Северный флот проводит масштабные учения в Баренцевом море. В них задействованы около 15 кораблей и подводных лодок, а также авиация.
«В полигонах боевой подготовки действуют отряд боевых кораблей во главе с эскадренным миноносцем «Адмирал Ушаков», подводные лодки, корабельно-тральная группа, корабельная поисково-ударная группа, силы поисково-спасательного обеспечения, летательные аппараты различных типов армии ВВС и ПВО», — сообщает пресс-служба Северного флота.
Военным предстоит участвовать в учении по поиску и атаке подводной лодки корабельной поисково-ударной группой во взаимодействии с противолодочной авиацией. Также североморцы отработают организацию противовоздушной обороны сил флота в море с отражением ударов средств воздушного нападения условного противника. Кроме того, силы флота проведут учение по спасению личного состава, терпящего бедствие в море.
Источник: www.hibiny.ru
Северный флот, г.Полярный
Северный флот ВМФ России: история создания и состав
Основными задачами Северного флота ВМФ России являются:
- поддержка боеготовности морских ядерных сил;
- защита экономических зон на территории, которая входит в зону ответственности подразделения;
- обеспечение безопасного судоходства на подконтрольной территории;
- внешнеполитическая деятельность.
История этой структуры берет свое начало в первый день лета 1933 года, когда была создана Северная флотилия. Спустя всего 4 года она была реструктурирована и объединена в Северный флот, который продолжает функционировать и по сей день, пополнившись своевременной техникой.
Первое “крещение огнем” новообразованный флот осуществил уже в 1940 году во время советско-финляндской войны. Исходом вступления в военные действия Северного флота стало лишение противника ожидаемой помощи с моря.
На начало Великой Отечественной войны, состав северного подразделения морского флота насчитывал 15 подлодок, 8 эскадренных миноносцев и 115 боевых самолетов. К концу войны количество военной техники в составе Северного флота утроилось.
Достижения флота в период боевых действий 1941-45 гг.:
- уничтожено свыше 200 единиц боевой морской техники и кораблей;
- уничтожено более 1200 самолетов противника;
- проведено более 1500 конвоев по Северному ледовитому океану;
- истреблены десятки тысяч солдат противника.
Но и потери флота во время Великой Отечественной войны оказались достаточно значимыми. Чего только стоит потеря трех известных эсминцев с именами “Деятельный”, “Сокрушительный”, “Стремительный” и несколько десятков подводных лодок.
Вести Мурман в 14:30 полный выпуск от 28.08.2023
Во время Второй мировой корабли «северян» всегда участвовали в сопровождении и охране конвоев союзников, которые шли в Мурманск по ленд-лизу
Участие в войне не осталось незамеченным, и за вклад в победу над противником Северный флот удостоился ордена Красного Знамени.
В послевоенные годы краснознаменный Северный флот преобразуется в ракетоносный, атомный и океанский.
Начало осени 1955 года ознаменовалось стартом баллистической ракеты с подлодки. Это произошло в Белом море, событий стало первым в мире.
Организационный состав
Многие интересуются, где находится Северный флот. Штаб располагается в Североморске, Мурманская область. Этот город обладает статусом закрытого административного образования. В состав Северного флота также входит Беломорская военно-морская база. расположенная в г. Северодвинск Архангельской области. Северный флот располагал двумя базами еще со времен Великой Отечественной войны.
Береговые войска
Береговые войска Северного флота ВМФ – это 14 отдельных структур. Одна из самых крупных – 61-й полк морской пехоты. Он расположен на полуострове Кольский и включает:
- штаб управления;
- два батальона пехоты, транспорт – БТР;
- особый десантно-штурмовой батальон, в который входят бойцы, специально подготовленные для действий и на суше, и на море, и в воздушном пространстве;
- батальон разведки;
- подразделение связистов;
- зенитно-артиллерийское подразделение;
- роту саперов и инженеров;
- подразделение защиты от радиационных и биологических и химических атак.
В состав также входит батальон, отвечающий за материально-техническое обеспечение.
Этот Краснознаменный полк включает почти 1300 человек личного состава и более 200 единиц боевой техники.
