Наверное, сама атмосфера Севастополя навеяла мне желание посетить какой-нибудь военный и памятный музей. И таковой нашелся в соседней Балаклаве, которая неожиданно оказалась частью города Севастополя, хотя находится не так уж и близко.
Официальное название этого объекта — военно-исторический музей фортификационных сооружений, а в народе просто музей подводных лодок. Что не очень корректно, учитывая, что в самом музее сейчас практически нет никаких лодок.
Но сначала до музея надо добраться. Обычно такие объекты находятся где-то в центре города, но оказавшись в Балаклаве я поняла, что в данном случае это не так. Чтобы попасть в вышеназванный музей нужно было преодолеть какой-то пустырь, стройку, старую железную дорогу. Я шла одна, и чувствовала себя крайне некомфортно.
Секретные места Крыма. Балаклава. Подземная база подводных лодок. Путешествие по Крыму #54
Тем более, что там явно что-то трещало и рушилось, а других людей вокруг меня не было и в помине. Ни одного человека. В связи с чем у меня возникло ощущение, что я иду куда-то не туда.
Но шла я правильно, и в итоге оказалась на набережной и увидела перед собой довольно внушительный вход в музей, сразу производящий впечатление своей монументальностью.
А по другую сторону бухты были видны очень симпатичные балаклавские домик и много плавсредств, на которых всем туристам сразу же начали предлагать прокатиться. К слову, на улице было холодно, поэтому желающих на водную экскурсию не обнаружилось. Пришедшие мечтали поскорее войти в музей, чтобы согреться и спастись от ветра.
Однако не рассчитывайте на тепло внутри музея, там градусов 15. В момент моего посещения на улице было еще холоднее, поэтому люди были одеты по погоде. Но если вы надумаете заглянуть в музей летом, то лучше там не появляться с голыми ногами, также вам понадобятся кофты и куртки, потому как можно здорово замерзнуть. Кстати, в музей также можно попасть и по воде на лодочке, но мне такой способ путешествия представляется странным, все ж это не Венеция, романтики никакой.
Подводная лодка ПЗС-50 (С-49) заходит в канал подземного музейного комплекса в Балаклаве
Пока я ждала экскурсовода, основательно изучила всю информацию вокруг входа. Кто бы мог подумать, что у наших вооруженных сил есть свой храм.
Кстати, по поводу экскурсовода. Без него в музей попасть невозможно, что в данном случае очень даже обоснованно. Я бы не рискнула передвигаться в таком сооружении самостоятельно. Это не совсем привычный для нас музей, там можно и заблудиться, и забрести не туда. В общем, гулять одному по этим коридорам небезопасно.
Изнутри музей поражает с первого взгляда, — огромные пространства, широкие коридоры, гулом отдающиеся шаги. Голос экскурсовода теряется где-то вдалеке. Атмосфера мрачная. Не смотря на простор чувствуешь себя где-то в казематах. Мне сложно представить, что здесь когда-то реально работало много людей, которые ходили сюда каждый день! И как только выдержала их психика.
Тем более, что и надписи на стенах не прибавляют позитивного настроения, о котором здесь явно никто не заботился.
Я еще не сказала главного — назначения предприятия, которое существовало тут до музея. Именно здесь во времена холодной войны обслуживали и ремонтировали подводные лодки, в том числе, работая и с радиоактивными материалами. Понятно, что ранее местонахождение такого стратегически важного объекта было строго засекречено.
Официально предприятие называлось объект 825 ГТС, по-простому — городская телефонная станция. И по словам экскурсовода даже в самой Балаклаве далеко не все знали, что это такое на самом деле. Говоря откровенно, я в этом сразу засомневалась. Скорее всего, местные люди все прекрасно знали, но благоразумно делали вид, что не в курсе.
Мне кажется нужно иметь немало мужества, чтобы иметь под боком радиоактивное предприятие, в котором в случае малейшей ошибки может произойти утечка, и продолжать жить неподалеку, а тем более там работать.
