Если линкоры и авианосцы — самые крутые корабли, а крейсера — самые универсальные, то эсминцы и миноносцы — самые многочисленные, недорогие, и, пожалуй, самые полезные из крупных кораблей. Достаточно быстрые, чтобы уйти от любого более крупного противника, достаточно грузоподъемные, чтобы поучаствовать в высадке и/или снабжении десанта, достаточно сильно и разнообразно вооруженные, чтобы бороться не только с себе подобными, но и с более крупными кораблями, самолетами, москитными силами и подводными лодками. И достаточно дешевые и многочисленные, чтобы неизбежные на войне потери не приводили к большим проблемам с их возмещением.
- 1 Немного истории
- 1.1 Кому интересна история класса кораблей в подробностях, прошу сюда
- 3.1 Литература
- 3.2 Кино
- 3.3 Телевидение
- 3.4 Аниме
- 3.5 Видеоигры
- 3.6 Настольные игры
- 4.1 Литература
- 4.2 Телесериалы
- 4.3 Аниме
- 4.4 Видеоигры
Немного истории
Миноносцы как класс появились на рубеже 1870-80-х годов и изначально представляли собой те же паровые минные катера, только цельнометаллические и вооруженные самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) и какой-никакой артиллерией. К началу ХХ века из многочисленного класса миноносцев выделились «истребители миноносцев» (torpedo-boat destroyer) — более крупные корабли, вооруженные пушками, уже пригодными для безнаказанного расстрела более старых и менее крупных миноносцев и аналогичных «истребителей», но еще малопригодных для борьбы с крупными кораблями. К концу Первой мировой старые миноносцы окончательно вымерли, зато эсминцы появились практически у всех имеющих выход к морю государств.
Как появились эсминцы?
Во Вторую мировую вступили уже качественно иные эсминцы — большинство кораблей уже получили артиллерийские орудия, опасные не только для себе подобных, но и для крейсеров, кардинально улучшили противовоздушную оборону и обзавелись необходимыми для ночных боев радиотехническими средствами. Ну а после войны эсминцы фактически перестали быть эсминцами — торпедные атаки ушли в прошлое, главным оружием кораблей стали зенитные и противокорабельные ракетные комплексы, а также вертолеты. Особенно отличилась Япония, построившая сначала серию эсминцев с усиленной авиагруппой из трех вертолетов (вместо стандартных одного-двух), а затем — эсминцы-веторлетоносцы с настоящей лётной палубой для десятков вертолётов, и способной принять самолёты вертикального взлёта и посадки (которых у Японии нет — им не продали).
Кому интересна история класса кораблей в подробностях, прошу сюда
Тот самый «Батум»
После успешного боевого дебюта минных катеров в русско-турецкой войне 1877-78 годов начался поиск путей превращения этого излишне прибрежного типа боевых плавсредств во что-то более автономное и боеспособное. В 1879 году на верфи «Ярроу» в Великобритании был заложен первый классический миноносец, ставший, по сути, образцом для аналогичных кораблей аж до начала XX века — заказанный русским морским министерством миноносец «Батум»: полностью стальной корабль водоизмещением в 50 тонн, вооруженный двумя минными (торпедными) аппаратами и способный развить огромную по тем временам скорость в 22 узла [1] . После постройки миноносец своим ходом(!) дошел из Англии до Николаева, чего до этого также не делал ни один корабль подобных размеров. Разумеется, одним миноносцем никто ограничиваться не стал — в течение 1880-х годов миноносцы по образцу «Батума» появились во множестве государств: в Великобритании, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии, Испании, Японии и многих других (лидерство долгое время удерживала Россия, только к началу XX века уступившая первенство Франции и Великобритании). Все они имели сходные характеристики — водоизмещение в 70-120 тонн, скорость 16-20 узлов, пару малокалиберных пушек и пару минных аппаратов. Основными производителями миноносцев были британские фирмы «Ярроу» и «Торникрофт», французская «Норман» и немецкая «Шихау».
