Санкт-Петербург часто называют морской столицей России. Здесь можно с легкостью ощутить себя морским волком, прогуляться по палубе и заглянуть в трюм. В городе действуют пять кораблей-музеев: крейсер, две подводные лодки, ледокол, копия петровского корабля «Полтава». А чтобы пуститься в плавание, достаточно забронировать экскурсию в Петергоф на метеоре или более длительный круиз по скандинавским странам.
Крейсер «Аврора»
Расположение: Петроградская набережная; ближайшее метро — «Горьковская».
Крейсер «Аврора» пришвартован у Малой стрелки Петроградского острова. О роли крейсера «Аврора» в истории России до сих пор ведутся жаркие дискуссии в научном мире. И все же большинство сходятся в том, что это неизменный символ города на Неве наряду с Медным всадником и Дворцовой площадью.
Прошлое у «Авроры» не менее интересно, чем настоящее. Сложно представить, что корабль помнит еще Николая II и императорское семейство, ведь спущен на воду он был в 1900 году при его участии. Наряду с двумя другими кораблями Первого ранга — «Паллада» и «Диана» — крейсеру была уготована разведывательная роль.
Ботик Петра I в Переславле Залесском
Крейсер стал активным участником трех войн: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Пережил Цусимскую битву. В годы Wow «Аврору» разместили у берегов Ораниенбаума, и её орудия использовались для защиты города от воздушных атак.
Однако самый известный выстрел «Авроры» прозвучал 25 октября (7 ноября) 1917 года перед ключевым событием революции — штурмом Зимнего дворца.
С 1944 года крейсер находится на вечной стоянке у Петроградской набережной. На его борту действует филиал Военно-морского музея.
Гости Авроры могут не только пройтись по палубе, но и заглянуть в матросский кубрик и познакомиться с бытовой стороной жизни на корабле. Увидеть гамаки, в которых матросы отдыхали, посуду, из которой они ели.
Выставочная экспозиция крейсера Аврора занимает 9 залов:
1. История крейсера
2. Служба и быт личного состава Российского флота на рубеже XIX-XX вв.
3. История Авроры конца XIX — начала XX в.
4. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера в межвоенный период.
5. Великая Отечественная война. Послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтные и реставрационные работы на крейсере Аврора.
6. Аврора — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.
7. Зал открытого хранения.
8. История военно-морской медицины.
9. Исторический хирургический пост.
При этом «Аврора» по-прежнему остается кораблем в составе Военно-морского флора России, на котором проходят срочную службу матросы.
Билеты на крейсер «Аврора»
Ледокол «Красин»
Расположение: наб. Лейтенанта Шмидта, 23-я линия; ближайшая станция метро — «Василеостровская».
Ботик Петра I
Ледокол «Красин» расположился на набережной Лейтенанта Шмидта, рядом с домом №49. В 1917 году корабль был спущен в воду и получил богатырское имя «Святогор». Почти сразу его отправили выполнять боевые задачи в Архангельск. Начало карьеры для ледокола оказалось не слишком удачным. После того как корабль был затоплен, он попал в плен.
По возвращении на родину в 1921 году он был переведен на Балтику. В 1927 году судно получило новое имя «Красин».
Сегодня «Красин» является памятником истории судостроения. Нос корабля сконструирован таким образом, чтобы разбивать ледяные глыбы.
Подводная лодка С-189
Расположение: причал Ленинградской Военно-Морской базы (напротив дома 31, угол 16-й линии); ближайшая станция метро — «Василеостровская».
Подводная лодка, пришвартованная к набережной Лейтенанта Шмидта, на протяжении 35 лет исправно служила родине. Это самый массовый тип торпедных подводных лодок в советском Военно-морском флоте.
В 1990-х годах лодка оказалась затоплена у берегов Кронштадта. Стараниями ветеранов-поводников С-189 была поднята со дна Купеческой гавани, отремонтирована и оборудована под музей.
Сегодня здесь можно посетить комнату капитана, увидеть, как устроен моторный и торпедный отсек, где отдыхали матросы, как выглядят и из чего состоят боевые снаряды.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
Расположение: Шкиперский проток, 10 (станция метро «Приморская»)
Лодка представляет собой подлинную модель советского корабля i серии — первого поколения подлодок советского периода. Участник Великой Отечественной Войны. В 1989 году для лодки началась новая жизнь — в качестве музея.
Корабль «Полтава»
Расположение: пос. Лахта, ул. Береговая, 19.
Парусник «Полтава» — первый линейный корабль, построенный в Санкт-Петербурге в 1709-1712 гг. при участии Петра I. Корабль прослужил до 1725 г., участвовал в Гангутском сражении.
В 2018 году парусник был воссоздан по чертежам оригинала. На строительство ушло 5 лет. Работы предварялись масштабными научными изысканиями, ведь сведений о первом корабле сохранилось немного. Его длина 40 метров, на трех палубах размещены 54 орудия. В корпусе использовались аутентичные материалы — дуб и лиственница.
