Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса движущихся судов представляют собой удлиненное тело, ограниченное кривыми поверхностями, создающими обтекаемую форму, уменьшающую сопротивление воды и воздуха его движению. Корпуса таких судов имеют заостренные оконечности и плавные переходы боковых поверхностей в днищевые плоскости. Корпуса стояночных судов, скорость транспортировки которых не имеет большого значения, наоборот, делают для упрощения технологии постройки, прямоугольными или плоскостной формы с резко выраженными гранями.
Общее представление о геометрической характеристике формы корпуса судна дает метод сечения корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис.1.16,1.17):
-вертикальной плоскостью симметрии, проходящей вдоль корпуса посередине его ширины;
-горизонтальной плоскостью, проходящей вдоль корпуса и делящей его на две несимметричные части: надводную и подводную;
Замена скуловых обводов Прогресс 4 и другие.
-вертикальной плоскостью, перпендикулярной первым двум и проходящей посередине расчетной длины судна.
Диаметральной плоскостью (ДП) называют вертикальную плоскость, проходящую вдоль корпуса судна и делящую его теоретическую поверхность на две симметричные части.
Основной плоскостью (ОП) называется горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку килевой линии корпуса.
Основной линией (ОЛ) называется линия пересечения основной и диаметральной плоскостей.
Мидель-шпангоут — линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута.
Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов корпуса в средней части, а также показывает наклон бортов, погибь палубы, килеватость днища, форму и размер скулы.
Палубная линия образуется при пересечении верхней палубы с диаметральной плоскостью.
Седловатость палубы — продольный изгиб палубной линии. Такой изгиб характерен для морских судов имеющих изогнутую форму с подъемом от середины длины судна к оконечностям. Палубная линия речных судов, к мореходным качествам которых не предъявляют повышенных требований, делается прямой, без седловатости.
Погибь палубы (возвышение палубы в ДП) делается на большинстве судов для обеспечения стока воды за борт, и обычно величина погиби принимается равной 1/50 ширины судна. Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют. Борта у судов чаще всего вертикальные, но могут быть с развалом (борта имеют уклон от ДП) и с завалом (борта имеют уклон к ДП).
Килеватость характеризует подъем днища от ДП к бортам. Суда, имеющие большой наклон, называются острокильными.
Скула — это закругление в месте перехода днища в борт.
Рисунок 1.16-Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями:
I-диаметральна я плоскость; II-плоскость мидель-шпангоута; III — плоскость конструктивной ватерлинии. 1-верхня я палуба; 2 — борт; 3- днище; 4 — форштевень; 5 — килевая линия 6ахтерштевень; 7-палубна я линия; 8 — бортовая линия; 9 -нос; 10— корма; h— стрелка погиби
Прогресс!!! Лодки из СССР.
Рисунок 1.17- Основные сечения корпуса
Бортовая линия палубы — линия пересечения теоретической поверхности борта и палубы или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом.
Килевая линия (КЛ) — линия пересечения днищевой части теоретической поверхности корпуса с диаметральной плоскостью. Килевая линия имеет разнообразные формы в зависимости от назначения и типа судна.
Килевая линия большинства современных судов горизонтальна. Наклонная килевая линия встречается у судов с так называемым конструктивным дифферентом, который делается для заглубления винта и руля и для их защиты при малой осадке судна. Килевая линия с уступом встречается у быстроходных легких судов (катеров). В этом случае на ходу судна носовая часть корпуса выходит из воды, а кормовая часть скользит (глиссирует) на водной поверхности. Килевая линия судов специальных типов (подводные лодки, яхты и т. п.) часто бывает криволинейной, что объясняется специфическими особенностями их эксплуатации.
Форштевень — передняя, по направлению движения, оконечность корпуса. Формы носовой оконечности весьма разнообразны.
