Обязательна на транспортных средствах длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова; длина прицепов должна рассчитываться с учетом длины сцепного устройства.
Боковой габаритный огонь типа SM_1 должен использоваться на транспортных средствах всех категорий; боковые габаритные огни типа SM_2 могут использоваться на транспортных средствах категории М_1.
Кроме того, на транспортных средствах категорий N_1 и М_1 длиной не более 6 м должны использоваться боковые габаритные огни, если они дополняют требования в отношении ограниченной геометрической видимости передних (6.9.5.2) и задних (6.10.5.2) габаритных огней.
Факультативна на других транспортных средствах.
Могут использоваться боковые габаритные огни типа SM_1 или SM_2.
6.18.2 Минимальное число огней с одной стороны транспортного средства
Такое, чтобы выполнялись правила размещения огней по длине транспортного средства.
6.18.3 Схема монтажа
Специальных предписаний нет.
6.18.4 Размещение
6.18.4.1 По ширине — специальных предписаний нет.
Габаритные огни на лодке Спринт Б+
6.18.4.2 По высоте — на расстоянии от 250 до 1500 мм над уровнем грунта (не более 2100 мм, если соблюдение значения 1500 мм невозможно из-за формы кузова).
6.18.4.3 По длине — по крайней мере один боковой габаритный огонь должен быть установлен на средней трети транспортного средства, причем крайний спереди боковой габаритный огонь должен находиться на расстоянии не более 3 м от передней оконечности транспортного средства; в случае прицепов — с учетом длины сцепного устройства.
Расстояние между двумя смежными боковыми габаритными огнями не должно превышать 3 м. Если это требование невозможно выполнить из-за конструкции транспортного средства, то это расстояние может быть увеличено до 4 м.
Расстояние между крайним сзади боковым габаритным огнем и задней оконечностью транспортного средства не должно превышать 1 м.
6.18.5 Геометрическая видимость
Горизонтальный угол бета = 45° вперед и назад. Для транспортных средств, на которых установка боковых габаритных огней является факультативной, это значение может быть уменьшено до 30°.
В случае, если транспортное средство оборудовано боковыми габаритными огнями, используемыми для компенсации ограниченной геометрической видимости огней передних и задних указателей поворота в соответствии с 6.5.5.2 и/или габаритных огней согласно с 6.9.5.2 и 6.10.5.2, углы равны 45° в сторону передней и задней части транспортного средства и 30° — к центру транспортного средства (см. рисунок 3).
Вертикальный угол альфа = 10° вверх и вниз от горизонтали. Угол вниз от горизонтали может быть уменьшен до 5°, если высота расположения светоотражающего устройства над поверхностью грунта не превышает 750 мм.
6.18.6 Направление
6.18.7 Функциональная электрическая схема
На транспортных средствах категорий N_1 и М_1 длиной менее 6 м боковые габаритные огни автожелтого цвета могут быть соединены с мигающими указателями поворота, при условии, что они совпадают по фазе и имеют одну и ту же частоту с огнями указателя поворота с той же стороны транспортного средства.
Габаритные огни на лодку
Для транспортных средств других категорий специальных предписаний нет.
6.18.8 Контрольный сигнал
Контрольный сигнал является факультативным. Если он устанавливается, то его функции должны выполняться контрольным сигналом, предусмотренным для передних и задних габаритных огней.
6.18.9 Прочие предписания
В случае, если крайний сзади боковой габаритный огонь комбинируется с задним габаритным огнем, совмещенным с задней противотуманной фарой или сигналом торможения, фотометрические характеристики бокового габаритного огня при включенной задней противотуманной фаре или сигнале торможения могут изменяться.
Задние габаритные огни должны быть автожелтого цвета, если они работают в одном режиме с задним огнем указателя поворота.
6.19 Дневной ходовой огонь
Источник: www.dokipedia.ru
Габаритные огни на лодке с какой стороны
ГИМС — Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)
ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
Приложение № 2 к Правилам (п. 49) (официальный сайт)
ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗМЕЩЕНИЮ НА СУДАХ ЗНАКОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
1. Конструкция сигнальных огней, их технические характеристики и установка на судах должны соответствовать техническим правилам Российского Речного Регистра.
2. Бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте и на линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, и симметрично ее следующим образом:
- на судах с одноярусной надстройкой — в ее верхней части;
- на судах с надстройкой в два и более ярусов — не ниже палубы ходового мостика;
- на беспалубных судах — не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).
Если бортовые огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен в диаметральной плоскости в передней части судна.
3. Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди их.
При расположении на мачте двух и более топовых огней расстояния между ними должны быть одинаковыми и не менее 1 м, а на судах длиной менее 20 м — не менее 0,5 м.
4. Если самоходное судно несет два топовых огня на разных мачтах, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее 20 м, а задний огонь должен быть выше переднего не менее чем на 1 м при любом эксплуатационном дифференте судна.
5. На самоходных судах, занятых толканием, три топовых огня должны быть расположены в виде равнобедренного треугольника (со стороной от 1 до 3 м) основанием вниз в плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна; при этом два нижних огня располагаются горизонтально.
6. Светоимпульсные (световые) отмашки должны быть расположены над бортовыми огнями не менее чем на 0,5 м.
7. Если несамоходные грузовые суда несут топовые огни, то они должны располагаться в диаметральной плоскости судна на высоте, как правило, не менее 2 м над палубой, но в любом случае — не менее 1 м ниже треугольника топовых огней толкача.
