Длина торпеды подводной лодки

Торпеда - настоящее оружие будущего

По словам генерального директора этой компании Бориса Обносова, в СССР подобные торпеды выпускались, но обладали менее высокими тактико-техническими характеристиками. «Они значительно превосходят западные образцы по бесшумности хода, дальности действия, глубине погружения и дальности обнаружения цели системой самонаведения», — добавил генеральный директор, рассказывая о новой разработке.

Кстати

Вероятней всего, вспоминая о советском опыте, Борис Обносов подразумевал универсальную самонаводящуюся электроторпеду УСЭТ-80 (дальность хода 25 тысяч метров, скорость 40 узлов). Она была принята на вооружение в начале 1980-х годов.

Говорят, что эта торпеда была в буквальном смысле драгоценной — один экземпляр стоил порядка 30 миллионов рублей, поскольку торпеда содержала 34 килограмма серебра.

Как бы то ни было, заявление Бориса Обносова воодушевило и заинтриговало военных аналитиков. К примеру, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин заявил, что для ВМФ России это особенное событие.

«Посейдон» подводный ядерный беспилотник России держит в страхе британцев | Чем опасна торпеда?

По словам генерального директора этой компании Бориса Обносова, в СССР подобные торпеды выпускались, но обладали менее высокими тактико-техническими характеристиками.

Поясняя вышесказанное, Б. Обносов сказал: «Мы в определённой степени отставали от американцев, от НАТО по торпедному вооружению, так объективно сложилось. Поэтому появление такой торпеды — это очень важный момент, один из узловых по обеспечению неуязвимости наших подводных сил. Естественно, что характеристики изделия окутаны гостайной. Если по скоростным характеристикам, по дальности хода, а главное, по глубине это оружие превосходит западные образцы, может работать на нескольких сотнях метров, то это большой прорыв. Я так думаю, что эту торпеду ждут на флотах, ждут подводники, а если она унифицированная, то и «надводники»».

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) — следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

УДАР ТОРПЕДАМИ ИЗ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Как всё начиналось

В Советском Союзе первые электроторпеды появились в конце тридцатых годов прошлого века. Тогда они обладали массой недостатков. Затем по ходу развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наши системы постепенно совершенствовались.

Справка

К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80. Её батарея из 80 свинцово-кислотных аккумуляторов размещалась в отдельном отсеке, заменившем воздушный резервуар. В ЭТ-80 применялся биротативный электродвигатель ПМ5-2. Дальность торпеды была 4.000 м, скорость хода 29 узлов, масса взрывчатого вещества 400 кг.

К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80.

Необходимо отметить, что к началу Второй мировой немцы уже имели на вооружении электроторпеду G7e со скоростью 30 узлов и дальностью хода до 5 километров при массе боевой части 300 кг.

Кстати, много проблем, тормозящих развитие этого оружия, было связано с аккумуляторами: конструкторы прикладывали гигантские усилия, чтобы создать компактные источники питания большой ёмкости (примерно тем же самым занимаются сейчас конструкторы электромобилей). Испытывались магниево-хромовые, цинково-йодистые, сухие электролитические батареи и многие другие. В результате пригодными для торпед оказались никелево-кадмиевые, серебряно-цинковые батареи и серебряно-магниевые источники тока, в которых электролитом служит морская вода.

Многие специалисты, несмотря на очевидные технические трудности, связанные с поиском наиболее эффективных аккумуляторов, всё-таки полагают, что за торпедами на электрической тяге будущее. Поскольку энергоёмкость топлива для тепловой энергетической силовой установки, в общем, ограничена, и в обозримом будущем резерв будет исчерпан (хотя и этот постулат предполагает исключения). Так что в целом электрические торпеды прогрессивнее, надёжнее и безопаснее тепловых.

Бесшумная, дальнобойная и универсальная. смерть

По мнению ряда экспертов, изделие, о котором говорил Борис Обносов, называется ТЭ-2. Так, к примеру, думают специалисты американского сетевого издания The Drive.

Универсальная электрическая телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭ-2.

