Габариты подводной лодки проекта 941

Вспоминаем историю создания отечественных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Часть 5.

Посвящается памяти Попова Юрия Алексеевича, профессора, доктора технических наук кафедры 12, Московского инженерно-физического института (МИФИ). С 1958 года Ю.А. Попов являлся руководителем первой на кафедре и факультете института научной группы НИС-1, которая выполняла научно-исследовательские работы по оборонной тематике.

См. также:

В ответ на развёртывание в Соединённых Штатах Америки крупномасштабной программы «Трайдент» (Trident), предусматривающей создание новой твёрдотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности, СССР ответил новым проектом.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) — проект 941 (шифр «Акула»), система «Тайфун», был укомплектован 20-ю ракетами стартовой массой 90,1 тонн с десятью боевыми блоками индивидуального наведения по 100 кт каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией, обеспечивающей круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 500 метров, максимальная дальность пуска ракеты превышает 10000 км. «Акула» — самая большая атомная подводная лодка в мире и занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Подводная лодка «СУДНОГО ДНЯ»! Самый огромный подводный монстр в мире. «Акула» проекта 941

Главным конструктором КЦВС — РБУС проекта 941 является Я.А. Хетагуров. При модернизации ракетного комплекса, которая проводится при использовании инструментальной системы точного имитационного моделирования, созданной при участии НИС-1, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах. В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки ТАПЛ, предназначенные для перевозок грузов по кроссполярным подлёдным маршрутам. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек способен принимать до 100 тонн груза.

ПЛАРБ пр. 941 является носителем двадцати 3-ступенчатых твёрдотопливных межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с дальностью полёта более 8300 км и с десятью боеголовками индивидуального наведения. По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри лёгкого корпуса, покрытого противогидроакустическим покрытием, находится пять прочных обитаемых корпусов, два из которых, главные, расположенные параллельно друг другу, симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр — 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.

подводная лодка

Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение торпедных аппаратов, устройств быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ — РПКСН.

Основные технические характеристики

подводная лодка

Количество отсеков — 19.

Атомная энергоустановка. Атомная установка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью — 2 х 190 мегаватт и с мощностью на валу — 2 х 50000 л. с.

Ядерное оружие. 20 пуковых установок баллистических ракет РСМ-52 (SS-N-20).

Конструкторы. ЦКБ-18 («Рубин»), гл. конструктор — Ковалев С.Н.

Место постройки. АПЛ строились в г. Северодвинске с марта 1977 года по сентябрь 1989 года. Седьмая АПЛ разобрана на стапеле.

Места базирования на СФ. Все шесть АПЛ базируются в Западной Лице (губа Нерпичья).

Фотографии атомного подводного крейсера проекта 941

подводная лодка

подводная лодка

См. также:

Свежие записи

  • Проще не бывает: создание пресс-релизов с помощью искусственного интеллекта
  • Шутки в сторону: как отремонтировать «Руку Терминатора» в домашних условиях
  • Как проверить, находится ли автомобиль в залоге
  • «Лаборатория Касперского» и «Систэм Электрик» займутся разработкой кибериммунных устройств на базе KasperskyOS
  • Российская операционная система Uncom OS — краткий ликбез

Источник: technical-expert.ru

Подводные лодки проекта 941 выводятся из состава российского флота

Две самые большие в мире атомные подлодки «Северсталь» и «Архангельск» (проект 941 «Акула») до конца этого года будут выведены из состава ВМФ России и до 2018 года утилизированы, сообщил во вторник источник РИА «Новости» в оборонной промышленности.

Читайте также:  Лодочные моторы меркурий 8 л с характеристики

«До конца 2013 года эти лодки, базирующиеся в Северодвинске, будут выведены из состава ВМФ, и далее предприятия приступят к их утилизации. До 2018 года, максимум до 2020-го, этот процесс необходимо будет завершить», – сказал источник.

