Весельная лодка и сегодня имеет право на существование. Но согласитесь, в
наш век моторов подъехать к водоему на мощном внедорожнике, спустить на воду
лодку и шлепать веслами? Нет, конечно же, без техники на воде не обойтись.
Лодочный мотор – это устройство, которое превращает энергию топлива в радость
движения по воде, обеспечивая владельцу прекрасный отдых и запоминающиеся
впечатления.
Как и любую технику, лодочные моторы можно классифицировать по различным
параметрам. Сразу отсеем такой критерий, как способ монтажа. Мало у кого есть
потребность в стационарных лодочных моторах для больших и мощных катеров, так
же как и в бортовых для хилых и неустойчивых байдарок.
Поговорим о моторах подвесных, или транцевых. Для тех, кто не в курсе – транец
это плоская часть кормы, к которой крепится лодочный мотор. Подвесной мотор –
самый распространенный, его удобно транспортировать и хранить, а лодкой можно
время от времени пользоваться и без мотора.
Mercury 2,5 против Watersnake 30Lb #батл #лодка #рыбалка #2021
Без источника энергии любой мотор – не двигатель, а набор запчастей. Для
подвесных лодочных моторов доступны два источника энергии, бензин и
электричество.
Про электромоторы для лодок вспоминают не часто, обычно ведут разговор о
бензиновых движках. И это понятно, на электромоторе далеко не уплывешь, а если
вдруг попытаешься – легко можно аккумулятор посадить, потом еще и ехать будет
не на чем.
Но зато у аккумуляторного лодочного электромотора есть другие преимущества.
Представьте, у вас рыбалка с ночевкой. Приехали с друзьями-товарищами еще
вечером, посидели у костра, а с утра пораньше – в лодку и к рыбным местам.
Представляете ситуацию? Ранняя заря, над озером дымка, тишина кругом…
И вдруг раздается рев мощной Ямахи, лодка вздымает нос и, мешая утреннюю дымку
с дымом выхлопным, несется, рассекая волны. Пока до места доберетесь, всю рыбу
распугаете, ловить нечего будет. А если еще и рыбнадзор неподалеку… Тут уж
действительно, «суши весла», даже если их и нет.
Совсем другое дело – аккумуляторный электромотор. Бензин заливать не надо, не
воняет и не дымит. Аккумулятор можно с автомобиля снять. Кстати – надежная
противоугонка, без батареи никто ваш джип с места не сдвинет. Идет лодка с
таким мотором неспешно, зато тихо. Сиди себе, по сторонам смотри, да природой
любуйся.
Зато в ситуации, когда нужна большая автономность и скорость, подвесные
(транцевые) лодочные моторы, работающие на бензине, вне конкуренции. Их сегодня
на рынке – огромное множество.
Классифицируют бензиновые моторы по мощности, по весу, по количеству и рабочему
объему цилиндров, по принципу работы.
В недавнем прошлом использовались исключительно моторы двухтактного рабочего
цикла. Сегодня все популярнее четырехтактные. Последние мощнее, тише, чище и
экономичнее.
Источник: ivopros.ru
Сравнение бензинового и электрического двигателя для лодок.
Подвесные моторы для лодок + варианты энергии
Подвесные лодочные моторы — силовые установки, при помощи которых обеспечивается движение судов относительно небольших размеров. Такого типа двигатели предназначены для крепления снаружи транца в области кормы конструкции лодки. Подвесные моторы для лодок являются широко распространённым типом силовых агрегатов, используемых для движения небольших по габаритам судов речного и морского назначения.
- 1 Подвесные моторы для лодок – обобщённая характеристика
- 1.1 Электрические подвесные моторы для лодок разного типа
- 1.2 Подвесные моторы для лодок на солнечных батареях
- 1.3 Какие электрические подвесные моторы для лодок выбрать?
Подвесные моторы для лодок – обобщённая характеристика
Явно выраженным техническим преимуществом лодочных подвесных силовых агрегатов является удобство навеса / съёма. Такого типа двигатели лодок легче и проще установить или снять на обслуживание, чем выполнять аналогичные действия с машинами стационарной установки.
К тому же подвесные моторы для лодок более доступны частным пользователям, характеризуются меньшими сложностями на случай ремонта.
Если судно, приводимое в движение подвесным силовым агрегатом, движется по мелководью, система подвеса позволяет изменять угол наклона привода по направлению вверх / вниз. В зависимости от модели двигателя, подъём или снижение может осуществляться вручную или электронным способом.
Подвесные моторы для лодок по умолчанию поддерживают возможности поворота над точкой опоры, что делает возможным контролировать направление в зависимости от тяги. Как показано на картинке ниже, верхняя часть на подвесные моторы для лодок представлена силовым агрегатом, тогда как средняя часть – это вспомогательная механика.
В целом, с конструктивной точки зрения, подвесные моторы для лодок содержат:
- двигатель (двухтактный или четырёхтактный),
- кронштейн крепления на корпус судна,
- водозаборник системы охлаждения,
- выхлоп отработанных газов,
- гребной винт,
- скег (килевая пята),
- анти-кавитационная пластина.
Четыре зарубежных широко известных бренда демонстрируют миру эффективные качественные подвесные моторы для лодок, работающие по принципу двигателя внутреннего сгорания:
Перечисленными брендами потенциальным владельцам водной техники предлагаются различные модели подвесных лодочных двигателей мощностью 2,5 — 425 лошадиных сил. Среди продуктов отечественного производства можно отметить бренд «Ветерок» — тоже достаточно популярный и вполне конкурентоспособный.
