Летом этого года (1939-й год, прим.) погибли при испытаниях американская подводная лодка «Сквалус», английская «Тетис» и французская «Феникс». Своевременно поднять затонувшие суда и спасти их экипажи не удалось. Эти катастрофы показали все несовершенство спасательных средств, которыми располагали подводные лодки, а также и надводные суда, пытавшиеся их поднять.
Совершенно очевидна необходимость в новых, более надежных спасательных средствах. Возникает мысль: нельзя ли создать для этой цели специально оборудованное подводное судно? Нельзя ли вообще построить такую подводную лодку, которая могла бы служить для розыска и подъема затонувших кораблей? Это значительно облегчило бы и ускорило работу наших эпроновцев.
Можно пойти еще дальше и более широко использовать возможности подводного плавания. Например, подводная лодка, ведущая ледовую разведку и прокладывающая путь караванам судов, могла бы сыграть большую роль в освоении Северного морского пути.
А изучение растительного и животного мира морей и океанов? А дальние экспедиции в трудно доступные районы, скажем, в Арктику и особенно в Антарктику?
Кстати, идея исследования Арктики с помощью подводной лодки не нова, ее впервые выдвинул известный американский полярный исследователь Губерт Вилкинс. Как известно, он пытался на подводной лодке «Наутилус» достичь Северного полюса. Однако, дойдя до сплошных льдов, «Наутилус» не смог погрузиться в воду, чтобы уйти под лед, из-за поломки рулей глубины.
В последнее время мировая печать уделяет много внимания вопросам исследования Антарктики. Очевидно, что современные подводные лодки, имеющие главным образом чисто военное, боевое назначение, не отвечают всему этому многообразию задач. Необходимо подводное судно совершенно нового типа, отличающееся быстроходностью, хорошим обзором под водой и рядом других качеств.
Постараемся представить такой универсальный тип подводной лодки будущего.
Еще по теме: Атеизм — это не религия
Это – судно, обладающее хорошо обтекаемой формой, чтобы лучше преодолевать сопротивление среды как при подводном, так и надводном плавании.
На палубе, вдоль корпуса лодки, протянуты стальные лыжи, обращенные своими скользящими сторонами кверху. Лыжи установлены на особых амортизаторах и служат для того, чтобы поглощать толчки и удары верхней части судна о лед при всплытии лодки на поверхность.
На палубе между лыжами симметрично расположены четыре выдвижных люка, имеющих в плане форму эллипса. Это – мощные автогенные установки. Они предназначены для плавления ледяного слоя над лодкой. В обычном состоянии люки автогенных аппаратов герметически задраены стальными жалюзи.
Жалюзи открываются автоматически. При этом из каждого люка поднимается кверху целая система трубок, из которых вырывается сильное автогенное пламя. Оно, как известно, в воде не гаснет. Это пламя растапливает лед, и судно постепенно всплывает кверху. В отдельных случаях мощные автогенные аппараты подводной лодки смогут «прожигать» дорогу надводным судам в сплошных льдах.
Все четыре автогенных аппарата выдвигаются и опускаются посредством особого гидравлического устройства.
Посреди палубы находится большой люк, также эллиптической формы. Этот люк ведет внутрь судна, в так называемую гидравлическую камеру. Из камеры в случае необходимости выбрасываются особые спасательные аппараты с людьми, самостоятельно всплывающие на поверхность. Такой спасательный аппарат представляет собой по существу своеобразный подводный парашют.
Он имеет форму эллипсоида. Размеры его таковы, что внутри могут поместиться два человека. Подводный парашют сделан из алюминия и обладает достаточной прочностью, чтобы не быть раздавленным водой даже на большой глубине. Люди, сидящие внутри этого спасательного аппарата, привязываются поясами к стенкам, так как при подъеме аппарат может перевертываться. Однако центр тяжести парашюта расположен таким образом, что на поверхность воды парашют всплывает обязательно выходным отверстием кверху.
Еще по теме: Топ-10 заброшенных зданий в нашем объективе
Очутившись на поверхности, парашютисты открывают люк и ожидают подхода спасательного судна.
