Древний волк как называется

Ужасные волки, североамериканские хищники ледниковой эпохи, оказались не родственны обыкновенным волкам. Как показал анализ древних белков и генетического материала, линия ужасных волков отделилась от остальных псовых около 5,7 миллиона лет назад и развивалась в изоляции в Северной Америке. Как отмечается в статье для журнала Nature, с эволюционной точки зрения ужасные волки отстоят от ныне живущих крупных псовых дальше, чем африканские шакалы, а их сходство с обыкновенными волками — всего лишь результат конвергенции.

В плейстоцене и раннем голоцене в Северной и Южной Америке обитали многочисленные стада травоядных, от лошадей и верблюдов до мамонтов и гигантских ленивцев. Подобное изобилие добычи поддерживало существование крупных хищников, самыми известными из которых были ужасные волки (Canis dirus), ставшие прообразом лютоволков из «Игры престолов». Эти представители семейства псовых, жившие в период от двухсот пятидесяти до тринадцати тысяч лет назад, весили около семидесяти килограммов и специализировались на крупной дичи.

Доисторические хищники — Древний Страшный Волк. Документальный фильм HD

Остатки ужасных волков встречаются в североамериканских отложениях довольно часто: например, только в битумных ямах на ранчо Ла-Брея обнаружены кости четырех тысяч особей. Тем не менее палеонтологи мало знают о происхождении и эволюционных связях этого вида. Обычно предполагается, что ужасный волк являлся близким родственником обыкновенного волка (Canis lupus) или даже его подвидом, который приспособился к охоте на гигантских травоядных.

Чтобы разобраться в этом вопросе, команда исследователей во главе с Анджелой Перри (Angela Perri) из Университета Дарема решила воспользоваться генетическим анализом. Изучив остатки сорока шести ужасных волков, специалисты обнаружили пять экземпляров с сохранившейся древней ДНК. Они были найдены в американских штатах Вайоминг, Теннесси, Айдахо и Огайо, а их возраст составил от тринадцати до более чем пятидесяти тысяч лет. Авторам удалось выделить из этих экземпляров образцы митохондриальной и ядерной ДНК. Кроме того, они включили в анализ данные о белке коллагене I типа, который был обнаружен у одного из ужасных волков с ранчо Ла-Брея.

Изучив состав коллагена ужасного волка, Перри и ее коллеги пришли к выводу, что данный вид не приходится близким родственником обыкновенному волку. Более того, эти хищники оказались неродственны всей эволюционной ветви, включающей волков, домашних собак, койотов (Canis latrans) и африканских золотых волков (Canis lupaster).

На следующем этапе авторы сравнили ядерные геномы ужасных волков и десяти других видов из семейства псовых: обыкновенного, африканского золотого и эфиопского (Canis simensis) волков, койота, красного волка (Cuon alpinus), гиеновидной собаки (Lycaon pictus), чепрачного (Canis mesomelas) и полосатого (Canis adustus) шакалов, а также андской (Lycalopex culpaeus) и серой лисиц (Urocyon cinereoargenteus). Анализ выявил три отдельные эволюционные линии: в первую вошли волки из рода Canis, а также красные волки и гиеновидные собаки, во вторую — африканские шакалы, а в третью — ужасные волки (включенные в исследование лисицы удалены от всех трех линий). Ветвь ужасных волков отделилась от остальных псовых около 5,7 миллиона лет назад, а африканские шакалы и крупные псовые разошлись около 5,1 миллиона лет назад. По мнению авторов, на этом основании африканских шакалов следует выделить в отдельный род Lupulella, а ужасных волков — в род Aenocyon.

ВОЛК – УЖАСНЫЙ ВОЛК. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОЛКАХ ДРЕВНОСТИ

Современные виды псовых нередко скрещиваются между собой, поэтому Перри и ее коллеги решили проверить, происходил ли обмен генами между ужасными волками и обыкновенными волками и койотами, которые соседствовали друг с другом в Северной Америке. Для этого ученые проанализировали выборку, в которую вошли генетические данные ужасных волков, а также двадцати двух современных волков и койотов, трех древних собак и одного плейстоценового волка. Оказалось, что ужасные волки не скрещивались с другими североамериканскими псовыми.

По мнению авторов, эволюция ужасных волков и их родственников (таких, как «волк» Canis armbrusteri и плиоценовый «койот» Canis edwardii) шла в изоляции на территории Северной Америки начиная с позднего миоцена, в то время как предки современных крупных псовых появились в Старом Свете и колонизировали Америку относительно недавно, в позднем плейстоцене. Таким образом, сходство ужасных волков с обыкновенными — всего лишь результат конвергенции.

В отличие от ужасных волков, обыкновенным волкам и койотам удалось пережить вымирание североамериканской мегафауны на рубеже плейстоцена и голоцена. Возможно, это связано с тем, что поведение этих псовых отличается большей гибкостью — в частности, они могут переключаться на разные виды корма. Кроме того, волки и койоты обладают способностью скрещиваться между собой и с собаками, благодаря чему могут приобретать полезные для выживания адаптации (например, гены устойчивости к инфекционным болезням).

