Размещение личного состава в боевой машине БМП и БТР регламентировано строевым уставом Вооруженных Сил (глава 5). За каждым бойцом отделения закреплено конкретное место размещения, а посадка и высадка осуществляется в соответствии с местами размещения. Это позволяет уменьшить скорость загрузки и высадки личного состава.
Посадка в машины БМП и БТР для атаки
Личный состав мотострелкового отделения занимает места в боевой машине пехоты и бронетранспортере при атаке подразделения на боевых машинах.
Посадка в машины для атаки проводится во время огневой подготовки. Если личный состав находится в укрытии, боевые машины скрытно подходят к позициям отделения для посадки личного состава. Если БМП (БТР) находится в укрытии рядом с подразделением, оно покидает укрытие для движения.
Машины покидают укрытия только по команде или сигналу, заранее сообщенном, командиром отделения, при подготовке к наступлению.
Командой для посадки и размещение личного состава в боевой машине является команда «К машинам». По этой команде, назначенные бойцы открывают люки БТР или двери БМП.
Читать по теме: Организация мотострелкового отделения
По следующей команде «По местам» личный состав осуществляет посадку в машину, используя подножки, колесная база, траки гусениц. В машине личный состав занимает следующие позиции:
Размещение личного состава в боевой машине пехоты (БМП)
Размещение личного состава в БТР
По окончании посадки, двери или люки закрываются.
Положение оружия при размещение личного состава в боевой машине
- Личное оружие личного состава, исключая тяжелое вооружение, держится в произвольном удобном положении.
- Тяжелое вооружение передается в машину отдельно, обычно стоящим сзади бойцом.
Положение оружия в машине
- После посадки, личное оружие держится двумя руками, между коленями.
- По команде «оружие на грудь», оружие может быть переведено в положение на грудь.
- Для удобства, по команде КО, вещевые мешки могут быть сняты и оставлены в машине.
Обязанности командира отделения при посадке ЛС
КО следит за посадкой бойцов, после посадки проверяет запирание люков (дверей) и садится на сиденье командира отделения в машине или в отсеке для личного состава, если место командира занял вышестоящий командир.
Читать по теме: Оборона подразделения ночью
Действия личного состава при движении
При движении бойцы самостоятельно или команде ведут огонь из бойниц машины.
Размещение (посадка) личного состава на танк
Посадка на танк производится с бортов или если первое невозможно, с кормы. Размещение на танке не указывается и определяется удобством и безопасностью.
При посадке на танк, командир отделения выполняет указания командира танкового подразделения. По завершении посадки КО проводит доклад по команде.
Источник: Глава 5, Строевого устава, «Строи взвода, роты, батальона и полка на машинах»
Команды (устав)
- «к машинам»
- «по местам»
- «заводи»
- «марш»
- «увеличить дистанции»
- «уменьшить дистанции»
- «внимание, делай, что я»
- «все направо, налево, кругом
- «принять вправо»
- «стой»
- «глуши двигатель»
Источник: game-unit.ru
Характеристика БАЗОВЫХ МАШИН (БМП, БТР)
1. Боевые и технические характеристики. Общая компоновка базовых машин. Назначение основных узлов и систем.
Назначение БМП, БТР
БМП — бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает маневренность, огневую мощь и защищенность личного состава. Появилась в 60-х гг. Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и др. оборудованием.
БТР — боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых войск (мотопехоты) и их огневой поддержки в бою.
Данная боевая техника берет свое начало со средних веков, когда наступающее войско укрывалось от стрел противника под передвижными, примитивными укрытиями (в виде настила из бревен на колесах). Некоторое подобие боевых машин появилось в годы Первой мировой войны. Это знаменитый ленинский броневик.
В годы Второй мировой войны всеми воюющими армиями широко использовались автомобили на гусеничном ходу, оборудованные листами металла, а также бронетранспортеры. Такими БМП и БТР, какими мы их знаем, стали уже в послевоенное время:
-БМП-1 – год выпуска 1966 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13 т.
-БМП-2 – год выпуска 1977 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13,6 т.
-БМП-3 – год выпуска 1987 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 18,7 т.
