Для чего служит фальшборт на лодке

Фальшборт — это технический термин, который означает специально созданный борт на корабле или лодке для предотвращения проникновения воды на палубу. Простыми словами, фальшборт — это высокий край на корабле, который помогает предотвратить попадание воды на палубу во время плавания.

Фальшборт обычно имеет форму стены или бортика, который поднимается над уровнем палубы. Он может быть изготовлен из различных материалов, таких как дерево, металл или пластик. Главная цель фальшборта — защитить палубу от попадания воды при плавании в штормовых условиях или при сильном волнении.

Фальшборт может быть очень полезным на небольших судах или лодках, где уровень палубы находится близко к воде. Он помогает предотвратить попадание воды на палубу и сохранить судно сухим. Кроме того, фальшборт может также использоваться для улучшения безопасности плавания, предотвращая падение людей или предметов за борт.

Фальшборт может быть съемным или постоянным. Съемный фальшборт может быть установлен или снят по мере необходимости, в то время как постоянный фальшборт является постоянной частью корпуса судна.

Обзор лодки MISHIMO FAMILY LITE и PRO, для чего нужен фальшборт?

В конечном счете, фальшборт — это важная часть корабля или лодки, которая служит для защиты палубы от попадания воды и улучшения безопасности плавания. Он помогает судну оставаться сухим и стабильным во время плавания в штормовых условиях.

Фальшборт своими словами для детей

Фальшборт – это часть корабля, которая находится на борту и служит для защиты от воды. Он расположен выше настоящего борта и создает дополнительную стенку, чтобы вода не проникала внутрь судна.

Фальшборт обычно делается из дерева или металла и может быть разной высоты в зависимости от типа корабля. Он может быть прямым или иметь форму волны, чтобы улучшить гидродинамику судна.

Главная задача фальшборта – предотвратить попадание воды на палубу корабля. Когда волны бьют о борт, фальшборт отражает воду вниз, чтобы она не попадала на палубу. Это очень важно, потому что вода на палубе может вызвать опасность для экипажа и груза.

Фальшборт также помогает улучшить устойчивость корабля. Он делает судно более устойчивым, так как создает дополнительную ширину и поверхность, которая помогает противостоять волнам.

Таким образом, фальшборт – это важная часть корабля, которая защищает его от попадания воды на палубу и улучшает его устойчивость. Без фальшборта корабль был бы более подвержен неблагоприятным погодным условиям и риску затопления.

Источник: svoimi-slovami.su

Разборный катер с мягкой обшивкой с маломощным мотором

Автор этой статьи москвич Василий Иванович Брызгалов — старый турист-водник, имеющий большой опыт постройки самых разных туристских судов.

Еще в 1924 г. по поручению существовавшего тогда Общества пролетарского туризма и экскурсий он ездил на верфи Ленинграда и Ярославля принимать построенные на них суда для туристов. В 1929 г. Василий Иванович построил двухмачтовую парусную байдарку и прошел на ней из Москвы до Воронежа, а на следующий год и до Ростова-на-Дону. Потом (1931 г.) построил парусный швертбот и совершил плавание до Махачкалы. Да и в дальнейшем не раз приходилось ему совершать дальние походы на самых разных судах; при его непосредственном участии были организованы цех разборных байдарок на московской фабрике ОПТЭ, туркомбинат и верфь на Селигере.

Фальшборт для лодок ПВХ.

В 1934 г. вышла из печати книга В. И. Брызгалова «Разборная байдарка» (в 1938 г. переиздана), долгое время служившая вообще единственным пособием на эту тему.

Многое можно рассказывать о судах, которые В. И. Брызгалов спроектировал и построил своими руками. Предлагаем читателям ознакомиться с одним из них. Идя навстречу запросам московских туристов, В. И. Брызгалов не только разработал проект и реализовал его, но и сам проверил мореходные качества нового суденышка, плавая на Дону с мотором «Ветерок». Катер был показан в Московском клубе автомототуристов, после чего чуть ли не все присутствовавшие начали требовать рабочие чертежи. Добавлю еще, что по тому же принципу каждый может построить судно по своему вкусу, видоизменяя обводы и размерения.

