Залил бензина.
налил в разогревочную чашу бензина
запалил (тукоять в режиме «прочистка» поступление топлива нет)
разогревочная порция прогорает, включаем подачу топлива, видно что горят пары но плямя красное и коптит.
шо не так?
при испытании у товарища который продал, он плеснул от души бензина для разогрева и когда этот костерок (штбко полыхало) хорошо погорел, дал подачу топлива и было синее пламя, бак был горячий.
так греть шибко надо?
.
Hanter 29.03.2009 — 18:52
Разогреется. Будет синее, надо чтобы прогрелся хорошо
V1 29.03.2009 — 19:36
dim99
так греть шибко надо?
Совершенно верно. Но в серьёзные вещи такие мы таскали по четыре-пять штук на команду. Для избыточности и отказоустойчивости.
Mutant 29.03.2009 — 20:15
плямя красное и коптит
Недостаток воздуха в смеси.
Причины — недопрогрев горелки, низкое давление на выходе из сопла -> плохое перемешивание (подсос) с воздухом. Если к тому же примус фыркает и плюется — недопрогрев однозначно. Пламя должно быть практически голубым, допускаются легкие желтые «хвостики». Бачок должен быть довольно горячим — за счет этого создается необходимое давление.
Примус огонек
Как варианты — плохое (неподходящее для данного размера сопла) горючее, раздолбанное или загрязненное сопло.
dim99 29.03.2009 — 20:43
я нагревал бачек ну до 40С максимум, должен быть совсем горячий?
V1 29.03.2009 — 23:30
40 — очень мало для огонька.
Mutant 30.03.2009 — 08:06
Да, 40 — маловато будет! (С)
Обычно рука чувствует бачок как горячий или очень горячий, т.е. 60-70*С, а то и поболе. Он специально расположен так близко к горелке, чтобы подогреваться.
Проверте состояние предохранительного клапана и грейте, не бойтесь. Но лучше на свежем воздухе, ибо аппарат для Вас новый, возможны сюрпризы.
dim99 30.03.2009 — 08:23
Проверте состояние предохранительного клапана
==========
как?
я его разбирал клапан и пружинка на месте, все там чисто, ходит без трения.
dim99 30.03.2009 — 08:26
Вобще я наливал бензин в тарелку что под горелкой (прогревочная я так понимаю).
Зажигал и ждал до почти полного прогорания.
Да, при прогреве экран бачка поднимать?
Гриня 30.03.2009 — 08:37
резинку проверь на эластичность и не прилипает ли она к седлу клапана.
у оригинала нормальное давление срабатывания предохранительного клапана 50-70 psi=4-6 атмосфер
(чуть выше рабочего давления бензина, и довольно серьезный, я думаю двукратный, запас до прочности бака)
при залипании резинки некоторые экземпляры не срабатывают при 100-120 psi, больше буржуйский энтузиаст давануть не решился.
инфа со spiritburner.com конкретную тему искать лень
V1 30.03.2009 — 08:47
dim99
Да, при прогреве экран бачка поднимать?
Да. Поднимать. Если начнёт реветь как самолёт -прикрыть, если на унимается — можно положить на бачёк мокрую тряпку.
Как правильно разжечь примус Огонек и устранение проблем
avkie 30.03.2009 — 08:54
поищите инструкцию в интернете к примусу и ознакомьтесь с ней.
там все просто.
FishHunter 30.03.2009 — 15:59
Rost 31.03.2009 — 12:04
dim99
Вот значит нашел такой примусок.Залил бензина.
налил в разогревочную чашу бензина
запалил (тукоять в режиме «прочистка» поступление топлива нет)
разогревочная порция прогорает, включаем подачу топлива, видно что горят пары но плямя красное и коптит.
шо не так?
Недогрел. Если погода безветренная, то в принципе можно было просто оставить на несколько минут — прогреется и сам выйдет на режим. При ветре лучше погасить, подождать несколько минут и разжечь заново. Ну или с самого начала выбирать место защищенное от ветра 😉
По самой процедуре ( как сам обычно делаю)
1. Рукой согреть бачок. Полминуты-минуту.
2. Прочистить горелку (2-3 раза повернуть рукоятку до упора туда-сюда)
3. Открыть подачу бензина. При этом от струйкой бьет из жиклера, растекается по горелке, стекает вниз, в чашку. Если струйки нет — проверить герметичность бачка, отсутствие грязи в жиклере и запорном клапане( ну в клапане ее обычно не бывает, если песок в бачок не сыпать и грязными руками в клапан не лазить 😉
4. Как горелка вся «намокнет» ( при этом в чашке будет некоторое количество бензина), закрыть клапан и поджечь. Дать прогореть. Как станет потухать — открыть подачу бензина. Возможно сразу нормального голубого пламени не будет, не беда, отрегулировать подачу бензина, чтобы пламя было минимальным но устойчиво горящим. Это важно для правильного смесебразования.
