Зульфикар (арабск.: ذو الفقار Ḏū-l-Faqār или Ḏū-l-Fiqār) — название легендарного меча Али ибн Абу Талиба, который как считается был дан ему Мухаммедом. Мухаммед дал этот меч своему кузену Али в битве при Ухуде. Меч был принесен Джибраилом (Габриэль, «Властелин ангелов») по приказу Аллаха.
Данный вид оружия исторически часто изображался на мусульманских флагах как похожий на ножницы меч с двойным клинком. Этот меч также обычно демонстрируется в шиитских изображениях Али и в виде ювелирных изделий (талисманов) как скимитар, имеющий два острия. Ближневосточное оружие подобного типа обычно подходит под описание цитаты с упоминанием зульфикара, и ближневосточные мечи иногда изготавливались с раздвоенным острием.
Происхождение названия зульфикара
Название также имеет разные варианты транслитерации: дульфикар, зильфикар, зульфукар, тульфикер, золфукар, зулфукур и т. д. Значение названия неясно. Слово ذو означает «господствующий, господин», а построение идафа «хозяин . » распространено в арабской фразеологии (например, в Зу-ль-Карнайн, Зу-ль-Кифль, Зу-ль-Хиджа и т.д.). С другой стороны, смысл فقار неясен.
Меч Зульфикар — меч пророка Мухаммеда
Его можно озвучить как «фикар» или «фагар». Эдвард Уильям Лейн ссылается на то, что власти предпочитают «факар» и отвергают «фикар» как «вульгарный», но вокализация «фикар» по-прежнему имеет более широкое применение. Слово «факар» имеет значение «позвонки спины, кости позвоночника, которые установлены в регулярном порядке, один на другом», но может также относиться к другим примерам регулярных интервалов, в частности, это имя звезд пояса Ориона. Интерпретации имени меча, найденные в исламских богословских писаниях или народном благочестии, делятся на четыре категории:
- Ссылка на буквальные позвонки позвоночника, давая толкование в смысле «позвонки позвоночника; разделитель позвоночника».
- Ссылка на звезды пояса Ориона, подчеркивающие небесное происхождение меча.
- Интерпретация «факар» как незнакомого множественного числа «фурак», («выемка, углубление»), интерпретируемая как ссылка на вид украшения в виде повторяющихся вырезанных выемок на клинке.
- Ссылка на углубление, формирующее двойное острие меча.
Последняя интерпретация дает начало популярному описанию меча как ятагана с двойным острием в современной шиитской иконографии. Хегер (2008 г.) рассматривает две дополнительные вариации:
- Происхождение названия относилось просто к обоюдоострым мечам (то есть к самому мечу, а не к сабле или ятагану), «μάχαιρα δίστομη» Нового Завета.
- Фикар является искажением фирака («различия, деления»), и это имя первоначально упоминалось как метафорический меч, различающий правильное и неправильное (добро и зло).
Описание зульфикара
Зульфикар часто изображался на османских флагах, особенно на том, что использовался янычарской конницей в 16-17 вв. Зульфикар также часто используется в талисманах. Обычная талисманическая надпись или призыв — это двойное утверждение:
Меч Мухамеда зульфикар
لا فتى إلا علي لا سيف إلا ذو الفقار
lā fata ʾillā ʿAlī; lā sayf ʾillā Ḏū l-Fiqār.
«Нет такого героя, как Али, нет такого меча, как Дху-л-Фикар»
Запись этого утверждения в составе более длинной талисманной надписи была опубликована Тефиком Ханааном в «Дешифровке арабских талисманов» (1938г.).
Легендарность зульфикара
По легенде, восклицание «lā fata’illā’Alī lā sayf’illā Ḏū l-Fiqār» приписывается Мухаммаду, который, как говорят, произнес его в битве при Ухуде, восхваляя подвиг Али, расколовшего щит и шлем сильнейшего мекканского воина, сломав и свой собственный меч во время того же самого удара. Говорят, что Мухаммед отдал свой меч Дху-л-Фикар Али, чтобы заменить сломанный меч. В другом варианте восклицание происходит не от Мухаммада, а от «голоса на поле битвы».
