В июле 1961-го родителям Валерия Харитонова пришла похоронка и приказ о награждении Орденом Красного Знамени. Все детали дела были засекречены. Лишь однажды в письме проговорился его сослуживец.
— Умерли в Москве сразу 5 человек. Это верно, это наши герои.
Валерий Харитонов служил в армии. Северный флот, «К-19» — первая советская атомная подводная лодка.
— Она вооружена была баллистическими ракетами, торпедами, с большим водоизмещением, свыше 4 тысяч тонн, скоростью до 26-ти узлов, — рассказывает Михаил Кербиков, заведующий Музеем боевой славы.
4 июля 1961-го на учениях в северной Атлантике случилось страшное. Вышел из строя один из ядерных реакторов подлодки. Это грозило взрывом рядом с базой НАТО, экологической катастрофой и возможным началом третьей мировой войны. Из 139-ти членов экипажа пожертвовать жизнью и войти в зараженный радиацией отсек вызвались восемь. Среди них Валерий Харитонов.
— Это был первый его поход. Люди-то там по 2-3 года. Они знают достаточно все механизмы. Он был всего лишь ученик, он мог отказаться, — вспоминает Евгений Парамонов, друг, однокурсник Валерия Харитонова.
Ему было всего 20. Обычный ярославский парень. Хорошо учился, увлекался шахматами и фотографией — его снимки до сих пор хранятся в альбомах друзей — играл сразу на нескольких музыкальных инструментах.
— Рассудительность и какое-то изнутри шло такое спокойствие. Скромный был такой парень. Чего там, — 20 лет. Вы меня простите, он даже ни разу девчонку не поцеловал, — говорит Виталий Игнатьев, друг, однокурсник Валерия Харитонова.
Но успел совершить подвиг и еще одно доброе дело, о котором позже даже сняли фильм:
«Говорит Ярославль. Товарищи, в железнодорожную больницу доставлен мальчик с тяжелыми ожогами. Для его спасения необходима донорская кожа».
Уже на следующий день после радиосообщения Валера вместе с 16-ю добровольцами был в больнице. Пересадка прошла успешно. Маленький Вова Гуляев из Данилова, получивший более 50% ожогов тела, остался жив. А Валерий отправился в армию. И в страшный июльский день вошёл в зараженный радиацией реакторный отсек монтировать аварийную систему охлаждения.
А потом 9 дней мучительно умирал от лучевой болезни.
— Был воспитан в таком духе, что он не мог после этого жить. Как же — ушли его товарищи на верную смерть. Он просто не мог глядеть в глаза товарищам оставшимся, — говорит Виталий Игнатьев, друг, однокурсник Валерия Харитонова.
И его подвиг помнят. Каждый год несут цветы новые поколения студентов в его родном автомеханическом колледже. Валере Харитонову. Ярославскому парню, который спас мир от ядерной катастрофы, но так и не получил звание Героя.
Источник: vesti-yaroslavl.ru
Подвиг К-19
Почти 46 лет назад экипаж подводной лодки К-19 спас мир от третьей мировой войны. В 1955 году СССР вступил в стратегическую гонку за подводные глубины. К этому моменту в США уже была построена первая атомная подводная лодка «Наутилус». Летом 1958 года она совершила свой первый трансарктический поход через Северный полюс и начала регулярное подводное патрулирование в Арктике. Этот факт заставил руководство СССР и Военно-Морского Флота закрыть глаза на все существующие проблемы в деле создания современных атомных подводных лодок.
подводная лодка стратегического назначения К-19 представляла собой трехпалубный корабль длиной 127 метров, водоизмещением шесть тысяч тонн, скоростью хода под водой 26 узлов, автономностью плавания два месяца. На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками мощностью 1,4 мегатонны каждая, торпеды с ядерными зарядами. Она имела два ядерных реактора.
Первая советская атомная
Перед промышленностью была поставлена задача строить корабли любой ценой, а выявляемые недостатки их конструкции устранять во время эксплуатации. Так появилась на свет лодка К-19, которая повидала за свою жизнь столько аварий, сколько не набралось бы на целую флотилию. Но самую большую трагедию К-19 пережила 4 июля 1961 года – эта авария могла закончиться третьей мировой войной, если бы не члены экипажа, которые ценой собственных жизней остановили разрушение ядерного реактора и предотвратили взрыв.
Первая советская атомная подводная лодка стратегического назначения К-19 представляла собой трехпалубный корабль длиной 127 метров, водоизмещением шесть тысяч тонн, скоростью хода под водой 26 узлов, автономностью плавания два месяца. На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками мощностью 1,4 мегатонны каждая, торпеды с ядерными зарядами. Она имела два ядерных реактора.