Подождать 2-3 минуты до окончательного прогрева горелки. Как пойдет ровное голубое пламя — отрегулировать его до нужного уровня.
Собсно все. С экраном ничего делать не надо, он просто должен быть на месте. Температура бачка для розжига тоже не слишком важна — если с ним все в порядке, то нагрев его на несколько градусов (даже от тепла руки) уже достаточен, чтобы обеспечить нормальную подачу бензина.
dim99 31.03.2009 — 12:13
нагрев его на несколько градусов (даже от тепла руки) уже достаточен, чтобы обеспечить нормальную подачу бензина.
=========
т.е. возможно засорение.
2Гриня
Ну как его правильно разбирать?
Rost 31.03.2009 — 12:30
Сначала проверь состояние прокладки крышки бачка и герметичность предохранительного клапана а уж потом лезь в горелку. Вообще в горелке самое тонкое место — жиклер, а он прочищается иглой запорного клапана абсолютно штатным образом.
Вообще примус этот угробить довольно сложно. Я как то по дурости рейку клапана графиткой смазал ( туго ходила). Ну не подумал естественно, что бензус там все смоет, а главное что все это потащит в жиклер. В результате поимел некоторые траблы с его розжигом — как назло именно тогда когда примус был нужен позарез, а вожможности промыть его не было. Ничего, с N-ой попытки я его раскочегарил. Поосле получаса работы всю смазку вымыло, и больше примус не отказывал 😉
Еще были проблемы с прокладкой крышки — за 35 лет резина превратилась в пластмассу типа полистирола 😉 Пришлось вырезать из пенки — нормально работает, только срок службы маленький, мягкая слишком.
Гриня 31.03.2009 — 12:43
частичная разборка в картинках
если будешь откручивать, делай хорошим ключом, там какая-то реально говнолатунь стоит, гайка убивается на раз.
дистанционно со слов юзверей я диагностировать поломки не берусь, не благодарное это дело.
лучше на выходных ко мне в гараж приходи, там и посмотрим.
Paulll 02.04.2009 — 06:41
По самой процедуре
1. Пока бачек холодный отвинтить крышку (дать войти воздуху), потом закрыть.
Иначе в бачке пониженное давление, особенно на следующий день после использования.
2 .
Никогда не грею так чтобы нельзя было дотронуться до бачка. Достаточно один раз увидеть как с ревом горит сброс дабы не было желания повторять.
dim99 02.04.2009 — 06:49
А из чего можно эту веревочку/фильтр сделать?
Гриня 02.04.2009 — 08:09
из бинта, но погоди его вскрывать, может в уплотнении крышки проблема
dim99 02.04.2009 — 09:28
dim99 28.04.2009 — 14:28
Дошли наконец руки до примуска.
Заменил все резинки (родные были всеж каменные, еле выкулупал)
настроил подачу топлива, тож там был баг.
На бензине (для зажигалок) заработал.
Осталось запустить на уайт-спирите
Гриня 29.04.2009 — 08:47
руки до примуска, ага
ноги до меня)
осталось медную проволоку намотать и сделать наш ответ оптимусовскому мини насосу
Mutant 29.04.2009 — 10:50
ответ оптимусовскому мини насосу
Это интересно. Сделаете — хвастайтесь!
Гриня 29.04.2009 — 11:01
фишка в совмешении двух клапанов обратного и предохранительного в одном корпусе.
мой энтузиазм не пошел бы дальше врезания в стандартную крышку вело-шмелевого клапана.
но только на керосине(уайтспирите), на бензине предохранительный нужен.
у меня ни одной крышки не осталось, поэтому dim99 карты в руки)
dim99 29.04.2009 — 11:03
руки до примуска, ага
ноги до меня)
============
ну. скажем все дошло гы
strateg 29.04.2009 — 22:33
достал своего старичка, выжег полтора бака галоши. Старичок за свои 30 лет такого ни разу не ел
Но видимо, засран-таки, нестабильно несколько работает, в процессе как будто подбивает какашки в форсунку, прочищать приходилось раза три.
Хотя, может это я уже избаловался мультитопливными Примусами
SoBoris 30.04.2009 — 13:17
У мння один раз из клапана летом ху*нуло так, что чуть не обделался. Аккуратнее с перегревом!
zamanai 01.05.2009 — 20:44
с моим огоньком не разу не ху. из клапана. хотя пользовал жестоко. я просто его всегда в чехле заводском юзаю, там термоэкран знатный и бочек не перегревается.