Современные отсылки
Во времена династии Каджар (Иран), некоторые мечи были произведены на основе легендарного дизайна с двойным концом. Таким образом, коллекция Хиггинса содержит церемониальную саблю с булатным стальным клинком, выкованным в конце 19-го века и имеющую расщепленное надвое остриё.
Куратор комментирует, что «раздвоенные острия были нередки в ранних булатных клинках из Аравии», предполагая, что легендарный двухконечный дизайн основан на распространенном типе повреждений, наносимых лезвиями в бою. Кончик этого образца расщепляется в плоскости клинка, т.е. «на 20 сантиметров от его длины от острия клинок вертикально разделен вдоль своей оси, образуя два дополнительных клинка, каждый из которых заканчивался своим остриём», что описано куратором как «виртуозное достижение мастера». Другой клинок 19-го века в той же самой коллекции имеет такой же расщепленный клинок, а также зубцы вдоль лезвия, сочетающие две возможные интерпретации названия Ду-л-Фикар. Этот клинок, скорее всего, относится к индийскому искусству ковки, и он виртуозно сочетался со старой индийской рукоятью (эпохи Великих Моголов).
«Зульфикар» и его фонетические вариации стали использовать как данное имя, как в случае с бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто.
В Иране имя меча использовалось в качестве эпонима в военных контекстах; таким образом, Мохаммад Реза Пехлеви переименовал военный заказ в «Портрет Командующего Верными» в «Орден Зольфагхара» в 1925 году. 58-я Такаваранская дивизия Имамшехра также названа в честь меча. В 2010 году Иран представил военный катер, получившее название «Золфагхар». Иранский основной боевой танк также назван в честь меча Зульфикар.
Во время боснийской войны специальное подразделение боснийской армии было названо «Зульфикар».
Кузница — магазин исторической реконструкции и средневековых товаров
Источник: bsmith.ru
Зульфикар – легендарный меч, врученный Пророком (с.а.в.) Али ибн Абу Талибу (р.а.)
Как сообщается, меч Зульфикар попал к Посланнику Аллаха (с.а.в.) в качестве трофея после битвы при Бадре – он принадлежал одному из курайшитов, погибших в этом сражении. Слово «Зульфикар» в переводе с арабского языка означает «обладатель позвонков», пишет Мустафа Оз.
Его описывают как меч, который имел два лезвия, но имеются разные мнение по поводу того, что под этим подразумевалось. Одни считают, что это означает обоюдоострый меч, согласно вторым – то, что меч имел борозду, разделяющую клинок на две половины, а третьи считают, что на одну рукоять были насажены сразу два клинка.
Позже Посланник Аллаха (с.а.в.) подарил Зульфикар Али ибн Абу Талибу (р.а.). Считается, что произошло это в битве при Ухуде. Утверждается, что именно тогда Пророк (с.а.в.) произнес ставшие впоследствии девизом знаменитые слова: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара». После Али легендарный меч перешел к его сыновьям и потомкам.
Позже его выкупил аббасидский халиф Махди Би-Ллах, и он переходил от одного халифа к другому. Поэт Асмаи пишет, что, находясь в Тусе, видел Харуна ар-Рашида с Зульфикаром на поясе. Известно, что в X в. меч находился у халифа Муктадира би-Ллаха, но дальше его следы теряются. Одни историки утверждают, что перейдя на короткое время к Фатимидам, он снова оказался у Аббасидов. Другие заявляют, что он пропал, когда сокровища Фатимидов были разграблены во времена смуты при халифе аль-Мустансире.
