Если атакующие лодки сомалийских пиратов приблизились вплотную к судну рекомендуется

Тактика пиратских формирований в основном сводится к следующему. Организованные пиратские группы, как правило, выходят в море на судне-базе («судне-матке»), в зависимости от водоизмещения буксирующей или транспортирующей несколько малоразмерных скоростных моторных лодок (катеров), в том числе по своей конструкции напоминающих спортивные. Указанные плавбазы могут нести флаг Панамы, иметь наименования JIJA, HOBI, MURI, быть окрашенными в черный, белый или голубой цвета. При этом для затруднения идентификации судна как пиратского, нередко используется съемный такелаж, маскирующий его под рыболовецкую шхуну, буксир или коммерческое судно другого класса.

С плавбазы осуществляется наблюдение и выбор подходящей цели, в качестве которой выбираются преимущественно суда с высотой борта не более 6 метров и скоростью хода до 16 узлов. При этом атакующие лодки (катера) либо скрываются за плавбазой. Либо маскируются среди скопления рыбаков, используя малую заметность своих низкобортных лодок (катеров) как для визуального, так и для технического обнаружения и распознавания, а также то обстоятельство, что рыбацкие плавсредства в ходе лова систематически меняют позиции, быстро и незакономерно маневрируют, допуская пересечение курса и чрезмерное сближение с проходящими коммерческими судами.

Пираты XXI века/ Владимир Прямицын и Кирилл Назаренко

В открытом море, обнаружив подходящую по всем параметрам цель, с ее подходом на дистанцию 10-20 кабельтов, скоростные пиратские лодки (катера) начинают ее преследование. При сближении на дистанцию эффективного применения оружия открывают огонь, подходят вплотную и идут на абордаж. Для подъема на борт используют штурмовые лестницы и прочные шнуры с железными крючьями.

В узкостях и в прибрежных районах, где суда стеснены в свободе маневра, пираты используют три основных приема.

1. Ночью пираты приближаются к корме судна на быстроходных катерах, забрасывают абордажные крюки и стараются незаметно подняться на палубу. Этот способ практикуется группами численностью до 15 человек со слабым вооружением.

2. Два пиратских катера (лодки) находятся в засаде по разным сторонам фарватера. Между катерами натягивается канат длиной до 100 м. При проходе судна его форштевень зацепляет канат и буксирует его вперед. Катера, соответственно, сближаются с судном, что обеспечивает нападение с двух бортов одновременно. Как правило, в таком нападении участвуют 15-25 вооруженных пиратов.

3. Пираты подходят к судну с разных направлений (преимущественно ночью) и открывают огонь из автоматического оружия по ходовой рубке, пытаясь вынудить судно остановиться. В таких нападениях участвуют до 40 или более хорошо вооруженных пиратов (вплоть до ручных гранатометов).(7)

3. Методы защиты судна от захвата пиратами

Применение оружия экипажем для защиты следует избегать, так как это может вызвать ненужные жертвы. А также не рекомендуется вооружение членов экипажа огнестрельным оружием, поскольку это может вызвать негативную реакцию, обиды властей и населения портов захода с учетом национальных традиций страны. Наличие оружия на борту может быть допущено только с разрешения Администрации флага. Кроме того, на его наличие должно быть официальное разрешение властей — как флага судна, так и порта захода.(8)

Читайте также:  Как попасть в музей подводных лодок в балаклаве

Морские пираты атакуют судно #shorts

Размещение охранных подразделений на судне. Охранными компаниями предоставляются как вооруженная и так невооруженная охрана. Утверждается, что возможности невооруженных подразделений не уступают вооруженным за счет применения нелетального оружия и других приборов, например – акустических (LRAD). Однако считается, что их роль должна быть другой: советники на мостике, которые могут подсказать капитану правильный маневр, обучить команду первейшим действиям при отражении нападения, оказать помощь при планировании перехода и дооборудовании судна.

Однако при поиске охраны трудно найти решение, удовлетворяющее требованиям национального и международного права в отношении вооруженных групп людей на борту невоенных судов.

С одной точки зрения, такие вооруженные формирования незаконны, их деятельность осуществляется в обход существующих правовых норм. С другой стороны, большинство компаний работают на договорной основе с транснациональными судоходными компаниями, имеют государственную регистрацию и пользуются суверенитетом государства, под чьим флагом идет судно. Но это не решает вопрос, поскольку не учитывает внутренних и международных правовых норм.

Из технических средств сдерживания высадки пиратов на корабле имеются водометные шланги.

  1. Способы предотвращения пиратских нападений на судно

Источник: studfile.net

Действия по защите судна от сомалийских пиратов

Перед следованием судна зоной высокого риска оператору и капитану следует произвести оценку риска для данного судна с учетом следующих факторов:

— Безопасность экипажа. Приоритетом является безопасность экипажа при рассмотрении технических способов защиты, таких, например, как ограничение доступа в надстройку, следует учитывать необходимость перемещений и эвакуации экипажа в случае других ЧП, например, пожара.

