Я обещал в своих прошлых частях рассказа про Владивосток (Часть 1, Часть 2) поведать про подводную лодку-музей С-56, стоящую на Корабельной набережной.
Вообще, подводные лодки-музеи — очень замечательные музеи. Замечательны они тем, что дают возможность простым смертным побывать в этом чуде техники и оценить условия службы подводников. Ну согласитесь: в самолете были все, на корабле были все, в танк тоже не хитро залезть где-нибудь — благо их полно стоит везде. А вот в подлодке как-то и не побывать даже.
Этот вид военного транспорта всегда был окутан какой-то тайной. Наверное, поэтому они так влекут к себе и завораживают.
Будучи в закрытых городках Кольского полуострова мог минутами стоять и смотреть на этих черных красавиц. А когда мне выпала редкая возможность залезть в действующую атомную субмарину, я вообще был на седьмом небе от счастья!
Я неравнодушен к ВМФ и нашим подлодкам в частности. При каждой возможности стараюсь залезть туда 🙂 В Североморске я тоже посещал подобный музей — подводную лодку К-21, знаменитую Лунинскую подлодку. Она может быть известна вам по сюжету замечательного фильма «Конвой PQ-17».
В Калининграде тоже стоит подлодка-музей, но туда, к сожалению, я не попал. 🙁
Да что там говорить — подводная лодка есть даже в Москве, в Тушино.
Итого, уже 4 я насчитал. Во всех концах нашей необъятной. 🙂
Вернёмся к С-56.
Это советская средняя дизель-электрическая подводная лодка времён Второй мировой войны. Лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде. После изготовления в разобранном виде по железной дороге доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова № 202 во Владивостоке, спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941 и вошла в состав Тихоокеанского флота.
Думаю, никто так не расскажет о достопримечательности, как Википедия. 🙂 Факты и даты взяты именно оттуда, из статьи «С-56».
5 октября 1942 года лодка «С — 56» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина вместе с подлодками «С-51», «С-54» и «С-55», убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный, начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север.
Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км).
8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз (!) объявлялась погибшей.
С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.
После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В 1953 году по северному морскому пути перешла в надводном положении во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант В.И.Харченко (27.01.1925 г.р.). За мужество проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрен. В.И.Харченко награжден орденом Красной Звезды, сейчас проживает в Харькове.6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота.
Всё, идем внутрь:
Вход в лодку — со стороны мемориальной стены, через «киоск» с билетёром:
По традиции, лодка разделена на две части — экспозиционную и историческую. Входим в первую:
Оказалось, что музей закрыт на небольшой ремонт. Но когда мы поведали откуда приехали, то ремонт сразу закончился. Паренёк в тельняшке бросил малярную кисть и превратился в гида. 🙂
С первого взгляда экспонаты не очень интересны. Но это только пока к ним не присмотришься.
Это — обломок ракеты, поразившей цель. Выпущена с первой ракетной подводной лодки ТОФ, на «отлично» выполнившей ракетные стрельбы — написано на табличке. Интересно, обломок тоже поразил какую-то цель, раз его нашли? Окно бани деда Вани какого-нибудь. 🙂
Ручной пулемёт системы Дегтярёва:
Наверное, когда заканчивались торпеды и снаряды в носовом орудии, подводники выходили с этой бандурой и играли на ней для немцев. 🙂
Много чего там было еще выставлено, но меня надолго задержала перед собой одна фотография:
С этим человеком я имел честь долгое время работать, чем и горжусь. Незаурядный человек, про таких пишут книги. Вице-адмирал Конорев Николай Акимович. Когда-то был начальником оперативного управления ВМФ и по сути, третьим человеком на Флоте. В его военной биографии очень много замечательных фактов.
Самым ярким, пожалуй, можно назвать боевую службу на подводной лодке «К-454» в разгар «холодной» войны, в 1980 году. Тогда Николай Акимович был в звании капитана 2 ранга и командовал этой подлодкой.
Чем же прославился тот поход? А тем, что одна из боевых задач, выполненных тогда, заключалась в слежке за американским авианосцем «Костелейшен». У его родных, американских берегов. С подлодки были сделаны фотографии личного состава и вооружения. А теперь самое интересное.
Когда закончилась «холодная» война, Конорев с составе одной делегации посетил США. Там он встретился с людьми, которые несли службу на «Костелейшене» в тот поход. Догадываетесь? Да, он показал им свои фотографии 🙂
Сказать, что американцы были в шоке, значит ничего не сказать. Они узнали о том, что за ними следили и фотографировали русские только в тот момент.