Согласно шиитам, Зульфикар был подарен Пророком (с.а.в.) Али (р.а.) как символ власти, показывая, что Али (р.а.) является единственным и истинным преемником Пророка (с.а.в.) как в качестве правителя, так и духовного вождя. Шииты утверждают, что этот меч будет в руках у Махди в последней битве. Они передают высказывание имама Али ар-Риды о том, что Зульфикар был по приказу Аллаха принесен Джабраилом с небес.
Образ Зульфикара получил широкое распространение в исламской литературе и культуре. В музеях мира можно увидеть средневековые миниатюры, изображающие Али (р.а.), поражающего Зульфикаром врагов, дракона или льва. Этот меч присутствовал на мусульманских стягах. Например, на знамени Барбароссы, хранящимся в Морском музее Стамбула. Также его изображения встречаются на могильных камнях, рубахах с вышитыми молитвами, которые широко использовали бекташи и другие тарикаты, каллиграфических надписях.
История меча стала богатым материалом для фольклора. В легендах утверждается, что он имел длину от 40 до 150 аршинов и был таким тяжелым, что его поднимали только 10 человек. Зульфикар был таким острым, что разрубал камни, раскалывал землю на 60 аршин, его свет разгонял колдовские силы. Он неизменно присутствовал в джанг-наме – эпических произведениях, воспевающих героизм Али (р.а.).
Слава Зульфикара не померкла с веками. Создавались и создаются клинки разной формы, призванные воссоздать легендарное оружие, хотя их боевые качества зачастую вызывают сомнения.
Дагестанский зульфикар конца XIX века / Источник: zen.yandex.ru
Название Зульфикар получили йеменская крупнокалиберная винтовка и иранский танк. Также оно употребляется в качестве топонима и мужского имени.
И конечно, Зульфикаром крушит врагов Али (р.а.) в многочисленных фильмах.
Широко распространены украшения с изображением Зульфикара.
925 пробы серебро Hz. Али Меч Zulfiqar кольцо / Источник: Aliexpress.ru
Исламосфера
Источник: islamosfera.ru
Меч Зульфакар история и выдумки
Меч, известный под именем «Зульфакар» – это тот самый меч, который был подарен Пророком (мир ему и благословение) своему зятю Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и по некоторым данным, на сегодняшний день это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.
Если мы наберём в поисковике интернет-браузера имя этого меча, то откроется множество картинок с изображением якобы меча «Зульфакар». Большая часть этих картинок будет с изображением меча с двойным лезвием. Но это далеко не меч «Зульфакар».
Раздвоенное лезвие закрепилось в сознании людей, из-за названия меча, однако буквальный перевод этого слова означает «имеющий позвонки» ( فقار — позвонки; ~ ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)
Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» ( فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.
Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?
Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?
Если внимательно просмотреть исторические материалы и вдаться в подробности убийства нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мы найдём в известных книгах тариха (истории), например, в «Аль-бидая ва ан-нихая» (Ибн Касир), что Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) убил Абу Луълуъ аль-Маджуси мечом с раздвоенным лезвием.
В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:
«Умар (да будет доволен им Аллах) просил у Аллаха забрать его к себе и даровать ему шахаду (мученическую смерть на пути Аллаха) в городе Пророка (мир ему и благословение). В сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил:
« اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »
«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение)».
И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.
И это случилось, когда Абу Луълуъ Файруз аль-Маджуси нанес ему удар мечом с раздвоенным лезвием во время утреннего намаза, в среду, 26 числа месяца зуль-хиджа. Он нанес Умару (да будет доволен им Аллах) этим мечом три удара (есть мнение, что ударов было шесть). Один из этих ударов был сделан в область живота, и Умар (да будет доволен им Аллах) после этого упал.
Его заменил в намазе Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах). А когда этот неверный убегал, он наносил удары этим мечом всем, кто попадался ему под руку. Таким образом, он ранил еще тринадцать человек, из которых шестеро умерли, пока Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) не набросил на него бурнус (большой плащ с капюшоном), после чего он покончил с собой (да будь он проклят Аллахом).