Справка

По данным из зарубежных источников, ТЭ-2 запускается из стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, имеет массу около 2.500 кг, включая 250-килограммовую осколочно-фугасную БЧ, и длину 8.300 миллиметров. Максимальная дальность действия торпеды составляет более 28 километров, а максимальная скорость — 45 узлов.

Американские эксперты полагают, что ТЭ-2 предназначена для уничтожения как подводных лодок, так и крупных надводных судов, а также стационарных надводных целей, в том числе портовой инфраструктуры.

Похоже, у ТЭ-2 есть одна интересная особенность: кроме системы самонаведения, она обладает и возможностью управления по проводам. Причём это только на первый взгляд кажется архаикой. Торпеды с проводным наведением могут изменить курс атаки или же полностью отключиться, если оператор сочтёт это нужным. Кроме того, поскольку оператор может использовать данные гидролокатора корабля или подводной лодки вместо данных бортового гидролокатора торпеды, у ТЭ-2 есть больше шансов добраться до цели.

Читайте также:  Ямаха 115 лодочный мотор 4 тактный характеристики расход топлива

У ТЭ-2 есть одна интересная особенность: кроме системы самонаведения, она обладает и возможностью управления по проводам.

А что у США?

С начала 1970-х годов американцы модернизируют 533-мм Mark 48. С учётом постоянно идущих НИОКР эта торпеда остаётся более-менее современным оружием. Она предназначена для поражения как надводных кораблей, так и подводных лодок. В настоящее время Пентагон пытается, в частности, существенно улучшить качество работы торпеды на мелководье. Там гидролокация осложнена многократным отражением акустических волн от близкого дна и прочих препятствий.

Так или иначе, но американцы считают Mark 48 лучшей торпедой в мире. Само собой, все актуальные характеристики засекречены. В открытом доступе — данные старых модификаций.

Справка

Длина Mark 48 — 5,79 м, калибр — 533 мм, масса — 1.663 кг. Максимальная скорость — до 60 узлов. Дальность — 50 км при скорости подкрадывания, при максимальной скорости — 35 км. Дальность телеуправления (по кабелю) — 18 км. Дальность захвата цели гидроакустической ССН — 3.500 м. Рабочая глубина — по различным оценкам от 800 м до 1.000 м. Масса боевой части — около 300 кг.

Mark 48, потеряв цель, имеет возможность повторить атаку, перейдя в режим свободного поиска (впрочем, на это способны все современные торпеды, российские — не исключение). Ещё одна особенность Mark 48 в том, что она не врезается в борт корабля, а заходит под киль и взрывается именно там, буквально переламывая цель пополам.

Погрузка торпеды Mark 48 ADCAP на подводную лодку.

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

Справка

  • Вес торпеды — 2.700 кг; калибр — 533 мм; длина — 8.200 мм.
  • Дальность пуска: максимальная — до 10-12 км; эффективная — до 7 км.
  • Скорость хода — 194 уз (100 м/с); время разгона — 4 с; глубина хода — до 400 м.

На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.

Ничто не сравнится по скорости с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал».

При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» — малый радиус действия и примитивная система наведения, — также компенсируются невероятной скоростью.

В некотором смысле это подобно выстрелу в упор — попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение — дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» — это последний аргумент в морском бою.

Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» — новейшее достижение отечественного ОПК.

Справка

Скорость «Футляра» — до 65 узлов, дальность хода — 60 км. Вместо винта изделие использует водомёт, что резко снижает уровень шума. У торпеды установлен аксиально-поршневой двигатель (другое название — осевой).

Российская торпеда «Футляр» — новейшее достижение отечественного ОПК.

Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.

Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.

«Посейдон» — «бог» морей и океанов

Длина торпеды подводной лодки

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1(15) за 2015 г.

Реальные ТТХ зарубежных торпед (преднамеренно занижаемых некоторыми отечественными «специалистами») и их «комплексная характеристика»

Торпеды, стоящие на вооружении ВМС стран Латинской Америки

При сравнении отечественных и зарубежных торпед очевидно, что если для УГСТ имеется некоторое отставание от западных образцов по ТТХ, то для это ТЭ2 отставание по ТТХ очень велико.