Боевая машина пехоты (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Она повышает маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава.
Российская боевая машина пехоты БМП была одним из наиболее заметных нововведений в тактике пехоты во второй половине XX века. Она была первой боевой машиной пехоты, представлявшей очередной этап развития пехотной тактики и технологии. БМП вызвала важное изменение в тактике мотопехоты, обеспечив пехотное отделение беспрецедентной огневой мощью, мобильностью и защитой. Позже другие армии получили машины вроде немецкой «Мардер», американской М2 «Бредли» и английской «Уорриор». Начиная с 1966 г. было изготовлено более 55 тысяч подобных машин, что в количественном отношении делает их одной из наиболее важных боевых машин из всех когда-либо построенных.
Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров.
Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрриер» и американский полугусеничный М3 были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания – матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.
С глубокой древности быстрейшая доставка войск к месту сражения являлась одним из основных условий победы над противником. Однако в течение многих веков войнам приходилось рассчитывать только на свои собственные ноги, либо в лучшем случае, на гужевые повозки. В начале XX в. на «тропу войны» выходит автомобиль.
Но уже в 1930-е годы военных перестала удовлетворять простая перевозка войск, им нужно было, что бы пехота доставлялась непосредственно на поле боя. Армиям потребовалось транспортное средство высокой проходимости, имевшее бы хорошую маневренность на поле боя и способное, несмотря на огонь противника, с минимальными потерями доставлять вооруженную пехоту прямо к переднему краю.
И такие машины появились – к концу 1930-х годов в мире начал складываться новый тип боевой техники – бронетранспортер (БТР). В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, с учетом новых тактических взглядов в соответствии с которыми бронетранспортеры должны поддерживать атакующие подразделения своим огнем, на БТР – 60ПБ было существенно усилено вооружение.
Главным отличием БТР-60 ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5-мм (боекомплект 500 патронов) и ПКТ-7,62-мм (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание. Пулеметы смонтированы в жесткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели пулеметных лент, гильзозвеньеотводы и гильзосборники.
Механизмы горизонтального наведения башни и вертикального наведения вооружения – ручные. Скорости наведения за один оборот маховика по горизонтали -21°, по вертикали — 4°. Вертикальный угол обстрела составил +35°/-5°.
В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитии БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.
Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего – противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков.
Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.
Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т. с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.
КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73-мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса – видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгусеничными нишами.
Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. Курганские конструкторы представили «объект 681» — вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот».
В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение в 1980 г. под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г.
На базе БМП-2 разработан ряд других машин, в том числе:
БМП-2Д – машина с дополнительным бронированием бортов корпуса и башни;
БМП-2К – машина управления с дополнительными средствами связи для обеспечения командования и взаимодействия между подразделениями и отдельными боевыми машинами;
БМП-2МПС – стандартный вариант БМП-2 приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10;
БРМ-2 – боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42.
1.1.2. Боевые и технические характеристики
Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.
Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов: общие данные; вооружение; броневая защита; подвижность; средства связи и специальное оборудование.
К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.
Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.
Экипаж. Экипаж и десант современных БМП и БТР состоит из 9–11 человек.
Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.
Длинасовременных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.
Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.
Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.
Вооружениесовременных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП,применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты.
Броневая защитабоевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.
Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.
Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.
Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона, тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60° увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).
Подвижностьбоевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.
Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.
1. Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.
2. Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторов: от максимальной скорости, дорожных условий, типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и др. Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.
Запас хода. Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.
Для увеличения запаса хода иногда на машинах могут применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.
Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем оно меньше, тем выше проходимость машины.
Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.
Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.
Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.
Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.
Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.
Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.
Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.
Подвижность машины обеспечивается силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.
Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно повышающим их боевые свойства.
К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.
В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.
Источник: infopedia.su
«Основная боевая единица поддержки пехоты»: как модернизированные БМП-3 укрепят Вооружённые силы России
Российская боевая машина пехоты БМП-3 получит улучшенный двигатель УТД-32Т и новый тепловизионный панорамный прицел командира. Об этом RT сообщили в комплексе вооружений госкорпорации «Ростех». Кроме того, бронемашину оснастят новыми системами связи и комплексом дополнительной защиты. Эксперты отмечают, что БМП-3 имеет высокий модернизационный потенциал, а благодаря своему уровню вооружения и защиты она остаётся основной боевой единицей поддержки пехоты.