Помимо основных структур, береговые войска в 2014 году пополнились особым подразделением беспилотной летательной техники. Летательные аппараты, входящие в состав подразделения, выполняют разведывательную функцию, а при необходимости могут использоваться для корректировки огня артиллерии.
Морская авиация
Воздушные силы укомплектованы новейшими истребителями нового поколения
Министерство обороны когда-то сделало ставку на морскую авиацию Северного флота и не прогадало.
- Авиаполк истребителей располагает двумя эскадрильями СУ-33 и эскадрильей СУ-25.
- В состав авиабазы (7050) входят 16 самолетов, 36 военных вертолетов и 12 противолодочных самолетов Ту-142.
- В третью группу авиабазы, расположенную в Остафьево, входит 16 самолетов Ан-24,26 и Ан-72.
Авиационные базы располагаются в Североморске, Кипелово и Остафьево.
Подводные силы
Штаб подводных сил располагается в Гаджиево. Военный Северный флот составляют 3 дивизии и один отряд.
«Суровые» аэродромы — Североморск-1 (Фотообзор)
Военный аэродром в Мурманской области, расположенный в 4 км южнее ЗАТО Североморск. Основной аэродром базирования морской авиации Северного флота ВМФ России. Взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 3,5 км и шириной 60 м.
До 1951 года имел наименование Ваенга-1. Аэродром был построен перед Великой Отечественной войной. Ещё с военных лет аэродром был известен среди лётно-технического состава как Большой аэродром.
После завершения работ там смогут садиться самолеты стратегической авиации. Таким образом, Североморск-1 станет самым северным в России аэродромом для стратегической авиации.
Проектом предусмотрена реконструкция существующей взлетно-посадочной полосы с увеличением ее длины до 3,5 тысячи метров, что позволит принимать все виды воздушных судов, включая дальнемагистральные самолеты Ил-96, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3, противолодочные самолеты дальней морской зоны Ту-142.
- Ту-142МК над Североморск-1
В первый пусковой комплекс входит: взлетно-посадочная полоса (3500×60 метров), рулежные дорожки, места стоянки самолетов, водосточно-дренажная система и очистные сооружения.
Однако реконструкция аэродрома Североморск-1 продолжится: спецстроевцам предстоит выполнить объёмы работ в рамках второго и третьего пусковых комплексов.
В ходе дальнейших работ будет построена новая инфраструктура управления полетами — новые здания и сооружения, обеспечивающие руководство полетами, оборудованы современные линии связи и электропередачи. Летное поле реконструированного аэродрома планируется оборудовать современной световой разметкой и радиотехническими средствами.
- Летное поле до реконструкции Североморск-1
В 2014 г значительно ранее запланированных сроков начался монтаж светосигнального оборудования (ССО) на аэродроме Североморск-1 в Мурманской области.
На основном аэродроме морской авиации Северного флота «Североморск-1» монтируется система самого высокого третьего класса (ОВИ-3). Это связано с тем, что аэродром расположен в сложной погодно-климатической зоне — за Северным Полярным кругом на берегу Баренцева моря. На взлетно-посадочной полосе предстоит смонтировать и установить около тысячи различных огней. Система световых сигналов высокой интенсивности повышает безопасность полетов, снижает зависимость от неблагоприятных погодных условий и в целом повышает класс аэродрома.
- Так проходила посадка в тяжелых метеоусловиях на Североморск-1
Задача на 2015 год — обеспечить начало полетов морской авиации на аэродроме Североморск-1 с новой взлетно-посадочной полосы, строительство которой было завершено в 2014 году. Для этой цели кроме ССО на аэродроме будет установлена радиотехническая и метеорологическая аппаратура. Кроме того, силами предприятия здесь строятся внутриаэродромные дороги и ограждение по периметру.
Директор Спецстроя России Александр Волосов — «Сейчас этот аэродром практически готов, осталось установить там радиотехническое оборудование.» Проект включал в себя реконструкцию шести рулежных дорожек, строительство и реконструкцию групповых и индивидуальных мест стоянки для самолетов Ил-38 и Ан-24, вертолетов Ми-8 и Ка-27 с разлетной площадкой.
