Построенная для ВМФ России на ОАО «Адмиралтейские верфи» большая дизель-электрическая подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» (заводской номер 01672) проекта 06363 выходит на заводские ходовые испытания. Санкт-Петербург, 06.03.2015.
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО — Improved Kilo) является развитием проекта 877 «Палтус» (или «Варшавянка»)
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 30 мая 2016 г. в Санкт-Петербурге на предприятии «Адмиралтейские верфи» запланирован спуск на воду дизель-электрической подводной лодки Б-271 «Колпино» проекта 06363, предназначенной для Черноморского флота ВМФ России.
История проекта
Дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ) проекта 636.3 (06363) (по классификации НАТО — Improved Kilo) является развитием проекта 877 «Палтус» (или «Варшавянка»).
Куда в дизельной подводной лодке под водой уходят выхлопные газы?!
Еще в советское время специально для экспорта был разработан модифицированный проект 877ЭКМ, по которому в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин. На основе этой модификации в середине 1990-х годов создана ДПЛ проекта 636. Субмарины этого типа строились начиная с 1996 г. для Китая (10 штук), Алжира (2) и Вьетнама (4; еще 2 находятся в постройке).
ВМФ России первоначально планировал заменить свои ДПЛ проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 «Лада». Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.
Модернизированный проект 06363 разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство субмарин ведется на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи».
Контракт на строительство головной подводной лодки проекта 06363 был заключен Министерством обороны России с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в августе 2010 г.
В сентябре 2011 г. был подписан контракт на постройку остальных пяти субмарин. Все шесть кораблей предназначены для Черноморского флота.
16 января 2016 г. начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщил в эфире «Русской службы новостей» о том, что еще шесть подводных лодок проекта 06363 будут построены для Тихоокеанского флота.
Тактико-технические характеристики, вооружение
ДПЛ проекта 06363 — двухкорпусная, одновальная и одновинтовая.
- длина субмарины составляет 73,8 м; ширина — 9,9 м, осадка — 6,2 м; надводное водоизмещение — 2 тыс. 350 т, подводное — 3 тыс. 100 т; максимальная глубина погружения — до 300 м; надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов; главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5 тыс. 500 л. с. и два дизель- генератора 30ДГ мощностью в 1 тыс. 500 киловатт каждый); автономность плавания — 45 суток; экипаж — 52 человека.
Строящиеся для ВМФ России лодки данного типа модернизированы по сравнению с 636/636М: они получили современные комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. На вооружении лодок находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.
- Головная подлодка серии, Б-261 «Новороссийск» (заводской номер 01670), была заложена 20 августа 2010 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передана ВМФ России 22 августа 2014 г. и конце октября направлена на глубоководные испытания на Северном флоте. 21 сентября 2015 г. прибыла к постоянному месту дислокации в Новороссийске. Вторая субмарина проекта, Б-237 «Ростов-на-Дону» (заводской 01671), заложена 21 ноября 2011 г., спущена на воду 26 июня 2014 г., передача флоту состоялась 30 декабря 2014 г. Третья — Б-262 «Старый Оскол» (заводской 01672) — заложена 17 августа 2012 г., спущена на воду 28 августа 2014 г. и передана флоту 3 июля 2015 г. в рамках Международного военно-морского салона в Санкт- Петербурге. Четвертая ДПЛ — Б-265 «Краснодар» (заводской 01673) — заложена в феврале 2014 г., спущена на воду 25 апреля 2015 г., передача флоту состоялась 5 ноября 2015 г. Пятая — Б-268 «Великий Новгород» (заводской 01674) — заложена 30 октября 2014 г., в день 310-летия «Адмиралтейских верфей». Спущена на воду 18 марта 2016 г., передача флоту ожидается осенью 2016 г. Шестая — Б-271 «Колпино» (заводской 01675) — также заложена 30 октября 2014 г., передача флоту ожидается в ноябре 2016 г.
Участие в боевых действиях
8 декабря 2015 г., в ходе операции ВС РФ в Сирии, субмарина Б-237 «Ростов-на-Дону», находившаяся в восточной части Средиземного моря, выполнила пуск ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории сирийской провинции Ракка. Это первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.