Каким же образом подводный парашют выталкивается из гидравлической камеры? Делается это очень просто. Спасательный аппарат устанавливается на дне камеры, и, после того как люди, заняв свои Места, закрыли над собой люк, камера наполняется водой. Верхняя крышка камеры открывается, и парашют выплывает наружу. Внутри этого спасательного аппарата имеется небольшой запас кислорода, достаточный, чтобы два человека могли продержаться в аппарате несколько минут.
Рядом с люком гидравлической камеры на палубе расположен входной люк, ведущий во внутренние помещения судна.
По всей наружной поверхности подводной лодки в различных точках установлены мощные прожекторы и устроены иллюминаторы. Те и другие размещены таким образом, что позволяют обозревать окружающее подводное пространство в любом направлении. Обычно прожекторы задраены жалюзи, которые раскрываются автоматически. Лучи нескольких прожекторов могут скрещиваться, создавая в нужном направлении весьма интенсивное освещение.
На палубе установлены три перископа, позволяющие наблюдать все происходящее над водой.
Корма и носовая часть судна раздвоены, что придает большую устойчивость судну во время движения, а также позволяет быстро набирать скорость и выходить при надводном плаванье на так называемый редан — часть днища, сделанную уступом.
На раздвоенной корме размещены четыре двигателя авиационного типа. Они смонтированы на двух передвижных рамах по паре, т. е. друг за другом на каждой раме. Эти двигатели работают при надводном плаванье; при этом лодка становится быстроходным глиссером. Она может проходить огромные пространства, опускаясь под воду лишь в случае необходимости — для изучения морских глубин, поисков затонувших кораблей, подледного плавания. Перед погружением судна авиационные двигатели автоматически убираются через два люка в кормовые отсеки.
Еще по теме: Художник Pamela Michelle Johnson
В бортовой части подводного судна устроены два водолазных люка. Через один из них водолазы выходят на дно морское, а через другой возвращаются обратно в лодку.
В нижней части судна находятся две выдвижные цилиндрические башни. Этими башнями подводная лодка при спасательных работах плотно прижимается к корпусу затонувшего судна. Затем с помощью автогенных аппаратов в корпусе корабля выжигается отверстие, через которое экипаж подводной лодки сообщается с затонувшим судном. Так как выдвижных башен две, то в корпусе корабля выжигаются два отверстия, что позволяет ускорить ход спасательных работ. Таково наружное устройство универсальной подводной лодки.
А теперь заглянем внутрь. В носовой части судна располагаются рубка командира и штурмана, научно-исследовательская лаборатория, столовая, входная водолазная камера и балластные устройства, служащие для подъема и погружения судна.
В центральной части подводной лодки находятся гидравлическая камера, автогенные аппараты для плавки льда, выходная водолазная камера, разделенная шлюзами — перегородками — на отсеки с постепенно повышающимся давлением. Выходя из лодки в воду на больших глубинах, водолаз постепенно привыкает к большому давлению.
Здесь же, в центральной части судна, расположены радиорубка, каюты и трап для выхода наружу.
В кормовой части подводной лодки помещаются машинное отделение, фильтровочная камера, очищающая воздух, нижние выдвижные башни.
Благодаря наличию нескольких выходных отверстий, расположенных в различных частях подводного судна, экипаж его при аварии может очень быстро эвакуироваться и всплыть на поверхность моря.
Таким образом, универсальная подводная лодка оснащена всеми необходимыми приспособлениями, устройствами и двигателями, чтобы выполнять самые разнообразные задания научно-исследовательского, разведывательного и спасательного характера.
А. Тарасов «Окно в будущее. Подводная лодка будущего» «Техника-молодежи» 10.11.1939
Источник: xn--b1agop3c.xn--p1acf
Интересные факты о подводных лодках
Считается, что первая подводная лодка была построена и испытана на Темзе в 1620 году голландским механиком и физиком Корнелием Ван Дреббелем. Его деревянная лодка, обтянутая снаружи промасленной кожей, могла перемещаться с помощью весел в подводном положении на небольшие расстояния. Экипаж состоял из двенадцати гребцов и трех офицеров.