Основные данные лодки

Длина наибольшая, м 3,0
Ширина, м 1,35
Высота борта, на миделе, м 0,4
Вес корпуса, кг 60
Скорость с 1 чел. на борту под «Москвой», км/час свыше 30

Сложность решения проблемы городских стоянок, зимнего хранения судов, а также транспортировки их по суше вынуждает многих туристов-водномоторников интересоваться разборными конструкциями. Привожу чертежи небольшого суденышка под мотор мощностью до 10 л. с., как бы сочетающего в себе достоинства разборной байдарки в части простоты хранения и перевозки и «настоящей» мотолодки на 2—4 человека.

Этот мини-катер с мягкой обшивкой в разобранном виде упаковывается в три места, которые безотказно принимаются для перевозки в такси с тремя пассажирами. Три тюка имеют примерно одинаковый вес — по 20 кг; в один из них укладываются шпангоуты и банки, в другой — продольный набор, в третий — обшивка. Ясно, что при желании можно «разложить» их и в любом ином сочетании на любое количество упаковочных мест.

Читайте также:  Лодка орион 9 характеристики

Вопрос с приобретением необходимых материалов и деталей решается сравнительно просто. Кроме сосновых реек и досочек потребовались: лист фанеры толщиной 3 мм (на пайолы), кусок 4-миллиметровой 400Х1300 (на транец) и обрезки 10-миллиметровой (200X300, 160X400, 50Х750 — 4 шт.); 110 петель; обрезки дюраля толщиной 1,5—2 мм: 0,6 кг дюралевых заклепок 2,5 (3,0)X22 и понемногу шурупов 3X15 и 3,5X20. Моими основными «поставщиками» были московские «Детский мир», «Пионер», хозяйственные магазины и база Главхимснабсбыта (прорезиненная ткань). Некоторые деревянные детали изготовила столярная мастерская нашего ЖЭКа, а уключины и втулки под них — слесарь.

Конструкция разборного катера с мягкой обшивкой

Информация об изображении
Конструкция разборного катера с мягкой обшивкой

Постройку советую начинать с изготовления изогнутой части киля, выклеиваемой из двух реек 10X50 на специальном шаблоне размером 200X1600, выпиленном из доски толщиной 50 мм. Концы реек распариваются, пропускаются в просвет скобы, установленной на носовом конце шаблона, и прижимаются клиньями.

При помощи крепкой веревки рейки подтягиваются к шаблону до плотного прилегания по всей длине и оставляются для просушки. Смазав клеем, их запрессовывают вторично, выдвигая при Этом немного за отметку шп. 1, что дает возможность регулировать высоту подъема при сборке корпуса. При склеивании реек кормовой половины киля запрессовка производится мелкими гвоздями. При нарезке деталей лучше сделать так, чтобы стыки соседних стрингеров не лежали в одной плоскости, а были «разогнаны» на 150—200 мм.

Изготовление неразборных (цельных) шпангоутных рамок также начинается с выклеивания гнутых деталей — бимсов на шп. 1, 2, 5, верхней окантовки транца и кормового фальшборта (на шп. 5). Величина погиби для каждого шпангоута задана плазовой таблицей, где указаны Высоты при борте и в ДП.

Можно сделать шаблон для транца, где наибольшая стрелка погиби — 60 мм, а затем подстрагивать его, по очереди подгоняя по плазу для остальных шпангоутов. Бимсы выклеиваются из четырех реек 10X15 (бимс на шп. 2 лучше несколько усилить, сделав его из пяти — шести таких реек).

Для сборки рамок надо на фанерном листе размером не менее 600X1400 и толщиной 8—10 мм разбить плаз — вычертить по плазовой таблице очертания всех шести шпангоутов. Подогнав по плазу детали, нарезанные из сосновых реек толщиной 15 мм, места соединения смазывают клеем и снова укладывают детали на плаз, собирая из них замкнутую рамку.

Естественно, ставятся на место и ранее изготовленные бимсы и стойки (на шп. 3, 4, 5), и угловые заполнители (сухари). Все устанавливаемые детали крепятся к плазу гвоздями. Чтобы предотвратить приклеивание к фанере, под места соединений подкладываются полоски бумаги. После того как клей высохнет, гвозди удаляются, и готовая шпангоутная рамка снимается с плаза.