Гриня делали такое, ты его под велосепедный хочешь? а зачем? смысл в чем? я в руках подержу пару минут -погрею у меня уже из фарсунки струйка бьет. ну положи еще четверть таблетки СГ и не заморачивайся.
strateg это может быть попадание в фарсунку «нитей» и грязи с фитиля. разбери замени филиль — на нем такая кака за год собирается не поверишь.
dim99 04.05.2009 — 18:07
примусок нормально пошел на Уайт-спирите
odekolon 05.05.2009 — 12:11
а в чем прелесть уайт-спирита?
воняет он хуже, чем бензин, дороже значительно, на любой колонке не купишь.
dim99 05.05.2009 — 07:41
в бензине с колонки присадки, его никто не рекомендует для пользования.
Гриня 05.05.2009 — 10:06
dim99
примусок нормально пошел на Уайт-спирите
проволоку намотал или разогрел совсем хорошо?
Гриня делали такое, ты его под велосепедный хочешь?
я уже все что хотел сделал, это так — баловство
смысл насоса поднять мощность со штатных 1.5 до 2.5-3 кВт
а в чем прелесть уайт-спирита?
прелесть уайтспирита в том, что у Димы его халявная канистра
кстати, Дима, колечко больше не нужно.
odekolon 05.05.2009 — 13:05
dim99
в бензине с колонки присадки, его никто не рекомендует для пользования.
если уж «чистоты» хочется — то газ однозначно.
прелесть «туриста» в неприхотливости и доступности топлива (76 бензин)
опять же в машине можно возить на всякий случай. всегда можно бензина нацедить.
а для вылазок на несколько дней — газ рулит. я раньше брал примус на выезды, но как газ попробовал — все! примус в гараже прописался.
dim99 05.05.2009 — 17:09
проволоку намотал или разогрел совсем хорошо?
================
ничего не делал, залил, подогрел и пошел. как с бензином
76 бензин
==========
а где ет на заправках 76-й разливают?
zamanai 19.05.2009 — 23:45
odekolon
не гломурно. балона на мало хватает а места много занимает. впрочем каждому свое.
avkie 11.08.2009 — 09:48
испытал свой старый огонек (вернее он совсем новый, он лежал с 70-х готов, ни разу не пользованный)
заправил его «калошей», ага, потекло изо всех щелей. пришлось подтянуть гаечки, течи прекратились
прогрел, запалил. горит ровным синим пламенем.
поставил варить на нем кофе. варил минут 15-20. такое ощущение, что мощности явно не хватает чтобы закипятить 400гр воды. не то чтобы совсем не кипит, вода в конце концов закипела. кофе варил минут 15-20. погода — около +17С
это нормально или примус неисправен?
сварить на нем что то серьезное — с такими темпами — не представляю как.
Rost 11.08.2009 — 12:50
avkie
испытал свой старый огонек (вернее он совсем новый, он лежал с 70-х готов, ни разу не пользованный)
заправил его «калошей», ага, потекло изо всех щелей. пришлось подтянуть гаечки, течи прекратились
прогрел, запалил. горит ровным синим пламенем.
поставил варить на нем кофе. варил минут 15-20. такое ощущение, что мощности явно не хватает чтобы закипятить 400гр воды. не то чтобы совсем не кипит, вода в конце концов закипела. кофе варил минут 15-20. погода — около +17С
это нормально или примус неисправен?
сварить на нем что то серьезное — с такими темпами — не представляю как.
У меня за 15 минут на «туристе» вскипает 1.5 литра воды в котелке.
Пламя на максимум выводил? А в какой посуде кипятил?
avkie 11.08.2009 — 15:21
на максимум (хотя блин где он там этот максимум? пламя почти не видно, ориентировался по шуму)
варил в консервной банке на ~0.4л
до этого я варил в ней на костре — намного быстрее. варил в банке чтобы не коптить другую посуду. а тут выдался дождливый прохладный день, костер потух, ну я примус достал из заначки, проверить и замутить кофе.
запарило варить. хотя из-за того что варился долго — аромат получился супер (кофе кения).
вряд ли неисправность — примус новый (изготовлен в конце 70х, но ни разу не пользовался), бензин тек из под гаек, я все протянул — перестало
zamanai 25.08.2009 — 16:11
на моем огоньке закипает кружка 0.5 за 6 минут на медленном огне. 0.7 котелок доходит до кипения большими пузырями за 8 минут. тепрература на улице 15 градусов. бензин — 93й
avkie
у вас чет не нормально. вы или не добивались правильного огня или ветренноо сильно было или. (про руки говорить не буду — шоб не обидеть).