Четыре года назад в канадской вечной мерзлоте обнаружили отлично сохранившуюся мумию волчонка. Тщательно изучив ее, палеонтологи пришли к выводу, что она принадлежала самке, погибшей в возрасте шести-семи недель из-за обрушения норы более пятидесяти тысяч лет назад. Судя по митохондриальному геному, волчонок принадлежал к эволюционной ветви, которая включает древних волков из Берингии и Сибири и приходится базальной по отношению ко всем ныне живущим волкам (кроме высокогорных популяций из Азии).

Источник: nplus1.ru

Ужасный волк — не то, чем кажется

—> +7 926 604 54 63 address

 Где-то на юго-западе Северной Америки стая ужасных волков (<i></p>
<p>Aenocyon dirus</i>, пока известны как <i>Canis dirus</i>) поедает убитого бизона. Пара серых волков (<i>Canis lupus</i>) приближается в надежде поживиться объедками.

«Ужасный волк» — крупный ископаемый вид псовых из Северной Америки оказался не близким родственником серому волку, хотя и очень похож на него. По данным генетиков, предки ужасного волка обособились почти 6 млн лет назад, а сходство с другими волкоподобными — результат параллельной эволюции.

Даже те из нас, кто не разбирается в палеонтологии, согласятся: кого попало «ужасным волком» не назовут. Это замечательное животное, обитавшее в Америке с 250 до 13 тыс. лет назад, описано ещё в середине XIX века, а особенно прославилось после выхода «Игры престолов», где фигурируют «лютоволки» (Direwolves), по сути, срисованные с нашего героя.

Впрочем, реальный dire wolf (Canis dirus) не был таким уж огромным, скорее, здоровенным — размером с самых крупных серых волков, весил порядка 70 кг, однако обладал очень большими зубами и мощным укусом, был более коренаст, чем его серые собратья, и охотиться предпочитал на крупную добычу — лошадей, верблюдов, бизонов и даже юных мастодонтов. Когда-то ужасные волки доминировали в Новом Свете. Хотя рядом с ними в конце плейстоцена бродили и серые волки, и красные волки, и койоты, но остатки ужасных волков палеонтологам попадаются чаще. Достаточно сказать, что в знаменитых битумных озерах Ранчо Ла-Брея в Калифорнии найдены кости более четырёх тысяч Canis dirus — в сто с лишним раз больше, чем серых волков.

Несмотря на такое обилие находок, происхождение ужасного волка оставалось предметом споров. Одни палеонтологи выделяли этот вид в отдельный род Aenocyon, другие — и таких большинство — полагали, что Canis dirus очень близок к привычным нам серым волкам, чуть ли не на уровне подвида. Уж больно сходным выглядело строение первых и вторых. И не только на первый взгляд. Авторы новой статьи в Nature провели анализ морфологии ужасных волков, использовав данные по скелетам более 700 особей — хотя отличия от серого волка имеются, строение действительно очень сходно.

Кстати, среди соавторов статьи — один из членов редакции АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, д.г.н. Ярослав Кузьмин. По его словам, он и его коллеги из Москвы и Новосибирска предоставляли для исследования черепа серых волков.

Но, может быть, сходство это кажущееся? Ведь мы знаем о явлении параллельной эволюции, когда у разных видов, происходящих от общего предка, независимо возникают сходные особенности.

В такой ситуации пора передать слово генетикам. Исследователи взяли 46 образцов костей ужасных волков, чтобы проверить, не сохранилась ли в каких-нибудь из них древняя ДНК . В пяти случаях исследователям повезло: в остатках возрастом от 13 до 50 тыс. лет нашлись следы как митохондриального, так и ядерного генома.

Образцы из Ла-Брея в эту пятёрку на попали, зато в костях из битумных озёр обнаружился древний коллаген, что позволило провести протеомный анализ, т.е. сравнить аминокислотный состав коллагена ужасных волков с их современными родичами. И это сравнение сразу показало, что древние волчары — не близкая родня ни серым волкам, ни койотам, ни африканскому золотому волку или собакам.

Более точной картины палеопротеом не дал — разрешение не то. Специалисты взялись за мтДНК, анализ которой подтвердил, что ужасный волк сильно отличается и от серых волков, и от койотов.

Наконец, учёные провели сравнение ядерных генетических последовательностей ужасного волка и восьми современных видов псовых: серого волка, койота, африканского золотого волка, красного волка, эфиопского шакала, африканской гиеновидной собаки, андской лисицы и серой лисицы (в качестве внешней группы). Заодно исследователи прочитали геномы серого волка из Монтаны и двух видов африканских шакалов — чепрачного и полосатого.

И этот анализ дал такой же результат: ужасный волк состоял с другими волкоподобными псовыми лишь в дальнем родстве. Дальнейшее исследование показало, что родословное дерево псовых включает три главные ветви — ужасных волков, африканских шакалов и всех остальных волкоподобных. При этом серый волк оказался ближе гиеновидным собакам и красному волку, чем ужасному волку и африканским шакалам. Итак, «лютоволков» действительно необходимо выделить в род Aenocyon, а для шакалов тоже предусмотрен отдельный род Lupulella.

