Классификация танков на протяжении истории их применения несколько раз меняла терминологию. Один из таких терминов — основной боевой танк, подразумевающий многоцелевую машину, сочетающую высокую ударную мощь, подвижность и броню. Именно такая техника становится основой танковых соединений в масштабных операциях.
В российской классификации известно два термина — основной танк и специальный. Первый тип совпадает с западной классификаций. Специальный — это узкоцелевая машина, применяемая для отдельных типов войск или задач.
«Черный орел» — проект российского основного танка, разрабатываемого в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Известен также как «Объект 640». Собран лишь как опытный образец, в серийное производство выпущен не был.
История создания
Разработка танка «Черный орел» велась в условиях повышенной секретности. Точных сведений о начале работы над проектом не имеется, по некоторым данным она велась с конца 1980-х. Первая демонстрация состоялась в 1997, однако ТТХ танка не разглашались, а сам танк демонстрировали на удалении, скрывая маскировочной сетью его башню.
Танк «Черный орёл». Объект 640.
Опытный образец вновь был показан в 1999, однако сведения о нем также скрывались. Это не мешало средствам массовой информации и простым обозревателям строить теории об исключительности новой техники. В начале 2000-х было объявлено о создании нового Т-95, который многие связывали с об. 640.
Почему остановились работы над прототипом
После 1999 Чёрный орёл танк открыто больше не демонстрировался. О его принятии также никто не заявлял. На фоне отсутствия заказов от Минобороны Омский завод в 2005 году обанкротился. Именно данный аспект и считается причиной прекращения разработок.
В 2009 появилось официальное заявление Минобороны о том, что танка «Черный орел» не существует. Все наработки в данном направлении были направлены на создание «Арматы», из-за чего «Объект 640» считается одним из ее предшественников.
Описание конструкции
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.
С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.
Конструкция танка «Черный орел» включает гусеничную ходовую часть, корпус с отделением управления и моторно-трансмиссионным отсеком, башню на погоне, комплекс вооружения с боекомплектом и броню.
Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.
Башня
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.
С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.
Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Третий уровень защиты — комплекс приборов типа «Штора», рассчитанный на обнаружение и подавление электронных устройств противника. Действует на расстоянии до 5 км. Дополнительно предусмотрен выпуск аэрозольных гранат для создания помех.
Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:
- радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
- экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
- в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.
В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.
Вооружение танка
Базовое вооружение танка «Черный орел» представлено следующими аспектами:
- 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с боекомплектом в 32 снаряда;
- два пулемета — ПКТ на 7,62 мм и «Корд» на 12,7 мм;
- гранатометы для создания дымовой завесы.
Конструкция танка предусматривала возможность замены орудия на более крупное, вплоть до 152 мм. Управление пушкой, пулеметами и гранатометом осуществлялось автоматизировано. При этом у наводчика и командира имелся равный доступ к вооружениям.
Автоматизированный механизм заряжания — одна из ключевых особенностей танка. Разработки в данном направлении велись и в других странах, основная проблема заключалась в детонации боекомплекта в случае попадания кумулятивного снаряда.
Это приводила к потере экипажа и танка, из-за чего западные машины, к примеру «Леопард-2», «Абрамс», отказались от автоматизированного заряжания. У них данный функционал обеспечивается четвертым членом экипажа — заряжающим.
У танка «Черный орел» боекомплект выведен наружу. Снаряды уложены горизонтально в бронированном съемном модуле, расположенном за башней над моторно-трансмиссионным отсеком. Их положение ориентировано по оси пушки, с казенной частью сообщаются только в момент заряжания.
Технические характеристики
У танка «Чёрный орёл» характеристики длительное время оставались неизвестными и успели обрасти рядом мифов. Однако и имеющиеся данные подтверждают конкурентоспособность машины с западными аналогами последних поколений. В данном вопросе разработчики смогли найти оптимальное сочетание компоновки, которое в соответствии с заданной концепцией обеспечивает танку выживаемость, боевую мощь и возможность эффективного участия в локальных конфликтах.
Габариты и вес
По габаритам и весу танк имеет следующие показатели:
- длина корпуса — 7,97 м;
- ширина — 3,095 м;
- высота — 1,793;
- клиренс — 0,5 м;
- боевая масса — 48 тонн.
Из-за уменьшенных габаритов башни «Черный орел» считается одним из самых низких танков. Данный аспект не уменьшает его проходимости. Машина способна преодолевать стенки в 0,8 м и рвы шириной в 2,8 м. С оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ) «Черный орел» способен погружаться на глубину до 5 м.