- Перед реконструкцией
- Перед реконструкцией
В наиболее активные периоды строительства на объекте было задействовано около 230 человек и более 60 единиц спецтехники.
- Процесс строительства
- Процесс строительства
Как сообщил начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин, «укрепление и развитие Морской авиации Военно-Морского Флота в 2015 году будет осуществляться за счет обновления состава и модернизации самолетного парка». «В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МИГ-29К. В итоге мы получим более 20 самолетов МИГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота», — пояснил генерал-майор Игорь Кожин.
Помимо этого, продолжится работа по приему в состав морской авиации самолетов на базе Ил-38 с новым противолодочным комплексом на борту.
- Ил-38 Североморск-3
- Ил-38 Североморск-1
Также будет вестись активная модернизация существующих и хорошо себя зарекомендовавших противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ. Машины получат новый противолодочный комплекс и бортовое радиоэлектронное оборудование.
«Стоит особо отметить следующий факт — мы начнем получать в состав морской авиации гидросамолеты спасательной авиации Бе-200», — сообщил генерал-майор Игорь Кожин. Касаясь темы развития инфраструктуры базирования морской авиации, он отметил, что будут введены в строй аэродромы Североморск-1 (Северный флот) и в Калининграде аэродром «Чкаловск». В полном объеме начнет функционировать полигон «НИТКА» в Ейске.
Генерал-майор Игорь Кожин также напомнил, что общий налёт в морской авиации ВМФ в прошлом году составил более 25000 часов. В результате целенаправленной активной организации боевой подготовки было достигнуто ощутимое увеличение часов налета на экипаж. Этот показатель составляет более 80 часов. В 2014 году удалось подготовить около 300 боеготовых экипажей.
Из них более 250 — для выполнения задач ночью. Активно использовались возможности 859 Центра боевого применения и переучивания личного состава в Ейске, где было переучено на другие типы воздушных судов свыше 30 летчиков морской авиации.
- Ил-20РТ Ейск
- Ил-38 Ейск
- Ил-38 Ейск
- Су-33 Ейск
- МиГ-29К Ейск
- МиГ-29К Ейск
Авиация Северного флота, что базируется на аэродроме
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Немного истории — Ил-38 и Бе-12 Североморск-1
- Ан-12ПС Североморск-1
- Ан-26 Североморск-1
- Ан-12ПС Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-38 Североморск-1
- Ил-22 Североморск-1
- Ан-26 Североморск-1
- Ил-20РТ Североморск-1
- Ил-20РТ Североморск-3
- Ил-20РТ после ремонта
- Ил-20РТ после ремонта
- Ил-20РТ/22 после ремонта
- Бе-12 Североморск-1
- Бе-12 Североморск-3
На время строительства аэродрома, авиация Северного флота была перебазирована на расположенный неподалеку Североморск-3 (май 2013)
Североморск-3 в преддверии Дня воздушного флота 18 августа 2013
- Командующий морской авиацией Северного флота после полета
- Су-33
- Су-25 УТГ (учебный штурмовик)
- Бе-12 «Чайка»
Тренировочные полеты корабельного истребительного авиационного полка морской авиации Северного флота 15 апреля 2015 года
Корабельный состав
Субмарина К-560 во время учебных тренировок в 2021 году смогла легко поразить цель на расстоянии 600 км с помощью крылатой ракеты
Следует детальнее рассмотреть корабельный состав этой структуры, и здесь есть чем удивить обычного человека. В составе Северного флота:
- один тяжелый авианесущий крейсер – флагман флота;
- три крейсера;
- шесть больших противолодочных кораблей;
- один фрегат;
- девять боевых кораблей (малых);
- один артиллерийский катер;
- девять морских тральщиков;
- пять десантных кораблей (больших);
- четыре десантных катера.
Всего в составе Северного флота 38 надводных кораблей и 45 подлодок, в их числе 10 атомных подлодок с баллистическими ракетами.
Основная часть кораблей – производства СССР и Черноморского судостроительного завода. Большая часть корабельного состава может похвастаться внушительным возрастом, так как это судна 80-х годов выпуска. Тем не менее, вся техника регулярно проходит профилактический ремонт, и все корабли и подлодки успешно функционируют.