Российская боевая машина пехоты БМП-3 получит улучшенный двигатель УТД-32Т и новый тепловизионный панорамный прицел командира. Об этом RT сообщили в комплексе вооружений госкорпорации «Ростех».
«Планируем оснащать БМП-3 силовой установкой с использованием двигателя УТД-32Т. Она будет мощнее предшественника — в ней 660 л.с. Это позволит быстрее заводить двигатель, быстрее менять режимы его работы, быть машине более манёвренной», — рассказали в корпорации.
В свою очередь, в пресс-службе НПО «Высокоточные комплексы» анонсировали планы по установке на боевую машину новых систем связи.
Также по теме
«Эффективная огневая поддержка»: как модернизированные бронетранспортёры БТР-82А усилят Сухопутные войска России
В 2021 году в Сухопутные войска РФ поступит более 300 современных бронетранспортёров семейства БТР-82 с улучшенными характеристиками.
«Средства связи совершенствуются постоянно, это происходит согласно требованиям военных», — отметили в холдинге.
В НПО добавили, что серийные БМП-3 для Вооружённых сил РФ оснащаются комплексом дополнительной защиты, и констатировали: машины обладают высоким модернизационным потенциалом и ещё долго будут оставаться на вооружении. В «Высокоточных комплексах» также сообщили, что параллельно ведутся работы по модернизации морской версии бронемашины — БМП-3Ф.
История успеха
Гусеничная боевая машина пехоты БМП-3 предназначена для доставки личного состава к переднему краю боевых действий, повышения его мобильности и защищённости на поле боя. Её разработка в рамках проекта «Объект 688» началась в 1977 году в курганском «Специальном конструкторском бюро машиностроения». Она создавалась как принципиально новая машина, которая не была результатом модернизации стоявших на вооружении БМП-1 и БМП-2.
Её испытания проходили с 1983 по 1986 год, а в 1987-м БМП-3 была принята на вооружение. Тогда же первые образцы, изготовленные на «Курганмашзаводе», поступили в мотострелковые войска. Впервые БМП-3 была продемонстрирована публике 9 мая 1990 года на параде в честь 45-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.
Несмотря на экономический кризис, ударивший и по российскому оборонному сектору после развала СССР в 1990-х годах, «Курганмашзавод» продолжил выпускать эти машины благодаря высокому спросу на них со стороны зарубежных заказчиков. Так, БМП-3 экспортировались в ОАЭ, Кувейт, Республику Кипр и другие страны. А в 1997 году Китай приобрёл права на изготовление её боевой части для использования при конструировании собственных бронемашин ZBD-04.
В 2015 году на оружейных выставках публике был представлен целый спектр модификаций БМП-3 с различным вооружением и оборудованием — «Витязь», «Деривация» и «Драгун».
В 2017-м Минобороны заключило контракт на поставку БМП-3 с безэкипажным боевым модулем «Эпоха». В конце 2019 года этот модуль был представлен Владимиру Путину на выставке в Национальном центре управления обороной РФ. По сообщениям военного ведомства, первые партии машин с «Эпохой» начали поступать в армию в 2020 году.
Боевые возможности
От бронетранспортёров боевые машины пехоты отличаются большим количеством защитных систем и увеличенным огневым потенциалом. Причём БМП-3 при массе более чем 18 т может плавать — она оснащена специальными водомётными двигателями. Они, как и гусеничная ходовая часть, имеют механизм заднего хода, что позволяет машине быстро уходить из-под вражеского огня и на плаву, не тратя время на разворот. При этом она может преодолевать водные преграды с ходу, то есть без какой-либо специальной технической подготовки.
Также по теме
«Один из лучших в мире»: в России начали серийное производство и поставки в войска танков Т-90М «Прорыв»
«Уралвагонзавод» приступил к серийному изготовлению и поставкам в Вооружённые силы Российской Федерации основных боевых танков Т-90М.