Удалось установить и примерную хронологию: последний общий предок ужасных волков и других волкоподобных жил около 5,7 млн лет назад. Вдумайтесь! Ведь разделение предков шимпанзе и человека случилось немногим раньше.

Предки африканских шакалов отделились от псовых слегка позднее — 5,1 млн лет назад.

Ещё один вопрос, интересовавший исследователей — скрещивались ли ужасные волки с другими псовыми? Известно, представители этого семейства гибридизируются крайне легко, практически везде, где родственные виды могут повстречать друг друга. Это регулярно делают, к примеру, койоты и серые волки. Данные генетики говорят об обмене генами между красным волком и гиеновидной собакой, происходившем через миллионы лет после их обособления.

Читайте также:  Какую сталь выбрать для охотничьего ножа

Учитывая всё это, генетики искали следы скрещивания с ужасными волками в геномах 22 современных серых волков и койотов, трёх древних собак и одного плейстоценового волка. Искали — но ничего не нашли! Конечно, нельзя исключить, что скрещивание происходило с какими-то другими волками, чьи геномы не попали в руки исследователям, но по имеющимся данным, ужасные волки гордо отвергали притязания чужаков, если таковые и случались. Единственно, что удалось увидеть — след древней метисации предков ужасного волка с предками современных волков и койотов, случившейся как минимум 3 млн лет назад.

В чём же дело? Исследователи полагают, что эволюция ужасного волка длительное время происходила в изоляции от предков серых волков и койотов. Скорее всего, причина в географии: ужасный волк сформировался в Америке, а серый волк и койот — в Старом Свете. Вероятно, предшественником ужасного волка был еще один вымерший американец — волк Армбрустера.

Родословное древо современных и вымерших волкообразных псовых на основании сравнения ядерных ДНК

Новые данные позволяют по-другому взглянуть на эволюцию других ископаемых видов, таких, как плейстоценовый Canis edwardii — предполагаемый родич койота. Быть может, и его сходство с койотами — результат параллельной эволюции? По-видимому, значительная часть эволюции волкообразных происходила в Старом и Новом Свете независимо. К моменту появления в Северной Америке серых волков, койотов и других псовых — гостей из Евразии ужасный волк уже не мог скрещиваться с ними из-за накопившихся генетических отличий.

Остаётся вопрос: почему столь успешные когда-то ужасные волки вымерли, а их серая родня (пусть дальняя) здравствует и поныне? Кажется логичным, что погубило ужасных волков их пристрастие к крупной добыче: с исчезновением мегафауны в конце ледникового периода исчезли и специализированные хищники. Судьбу ужасного волка, например, разделил очень крупный американский лев. Серые волки и койоты выжили благодаря их пластичности — в частности, умению жрать всякую мелюзгу. Когда дичь обмельчала, забудь про гордость, переходи на зайцев и мышей — или проиграешь.

Но авторы статьи предлагают и другое объяснение: может, серого волка и койота спасла их полезная для иммунитета склонность к гибридизации? Например, с совсем недавним мигрантом из Азии — собакой. Известно, что благодаря смешению с собаками, американские волки не только слегка изменили окраску шерсти, но и приобрели защиту от еще одного очень неприятного типа гостей — новых инфекций, хлынувших из Старого Света.

Комментирует научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, палеонтолог Алексей Бондарев:

Для меня эта работа интересна тем, что она открыла нечто в целом весьма неожиданное на нашем хронологическом заднем дворе — в позднем плейстоцене. Это очень близкая к нам по времени эпоха и может показаться, что чего-то нового в плане былого биоразнообразия ждать от нее не приходится.

Как-никак, основные действующие лица известны давно, ещё с XIX века, как науке, так и обывателям — шерстистые мамонт и носорог, пещерный медведь и им подобная братия. Но это в некоторой степени иллюзия. Применение совокупности проработанных морфологических методов и, особенно, методов палеогенетических дробит и перемешивает устоявшиеся конструкты.

Вернее, обычно что-то заставляет заподозрить морфология, но именно генетика расставляет точки над Ё, доказывая самостоятельность и изолированность тех или иных видов, которые в былые времена толпились бы где-то в серой зоне уклонившихся морфотипов, проблемных подвидов и прочих «рахитичных казаков, прятавшихся в гротах долины Неандера». Предыдущими яркими примерами было, например, установление обособленности вымерших грацильных лошадей южной Сибири и Северной Америки от доживших до современности ослов и куланов.

Также палеогенетические методы навели шороху среди плейстоценовых бизонов, пещерных медведей и других зверей. Теперь свершилась революция в понимании родственных связей ужасного волка, но нужно помнить, что морфологически его существенная — родовая — обособленность была постулирована еще в 1918 году Джоном Мерриамом. Нынешнее подтверждение этой гипотезы заставляет не только задуматься о том, в какой степени морфология обуславливается экологической ролью вида, но и принудит перетряхнуть все находки плиоценовых и плейстоценовых псовых Северной Америки в свете новых фактов. Также нужно вспомнить о недавнем обнаружении остатков, относящихся предположительно Aenocyon (тогда еще Canis) dirus на севере Китая, что, возможно, привлечет внимание к ревизии материалов и из Северной Азии.