Последним пополнением флота стала многоцелевая атомная подлодка “Северодвинск” (К-560), которая введена в строй в 2014 году. Это мощная подлодка российского производства с внушительными размерами – она имеет более 115 метров в длину. Особенностью судна стала необычное расположение торпедных аппаратов за отсеком центрального поста. Экипаж лодки составляет 90 человек, автономность плавания – до ста суток.
Флагман Северного флота
Флагманом флота является единственный функционирующий атомный ракетный крейсер “Петр Великий” – самый большой корабль в составе Северного Флота и всего ВМФ РФ. Корабль введен в эксплуатацию в 1988 году. Его длина составляет 250 метров, а экипаж крейсера состоит из 1035 человек.
Североморск отпраздновал День Военно-Морского Флота
25 июля в Североморске, как и во всех главных базах флотов России, прошли торжества, посвящённые Дню ВМФ. В праздничных мероприятиях во флотской столице принял участие губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Около 11 часов утра на Приморской площади флотской столицы выстроились парадные расчёты войск Североморского гарнизона. Парад принял командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев.
С трибуны у подножия памятника героям-североморцам командующий обратился к военнослужащим, жителям и гостям города.
«Служба на флоте всегда была уделом сильных и мужественных людей, она ковала настоящих патриотов и лучших сынов Отечества. Каждый день своей напряжённой и насыщенной службой мы вписываем новые страницы в историю российского флота. Сегодня Северный флот уверенно обеспечивает безопасность России в Арктике и готов защищать интересы государства в любой точке Мирового океана. От имени Военного совета флота поздравляю вас с Днём Военно-Морского Флота России!» — сказал адмирал Моисеев.
Губернатор Андрей Чибис в своём выступлении отметил, что День ВМФ по праву считается по-настоящему народным праздником.
«Сегодня Военно-Морской Флот России способен выполнить задачу любой сложности в любом уголке мира. Важнейшая, стратегическая роль в этой работе отводится Северному флоту, который обеспечивает не только решение оперативных задач, но и глобальную безопасность. А также, конечно, защиту наших интересов в Арктике, благодаря чему мы можем спокойно работать, развивать Мурманскую область, Арктику и всю Россию. Отдельная наша благодарность – семьям моряков, которые фактически служат вместе с вами, ожидая вашего возвращения из дальних походов», — отметил глава региона, пожелав североморцам здоровья и успехов в службе.
Военнослужащие Северного флота прошли по Приморской площади парадным маршем. Затем внимание присутствующих было обращено на установленный на площади телеэкран, на котором транслировалось прямое включение из Кронштадта с главного военно-морского парада страны с участием Президента РФ Владимира Путина. Глава государства обратился к военным морякам России с приветственным словом.
«Россия в кратчайшие сроки заняла своё достойное место в числе ведущих морских держав, прошла колоссальный путь развития от скромного петровского ботика до мощных кораблей океанской зоны и ракетных атомных подводных крейсеров, обрела эффективную морскую авиацию дальнего и ближнего действия, надёжные комплексы береговой обороны, новейшие гиперзвуковые высокоточные системы вооружения, не имеющие до сих пор аналогов в мире, которые мы совершенствуем постоянно и успешно. Уверен, что благодаря профессионализму, стойкости военных моряков и морских лётчиков, бойцов морской пехоты и береговых частей, их верности Отечеству и российскому флоту слава Андреевского стяга никогда не померкнет», — подчеркнул Президент.
По традиции, представители командования Северного флота и почётные гости праздника возложили к подножию монумента героям-североморцам цветы и венки и почтили память павших за Отечество моряков минутой молчания.
Торжества продолжились военно-морским парадом в акватории Кольского залива, в котором приняли участие 11 надводных кораблей и подводных лодок Кольской флотилии, подводных сил и дивизии ракетных кораблей, а также погрануправления ФСБ России по Западному Арктическому району. Среди них — ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Новомосковск» и атомный подводный ракетный крейсер «Казань», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и большой противолодочный корабль «Североморск», малый противолодочный корабль «Снежногорск» и морской тральщик «Владимир Гуманенко», базовые тральщики «Соловецкий юнга» и «Ельня», большой десантный корабль «Георгий Победоносец» и пограничный сторожевой корабль «Преданный».