Остается в местах укладки фанерных книц подровнять плоскости рубанком и смазанные клеем кницы закрепить гвоздями, не повреждая склейки. Так по очереди собираются все шпангоуты. Транец вырезается по плазу в чистый размер из водостойкой фанеры, после чего ставятся детали обвязки и подкрепления под мотор.

Следующий этап работы — это установка арматуры, т. е. соединительных деталей, благодаря которым киль, привальный брус и стрингера собираются (каждый из двух частей), а затем пристегиваются к шпангоутам, образуя жесткий каркас, на который натягивается обшивка. Применена довольно простая и надежная система соединений, проверенная многолетней эксплуатацией байдарок с деревянным набором.

Для соединения продольного набора с поперечным используются самые обычные форточные петли (навески). Петли надо разобрать, выбив нагель после опиливания расклепки, и установить точно по разметке одну часть на стрингере, а другую — на шпангоуте. Петли крепятся дюралевыми заклепками.

Петля на шпангоуте не должна выступать за его нижнюю кромку, чтобы при сборке набора шпангоут плотно вставал на плоскость днищевого стрингера. Нагели от 40-миллиметровых петель, устанавливаемых на соединениях с килем, привальным брусом и скуловым стрингером, подойдут к 30-миллиметровым.

Для этого в тисках отгибают 10 мм (чтобы нагель не выпадал), а под прямым углом один конец на другой немного опиливают под конус. Для остальных петель нагели нарубаются из стальной проволоки. Для горизонтальных петель их можно согнуть в виде «застежки», показанной на эскизе. Такие застежки невозможно потерять; сборка и разборка корпуса будет занимать меньше времени.

Вся арматура для соединения частей продольного набора между собой изготовляется из обрезков дюраля и также ставится на заклепки.

Разметка мест установки петель на привальном брусе, скуловом и бортовом стрингерах производится по месту. Другими словами, нужно собрать киль и днищевые стрингеры, установить на них транец и все шпангоуты, и после этого огибать по шпангоутам рейки бортового набора, притягивая и закрепляя их шнуром или прочным шпагатом. Поставив набор по обоим бортам, тщательно проверьте правильность положения шпангоутов и транца и отмечайте на рейках места положения петель.

Читайте также:  Самая легкая лодка в мире радиоспектакль

Сняв рейки, проверьте совпадение отметок по правому и левому бортам; только добившись полной симметрии, можно приклепывать петли.

Отметим, что рейки для бортового набора следует подобрать попарно одинаковыми по упругости, особенно в носовой части корпуса. Для повышения жесткости и фиксации изгиба в носу по верхней кромке привального бруса и по нижней кромке скулового стрингера приклейте рейки 10X15 с запрессовкой струбцинами и гвоздями. Первые от киля днищевые стрингеры подгибаются к шп.

1 с трудом, поэтому советую распилить их вдоль тонкой ножовкой на длине 600 мм, а затем проклеить распил с запрессовкой гвоздями. Вторые и третьи от киля стрингеры в носу крепятся петлями к скуловому стрингеру с подгонкой по месту. Палубные рейки — карленгсы — подгоняются в последнюю очередь.

Откидной носовой брештук лучше всего вырезать по месту — на готовом корпусе; затем фанера замачивается в горячей воде и выгибается по дуге бимса шп. 1, а после просушки брештук и бимс соединяются тремя неразборными 40-миллиметровыми петлями. Форштевень, выгибаемый из дюралевой полосы 1 , также изготовляется по месту.

Таким образом, форму носовой части лодки вы задаете сами, добиваясь плавного завершения линий киля (вид сбоку) и привальных брусьев (в плане). Верхняя часть форштевня отгибается горизонтально на длину около 200 м и заводится под брештук. Затем сверху на брештук и носовую часть карленгса в ДП накладывается металлическая полоса 1 (с причальным рымом — отверстием на носовом конце) и по месту высверливаются отверстия для скрепления деталей между собой двумя болтами 3X30 с гайками-барашками 21. Нижняя часть форштевня просто накладывается на носовой конец киля и при сборке корпуса крепится двумя такими же болтами.