Электрические подвесные моторы для лодок разного типа
Современные технологии позволяют производить подвесные моторы для лодок, действующие от электричества. На рынке также предлагаются разными брендами такого типа силовые установки морского назначения.
Среди наиболее известных и популярных обладателей марок производимых лодочных электродвигателей отмечаются фирмы:
Фирмой «Elco» предлагаются исключительно электрические и гибридные подвесные моторы для лодок мощностью 6 — 100 лошадиных сил. Фирмой «Oceanvolt» производятся электрические гондолы на 48 вольт и бортовые двигатели. Попутно компания выпускает литий-ионные батареи и генераторы.
Компания «Aquawatt» разрабатывает и выпускает полностью электрические бортовые и подвесные моторы для лодок, как правило, в диапазоне мощностей 20 — 70 лошадиных сил.
Другая компания — «Torqeedo», позиционируется лидером зарубежного коммерческого рынка в области производства полностью электрических подвесных лодочных двигателей. Также фирма делает гибридные приводные системы.
Подвесные моторы для лодок на солнечных батареях
Существуют конструкции морских судов, наделённых силовым электрическим приводом, действующим от комплектов солнечных батарей. В целом, моделей водной техники, оснащаемых электрическими двигателями, эксплуатируется достаточно много. Однако большая часть таких конструкций работают от аккумуляторных батарей.
Крайне редко пока что представлены суда, оснащённые электрическими подвесными агрегатами, которые получают питание от солнечных батарей. Из тех реализованных примеров, что есть, можно отметить:
- Конструкцию «Aquawatt 550» — судно длиной 5,5 метров, рассчитанное на перевозку 4 человек. Оснащается подвесной системой, получаемой питание от солнечных батарей. Максимальная скорость техники с двигателем 1600 Вт составляет 6 узлов, с двигателем 800 Вт — 4,7 узла. В условиях оптимального солнечного света непрерывный ход судна — до шести часов на скорости 5,5 узлов и до десяти часов на скорости 4 узла.
- Конструкция «DNA G4», представляющая дневной катамаран. Судно имеет длину 12,14 метра, оснащается выдвижным электрическим агрегатом типа «Oceanvolt SD8» мощностью 8 кВт.
- Конструкция «VOYAGE 480» — также представляющая катамаран, корпусная часть которого имеет длину 13,56 метра. Судно приводится в движение двумя электрическими приводами типа «Oceanvolt SD15», управляющими парусами.
Вот, собственно, практически весь перечень реально действующих конструкций от энергии, получаемой чистым способом – от преобразования солнечного светового ресурса в ресурс электрический. Правда, с каждым годом отмечается тенденция усиления этого направления в области конструирования и оснащения водных машин.
Какие электрические подвесные моторы для лодок выбрать?
Учитывая растущий интерес на электрические подвесные моторы для лодок, становится актуальным вопрос выбора. Здесь обращает на себя внимание фирма «Torqeedo» — производитель морских электродвигателей и морских аккумуляторов, базирующийся в Германии (город Штарнберг). Продукция фирмы распространяется по всему миру.
Ассортимент моделей электрических приводов «Torqeedo» — это исключительно синхронные конструкции. То есть двигатели такого типа отличаются постоянством отношения скорости к частоте напряжения питания. Синхронные системы управляются крутящим моментом, потребляя столько тока, сколько необходимо для передачи требуемой мощности на достижение желаемой скорости.
Кроме того, подвесные моторы для лодок фирмы «Torqeedo» представлены системами, дополненными электронной коммутацией. Переменное поле создаётся здесь посредством электрического переключения.
Благодаря такой технологии, электрические двигатели водных машин практически не требуют обслуживания. За счёт формирования магнитных полей постоянными магнитами исключаются потери производительности.
Ниже в таблице представлены соотношения по мощности между традиционными приводами на жидком топливе и подходящими для замены электрическими моделями, какими оснащаются суда средней величины (5 – 11 метров по длине корпуса).
Таблица: Соотношение мощностей лодочных моторов и электродвигателей
Лодочный мотор | Мощность л.с. / кВт | Крейсерская скорость, узлы | Максимальная скорость, узлы |
Mercury 40 Four stroke | 40 / 29,83 | 15,9 | 23,1 |
Mercury 40 Orion | 40 / 29,83 | 16,5 | 22,9 |
Mercury 50 Four stroke | 50 / 37,3 | 17,9 | 25,8 |
Mercury 60 Four stroke | 60 / 44,74 | 18,5 | 27,9 |
Mercury 60 Bigfoot | 60 / 44,74 | 20,2 | 28,2 |
Mercury 75 Optimax | 75 / 52,2 | 23,4 | 30,2 |
Mercury 80 Four stroke | 80 / 59,65 | 23,3 | 30,5 |
Mercury 90 Optimax | 90 / 67,1 | 24,9 | 36,1 |
Значения таблицы показывают — диапазон мощности на подвесные моторы для лодки среднего размера ограничивается значениями от 40 л.с. (29,83 кВт) до 90-100 л.с. (67,11 кВт до 74,57 кВт).
Следовательно, чтобы судно, оснащаемое электромотором, не отставало технически от водной машины на бензиновом (дизельном) агрегате, требуется выбор электродвигателя, соответствующего указанным характеристикам.
РЕЗЮМЕ НА ПРОЕКТ
ZM — Информационно-технический обзорный проспект по механической технике. Главные тематические направления: наземная, воздушная, водная, другая техника. Новости, обзоры, статьи о механических системах машин — MCM
Источник: zetmashine.ru