К-19 спустили на воду в октябре 1959 года. Первый подводный атомный корабль с баллистическими ракетами на борту был способен сокрушить все живое в радиусе нескольких тысяч километров. Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать самые дерзкие походы в любые точки Земли в скрытном положении, находясь в толще вод Мирового океана.
18 июня 1961 года К-19 вышла в Атлантику на первые боевые учения «Полярный круг» под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева. 139 человек на глубине в 200 метров исправно несли службу на своих постах.
4 июля 1961 года в результате разрыва трубки первого контура атомного реактора была нарушена система его охлаждения. Это могло привести к стремительному нарастанию температуры тепловыводящих элементов до 800-900 градусов, расплавлению ядерного горючего и тепловому взрыву реактора, выбросу радиоактивности в атмосферу и Мировой океан.
Полтора часа продолжались аварийные работы, которые велись над самой крышкой реактора. Подводники ликвидировали неисправность и заглушили реактор. Все это ценой собственной жизни: 10 человек погибли, 23 получили большие дозы радиации. В настоящее время из 139 моряков, бывших тогда на борту К-19, в живых остались 56 человек. Командир подлодки Николай Затеев скончался 1998 году.
Подводная лодка в дальнейшем была восстановлена и получила на флоте печальную известность под названием «Хиросима». Несколько раз на борту происходили пожары, аварии на атомных установках. 15 ноября 1969 года К-19 столкнулась в Баренцевом море на траверзе мыса Териберский с американской АПЛ Gato, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за советским атомоходом. Оба корабля получили повреждения. 24 февраля 1972 года северо-восточнее Ньюфаундленда на борту
К-19 вспыхнул пожар, унесший жизни 28 человек. Позже подлодка была выведена из строя и сейчас доживает свой век у заполярного причала.
Один фильм, шесть книг и девять жизней
В историю России четвертое июля вошло как день предотвращения еще одной мировой войны, когда в Северной Атлантике потерпела аварию советская субмарина К-19. Пожар в одном из реакторов лодки удалось потушить ценой жизни нескольких подводников. Это сегодня о героях той истории снимают фильмы и выдвигают экипаж на соискание Нобелевской премии мира. А тогда о подвиге моряков не знали даже их жены и матери.
Теперь уже не давит теснота отсеков, не нужно, как раньше, экономить воздух. Но память о том дне не оставит их уже никогда, о тех долгих часах в запертой и облученной лодке, когда в нескольких километрах от натовских баз они предотвратили ядерный взрыв, который мог стать первым взрывом третьей мировой.
«От этого взрыва была бы такая волна, которая бы не только смыла остров Ян-Майен, но и двинулась бы на всю скандинавскую Европу», – говорит Николай Карпюк, командир управления стрельбой АПЛ К-19.
Это был первый автономный поход первого ракетного крейсера страны, тогда просто К-19. «Хиросимой» за многочисленные и громкие аварии субмарину назовут позднее.
Температура в реакторе поднялась мгновенно. Через двадцать минут радиация была уже во всех отсеках лодки. Командир принимает решение – ремонтировать в открытом море. Идти в зараженный отсек должен кто-то из экипажа.
Когда первая группа заходит в шестой реакторный, то там уже настоящее пекло. Защитных костюмов нет, инструментов тоже. Систему охлаждения монтируют голыми руками в бесполезных противогазах. Из аварийного отсека обожженных и опухших от радиации ребят выносят уже на руках. Лодочный врач ничем помочь не может. Аварийная команда получила смертельную дозу – 6000 рентген.
Они медленно умирают. А в это время К-19 все еще дрейфует в Северной Атлантике.
Об их подвиге через много лет Харрисон Форд снимет свою знаменитую ленту «К-19, оставляющая вдов». Скандальная, но единственная пока кинопопытка рассказать о тех 60 часах мужества на субмарине с плавящимся реактором. Но слишком много было в той настоящей, неголливудской истории такого, о чем не расскажешь ни в какой пленке, ни в каких мемуарах.
«Покинуть корабль разрешения нет, хотя командир доложил: пять дней, а потом на базу вернутся светящиеся трупы», – говорит Глеб Богацкий, командир боевой части АПЛ К-19.
Командир лодки Затеев вовсе не пугал. Даже в самом дальнем, первом отсеке уровень радиации к тому времени в 17 000 раз превышал норму. На отчаянные запросы, как спасать облученный экипаж, командиру по рации почти издевательски советуют давать больше фруктов и свежих соков. И это на лодке, где в дефиците даже хлорированная бочковая вода.
«Они там не думали, что совершают какой-то геройский подвиг, спасают мир. Они выполняли свой долг», – объясняет Николай Карпюк.