Вот такие были времена, такие были люди. Сейчас он в отставке, но всё-равно его деятельность связана с тем, чему посвятил всю свою жизнь — с Флотом. Человек богатырского здоровья, в свои 65 лет. Кстати, почитайте его интервью на тему современного положения дел в ВМФ, очень интересно (статья начала 2000х годов).
Официальная часть закончена, можно пройти метнуться кабанчиком в историческую часть!
Много комментировать не буду, и так всё ясно 🙂
Не сильно отличается от увиденного в Североморске. Хотя правильнее будет сказать, что сначала я увидел эту подлодку, а потом уже через год и Североморскую.
Кранчики, вентили. Ничего не крутится. 🙁
У нас в подвале примерно так же — общедомовой счетчик расхода воды. Только трубы ржавые.
Право-лево. Ты пальцем покажи!
Помнте, как пользоваться? 🙂 Там давление — одно неверное действие и ты в какашках 🙂
Вот тут карту расстилали и обсуждали планы:
А тут, рядышком, отдыхали:
Даже зеркало для наведения марафета есть. Флот же.
С тех пор так и сидит.
Торпедный отсек. Некоторые матросы спали прямо в обнимку с торпедами.
Носовые торпедные аппараты:
Еще пара кормовых есть.
Когда лодке приходил пи..дец, часто единственным способом выбраться был этот красный коридор. Не для клаустрофобов.
Очень важный прибор на подводной лодке. По нему, в частности, отслеживали попадание торпеды в цель, высчитывая время прохождения по расстоянию и скорости.
Ну вот, в принципе, и весь музей. Побывать там гораздо интереснее, чем читать про него.
В следующей части расскажу про оборонительные форты в пригороде Владивостока. Они там повсюду. Сопки как сыр истыканы дырками подземных переходов. Будет интересно — я уж там полазил 🙂
Источник: alexio-marziano.livejournal.com
ВМФ России исправил большую ошибку прошлого
Долгие годы понадобились для того, чтобы в составе ВМФ России появилась дизель-электрическая подводная лодка не хуже, чем у наших противников. Теперь это произошло – головная ДЭПЛ проекта 677 «Лада» передана флоту. Почему эту лодку пришлось доводить до ума так долго, что означает это событие для флота – и как сделать эти корабли еще лучше?
Дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) проекта 677 (шифр «Лада») Б-585 «Санкт-Петербург» официально перестала быть опытной – подписан акт завершения опытной эксплуатации. Позади почти одиннадцать лет так называемой «опытной эксплуатации» — попыток сделать эту подлодку по-настоящему боевой единичкой.
Новости партнеров
А какая замышлялась лодка… Все новейшее — гидроакустический комплекс, ходовой электродвигатель, оружие. Сама небольшая, меньше знаменитых «Варшавянок», более скрытная, способная с минимальными ограничениями воевать на мелководной Балтике, в отличие от крупных «Варшав». И даже воздухо-независимая энергетическая установка (ВНЭУ) на ней предусматривалась.
Амбиции и проблемы
При создании подлодки было применено огромное количество инновационных подсистем, которые ранее никогда на подлодки не ставились. В результате неотработанные на испытательных стендах системы пришлось много лет дорабатывать на самой лодке, что получилось не в полном объеме и потребовало многих лет тяжелой работы. Будь все сделано по уму, лодка в полностью боеготовом виде встала бы в строй лет десять назад.
Относительно быстро довели до рабочего состояния гидроакустический комплекс – еще в начале 2010-х в СМИ проходила информация об обнаружении «Санкт-Петербургом» новейших подлодок 4-го поколения ВМС США.
С главным электродвигателем, на который год назад жаловался глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, похоже, пошли на компромисс – приняли с меньшей мощностью, чем было обещано. Первую серийную подлодку – «Кронштадт» – пришлось перезакладывать. Все следующие лодки закладываются уже по переработанному проекту. Сам «Санкт-Петербург», конечно же никто не перестраивал, что требует полноценного среднего ремонта с модернизацией, тем более, за время опытной эксплуатации и срок ремонта подошел.
Нужно ли было при этих обстоятельствах принимать лодку в боевой состав? Скорее да, чем нет, но не потому, что на ней все устранили. Просто там больше нельзя ничего устранить. Или принимать такой, или в металлолом. А так как эта лодка даже с ворохом проблем оказалась сильнее новой и исправной «Варшавянки», то все очевидно.
Что 677-й проект может реально, мы увидим через год на «Кронштадте» и через несколько лет на «Великих Луках», а о ВНЭУ пока придется только мечтать.