Гриня 26.08.2009 — 06:27
чашка шире нужна, тогда литр будет кипятить примерно за 10 мин
zamanai 26.08.2009 — 15:55
Гриня
чашка это чашка, шире будет кастрюлька )))))) если ставить ветрозащиту то кипячение значительно быстрее проходит. не только из за отсутствия ветра но и за счет отсутствия рассеивания теплового излучения. тока можно перестараться — перегреть примус и увидеть как он стартует к зездам.
avkie 07.09.2009 — 13:30
собственно я испытал его дома, закипание 1л воды уложилось в паспортный норматив. на природе (было несколько хороднее, но и объем воды — меньше) он как то дольше закипал, или мне показалось, очень хотелось кофе, а он все не закипал
видимо все в порядке.
Источник: guns.allzip.org
Модели советских примусов. Часть первая.
В России и Советском Союзе выпускалось много примусов. Модельный ряд не был обширным — но примусы были дешевы и достаточно доступны для простых потребителей во все времена их производства. В основном советские примусы являются копиями иностранных моделей — но не смотря на это, есть и собственные разработки и отличия в конструкции различных моделей.
Самыми распространенными были следующие модели и семейства:
Примусы типа «Рекорд-1». Копия шведского Primus №1.
Примус 3х горелочный — ЗШВ. «Горыныч». Копия шведского Primus №734
ЗШВ. 3х горелочный.
Primus №734
Примус — «Туристский ПТ-1». Копия шведского Optimus-8R Hunter
Примус туристский. ПТ-1.
Optimus 8R
Примус — «Туристский ПТ-2. «Огонек». Копия немецкого Juwel-84
Огонек. ПТ-2.
Примус Огонек. ПТ-2.
Примус Juwel-84.
Семейство примусов типа Шмель. Шмель — 1,2,3,4.
Шмель -1. Копия Австрийского Phoebus-625
Шмель-1. Первые выпуски.
Phoebus-625
Примус Phoebus-625
Phoebus-625 Банка
Примусы Шмель — 2, 3, 4
Примус Шмель-2
Примус Шмель-3
Примус Шмель-4
Выпускались так же и другие модели — не получившие такого широкого распространения как представленные, но тем не менее — интересные и ценные. Они будут опубликованы во второй части модельного обзора.
Источник: www.drive2.ru
Слово о примусе
Есть вещи, которым уже много лет и с которыми мы не можем расстаться.
Один из таких предметов – туристский примус ПТ-2 «Огонёк», изготовленный
ещё в 80-х годах прошлого века на Оргеевском машиностроительном заводе в
Молдавии. И стоил он тогда всего 8 рублей!
Воздам хвалу я вещи славной —
Советский примус «Огонёк»!
Служил так много лет исправно,
С ним столько пройдено дорог!
Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.
На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!
Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!
А при случившемся ненастье
Творил уюта волшебство —
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.
Сейчас средь книг, на узкой полке,
Блестя надраенным бочком,
Стоит себе он втихмолку,
Напоминая о былом.
Фото автора
Источник: Архив автора
Комментарии:
Сергей Довженко, 28.07.2016 09:54
До сих пор лежат несколько штук уже без дела. Такие же бывалые, как на фото, а выкинуть рука не поднимается. Когда-то были полноправными и уважаемыми членами группы. Раскочегаривали их жидким спиртом и они оставались чистенькими до конца похода. Была даже расхожая фраза при подготовке похода: «Кто достанет спирт для нашего алкоголика (примуса). «
Vikzhi, 28.07.2016 14:08
Вполне оправданное кощунство в отношении «огненной воды».
irik, 28.07.2016 12:38
Но и проблем примус много создавал.Не было герметичных емкостей для транспортировки.Кто с бензином всегда шел последним.Вечно барахлящий насос подкачки.Но голубой огонек и рабочее сопение запомнилось гораздо приятней.Часами пахал подряд,успевай только бензин заливать.
Vikzhi, 28.07.2016 14:06
В своё время с ёмкостями была проблема не только на марше, но и в ряде случаев с доставкой на транспорте в район путешествия. Вспомним ограничения, касавщихся легковоспламеняющихся веществ. Они действуют и сейчас.
Насос действительно создавал моменты неудобств. Однако, чем хорош был именно «Огонёк» и, кажется, уже ставший допотопным примус туристический в прямоугольной коробке-футляре, так это то что насос в них отсутствовал, а давление, подающее горючее на форсунку, создавалось за счёт нагрева стенок бачка.
Undol, 29.07.2016 22:00
Ну мы эту проблему решили — шли в женскую парикмахерскую, у уборщицы за шоколадку забирали несколько десятков пустых флаконов от лака для волос. Потом их вскрывали (там, где «пипка»), лили бензин, далее — «пятачок» из картона и сверху заливали эпоксидкой. В нее до 60-70% добавляли простого песка, для экономии эпоксидки.