Источник: 22century.ru

Ужасный волк, реальный прототип лютоволков.

По США эти вымершие волки бегали между 125 000 — 9500 лет назад. В период жизни этих волков, вовсю ещё лежал ледник Лаврентийский в Канаде и потому они не жили выше 42 градуса северной широты, зато обитали и на равнинах им в лесах, вплоть до горных районов и до саванн в Южной Америке.

По размерам был как самые крупные нынешние серые волки. Весил от 60 до 68 кг., высотой до 100 см. и длиной до 180 см, длина черепа 31 см. Сила укуса была самой сильной среди известных видов волков, живых и вымерших, а режущая способность зубов лучше, чем у серых волков. Охотились на бизонов, мастодонтов, ленивцев, лошадей и верблюдов. Важно, что ужасные волки и волки в целом, возникли не в Евразии, а в Северной Америке, от 40 до 6 миллионов лета назад и уже после мигрировали в другие места.

Охотился он упорно, череп и все мышцы были приспособлены драться с активно сопротивляющейся добычей. Ужасный волк жил как раз в период максимального похолодания и затем потепления, с планомерным наступлением и отступлением ледников. В Калифорнии между 60 000 до 10 000 лет назад, был намного более холодный период, нежели сегодня.

Средняя температура снизилась тогда с 11 градусов до 5, дождей стало меньше в два раза — со 100 см до 45 см. 24 000 лет назад благодаря постепенному потеплению увеличились площади дубовых лесов. Зимой наступал период дождей, которые поддерживали такие растительные ландшафты, как чапараль. Относительно невысокие дубовые заросли, высотой от двух до четырёх метров.

24 000 лет назад эти ландшафты сократились в площади, а сосны наоборот увеличились. И 14 000 лет назад обратный процесс, снова чапараль, признак потепления, увеличился, а сосны сократились. Вот здесь и кроется ответ, почему нам не стоит паниковать насчёт потепления или похолодания.

Даже если начнётся, не остановим ни то, ни другое, а если и сможем как то влиять, сможем лишь последствия разгребать кое-как, но не более. Средний маятник этих колебаний природы, как видно из палеоклиматологии, 10 000 лет. В таких вот условиях хорошо было крупным животным, на которых охотились волки.

В США тогда жили и такие звери. Мамонт Колумба, ростом в 4 метра и весом до 10 тонн.

Сравнительные размеры хоботных.
Трогонтерий или Степной мамонт, самый громадный из всех хоботных, когда-либо живших — 4,7 высотой и 10 тонн весом, с бивнями до 5 метров длиной.
Меридионалис или Южный мамонт — 4 метра высотой и 4-х метровые бивни.

Таких здоровых тварей атаковать никто особо не мог. Но в США есть места, где образовываются битумно-смоляные ямы, эдакие ямы смерти, в которые попадали тысячи животных, включая и совсем больших и вместе с ними гибли хищники. Собственно в смоляных ямах волков и нашли больше всего, правда не смогли, из-за смолы, расшифровать их днк.

В Калифорнии такое место расположено рядом с ранчо Rancho La Brea, недалеко от Лос-Анджелеса. Между 40 000 и 12 000 лет, в ямы с жидкой смолой попадали животные. Глубина таких выступавших из земли смол, была до 11 метров, так что шансов спастись не было, если уж попался. В этот период глобальная температура была ниже на 8 градусов цельсия.

Ямы стали даром для всех учных, работавших по теме палеонтологии. Можно оказалось узнать и рацион погибших животных и видовой состав окружавшей их фауны.

LaBreaTarPits01

А уж какая пирушка творилась в те годы! Такие места были адом для попавшихся в них травоядных и разнузданным праздником мяса для всех, кто его любит. Ужасные волки, смилодоны ( саблезубые ) и американские львы активно соперничали около них, за попавшихся бизонов, западных верблюдов, западных лошадей и гигантских ленивцев весом в 1.3 тонны.

Американский лев, был крупнее нынешних львов на 25 процентов и достигал длины 3,7 метров.

Западный верблюд, вообще уникальная для нынешнего США животина, вымерла задолго до европейских жителей и жила даже в районе Юкона, это Аляска в Северной Америке.

Мамонты Колумба и Американский мамонт редко попадались в подобные западни, но тоже иной раз радовали всех. Основная ставка волков была на лошадей, само собой не только вляпавшихся, но и вполне бегающих.

По силе укуса ужасный волк превосходил серых волков на 10 процентов, опережал так же гиеновидных собак, дикую собаку Динго и красных волков, его челюсти были и остаются лучшим, что придумала природа для псовых. В цифрах ужасные волки давали усилие, до одной тонны. Учитывая, что это было сжимание острыми зубами, страшно представлять, что могли натворить эти челюсти и зубы с человеком. Даже гиены значительно отстают от него, у них челюсти выдают до 500 — 600 кг, и этого с запасом хватает на то, что бы разгрызать любые кости, пятнистая гиена специализируется именно на доедании вообще всего, это природный такой костолом.