Завершились мероприятия театрализованным представлением и военно-спортивным праздником, в ходе которого свои боевые навыки продемонстрировали морские пехотинцы Северного флота, экипажи судна обеспечения «Умба», большого гидрографического катера «Александр Макорта», морских буксиров, пожарных и десантных катеров, вертолётов Ка-27.
/ Министерство информационной политики Мурманской области /
Командующие
Адмирал Евменов Николай Анатольевич имеет ордена и медали за безукоризненное несение службы
Командующие Северным флотом по годам – это более 50 человек. Командование Северного флота (КСФ) Российской Федерации по годам:
- адмирал Громов Н.Ф. – по 1992 г.;
- адмирал Ерофеев О.А – 1992-1999 гг.;
- адмирал Попов В.А – 1999-2001 гг.;
- адмирал Сучков Г.А. – 2001-20003 гг.;
- вице-адмирал Симоненко С.В – исполняющий обязанности 2003-2004 гг.;
- адмирал Абрамов М.Л. – 2004-2005 гг.;
- адмирал Высоцкий В.С. – 2005-2007 гг.;
- адмирал Максимов Н.М. – 2007-2011 гг.;
- контр-адмирал Воложинский А.О. – исполняющий обязанности в 2011 г.;
- адмирал Королев В.И. – 2011-2015 гг;
- адмирал Евменов Н.А – 2015-2019 гг.
На сегодняшний день командование Северного флота РФ – это вице-адмирал Моисеев А.А. Приступил к должности в мае 2021 года, награды – герой Российской Федерации.
Источник: strelka-detector.ru
Как обстоят дела с подводным флотом в России
Подводный флот на данный момент и в ближайшее время будет оставаться ключевым элементом ВМФ РФ. Благодаря наличию атомных подводных лодок, в т. ч. носителей баллистических и крылатых ракет, последний является одним из сильнейших флотов мира. Поэтому в России в дальнейшем продолжат инвестировать в развитие подводных сил ВМФ, даже в условиях существующих финансовых ограничений.
Дизель-электрическая ПЛ пр.636.3 «Старый Оскол» Черноморского флота, вооруженная дальнобойными ракетами «Калибр-ПЛ
Атомные ракетные ПЛ нового поколения
В конце 2021 года флот пополнился новой стратегической атомной ракетной ПЛ «Князь Олег» проекта 955A («Борей-A»), построенной на AO» ПО Севмаш » в Северодвинске. Корабль был заложен 27 июля 2014 года, спущен на воду 16 июля 2020 года, а 30 мая 2021 года он начал прохождение государственных испытаний.
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) K-552 «Князь Олег» пр. 955A («Борей»)
21 октября МО РФ сообщило об успешном ракетном пуске с этой ПЛ с использованием штатной системы вооружения (МБР «Булава»), который состоялся на полигоне в Белом море. Учитывая предварительные планы проведения этого пуска в ноябре т. г., перенос его на октябрь дает основания для предположения, что испытания новой ПЛ прошли успешно и в ближайшее время она войдет в состав Тихоокеанского флота ВМФ РФ.
Новейшая атомная ПЛ «Князь Владимир». Стратегические ракетные подводные крейсеры типов «Борей» и «Борей-А» составляют основу морского компонента стратегических сил РФ.
Строительство стратегических атомных ПЛ 4-го поколения типа «Борей» и «Борей-А» проектов 955/955A имеет целью поддержание на соответствующем уровне стратегический компонент океанских флотов ВМФ РФ — Тихоокеанского и Северного. К этому времени ВМФ РФ имел 3 АПЧ пр.955 («Борей») — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которые получили в 2013-2014 годах. «Князь Владимир» стал первой единицей модернизированного проекта, он был принят в состав ВМФ РФ 12 июня 2020 года. Эти атомные подводные ракетоносцы распределены по две единицы между Северным и Тихоокеанским флотами.