Изображение и основные характеристики дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3. |
Источник: ИТАР-ТАСС |
Источник: vpk.name
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»
Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.
Подводная лодка проекта 636 “Варшавянка” – видео
Для ВМФ СССР было построено 24 лодки проекта 877 «Варшавянка» и к началу XXI столетия 15 из них были списаны, оставшиеся девять входят в состав Северного, Тихоокеанского (три и четыре соответственно), Балтийского и Черноморского (по одной) флотов. Лодка Черноморского флота прошла модернизацию и была оснащена водометным движителем. По конструкции лодки проекта 877 – развитие лодок «Сом» с усовершенствованной формой корпуса. Поэтому лодку можно рассматривать только как базовый проект в сравнении с западными лодками того же периода. В Советском Союзе производились четыре модификации лодки – базовый проект 877 проект 877К с усовершенствованной системой управления огнем, проект 877М с возможностями управления по проводам торпедами, применяемыми из двух аппаратов, и немного удлиненным проект 4В с усовершенствованными дизелями, мало оборотными электродвигателями для снижения шумности а также автоматической системой выработки данных для управления стрельбой одновременно по двум целям.
Лодки экспортировались в Алжир (две), Китай (четыре), Индию (десять), Иран (три) Польшу (одна) и Румынию (одна). Некоторые из этих лодок относились к типу 636 – подводным лодкам с усовершенствованными главными механизмами и системами управления огнем.
С 1986 по 2000г. Индия получила 10 лодок проекта 877 «Варшавянка». Известные как лодки типа «Синдхугуш», по названию первой переданной лодки, они входят а состав 11-й эскадры подводных лодок (четыре с базированием а Вишакапатнам) и 10-й эскадры подводных лодок (шесть с базированием а Мумбая). Пять лодок вооружены КРМБ ЗМ54 «Альфа» (SS-N-27) с активным радиолокационным самонаведением, сверхзвуковой скоростью на конечном участке траектории полета и радиусом действия 180 км (112 миль).
В июне 1986 г. Польша получила одну лодку проекта 877Е. Последняя буква а названии проекта означает «экспортный вариант». Лодка, названная «Орзел», базировалась в Гдыне.
Тактико-технические характеристики лодки проекта 636 «Варшавянка»
Водоизмещение: надводное / подводное, т |
2325 / 3076 |
Длина, м | 73,8 |
Ширина, м | 9,9 |
Осадка, м | 6,6 |
Силовая установка | два дизеля мощностью 2720 киловатт (3650 л.с.) и электродвигатель мощностью 4400 киловатт (5900 л.с.), один вал |
Скорость и дальность плавания | надводного хода 10 уз, подводного хода 17 уз; 11125 км (6915 миль) со скоростью хода В уз. под РДП и 740 км (460 миль) в подводном положении со скоростью хода 3 уз. |
Глубина погружения | рабочая 240 м |
Торпедные аппараты | шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) для 18 торпед или 24 мин, предусмотрена возможность применения ЗРК ближнего радиуса действия |
Экипаж | 52 человека |
Фото подводных лодок проекта 636 «Варшавянка»
Источник: soldat.pro
«Варшавянки» на охране морских границ
При сохранении «фамильных черт» — малой шумности, высокой надёжности в эксплуатации и простоте в обслуживании и ремонте — субмарины обновлённого проекта 636.3 комплектуются современным сенсорным, связным и навигационным оборудованием, а также ракетным комплексом «Калибр»
03 марта 2021, 11:00
Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов» проекта 636.3 «Варшавянка».
Читайте нас на:
Мал золотник, да грозен
Мудрость английского афоризма «Life begins at 40» («В 40 лет жизнь только начинается») находит подтверждение на примере семейства российских дизель-электрических подводных лодок базовых проектов 877 и 636, по классификации НАТО относимых к типу Improved Kilo. Ведь и четыре десятилетия после поднятия военно-морского флага над головным кораблём, строительство серии продолжается по заказам Министерства обороны России и на экспорт. К настоящему времени закончена 71 такая ДЭПЛ, и ещё несколько находятся в работе.