Движение по суше обеспечивает индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами. В «Ростехе» RT рассказали, что двигатель УТД-32Т, который планируется устанавливать на БМП-3, является более мощной, надёжной и энергоэффективной модернизацией силовой установки УТД-29.
«Он оснащён турбонаддувом, что позволяет значительно увеличить динамические свойства машины», — отметили в госкорпорации.
Экипаж БМП-3 составляет три человека, при этом она может десантировать до семи человек. По оценкам аналитиков, в своём классе БМП-3 имеет один из самых мощных комплексов вооружения в мире. Её главное орудие — нарезная пушка 2А70 калибра 100 мм скорострельностью десять выстрелов в минуту и боекомплектом из 40 снарядов. Также она может использоваться как пусковая установка для управляемых ракет.
С ней спарена 30-мм автоматическая пушка 2А72 с боекомплектом 300 осколочно-фугасных и 200 бронебойных снарядов, а также пулемёт ПКТ калибра 7,62×54. Ещё два курсовых пулемёта ПКТ находятся в корпусе бронемашины.
У БМП-3 есть целый ряд модификаций. Так, упомянутая в сообщении «Ростеха» машина с литерой «Ф» является «морской» — у неё повышена плавучесть и есть дополнительные водоотражающие щитки. Также существует «командирская» БМП-3К, спроектированная для управления звеном БМП и оснащённая увеличенным комплектом устройств связи. «Витязь» оборудован одноимённой системой управления огнём, которая усилила поражающие возможности орудий БМП-3.
В «Драгуне» моторное отделение перенесено в переднюю часть машины, изменена компоновка отсека для десантников. У него нет курсовых пулемётов, однако благодаря новой конструкции ускорена высадка десантников. Специализированные издания отмечают, что такие технические решения были выработаны на основе опыта эксплуатации БМП-3 в ОАЭ.
«Деривация» оборудована необитаемым артиллерийским боевым модулем АУ-220М «Байкал» с автоматической пушкой калибра 57 мм. При этом экипаж машины сократился до двух человек, а численность десанта была увеличена до десяти бойцов.
Серьёзное подспорье
В беседе с RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин напомнил, что БМП-3 была разработана в СССР из-за необходимости усилить наступательные возможности боевых машин пехоты.
«БМП-2, которая имела 30-мм пушку, неспособна была бороться с танками, поэтому и была создана БМП-3 с 100-мм орудием, которое способно было стрелять противотанковыми управляемыми снарядами. Это нововведение, наряду с новым двигателем и бронёй, дало машине большую защиту экипажа, а также мощь и манёвренность. Она разрабатывалась для борьбы с серьёзным противником», — пояснил Литовкин.
Также по теме
«Терминатор» третьего поколения: как Россия модернизирует боевую машину поддержки танков
Корпорация «Уралвагонзавод» создаёт боевую машину поддержки танков (БМПТ) «Терминатор-3». Об этом сообщил индустриальный директор.
«Это хорошая машина с хорошими перспективами. На неё можно поставить более мощный двигатель, систему управления огнём, а также систему наблюдения за полем боя, ночные прицелы, систему борьбы с кумулятивными снарядами противника, активную и пассивную динамическую защиту и другие системы для защиты экипажа», — рассказал Литовкин.
В свою очередь, военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что новое оборудование повысит эффективность БМП-3 на поле боя.
«Данная модернизация проводится с учётом реального современного общевойскового боя, который может идти в любое время суток, для чего нужны тепловизионные прицелы. Кроме того, современный бой требует более эффективной и манёвренной боевой единицы, для чего необходим новый мощный двигатель. Отличительная особенность — новая система связи, которая требуется для того, чтобы БМП-3, как и другие боевые единицы, стала составной частью автоматизированной системы управления войсками», — пояснил эксперт.
Вооружение и возможности БМП-3 делают её незаменимой для Сухопутных войск российской армии, отметил аналитик.
«Это серьёзное подспорье российских военнослужащих Сухопутных войск в любых условиях, основная боевая единица поддержки пехоты», — заключил Леонков.
Источник: russian.rt.com
Назначение БМП, БТР
БМП — бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает маневренность, огневую мощь и защищенность личного состава. Появилась в 60-х гг. Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и др. оборудованием.