Экипаж
Экипаж объекта 640 — 3 человека: механик-водитель, командир и наводчик. Первый расположен в отделении управления, остальные — в сообщающимся с ним боевом отделении под башней.
Двигатель и ходовая
На танк «Черный орел» установлен газотурбинный двигатель мощностью 1500 л. с. Это повышало удельную мощность машины до 30,25 л. с./т, что превосходило западные аналоги с их 20-25 л. с./т. Первая версия танка имела модифицированное шасси Т-80У с установленной на нем башней.
Ходовая часть гусеничная, семиопорная, с торсионной подвеской. Имеются съемные уширители на гусеницы, снижающие давление на грунт до 0,8-0,81 кг на квадратный сантиметр. Снятие уширителей позволяет транспортировать танк на железнодорожных платформах.
Также допускается установка части уширителей только с внутренней стороны. Это помогает уложиться в железнодорожный стандарт по габаритам и вступить в бой сразу с платформы.
Максимальная скорость и бак
Развиваемая скорость по шоссе — до 80 км/ч. Запас хода без дополнительных навесных баков составляет 500 км, с ними расстояние увеличивается в два раза. Об объеме топливных баков точных данных не имеется. Приведенный запас хода рассчитан по шоссе, на пересеченной местности он будет ниже.
Органы управления
Основным элементом управления машиной выделяют многофункциональный пульт, имеющийся и у наводчика, и у командира. Все системы интегрированы и позволяют управлять вооружениями с любого из этих мест. В комплексную систему также входят:
- пульты управления прицелами;
- баллистические вычислители;
- стабилизаторы вооружения;
- комплексы заряжания.
По необходимости танк может оборудоваться системами управления дополнительных вооружений. Комплекс рассчитан на несколько режимов работы — основной, полуавтоматический, автоматический, целеуказание и ручной.
Достоинства и недостатки
К преимуществам экспериментального танка относят:
- хорошие ходовые качества;
- комплексную трехуровневую защиту машины;
- защиту экипажа от снарядов и подрыва;
- автоматизированное заряжание орудия.
Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.
Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.
В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».
Источник: militaryarms.ru
Танк “Черный орел”: почему не состоялся омский прорыв
В середине 90-х неудачи российской армии на Северном Кавказе стали одной из главных тем для обсуждения в обществе. Штурм чеченской столицы, которую министр обороны Грачев обещал взять одним полком десантников, превратился в настоящую кровавую баню. Фото сожженной российской боевой техники на улицах Грозного облетели все мировые СМИ… Для страны, которая традиционно гордилась своим танкостроением, это, безусловно, был позор. В многочисленных конструкторских бюро стали ломать голову над тем, как повысить защищенность танков и другой боевой техники в условиях городского боя.
В 1997 году широкой общественности впервые был продемонстрирован прототип новой боевой машины, получившей интригующее название «Черный орел». Танк был настолько секретным, что во время демонстрации его башня танка была затянута маскировочной сетью, а снимать боевую машину журналистам позволяли с большого расстояния и только с определенных ракурсов. Тактико-технические характеристики «Черного орла» так и остались тайной, хотя, при этом разработчики уверяли, что они многократно превосходят параметры лучших западных аналогов…
«Черный орел» или «Объект 640» – это проект основного боевого танка, над которым трудились специалисты КБ Омского завода транспортного машиностроения в 90-е годы. Он так и не был запущен в серию, зато конструкторские наработки, полученные в ходе реализации этого проекта, позже были использованы при создании танка Т-14 «Армата». Ну и еще танк «Черный орел» на долгие годы стал любимцем желтой прессы. Чего о нем только не писали… Правда, официальных заявлений о судьбе этого проекта было очень мало.
В конце прошлого десятилетия в российском Министерстве обороны официально заявили, что никогда и не планировали серийное производство «Черного орла». А в сентябре 2009 года полковник Владимир Войтов сообщил журналистам, что танка под таким названием вообще не существует.
Как создавался «Черный орел»
Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.
В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.
Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.
Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.
Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.
В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
Почему не взлетел «Черный орел»?
Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.
О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.
Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.
Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.
Описание конструкции «Черного орла»
Танк выполнен на базе советского ОБТ Т-80У, однако конструкция «Черного орла» имеет существенные отличия. Корпус танка был значительно удлинен, что позволило усилить лобовую часть танка и убрать из нее ослабленные зоны.