Смоляные ямы видимо настолько увлекали именно ужасных волков, что их число в ямах превосходит число простых серых волков в пять раз. Видимо увлекались ребята едой. Если посчитать, сколько в относительно небольшие ямы попадало зверья, а это по 10 штук на каждый слой, то получается, что в те годы Калифорния была более чем оживлённым краем, травоядных был вал.

Предполагают, глядя на современных псовых, что ужасные волки работали стайно. А значит максимальный вес добычи, был равен весу стаи, и значит они могли завалить нечто весом до 600 килограммов. Правда зубы ломались у них намного чаще, чем у современных хищников. 17 процентов особей постигала такая участь, в то время как современные хищники получают не более 3 процентов. Правда именно клыки он ломал не чаще, но вкупе с другими зубами, намного чаще повреждал зубы.

Читайте также:  Узел 8 как вязать на веревке

Это связывают с тем, что возраст найденных волков и американских львов, совпадает с нарастанием конкуренции, животные видимо спешили наесться и поэтому рубали всё, включая кости, в спешке. Отсюда и высокая травматичность. Тут он повторил судьбу Берингийского волка, ему приходилось, ради выживания, есть кости и так быстро, как не приспособлена челюсть.

Такая смена питания, с кускового мяса, на кости, говорит о затяжных периодах суровой голодухи, когда не до жиру становилось. Облегчало задачу только то, что конкурировать приходилось только со смилодоном и американскими львами. Другой набор хищников состоящий из Короткомордого медведя, пумы, плейстоценового койота и плейстоценового серого волка, охотились за мелкой и средней дичью и конкурировали больше с людьми.

Закрашенные серым штаты — те где были найдены кости ужасных волков.

Зверюга не смогла пережить тотального вымирания американской мегафауны, которое особенно сильно ударило начиная с 12 700 лет назад. В общей картине снесло 90 родов животных, травоядных и хищников. В итоге животное способное завалить бизона, не смогло потом догнать оленей и тем более косуль и подобных тварей. А серые волки вполне справились.

Источник: sevastian-mos.livejournal.com

Волк

Издревле волки внушали страх человеку как очень опасные агрессивные хищники, нападавшие стаями, защититься от которых самим и уберечь свой скот было тяжело. Поэтому неудивительно, что волк стал символом войны, кровожадности, коварства. Но, с другой стороны, он же символизировал такие ценные для мужчин и воинов качества как доблесть, храбрость и беспощадность к врагам. С глубокой древности значение волка как животного-тотема было очень велико.

Военные вожди племен старались перенять его черты. Волк как прародитель племени почитался многими народами, к этой традиции восходит и легенда об основателях Рима братьях Реме и Ромуле, которых вскормила волчица, а также древнеиранское сказание о царе Кире Великом, вскормленном этой хищницей. Древние воины часто называли сами себя волками, наряжались в шкуры этих животных и проводили ритуалы. В античности волк считался символом бога войны Марса. Скандинавские мифы связывают конец света с освобождением от оков волка Фенрира, который проглатывает солнце, после чего вступает с битву с Одином.

Скандинавский бог Один скачет по небу в сопровождении двух волков — Гери («Жадность») и Фреки («Свирепость»)

Скандинавский бог Один скачет по небу в сопровождении двух волков — Гери («Жадность») и Фреки («Свирепость»)

Капитолийская волчица, вскармливающая Рема и Ромула. Этрусская статуя.

Капитолийская волчица, вскармливающая Рема и Ромула. Этрусская статуя.

Гигантский волк Фенрир, опутанный цепью Глейпнир в ожидании конца света. По исландской миниатюре XVII в.

Гигантский волк Фенрир, опутанный цепью Глейпнир в ожидании конца света. По исландской миниатюре XVII в. Древние германцы верили, что, когда наступит последняя битва, Фенрир вырвется из пут, проглотит Одина, но будет убит его сыном Видаром

Геката. С картины английского поэта и художника В. Блейка, XIX в.

Геката. С картины английского поэта и художника В. Блейка, XIX в.

В христианстве волк был символом дьявола, который пытается посягнуть на стадо верующих. Но Святые Франциск Ассизский и Вильгельм Веркельский смогли противостоять коварному волку силой веры и любви.

Волк в сказках

В славянском фольклоре распространен мотив о волке, помогающем Ивану-царевичу выполнить разнообразные поручения — достать молодильные яблоки, златогривого коня, Жар-птицу или Василису Прекрасную. Волк — волшебный помощник, наделенный мудростью, способностью говорить, перемещаться со скоростью ветра, иногда его даже наделяли крыльями. На Руси волк считался олицетворением сил тьмы, но в сказках он становится посредником между людьми и потусторонним миром. В европейской сказке о Красной Шапочке волк выступает как символ порока, кровожадности и хитрости.

Книжная иллюстрация И.Я. Билибина к Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке.

Книжная иллюстрация И.Я. Билибина к Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке.

От Залмоксиса до Чингисхана

В древности волк был одним из самых распространенных тотемных животных. Самоназвания многих народностей Греции, Центральной Азии переводятся как «волки». Во время обрядов воинской инициации мужчина племени ритуально превращался в волка, символически становился бесстрашным и беспощадным воином.