Эти «Акулы», по его словам, устарели, а переоборудовать их себе дороже. Что касается третьей лодки этого класса, модернизированной и прошедшей ремонт, то она в ближайшие годы будет использоваться для испытаний нового вооружения. Речь идет о «Дмитрии Донском», на котором испытывали ракету «Булава».

Представитель Центра судоремонта «Звездочка» пояснил, что три лодки этого проекта уже утилизированы: первая в 2007 году на «Севмаше», вторая в 2008 году по контракту с «Севмашем» на «Звездочке», третья – там же в 2009 году. Пока никакой конкретной информации о «Северстали» и «Архангельске» на верфи нет.

Финансирование утилизации всех АПЛ в России ведется частично по госзаказу, частично – в рамках материально-технической помощи от 23 стран-доноров в рамках международной программы «Глобальное партнерство». Субмарины 941-го проекта утилизировались при финансовой помощи США и Канады. Стоит заметить, что на момент утилизации это были одни из самых современных АПЛ российского ВМФ.

«Принципиальное решение о списании этих подлодок было принято еще в начале 2000-х годов, – пояснил ИТАР-ТАСС бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. – В его основе лежал тот факт, что после потери промышленной кооперации с Украиной «Акулы» остались без своего главного вооружения – ракет Р-39 (РСМ-52 по международным договорам), которые там производились. После всестороннего анализа ситуации было принято решение перейти от украинских ракет к отечественным «Булавам», создаваемым для новых ракетоносцев проекта 955 класса «Борей». Это решение было вынужденным, но с учетом необходимости не допустить попадания страны в стратегической сфере в зависимость от другого государства выбора тогда у нас не было».

«Теперь это принципиальное решение окончательно оформлено, это, если сказать честно, давно ожидалось. Ведь есть предельные возможности государства, есть оставляющий желать лучшего потенциал промышленности, которые не могут обеспечить бесцельное дорогостоящее сохранение безоружных крейсеров проекта 941 класса «Акула». Если уж выбирать из двух возможных вариантов один, то лучше иметь «Бореи» с нашими «Булавами», хотя с учетом начавшихся более 10 лет назад работ по их созданию они, еще не вступив в строй, уже морально и физически устарели по сравнению с сегодняшним днем», – заявил адмирал. «Особенно заметно отставание наших подводных крейсеров от американских в оснащении современным радиоэлектронным оборудованием. Американские подлодки по радиоэлектронике значительно превосходят наши, поэтому значительное количество электронных плат и схем, установленных на российских лодках, даже стратегических, произведены за рубежом, в частности на Западе», – отметил Кравченко.

Он сообщил, что, как ожидается, остающийся в составе ВМФ в качестве испытательного корабля подводный крейсер «Дмитрий Донской», модернизированный на «Севмаше» по проекту 941У, способный нести на борту ракеты «Булава», после выполнения своих задач и производства достаточного для «Бореев» количества ракет «Булава» войдет в состав группировки морских стратегических ядерных сил Северного флота.

«Конечно, понятно чувство сожаления военных моряков, а особенно подводников, которые хотят, чтобы подлодок на флоте было как можно больше. Однако информация об уникальности наших «Акул» и их превосходстве над американскими лодками класса «Огайо» при действиях в северных широтах несколько преувеличена», – сказал адмирал.

«Да, наши «Акулы» проламывали в Арктике лед толщиной 2,5 метра, чтобы образовывать полыньи для ракетной стрельбы через Северный полюс. Они это делали за счет усиленной прочности ограждения рубки при быстром продувании цистерн главного баласта. Но неверно, что американские «стратеги» патрулировали только в средних и южных широтах. Они, как и наши ракетоносцы, действовали и в Северном Ледовитом океане подо льдами, но взламывали их не ограждением рубки, а особо прочной носовой частью с целью образования тех же полыней для пусков ракет», – пояснил Кравченко.