Главное — заправлять в холодке, чтоб бензин при расширении от нагрева не подмачивал эпоксидную пробку. Ну или лить чуть меньше. Держало даже в Азии (Самарканд +45). Бывали, конечно, изредка по 1-2 «сопливых» балона. Но старались внизу, до выхода, их отловить и заменить. Получалось примерно так же, как сейчас с газовыми балонами.
ПУстые — плющили и под камень прятали. Вскрывали крюком — под «шейкой» две диаметральные пробоины.
Горючку раскидывали всем, примерно поровну. Заправка «Шмеля» — 2 больших баллона. Кто дежурит, тот свой бензин льет. Удобно. И надежно — сразу всю горючку не угробить.
Vikzhi, 29.07.2016 22:40
Знакомая история! Сколько мы этих аэрозольных флаконов перелопатили в своё время!
Никита Степанов, 28.07.2016 13:24
Аналогичный стоит в музее туризма в Москве, только не такой блестящий.
Vikzhi, 28.07.2016 13:46
Занятная витрина и, надо полагать, что не одна! Похоже, что рядом с «Огоньком» целый взвод нагревательных устройств разместился!
KIWI, 28.07.2016 19:04
А у меня, кстати, есть САМОДЕЛЬНЫЙ примус. Содранный с Фебуса/Огонька. Выкинуть — кощунство.
Никита Степанов, 28.07.2016 19:41
А Вы не хотите чтобы он встал в один ряд с другими примусами в Москве? oldchainik2, aviator18t и Vikzhi уже поделились своими раритетами. Надумаете — напишите в личку.
Adilur, 28.07.2016 15:27
А сфотографируйте кто-нить самоедльный автоклав.. с манометром!
Никита Степанов, 28.07.2016 15:48
Так вот же он — второй слева на нижней полке, только не с манометром, а с термометром.
А вот более крупно. Кстати, лёгким движением руки (снимается крышка (лежит слева)) он превращается. в удобный стул.
Vikzhi, 28.07.2016 16:17
Пусть превращается просто в стул, а не «биоконтейнер».
Судя по тому, что в руках находится «Шмель», а рядом футляр для него, делаю вывод, что снимок выполнен в 80-е годы? Интерес вызвала прямоугольная ёмкость, очень похожая на самоделку из листового алюминия, в патрубок которой вставлено что-то вроде воронки. Что это — фляга для горючего?
Раскрыть ветку обсуждения
Никита Степанов, 28.07.2016 16:37
Мы хоть академиев не кончали, но люди кулютурные: из чего жрём, туда не ср.
Виктор, попал в точку. !980 г. Ночёвка на восточном плече пика Ленина 6500 м.
Это действительно канистра для бензина. Вот вырезка из моего отчёта:
Vikzhi, 28.07.2016 16:55
Сейчас всё больше используют бутылки из пластика — удобно, герметичны, бензостойкие, без проблем утилизируются после использования, но. легкоранимые. В Безенги пришлось расстаться со спальником, когда камень пробил через рюкзак литровку с бензином и пуховая нога пропиталась им насквозь. Пакет, в который она была завёрнута, не помог.
prussik, 28.07.2016 18:08
Мы использовали самодельные емкости из титана,сделанные точно по размеру кармана рюкзака (начинали ещё с «абалаков»).Ходили только на «Шмелях», бензин авиационный Б-70, безцветный и без запаха, ни разу не подвёл, провозили даже самолётами.
Никита Степанов, 28.07.2016 20:01
В 74-ом мы в апреле летели из Москвы в Нальчик. На борт, в виде ручной клади, с собой взяли две канистры по 2,5 литра бензина, поставив их просто в полиэтиленовые пакеты.
Одна из них, видно от старости, треснула. По салону начал распространяться едкий запах бензина, который трудно с чем либо спутать. Пассажиры закрутили носами и десятки глаз сомкнулись на нас. От этого волосы на наших головах зашевелились и запахло жареным. Вызвали стюардессу.
Я не испытывал взгляда медузы-горгоны, но интуитивно почувствовал, что они в равных весовых категориях. Спасла смекалка. Наши московские вибрамы были пропитаны страшной смесью, которая пахла похлеще бензина. Мы стали задирать ноги и просить её понюхать, утверждая, что запах исходит от них.
Это спасло ситуацию: на ходу нас не высадили и ментов к трапу не вызвали. Правда в Нальчике дозаправляться пришлось этилированным бензинчиком.
Vikzhi, 28.07.2016 21:41
Смекалка смекалкой, но душа, наверняка, где-то на уровне подошв этих вибрам какое-то время обитала.