Рисунок 1.18-Характерные формы форштевня:
а- наклонный; б- клиперский; в- бульбообразный; г- ледокольный; д- прямой
а) наклонный форштевень, характеризующийся прямой наклонной линией, в подводной части плавно или под углом переходит в килевую линию. Такой форштевень придает судну как бы устремленность вперед, но делается он таким не только ради эстетического впечатления, а также исходя из практических соображений: наклонный форштевень в сочетании с развалом бортов в носовой оконечности увеличивает полезную площадь верхней палубы и улучшает всхожесть судна на волну;
б) клиперский форштевень характеризуется плавной образующей линией, направленной верхним концом вперед. Такой форштевень делается по тем же соображениям, что и предыдущий, его форма заимствована у парусных судов;
в) бульбообразный форштевень имеет над водой наклонную прямую или вогнутую линию, его подводная часть имеет каплеобразную форму и опущена несколько ниже килевой линии. Такой форштевень предусматривается на судах с относительно большой шириной корпуса, для уменьшения сопротивления воды;
г) ледокольный форштевень в надводной части характеризуется наклонной прямой, которая, не доходя немного до уровня воды, приобретает плавный наклон до 30° (в, наклон продолжается в подводной части до плавного перехода в килевую линию. Такой форштевень имеют ледоколы и суда, плавающие во льдах, для того, чтобы судно могло с хода вылезать на ледяное поле и своей тяжестью продавливать его;
д) прямой форштевень имеет вертикальную линию образования в подводной части, плавно переходящую в килевую линию. Такой форштевень встречается преимущественно у речных судов, имеющих свободное место на палубе, не плавающих на относительно взволнованной поверхности, он удобен для обзора пространства перед носом судна при частом плавании в узкостях и при подходах к причалам.
Ахтерштевень — кормовая оконечнось судна. Несмотря на их разнообразие, разделяются в основном на три типа (рис.1.19).
Рисунок 1.19-Форма судовых кормовых оконечностей:
а- обыкновенная с подзором; б– крейсерская; в- транцевая
а) обыкновенная корма имеет свес верхней части корпуса высоко над водой, который называется подзором. Такая корма в большинстве случаев встречается у грузовых одновинтовых судов, имеющих небольшую скорость хода;
б) крейсерская корма с подзором (со свесом), утопленным в воду, и плавными обводами. Такая форма кормы увеличивает площадь палубы и уменьшает вихреобразование за корпусом и предусматривается на быстроходных судах или на судах с несколькими гребными винтами;
в) транцевая корма имеет над водой усеченный вид, образованный вертикальной
или наклонной в корму поперечной плоскостью, носящей название транца. Такая корма бывает на тех судах, где с кормы выполняются специальные операции; она необходима, например, при работе с сетями на промысловых судах, при постановке мин или тралов военными кораблями и т. п.
Ватерлинией (ВЛ) называется след от пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называется ватерлиния, соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судов или нормальному водоизмещению (с половинным запасом топлива).
Конструктивная ватерлиния у транспортных судов является одновременно и грузовой ватерлинией (ГВЛ), соответствующей проектной осадке судна. Характерные формы конструктивных ватерлиний судов показаны на (рис.1.20)
Рисунок 1.20-Ватерлинии судов различных типов:
а — грузового; б — быстроходного; в — с транцевой кормой; г — тихоходного
а) грузовое судно имеет ватерлинию, заостренную в оконечностях и так называемую цилиндрическу вставку в средней части, на протяжении которой обводы ватерлинии параллельны ДП.
Цилиндрическая вставка — средняя часть корпуса судна, у которой форма поперечного сечения неизменна по всей ее длине.
Цилиндрическая вставка увеличивает вместимость корпуса судна, упрощает технологию и удешевляет его постройку. Однако с увеличением скорости хода таких судов значительно возрастает сопротивление воды их движению, что вызывает затраты дополнительных мощностей. Суда со средней скоростью (14-16узл) имеют цилиндрическую вставку, равную 10-40% длины корпуса;
б) быстроходное судно, скорость которого является важным эксплуатационным качеством, имеет ватерлинию хорошо обтекаемой формы с очень незначительной цилиндрической вставкой или же вообще без нее;
в) ватерлиния быстроходных судов с транцевой кормой получается усеченной,
транец выполняет роль редана, способствующего отрыву струи воды от днища при скольжении судна по поверхности воды — глиссировании. Эти суда также не имеют цилиндрической вставки;
г) тихоходные и несамоходные речные суда с большим внутренним объемом корпуса имеют ватерлинию полного образования с цилиндрической вставкой на 70—90% длины судна.