Первыми российскими» бумерами » IV поколения являются АПЧ пр. 955 (»Борей»). В 2013-2014 гг подняты флаги на 3-х кораблях этого типа «Юрий Долгорукий» (на фото), «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Сейчас на ПО Севмаш продолжается строительство 5 очередных АПЧ пр.. 955A. 3 из них были заложены в 2014-2016 годах («Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» i «Князь Пожарский»). По прогнозам, первый из них будет спущен на воду в декабре т. г.
Соглашение по строительству 2-х очередных АПЛ пр.955A («Дмитрий Донской» и «Князь Потемкин» было подписано в июле 2020 года, хотя изначально это планировали сделать в 2019 году. Закладка этих единиц на стапелях состоялась 23 августа 2021 года. Согласно планам, эти две АПЛ должны войти в состав Северного флота во второй половине текущей декады (2026-2027 гг).
Новые многоцелевые подводные лодки
Самыми современными многоцелевыми атомными ПЛ ВМФ РФ являются субмарины пр. 885 («Ясень») и пр. 885M («Ясень-М»), из которых сейчас в строю находится лишь головной «Северодвинск», который поднял флаг 17 июня 2014 года, а также первый корабль модифицированного проекта 885M – «Казань». Последний был принят в состав флота 7 мая 2021 года после длительных испытаний, заняли свыше 2,5 года, что объясняется несоответствием модифицированных систем требованиям МО РФ. Обе ПЛ входят в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в фьорде Западная Лица на Кольском полуострове.
Многоцелевая атомная ПЛ «Казань»
Очередной корабль пр. 885M – «Новосибирск», заложен на стапеле 25 июля 2013 года, спущен на воду 25 декабря 2019 года. Сейчас он проходит испытания и после завершения последних в конце т. г. должен войти в состав Тихоокеанского флота.
Ракетная система «Калибр-ПЛ» дает ПЛ новые возможности. Он стал основой ударного потенциала многоцелевых АПЛ пр. 885 (на фото – главный «Северодвинск») и 885M, a также модернизированных АПЛ предыдущих проектов, а также конвенциональных ПЛ пр. 636.3.
Несмотря на определенные проблемы в промышленности, серийное строительство подводных лодок этого типа продолжается. Сейчас на АО «ПО «Севмаш» на разных этапах строительства находятся 6 дежурных кораблей этого типа: «Красноярск» (спущен на воду 30 июля т. г.), «Архангельск», «Пермьʹ», «Ульяновск», «Воронеж» и «Владивосток». Закладка на стапелях двух последних состоялась 20 июля 2020 года.
Корабли типа «Ясень-М» от базового проекта отличает меньше на 9 м длина корпуса, который имеет более совершенные обводы, корабли получают новое оборудование (исключительно российского производства). Благодаря автоматизации, уменьшено количество экипажа. Корабли пр. 885M предназначены для Северного и Тихоокеанского флотов.
Завод «Севмаш»
Впрочем, несмотря на реализацию программ строительства атомных ПЛ, темпы работ и технические возможности АО «ПО «Севмаш» в целом далеко не совпадают с потребностями ВМФ России. Указанное предприятие в условиях стабильного финансирования способно передавать флоту ежегодно одгу атомную ракетную ПЛ пр.955A и два многоцелевых атомных ПЛ пр. 885M. Это заставляет командование прибегать к модернизации имеющихся ПЛ предыдущих типов для продления сроков службы.
В связи с этим продолжаются ремонты и модернизация АПЛ проектов 949A («Антей») и 971 («Щука-Б»), благодаря чему они получают новые боевые возможности как в части вооружения, так и в части технического оснащения. Кораблям вдвое продлен срок службы, который изначально составлял 30 лет. Наряду со строительством атомных ПЛ 4-го поколения продолжаются работы над созданием многоцелевых и стратегических атомных ПЛ 5-го поколения.
Атомная ПЛ специального назначения «Белгород»пр.09852 превышает своими размерами даже стратегические АПЛ пр.955A («Борей-A»)
«Белгород» – первый носитель торпед с ядерным двигателем «Посейдон»
Стоит вспомнить атомную ПЛ, которую начали строить еще во времена бывшего СССР в качестве серийной ракетной АПЛ пр.949А, а достроили уже в РФ в качестве АПЛ специального назначения «Белгород»пр. 09852. К-329 «Белгород» оказалась самой длинной подводной лодкой в истории человечества
Строительство АПЛ началось еще 24 июля 1992 года, но из-за финансовых проблем приостановилось в 1997 году при общей готовности корабля около 75%. В 2000 году, после гибели однотипной АПЛ «Курск» планировалось достроить «Белгород» в качестве ракетной АПЛ пр. 949AM. Но из-за нехватки средств работы по достройке этой АПЛ снова приостановили.