Узлы соединения частей продольного набора

Информация об изображении
Узлы соединения частей продольного набора

Фальшборт по краям кокпита состоит из четырех деталей — носовой 22, изогнутой по радиусу, двух бортовых 23 и одной кормовой 24 стенок. Детали 22 и 23 склеиваются (с запрессовкой шурупами) каждая из двух реек, в которых выбран паз полукруглого сечения радиусом 4 мм.

В образовавшееся цилиндрическое отверстие заводится край мягкой «палубы» (деки), в который вшит на клею резиновый шнур диаметром 6 мм. Не забудьте в рейке 30-миллиметровой высоты снять 2—3 миллиметра по толщине для прохода края деки! Рейки носовой стенки придется сначала распарить, чтобы легче было загнуть их по радиусу 450 мм. Можно для упрощения гибки выклеить дет. 22 из полосок фанеры, оставив паз прямоугольного сечения 8X8.

Готовый каркас прокрашивается горячей олифой и выдерживается в полностью собранном виде в течение нескольких дней, чтобы дать закрепиться форме гнутых продольных связей.

Пайолы в кокпите вырезаются по месту и укладываются на днищевой набор. С нижней стороны к пайолам приклепываются по две направляющие пластинки из дюраля 2X30X70, которые заходят под шпангоуты; для петель делаются вырезы, которые одновременно могут служить фиксаторами, запирающими Г-образные нагели от выпадания. Пластинки и вырезы не дают пайолам сдвигаться в сторону. Кроме того, щиты фиксируются стопорами-вертушками на киле. Сиденья-банки ложатся краями на продольные рейки 10X50, вставляемые в пазы на стойках шпангоутов.

Оболочка склеивается из четырех полос прорезиненной ткани толщиной около 2 мм (расход ткани около 8 пог. м); две, соединенные по килю, образуют днищевое полотнище, которое закрывает также и транец, а две бортовые склеиваются с днищевым на скуловом стрингере. Склеенную оболочку прошивают по линиям склейки, затем все швы с обеих сторон оклеивают полосами той же прорезиненной ткани, натягивают оболочку на каркас, загибая на привальные брусья запас в S0 мм, и временно крепят. По верхней наружной грани привального бруса делается разметка шва для соединения оболочки с декой.

Деку шьют из легкого брезента (расход материала — 7 пог. м). Для ее первоначального раскроя нужно полностью собранный фальшборт уложить на выравненный на полу материал, и по периметру фальшборта изнутри очертить контур кокпита, продолжив его до транца. Отступив от этой контурной линии на 50 мм внутрь кокпита, лишний материал можно срезать. Теперь по контурной линии надо вклеить резиновый шнур, плавно и плотно обтягивая его краем деки; обтянутый шнур прошивается, образуя по кромке гибкий валик.

Остается пришить деку к оболочке. Для этого, надев детали фальшборта на внутреннюю кромку деки с резиновым валиком, устанавливают фальшборт на каркас и крепят нагелями (застежками) на петлях. Деку разравнивают по фальшборту и натягивают на борта и в нос, после чего делается разметка шва; поперечные отметки, совпадающие с отметками на оболочке и каркасе, будут служить для предохранения от перекоса при сшивке.

Читайте также:  Лучшие ПВХ лодки нднд

Кормовую часть деки 26 выкраивают отдельно и пришивают к оболочке по верхнему краю транца. Внутренний край дет. 26 пропускают под кормовую стенку фальшборта и натягивают, надевая ее люверсами на круглые головки винтов в дет. 24 и (по носовым углам) на бимсе шп. 5. В местах петель, соединяющих дет.

24 с бимсом шп. 5, в деке придется сделать прорези. Кроме того, надо сделать две прорези у транца для прохода лап струбцины подвесного мотора. К кормовой части дет. 27 пришиваются два клапана, закрывающих концы продольных валиков, с люверсами для соединения шнуром с дет.

26.