Раскрыть ветку обсуждения
Никита Степанов, 28.07.2016 21:43
Это точно! Больше всего боялись. что выкинут вместе с бензином на ходу.
bederepreset, 29.07.2016 09:56
Жаль, конечно, что пассажиры об этом не прознали. Отметелить вас надо было, дураков, по первое число
А. Джулий, 29.07.2016 06:15
Да, было время. Мы еще и газ возили в самолете без проблем — укладывали баллоны в общую такую трубу — выглядело, как один длинный.
С тарой под бензин действительно проблемы закончились с появлением пластиковых бутылок. А до этого — чего только не было. У меня на Памире у участника пластиковая канистра травила слегка (это в 88-м) — так он в конце-концов от паров глюк поймал. Потом стали запаивать в консервы. По надежности — лучше всего, но банки нужны от соков (не сильно дешевых) и небольшие, т.к. нужно все сразу залить в примуса. У нас были в основном 0,5, 0,8, 1 л.
А с огоньками мы расстались после 91-го года — не хотят они работать на высоте. На Шатрах две ночевки на 6600 из-за этого прошли тяжело. Если бы не шатер (Николаевский), проблем могло быть еще больше. Так мы боролись с ними, подогревая друг на друге по очереди. Потом вернулись к шмелям. К тому времени уже практически «забыли», как ими пользоваться, в результате один у меня рванул на 6000-х.
Выгорело пол тамбура, вернее, одна большая дыра (под метр). Это в 92-м, я тогда Николаевский шатер доработал, сделал к нему тамбур (хорошая кухня получилась).
А с бензином наиболее тяжелая ситуация была у нас в Китае, в первой экспедиции (2002). С газом тогда еще не разобрались (в смысле, где его брать по пути нашего следования), решили идти с бензином, тем более, что горелки хорошие у нас были (у меня — MSR, типа той, что Валера Хрищатый мне показывал и объяснял, как здорово она работает, а вторая — Primus).
Мы потом анализировали ситуацию — в общем, так как пистолет на заправке не лез в горлышко пластиковых бутылок, китайцы дали нам бадью литров на 20, через которую мы бензин и переливали. Так похоже, в ней до этого масло переливали. В общем, с этим маслом Primus отказался работать сразу, а MSR напомнил былые времена со шмелями — каждые два-три дня — полная разборка, чистка и т.д. Хорошо, хватило до МАЛа. В МАЛе стараниями Миши Михайлова перешли на газ, так как y MSRа я при очередной чистке головку сломал.
xron, 29.07.2016 11:07
хороший был примус.
и после шмелей- прям легкий и современный:)
На чердаке еще куча запчастей- выкинуть- как то рука не поднимается.
Источник: risk.ru
Выбираем примус
Примусные неумеки («примусолухи») начинают придумывать массу преимуществ иных способов приготовления пищи и обогревания, хотя, конечно, практически всегда предпочтут горящий примус любому из иных средств, понимая, что Примус — Человек.
Причина же нелюбви большинства людей к примуса тривиальна — ОНИ ПРОСТО НЕ УМЕЮТ С НИМ РАБОТАТЬ, т.е. эксплуатировать и ремонтировать его.
А ещё бытует мнение, что ПРИМУС ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ВЗОРВАТЬСЯ. Причём почти каждый второй. Разочарую любителей пиротехнических эффектов. При умелом отношении фейерверка не дождётесь. Я имею дело с примусами около 20 лет, видел многое, но только не ожидаемое большинством БАХ!
В неумелых руках и калькулятор зависает. Под этим девизом мы начинаем наш раздел типа «Не ходите детки (или девки) в горы — примуса взрываются». Будем рады, если вы пополните наши познания своими советами и опытом.
Примус «Шмель-2»
(по ходу рассматривается и ремонт и эксплуатация примуса «Шмель-4»)
Преимущества и недостатки
Итак, если выбор стоит между костром и примусом, то я выбираю только костёр, т.к. он может одновременно обогревать всех, сушить, варить, светить, отпугивать хищников, позволяет играть в различные игры или петь песни под гитару, не трясясь от холода и не отлепляя от струн примёрзших к ним пальцев.
Немаловажно и то, что костёр силой огня увеличивает возможности для размышления над сутью мироздания. А также просто заряжает мощной энергией — сколько раз бывало, что идёшь «от сюда и до заката», совершенно обессиленный разбиваешь бивуак, готовишь ужин (с мыслями «сложить куда-нибудь побыстрее свои мослы»), но стоит посидеть немного у костра, как появляются силы на всю традиционную вечернюю программу, которая длится порой до 2 ночи, а утром «снова в бой». И так 7-10 дней. Так что, с моей точки зрения — «лучше летом у костра, чем зимой на солнце».
Но нас больше интересует ситуация, когда дров нет. И здесь стоит выбор: примус или горелка.