Вдоль продольной оси боевой машины установлены два вертикальных бронированных листа, которые делят корпус на три герметичных отсека. броневые перегородки имеют с внешней стороны противорадиационное покрытие, а с внутренней – они облицованы противоосколочным материалом. В боковых отсеках размещаются топливные баки, а в центральном – боевое отделение и отделение управления. Они связаны между собой.
Экипаж танка состоит из трех человек, их места имеют два положения – боевое и походное. В боевом положении танкисты находятся ниже уровня погона башни.
Боевая машина имеет автомат заряжания, в котором расположен боекомплект танка. Все это размещается в кормовой нише башни, которая оснащена вышибными панелями. Таким образом, можно увидеть, что «Черный орел» стал первым отечественным танком, в котором топливные баки и боекомплект отделен от экипажа.
Башня танка сварная. Его вооружение состоит из 125-мм пушки, 7,62-мм пулемета, спаренного с ней, и дистанционно управляемого зенитного пулемета «Корд», размещенного на крыше башни.
«Черный орел» планировали оснастить газотурбинным двигателем с мощностью 1500 л. с., что при его весе в 48 тонн давало удельную мощность выше 30 л. с./т – показатель, значительно превосходящий аналогичные характеристики большинства танков третьего поколения.
Основные характеристики «Черного орла»
Ниже указаны основные ТТХ боевой машины:
- масса, т – 48;
- удельное давление, кг/кв. см – 0,8-0,81;
- с-ма динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
- с-ма активной защиты – «Дрозд-2»;
- двигатель – ГТД (мощность – 1500 л. с.);
- макс. скорость, км/ч – 80;
- запас хода, км – 500;
- удельная мощность, л. с./т – 31,25.
Источник: warways.ru
Объект 640 / Черный орел
Опытный перспективный основной танк. Разработка проекта перспективного танка велась в 1990-е годы КБ Омского завода траспортного машиностроения (ОЗТМ, г.Омск) в качестве глубокой модернизации основного танка Т-80У. Макет прототипа «объект 640» впервые представлен публике в 1997 г. на выставке военной техники в Омске.
В 1999 г. на такой же выставке продемонстрирован реальный прототип «объект 640» и модель-макет танка. Предполагалось, что танк будет принят на вооружение в начале 2000-х годов, но этого не произошло. Вероятно, в 2008-2009 г.г. работы по проекту свернуты по причинам нетехнического характера.
Опытный танк «объект 640» «Черный орел» (1999 г., http://t80leningrad.narod.ru).
Опытный танк «объект 640» «Черный орел», вероятно 2010 г. (http://www.militaryphotos.net).
Прототип «объект 640» на полигонном показе на выставке в Омске, 1999 г. (фото Кощавцев А., «Черный Орел» // Танкомастер. №3 / 1999 г.).
Экипаж — 3 чел (механик-водитель, наводчик, командир)
Конструкция — компоновка танка близка к классической — отделение управления в передней части танка (место механика водителя смещено назад за люк), боевое отделение в центральной части машины с размещением экипажа не выше уровня погона башни, моторное отделение в задней части танка. Бронирование лобовой части корпуса и башни усиленное комбинированное новой секционной конструкции. Башня низкопрофильная, сварная, новой конструкции с комбинированным бронированием. В задней части башни расположен объемный отсек для хранения боекомплекта в укладке автомата заряжания, отсек оборудован вышибными крышками. Сиденья командира и наводчика регулируемые по высоте — два положения — походное (выше, размещение частично в башне), боевое (ниже, размещение на уровне не выше погона башни).
Стенки переднего сектора башни имеют наклон от горизонта 20-30 градусов. Наклон крыши башни к горизонту составляет 4-6 градусов, направление наклона — от кормы к носу и от центра к бортам. Основание башни имеет толщину 20-25% от высоты башни, на единое основание крепятся наружная и внутренняя бронированные стенки башни.
Бронирование:
Лоб корпуса (мм) | Лоб башни (мм) | |
«объект 640» |
На опытном танке используется комплекс встроенной динамической защиты нового типа — наружний слой бронирования танка выполнен в виде ячеек, заполненных элементами встроенной динамической защиты и наполнителем (башня — лобовой сектор примерно в 120 градусов, лоб и борт корпуса).
На танке используются металлические бортовые экраны по типу Т-80У.
Предусмотрено использование комплекса активной защиты танка типа «Дрозд-М» / «Дрозд-2».
К задней части башни присоединяется автономный съемный транспортно-заряжающий модуль, содержащий боезапас и подачу автомата заряжания. Модуль оборудован вышибными крышками и бронированным люком для автоматической подачи боеприпасов в орудие танка.