Следующее сечение, дающее представление о форме корпуса, является сечение вертикальной плоскостью, проходящей посередине длины судна перпендикулярно диаметральной плоскости и плоскости конструктивной ватерлинии, называемое обводом мидель-шпангоута. Наиболее характерные формы миделевых обводов судов разных типов показаны на рис. 1.21:
Рисунок 1.21- Обводы миделевых сечений судов различных типов:
а- транспортного; б- быстроходного; в — ледокола; г- быстроходного катера; д- судна внутреннего плавания; е -речного
а) морские транспортные суда — с вертикальным бортом и с подъемом днища;
б) морские быстроходные суда — с хорошо обтекаемыми обводами, большим углом подъема днища и большим скуловым закруглением;
в) ледокольные суда со скругленными бортами и развалом в подводной части и завалом в надводной части. Такая форма поперечного сечения увеличивает поперечную жесткость корпуса, и в случае сжатия судна в ледяных полях лед вдвигается по наклонным бортам или под судно, выжимая его из воды, или поднимается вверх;
г) быстроходные суда малого водоизмещения (катера), в большинстве случаев имеющие прямые с развалом борта, переходящие под углом в днище с большим подъемом слегка изогнутой формы;
д) быстроходные суда внутреннего плавания — с плоскодонным днищем, с циркульной скулой, переходящей в борта с развалом. Такие образования увеличивают площадь палубы и помещения в надводной части корпуса;
е) речные плоскодонные суда — с горизонтальным днищем, с вертикальными бортами и с малым радиусом закругления скулы. Такой профиль поперечного сечения обеспечивает максимальный объем корпуса и предусматривается на тихоходных судах с минимальной осадкой.
Большинство судов имеют вертикальные борта, если же борт наклонен наружу от ДП или внутрь к ДП, то говорят о развале или завале бортов.
Развал бортов способствует повышению мореходности, особенно часто он применяется в носовой части судна.
Главные размерения судна
Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (рис.1.22).
Рисунок 1.22-Главные размерения судна
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна.
Плоскость мидель-шпангоута — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой строится теоретический чертеж.
Под шпангоутом (Шп) понимают на теоретическом чертеже теоретическую линию, а на конструктивных чертежах- практический шпангоут.
Конструктивная ватерлиния (КВЛ) — ватерлиния, соответствующая расчетному полному водоизмещению судов.
Ватерлиния (ВЛ) — линия пересечения теоретической поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
Кормовой перпендикуляр (КП) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии; КП на теоретическом чертеже совпадает с 20-м теоретическим шпангоутом.
Носовой перпендикуляр (НП) — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.
Основная плоскость — горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса без выступающих частей. На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.
Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.
Длина наибольшая Lнб — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса без выступающих частей.
Длина по конструктивной ватерлинии Lквл — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью.
Длина между перпендикулярами LПП — расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между носовым и кормовым перпендикулярами.
Длина по любой ватерлинии Lвл измеряется, как Lквл
Длина цилиндрической вставки Lц — длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.
Длина носового заострения Lн — измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).
Длина кормового заострения Lк — измеряется от конца цилиндрической вставки или шпангоута наибольшего сечения — конца кормовой части ватерлинии или другой обозначенной точки, например кормового перпендикуляра. Размеры по ширине судов измеряются параллельно основной и перпендикулярно диаметральной плоскостям.
Ширина наибольшая Внб — расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.
Ширина на мидель-шпангоуте В — расстояние, измеренное на мидель-
шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.
Ширина по КВЛ Вквл — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.
Ширина по ВЛ Ввл измеряется как Вквл.
Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.
Высота борта Н — вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте от горизонтальной плоскости, проходящей через точку пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута, до бортовой линии верхней палубы.
Высота борта до главной палубы Н Г. П — высота борта до самой верхней сплошной палубы.
Высота борта до твиндека Н ТВ — высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.
Осадка (Т) — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.
Осадка носом и осадка кормой Тн и Тк — измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.
Средняя осадка Тср — измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.
Носовая и кормовая седловатость hн и hк — плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.
Погибь бимса hб — разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.
Надводный борт F — расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.