Почему я думаю, что люди могут этого бояться? Просто когда я впервые рассказала, что просто сходила в такой музей, некоторые знакомые сообщили мне, что я сошла с ума, и там может быть какая-то радиация. Однако я не думаю, что кто-то стал бы делать экскурсии в этом случае, и вообще работать в этом месте. Сейчас все это несложно измерить с помощью дозиметров. И экскурсовод сказала, что в Балаклаве никогда не было утечек, люди работали аккуратно, поэтому уровень радиации «в горе» даже ниже природного.
Но страхи все равно остаются, поэтому когда мы подошли к красному коридору, где работали с радиоактивными материалами, мне кажется, все почувствовали небольшой дискомфорт. К счастью, никто не сбежал, потому что бежать там было некуда.
Почему для такого важного объекта была выбрана именно Балаклава? Бухта имеет уникальное расположение, со стороны моря она не видна. Кроме того, предприятие построено прямо в горе Таврос, что позволяет замаскировать его еще лучше.
Вот так примерно я себя и ощущала внутри этого объекта — как хозяйка медной горы, исследующая огромный исторический комплекс. Мне даже не нужны были подводные лодки, чтобы получить эти впечатления, было достаточно просто окружающей обстановки. Кстати, одна небольшая подводная лодка все-таки там была — мини-вариант, модель Тритон. Такие лодки были нужны для доставки водолазов в районы проведения операций.
Кстати, в двух словах расскажу, как здесь ремонтировались подводные лодки. На территории расположен сухой док, который сначала заполнялся водой, туда помещали лодку, а потом воду откачивали, и можно было начинать ремонт, который занимал примерно 3-4 недели.
Но как я уже сказала, сейчас настоящих подводных лодок в музее нет, но есть много макетов этих лодок. Я их не фотографировала, потому как макеты на мой взгляд — это не интересно. Также там немало информационных стендов, и даже инсталляций внутренностей подводных лодок, некоторые из них довольно забавные. Например, пульт управления, почему-то названный сказочным именем Садко.
А в минно-торпедной части музея можно обнаружить боевые снаряды. Как я поняла, полосато-красные торпеды — учебные, а зеленые уже настоящие.
Висят здесь и суровые плакаты, напоминающие о временах холодной войны, а экскурсовод подробно рассказывает историю развития ядерного вооружения. Слушать об этом непросто, но что поделаешь — история. История человеческой глупости.
Я не рассказала об еще одном важном назначении этого предприятия. Помимо ремонта подводных лодок, оно могло еще и укрыть их во время атомной войны, но не только их, а еще около 3000 человек. И помимо этого нанести еще и ответный ядерный удар. Мне даже писать страшно о тех сценариях, которые продумывали люди, создавая этот объект.
За толстыми непроницаемыми дверями можно спрятаться надолго. А таких дверей в данном месте очень много, и весят они — тонны.
Но не весь объект доступен для посещения. Какие-то казематы остались мною неисследованными, и кто знает, что там творится, но скорее всего — все разваливается.
Выйдя из музея на свежий воздух я почувствовала, словно гора упала с плеч. С одной стороны, впечатлений было — море, а с другой, сложно думать о таких вещах и соприкасаться с ними, особенно когда ты не суровый воин, а невинная туристка, просто старающаяся передать свои эмоциональные впечатления широкой публике.
Рекомендую ли я сходить в этот музей? Интересующимся военной историей — однозначно да, любителям ярких впечатлений — тоже да. Это же по сути беспрецедентно, что такой объект открыт для изучения всем желающим. Но если вы хотите просто отдохнуть и расслабиться, то лучше туда не ходить.
Музей вызывает разные эмоции, в том числе и тревожные, там внутренне собираешься и начинаешь думать о чем-то глубоком и серьезном. А нужно ли это в отпуске? Решать вам.
