Кто это. Без команды в строй встаютИ отправляются на пруд.Кто идет цепочкой длинной,Кто так любит дисциплину? Гуси А это. Толстушка-красавицаВ середине открывается ,А там племяшка улыбается.Когда племяшка открывается ,Внучка в ней вмещается.Как тётя называется? Матрешка 1. Когда садилось солнце, альпинисты уже приближались к стоянке.2.
Альпинисты, когда садилось солнце, уже приближались к стоянке. Сравним… Проверим! (Когда =-), [-=][-,(когда =-),=] Когда? Когда? Структура сложных предложений: предложения-«гуси»и предложения-«матрешки» Вы видели когда-нибудь, как идёт семейство гусей? Куда бы гуси ни направлялись, они идут строго один за другим — гуськом.
Так же могут располагаться части сложносочинённого и сложноподчинённого предложений: одна за другой, гуськом. (1) Кот,…….. (1) залез под диван (2) (который) украл нашу колбасу, Схема предложения-«матрёшки» показывает, что наружная «матрёшка» разрезана на части. Запомните! Предложение, которое оказалось внутри другого, с двух сторон выделяется знаками препинания.
ВЕЛИЧИЕ БХАРАТА-ВАРШИ. Леонид Тугутов (Лакшми Нараяна дас). Лекция-семинар.
Исправим ошибки 1. Николка аккуратно положил птенчика, который упал с дерева обратно на ветку.2. Малыш накрыл пурпурную бабочку, которая опустилась на цветок ладонями.3. Долгими зимними вечерами я развлекал сестричку, которая болела чтением вслух.4. В доме, где живут мои родители во вторник, состоится собрание по поводу строительства автостоянки.5.
Возле реки, где мы обычно ловили рыбу на опушке леса, ярко горел костер. Проверим!
Николка аккуратно положил птенчика, который упал с дерева, обратно на ветку.Малыш накрыл пурпурную бабочку, которая опустилась на цветок, ладонями.Долгими зимними вечерами я развлекал сестричку, которая болела, чтением вслух.В доме, где живут мои родители, во вторник состоится собрание по поводу строительства автостоянки.Возле реки, где мы обычно ловили рыбу, на опушке леса ярко горел костер. Жил на свете маленький цветок.
Никто не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре, где лежали одни старые серые камни и сухая мёртвая глина. Нечем было цветку питаться в камне и глине. Он трудился, чтобы жить и не умереть, день и ночь. Днём , чтобы собрать пылинки, цветок сторожил ветер.
Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок. Но он не хотел жить печально и старался изо всех сил расти. По сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» Никто не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре, где лежали одни старые серые камни и сухая мёртвая глина. Он трудился, чтобы жить и не умереть, день и ночь.Днём , чтобы собрать пылинки, цветок сторожил ветер.
Оцени себя, выбрав значок и отметив его в таблице: Цель урока Загадки Словосо-четание Виды СП «Гуси» «Матрешки» Результат «+» — знаю и умею применять.«!» — знаю, но не всегда могу применить.«?» — не уверен в своих знаниях.«—» — пока не знаю и не умею. Задание на дом: § 24-26, выписать из текста «Петька на даче» предложения- «гуси» и «матрешки» *5предложений* 1, 1. 2, которые Тренировочные упражнения. = = и 1)Однажды человек, который жил возле леса, приручил лося. [ , (который ), ]. («матрёшка») 2)Вдруг он обнаружил, что лось игра..т ( ) в салочки с его детьми. [ ] , (что ). («гусь») 3)Однако дети, с которыми играл лось, побаивались его. [ , (с которыми ), ]. («матрёшка»)4)Когда лось прикасался к ним, они кубарем к..тились ( ) по лужайк.. ( ). (Когда ), [ ]. («гусь») Задание 2 — Составь текст из «матрёшек»!Текст, состоящий из четырёх сложноподчинённых предложений-«матрёшек», рассыпался на составные части: слева расположены главные части предложений, а справа – зависимые.
Преимущества каютного катера, в дождь!
Необходимо подобрать части друг к другу и расположить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.1. Дети …… иногда ходят в школу на х..дулях. 1. ….где находится школа…2. Соседний остров … отд..ляется от их острова неглубоким проливом. 2. …чтобы у них (не)проп..дали уроки..3.
Этот пролив… сильно м..леет, поэтому нельзя пользоваться лодками. 3. …которые живут на одном из маленьких островов Японии…4. И дети….перепр..вляются через пролив на х..дулях. 4. …когда долго (не)идут дожди…- Предложения составляем, записываем на доске, выполняем графический комментарий: подчёркиваем грамматические основы, обозначаем союзы, расставляем запятые, рисуем схемы.