Подводная лодка «Белгород» с закрепленным к ее корпусу «Лошариком»
26 июля 2009 года тогдашний командующий ВМФ РФ сообщил о решении достроить корабль в качестве корабля специального назначения по пр. 09852, разработанным ЦКБ морской техники «Рубин». Работы по достройке корабля по новому проекту начались 20 декабря 2012 года, а 23 апреля АПЛ спустили на воду.
Лодка должна быть первым носителем крупногабаритных 6 торпед с ядерным и двигателями 2M39 «Посейдон» (программа «Статус-6»). Беспилотный подводный комплекс «Посейдон» является наступательным оружием, предназначенным для уничтожения береговой инфраструктуры. Ядерная торпеда имеет длину 20 м, диаметр 1,8 м, массу до 100 тонн и дальность действия 10 000 км.
Наверное, с учетом перехода АПЛ «Белгород» на другой проект, ее достройка растянулась во времени и на первые морские испытания АПЛ вышла лишь 25 июня 2021 года. По неофициальным данным, после окончания испытаний и передачи корабля заказчику, он войдет в состав Тихоокеанского флота. Это будет первый корабль такого класса в составе этого флота, учитывая выгодное расположение военно-морских баз Тихоокеанского флота с прямым выходом в океан это позволит использовать новую АПЛ в любом районе акватории Мирового океана.
Дизель-электрические ПЛ, как альтернатива атомоходам
В отличие от США и Великобритании, ВМФ РФ в дальнейшем планирует иметь в своем составе дизель-электрические ПЛ, поскольку кроме океанских флотов в состав ВМФ РФ входят также флоты замкнутых морей, таких, как Балтика и Черное море, где использование атомных ПЛ осложнено многими факторами, тогда как все задачи, которые возлагаются на подводные силы, там могут выполнять классические дизель-электрические ПЛ.
Многоцелевая дизельная подводная лодка проекта 636»Варшавянка»
Наряду с этим, как считает польский эксперт Анджей Нитка, дизель-электрические ПЛ являются предметом выгодного экспорта, что подтверждается реализацией российскими заводами нескольких контрактов на поставку ПЛ пр.877 / 636 в Алжир, Китай, Индию, Вьетнам, Иран. Кроме того, продолжается строительство дизель-электрических ПЛ для нужд ВМФ РФ, что определенным образом позволяет нивелировать нехватку средств для строительства большего количества АПЛ за счет вооружения новых дизель-электрических ПЛ пр..636.3 ракетами дальнего действия «Калибр-ПЛ».
Сегодня в РФ строят дизель-электрические ПЛ двух типов. Первый — корабль пр.636.3 («Варшавянка»), базирующийся на удачном пр.877 («Палтус») времен бывшего СССР. В частности, в 2014-2016 годах 6 таких ПЛ построили для усиления Черноморского флота.
ПЛ «Петропавловск-Камчатский» — первая из ПЛ пр.636.3 для Тихоокеанского флота, во время достройки на заводе АО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург)
ПЛ пр.636.3 впервые использовали ракетное оружие для поражения береговых целей на территории Сирии. В частности, 8 декабря 2015 года ПЛ «Ростов-на-Дону» из подводного состояния выпустил 4 крылатые ракеты 3M14 типа «Калибр-ПЛ» по целям на территории, которую, по сообщению МО РФ, контролировали боевики ИГИЛ
Очередные 6 ПЛ пр..636.3 было решено построить для нужд Тихоокеанского флота РФ. Сейчас уже построено и передано флоту 3 единицы: «Петропавловск-Камчатский» (флаг поднят 25 ноября 2019 года, «Волхов» (24 октября 2020 года) и «Магадан» (12 октября 2021 года). Указанные корабли входят в состав 19-й бригады подводных лодок, базирующейся в бухте Улисс близ Владивостока.
