Для чего размагничивают подводные лодки

Ежегодно в феврале Россия празднует День защитника отечества. Мы желаем мирного неба над головой военным, врачам, здоровья – ветеранам Великой Отечественной войны, вспоминаем людей, которые в тяжелые годы защищали страну от неприятелей. Но нельзя забывать об ученых и инженерах, которые совершенствовали существующие и создавали новые средства защиты. Об одной из главных разработок для Военно-морского флота СССР – «системе ЛФТИ» – в нашем материале.

Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе Российской академии наук был основан в 1918 году в Петрограде – морской и академической столице. Сегодня это крупнейший центр фундаментальной академической науки, объединяющий исследования в области физики и технические разработки. В годы Великой Отечественной войны сотрудники института внесли огромный вклад в развитие Военно-морского флота.

Инициатива создания института принадлежит видным отечественным ученым. Один из них – Абрам Федорович Иоффе, который и стал первым директором Физико-технического института. Название организации символизировало плодотворный союз фундаментальной науки и технического развития страны.

ВНИМАНИЕ ! — СЕКРЕТЫ ПОДВОДНИКОВ: ВНУТРИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (РПК СН ) «КАРЕЛИЯ

Одними из первых «флотских» направлений в институте стали работы по созданию магнитометра. А начало работ по размагничиванию датируется 1936 годом. Один из руководителей лаборатории ФТИ, физик и будущий президент Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров вспоминал: «Однажды в 1936 году академик Иоффе с четырьмя моряками зашел в нашу лабораторию. Среди них были И.С.

Исаков, командующий Балтийским флотом, и начальник НИМТИ А.Е. Брыкин. Исаков сообщил, что принято решение возродить могущественный Военно-морской флот, в том числе крейсеры и линейные корабли. Он был приятно удивлен, узнав, что мы довольно хорошо ориентировались в ситуации на Балтийском и Черноморском флотах. Это было результатом наших исследований с резаками, которые проводились на обоих флотах. перед нами была поставлена задача: в течение 5 лет (таков примерный срок строительства линкора) разработать систему защиты кораблей от магнитных мин и торпед».

Иоффе дал Анатолию Петровичу недельный срок для обдумывания. А сотрудники лаборатории Александрова сразу же приступили к работе, чтобы ответить на вопрос: можно ли в принципе решить поставленную задачу…

Создание систем размагничивания занимало заметное место среди других работ института. Однако это были не единственные разработки по оборонной тематике. Например, в 1940 году, в разгар исследований по системе размагничивания, развивалось направление по противоминной защите, антенной противолодочной сети, совершенствованию мин и торпед. А еще до начала войны сотрудники ФТИ развивали направления оборонного значения по противолодочной акустике, «бесследовому» движению торпед, радиолокационному обнаружению целей, неконтактным взрывателям, различным способам обнаружения подводных лодок.

Читайте также:  Рым в лодке что это такое

Уже в апреле 1940 года Александров выступил с докладом о разработанном в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) методе размагничивания кораблей. И хотя поначалу предложенный метод подвергся довольно резкой критике, уже к концу 1940 года испытания «системы ЛФТИ» показали эффективность защиты кораблей надводного флота.

Первоначальная критика была связана в том числе и с тем, что у руководства ВМФ не было единого мнения о принципах защиты кораблей. Однако эксперименты подтвердили эффективность созданной физтеховцами технологии.

По воспоминаниям Александрова, предполагалось, что у магнитного взрывателя мины не могла быть высокая чувствительность, поскольку земное магнитное поле довольно существенно изменяется от места к месту, а его колебания часто достигают 10 – 20 мЭ (миллиэрстед). (Эрстед – единица измерения напряжённости магнитного поля. – Прим. НР).

Очевидно, что мина не должна взрываться от колебаний в этих пределах. «Иначе говоря, задача компенсации поля не должна решаться точно, точность порядка 10 мЭ будет вполне удовлетворительной», – считал Александров. Благодаря исследованиям физтеховцы не только создали магнитометр ЛФТИ, но и провели опыты на модели и в доках. Так появилась эффективная система размагничивания.

Суть метода заключалась в том, что магнитное поле корабля компенсировалось системой накладываемых на корабль трех взаимно перпендикулярных обмоток, через которые пропускались постоянные токи определенных направлений и величин. А регулировались они с помощью системы установленных на корабле магнитометров.

Схема испытательного стенда. Для подводных лодок и небольших кораблей применялся «безобмоточный» метод на основе многократного перемагничивания корпуса. Через несколько месяцев процедуру повторяли

Между тем к началу Великой Отечественной войны системой размагничивания был оборудован только один крупный корабль – линкор «Марат» – флагман Краснознаменного Балтийского флота. Поэтому уже с первых дней войны потребовались самоотверженные усилия самих разработчиков и военных моряков. Все силы были брошены на оборудование «системой ЛФТИ» более 50 кораблей флота.

Работа была сделана за считанные недели, что вскоре сыграло важную роль во время Таллинского перехода – одной из крупнейших операций ВМФ. В ходе перехода эскадры кораблей из Таллина в Кронштадт было потеряно 53 корабля. Но те суда, которые накануне были оборудованы физтеховцами «системой ЛФТИ», дошли без потерь.

А уже в августе 1941 года основные боевые корабли на всех действующих флотах и флотилиях были защищены от магнитных мин противника. В ходе войны ни один из кораблей с действовавшей «системой ЛФТИ» не подорвался на магнитной мине.