Читайте также:  Обзор лодочных моторов ямаха 15

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун») – самые большие в мире атомные подводные лодки. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Первый корабль этого типа был заложен на «Севмаше» в 1976 году и вступил в строй в 1981 году. Было построено шесть кораблей.

Экипаж – 160 человек, длина корпуса – около 173 метров, ширина – 23,3 метра, осадка – более 11 метров, мощность на валах – 100 тысяч лошадиных сил. Основное вооружение – ракетный комплекс Д-19 с 20 трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Также «Акулы» несли ракето-торпеды «Водопад». Противовоздушная оборона обеспечивалась восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

В прошлом году посольство США в Москве объявило, что в России и США завершена ликвидация целого класса баллистических ракет, к которым относятся РСМ-52. «В рамках 12-летнего проекта было уничтожено 78 ракет РСМ-52», – отметили в посольстве.

«Лодка огромная, уникальная. Это признают все во всем мире. Недаром она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. У нее огромный потенциал.

И при своих огромных габаритах – 48 тыс. тонн водоизмещения – эта лодка очень маневренная в подводном положении, – сказал бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко, награжденный орденом Красной звезды за испытания ракетного комплекса для лодок 941 проекта. – У нее очень оригинальное решение. Это последняя разработка генконструктора «Рубина» Сергея Никитича Ковалева. Там ракетные шахты находятся вне прочного корпуса, то есть между двух прочных корпусов в воде.

Лодка могла бы очень долго служить. Там есть много новинок по борьбе за живучесть. Рубка лодки окружена полусферическим поясом. Это две большие всплывающие камеры, в которые переходит весь личный состав, и они безопасно всплывают с больших глубин – до 600 метров».

«Эти лодки проектировали на 30 лет эксплуатации, – продолжил он. – Как показывает опыт, если заложено 30 лет эксплуатации, она прослужит и 50, настолько надежная и крепкая конструкция. Планировалось, что стоящий на ней ракетный комплекс Д-19 будет заменен новым совершенным комплексом Д-19УТТХ (с улучшенными тактико-техническими характеристиками, по классификации НАТО – РСН-52-Вариант) в тех же габаритах, весом 92 тонны с новым оснащением.

Это была ракета XXI века, никакое ПРО для нее вообще не существовало, дальность стрельбы была чуть ли не в полтора раза больше, чем у нынешней «Булавы». Было проведено всего три пуска, два из которых были полностью неудачными и один частично неудачным. Мы во всех трех случаях быстро находили отказы. На мой взгляд, там было просто вредительство или, по меньшей мере, халатность.

Это послужило поводом к тому, что тогдашний министр обороны Игорь Сергеев в угоду Московскому институту теплотехники приказал закрыть это дело и поручил им делать «Булаву». Я был единственным, кто не подписал акт, несмотря на угрозы, я сказал: если мы эту ракету не будем делать, у нас шесть ракетоносцев окажутся бесполезными. Меня уговаривали, что мы эти ракетоносцы перевооружим «Булавой», и даже на переоборудованную лодку «Дмитрий Донской» установили опытную шахту для испытаний «Булавы». Но потом тихой сапой эту идею ликвидировали».

Контр-адмирал привел пример, свидетельствующий о надежности этого типа кораблей. «Вышли в море на стрельбу. И из-за ошибочных действий ракета при старте взорвалась прямо на выходе из шахты. Это была старая ракета, стреляли по программе утилизации. Взрыв на подводной лодке в надводном положении, горящее твердое топливо посыпалось, загорелась резина на подводной лодке.

Командир дивизии Владимир Иванов скомандовал срочное погружение. Лодка погрузилась. Все погасло. Всплыли. И весь ущерб был только в том, что надо было покрасить крышку шахты, где все горело.

Читайте также:  Лодка тритон 335 спорт характеристики

С жидкостной ракетой все было бы совсем по-другому», – сказал он.