Опытный танк «объект 640» «Черный орел», вероятно 2010 г. (http://www.militaryphotos.net).
Прототип «объект 640» на полигонном показе на выставке в Омске, 1999 г. (фото — Кощавцев А., «Черный Орел» // Танкомастер. №3 / 1999 г.).
Ходовая часть и трансмиссия создана на базе ходовой части Т-80 с удлиннением, семь катков. Подвеска независимая торсионная с гидроамортизаторами. Трансмиссия с гидрообъемными передачами. Управление направлением движения осуществляется штурвалом, а не рычагами. Гусеницы могут оснащаться съемными уширителями.
Без уширителей гусениц ширина танка не выходит за пределы железнодорожного габарита.
Двигатель:
1) «объект 640» — газотурбинный ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.
2) серийный «объект 640» по данным СМИ — газотурбинный двигатель мощностью не менее 1400 л.с.
объект 640 | |
Масса боевая (т) | 48 |
Запас топлива (л) | |
Длина (мм) | |
Длина корпуса (мм) | |
Ширина (мм) | |
Высота (мм) | |
Клиренс (мм) | |
Удельное давление на грунт (кг/кв.см) |
0,87-0,9 (без уширителей) 0,80-0,81 (с уширителями) |
Удельная мощность (л.с./т) |
26,04 (до 31 в серии) |
Скорость (км/ч) | 70-80* |
Запас хода (км) | 500-600* |
* — предположительно
Вооружение:
Тип танка | Основное орудие | Спаренные системы |
Зенитная установка |
Дополнит. вооружение |
объект 640 | 125 мм пушка, боекомплект 38-40 выстр. | 7.62 мм пулемет ПКТ | 12.7 мм пулемет «Корд» | ПТРК |
Гладкоствольная 125 мм пушка с универсальным автоматом заряжания, который может оперировать как раздельными так и унитарными выстрелами. Предполагалось, что в случае принятия на вооружение, на танке могло быть установлено орудие большего калибра (135-140-152 мм). Орудие заряжается автоматом заряжания продольного типа с подачей из автономного съемного транспортно-заряжающего модуля, устанавливаемого за задней стенкой башни танка.
ЗПУ с 12.7 мм пулеметом «Корд» с дистанционным управлением, расположена не на командирской башенке, а рядом с ней.
Комплекс активной защиты танка, предположительно, «Дрозд-М» или «Дрозд-2». РЛС-модули комплекса установлены по бортам башни танка над огневыми модулями (3 х 2 ПУ с каждого борта).
Оборудование:
Танковая информационно-управляющая система (ТИУС) с многофункциональными дублирующими друг друга информационными пультами-планшетами наводчика и командира. Дисплей пульта-планшета служит для отображения поля зрения приборов наблюдения и наведения, топографической информации, тактической обстановки и состояния систем танка. В единую информационную систему включены пульты-планшеты, двухплоскостной стабилизатор основного вооружения, прицельное оборудование, система управления дополнительным вооружением, цифровой баллистический вычислитель и автомат заряжания пушки. комплекс управления вооружением работает в нескольких режимах:
— основной автоматический (Основной-А);
— основной полуавтоматический (Основной-ПА);
— дубль автоматический (Дубль-А);
— целеуказание (ЦУ);
— ручной.
Прицельное оборудование:
1Г46 лазерный прицел-дальномер
Оптический прицел наводчика, панорамный прицел командира с независимой стабилизацией линий визирования в двух плоскостях. У обоих прицелов присутствуют оптический и тепловизионный каналы, а так же лазерный дальномер. Информация с прицелов дублируется на пультах-планшетах наводчика и командира танка.
Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1» (или ТШУ-2 «Штора-2») с системой датчиков лазерного излучения.
Дальность действия — 500-5000 м (подавления оптико-электронных средств противника)
Оборудование противоатомной защиты.
81 мм пусковые установки 902Б «Туча» для постановки дымовых и аэрозольных завес.
Оборудование для самоокапывания аналогичное установленному на основном танке Т-80.
Модификации:
«объект 640» макет (1997 г.) — макет опытного основного танка (шасси Т-80У). Разработка велась КБ ОЗТМ (г.Омск). Впервые показан на выставке военной техники в Омске в 1997 г.
Макет опытного танка «объект 640» «Черный орел» на полигонном показе выставки вооружений в Омске, 1997 г. Ходовая часть — Т-80 (фото М.Коломийца, «Черный Орел» // Танкомастер. №3 / 1999 г.)