Первое упоминание о техническом средстве для спуска людей под воду можно найти у древнегреческого историка Геродота. В одной из своих книг, датируемой 450 годом до нашей эры, он рассказал о подводном колоколе, находясь в котором, человек облаченный в специальный костюм, мог ходить по морскому дну.
Первой боевой субмариной по праву считается «Черепаха» (Turtle), которую построил американский изобретатель Дэвид Бушнелл.
За период с 1967 года по 1979 год в СССР было построено 122-е атомные подводные лодки. За тринадцать лет построено пять авианесущих кораблей.
«Дельфин», Миноносец № 150 — первая подводная лодка, официально зачисленная в списки кораблей Российского флота. Была спущена на воду в мае 1903 года.
В 1909 году итальянский инженер Дель-Пропосто предложил российскому Морскому министерству свой проект подводной лодки с единым двигателем, при этом заявляя о новизне проекта и требуя выплаты денежных вознаграждений за использование перечисленных новшеств при постройке лодок на Балтийском заводе в течение пятнадцати лет. Итальянцу отказали. «Почтовый» (российская подводная лодка, построенная в 1906 году по проекту С. К. Джевецкого), обладающий теми же свойствами, в это время уже проходил морские испытания.
6 октября 1986 г. в Атлантике, к северу от Бермудских островов, затонула советская атомная подводная лодка К-219 (класса «Янки»). Погибли 4 человека. Лодка находится на глубине 5000 м. Причина катастрофы — взрыв в ракетной шахте.
12 августа 2000 г. в Баренцевом море, на глубине 150 м. затонула российская подводная лодка «Курск» (класса «Оскар-II»). В результате катастрофы погибли все члены экипажа. Официальная причина катастрофы — взрыв торпеды в торпедном аппарате.
За время первой мировой войны Германия потеряла 178 подводных лодок из 390.
Россия к началу первой мировой войны имела 22 подводные лодки. За время боевых действий погибло 8 подводных лодок.
На Черном море начали вторую мировую войну 53 подводных лодки. Погибло — 26.
Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трех войнах: империалистической, гражданской и Великой Отечественной.
Немецкие подводные лодки потопили 2759 судов общим тоннажем 14 119 413 рег.-бр. тонн.:в Северном море, Атлантике и Индийском океане — 2503 судов; в Ледовитом океане, водах Норвегии, Баренцевом море и на Северном морском пути — 99 судов; на Средиземном море — 113 судов; на Балтийском море — 18 судов; на Черном море — 26 судов.
В годы второй мировой войны подводным лодкам, после выстрела с небольшой дистанции акустической торпедой, приходилось немедленно погружаться на глубину 60 метров. В противном случае возникала опасность, что такая торпеда сработает на шум винтов самой подводной лодки.
В феврале 1938 года впервые в мире прошла подо льдами Арктики советская подводная лодка Д-3, под командованием Д.Н. Котельникова.
Февраль 1966 г. Группой советских атомных подводных лодок, под командованием А.И. Сорокина, было начато первое в мире подводное кругосветное плавание.Поход длился 45 дней.
3 сентября 1939 г. немецкая подводная лодка U-30, под командованием Лемпа, потопила без предупреждения британский лайнер «Атению», шедший без охранения из Ливерпуля в Монреаль.
Первой потопленной немецкой субмариной, в годы второй мировой войны, была U-45.
Первой потопленной советской подлодкой, в годы Великой отечественной войны, была М-78 (23 июня 1941 г.).
15 ноября 1960 г. вышла в море первая подводная лодка «Джорж Вашингтон» с ядерными баллистическими ракетами на борту.
Источник: luchshii-blog.ru
Самое интересное в истории Российского флота
Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.
На главную страницу блога » Подплав » Подводная лодка «L-55» — «англичанка» в составе советского флота
Подводная лодка «L-55» — «англичанка» в составе советского флота
ПЛ «L-55»
4 июня 1919 года — эсминцы «Азард» и «Гавриил» потопили в Копорской губе Финского залива английскую подводную лодку «L-55». Ее судьба поистине уникальна и удивительна. Она принадлежала к большой серии средних подводных лодок типа «L», построенной в Англии в период первой мировой войны. В 1919 году эта лодка принимала участие в действиях союзных сил в Финском заливе против Советской республики. «L-55» была поставлена задача уничтожать любые корабли нашего Балтийского флота при их попытке выйти из Кронштадта. Одна из атак закончилась для нее трагически.