Правда, чтобы музей вписывался в требования к пожарной безопасности, пришлось некоторые материалы заменить более пожароустойчивыми. Но, в целом, корабль строился согласно науке кораблестроения начала 18 века.
Памятник первому русскому линейному кораблю «Полтава» можно увидеть на Воскресенской набережной.
Корабль «Мир»
Учебное судно «Мир» спущено на воду в 1987 году в Польше для Ленинграда наряду с другими однотипными судами, предназначенными для Севастополя, Одессы и Владивостока. Длина корабля — 108,6 метра, вместительность — до 200 человек. Парусник неоднократно успешно участвовал в соревнованиях «The Tall Ships’ Races» и других парусных гонках.
Паром «Принцесса Анастасия»
Паром «Принцесса Анастасия» выполняет рейсы по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм — Таллин — Санкт-Петербург. Он построен в 1986 году в Турку. Компания «St. Peter Line» приобрела паром в 2010 году, после чего он получил свое современное имя в честь великой княжны Анастасии Николаевны, младшей дочери императора Николая II.
Во время плавания в распоряжении пассажиров широкий спектр развлечений: рестораны и бары, кинотеатр, аква-зона, игровая комната для детей, магазины, салон красоты и даже казино. Это отличный вариант интересного короткого путешествия. Паром способен вместить на борту 2392 пассажира.
Метеоры
С метеором сталкивается каждый турист, решивший отправиться в музей-заповедник «Петергоф» по воде. Теплоходы в Петергоф отправляются от пристани напротив Эрмитажа. Поездка занимает 30 минут. Пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор» имеет сопоставимую с парусником «Полтава» протяженность.
Но, пожалуй, это единственное, что объединяет корабли. «Метеор» способен развивать скорость до 60 км./час. Пассажиры размещаются на мягких сиденьях и наблюдают за передвижением теплохода через панорамные окна.
Корабль-ресторан «Благодать»
Ресторан «Благодать» на Петровской набережной убедительно воспроизводит реальный фрегат, который был спущен на воду в 1800 г. и участвовал в морских сражениях в войну с Наполеоном. Из окон ресторана открывается отличный вид на Неву и центр города. Внутренние интерьеры напоминают о роскоши петровского времени.
Корабль-ресторан «Летучий голландец»
Ресторан с мифическим названием периодически меняет свою дислокацию. В отличие от своего тезки наш корабль вполне реален. Его создатели ориентировались на модель трехмачтового голландского корабля «Амстердам» (1748 г.). Внутри помимо ресторана имеется также фитнес-центр и салон красоты.
Источник: moyway.ru
Как при Петре I стали строить корабли
Интерес к морскому делу зародился у Петра I в юности, когда в 1688 году князь Яков Долгоруков рассказал ему о существовании астролябии — инструмента, позволяющего измерять большие расстояния из одной точки. Вскоре прибор был доставлен из Франции и начались поиски человека, умеющего им пользоваться. Так юный царь познакомился с голландцем Францем Тиммерманом, жившим в Немецкой слободе. Вместе с ним Петр создал свою первую эскадру, начало которой положил старый английский бот, требовавший восстановления.
Статьи по теме:
- Как при Петре I стали строить корабли
- Как выглядит корабельная сосна
- Как развивалась Россия в 18 веке
Инструкция
Вскоре Тиммерман разыскал голландского мастера-судостроителя Карстена Бранта, который и помог отреставрировать бот. На этом небольшом судне Петр ходил сначала по Яузе, а позднее и по Плещееву озеру. Кстати, ботик сохранился и по сей день, стоит в Центральном военно-морском музее. К зиме 1691 года на Яузе была построена крепость Пресбург, и под руководством Бранта были заложены сразу пять кораблей — два небольших фрегата и три яхты. Петр лично принимал участие в работе и настолько увлекался, что нередко забывал даже государственные дела.
Но зато уже в августе 1692-го построенные корабли были спущены на воду. Молодой государь работал не покладая рук, осваивая морское дело и постигая все тонкости хождения под парусами. В 1693 году он отправился в первое путешествие по Белому морю и через месяц достиг Архангельска. Там Петр впервые увидел сотни судов из Голландии, Германии, Англии.
Любовь к морскому делу совпала с интересами страны. Царь принял решение задержаться в Архангельске до осени. Здесь Петр часами пропадал в мастерских, принимая участие в ремонтных работах.
России был необходим выход к Черному и Азовскому морям. Петр решил штурмовать турецкую крепость Азов. Две попытки, предпринятые весной 1695 года, закончилась неудачей. Но уже в сентябре того же года началась подготовка к новому штурму. В Голландии была закуплена 32-весельная галера, которую в разобранном виде доставили в Россию.
По ее образцу в подмосковном селе Преображенское создали детали для еще 22 галер. Их переправили в Воронеж и там, на расстоянии 1200 верст от моря, корабли собрали.
Для постройки флотилии были согнаны десятки тысяч крестьян и мастеровых. Со всей России привозили на верфи умелых плотников. Воронеж стал центром русского кораблестроения. На помощь были призваны и английские судостроители. За одну зиму были построены два крупных корабля, 23 галеры и около полутора тысяч мелких судов. К морю флотилия была проведена по Дону.