Главное преимущество горелки в том, что её не надо разжигать. В то же время разжигание примуса-б/у для большинства становится проблемой не решаемой. Зачастую не помогают ни молитвы, ни восклицания о «чьей-то матери» (простите за богохульство). Опять-таки при транспортировке баллонов исключается возможность токсикоманить весь поход из-за разлившегося в рюкзаке бензина. Неоспоримо и такое преимущество, как малый вес самой горелки.
Преимуществ у примуса неимоверно больше, чем у горелки. Вот некоторые из них:
— на примусе можно приготовить еду на группу до 10-12 человек;
— примус всегда можно заправить до начала приготовления, что гарантирует его работу минимум 3-4 часа, что вполне хватает на приготовление и первого, и второго, и компота (последнее для тех, кто любит сакраментальную фразу «А кампо-о-от?»);
— низкая температура не является существенным тормозом для примуса;
— приготовление это (если соблюдать все нижеописанные правила и использовать стеклоткань) требует меньших хлопот и времени;
— значительно более дешёвое и распространённое топливо, чем у горелок;
— в случае отсутствия традиционного топлива (бензин), можно использовать любой вид жидких углеводов — спирт, керосин, солярка (не стоит забывать, что чем хуже топливо, тем быстрее ушатывается примус);
— бензин для примуса легко упаковывается в пластиковые бутылки, обладающие огромной прочностью, что позволяет особо не переживать при их паковке, транспортировке и хранении;
— те же пластиковые бутылки — дармовые, а посему их можно сжигать по использовании, причём даже при отсутствии костра;
— ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБУЮ ПОЛОМКУ ПРИМУСА МОЖНО УСТРАНИТЬ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ, что гарантирует его 100%-ную отдачу.
Недостатки горелки более значительны:
— на горелке можно приготовить пищу только на небольшое количество человек (максимум 4), ввиду невысокой калорийности и, соответственно, теплотворности газа;
— следовательно, группе 10-12 человек понадобится минимум 3 горелки со всем набором общественной посуды для них;
— баллоны требуют трепетного отношения при паковке и транспортировке;
— приобретение баллонов и их заправка довольно дороги;
— после использования баллоны необходимо также аккуратно нести обратно (если хочешь их заправить), либо выбрасывать, загрязняя природу (про другие варианты мало кто вспоминает);
— перегрев баллона или горелки приводит к расплавлению пластиковых частей, коих здесь достаточно, что напрочь выводит из строя сие достижение цивилизации;
— неисправную горелку отремонтировать практически невозможно, а если кое-что и возможно, то это отнимает массу времени и требует не меньшего количества усердия и нервов;
— неисправность баллона, например, в пещере (а такое может случиться запросто, учитывая особенности транспортировки) может привести к отравлению участников;
— газ нельзя использовать как-нибудь дополнительно, в то время как бензин можно использовать, например, для быстрого разжигания костра в сложных погодных условиях;
— при низких температурах газ в баллоне перестаёт испаряться, и баллон приходится разогревать различными дополнительными способами, конструктивно не предусмотренными.
ШМЕЛЬ ИЛИ ОГОНЕК?
АД: Огонь-ек я когда-то видел (в работе), но не пользовал. По отзывам, он менее надежен, чем Шмель?
Мушенков Андрей: Не знаю, пока отказа не видел, но. Шмель я использовал дольше.
АД: И проще устроен, да?
Мушенков Андрей: Это точно. И насоса нет, и горелка попроще. Зато выигрывается вес, особенно если лишние детали выкинуть (тяжеленный железный кожух и отражатель, который нужен, только если в жару поставить семилитровый кан и накрыть стеклотканью)
А еще про «Огонек» написал Андрей Остапенко:
«Огонек» действительно замечательная вещь, я пользуюсь ими уже более 13 лет, это гораздо надежнее «Шмеля» при равной мощности. НО:
1. Не забывайте внимательно изучить инструкцию, а не то испортите примус в два счета. Наиболее важные моменты — выключение в нужную сторону (очень важно перед долгим перерывом в работе: игла может намертво прикипеть к форсунке) и настройка «крутилки» после смены сальника.
2. У этого примуса потроха из латуни, поэтому не стоит прилагать больших усилий при вращении ручки, по этой же причине не надо давать пользоваться «необученным бойцам» (вообще держать примусы в «общаке» накладно).
3. При перегреве аппарат может выйти из повиновения, поэтому стоит иметь под рукой кружку холодной воды или немного снега. Ими можно аккуратно охладить бачок и сбросить таким образом без паники и прекращения приготовления пищи излишек давления.
