в море.
Изначально наш экипаж планировал посетить конкретную точку, которую Алексею подсказали друзья. Но, пройдя в нужном направлении около километра, мы вынуждены были изменить курс. Ветер на городской стороне дамбы раздул очень неприятную волну, и пляски на «Альтаире» нас постепенно стали утомлять. В конечном итоге мы решили переместиться на морскую часть дамбы, где, судя по направлению ветра, задувало значительно меньше.
Перебравшись на более спокойный участок Финского залива, мы обнаружили скопление любителей рыбной ловли. Видимо, не только нам хотелось рыбачить в комфортных условиях. Заякорившись на приглянувшимся участке, мы принялись джиговать, а заодно и наблюдать за происходящим.
Большинство рыбаков не стояло на месте. Они неспешно передвигались на своих лодках и ловили судака на дорожку. Дела, надо сказать, у них шли совсем неплохо. Мы частенько примечали поимки небольших судачков то у одного, то у другого курсирующих по акватории экипажей.