Какая задача ставится перед эсминцем? (ВМВ)
«Вайолет», типичный 400-тонный британский истребитель
«Буйный», аналогичный корабль отечественной постройки. В носовой части установлен практически бесполезный аппарат для метания шестовых мин
«Муракумо», еще один аналог, детище японских верфей
В 1890-е годы развитие миноносных флотов шло по нескольким направлениям. Во-первых, продолжалось эволюционное развитие классических миноносцев — наследников «Батума»: водоизмещение постепенно подросло до 150—180 тонн, скорость увеличилась до 25 узлов, традиционно располагавшиеся в носу минные аппараты переместились к бортам, а их место заняла пушка.
Во-вторых, были предприняты попытки создать более крупные минные корабли — так называемые «минные крейсера», но в результате получались либо небольшие и слабо вооруженные крейсера, либо очень крупные и медленные миноносцы. Наконец, последним и наиболее удачным вариантом стало банальное усиление вооружения на новых миноносцах за счет роста водоизмещения — построенные во второй половине 1890-х годов 27-узловые и 30-узловые [2] серии миноносцев при тех же двух-трех минных аппаратах получили 75-мм пушку и 3-5 малокалиберных скорострелок. Эти корабли уже могли догнать и уничтожить любой миноносец более ранних проектов и получили соответствующее название — «истребители миноносцев» (torpedo-boat destroyer) или эскадренные миноносцы (поскольку эти корабли уже могли сопровождать броненосцы и крейсеры в открытом море, а не только действовать в прибрежных водах). Большинство развитых европейских стран и Япония быстро перешли с миноносцев на эсминцы, исключением стали Франция, построившая на рубеже XIX-XX веков почти три сотни 150-тонных и 200-тонных миноносцев и только к 1910 году обзаведшаяся нормальным количеством морально устаревших «истребителей» [3] и США, где до Первой мировой минных кораблей в товарных количествах вообще не строили.
Следующий шаг в развитии миноносцы сделали после русско-японской войны — бои миноносцев под Порт-Артуром и переход Тихоокеанской эскадры продемонстрировали, что 200-тонные миноносцы для походов в океан не пригодны в принципе (да и 400-тонные «истребители» хождение за три моря выдерживают не очень), а вооружение «истребителей» явно недостаточно — нужна еще одна 75-мм пушка, а лучше — не одна. Первый шаг сделали обладатели военного опыта: Япония заложила крупную серию эсминцев типа «Камикадзэ» (450 тонн, 6 — 76-мм пушек), Россия — серию эсминцев типа «Доброволец» [4] (550—700 тонн, 2 — 76-мм и 4-6 — 57-мм пушек, впоследствии — 2 102-мм пушки, 2 однотрубных торпедных аппарата), затем аналогичные корабли начали строить в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. С 1908 года в качестве двигателей на эсминцах стали использоваться турбины, позволившие уже не на бумаге, а в реальности достичь 30-узлового хода. Тем не менее, фактически новые эсминцы представляли из себя все те же увеличенные в размерах «истребители», просто вооруженные уже не 76-мм, а 100-мм пушками и не однотрубными а спаренными торпедными аппаратами.
«Новик» собственной персоной.
И его немецкий конкурент V-25. Свято чтим традицию не ставить больше двух пушек и двух торпедных аппаратов на один корабль
Британский «алфавитный» эсминец 1918 года
Американский гладкопалубный эсминец «Уикс».
В 1913 году в России был построен эсминец «Новик», значительно превосходивший большинство существовавших на тот момент эсминцев практически по всем характеристикам (водоизмещение 1360 тонн, скорость 36 узлов, вооружение — 4 102-мм пушки, 4 спаренных торпедных аппарата, в конструкции впервые был применён революционный принцип «зачем закладываться на полвека эксплуатации, если всё равно через десять лет безнадёжно устареет», что позволило выбирать другие конструкционные материалы и дало огромный выигрыш в массе корпуса).
— Взгляните, адмирал, на палубу: кроме стрингера, в котором вся крепость, все остальное, представляющее как бы крышу, проржавело почти насквозь, трубы, их кожухи, рубки и т.п. — все изношено. Посмотрите на ваш эсминец, на нем все как новенькое; правда, наш миноносец шесть лет без ухода и без окраски, но не в этом главная суть.