Источник: knevz.livejournal.com
Военно-исторический музей фортификационных сооружений, Севастополь, Балаклава — отзыв
Прямой репортаж из мест съемок нашумевшего фильма 2017 года «Крым»! Рассказ о посещении музея подводных лодок в Балаклаве, в котором и проходили съемки! Но его стоит посетить не только поэтому…
Очередные ноябрьские выходные позади, благодаря которым я стала богаче на впечатления, эмоции и новые знания! А также я запаслась целой картой памяти красивых фотографий, которыми с удовольствием с вами буду делиться. Сегодня мой рассказ будет направлен на уникальнейшее место в Крыму – Музей подводных лодок или Музей фортификационных сооружений Объект 825 ГТС, который находится в Балаклаве, окраина Севастополя.
Отмечу, что в Балаклаве я была уже очень много раз, и несколько раз подряд мы хотели попасть в это интересное место, но каждый раз нам что-то мешало, поэтому моя жажда все же посмотреть этот легендарный музей была просто огромной.
Найти музей не сложно, он находится на противоположной стороне набережной и добраться к нему можно, просто повернув на повороте вправо не доезжая набережной. Будьте осторожны, там есть ограничения движения транспорта в какие-то определенные часы, поэтому возможно автомобиль придется оставить здесь и пройти несколько метров до самого музея. Но дорога не сложная, тем более легендарная – помните, как герой Игоря Петренко возил дочь чиновника на красивой Волге по фантастическим улочкам в фильме «Водитель для Веры»? Так вот эта дорога как раз и попала в кадры фильма! Но на этом параллель с кинематографом не заканчивается – события нашумевшей премьеры 2017 года фильма «Крым» в частности разворачиваются на территории музея, именно здесь укрываются недоброжелатели с оружием.
Но вернемся к самому музею. Посетить его можно в любой день, кроме понедельника и вторника. Стоимость взрослого билета – 300 руб, детский 150 руб.
На территории объекта действуют строгие правила, поэтому при входе возможен досмотр ручной клади на выявление запрещенных предметов и алкоголя. Также дети до 5 лет строго не допускаются из-за атмосферы внутри и повышенной влажности. Температура в помещениях музея всегда одинакова +15 градусов, поэтому если вы планируете посещение летом, нужно подумать об утеплении. Туалета внутри нет, только на улице установлены биотуалеты, экскурсия длится полтора часа.
Нас досмотр ручной клади миновал, мы сгруппировались возле экскурсовода и ждали начала рассказа. Отмечу, что гид имеет микрофон, поэтому прислушиваться не пришлось, все слышно даже издалека. Но рассказ показался суховатым, ощущение, что экскурсовод не вкладывает эмоции в происходящее.
База по ремонту подводных лодок была построена в 1957 году. Из-за повышенной секретности сооружению было присвоено название «Объект 825 ГТС», где по некоторым источникам аббревиатура «ГТС» расшифровывалась как «городская телефонная станция» исключительно для конспирации.
Строительство сооружения в первые годы проходило вручную, это заметно по неровным стенам укрепления – рабочие просто вырубали в горе Таврос укрытые коридоры. Из-за повышенной секретности базы Балаклава была сверхзакрытым городом, попасть сюда можно было только по документам с местной пропиской или же собрать кипу документов для въезда. Такая ситуация продлилась аж до 90-х годов. Сейчас объект функционирует как музей, ремонтом и укрытием подводных лодок здесь уже не занимаются. Музей достаточно молодой, в 2013 году он праздновал свое 10-летие.
Маршрут составляет около 1 км, пройдя по которому мы в основном видели длинные коридоры с массивными дверьми и большими информационными плакатами.
Также по всему пути встретилось очень много макетов подводных лодок и легендарных знаменитых кораблей, которые обеспечивали мирное небо над головой жителей Советского Союза. Глядя на масштаб самой ремонтной базы, лодок и кораблей, захватывает дух, как много было сделано, чтобы защититься и сделать Союз мощнейшей державой.
Маршрут ведет к сухому доку, куда заходили субмарины на ремонт, место очень впечатляющее и масштабное, а еще крайне эффектное для фото. Здесь, по словам экскурсовода, водится рыба. Больше всего поразила настоящая подводная лодка в мини-формате, такая милая и похожа на металлического дельфина.