Читайте также:  Тур хейердал лодка название

Со временем чувствительность магнитных замыкателей повышалась. Противник совершенствовал и создавал новые мины для борьбы с уже размагниченными советскими кораблями. По оценкам ученых, чувствительность этих мин в 10 раз превышала прежнюю. А это требовало от сотрудников Физтеха совершенствования размагничивающих устройств.

Ученые ЛФТИ стали детально изучать магнитные поля кораблей, их курсовые изменения. В дальнейшем они создали курсовые обмотки с ручным или автоматическим регулированием токов.

Пример процесса размагничивания БДК «Иван Грен»

Работы по совершенствованию систем размагничивания велись в Физтехе вплоть до окончания боевых действий. Корабли и малые суда, защищенные «системой ЛФТИ» успешно решали боевые задачи, а жизни многих моряков были спасены. Отечественные ученые продемонстрировали истинный патриотизм и навсегда вписали в историю триумфальный союз физики и флота.

Наука для победы. Производство студии «А’РЕАЛ» по заказу ФТИ им. А.Ф. Иоффе. 2011 год.

Источник: ФТИ им. А.Ф.Иоффе

Дьяков Б.Б. О создателях системы противоминной защиты кораблей в Физико-техническом институте

Забродский А.Г. Вклад ученых в Великую победу на примере ЛФТИ

Источник: scientificrussia.ru

Судно размагничивания

Судно размагничивания — судно служит для выполнения специальных работ, связанных с уменьшением собственных магнитных полей кораблей и судов.

Описание

Суда размагничивания предназначаются для проведения специальных мероприятий с целью уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. Имеющиеся на вооружении советского ВМФ специальные суда проектов 523 и 219 (СБР — станции безобмоточного размагничивания) уже к 60-м годам ХХ века не удовлетворяли возросшим потребностям флота в такого рода судах. Разработанный позднее проект 1779 и его модификации более соответствовали возросшим требованиям, однако из-за большой загрузки судостроительных заводов СССР в начале 80-х годов ХХ века и начавшимся выводом из строя СБР ранних проектов, в ВМФ имелась острая недостаточность судов такого типа.

В результате было принято решение о строительстве судов размагничивания на верфях Польской Народной Республики. Проект нового судна был выполнен на Северной верфи в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году и получил номер проекта 130. Основным назначением судов этого проекта является электромагнитная обработка кораблей и измерение их магнитного и электрического полей.

Головное судно проекта 130 было построено на Северной верфи в Гданьске (Польша) в 1984 году. Всего по данному проекту было построено 18 судов. По классификации NATO — «Bereza Class».

Судно размагничивания «СР-939» было заложено на Северной верфи в Гданьске (Польша) в 1988 году, заводской № 16/130. Спущено на воду 16.11.1988 г. , вступило в строй 04.09.1989 г.

  • Тупиковые статьи
  • Статьи к викификации
Читайте также:  Норвик 340 характеристики лодка

Источник: cyclowiki.org

В России начали проектирование новых судов размагничивания для ВМФ РФ

В России начались работы по созданию нового судна (СР) размагничивания в интересах Военно-морского флота РФ. Проектирование нового СР ведутся в конструкторских бюро, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации. Об этом сообщает Mil.Press FlotProm со ссылкой на два источника в ОСК и Крыловском государственном научном центре.

самое «молодое» в составе ВМФ РФ судно размагничивания проекта 1799 СР-72 «Владимир Котельников»

Источник изображения: https://fleetphoto.ru/

По словам одного из источников издания, потребность обновления судов размагничивания в ВМФ назрела уже давно. Последние суда такого типа поступили на флот еще в советское время в конце 80-х годов.

Как пишет издание, работы по новому судну размагничивания начались в этом году. В настоящее время КБ еще не имеют техзадания на новое СР, так как оно еще готовится Минобороны, но у конструкторов есть технические требования к такому судну, поэтому предварительные работы уже ведутся. Номер или шифр проекта в открытых источниках пока не появлялся. По имеющейся информации, в ходе создания нового судна размагничивания запланировано проведение нескольких ОКР.

Параллельно с началом работ по СР, ведутся работы по созданию нового отечественного оборудования размагничивания для таких кораблей. Работы в этом направлении ведет Центральное НИИ судовой электротехники и технологии Крыловского государственного научного центра, а также другие научные организации.

В настоящее время в составе ВМФ РФ остались только суда размагничивания проекта 1799 «Глобус» и его модификации, вошедшие в состав флота в конце 80-х и начале 90-х годов, лишь одно судно размагничивания СР-72 («Академик Владимир Котельников») было введено в строй в 2007 году, хотя было заложено в 1991. Корабль вошел в состав дивизиона судов обеспечения Беломорской военно-морской базы Северного флота.

Водоизмещение «Глобуса» — порядка 1100 тонн, длина — 64,5 м, ширина — 11,7 м, осадка — 3,7 м. Скорость полного хода — около 13 узлов, дальность плавания — 6000 миль (экономичным ходом 9 узлов), автономность — до 25 суток. Экипаж — 40-45 человек.

Суда размагничивания проекта 1799 предназначены для безобмоточного размагничивания кораблей водоизмещением до 7 тысяч тонн или обмоточного размагничивания кораблей водоизмещением до 15 тысяч тонн.

Права на данный материал принадлежат Военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

Источник: vpk.name

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...