Ваш миноносец построен из обыкновенной стали, и на нем взято расчетное напряжение в 7 кг на 1 кв.мм, как будто бы это был коммерческий корабль, который должен служить не менее 24 лет. Наш построен целиком из стали высокого сопротивления, напряжению допущено в 12 кг и больше, местами до 23 кг/кв.мм. Миноносец строится на 10–12 лет, ибо за это время он успевает настолько устареть, что не представляет больше истинной боевой силы. Весь выигрыш в весе корпуса и употреблен на усиление боевого вооружения, и вы видите, что в артиллерийском бою наш миноносец разнесет вдребезги по меньшей мере четыре, т.е. дивизию ваших, раньше чем они приблизятся на дальность выстрела своих пукалок.
В 1916-17 годах подобные характеристики стали типовыми для всех эсминцев воюющих стран. Тогда же большинство стран перешло с 450—500 мм торпедных аппаратов на стандартный до сегодняшнего времени калибр в 533 мм. Еще одной новинкой времен войны стало появление лидеров — эсминцев, более крупных и мощных чем стандартные, предназначенных для обеспечения действий своих менее крупных собратьев, а также для размещения командующих отрядами эсминцев. Появились на эсминцах и новые типы вооружения — зенитки и глубинные бомбы.
Старый «алфавит» был хорош, но и новый не хуже. В 30-е и 40-е годы британцы построили столько подобных этому середнячков, что закончился английский алфавит (эсминцы строились сериями по 8 кораблей: 8 с названиями на «A», 8 на «B» и так далее)
Z-31, один из самых мощных германских эсминцев (часть кораблей вместо расположенной в носовой части пушки получили двухорудийную башню, что капитально ухудшило мореходность)
Источник: neolurk.org
ЭСКА́ДРЕННЫЙ МИНОНО́СЕЦ
ЭСКА́ДРЕННЫЙ МИНОНО́СЕЦ (эсминец), боевой корабль, предназначенный для уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок противника, противолодочной и противовоздушной обороны своих крупных надводных кораблей и судов на переходе морем и в бою, для обеспечения высадки мор. десантов, мор. перевозок, огневой поддержки войск на побережье, минных постановок и решения др. задач. В России как самостоят. класс кораблей Э. м. появились после рус.-япон. войны 1904–05 в ходе эволюции миноносцев и минных крейсеров . Первоначально задачей Э. м. была защита крупных кораблей эскадры от миноносцев противника.
С увеличением мощи арт. и противолодочного вооружения круг задач, решаемых Э. м., расширялся. В 1913 в строй вступил рос. Э. м. «Новик» , долгие годы являвшийся одним из лучших кораблей этого класса. Во время 1-й мировой войны Э. м. превратились в корабли многоцелевого назначения.
Во 2-й мировой войне они выполняли задачи по защите соединений крупных кораблей и конвоев транспортов от нападения лёгких (надводных) сил и самолётов, уничтожали ПЛ, ставили минные заграждения. В послевоенное время на вооружение Э. м. поступили комплексы ракетного оружия разл. назначения, высокоточные средства навигации, автоматизир. средства связи и боевого управления и др.
Совр. Э. м. по кругу решаемых задач и боевым возможностям являются универсальными боевыми кораблями. Самый массовый корабль этого класса – Э. м. ВМС США типа «Арли Берк» (водоизмещение ок. 9600 т, 96 универсальных ПУ для стрельбы зенитными, противолодочными и крылатыми ракетами, 2 трёхтрубных торпедных аппарата, 1 автоматич. артустановка калибра 127 мм, 2 вертолёта). В РФ ведётся проектирование Э. м. нового поколения с ядерной энергетич. установкой.
Источник: bigenc.ru
Что такое «эсминец» и чем он отличается от других типов кораблей?
Мы часто видим в новостях, что американский эсминец приблизился к нейтральным водам России или совершил очередную провокацию. А вы никогда не задумывались о том, что же означает это слова «эсминец», и откуда оно взялось.
На самом деле, в разных странах используются разные обозначения морских кораблей. К примеру, слово «эсминец» обозначает – эскадренный миноносец. Для удобства было сделано сокращение. В ВМФ США нет эсминцев. Такие корабли подобного класса они называют «Истребителями».