Подуключины сварные: к стальной пластинке 3X50Х100 привариваются трубки-втулки с внутренним отверстием d=12 мм.

Две рамки для крепления ветрового стекла (плексиглас) вырезаны из фанеры и после распаривания изогнуты; между собой (по ДП) и с дет. 22 фальшборта они соединяются на петлях.

Тент ставится на дугах из дюралевых трубок. Для крепления дуг к фальшборту привернуты хомутики. К раме ветрового стекла и к фальшборту тент крепится люверсами, надеваемыми на головки винтов. В корме тент натягивается за поднятый мотор и закрывает его.

Примечания

1. Для повышения жесткости носовой части можно сделать форштевень в виде сплошной вертикальной детали, выпиленной нз толстой фанеры или доскн и закрепленной к шп. 1 на петлях.

Источник: www.barque.ru

Значение слова фальшборт

фальшборта, м. (нем. Falschbort) (мор.). Выступ борта судна над верхней палубой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фальшборт

м. Бортовое ограждение палубы на судне, а также обшивка борта выше верхней палубы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фальшборт

ФАЛЬШБОРТ (нем. Falschbord, букв. — ложный борт) продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит для ограждения палубы и уменьшает накат волн на нее. Для стока воды в фальшборте устраивают отверстия (штормовые портики).

Большая Советская Энциклопедия

Фальшборт

(от нем. Falschbord, буквально √ ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит ограждением открытых частей палубы и уменьшает накат волн на неё; к Ф. крепят палубный груз. Прочность Ф. и его стоек рассчитывают на удары волн и на воздействие груза при крене. Верхнюю кромку Ф. подкрепляют прочным планширом , в нижней части Ф. устраивают штормовые портики с целью быстрого стока воды с палубы.

Википедия

Фальшборт

с швартовым клюзом, слева от клюза фальшборт продолжается уже с просветами и самим фальшбортом, а справа от клюза идёт сплошной фальшборт без вырезов.

Аналогичную конструкцию в носовой оконечности называют «козырьком» или козырьком фальшборта , если нос судна с уклоном и фальшборт в носовой части судна изготовлен с уклоном наружу для улучшения мореходных качеств судна.

Примеры употребления слова фальшборт в литературе.

Лорка Брока подошла к ним бортом, он увидел, как взлетели вверх абордажные крючья и намертво впились в их фальшборт.

Но я все-таки решил провести небольшой эксперимент: привязал бисквит к взятому из аптечки бинту и закрепил его на фальшборте яхты с таким расчетом, чтобы до лакомства не могла дотянуться даже самая атлетичная крыса.

На внутренней стороне фальшборта, над палубой, тянутся вдоль всего судна крепкие брусья с отверстиями — КОФЕЛЬ-ПЛАНКИ.

Потеряв своего вожака, напуганные и ошеломленные нормандцы отступили и через фальшборты бежали к себе на галеас, спрыгивая сразу десятками на его палубу.

Карло и наш дзюдоист Жорж заняли место у руля, Абдулла отправился отдыхать в каюту, а я пошел вперед, посмотреть на носовую палубу, которая была настолько загромождена кувшинами, бурдюками и овощными корзинами, что пройти на нос можно было только по самому краю папирусного фальшборта.

Эхаден, не особо раздумывая, приказал проделать дыру в фальшборте каравеллы, напротив разгрузочного люка барка.

Он увидел, что в закрепленные на фальшборте кольца вставлен марлинь, и припомнил, как пригодилось ему это несколько месяцев назад, когда они с Ахавом схватились с теми двумя троллями.

Высота борта корабля на миделе от киля до фальшборта верхней палубы составляла 19 м, осадка — 8м.

Краем глаза Николсон увидел боцмана: широко расставив ноги и ухватившись одной рукой за поручень фальшборта, он удерживал другой рукой находившуюся уже за бортом медсестру.

Да и ванты, похожие на параллельные струны, то провисали, вместо того чтобы притягивать колена к бортам, то вдруг натягивались так, что даже страшно: сейчас либо мачта сломается, либо лопнут папирусные связки, — ведь ванты были закреплены за толстый канат, обрамляющий весь фальшборт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...