Теперь посмотрите сами, что на самом деле возвеличивают эти шииты. Чем они подменили истинный Зульфакар Пророка (мир ему и благословение). Меч с раздвоенным лезвием – это меч Абу Луълуъа аль-Маджуси (да будет он проклят), которым он убил нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах).
А вот эти маджусы (язычники) ненавидят нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) из-за того, что он разрушил Персидскую империю. Поэтому они и возвеличивают убийцу Умара (да будет доволен им Аллах). Для этого они простроили в Иране его зиярат, к которому ходят на паломничество как на хадж. И этот меч выставлен там как святая реликвия. Тем самым они обманывают наивных людей, которые считают из-за своей неосведомлённости, что это меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:
« رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »
«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар»
Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:
« تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)
В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:
«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».
А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.
А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).
Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!
Нурмухаммад Изудинов
Источник: islamdag.ru
Похищение Зульфикара
Кубачи — знаменитое на весь мир село златокузнецов и ювелиров. А главная гордость кубачинцев и непременный пункт всех туристических маршрутов, пролегающих через горный Дагестан, — это музей, расположенный в здании Кубачинского комбината народных художественных промыслов. К сожалению, он привлекает внимание не только туристов и этнографов.
Ограбление по-кубачински
9 июня в 23 часа сторож кубачинского комбината обошел охраняемый объект и вернулся на пост у проходной в начале производственного корпуса, где и пробыл до утра. Если пройти сквозь здание почти до конца, через узкий коридор можно попасть в административный корпус. Там, неподалеку от кабинета директора, находится музей с редкими экспонатами. Среди них деревянная перегородка мечети, ковер с гербами пятнадцати республик СССР, японская ваза, привезенная неутомимыми кубачинскими торговцами, и, конечно, работы лучших ювелиров селения. Впрочем, самые ценные старинные предметы были вывезены из Кубачи в первой половине XX века и сейчас хранятся в разных музеях мира, в том числе в Эрмитаже, где для них выделен специальный зал.
Ночью дверь музея взломали грабители. Сторож этого не слышал — из конца в конец огромного здания, где в пору расцвета работали сотни человек, звуки почти не долетают. А сигнализации здесь нет.
— Процентов тридцать экспонатов забрали: сабли, вазы, портсигары, — перечисляет Гаджи-Ибрагим Никаев, заведующий музеем. — Японскую вазу пытались вытащить, но не сумели. Ее у двери нашли.
Грабители похитили шесть сабель. Но все говорят только об одной — с двойным лезвием и костяной рукояткой, украшенной тонкой резьбой. Кубачинцы убеждены, что она принадлежала персидскому завоевателю Надир-шаху, пытавшемуся в XVIII веке захватить Дагестан. О ней рассказывают множество легенд — что свист ветра в двойном клинке вселял ужас в сердца врагов, лезвия смыкались в теле жертвы и вырывали разом кусок мяса, а один удар сверху по голове срезал оба уха. Будто бы удача навсегда отвернулась от захватчика после потери любимого меча, он терпел поражение за поражением и вынужден был бежать в Персию, где через несколько лет его убили по приказу племянника.
Кубачинский комбинат уже однажды грабили — в 1993 году.
— Говорят, среди организаторов был начальник районного КГБ, — рассказывает Расул Куртаев, бывший глава селения. — Он отсидел 8 лет, вышел давно. Тогда грабители напали на сторожей. Одного убили, другого ранили. Милиция быстро спохватилась. С вертолета обнаружили преступников — их машина не вписалась в поворот на горной дороге и застряла.
Тогда преступники пытались взять все, сейчас — только самое ценное.