По уровню огневой мощи, эсминец идёт на втором месте, после крейсера. Основное отличие их в том, что эсминец действует в составе эскадры, тогда как крейсер обладает всеми необходимыми средствами, чтобы выполнять большинство задач самостоятельно.
В давние времена, основу вооружения эсминцев составляли торпеды. По сути, это был торпедоносец. Однако, современные эсминцы могут оснащаться вооружением различных типов, вплоть до нескольких вертолётов.
В настоящее время в мире насчитывается всего 2 сотни эсминцев. В среднем, каждый эсминец имеет в длину до 150 метров, и водоизмещение до 10 тонн. У России на вооружении находится три корабля такого типа. Правда, наши моряки привыкли классифицировать их как БПК – большой противолодочный корабль. По сути, БПК представляет собой именно эсминец, вооружение которого направлено на борьбу с кораблями противника.
Как вы думаете, стоит ли России делать ставку на корабли такого класса, или лучше озаботиться о производстве крейсеров?
Источник: pulse.mail.ru
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Источник: newsland.com
В чем разница между фрегатом и эсминцем? Naval Post «по-простому»
Если вы не моряк и не имеете отношение к флоту, трудно ответить на этот вопрос — «в чем разница между фрегатом и эсминцем?».
Эсминец и фрегат различаются тоннажем, вооружением, характером выполняемых задач, возможностями и размерами. Однако, не существует стандарта, определяющего военный корабль как эсминец или как фрегат. Разные страны имеют разные определения и представления о том, что должен делать эсминец, а что фрегат. Например, ВМС США имеет 9000-тонный эсминец типа Arleigh Burkeкак, а Иран может назвать эсминцем и 95-метровый корабль типа Moudge. Британская Naval Post попыталась «по-простому» объяснить разницу между фрегатом и эсминцем.
Фрегаты
Фрегаты это самый маленький класс из трех основных классов БНК (боевой надводный корабль) и, возможно, самый маленький «голубоводный», то есть океанский военный корабль.
Первоначально фрегатом именовали судно имевшее длинную и низкую конструкцию. Некоторые длинные быстроходные линейные корабли назывались «построенными на фрегатах» (frigate-built). Это был полностью оснащенный корабль с единственной выделенной орудийной палубой. Фрегаты имели минимальный набор оружия, обычно использовались для разведки, патрулирования, эскортов больших судов, иногда действовали независимо и даже назывались крейсерами.
Получив броню и башенные орудия фрегат стал крейсером, так как уже не было «орудийной палубы», определяющей особенности фрегата. Термин «фрегат» исчез примерно в конце 1800-х годов и не появлялся до Второй мировой войны
Британцы нуждались в корабле для сопровождения конвоя. Эсминцы выполняли почти ту же роль, что и фрегаты в эпоху парусного флота, однако океанские эсминцы были относительно быстры и несли торпеды.Патрульные катера были недостаточно быстры и не обладали достаточной дальностью действия или мореходными качествами, чтобы сопровождать конвои и защищать их от подводных лодок. Был создан средний класс БНК, который был не так быстр и хорошо вооружен как эсминцы (не имел вооружения против подводных лодок или самолетов), но все же двигался быстрее, чем конвойные суда. Он был больше патрульных катеров, чтобы перевозить больше топлива и выдерживать бурную океанскую погоду и волны. Англичане переработали термин «фрегат» для определения этого нового класса кораблей.
Эсминцы
В военно-морской терминологии эсминец — это быстрый, маневренный, прочный военный корабль, предназначенный для сопровождения крупных судов флота, конвоя или боевой группы и защиты их от мощных атак ближнего радиуса действия. Первоначально они были разработаны в конце 19-го века Фернандо Вильяамилем (Fernando Villaamil) для испанского флота в качестве защиты от торпедных катеров, и ко времени русско-японской войны в 1904 году эти «уничтожитель торпедных катеров» (TBD — torpedo boat destroyers) были «большими, быстрыми и мощно вооруженными торпедными катерами, предназначенными для уничтожения других торпедных катеров». Далее термин TBD был сокращен до просто «эсминец» почти всеми флотами к Первой мировой войне.