— Высота борта. Высота надводного борта в самых низких местах судна имеет, как показывает практика, очень важное, часто решающее значение. Чем ниже борт, тем выше опасность. При высоте борта 8 и более метров риск атаки и захвата судна существенно снижается.

Однако высокий борт бесполезен, если судовая конструкция такова, что позволяет пиратам взобраться на борт в каком-либо месте — например, по конструкциям рампы автомобилевоза или ро-ро, имеющих очень высокий надводный борт.

— Скорость. Скорость также является одним из решающих факторов, чем больше скорость судна, тем легче ему уйти от пиратов. Вплоть до сегодняшнего дня пиратам не удалось захватить суда, следующие на скорости 18 и более узлов. Всем судам рекомендуется проходить зону риска на максимально возможной скорости, исключение только в случае, если судно следует в составе конвоя с общей для всех скоростью.

— Погодные условия. Пираты используют непосредственно для нападений малые плавсредства, просто лодки, даже если они и пришли в район «охоты» на больших мореходных судах. Поэтому понятно, что возможности атаки ограничены погодой, в первую очередь, волнением. Опыт показывает, что при волнении моря 3 и более баллов атака становится невозможной.

— Пиратская активность. Как правило, активность резко возрастает после того, как пираты отпускают одно или несколько судов, получив за них выкуп, и по завершении периодов плохой погоды.

Типичная атака.

Обычно судно атакуют две и более лодок на скорости до 25 узлов, как правило, они заходят с кормы, пираты предпочитают пытаться забраться на борт атакуемого судна с левого борта. Для выхода далеко в океан пираты используют мореходные суда, обычно местные доу, иногда захваченные ими рыболовные или иные суда. Лодки, используемые для нападения, обычно буксируются по корме судна-базы.

Читайте также:  Лодка квиксильвер 320 характеристики

Лодки стараются подойти вплотную к борту, чтобы дать возможность по меньшей мере 1-2 пиратам взобраться на борт, часто они делают это с помощью длинных легких лестниц. Взобравшись на борт, пираты, как правило, идут на мостик, чтобы взять судно под свой контроль. После этого они требуют от экипажа остановить судно или замедлить ход, чтобы на борт взобрались другие пираты.

Нападения происходят в любое время суток, однако пираты предпочитают нападать рано утром, с рассветом. Иногда они нападают и ночью.

При нападении пираты используют оружие, как правило, автоматы Калашников и гранатометы РПГ. Обстрел судна во время нападения ведется с целями напугать экипаж и прежде всего капитана, заставить его остановиться или замедлить ход, а также помешать экипажу отбивать нападение. Судну следует дать максимально возможный ход и осторожно маневрировать, не подпуская лодки вплотную к борту и избегая при этом снижения скорости.

Опыт показывает, что большинство атак успешно отражается подготовленным экипажем, предпринявшем заранее все возможные меры.

Источник: studbooks.net

Действия экипажа при нападении пиратов

Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации, которые могут возникнуть при нападении пиратов.

Пираты обнаружены до высадки на судно

Если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией «Piracy/armed robbery attack» в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.

При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.

Пираты высадились на судно неожиданно

В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какиелибо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.

Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией «Piracy/armed robbery attack» рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.

Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:

  • в рулевой рубке;
  • в каюте капитана;
  • в машинном отделении.

Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.

Рекомендуемая практика по защите от пиратов

Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы. Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе солнца.

Читайте также:  Сумки для лодок материал

Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось, что вероятность нападения очень маленькая.

Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.

Непосредственно перед проходом проводится общесудовое собрание, на котором разъясняются требуемые от экипажа действия, а также проводятся предварительные учения: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.

Перед проходом рекомендуется:

  • спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;
  • необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;
  • все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т. п.;
  • необходимо обеспечить закрытие доступа в надстройку, на мостик, в машинное отделение, жилые помещения экипажа;
  • убедиться, что с бортов ничего не свисает;
  • определить «цитадель» – место, где экипаж сможет запереться и выиграть время, которое может оказаться критическим в ожидании помощи от военных – в идеале в «цитадели» не должно быть иллюминаторов или легко взламываемых дверей;
  • заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;
  • рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;
  • включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т. п.), если она на судне имеется.

При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа, чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.

Пираты

Если пираты высадились на судно:

  • Никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель.
  • Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности.
  • С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования.
  • Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.

В случае вмешательства военных:

  • НЕЛЬЗЯ использовать фото, кинокамеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных.
  • При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны.
  • Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать.

Литература

Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]

Источник: mirmarine.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...