В случае необходимости указываются и другие размеры, как, например, самая большая (габаритная) высота судна (высота фиксированной точки) от грузовой ватерлинии при порожнем рейсе для прохода под мостами. Обычно же ограничиваются указанием длины — наибольшей и между перпендикулярами, ширины на мидель-шпангоуте, высоты борта и осадки. В случаях применения международных Конвенций — об охране человеческой жизни на море, о грузовой марке, обмере, классификации и постройке судов — руководствуются определениями и размерами, установленными в этих Конвенциях или Правилах.
Источник: infopedia.su
Shot: украинские диверсанты на лодках открыли огонь по туристам в Крыму
Неизвестные на лодках открыли огонь по кемпингу со спящими людьми у мыса Тарханкут в Крыму. Предварительно, это могла быть украинская ДРГ. В районе введён план «Крепость», сообщает Telegram-канал Shot в четверг утром, 24 августа.
Фото: Википедия
По данным издания, в кемпинге «Оленевка Village» в селе Оленевка услышали первые звуки стрельбы рано утром. Очевидцы рассказали, что, предположительно, стреляли из РПГ.
Проснувшиеся люди увидели на пляже недалеко от берега две резиновые лодки, в которых находилось 10 неизвестных. Один из них стрелял по кемпингу, однако попал лишь один раз. После этого группа скрылась. Пострадавших нет.
Отмечается, что от точки, где была стрельба, по воде примерно 140 километров до украинского Очакова. По одной из версий, это могла быть попытка устроить «шоу с украинским флагом в Крыму» к сегодняшнему дню независимости Украины.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.
Максим Александров — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Популярное
Выполнение полёта самолёта EBM-135BJ осуществлялось на основании разрешения на использование воздушного пространства.
Последние материалы
Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).
Сетевое издание «Правда.Ру» эл № ФС77-72263 от 01 февраля 2018 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель: Горшенин Вадим Валерьевич.
Главный редактор: Новикова Инна Семеновна.
Телефон: +7 (499) 641-41-69
Адрес, e-mail редакции, 105066, Россия, Москва, ул. Старая Басманная, д.16/1Б, [email protected]
*Meta Platforms признана экстремистской организацией, её деятельность в России запрещена, а также принадлежащие ей социальные сети Facebook и Instagram так же запрещены в России. Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «АУЕ», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ
Источник: www.pravda.ru
Лодка из стеклопластика для охоты и туризма
Эта лодка предназначена главным образом для охоты в закрытых мелководных районах с обширными тростниковыми зарослями, но может быть с успехом использована для прогулок и водного туризма. Обводы и конструкции ее разработаны с учетом возможности движения как на веслах, так и под парусом или подвесным мотором.
Удлиненный корпус (отношение длины к ширине L_B=3,8) способствует продвижению лодки среди зарослей. Скула лодки скруглена для улучшения ходкости. Это скругление обусловлено также и технологическими свойствами материала — стеклопластика. Радиус скругления скулы постепенно уменьшается к корме, где обводы напоминают днище глиссирующего судна.
Основные элементы лодки
Длина наибольшая, м | 5,0 |
Длина наибольшая по ГВЛ, м | 4,6 |
Ширина наибольшая, м | 1,30 |
Высота борта на миделе, м | 0,45 |
Грузоподъемность лодки | 350 кг или 4 чел. |
Осадка при полной нагрузке, м | 0,18 |
Для уменьшения осадки лодка сделана плоскодонной с подъемом днища в оконечностях. Плоский участок днища в корме с почти острыми скулами обеспечивает дополнительную остойчивость по сравнению с обычными обводами гребных шлюпок и в то же время служит необходимой опорной площадкой при движении лодки в переходном к глиссированию режиме. Однако в отличие от чисто глиссирующих судов, днище лодки у транца имеет подъем к ватерлинии, что обеспечивает плавное, без вихреобразования обтекание кормы при движении на малых скоростях — на веслах и под парусами.
Шпангоуты в надводной части имеют развал по всей длине лодки аналогично известным рыбацким лодками «дори». Для обеспечения устойчивости на курсе при гребле на веслах лодка имеет невысокий киль, который в корме переходит в дейдвудный плавник.
Оконечности лодки запалублены, что защищает гребцов от брызг при ходе на волнении. По планширю пущен комингс (в носу переходящий в козырек), что увеличивает фактическую высоту борта до 0,5 м. В кормовой палубе имеется ниша для крепления подвесного мотора. Под носовой и кормовой палубами размещены по два ящика с откидными дверцами для запасов и снаряжения.