Массо-габаритные и транспортные характеристики современных зарубежных торпед калибра 53см в сравнении с нашими экспортными торпедами УГСТ и ТЭ2:

Black Shark, Италия

Читайте также:  Якорь парашют для лодки ПВХ как работает

Mk48 mod.4 (6АТ), США

5,8 1660 300

Примечание: в графе «длина ТУ» первое слагаемое – длина кабеля на торпедной катушке, второе – на лодочной

Учитывая закрытость информации по современных системам самонаведения (ССН), управления (СУ) и телеуправления (СТУ) целесообразно для их оценки и сравнения обозначить основные поколения развития послевоенного торпедного оружия:

  1. прямоидущие торпеды.
  2. торпеды с пассивными ССН (50е годы).
  3. внедрение активных высокочастотных ССН (60е годы).
  4. низкочастотные активно-пассивные ССН с допплеровской фильтрацией.
  5. внедрение вторичной цифровой обработки (классификаторов) с массовым переходом (тяжелых торпед) на шланговое телеуправление.
  6. цифровые ССН с увеличенным частотным диапазоном.
  7. сверхширокополосные ССН с оптоволоконным шланговым телеуправлением.

В связи с закрытостью ТТХ новых западных торпед представляет интерес их оценка.

Известны транспортные характеристики первой модификации Mk48 – mod.1

Дальность хода торпеды/ время хода:

Начиная с модификации mod.4, была увеличена длина топливного резервуара (430 кг топлива ОТТО II вместо 312), что уже дает увеличение дальности хода на скорости 55 уз свыше 25 км.

Кроме того, первая конструкция водомета была разработана американскими специалистами еще в конце 60х годов (Mk48 mod.1), КПД водомета разрабатывавшейся чуть позднее нашей торпеды УМГТ-1 составлял 0,68. В конце 80х годов после длительной отработки водомета новой торпеды «Физик-1» его КПД был увеличен до 0,8. Очевидно, что американские специалисты проводили аналогичные работы, с повышением КПД водомета торпеды Mk48.

С учетом этого фактора и увеличения длины топливного резервуара, заявления разработчиков о достижении дальности 35 км на скорости 55 уз для модификаций торпеды с mod.4 представляются обоснованными (и многократно подтвержденными по линии экспортных поставок).

Заявления некоторых наших специалистов о «соответствии» транспортных характеристик новейших модификаций Mk48 ранним (mod.1) направлены на маскировку отставания по транспортным характеристикам торпеды УГСТ (что обусловлено нашими жесткими и необоснованными требованиями по безопасности, заставивших ввести камортный топливный резервуар ограниченного объема).

Отдельный вопрос — максимальная скорость последних модификаций Mk48.

Логично предположить увеличение достигнутой с начала 70-х годов скорости 55 уз до «не менее 60», хотя бы за счет увеличения КПД водомета новых модификаций торпеды.

Информация с сайта подводников ВМС Нидерландов

При анализе транспортных характеристик электрических торпед необходимо согласиться с выводом известного специалиста ЦНИИ «Гидроприбор» А.С. Котова «электрические торпеды превзошли по транспортным характеристикам тепловые» (для электрических с батареями AlAgO и тепловых на топливе ОТТО II). Выполненная им расчётная провека данных по торпеде DM2A4 с AlAgO батареей (50 км на 50 уз) оказалась близкой к заявленной разработчиком (52 уз на 48 км).

Отдельный вопрос — тип используемых в DM2A4 батарей. «Официально» в DM2A4 установлены батареи AgZn, в связи с чем некоторые наши специалисты принимают расчетные характеристики этих батарей как аналогов отечественных. Однако представителями фирмы-разработчика заявлялось, что производство батарей для торпеды DM2A4 в Германии невозможно по экологическим соображениям (завод в Греции), что явно говорит о существенно иной конструкции (и характеристиках) батарей DM2A4 в сравнении с отечественными батареями AgZn (не имеющими особых производственных ограничений по экологии).

Несмотря на то что батареи AlAgO имеют рекордные показатели по энергетике, сегодня в зарубежном торпедизме появилась устойчивая тенденция применения значительно менее энергоемких, но обеспечивающих возможность массовых торпедных стрельб универсальных литий-полимерных батарей (торпеды Black Shark (калибра 53 см) и Black Arrow (32см) фирмы WASS), — даже ценой существенного снижения ТТХ (снижение дальности на максимальной скорости примерно вдвое от DM2A4 для Black Shark).