«объект 640» прототип (1999 г.) — опытный основной танк. Разработка велась КБ ОЗТМ (г.Омск). Впервые показан на выставке военной техники в Омске в 1999 г. Основное отличие от макета — «родная» ходовая часть с 7-ю катками. Всего построено 2 экземпляра.
Прототип «объект 640» на полигонном показе на выставке в Омске, 1999 г. (фото Кощавцев А., «Черный Орел» // Танкомастер. №3 / 1999 г.).
«объект 640» экспортный вариант (1999 г.) — макет-модель экспортного варианта опытного основного танка. Разработка велась КБ ОЗТМ (г.Омск). Показан на выставке военной техники в Омске в 1999 г. на стенде в павильоне.
Модель экспортного варианта «объекта 640» на выставке в Омске, 1999 г. (фото — Кощавцев А., «Черный Орел» // Танкомастер. №3 / 1999 г.).
Проекции опытного танка «объект 640» (Alexpl, 21.04.2009 г., http://en.wikipedia.org, с небольшими доработками)
Статус: Россия:
1997 г. — на выставке военной техники в Омске показан подвижный макет танка «объект 640» «Черный орел» на шасси Т-80.
1999 г. — на выставке военной техники в Омске показан опытный танк «объект 640» «Черный орел» с оригинальным 7-катковым шасси.
2002 г. март — в администрации Омской области заявили, что государственного заказа на производство танков «объект 640» не будет как минимум до 2010 г.
2003 г. июнь — «объект 640» продемонстрировал свои боевые возможности на полигоне 242-го учебного центра ВДВ в рамках выставки «ВТТВ-Омск-2003».
2009 г. лето — в связи с банкротством ОЗТМ вероятность приятия «объекта 640» на вооружение и начало его серийного производства практически равна нулю.
2009 г. 12 сентября — временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ полковник Владимир Войтов заявил, что такой темы НИР никогда не было. Вероятно, имеется ввиду, что «объект 640» был разработан КБ ОЗТМ в инициативном порядке, а не по заказу ГАТБУ МО России.
Источник: arsenal-info.ru
Чёрный орёл (танк)
Чёрный орёл («Объект 640») — перспективный российский танк, разработанный в 90-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Первый опытный образец был впервые продемонстрирован в 1997 году [2] и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан образец с башней, установленной на семикатковое шасси.
Конструкция танка
Броневой корпус и башня
Главная конструкция
Шасси танка представляет собой модифицированное шасси Т-80У. Корпус удлинён, что позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три изолированных друг от друга герметичных отсека, установленными вдоль продольной оси, вертикальными бронированными листами.
В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка.
Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походный и боевой. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни.
В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне. [3] Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.
Система вооружения
Вооружение состоит из 125-мм пушки, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулеметом «Корд» [1] .
Двигатель
Танк оснащён новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. и имеет боевую массу 48 т. Таким образом, удельная мощность танка превышает 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Чёрного орла» должны значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20-25л.с./т [4]
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Минобороны РФ, производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков [5] . В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах выпуска в серийное производство не сообщалось [6] [7] [8] . Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует. [9] [10] [11] 28 апреля 2011 года бывший первый заместитель главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата» [12] [13]
Интересные факты
- Во время демонстраций танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой [7][11] .
Примечания
- ↑ 12Кощавцев А. «Черный Орел» // Танкомастер. — 1999. — № 3
- ↑Экспонаты ВТТВ-Омск’97 — Омская выставка вооружений
- ↑«Чёрный орёл» («Объект 640»), российский перспективный боевой танк нового поколения, arms-expo.ru
- ↑Основной боевой танк «Черный орел»
- ↑Объект 640 «Чёрный орёл», btvt.narod.ru
- ↑Российская армия получит на вооружение новую ракету и танк
- ↑ 12Россия рассекретила танк «Чёрный орёл»
- ↑Российский танк «Чёрный орёл» получил патент Евразийского патентного ведомства
- ↑Минобороны РФ опровергло существование уникального танка «Чёрный орёл»
- ↑«Военный совет» с Владимиром Войтовым
- ↑ 12«Чёрный орёл» своё отлетал, «Независимая газета», 14 сентября 2009 г
- ↑Новый танк «Армада» может появиться в российской армии в 2015 году, РИА Новости
- ↑Россия примет на вооружение новый танк «Армада», Lenta.ru
Источник: dic.academic.ru