«После того как их не стали модернизировать под «Булаву», они стали бесполезными, – считает контр-адмирал Апанасенко. – Мы пытались сделать из них подводные танкеры, но почему-то Газпром отказался от этого, государство и частные фирмы отказались, и оставшиеся лодки доживают свой срок. Это боль и потеря для государства. На мой взгляд, можно попробовать их хотя бы для истории сохранить».

Причиной, по которой лодки не стали модернизировать под «Булаву», эксперт считает проблемы с испытаниями этой ракеты и долгий срок ее разработки. «Официально не было «Булавы». Ее и сейчас нет – она не принята на вооружение, там целая куча недоработок. А лодки 955 проекта уже строятся: «Юрий Долгорукий» ходит, еще две на подходе, а ракет к ним нет. А так было бы еще шесть лодок.

Государству невыгодно тратить деньги на переоборудование этих лодок под комплекс, который еще не идет. Представляете – переоборудуют 941 проект, а потом скажут: «Булава» не летает. Ошибка изначально была заложена в том, что отказались от продолжения испытаний Д-19УТТХ. До окончания испытаний этой ракеты тогда оставалось не более двух лет. И тогда сейчас эти лодки были бы вооружены», – заключил контр-адмирал.

Как часто мы сталкиваемся со сложными ситуациями, где не видим какое решение принять, какой выбор сделать? Поможет в решении этих вопросов
Астрология

Мумие — целебная сила из Гималаев

Издревле гималайские мудрецы и целители собирали самое загадочное в мире целебное вещество под названием мумиё. Мумие

Источник: eurasian-defence.ru

Самая большая подводная лодка

Самая большая подводная лодка

ТРПКСН, расшифровывается как — тяжёлый ракетный подводные крейсер стратегического назначения.
23 сентября 1980 года была спущена первая лодка этой серии на воду.
Лодку назвали – «Акула”. Однако на западе присвоили кодовое название – Typhoon, что в переводе означает тайфун. Впоследствии все лодки этой серии и в СССР стали называть «Тайфун”.
Возникает вопрос, а для чего нужны были столь гигантские размеры подводной лодки.
Ответ кроется в назначении – лодка являлась базой для ракет стратегического назначения.
С 1979 года по 1988 год американцы создали 10 подводных лодок, оснащенных ракетами «Трайдент-I», а всего было создано 14 таких подводных лодок.
«Трайдент-I» — это твердотопливная ракета, стратегического назначения с разделяющимися боевыми головками индивидуального наведения. Дальность полета – 7400 км.
В СССР на то время была разработана ракета P-39. Она так же имела разделяющиеся боеголовки индивидуального наведения, дальность была больше чем у американцев и составляла до 9000 км.
Однако ее вес был почти вдвое больший, чем у Трайдента и габариты так же были значительно больше, что вынудило изготавливать под нее огромные подводные лодки.
Длинна P-39 составляла 16 метров, против 11 метров у Трайдента.

Теперь о размерах:
Длинна – 172, 8 метра.
Ширина – 23,3 метра.

Ниже на фото подводная лодка «Дмитрий донской» проекта 941

Огромные габариты позволили создать экипажу одни из самых комфортных условий службы в мире.
Так, экипаж размещался в каютах по 2, 4 и 6 человек. Каюты были инкрустированы пластиком под дерево.
В каютах были умывальники, шкафчики, столики и даже телевизоры.
На лодке была сауна, небольшой бассейн и спортзал.
Серия лодок 941 была разработана таким образом, что бы нести службу в акватории Северного Ледовитого Океана под его льдами.
Была разработана система всплытия, которая позволяла ломать лед толщиной до 2,5 метров.
Американские лодки не позволяли себе плавание подо льдами, поскольку на это не рассчитаны.
С другой стороны, лодки серии 941 не рассчитаны для плавания в экваториальных широтах.
Оптимальная забортная температура воды для лодок этого класса составляла +10 Цельсия.
Всего было построено 6 подобных подводных лодок. В настоящий момент (2014 год) в строю находится 1 подводная лодка этой серии и 2 лодки в резерве.

Источник: total-rating.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...