Эсминцы намного меньше линкоров, но больше фрегатов, обычно имеют одну пушку (5 дюймов по сравнению с 16-дюймовыми на линкорах типа «Айова») и много ракет, включая противокорабельные, наземные и крылатые ракеты («Томагавки» в американском случае). Современные эсминцы часто также имеют вертолетную площадку, что помогает в противолодочной войне.
Эсминец изначально был классом БНК для прикрытия линкоров и крейсеров с их мощными, но нескорострельными пушками от высокоскоростных и маневренных торпедных катеров, введенных в строй примерно в конце 1800-х годов.
Фрегат против эсминца
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем размыта. В общем, эсминец тяжелее, имеет большую огневую мощь и немного быстрее фрегата. Фрегаты также имеют тенденцию уделять больше внимания противолодочным миссиям. Однако оба класса БНК часто способны выполнять несколько миссий.
В более обширных сражениях фрегаты либо группировались, чтобы противостоять более серьезным угрозам, либо сопровождали более крупный корабль, чтобы предотвратить фланговый удар противника. Эсминец — его тезка, он также предназначен для уничтожения других кораблей, самолетов, людей, подводных лодок. С другой стороны, фрегаты более многочисленны и менее затратны в постройке, чем эсминцы.
В современной морской войне рассматриваются различные угрозы – при столкновении с атаками авиации эсминцы стремятся защитить себя от современной угрозы и защитить любые корабли в составе. Следовательно, имеют оружие и сенсорные системы большей дальности.
Фрегаты, как правило, не нужны для защиты других — они предназначены для защиты самих себя.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Комментариев 3
Александр Патраков 21.03.2021
Миноносец — корабль несущий мины (самодвижущимися минами тогда называли торпеды). Эсминец — чисто русское название этого класса. Это сокращение — от эскадренный миноносец (миноносец, предназначенный для действие в составе эскадры). Большой миноносец. Большой эсминец — называется Лидер. Так же как и Линкор — сокращение от Линейный Корабль.
Англосаксы называют эсминцы — Истребителями. А контр-миноносец — это французская морская школа. Но у них есть отличия в конструкции и применении…
Аркадий 01.04.2022
<А контр-миноносец — это французская морская школа.>Французы были родоначальниками этого класса. 4 контр-миноносца типа «Кит» (иногда тип называют «Касатка»), построенные для нужд ИРФ были построены в Германии в соответствии с итальянской и германской школой и взглядом. Вторым названием класса были «истребитель».
В дальнейшем они были переквалифицированы в класс эскадренных миноносцев. Главным их предназначением была борьба с миноносками и миноносцами противника и несмотря на наличие самоходных мин (торпед) их главным оружием была противоминная артиллерия.
У англичан он так и остался называться «истребитель» («разрушитель»). «Контр-миноносец», он же «истребитель», он же «разрушитель», возник из класса быстроходных канонерских лодок для борьбы с массой появившихся к тому времени миноносок и миноносцев и представляющих большую опасность для больших кораблей. В дальнейшем их стали применять для сопровождения эскадр, от чего они и получили в русском флоте своё название.
Что касается конструктивных отличий и отличий в применении, то они менялись в ходе эволюции этого класса боевых кораблей. У миноносца или миноноски главным и подчас единственным оружием были самоходные мины.
В дальнейшем эти классы малых кораблей исчезнут, отдав свою роль своему основному противнику — эсминцу. * Кстати, самоходными минами вооружали канонерские лодки и минные крейсера (которые можно считать предвестниками лидеров). Эти два класса кораблей использовали для минных атак. Несколькими минными апаратами вооружали даже броненосцы.
Но в минные атаки они не ходили. * Полное название Лидера — лидер миноносцев. Не редко в качестве лидеров использовались легкие быстроходные крейсера или корабли специальной постройки. Лидер «Ташкент» имел неофициальное название «Голубой крейсер». * Понятие «большой» или «малый» менялось чуть ли не каждый год. То что сегодня считалось водоизмещением легкого крейсера, завтра становилось нормой для эсминца. В названии заложены не размеры а их функционал.
Источник: naukatehnika.com