8. Если судно несет три кормовых огня, то они должны быть в виде равнобедренного треугольника основанием вниз, при этом верхний огонь должен быть расположен в диаметральной плоскости судна, а два нижних — как можно ближе к бортам.
9. Буксировочный огонь должен быть расположен выше кормовых огней не менее чем на 0,5 м.
10. Если на парусном судне бортовые и кормовой огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен на топе или около топа мачты.
11. Желтый и синий проблесковые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем его видимость со всех сторон. При этом допускается установка желтого огня на одной вертикали с топовым огнем выше или ниже его.
12. Белые круговые огни должны быть расположены по высоте следующим образом:
- на несамоходных грузовых судах — не ниже 2 м над палубой в диаметральной плоскости судна, а при наличии палубного груза — не ниже 1 м над ним;
- на плотах, лесонаправляющих и лесоограждающих плавучих сооружениях — не менее 2 м от поверхности воды;
- на паромах, плавучих причалах, понтонах, купальнях и т.п. — не менее 2 м от верхних сплошных палуб (настилов).
13. Красный и зеленый круговые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем их видимость со всех сторон, при этом они не должны находиться на одной вертикали со стояночными огнями.
14. Все сигнальные круговые огни должны быть расположены так, чтобы расстояние между ними и ходовыми или стояночными огнями было не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м — на судах длиной менее 20 м.
15. Сигнальные знаки должны подниматься на сигнальной мачте или реях носовой или кормовой мачты.
Если предписано нести два или более сигнальных знака, расстояние между ними должно быть не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м — на судах длиной менее 20 м.
16. Во время стоянки судна в дневное время черный шар должен располагаться в передней части судна и на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.
17. На судне, занятом ловом рыбы с использованием траловой сети или другого орудия лова, круговые огни должны располагаться ниже толового огня на расстоянии не менее 1 м и впереди него на расстоянии не менее 1 м. При этом верхний круговой огонь должен быть выше бортовых огней.
Источник: www.gims.ru
Навигационные огни и знаки
Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. Если по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
Буи (обозначающие кромку (край) судового хода) располагаются на расстоянии 250-500 м друг от друга. Если следующий буй не видно — держаться своего курса и скорректировать его когда буй станет видно.
Маломерные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому (+/- 15 0 ), и в возможно короткий срок.
Для спасению людей можно выходить на судовой ход без ограничений.
Маломерным судам запрещается:
· маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;
· останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;
· выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости.
Правила расхождения судов
Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.
Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:
· маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;
· маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.
Общее правило: уступает дорогу тот, кому проще + действует правило правой руки.
Расхождения МС вне судового хода
Если курсы пересекаются — расхождение левыми бортами
Если НЕ пересекаются — любым бортом
Ночь
Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести: топовый огонь (белый), бортовые (левый-красный, правый-зеленый) и кормовой огни (белый), при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части (в любом случае бортовые включаются только когда движется). Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.
Навигационные огни и знаки
Общий принцип по навигационным огням и знакам: справа по течению все знаки в основном красные, слева — белые (или черные), огни — справа красные, слева — зеленые (либо и там и там белые или желтые), створы (кучка щитов для ориентирования по направлению судового хода) — на темном фоне белые, на светлом — красные].
Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу = сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапециевидный щит белого цвета.
На правом берегу = щит круглой формы красного цвета.
Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого — красного цвета.
а) на левом берегу; б) на правом берегу
Знак опасности обозначает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, и.др.). Знак выставляется непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода.
Дублирует обычный кромочный знак, выставляемый на расстоянии 10-15 мм от знака опасности в сторону судового хода. Приближаться к знаку опасности запрещается (оплывать только по судовому ходу!!).
а) на левой кромке
б) на правой кромке
Наименование знака | Вид | Цвет и характери огня | Назначения |
Якоря не бросать! | Обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи — волокуши, лоты | ||
Не создавать волнения! | Обозначает участок водного пути, где запрещено создавать волнение (у дебаркадеров, пляжей, купален, лодочных станций и др. сооружений). Необходимо снизить скорость | ||
Движение мелких плавстредств запрещено! | Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов(на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др. местах) |
Внимание! | Предупреждает о необходимости соблюдать осторожность (непросматривающиеся узкие участки судового хода, крутые повороты) |
Пересечение судового хода | Обозначает места пересечения судового хода судами и паромными переправами. |
Скорость ограничена | Обозначает участки, где скорость водоизмещающих судов ограничена (каналы, рейды, аванпорты, районы пляжей и др.). Цифра показывает максимальную допустимую скорость в км/ч |
Знаки и огни судоходных пролётов мостов для маломерных судов — треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом — в красный.
Сигналы бедствия на воде (подаются при необходимости помощи, просто так запрещено):
· флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
· частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
· ракеты (фальшфейеры) красного цвета;
· медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук;
· подача звуковых сигналов (частые удары в колокол, металлический предмет или продолжительные звуки любым аппаратом).
Три продолжительных звука = «Человек за бортом».
О спасательных жилетах
Судоводители и пассажиры при плавании на маломерных судах должны иметь на себе спасательные жилеты в следующих случаях:
— темное время суток, ухудшение гидрометеоусловий (туман, дождь, ветер);
— плавание на гидроциклах, водных лыжах или аналогичных средствах;
Дети до 16 лет допускаются к плаванию на маломерных судах только в спасательных жилетах.
Экстренная остановка
1) отключить тягу
2) дать задний ход
3) бросить якорь
(применяется во избежание аварий, а не для спасения выпавшего за борт).
Источник: poisk-ru.ru