БТР — боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых войск (мотопехоты) и их огневой поддержки в бою.
Данная боевая техника берет свое начало со средних веков, когда наступающее войско укрывалось от стрел противника под передвижными, примитивными укрытиями (в виде настила из бревен на колесах). Некоторое подобие боевых машин появилось в годы Первой мировой войны. Это знаменитый ленинский броневик.
В годы Второй мировой войны всеми воюющими армиями широко использовались автомобили на гусеничном ходу, оборудованные листами металла, а также бронетранспортеры. Такими БМП и БТР, какими мы их знаем, стали уже в послевоенное время:
-БМП-1 – год выпуска 1966 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13 т.
-БМП-2 – год выпуска 1977 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13,6 т.
-БМП-3 – год выпуска 1987 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 18,7 т.
Боевая машина пехоты (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Она повышает маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава.
Российская боевая машина пехоты БМП была одним из наиболее заметных нововведений в тактике пехоты во второй половине XX века. Она была первой боевой машиной пехоты, представлявшей очередной этап развития пехотной тактики и технологии. БМП вызвала важное изменение в тактике мотопехоты, обеспечив пехотное отделение беспрецедентной огневой мощью, мобильностью и защитой. Позже другие армии получили машины вроде немецкой «Мардер», американской М2 «Бредли» и английской «Уорриор». Начиная с 1966 г. было изготовлено более 55 тысяч подобных машин, что в количественном отношении делает их одной из наиболее важных боевых машин из всех когда-либо построенных.
Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров.
Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрриер» и американский полугусеничный М3 были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания – матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.
С глубокой древности быстрейшая доставка войск к месту сражения являлась одним из основных условий победы над противником. Однако в течение многих веков войнам приходилось рассчитывать только на свои собственные ноги, либо в лучшем случае, на гужевые повозки. В начале XX в. на «тропу войны» выходит автомобиль.
Но уже в 1930-е годы военных перестала удовлетворять простая перевозка войск, им нужно было, что бы пехота доставлялась непосредственно на поле боя. Армиям потребовалось транспортное средство высокой проходимости, имевшее бы хорошую маневренность на поле боя и способное, несмотря на огонь противника, с минимальными потерями доставлять вооруженную пехоту прямо к переднему краю.
И такие машины появились – к концу 1930-х годов в мире начал складываться новый тип боевой техники – бронетранспортер (БТР). В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, с учетом новых тактических взглядов в соответствии с которыми бронетранспортеры должны поддерживать атакующие подразделения своим огнем, на БТР – 60ПБ было существенно усилено вооружение.
Главным отличием БТР-60 ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5-мм (боекомплект 500 патронов) и ПКТ-7,62-мм (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание. Пулеметы смонтированы в жесткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели пулеметных лент, гильзозвеньеотводы и гильзосборники.
Механизмы горизонтального наведения башни и вертикального наведения вооружения – ручные. Скорости наведения за один оборот маховика по горизонтали -21°, по вертикали — 4°. Вертикальный угол обстрела составил +35°/-5°.
В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитии БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.
Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего – противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков.
Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.
Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т. с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.
КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73-мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса – видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгусеничными нишами.
Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. Курганские конструкторы представили «объект 681» — вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот».
В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение в 1980 г. под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г.
На базе БМП-2 разработан ряд других машин, в том числе:
БМП-2Д – машина с дополнительным бронированием бортов корпуса и башни;
БМП-2К – машина управления с дополнительными средствами связи для обеспечения командования и взаимодействия между подразделениями и отдельными боевыми машинами;
БМП-2МПС – стандартный вариант БМП-2 приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10;
БРМ-2 – боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42.
1.1.2. Боевые и технические характеристики
Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.
Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов: общие данные; вооружение; броневая защита; подвижность; средства связи и специальное оборудование.
К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.
Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.
Экипаж. Экипаж и десант современных БМП и БТР состоит из 9–11 человек.
Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.
Длинасовременных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.
Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.
Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.
Вооружениесовременных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП,применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты.
Броневая защитабоевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.
Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.
Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.
Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона, тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60° увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).
Подвижностьбоевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.
Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.
1. Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.
2. Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторов: от максимальной скорости, дорожных условий, типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и др. Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.
Запас хода. Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.
Для увеличения запаса хода иногда на машинах могут применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.
Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем оно меньше, тем выше проходимость машины.
Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.
Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.
Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.
Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.
Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.
Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.
Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.
Подвижность машины обеспечивается силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.
Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно повышающим их боевые свойства.
К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.
В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.
Дата добавления: 2016-10-26 ; просмотров: 7671 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
БМП-1АМ «Басурманин». Как легендарной советской «копейке» подарили вторую жизнь
После Великой Отечественной войны СССР оставался мировым лидером по производству танков, но отставал от западных стран по количеству выпущенных бронетранспортеров. Однако, вместо того чтобы догонять и перегонять Америку в гонке за БТРы, советская оборонка разработала новый вид машин для оперативной доставки личного состава пехоты к месту боевых действий. Первая в мире боевая машина пехоты (БМП-1) конструктора Павла Исакова должна была выполнять те же функции, что и бронетранспортер, но в то же время была лучше вооружена и обладала более крепкой броней.
Тактико-технические характеристики БМП-1
- Боевая масса 12 600 кг
- Экипаж (десант) 3–8 чел.
- Длина 6 460–6 735 мм
- Ширина 2 940 мм
- Высота 1 881–2 068 мм
- Клиренс 370 мм
- Броня 6–26 мм
- Максимальная скорость 65 км/ч
- Максимальная скорость на плаву 7–8 км/ч
- Запас хода на одном баке горючего 500–600 км/ч
Вооружение:
- Пушка 2А28 «Гром», калибр 73 мм
- Cпаренный пулемет ПКТ, калибр 7.62 мм
- ПТРК 9М14М «Малютка»
Показать ещё
Первый образец БМП-1 был построен в 1966 году на Челябинском тракторном заводе, а всего с 1966-го по 1983-й год советская оборонная промышленность выпустила около 20 тыс. боевых машин пехоты первого образца. Огромное количество «копеек» ушло на экспорт в Китай, Монголию, страны Ближнего Востока, Европу и Африку. Один из примеров надежности советской машины — БМП-1, стоящие на вооружении сирийской армии. Некоторым образцам уже более 40 лет, но они и сегодня активно участвуют в боях с игиловцами.
БМП-1 до сих пор на вооружении нашей армии, и списывать их в Минобороны пока не собираются.
Самая дорогая деталь в бронемашине — бронекапсула. Если она физически не повреждалась, то она может прослужить как минимум 50 лет. Внутрь можно поставить современную электронику, новый двигатель и трансмиссию и т.д. В итоге при довольно скромных вложениях мы получаем высокоэффективное средство для ведения боевых действий. На базах хранения наших вооруженных сил сегодня скопилось много хорошо сохранившихся первых БМП, которые будут модернизированы российскими ремонтными заводами и впоследствии не только отправлены в наши войска, но и на экспорт
Дмитрий Литовкин
главный редактор «Независимого военного обозрения»
С «Фаготами» и «Конкурсами»
В 1970-х годах советским конструкторам была поставлена задача оснастить «копейку» новым, более мощным вооружением. В результате работ по модернизации в 1979 году в Советскую армию была поставлена БМП-1П. Она была укомплектована самым современным на то время ракетным комплексом 9К111 «Фагот» и гранатометом с дымовыми боеприпасами.
В то время начиналась война в Афганистане, и специально для наших подразделений была разработана еще одна версия «копейки» БМП-1Д. Она обладала усиленной защитой (спасала от РПГ иностранного производства, которые широко использовали моджахеды), но не имела ракет и возможности плавания. Еще один недостаток вскрылся уже во время эксплуатации в афганских горах и ущельях: угол подъема орудия бронемашины не позволял эффективно работать по укрывшимся на высотах боевикам.
Очередной виток модернизации устаревающей боевой машины пехоты пришелся на 1990-е годы. После распада СССР в условиях снижения обороноспособности страны сразу несколько военных предприятий и организаций выступили со своими вариантами обновления «копейки». Проекты были направлены на улучшение тактико-технических характеристик (ТТХ) и предусматривали замену вооружения БМП.