Огромные сложности вызывали встречавшиеся на пути мелководные участки и перекаты.
Флот сыграл решающую роль в новом походе на Азов. Турки не рискнули начать бой с русской эскадрой, и 16 июля 1696-го крепость пала. Теперь перед Россией стояла задача закрепить свое влияние на Черном море. По настоянию Петра, 20 октября того же года боярская дума приняла решение «Морским судам быть». Эта дата стала днем рождения русского военно-морского флота.
Деньги и людей на постройку кораблей должны были выделить «кумпанства» — так назывались группы светских землевладельцев, духовных лиц и купцов.
Петр быстро понял, что Россия значительно отстает в своем развитии от ведущих морских держав, а для успешного создания современного флота не хватает опыта и знаний. Он выпустил указ о создании «великого посольства» численностью 61 человек. Русским молодым людям было предписано освоить кораблестроение и судовождение, научиться искусству управлять кораблем. Поехали на учебу в Венецию 39 человек, а еще 22 — в Голландию и в Англию.
Петр и сам вошел в состав «великого посольства». Под именем Петра Михайлова он устроился работать плотником на одну из голландских верфей. Позднее царь отправился в Англию и Германию, где изучал навигацию, фортификацию и артиллерию. Для работы в России был приглашено несколько сотен иностранных специалистов, закуплено новое оборудование. Вернувшись в Россию, Петр запретил строительство кораблей по старому образцу и сам занялся разработкой чертежей.
По проекту Петра в Воронеже был построен 58-пушечный линейный корабль «Гото Предестинация» — название переводится как «Божье предзнаменование». Строительство велось под руководством Федосея Скляева. Корабль спустили на воду 27 апреля 1700 года. Вскоре началась Северная война со Швецией, длившаяся с перерывами более 20 лет.
России потребовалось значительно увеличить количество кораблей. Ценой невероятных усилий Петру удалось реконструировать старые верфи и заложить новые.
В 1703 году в устье реки Невы на бывшей шведской территории был основан город Санкт-Питер-бурх. Через год началось строительство Адмиралтейской верфи, впоследствии получившей название «Главное Адмиралтейство». Уже в 1706-м здесь начали выпускать военные корабли. В 1709 году на Адмиралтейской верфи был заложен трехмачтовый 54-пушечный корабль, имевший длину 40 метров. Судно было спущено на воду через три года и получило название «Полтава» в память о победе над шведами в знаменитой битве Северной войны.
Осенью этого же года в Адмиралтействе началось строительство двухпалубного корабля «Ингерманланд», оснащенного 64 пушками. Свое название он получил в честь отвоеванной у шведов русской земли, на которой и был заложен Петербург. Постройка судна завершилась в 1715 году. Экипаж корабля состоял из 450 человек. Так начала сбываться мечта первого императора России.
Со временем отечественные корабли превзошли по своим характеристикам иностранные суда, стали более надежными и боеспособными. Всего за годы правления Петра I построено 1100 кораблей.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Краткая история первых лодок и парусников
- Самые большие военные корабли
- Как строили Санкт-Петербург
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как в России поначалу назывался паровоз
- Почему бояре на Руси при Петре Первом отказывались брить бороды
- Преобразования Петра I
- Как называлась первая подводная лодка Российского флота
- Что такое галера
- Как назвать свое судно
- Как построить корабль
- Как строили корабли
- Что такое корабельная сосна
- Как и зачем строились триумфальные арки
- Ботик Петра I: описание, история, экскурсии, точный адрес
Источник: www.kakprosto.ru
Где лодка петра первого
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»
Между Петербургом и Кронштадтом запустили новый пассажирский маршрут. Второй скоростной катамаран проекта «Котлин» отправился в первый рейс в субботу. Он назван «Форт Петр I» и вместил на своем борту 156 пассажиров.
В рейсы ходить катамаран будет по пассажирской линии между Петербургом и «Островом фортов». Причалом в Кронштадте примет пассажиров в музейно-историческом парке. Об этом сегодня рассказали в пресс-службе компании «Нева Тревел».
Катамаран помещает не только 156 пассажиров, он еще и адаптирован для жителей города с ограниченными возможностями. У «Форта Петр I» есть ряд необычных технических характеристик – например, он может развивать скорость до 52 километров в час.
«Каждый день суднo сoвершает дo десяти рейсoв, мы пoлучаем пoзитивную oбратную связь oт наших пассажирoв и партнерoв, кoличествo запрoсoв на пoкупку билетoв именнo на катамаран неуклoннo растет», – сказал генеральный директор компании Юрий Набатов.
Ранее «Петербургский дневник» публиковал заявления губернатора Александра Беглова. Глава города заявил, что власти проводят большую работу, чтобы Кронштадт стал удобным и комфортным как для жителей, так и для туристов. Подробнее читайте здесь.
Источник: spbdnevnik.ru