Вожди племен стремились всеми силами подчеркнуть свое происхождение от этого свирепого животного. Залмоксис — мифический покровитель гетов, символизировавший и войну, и мир мертвых, и силы земли, считался божественным волком. Чингисхан же, как гласит легенда, был потомком «избранного», небесного серо-голубого волка.

Чингисхан. С китайской средневековой миниатюры

Чингисхан. С китайской средневековой миниатюры

Волколаки и вервольфы

В славянской традиции оборотень, принимающий облик волка, назывался волколаком (от «волк» и «длака» — шкура), а в западноевропейской — вервольфом. Волколак, или вервольф, чаще всего принимал облик свирепого хищника с помощью своих собственных магических способностей, однако мог быть обращен в оборотня и насильно. В дни полнолуния оборотень проходил несколько стадий трансформации из человека в животное, терял над собой контроль и отправлялся охотиться, причем его жертвами становились не только домашний скот, но и люди.

Оборотень нападает на селение. Гравюра немецкого художника Л. Кранаха Старшего, XVI в.

Оборотень нападает на селение. Гравюра немецкого художника Л. Кранаха Старшего, XVI в.

Волк в геральдике

Герб немецкого города Пассау, Бавария

Герб немецкого города Пассау, Бавария

Герб города Кировограда Свердловской области

Волк на гербе города Кировограда Свердловской области символизирует независимость, силу духа и упорство местных жителей

Источник: sitekid.ru

Славянские оборотни

Древние славяне называли волка-оборотня волкодлаком, волколаком или волкулаком — человеком-волком, который сам способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Легенды об оборотнях у всех славянских племен очень похожи. Сначала волколак был языческим образом, а затем превратился в христианского злого демона.

В летописи 1282 года говорится о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну». В отличие от европейских мифов, у славян оборотень не был злым, кровожадным убийцей. Славяне не считали оборотничество ужасной болезнью. Это было необычно и без сомнения связывалось с колдовством, но часто оборотень — один из главных и положительных героев славянских сказок. Так, в древнем славянском защитном заговоре сказано следующее.

На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.

Превращение в волка считалось уподоблением одному из самых почитаемых, могущественных, мудрых и наделяемых сверхъестественной силой зверей. Имя волка у славян-язычников было настолько священным, что его запрещалось произносить вслух всуе, а вместо этого волка называли «лютый».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась особо сильным колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться» — превратиться — часто буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам. У язычников все они были предками, родственниками и покровителями. В легендах об оборотнях грань между человеком и зверем — это узенькая полоска ножа, веревка, ветка, через которую полагается «перекинуться», чтобы стать зверем. То есть эта граница проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает как нечто само собой разумеющееся ежегодное превращение одного из славянских племен полностью на несколько дней в волков.

Один из славянских героических эпосов вообще характеризует главного героя-оборотня — Вольту Всеславьевича — как существо божественного происхождения:

А и на небе просветя светлел месяц,

А в Киеве родился могуч богатырь,

Как бы молоды Вольх Всеславьевич.

Подрожала сыра земля,

Стреслося славное царство Индейское,

А и синея море сколыбалося

Для-ради рождения богатырскова,

Молода Вольха Всеславьевича.

Многие исследователи говорят о том, что Вольх — это киевский князь Олег, «вещий Олег». Кстати, одним из обозначений волка было «вещий». А слово «вещун» означало «волк-оборотень». В «Слове о полку Игореве» говорится, что волком-оборотнем был и славный князь Всеслав Полоцкий, живший во второй половине XI века. Всеслав Полоцкий «князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал… Херсону великому волком путь перерыскивал».

Еще один славянский герой в белорусских и сербских эпосах — Змей Огненный Волк, который был настоящим оборотнем. Согласно мифу о нем, Огненный Волк появился на свет от Огненного Змея, причем родился в человеческом облике, но в рубашке и с волчьей шерстью — приметами чудесного происхождения. Огненный Волк может оборачиваться волком, а также другими животными и птицами. Он совершил множество славных подвигов, используя свою возможность превращать себя и свою дружину в зверей.

Когда на Русь пришло христианство, все языческие божества были свергнуты и объявлены демонами. Этой участи не смогли избежать и оборотни. Из божеств и героев-богатырей они превратились в злых демонов. В XX веке оборотни почти исчезли из народных сказок и мифов, хотя в некоторых районах России до сих пор популярны.

Кроме того, в языческой славянской мифологии за темные души (души-птицы), неупокоенные, отверженные (воры, отступники, отшельники, поэты, юродивые, колдуны, волхвы и пр.), отвечал бог Волос (Велес), чьим образом были чаще медведь и волк, реже ворон и вепрь. После смерти души шли на Велесовы пастбища. Душа-тень же уходила до Костного царства (Чернобоговы земли).

Иногда рассказы об оборотнях-колдунах сопровождает характерная деталь. В минуты опасности такой оборотень в образе зверя ли, птицы ли может исчезать. Якобы именно по этому признаку охотники-коми узнают оборотня. Такой оборотень-медведь, например, когда в него стреляет охотник, исчезает. Или подстреленная птица-оборотень — упала в траву и «как сквозь землю провалилась».