Универсальная (боевая и практическая) Li-Po батарея торпеды Black Shark

Массовые торпедные стрельбы – это аксиома современного западного торпедизма. Причина этого требования – сложные и изменчивые условия среды, в которой применяются торпеды. «Унитарный прорыв» ВМС США, — принятие на вооружение в конце 60-х – начале 70-х годов торпед Mk46 и Mk48 с резко улучшенными ТТХ, был связан именно с необходимостью много стрелять для отработки и освоения новых сложных систем самонаведения, управления и телеуправления. По своим характеристикам унитарное топливо ОТТО-2 было откровенно средним и уступало по энергетике уже успешно освоенной в ВМС США паре перекись-керосин более чем на 30%. Но это топливо позволило значительно упростить устройство торпед, а главное – резко, на порядок снизить стоимость выстрела.

Это обеспечило массовость стрельб, успешную доводку и освоение в ВМС США новых торпед с высокими ТТХ.

Приняв на вооружение в 2006-м торпеду Mk48 mod.7 (примерно в одно время с государственными испытаниями «Физик-1»), ВМС США за 2011–2012 годы успели произвести более 300 выстрелов торпедами Mk48 mod.7 Spiral 4 (4-я модификация программного обеспечения 7-й модели торпеды). Это не считая многих сотен выстрелов предшествующих «модов» Mk48 из модификаций последней модели (mod.7 Spiral 1-3).

ВМС Великобритании в период отработки торпеды StingRay mod.1 (серия с 2005г.) провели 3 серии стрельб:

Первая — май 2002г. на полигоне AUTEC (Багамские острова) 10 торпед по ПЛА типа «Трафальгар» (с уклонением и применением СГПД), было получено 8 наведений.

Читайте также:  Не работает ручной стартер на лодочном моторе

Вторая — сентябрь 2002г. по ПЛ на средних и малых глубинах и лежащей на грунте (последнее — неудачно).

Третья Ноябрь 2003г., после доработки программного обеспечения на полигоне BUTEC (Шетландские о-ва) по ПЛА типа «Свифтшур», получено 5 из 6 наведений.

Всего за период испытаний было проведено 150 стрельб торпедой StingRay mod.1. Однако здесь необходимо учитывать то, что при разработке первой модификации StingRay (mod.0) было проведено около 500 испытаний. Уменьшить это количество стрельб для mod.1 позволила система сбора и регистрации данных всех стрельб, и реализации на ее базе «сухого полигона» для предварительной отработки новых решений ССН на базе этой статистики.

Отдельный вопрос – испытания торпедного оружия в Арктике.

ВМС США и Великобритании проводят их на регулярной основе в ходе периодических учений ICEX с выполнением массовых стрельб торпедами.

Например в ходе ICEX-2003, ПЛА Коннектикут» в течение 2-х недель выпустила, а персонал станции ICEX-2003 извлек из-подо льда 18 торпед АДСАР.

В ряде испытаний ПЛА «Коннектикут» атаковала торпедами имитатор цели, предоставленный Центром подводной войны ВМС США (NUWC), но в большинстве случаев, корабль, пользуясь способностью дистанционного управления оружием, (телеуправлением) использовал себя в качестве цели для собственных торпед.

Подъем торпед в Арктике (ICEX-2003- ПЛА «Коннектикут») апрель-май 2003 г.

Определенной «аномалией» с малой статистикой стрельб среди западных торпед является малогабаритная торпеда MU90 консорциума EuroTorp (Италия, Франция).

В ходе испытаний (морские квалификационные испытания с середины 1994г. до июля 1996г. – 100 пусков, в 1997-2001 еще 50 пусков) и в ходе боевой подготовки (стреляют в основном макетами).

При изучении вопроса (с учетом скудной информации в западных СМИ) «вдруг выясняется» что при официальном «начале поставок с 2001г.» на вооружении ВМС Франции торпеда принята только в 2008г. Многочисленные фото стрельб «MU90» в Интернете фактически, в большинстве случаев, оказываются стрельбами торпедоболванкой.