Позднее, рассматривая представление на награды экипажу, Хрущев мрачно бросит свое знаменитое: «За аварии героев не дают». Им действительно никто и ничего не дал, кроме забвения. Они умирали уже на берегу, поодиночке. Хоронили тайно в свинцовых гробах, не сказав о месте даже родственникам. На осторожный вопрос: «Отчего парень умер?» – ответ сквозь зубы: «Током убило».
30 лет авария была засекречена. Даже те, кто позднее служил на
К-19, не догадывались о страшных тайнах субмарины.
Во всех смыслах пережившие свою «Хиросиму» члены того легендарного экипажа сегодня снова были вместе. Вместе с теми, кто уже никогда не узнает, что спустя почти полвека их все-таки назовут героями.
Источник: ug.ru
Советская «Хиросима»: три катастрофы, которые пережил экипаж подлодки К-19
История подводной лодки К-19 драматична: для Советского Союза она стала символом ядерной мощи, главным козырем в «холодной войне», а для многих моряков, проходивших на ней службу, — безжалостным убийцей. Экипаж крейсера в разные годы пережил страшные катастрофы – угрозу ядерного взрыва, столкновение с американской подлодкой и пожар. Из-за этих драматических событий американские режиссеры, снявшие документальный фильм о К-19, назвали субмарину «оставляющей вдов», а сами моряки по сей день называют ее «Хиросимой».
Подлодка вошла в состав Северного флота в 1960 году. Это было инновационное судно, гроза советского флота, гигант, которому следовало пройти незамеченным к базам НАТО во время учений «Полярный круг». Следует отметить, что учения проходили с неспокойное время: между СССР и Западом разгорелась открытая конфронтация на тему судьбы Берлина.
Подлодке удалось добраться в северную Атлантику, минуя радары США. Казалось, операция прошла успешно, но внезапно случилась трагедия. 4 июня 1961 года в 4:15 капитан II ранга Николай Затеев получил тревожные данные: датчики зафиксировали перегрев топливных стержней. Положение было устрашающим: неисправность грозила взрывом подлодки, оснащенной ракетами ядерными боеголовками. В этом случае пострадали бы не только 149 членов экипажа, массивный взрыв грозил экологической катастрофой.
Кадр из х/ф «К-19. Оставляющая вдов»
Решение о ликвидации аварии было принято безотлагательно: помощи извне ждать не приходилось (положение усугублялось секретностью операции), поэтому команда добровольцев взялась самостоятельно соорудить резервную систему охлаждения. Члены экипажа с задачей справились, но получили при этом ударную дозу радиации. К моменту, когда К-19 поднялся на поверхность, у 14 моряков, принявших на себя удар, уже начали проявляться симптомы лучевой болезни. Восьмеро из них впоследствии скоропостижно скончались.
Личный состав 10-го аварийного отсека АПЛ. 1972 г
После аварии понадобилось три года, чтобы отремонтировать К-19. Зимой 1963 года К-19 вернулся в строй, заступил на боевое дежурство. Казалось, тяжелые времена закончились, моряки успешно несли службу на грозном крейсере. Однако, спустя шесть лет, судьба всего экипажа вновь оказалась на волоске от смерти: во время очередных учений советский крейсер столкнулся с американской подлодкой USS Gato. Американцы приняли маневр К-19 за таран, и уже хотели было открыть прицельный огонь, но трагедию предотвратил капитан торпедного отсека, разобравшийся в ситуации.
Судьба уготовала экипажу К-19 еще одно страшнейшее испытание. 24 февраля 1972 года на подлодке возник сильнейший пожар, охвативший 8 и отсеки. 26 членов экипажа и двое прибывших на помощь спасателей погибли – одни от отравления угарным газом, другие сгорели заживо. После того, как огонь был потушен, лодку отбуксировали на базу, но на этом история не закончилась.
Еще дюжина моряков на протяжении 23 дней находилась в тех отсеках, которые располагались за сгоревшими, их эвакуация была невозможна из-за высокой концентрации угарного газа. К счастью, этим морякам удалось выжить.
Первый командир К-19 кап. 2 ранга Николай Затеев
История К-19 закончилась в 1990 году, когда она, наконец, была списана. В 2000-х годах моряки, служившие на крейсере, обратились к руководству страны с предложением не утилизировать судно, а открыть на нем музей-мемориал в память о боевом прошлом К-19, о подвигах, которые совершались на борту этой подлодки, в память о тех, кто ценой собственной жизни спасал товарищей. Однако просьбы услышаны не были: К-19 разрезали на металлолом, на память осталась лишь часть рубки, установленная как памятник на проходной судоремонтного завода «Нерпа».
Источник: chanych-85.livejournal.com