Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Сравните: фразеологизм водить за нос (обманывать) — свободное словосочетание водить за руку.
Определяем тип химической связи
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе В.В. Бабайцевой.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
— определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
— объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
— обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? И куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на:
— именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным),
— глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием),
— наречные и местоименные.
К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью в двенадцать часов два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
Связь слов в словосочетании
Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Зависимое слово при согласовании может быть выражено
1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;
2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.
Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Главное слово при управлении выражается
1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;
2) существительным: чтение книги;
3) прилагательным: довольный успехом;
4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.
Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
Главное слово при примыкании:
1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
Зависимое слово при примыкании выражается
1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом: просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,
6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,
7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
— с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
— с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
— с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
— с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.
Синтаксический разбор словосочетания
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия).
Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Источник: videotutor-rusyaz.ru
Презентация, доклад Типы подчинительной связи в словосочетании
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Типы подчинительной связи в словосочетании. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » Типы подчинительной связи в словосочетании
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Типы подчинительной связи в словосочетании Готовимся к ЕГЭ – 2014 (В3). По материалам открытого банка заданий ФИПИ.
Слайд 2
Описание слайда:
1.Укажите тип связи в словосочетании ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ (предложение 9). 1.Укажите тип связи в словосочетании ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ (предложение 9). (9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. 2. Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. (14)Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Слайд 3
Описание слайда:
3.Какой тип связи используется в словосочетании ДАВНО задумывались (предложение 10)? 3.Какой тип связи используется в словосочетании ДАВНО задумывались (предложение 10)? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. 4.Назовите вид связи, который использован в словосочетании ОСЕЛ ВНИЗ (предложение 11). (11)Задок у одного дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Слайд 4
Описание слайда:
5.Назовите тип связи, который используется в словосочетании СКАЗАЛ ВДОБАВОК (предложение 10). 5.Назовите тип связи, который используется в словосочетании СКАЗАЛ ВДОБАВОК (предложение 10). (10)«Критики, – сказал он вдобавок, – смешивают вдохновение с восторгом». 6.Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. 7.Из предложения 18 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (18)Знания не прямо действуют на чувства, они из разных материй сотканы.
Слайд 5
Описание слайда:
8.Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 8.Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2). Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? 9.Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. 10.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. (1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные.
Слайд 6
Описание слайда:
11.Из первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. 11.Из первого абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей. 12.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ПРИЕХАЛ ОТТУДА (предложение 1). (1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
Слайд 7
Описание слайда:
13.Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 13.Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (10)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. 14.Какой тип связи используется в словосочетании МЕТКО ГОВОРЯТ ? 15.Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
Слайд 8
Описание слайда:
16.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании БЫСТРО ОТЛИВАЛОСЬ (предложение 13). 16.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании БЫСТРО ОТЛИВАЛОСЬ (предложение 13). (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. 17.Из предложения 17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». 18.Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (4)А посему и снимают сериалы по большей части про тяжёлую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.
Слайд 9
Описание слайда:
19.Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание. 19.Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание. (8)Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. 20.Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (6)Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7)Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8)Они или восстанавливаются с большим трудом, или навсегда исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
Источник: myslide.ru
Типы подчинительной связи в словосочетаниях — 3 основных вида
Подчинительная связь — связь, которая объединяет слова или предложения, одно из которых является главным, а второе — зависимым.
Словосочетание — это комбинация из двух или более знаменательных слов, которые связанные друг с другом грамматически и по смыслу.
Примеры: бежать быстро, морозное утро, писать письма.
В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:
Розовый шарик. Отдыхать в деревне. Шарик и отдыхать являются главными словами.
Не являются словосочетаниями:
- фразеологическое сочетание: водить за нос;
- сочетание самостоятельной части речи со служебной частью речи: пусть играет, около университета, перед грозой;
- грамматическая основа предложения: приобрел способность, пришла весна;
- составные словоформы: будет играть, более злой;
- подлежащее и сказуемое: тридцать три богатыря, наступила ночь;
- неделимые словосочетания: идти повесив нос, анютины глазки.
Три вида подчинительной связи
Всего выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Согласование — тип подчинительной связи, где зависимое слово становится в тех же формах, что и главное: мои тетради, широкое поле, зеленые лужайки, на морском дне, в пятом классе, зеленый дуб.
Управление — вид подчинительной связи, где главное слово ставит зависимое в необходимый падеж: ткань в клетку, гордиться делами, ходить в школу, помогать сестре, стремиться к совершенству, дорога в сад, читать книги.
Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово будет связываться с главным интонационно и по смыслу: его сумка, говорить не торопясь, очень мило, шел не спеша, сидеть спокойно, ехать быстро, желание высказаться, мальчик постарше.
B3. Типы подчинительной связи — видео
Источник: pristor.ru