4. Не разогревайте примус бензином, если хотите иметь чистые руки и снаряжение при работе с ним! Очень полезно и приятно разогревать «Огонек» спиртом «сухим» или «мокрым» (хотя последний нередко выпивается коллегами, да и сам такой), при этом отпадает необходимость долго отмывать руки после заправки. На один запуск хватает 1/4-1/6 части таблетки. Чтобы удобно было подсовывать растопку, полезно удалить одну вертикальную перемычку на жестяном кожухе.
(АД: замечание про сухой спирт на 150% относится и к Шмелю. )
5. Штатный сальник раз и навсегда можно заменить фторопластом.
(Александр Никольский: Да. И у Шмеля поставить фторопластовую прокладку между бачком и головой. Огонек кое в чем лучше, чем 2-й и 4-й Шмели, но хуже, чем Шмель-1. Огонек проще, но менее мощный и требует доработок. Идея надевать кожух на работающий примус мне тоже не очень нравится.
Он также содран с австрийского (или немецкого) военных времен примуса. Оригинал имеется у одного моего знакомого. До сих пор пашет, как трактор).
6. К сожалению, работа сопровождается гудением, неэстетично. По этой причине взял с собой пару лет назад в двухнедельную командировку «Шмель» и долго проклинал свое эстетство.
А вот как ответил Антон Щербаков на мою просьбу дать сравнительную характеристику разных типов примусов:
Как мне кажется, общий вывод достаточно очевиден — цена и сумма остальных критериев находятся в прямой зависимости. Кстати, импортных аналогов я знаю всего три — Primus Himalaya, Coleman Peak1 Multi-fuel, MSR XGK. Это горелки, работающие на жидком топливе (в т.ч. на бензине).
При цене около $100 они, как ни странно, удобнее, легче, надежнее чем Эверест, Шмель или Огонек. «Турист» может спорить по весу. Но проигрывает по надежности и безопасности. Аналог MFS и MSR — «Камелек». На мой взгляд — перспективная вещь. Пока нет отзывов о его работе, но конструкция, внешне, должна быть надежной и удобной.
Пока же в серьезные горные походы народ ходит с Primus MFS. Тут — как в рекламе: «попробуй — полюбишь».
. Кто помнит, при обсуждениях на тему «бензин или газ», я всегда предлагал в качестве решения горелку Primus Multifuel (MFS). Не единожды я рассказывал об опыте ремонта такой горелки. Настало время привести печальные истории. Март 2000. Тройка по Хибинам. Вышла из строя одна из двух горелок. Перелом шланга на морозе около -30. Исправлена в походных условиях. (Чинил ее лично).
Февраль 2001. Соревнования на снежно-ледовом рельефе в Выборге. У друзей вышла из строя та же горелка по той же причине. Шланг переломился в другом месте. Март 2001. Друзья вернулись из тройки по Хибинам. Из двух горелок MFS вышли из строя две. Одна — только из магазина, второй — около 2 лет. Неисправность одна и та же — перелом шланга на морозе около 30-35С.
Даные истории ломают уверения уважаемой фирмы Primus о том, что MFS «The ultimate expedition stove for unlimited use year round». Хотя лично я все еще остаюсь ее поклонником.
И еще добавлю про примус «Турист». Его незаслуженно окрестили «смерть туриста». До покупки горелки Primus MFS я часто им пользовался в небольших походах на 1-4 человек. В походе по Кавказу использовали 2 таких примуса на 6 человек. Зажигается он быстрее «Шмеля», меньше весит, меньше по габаритам.
Но маленький бак быстро кончается и совершенно непригоден для варки большого количества еды.
Александр Никольский: Выпускаемые сейчас Шмели с непроизносимым названием — полный отстой. Здесь рядом в магазине за те же деньги есть нечто иное, но тоже советское. Аппарат белорусского производства, называется Мотор Сiч. Голова от Шмеля-4, чуть побольше. Шариковый клапан, что плохо. Еще минус — железная (!) коробка, крашеная.
Из плюсов — подставки под кастрюлю проволочные, т.е. снимаются и поворачиваются. Рассекатель нормальный, сеточкой. Бачок на литр, высокий. Изделие своим видом вызывает непреодолимое желание подорвать им какой-нибудь танк. Стоит (март 2001г) $25.
После испытаний сообщу результаты.
. Увы, результаты неутешительные. Аппарат имеет 2 устойчивых режима — «выключено» и «выход на орбиту». Это при правильном положении ручки. Ежели высунуть иглу, то бывает некоторый промежуточный режим, близкий к разумному. Видимо, слишком большое отверстие в форсунке. Аппарат несколько перегревается: температура бачка – 50-70 С на ощупь. Повторный запуск – легкий.
Угол вращения ручки – очень маленький. Детали от Шмеля вроде бы не подходят. В остальном – тот же Шмель-4.
По материалам: scout-kg.narod.ru, clubdoroga.euro.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: handf.mirtesen.ru