Известны и чисто житейские наблюдения такого плана. Неизвестное животное появляется внезапно и так же внезапно и необъяснимо исчезает.

Оборотнями считались белые и черные волки — на фоне общей серой масти. Считалось, что белый волк наделен особыми, высшими способностями, что он — лесной хозяин, князь, «старший волк». Если кому-то удавалось убить такого волка, он никому не говорил об этом, а шкуру старался сохранить, поскольку она, по примете, приносила счастье, наделяя того, кто хранит ее у себя, магической удачей.

Читайте также:  Мембранная обувь на какую погоду

Говорят, что оборотнями также были волхвы — защитники племен, живших по берегам Днепра, просители за людей перед богами. Есть старая легенда об Авенуме.

Род Никодия Авенума жил на притоке Днепра — Березине — и поклонялся волку-оборотню Ургору. Маленьким Никодий слышал много историй о страшном существе, черном призраке-оборотне Ургоре. Несмотря на то, что Ургор был черен и был призраком, он много помогал племени Никодия, являясь то в образе зайца, то медведя или кого-нибудь еще. Никодий очень любил одну картину, на которой был изображен Ургор: волк с кроваво-красными глазами добродушно подмигивал мальчику.

Однажды зимой, когда Никодию было двенадцать с половиной лет, он отправился в лес.

В глубине леса, у сосны, он увидел неподвижно сидевшего огромного темного волка. Никодий не испугался его, но остановился. Вдруг вместо волка внезапно оказался большой заяц. Авенум пал ниц. Когда он поднялся, то ни волка, ни зайца возле сосны не было, но на земле в снегу лежал медальон на кожаном шнурке.

На одной его стороне было изображение волка, а на другой — две елочки.

Ночью Никодий увидел странный сон. В нем большой черный волк что-то рассказывал ему, но что именно, утром он вспомнить не смог. Так прошло семь дней, и каждую ночь Никодию снился волк.

Через семь дней он снова отправился в лес. Там он нашел две большие ели, как на медальоне. Авенум уселся там и стал ждать.

Через некоторое время из-за деревьев показался получеловек-полузверь, закутанный в длинный черный плащ. Тело его было почти человеческим, а голова — волчьей.

«Ургор», — подумал Никодий и снова пал ниц. Ургор подошел к нему и поднял с земли. А затем сказал:

— Я передам тебе то, что поможет тебе — искусство сильного тела и духа.

Семь лет Никодий учился у Ургора боевым искусствам, врачеванию, выживанию в любых условиях, умению голыми руками дробить камни и дерево.

Еще есть старая, немножко похожая на предыдущую историю белорусская легенда.

В одном лесу жил-был хлопец. Жил он там один, без семьи. Однажды местные князья устроили в той пуще охоту на волков.

И когда наступили вечерние сумерки, показалось хлопцу, что в дверь кто-то скребется и скулит жалобно. Он открыл дверь и увидел на пороге раненого волка. Он взял его на руки и спрятал в доме. Кровь с крыльца он отмыл, а когда заявились к нему охотники, сказал, что никаких волков он здесь уже много дней не видел.

Долго ухаживал хлопец за волком, вылечил его, выходил и отпустил в лес.

Через несколько дней после этого, поздно вечером, в дверь к хлопцу постучал высокий мужчина в накидке из волчьей шкуры. Он подошел к хлопцу и сказал:

— Ты тот, кому мы должны передать свои знания. Утром ты пойдешь со мной.

Утром незнакомец с хлопцем отправились в лесную чащу, где он воспитал из парня великого воина, научил биться мечом, стрелять из лука, догонять и ловко убегать.

Через несколько лет человек в волчьей шкуре сказал, что теперь он уходит навсегда. И с тех пор много лет сначала выл волк, а потом, словно из-под земли, появлялся храбрый воин. Долгие годы он охранял справедливость, помогая тем, кто нуждался в защите. Так происходит и теперь, много лет спустя, когда тот хлопец уже давно умер. Говорили, что у воина было три ученика, но кто они, никто не знает.

Согласно исследованиям А. Афанасьева, в Сибири с давних пор существует поверье, что некоторые женщины за свои недостойные поступки превращаются в волчиц на семь лет:

Ночью является злой дух к нечестивой бабе, приносит волчью шкуру и приказывает надеть ее; как скоро баба облечется в этот наряд — в ту же минуту совершается превращение, и вслед за тем она получает волчьи привычки и желания. С той поры она всякую ночь рыщет прожорливой волчицею и наносит людям и животным страшный вред, а с утренним рассветом снимает с себя волчью шкуру, тщательно прячет ее и принимает свой прежний человеческий образ. Раз кто-то забрел в дом, в котором была спрятана волчья шкура; он тут же развел огонь и бросил в него шкуру. Вдруг с жалобным воплем прибегает баба и бросается спасать свою звериную одежду; попытка ее не удается, волчья шкура сгорает и баба-оборотень исчезает вместе с клубящимся дымом.

Кстати, в русских народных сказках, начиная со сказок о царевне-лягушке, часто встречаются женщины-оборотни, снимающие на время свою звериную шкуру — если сжечь ее, то оборотень мгновенно исчезает.