Обратной дороги нет
Новости партнеров
Подписание акта о завершении опытной эксплуатации подводит черту не только и не столько под неопределенным статусом «Санкт-Петербурга». Оно проводит черту под неопределенным статусом всего проекта. Все лодки проекта после головной — исправленные. Подписание акта приемки окончательно легализует новый проект как освоенный — все построенные лодки в строю. А значит, можно прекратить строительство «Варшавянок» (ДЭПЛ проекта 636.3).
Постройка подлодок проекта 636.3 для ВМФ России не планировалась — это была дешевая экспортная подлодка. Сказать, что на фоне 677-го проекта она устарела, значит не сказать ничего. Но пока со статусом «Лады» было все неясно, строительство устаревших «Варшавянок» было оправдано, потому что никаких других лодок промышленность предложить просто не могла.
Так, строительство шести «Варшав» для Черноморского флота было, безусловно, верным решением, как и строительство первой тройки таких лодок для Тихоокеанского флота. Но теперь с устаревшими «Варшавами» надо заканчивать — есть новый проект с большими перспективами. После приема «Санкт-Петербурга» в боевой состав уже сложно прикрываться тем, что новый проект «сырой» – даже самая проблемная лодка в строю, а остальные однозначно будут лучше.
С этой точки зрения закладка еще трех подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота — ошибка, на их месте должны были быть новые 677-е. Эту ошибку уже не исправить, но теперь первое решение, которое стоило бы принять по поводу нашего неатомного подплава — больше никаких «Варшавянок». Этим подлодкам пора уходить в историю, тем более что никакой иностранный заказчик их уже не купит.
В связи с этим стоит напомнить, что в конце августа Министерство обороны подписало контракт на производство еще одной «Варшавянки» для Балтфлота. Но на сегодня лодка еще не заложена. Если для нее еще не изготовлены значимые по цене комплектующие, то для Миобороны было бы намного логичнее перезаключить контракт на подлодку 677-го проекта. Ведь проект 677 превосходит «Варшавянку» настолько же, насколько современный фрегат сильнее сравнимого по водоизмещению эсминца 40-летней давности, и к балтийскому театру военных действий с его мелководными участками «Лада» приспособлена намного лучше.
Раньше можно было прикрыться тем, что у проекта 677 проблемы, но принятие «Санкт-Петербурга» в боевой состав этот вопрос закрывает. На Балтийский театр военных действий должны идти только современные подлодки, у других там нет шансов. Впрочем, все вышесказанное не отменяет того, что в жизни новой серии будет немало трудностей.
Проблемы и их решения
«Лада» была первым проектом, на который попали современные торпеды «Физик». Увы, но ни одну торпедную стрельбу на приз Главкома ВМФ ни одна лодка с «Физиками» ни разу не выиграла. Из этого следует, что с оружием новейших подлодок есть какие-то проблемы. В случае с лодками проекта 677, у которых «Физик», что называется, «главный калибр», это особо критичный вопрос — при наличии с торпедами проблем лодка реально безоружна. Да и обидно — иметь на борту гидроакустический комплекс, дающий подлодке возможность работать даже по американцам, причем скрытно для них, и не иметь возможности поразить цель.
Новости партнеров
Впрочем, решение проблем с самими торпедами – это только полдела. Есть еще проблема с их телеуправлением (дистанционным управлением). Полноценные системы телеуправления, у которых катушка с оптико-волоконным кабелем крепится не на самой торпеде, а в торпедном аппарате и не мешает торпеде двигаться, в нашей стране давно уже разработаны, и их уровень не уступает мировому. Но на строевых подлодках их нет, там применяются системы, от которых на Западе отказались больше шестидесяти лет назад. Проиграть бой из-за такой «экономии» означает гибель корабля.
Кроме того, на лодке должны появиться антиторпеды. У России самые передовые наработки в этой тематике, но по какой-то необъяснимой причине на строевых лодках антиторпед нет. А между тем, они позволяют даже слабой лодке выигрывать бой у сильной и современной. Современная же «Лада» с антиторпедами станет трудноуязвимой, даже будучи обнаружена противником.
Электродвигатель на этих кораблях имеет проблемы строго по организационным причинам — в России масса организаций может успешно решить вопрос с электродвижением подлодки. Остается решить лишь болезненный вопрос воздухонезависимой энергетической установки – ВНЭУ.
ВНЭУ и малогабаритный «атом»
Неспособность нашей промышленности дать вовремя воздухо-независимую энергетическую установку чуть не убила проект. Бывший Главком ВМФ Владимир Высоцкий так и говорил, что флоту не нужна подлодка с современными «мозгами» и энергетикой на уровне Второй Мировой, с такими же оперативными свойствам, как и у подлодок Второй Мировой. К счастью, ошибки в виде отказа от «Лады» удалось не допустить.
Но по ВНЭУ все-так есть прогресс. Правда, наши установки не могут выдать нужную мощность. Сколько это еще продолжится, непонятно, зато понятны две вещи.