Спроектированная в 1997 году БМП-1-30 «Разбежка» вместо классической башни с пушкой «Гром» получила новую от боевой машины десанта (БМД-2). Также на машину пехоты предполагалось устанавливать 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый), противотанковые ракетные комплексы «Фагот» или «Конкурс». Двигатель УТД-20 планировалось заменить на более мощный УТД-230, что увеличило бы скорость «копейки» на 5–10 км.
Однако, несмотря на обилие новаторских идей, в серию «Разбежка» не пошла — сказался глубокий финансовый кризис в стране, к тому же военные, как говорят эксперты, не горели желанием продолжать эксплуатацию первой советской БМП.
Следующей попыткой вдохнуть новую жизнь в БМП-1 уже в самом конце 1990-х стали проекты от конструкторских бюро Тулы и Мурома. В первом случае предлагалось установить боевой модуль «Кливер» c системой лазерного наведения и тепловизором, 30-миллиметровой пушкой, пулеметом и четырьмя противотанковыми ракетами «Корнет». Во втором машина получала пулемет ПКТМ, гранатомет АГС-17 либо ракеты «Конкурс».
Но, как и в случае с «Разбежкой», средств на масштабную модернизацию в стране не нашлось.
«Басурманин»
В 2018 году на международном военно-техническом форуме «Армия» научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (входит в Ростех) представила очередной проект модернизации боевой машины пехоты 30-миллиметровым боевым модулем БМП-1АМ «Басурманин». По данным Ростеха, одна из самых популярных в мире боевых машин пехоты получила новейший комплекс вооружений, современную электронику и более мощную силовую установку, что привело к существенному улучшению ее боевых характеристик.
«Басурманин» оснащен 30-миллиметровым боевым модулем от БТР-82А с автоматической пушкой, пулеметом ПКТМ (пулемет Калашникова танковый модернизированный) калибра 7,62 мм, системой управления огнем с комбинированным зенитным прицелом, двухплоскостным стабилизатором вооружения, а также противотанковым ракетным комплексом «Метис» и системой «Туча», которая позволяет устанавливать маскировочные аэрозольные завесы.
Многоцелевой противотанковый ракетный комплекс «Метис-М1»
Ходовые качества машины были улучшены за счет нового дизельного двигателя УТД-20С1 и торсионных валов повышенной энергоемкости. Установка водоизмещающих крыльев позволяет «Басурманину» уверенно держаться на плаву.
БМП-1 — машина не новая, но благодаря современному оснащению получила, по сути, вторую жизнь. Новый двигатель, улучшенная плавучесть, более мощное вооружение в разы усилили боевые возможности бронемашины. Такой подход является привлекательным, в том числе для зарубежных заказчиков, так как апгрейд обходится значительно дешевле новой техники
Пресс-служба государственной корпорации «Ростех»
По информации производителя, боевые характеристики установленной на «Басурманин» пушки (2А72) практически идентичны 2А42, которой вооружают новейшие российские ударные вертолеты Ка-52 и Ми-28Н. Единственное отличие — в системе отвода пороховых газов и темпе стрельбы, который снижен до 330 выстрелов в минуту (против 550 у 2А42). Это сделано для повышения кучности стрельбы.
Благодаря новому унифицированному боевому отделению «Басурманин» получил возможность эффективно поражать легкобронированную технику на расстоянии до двух километров, а также низколетящие воздушные цели, в том числе беспилотники и вертолеты.
За связь в БМП-1АМ отвечает современная радиостанция Р-168-25У-2. Она позволяет «Басурманину» подключаться к современным автоматизированным системам управления боевыми действиями. Обмен информацией идет по каналу засекреченной связи с повышенной защитой от перехвата и дешифровки радиоданных, способному работать даже в условиях радиоэлектронной атаки противника.
По данным пресс-службы Минобороны, в феврале 2022 года БМП-1АМ «Басурманин» получат мотострелки Приамурья. Точное количество БМП пока не названо, но отмечается, что партия будет крупной. Следующим шагом может стать полноценная серийная модернизация машины.
Василий Кучушев
Источник: tass.ru