Поразительно, что эта английская подводная лодка погибла в наших водах от взрыва английской морской мины, а через 9 лет сама напомнила о себе, когда наши конструкторы остро нуждались в получении современных знаний по подводному кораблестроению. Советские корабелы, не имея технической документации, смогли полностью восстановить «L-55», а также использовать полученные при этом знания для создания отечественного подводного флота. Не менее интересен случай потопления и подъема немецкой подводной лодки во время Великой Отечественной войны, но он имел весьма печальные последствия. Об этом читайте здесь .
Флот защищает Петроград
Начало 1919 года для молодой Советской республики было очень тревожным. Представители белого движения и иностранной интервенции разработали единый план очередного похода против Советской власти. Главный удар должна была наносить с востока армия Колчака. Войска северо-западного направления готовились к решительному наступлению на Петроград. В этом походе активное содействие частям белогвардейских войск оказывали белофинны, белоэстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна (крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, в том числе и «L-55», а также авиатранспорт и торпедные катера).
В начале мая вся эта коалиция двинулась на Петроград со стороны Эстонии. Английские корабли обстреливали фланг Красной Армии и прикрывали высадку десантов в устье реки Луги и в Копорской губе. В этот критический момент задача балтийцев состояла в том, чтобы оказать всемерную помощь войскам Красной Армии и не допустить флот интервентов к Петрограду.
Наиболее активно боевые действия на море велись в районе Копорской губы. Уже 17 мая эсминец «Гавриил» вступил там в бой с четырьмя английскими эсминцами и не позволил им расстрелять отряд наших тральщиков. После этого было еще несколько боевых эпизодов.
«Эсминец Азард»
Подводная лодка «L-55» — первая боевая победа
В очередной боевой поход в Копорскую губу эсминцы «Азард» и «Гавриил» вышли 4 июня 1919 года. В 17 часов 37 минут сигнальщики эсминцев одновременно заметили слева по курсу пенистые следы двух торпед, движущихся прямо на них. Удачно сманеврировав, оба эсминца уклонились от опасности. Спустя считанные секунды прямо по курсу «Азарда» на расстоянии приблизительно 5 кабельтовых показалась боевая рубка и часть корпуса подводной лодки, которая не сумела удержаться на глубине после торпедного залпа.
Н.Н. Несвицкий
Эсминцы полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. Комендор с «Азарда» С. Богов первым же снарядом, выпущенным из 102-миллиметрового носового орудия, попал в надстройку позади рубки подводной лодки. Спасаясь от таранного удара, лодка быстро ушла под воду. Вскоре послышался оглушительный взрыв. Над водой встал громадный столб воды.
Как потом выяснилось, была потоплена новейшая подводная лодка английского флота «L-55», за что командира «Азарда» Н.Н. Несвицкого в числе первых моряков наградили орденом Красного Знамени. О гибели своей лодки официально сообщило британское адмиралтейство. Всего через два месяца в аналогичную атаку вышла наша подводная лодка. Описание ее действий Вы найдете в статье «Подвиг «Пантеры» – первая победа советских подводников» . Посмотрите ее, и Вы увидите, насколько профессиональнее действовали русские подводники.
Зарождение советского подплава
Прошло несколько лет. «L-55» по-прежнему лежала на дне моря, и казалось, что о ней все забыли. Но вот осенью 1926 года во время боевого траления в Копорской губе один из тральщиков случайно зацепил и поднял на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке «L-55». Погибшая «англичанка», как шутливо называли ее моряки, сама напомнила о себе и весьма кстати.
В середине 20-х годов, СССР приступил к строительству современных боевых кораблей. Принятой в ноябре 1926 года шестилетней программой военного судостроения предусматривалась постройка 12 подводных лодок. Однако советское кораблестроение только начинало возрождаться после длительного периода войн и разрухи.
Ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. В то время сформировалась сравнительно небольшая группа кораблестроителей-подводников во главе с Б.М. Малининым.
Позднее он писал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». Любопытно, что Б.М. Малинин имел тогда в подчинении всего… 6 человек. Примерно такие же трудности приходилось преодолевать и при развитии подплава перед первой мировой войной. Подробности читайте в статье о подводной лодке «Минога» .
Чтобы облегчить работу наших конструкторов, решили поднять «L-55» и изучить достижения англичан в этой области. Но сначала требовалось отыскать лодку. Такой приказ в ноябре 1927 года получили тральщики «Змей» и «Клюз». Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 года наши тральщики успели только частично разминировать этот район. Действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, а также четырехпалые якоря (кошки), «Змей» и «Клюз» 20 ноября обнаружили «L-55» на глубине 32 м.
Потопление эсминцами «Азард» и «Гавриил» английской подводной лодки «L-55»
С картины Н.Е. Бубликова и Г.В. Горшкова
Подъем и изучение лодки
Подъем лодки поручили Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Было решено подвести под днище «L-55» четыре гибкие металлические полотенца и поднимать их специальными кранами. Этот способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки.
Из-за минной опасности работы приходилось вести с особой осторожностью. Например, однажды рядом со спасательным судном «Коммуна» всплыла английская мина. Она прошла совсем близко от спасательного судна, не задев его. Утром 11 августа 1928 года подводную лодку «L-55» подняли, а через два дня ввели в один из кронштадтских доков.
При очистке и осмотре отсеков лодки были обнаружены останки 38 погибших английских подводников, которые были отправлены в Англию для захоронения на родине.
Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта полностью разрушены. Сильно повреждены многие механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время, аккумуляторная батарея, снаряды и торпеды, остались целы. Все свидетельствовало о том, что «L-55» погибла в результате подрыва на английской мине. В уцелевшей части надстройки было видно круглое отверстие, пробитое, артиллерийским снарядом с одного из эсминцев.
Советские специалисты тщательно обследовали «L-55». Полученный при этом опыт и знания были использованы в технических проектах отечественных подводных лодок. «Восстановление «L-55″ было желательно, т.к. в истории еще не было случая, чтобы английский боевой корабль когда-либо плавал под чужим флагом! Это было поводом для национальной заносчивости англичан.
А если чужой флаг будет красным, социалистическим! Это перерастало в серьезное политическое событие. Б.М. Малинин справедливо гордился тем, что нам удалось воспроизвести все разрушенные конструкции с большой точностью, хотя никаких чертежей на лодке не было найдено», отметил участник этих работ С.А. Базилевский.
В торжественной обстановке 7 августа 1931 года на бывшей английской подлодке «L-55» был поднят Военно-морской флаг СССР. Она вошла в состав подводных сил Балтийского моря с прежним бортовым номером, только английскую букву L заменили на русскую Л. Сделано это было в духе старой морской традиции.
Еще Петр I оставлял плененным, а затем зачисленным в состав российского флота, кораблям их прежние названия. И в данном случае, «англичанка» должна была напоминать врагам, что военные моряки бдительно стоят на страже безопасности страны. После Великой Отечественной войны в нашем флоте было довольно много трофейных кораблей, в том числе два линкора. Судьба одного из них — линкора «Новороссийск» , до сих пор вызывает большой интерес в обществе.
С 1933 года лодка использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава, а в годы Великой Отечественной войны ее переоборудовали в плавучую зарядовую станцию. В феврале 1945 года подводная лодка «Л 55» была исключена из состава Военно-Морского Флота СССР.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
- Аммон Г. А. Морские памятные даты. Москва 1987 г.
- Доценко В. Д. Морские битвы России XVIII-XX веков. СПб. 1998 г.
- Быховский И. А. Героическая «Пантера». Ленинград. 1959 г.
- Базилевский С.А. У колыбели подводного флота. Записки конструктора. Санкт-Петербург. 1996 г.
История подводной лодки «L-55» также как и история российского подплава представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!
Источник: korvet2.ru