Чудесный Зульфикар
В селе считают, что предыдущее ограбление было совершено только ради этой сабли, и заказчик — миллиардер, потомок Надир-шаха — ждал грабителя в самолете, чтобы отвезти добычу прямиком в Иран…
Реальность, как водится, не менее интересна. Чтобы разобраться в истории этой сабли, надо вернуться в далекое прошлое. По легенде, пророк Мухаммед подарил своему зятю Али ибн абу Талибу чудесный меч Зульфикар, отнятый у врага в битве при Бадре (по другой версии — принесенный архангелом Джабраилом). Вера в волшебные свойства этого оружия вылилась в известное высказывание «Нет героя, подобного Али, и меча, подобного Зульфикару».
У имени клинка множество толкований — отсылка к созвездию Ориона, «имеющий позвонки», «меч разделения», «обоюдоострый меч», «мастер зазубрин». Так же разнообразны и тысячи подражаний легендарному оружию — изогнутые и прямые, с волнистым или «пламенеющим» лезвием.
Одна из популярных трактовок названия — «меч с выемкой». Поэтому копии Зульфикара нередко делали с лезвием, раздвоенным на конце. Древнейший из подобных образцов хранится в стамбульском музее и датирован концом XIV века. На родине Надир-шаха такие сабли ковали во времена династии Каджаров (1785−1925). Затем раздвоенный клинок попал на герб следующей династии — Пехлеви.
В конце XX века в честь него назвали иранский танк.
Гораздо реже встречалась другая версия меча — с двумя лезвиями, крепящимися к единой рукояти. В Турецкой палате Дрездена хранится такое оружие, изготовленное немецким мастером. Но центром производства двойных «зульфикаров» были Кубачи и соседний Амузги — ныне покинутый аул оружейников. Скорее всего, украденный меч тоже был изготовлен мастерами этих аулов.
«Кавказцы решили, что два острия на конце — это вид „в профиль“ двух клинков, сваренных у рукояти и несколько смещенных по высоте относительно друг друга к концу», — пишет эксперт по холодному оружию Леонид Архангельский.
Несмотря на неприменимость в бою, эти сабли были настолько популярны, что в 1836 году златоустовские оружейники изготовили по примеру кавказских коллег золоченый булатный «зульфикар». Вероятно, он предназначался в подарок цесаревичу Александру.
Кубачинцы ковали двойные клинки как минимум до начала XX века, когда мастер Рабадан Магомедов изготовил 12 подобных сабель. Кавказские «зульфикары» хранятся во многих музеях — включая Дагестанский государственный объединенный музей в Махачкале и Национальный музей в Тбилиси. Но образец, украденный в Кубачи, выделяется тонкой гравировкой и изысканной рукоятью — не случайно кубачинцы, даже рассказывая легенду о Надир-шахе, порой с гордостью упоминают, что костяной орнамент вырезали их предки — большие мастера аналогичных растительных узоров. Они правы — изготовить такое произведение искусства не менее почетно, чем отнять у врага, а ценность его велика и без отсылки к древнему тирану.
МВД Республики Дагестан оценивает ущерб от кражи более чем в три миллиона рублей. Через пару недель сумму уточнит экспертиза, но кубачинские мастера уже сейчас считают подобную стоимость мизерной. Украдено не только знаменитое оружие. Похищены десятки неповторимых изделий — таких, как ваза с накладками из резной слоновой кости, предназначавшаяся в подарок Сталину.
Наконец, музей комбината крайне важен для туризма. Его книга отзывов пестрит надписями на десятках языков.
— Три миллиона — смешная сумма, — уверен Расул Куртаев. — Даже тридцать миллионов мало, потому что больше никто такие вещи не создает.
Руководство МВД Дагестана взяло дело на персональный контроль. Криминалисты прочесывают здание в поисках улик, а кубачинцы надеются, что похищенные ценности снова вернутся в комбинат, и музей установит современную сигнализацию, не дожидаясь третьей попытки ограбления.
Источник: etokavkaz.ru