Еще более интересные подробности содержались в документах по австралийскому торпедному тендеру. Формально MU90 – «лучшая малогабаритная торпеда в мире», значительно превосходит американского конкурента Mk54. Однако позиция сторонников Mk54 была – прежде чем верить характеристикам MU90 (и «отчетам по стрельбам других флотов без перевода на английский») провести испытательные стрельбы. С их выполнением выяснилось что далеко не все в MU90 так хорошо как «обещает реклама».

Однако самым главным доводом в пользу версии о наличии ряда проблем у MU90 является прекращение деятельности консорциума EuroTorp и самостоятельное развитие MU90 (новая модификация) Black Arrow фирмой WASS уже с литий-полимерной батареей, обеспечивающей получение большой статистики стрельб. Вероятно именно ряд проблем MU90 заставили пойти на такой шаг (ценой значительно снижения ТТХ).

Таким образом, экономические показатели эксплуатации торпед являются очень важным показателем, и прямо влияют на качество доводки и освоения торпед на флоте, и соответственно возможность раскрытия полных ТТХ заложенных в конструкцию.

Фундаментом массовых торпедных стрельб является малая стоимость выстрела и участие флота в эксплуатации (переприготовление) торпед. Последнее является принципиальным вопросом. Некоторыми нашими специалистами, еще в 90х был выдвинут ничем не обоснованный тезис что «на западе ВМС торпеды не эксплуатирует, а все делает промышленность». Ложность этого тезиса подтверждают документы ВМС США, наиболее наглядно – учебник торпедиста 2 класса (находится в свободном доступе)

Страница учебника «Торпедиста 2 класса» с описание оборудования и технологии переприготовления торпеды Mk48

В ВМС США огромный (в сравнении с нами) объем торпедных стрельбы обеспечивается не за счет финансовых затрат (как заявляется некоторыми «специалистами»), а именно благодаря малой стоимости выстрела:

Цифры стоимости выстрела торпедой Mk48 в открытых зарубежных СМИ отсутствуют, но очевидно что они гораздо ближе к 12 тыс. долл. (Mk46) чем к 53 тыс. долл.(Mk50) в 1995г.

Из-за высокой стоимости эксплуатации торпеда Mk50 из боекомплекта ВМС США была выведена.

Принципиальным вопросом для нас сегодня являются сроки разработки торпедного оружия. Как показывает анализ западных данных, он не может быть менее 6 лет (реально – больше):

  • модернизация торпеды Sting Ray (mod.1), 2005г. разработка и испытания заняли 7 лет;
  • модернизация торпеды Spearfish (mod.1) осуществляется с 2010г. на вооружение планируется в 2017г.

Турция, — не смотря на молодость своей торпедостроительной промышленности, Турция весьма «продвинутый» эксплуатант современных торпед, имея на вооружение торпеды DM2A4 с сверхширокополосной ССН 7 поколения, более совершенные чем в ВМС разработчика (ФРГ).

Плановые сроки разработки перспективных торпед ВМС Турции

Однако наиболее наглядны сроки разработки торпеды в ВМС США (с учетом «подмодификаций»)

Таким образом, заявления некоторых наших специалистов о «возможности разработки» новой торпеды за «3 года» не имеют под собой никаких серьезных оснований и являются сознательным обманом командования ВМФ и ВС РФ и руководства страны.

Исключительно важным в западном торпедостроении является вопрос малошумности торпед и выстрела.

Сравнение внешних шумов (со стороны кормы) торпеды Мк48 mod.1 (1971 г.) с уровнем шума атомных подводных лодок (вероятно типов «Пермит», «Стерджен» конца 60х годов) на частоте 1,7 кГц:

Внешние шумы со стороны кормы торпеды Мк48 mod.1 (1971г.) с уровнем шума атомных подводных лодок (вероятно типов «Пермит», «Стерджен» конца 60х годов) на частоте 1,7 кГц:

1,7 кГц (дБ/1 бар/1 Гц на 1 ярде)

Источник: arsenal-otechestva.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...