Согласно запискам этнографа Н. Инваницкого, в Вологодской области в XVIII веке была такая история.

Жены двух братьев пошли однажды за водой. Одна из этих женщин была колдунья. Увидев, что в их озимь попало стадо овец, колдунья положила на землю свое дерево (коромысло), перекинулась через него и обратилась в волка. Сноха ее вздумала сделать то же, и ей это удалось. Колдунья, прогнав овец, вернулась и опять обратилась в женщину, а сноха уже не могла.

Таки осталась волком.

В этой короткой истории достаточно много интересного. Во-первых, мы видим, что для превращения используется самый обычный предмет — коромысло. Во-вторых, цель оборотничества — в чистом виде бытовая, обыденная, хозяйственная, то есть оборотничество в то время было чуть ли не повседневным делом. Ведь можно было закричать на овец, взять хворостину и выгнать их. А можно было обратиться в волка и решить вопрос гораздо быстрее, заодно развлекшись.

В отличие от поверий других народов мира, русский оборотень мог стать не только животным или птицей, но и обычной веткой, клубком, копной сена или камнем. Перед тем, как снова принять человеческий облик, такой оборотень непременно ударяется об землю и только затем «перекидывается».

В низшей славянской мифологии сложился особый образ оборотня, часто выступающего в качестве ложного брачного партнера, иногда подменяющего умерших или отсутствующих жениха, невесту, мужа, жену. Так, в мифологии коми оборотень

Калян является к женщине в облике отсутствующего мужа и опознается по лошадиным зубам и коровьим копытам. Обычно сексуально-эротические устремления оборотня неотделимы от каннибальских (жертва оборотня худеет, бледнеет, что дает возможность заподозрить настоящие происки демона).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Славянские талисманы и обереги

Славянские талисманы и обереги В славянской языческой традиции или, как ее называют сегодня, в Родноверии, существуют два пути духовного развития: Десный Путь и Шуйный Путь.Правая рука у славян называлась «десница», отсюда и берет свое имя Десный Путь, дословно – Путь

Славянские талисманы и обереги

Славянские талисманы и обереги В славянской языческой традиции или, как ее называют сегодня, в Родноверии, существуют два пути духовного развития: Десный Путь и Шуйный Путь.Правая рука у славян называлась «десница», отсюда и берет свое имя Десный Путь, дословно – Путь

Славянские талисманы

Славянские талисманы Талисман бога Рода. Этот бог воплощает семью и род. Он является высшим богом-хранителем. К Роду обращались со словами: «Великий бог Род, ты наш покровитель! Да не иссякнет помощь твоя!

Тому быть, так есть и так будет». Этот талисман дарует благословение

Славянские ведические обряды

Славянские ведические обряды Славянские Ведические Обряды – это возможность соединиться с Силой и Мудростью Предков, очиститься и изменить жизнь к лучшему, достигнув полной гармонии Духа, Души и Тела.Очищение четырьмя стихиямиЭтот обряд выступает одной из важнейших

Балканские и славянские вампиры

Балканские и славянские вампиры ГрецияОдним из древнейших источников современного представления о вампирах считают мифы и легенды Древней Греции (о ламиях мы уже упоминали), а также новогреческий фольклор. В Греции, как и в Румынии, рассказывали о кровососах-стригах (все

Славянские народы

Славянские народы Славяне Восточной и Центральной Европы вправе гордиться тем, что именно у них легенды и мифы о вампирах разработаны подробнее всего — и именно у них чаще всего встречаются настоящие вампиры. Вспышки вампирской истерии среди этих народов в XVII и начале XVIII

Славянские боги воды

Славянские боги воды В славянской мифологии сохранилось немного сведений о водных божествах. Из былины о Садко известно, что бога морей называли Чудом Морским, Морским царем, Поддонным царем, Водяником. В мифах часто фигурирует имя Дуная – бога рек и рыболовства, который

Славянские руны и их значения

Славянские руны и их значения Мир Ключевые слова. Белбог; внутреннее Я; Древо Мира.Руна Белого Бога – одного из самых сложных образов славянской мифологии. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог – это весь Мир, и потому

Оборотни

Оборотни

Оборотни 22.02.32 «Мир Огн[енный]», часть 3-я, § 562. Сказано: «Сведения о леопардах-оборотнях правильны. Учение уже обращало внимание на несомненные факты связи человека с животными. Можно видеть, что судьба таких животных отражается на определенных людях. » Человек может столь

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБОРОТНИ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБОРОТНИ Кто будет править миром?В зарубежной печати появились сведения, что в Америке уже несколько лет осуществляется уникальный проект, носящий кодовое название «Компьютерный Маугли». Ученые одной из секретных лабораторий США создали виртуального

ГЛАВА 8 ОБОРОТНИ

ГЛАВА 8 ОБОРОТНИ «Попытавшийся выставить себя судьей Истины и Знания сокрушаем смехом богов» Альберт Эйнштейн. Случаи рептильного контроля человечества не ограничиваются лишь древними временами, что нам предстоить увидеть очень ясно по мере развития нашего

Источник: esoterics.wikireading.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...