По ходу всей экскурсии мы увидели очень много боевых снарядов подлодок, их части, макеты с полной реконструкцией внутренней организации, предметы быта с настоящих субмарин, документы и прочие экспонаты. Очень понравилось, что есть даже натуральные восковые фигуры моряков, которые переносят в боевую атмосферу.
До дрожи ранила сердце лишь недавно открытая выставка, посвященная подводникам с печально известной атомной подлодки «Курск», прошло уже 17 лет, но в памяти свежа память о 118 членах экипажа, которые так и не вернулись домой. Экспозиция создана силами родственников, которые передали музею личные вещи моряков.
Несмотря на специфику музея, мне, девушке-блондинке, очень понравилось, считаю, что побывать однозначно стоит, особенно с подростками-мальчиками, которые будут в восторге от количества макетов и познавательной информации!
Приглашаю Вас в другие мои отзывы на достопримечательности Крыма:
Винодельческое хозяйство «Усадьба Перовских» ЗДЕСЬ.
Завод марочных вин «Инкерман» ЗДЕСЬ.
Инкерманский Свято-Климентовский монастырь ЗДЕСЬ.
Бахчисарайский парк миниатюр ЗДЕСЬ.
Источник: irecommend.ru
masterok
Балаклава очень крутое место. Я пожил там пару дней в качестве туриста. Но так же я могу сказать, что сейчас она все же выглядит не очень презентабельно. Нет, конечно там есть своя атмосфера, красивые виды и история, но это не современное туристическое место. Там и сейчас много туристов, но они не знают чем там заняться и что делать.
Сидят по дорогущим ресторанам, ведь вечерами тут больше ничего не происходит. Даже набережная тусклая и унылая.
Сейчас туда можно приехать на 3 часа и этого будет достаточно, а там есть намного больший потенциал. Из этой бухты можно сделать «конфетку». Недавно tema Лебедев показывал варианты благоустройства бухты. Что то надо делать однозначно. Но пост собственно не об этом.
Практически все уже знают, что Объект 825 ГТС в Балаклаве — это подземная база подводных лодок, секретный военный объект времен холодной войны. И хотя понятное дело, что никаких лодок там давно нет, мне всегда хотелось там побывать.
Вот как я увидел эту экскурсию в видеоформате:
Подписывайтесь на мой канал в Ютюбе — https://www.youtube.com/c/MasterokST
А вот несколько фоточек, информации и рассуждений .
Фото 2.
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн.
Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Фото 3.
Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника.
При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
После развала СССР в 1991 году велись долгие переговоры о разделе советского Черноморского флота между ЧФ России и военно-морскими силами Украины. Несколько лет флот стоял на приколах под военно-морским флагом Советского Союза.
Лишь летом 1994 года начались подвижки в переговорном процессе: Украина тогда предложила включить Балаклаву в состав Крымской военно-морской базы для совместного базирования двух флотов (туда также должны были попасть Донузлав, Керчь, Севастополь и Феодосия). В январе 1995 года был подписан договор о разделе флота — 81,7% отошли бы России, 18,3% — Украине (часть украинской доли предполагалось выкупить). Однако его реализация затянулась. Более того, в нем слов о сохранении прав ЧФ на базу в Балаклаве не было.
В результате с 1993 года база не функционировала, а на баланс ВМС Украины была передана лишь в 2000 году. В результате она сильно пострадала от мародеров. А с 2003 года Киев принял решение сделать из базы музей. Таким образом, ремонтные доки и каналы для вывода подлодок, пробитые под скалами, стали общедоступны.
Тем не менее в мае 2010 года представители России, в частности тогдашний постоянный представитель страны при НАТО Дмитрий Рогозин, заявили о возможном возобновлении базы в Балаклаве, однако представители Украины тогда ответили, что это противоречит украинской конституции.
После 2014 года вопрос поднимался вновь. Понятно, что объект уже давно не секретный, много уже давно там не в рабочем состоянии или просто отсутствует.
Интересно, реально ли вернуть в строй такой объект? Или поставлю вопрос по другому: может ли он пригодится современным ВМС РФ или нет?
Ведь в случае положительного ответа Балаклаву вероятно опять могут закрыть для туристов .
Источник: masterok.livejournal.com