Читаем получившийся текст.Готовый текст:Дети, которые живут на одном из маленьких островов Японии, иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив, кода долго не идут дожди, сильно мелеет, поэтому нельзя пользоваться лодками. И дети, чтобы у них не пропадали уроки, переправляются через пролив на ходулях.
Источник: lib-5.ru
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе по теме Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна.
Русский язык 9 класс
Тема «Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»
1. Организационный момент. Доброе утро. Приготовьте учебники, тетради, ручки и дневники.
II. Словарная работа.
2.Прочитайте и изучите лексические значения слов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.| прил. мировоззренческий, –ая, –ое.
МИРОПОНИМАНИЕ, –я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1, действительности, система взглядов, идей.
1. Существо (или растение, природное образование) громадных размеров, великан. Титан-г. Дерево-г. Звёзды-гиганты. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся мыслителях, учёных).
2. Очень большое по своим размерам и значению предприятие. Завод-г.
3. Предмет очень большого размера по сравнению с себе подобными. Пластинка (диск)-г.
ГИГАНТСКИЙ, –ая, –ое.
1. Очень большой по размерам. Гигантское предприятие. Идти вперёд гигантскими шагами (перен.: делая большие успехи).
2. Исключительный по силе, значению. Гигантские успехи. Гигантские усилия.
Гигантские шаги — аттракцион (во 2 знач.) — род больших качелей с кружащимися вокруг столба сиденьями, взлетающими вверх при разбеге. Катание на гигантских шагах.
КОЛОСС, –а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.
Колосс на глиняных ногах —о ком-чём–н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].
КОЛОССАЛЬНЫЙ, –ая, –ое; –лен, –льна. Очень большой, огромный. К. завод. К. успех. Колоссально! (возглас, выражающий восхищение, грандиозно!; прост.).
| сущ. колоссальность, –и, ж.
III . Изучение нового материала
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.
Конспект урока: «Место придаточного предложения по отношению к главному»
№ 2 Место придаточного предложения по отношению к главному.
Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру сложноподчиненных предложений в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.
Оборудование: таблица «Подчинительные союзы и союзные слова», схема «Виды предложений», таблицы со схемами строения сложноподчинённого предложения, карточки-задания на расстановку знаков препинания, учебник
I. Проверка домашнего задания.
1. Вопросы для закрепления теоретических знаний :
Чем различаются ССП и СПП?
Какие способы прикрепления придаточных предложений вы знаете?
Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
Какую роль играют указательные слова?
Как образуются составные подчинительные союзы?
Каково место придаточных предложений по отношению к главному?
Какую функцию выполняют знаки препинания между предложениями в
составе СПП? (Разделительную.)
Характерны ли сложноподчиненные предложения для разговорного стиля речи?
Проверка упражнения 24.
Проверяем «по цепочке»: схемы предложений рисуем на доске.
II. Словарная работа.
2.Обьяснить лексическое значение слов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.| прил. мировоззренческий, –ая, –ое.
МИРОПОНИМАНИЕ, –я, ср. (книжн.). То или иное понимание мира 1 , действительности, система взглядов, идей.
1. Существо (или растение, природное образование) громадных размеров, великан. Титан-г. Дерево-г. Звёзды-гиганты. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся мыслителях, учёных).
2. Очень большое по своим размерам и значению предприятие. Завод-г.
3. Предмет очень большого размера по сравнению с себе подобными. Пластинка (диск)-г.
ГИГАНТСКИЙ, –ая, –ое.
1. Очень большой по размерам. Гигантское предприятие. Идти вперёд гигантскими шагами (перен.: делая большие успехи).
2. Исключительный по силе, значению. Гигантские успехи. Гигантские усилия.
Гигантские шаги — аттракцион (во 2 знач.) — род больших качелей с кружащимися вокруг столба сиденьями, взлетающими вверх при разбеге. Катание на гигантских шагах.
КОЛОСС, –а, м. (книжн.). Статуя, сооружение громадных размеров.
Колосс на глиняных ногах —о ком-чём–н. с виду огромном, но внутренне слабом [по библейскому сказанию о вавилонском царе Навуходоносоре, к-рый в пророческом сновидении о конце своего царства увидел истукана, стоящего на глиняных ногах и рухнувшего под ударами камней].
КОЛОССАЛЬНЫЙ, –ая, –ое; –лен, –льна. Очень большой, огромный. К. завод. К. успех. Колоссально! (возглас, выражающий восхищение, грандиозно!; прост.).
| сущ. колоссальность, –и, ж.
III . Изучение нового материала
Когда взошло солнце, мы тронулись в путь.