Церемония спуска на воду подводной лодки Б-274 «Петропавловск-Камчатский»
Между тем в Санкт-Петербурге продолжается строительство последних 3-х ПЛ пр. 636.3 для Тихоокеанского флота: «Уфа», «Можайск» и «Якутск». Первый из них должен быть спущен на воду еще до конца т. г., тогда как остальные корабли, заложенные на стапелях лишь 23 августа т. г., находятся на начальном этапе строительства, которое планируется завершить в 2024 году.
Следующие ПЛ этого проекта планируется построить уже для Балтийского флота. Контракт на первый корабль, получивший название «Петрозаводск», уже подписан в этом году, его закладка запланирована на 2022 год.
ПЛ «Санкт-Петербург» — головной корабль проекта 677 («Лада»)
«Лада» – проект неоправданных надежд
Ситуация по строительству для ВМФ РФ ПЛ второго типа-пр. 677 («Лада») является более сложной. Эти корабли создавались на замену предыдущего проекта 877 («Палтус») в составе ВМФ РФ, а также для потенциального экспорта. Однако недостатки и просчеты, обнаруженные во время испытаний головного корабля, который получил название «Санкт-Петербург» (главным образом проблемной оказалась энергетическая установка), привели к тому, что ПЛ с 22 апреля 2010 года использовалась исключительно в качестве экспериментального корабля. Лишь 21 сентября 2021 года ее приняли в состав 161 бригады подводных кораблей Северного флота, базируется в ВМБ Полярный.
Субмарина Б-585 «Санкт-Петербург»
Проблем с главной ПЛ было много, что могло иметь еще более серьезные последствия. В ноябре 2011 года сообщалось об отказе от кораблей этого проекта. Однако уже в июле 2012 года новый командующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков принял решение продолжить строительство ПЛ по модифицированному проекту, в рамках которого была модернизирована система управления бортовыми системами, система электрического движения и навигационный комплекс. Это решение следует понимать, как желание поддержать отечественную судостроительную промышленность и увеличить шансы на экспорт ПЛ пр. 677Е («Амур-1650»).
ПЛ пр.677Е «Амур-1650»
Первая модернизированная ПЛ «Кронштадт», заложенная на стапеле 28 июля 2005 года и спущенная на воду 20 сентября 2018 года, все еще проходит швартовые испытания и выход в море дважды переносили. Планируется, что этот корабль передадут ВМФ РФ в следующем году и включат в состав Тихоокеанского флота.
Вторая ПЛ получила название «Великие Луки» и был официально заложена на стапеле 19 марта 2015 года (ранее — 10 ноября 2006 года -она была заложена по пр. 677 под названием «Севастополь»). Сейчас корабль планируют спустить на воду и в 2022 году передать ВМФ РФ.
В июне 2019 года минобороны РФ подписало с АО «Адмиралтейские верфи» контракт на строительство 2-х очередных (то есть, 4-й и 5-й) ПЛ модифицированного пр.677. 25 августа 2021 года подписали контракт на строительство также 6-й ПЛ, впрочем, ни один из 3-х дополнительных кораблей пока не начали строить. По мнению экспертов, это может свидетельствовать о нехватке уверенности и желании дождаться результатов заводских испытаний 2-х первых модифицированных подводных лодок пр.677.
Новейшие русские классические ПЛ пр.677 («Лада»), задуманные в качестве замены для» Варшавянок», до сих пор не соответствуют требованиям ВМФ и не оправдывают возложенных надежд. Технические проблемы, которые преследуют эти корабли, привели к тому, что в строю находится лишь одна главная ПЛ «Санкт-Петербург», которая служит в качестве экспериментального, а не боевого корабля. Проблемы преследуют и строительство серийных ПЛ (на фото – «Кронштадт» в акватории завода), работы идут с отставанием.
В общем, приведенные данные свидетельствуют о дальнейшем количественном и качественном увеличении подводного флота РФ, что является одним из приоритетов для сохранения за Россией важного статуса принадлежности к клубу великих морских держав мира.
Источник: naukatehnika.com