Во-первых, любая ВНЭУ лучше, чем никакая. Во-вторых, встает предельно острый вопрос по тому, какая ВНЭУ должна быть на наших океанских флотах – Тихоокеанском и Северном. И тут стоит вспомнить один факт, прекрасно известный специалистам, но оставшийся за рамками внимания публики – каждая из наших новых дизель-электрических подлодок имеет разработанную версию с вспомогательной атомной энергоустановкой.
Россия – мировой лидер в создании подобных установок. Достаточно вспомнить, что атомную энергетическую установку смогли «впихнуть» в атомную торпеду «Посейдон» диаметром около двух метров. Для дизельных подлодок на подлодке проекта 651Э испытывалась монтируемая снаружи корпуса вспомогательная атомная энергоустановка ВАУ-6. После нее работы не прекращались.
Для промышленности нет никакой проблемы строить дизель-электрические подлодки с малогабаритным реактором и турбогенератором. Для этого все готово, вплоть до аванпроектов.
Чем такая подлодка будет отличаться от атомной? Тем, что малогабаритная энергоустановка сможет только заряжать ее батареи. Использовать ее для движения во всем диапазоне скоростей, как на полноценной атомной подлодке, будет невозможно. Но это и не нужно – наличие вспомогательной атомной энергоустановки и современных аккумуляторных батарей позволит «Ладе» иметь батареи заряженными в любой момент. При этом, действуя в открытом океане, сталкиваясь напрямую с американцами и англичанами, с их высококлассными подлодками, наша «Лада» сможет пользоваться и малошумностью неатомной подлодки, и автономностью атомной, без необходимости принимать топливо, что нужно даже подлодке с ВНЭУ.
Вспомогательную атомную энергоустановку можно вообще установить на любую дизельную подлодку — но одно дело «можно установить», и совсем другое «есть проект». В случае с 677-м проектом это «есть проект» и стоило бы этим воспользоваться. Уже если Россия не строит полноценных многоцелевых подлодок, оптимизированных для боя с подлодками противника, то можно сделать ставку на «дизелюхи» со вспомогательными реакторами, это и возможно, и недорого. Теперь, когда «Санкт-Петербург» на законном основании считается строевой единицей, все формальные препятствия для этих действий сняты.
Источник: www.discred.ru
Это подводная лодка вообще то
Подводная лодка уже сутки не скрываясь идет в надводном положении, и только сейчас ее обнаружил норвежский самолет
реклама
На кадрах запечатлен момент, когда норвежский самолет-разведчик P-3C сбрасывает гидролокационный буй рядом с российской атомной подводной лодкой «Князь Владимир» в Баренцевом море.
Атомная подводная лодка «Князь Владимир» с шестнадцатью баллистическими ракетами на борту, фото: ТАСС
реклама
7 ноября телеканал Министерства обороны РФ «Звезда», опубликовал видеозапись встречи самолета и подводной лодки, не предоставив дополнительной информации о дате инцидента. На кадрах видно, как атомная подводная лодка движется в надводном положении, а члены экипажа наблюдают за натовским самолетом- разведчиком.
Норвежский разведывательный самолет P-3C приближается к подводной лодке
Lockheed P-3 Орион сбрасывает сонарный буй
Радиогидракустический буй (РГБ) в море
Самолет долго кружил над АПЛ, затем неожиданно приблизился и сбросил прямо перед ее носом контейнер, похожий на гидролокационный буй (РГБ), после чего поспешно удалился. РГБ — это специальное устройство, оснащенное датчиками, предназначенное для сбора информации о шуме, скорости и других сигналах подводных лодок. Официальные лица Норвегии пока не прокомментировали ситуацию.
«Князь Владимир» — это четвертая российская подводная лодка класса «Борей» и первая из модернизированной версии «Борей-А». Подводная лодка была заложена на судостроительном оборонно-промышленном комплексе Северное машиностроительное предприятие или «Севмаш» 30 июля 2012 года. АПЛ была спущена на воду в ноябре 2017 и вступила в строй в июне 2020 года, войдя в состав 31-я дивизии Северного флота России. «Князь Владимир» может нести 16 ракет Р-30 «Булава». «Булава» — это твердотопливная баллистическая межконтинентальная ракета подводного базирования, являющаяся, по мнению военных экспертов, ключевой составляющей стратегических ядерных сил России.
В октябре прошлого года экипаж атомной подводной лодки «Князь Олег» успешно осуществил пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из подводного положения. Удар был нанесен по цели, расположенной на ракетном полигоне Кура в районе посёлка Ключи на Дальнем Востоке.
Источник: overclockers.ru