Банка для гребли, расположенная в корму от миделя, является элементом набора. В отличие от получивших распространение на пластмассовых лодках сплошных сидений типа переборок в вертикальных стенках этой банки сделан вырез. Это позволяет удобно разместить весла и отпорный крюк при ходе под мотором, а также дает дополнительное место для хранения якоря с линем и черпака.
В охотничьем варианте на лодке устанавливают поворотный стул с винтовым подъемом и съемной спинкой, очень удобный для охоты и рыбной ловли. В прогулочном варианте вместо стула навешивают вторую банку (съемную). К этой банке крепят швертовый колодец, а в ДП вырезают пяртнерс. Сняв банку, можно устраиваться на ночлег.
Банка рулевого защищена от непогоды и солнца складным съемным тентом из авизента, под которым умещаются два человека. Каркас тента состоит из двух трубчатых дуг, вращающихся в шарнирах, которые вставляются в специальные гнезда на палубе. Нижняя кромка тента крепится к комингсу резиновым шнуром. В кормовой стенке имеется окно с клапаном для управления рулем или мотором. Тент не мешает управлению мотором и гребле как в поставленном, так и в сложенном положении.
Объем отсеков плавучести, размещенных под носовой и кормовой палубами и под банками, составляет 260 дм 3 . Этого достаточно для поддержания на плаву полностью заполненной водой или перевернувшейся лодки с мотором и четырьмя людьми, держащимися за нее. Отсеки могут быть заполнены пенопластом или оставлены пустыми: в первом случае вес лодки увеличивается на 12 кг, во втором — надо позаботиться о надежной герметизации.
Корпус лодки выполнен из стеклопластика на основе жгутовой стеклоткани и полиэфирной смолы ПН-3. Конструкция состоит из шести элементов: скорлупы-обшивки, палубы, рулевой банки, гребной банки, шпангоута и носовой переборки.
Обшивка имеет толщину 3 мм и выклеена из трех слоев жгутовой стеклоткани (рогожи) и наружного слоя стеклосетки ССТЭ6. Днище лодки подкреплено наружными средним и двумя боковыми килями-полозьями, выклеенными заодно с обшивкой и заполненными пенопластом. Кили предохраняют корпус от повреждений на мелководье и при вытаскивании лодки на берег. Изнутри на днище наклеены рифленые пластины из двух слоев стеклопластика, заменяющие пайолы.
Палуба лодки имеет толщину 3 мм и выклеена из стеклосетки ССТЭ6. Соединение палубы с корпусом выполнено на смоле ПН-3 и алюминиевых заклепках. Снаружи под заклепки устанавливают буртик из легкого сплава, изнутри — полоску сечением 14X2 мм.
В коробке шпангоута на днище устанавливают стальной фундамент для крепления поворотного стула или степса мачты. Верхние концы шпангоута на бортах образуют опоры для установки съемной банки. Транец лодки подкреплен доской толщиной 30 мм.
На палубе и планшире лодки установлены подуключины, гнезда и обушки для крепления тента, а также носовая утка. На транец навешивают рулевое устройство, которое снимают при установке подвесного мотора.
Лодку можно использовать и для хождения под парусами. Парусное вооружение состоит из складной мачты, грота площадью 5 м 2 и стакселя площадью 2,2 м 2 . При постановке мачты стаксель-штаг крепят за носовую утку, а ванты — за подуключины. Необходима дополнительная установка швертового колодца для шверта кинжального типа.
Вес лодки охотничьего варианта с поворотным креслом и заполненными пенопластом отсеками 150 кг. В прогулочном варианте вес лодки уменьшается до 120 кг (без пенопласта и парусного вооружения).
Проведенные испытания показали хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость лодки при ходе на веслах и под мотором. С двумя пассажирами на борту и подвесным мотором «Москва» (10 л. с.) лодка развивает скорость около 25 км/час.
Установка подвесного мотора большей мощности не рекомендуется.
Возможность использования лодки в трех вариантах (охотничьем, прогулочном и парусном) на веслах и под мотором дает основание рекомендовать ее для серийного выпуска.
Источник: www.mastertip.ru