Родоначальник серии Б-248 сошёл со стапелей судостроительного завода имени Ленинского комсомола, в настоящее время известного как «Амурский судостроительный завод». Подобные корабли делались также в Нижнем Новгороде, а сегодня выпускаются АО «Адмиралтейскиe верфи» в Санкт-Петербурге.
Тактико-технические характеристики
- длина субмарины составляет 73,8 м; ширина — 9,9 м; осадка — 6,2 м;
- надводное водоизмещение — 2.350 т, подводное — 3.100 т;
- максимальная глубина погружения — до 300 м;
- надводная скорость — 17 узлов, подводная — до 20 узлов;
- главная энергетическая установка — дизель-электрическая (главный гребной электродвигатель мощностью около 5.500 л.с. и два дизель-генератора 30ДГ мощностью в 1.500 кВт каждый);
- автономность плавания — 45 суток;
- экипаж — 52 человека.
Б-262 «Старый Оскол» — российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка» — прибывает в Новороссийскую ВМБ.
При сохранении «фамильных черт» — малой шумности, высокой надёжности в эксплуатации и простоте в обслуживании и ремонте — лодки обновлённого проекта 636.3 комплектуются современным сенсорным, связным и навигационным оборудованием, а также ракетным комплексом «Калибр». Эти и другие новинки превращают лодку сравнительно малой размерности (нормальное водоизмещение 2.350 тонн, длина около 74 метров) в грозное оружие, способное уничтожать надводные и подводные корабли противника, разрушать его объекты на побережье и в глубоком тылу.
Los Angeles не повезло — засекли, а могли и потопить
Первый выход Б-248 на патрулирование морской границы нашей страны в Тихом океане отчётливо продемонстрировал ВМС США, какую опасность для них представляет ДЭПЛ класса Kilo. Средствами гидролокации наша подлодка обнаружила «лося», как между собой наши подводники называют многоцелевые атомные субмарины ВМС США типа Los Angeles, и долгое время скрытно следовала за ним. Американцы поняли, что за ними следят только после того, как получили «импульсом по корпусу» — короткий сигнал в режиме активной работы гидролокатора, призывающий убраться восвояси пока не поздно.
Когда одна подлодка «садится на хвост» другой, она не просто занимает выгодную для атаки позицию, но и получает возможность инструментально зафиксировать «звуковой портрет» противника. А тот представляет повышенный интерес как для акустиков, так и специалистов промышленности и институтов военно-морского флота. Заполучив качественно записанный «звуковой портрет», специалисты могут лучше настроить существующее сенсорное оборудование и при необходимости доработать его так, чтобы обнаруживать и классифицировать корабли противника на как можно большем удалении.
Когда в следующий раз на пути наших моряков появятся корабли стран НАТО, их присутствие будет выявлено раньше. В дуэльной ситуации морского боя это даёт возможность выстрелить первым, а в мирное время — скорректировать параметры движения и работы бортовой аппаратуры так, чтобы лучше выполнить задачи, поставленные командованием.
Сорок лет ДЭПЛ класса Kilo держат в нервном напряжении экипажи военных кораблей стран Запада не только вблизи наших территориальных вод. Среди недавних случаев, наделавших много шума в западной прессе, были и такие, когда российские подлодки, развёрнутые в Средиземноморье, отрывались от преследования кораблями НАТО с выходом на оперативный простор. Если подобное случилось бы во время войны, подводники могли занять выгодную для стрельбы позицию и, неожиданно для противника, провести результативную атаку.
ДЭПЛ класса Kilo не раз самым убедительным образом демонстрировали своё преимущество в дуэльной ситуации. Так, например, при проведении учений «Malabar 2015» с ВМС США индийская подлодка «Синдудвадж» (S56 Sindhudhvaj), построенная в России по проекту 877ЭКМ, первой обнаружила американскую атомную субмарину, провела атаку и «потопила» её. Американские подводники на АПЛ «Сити оф Корпус-Кристи» (SSN-705 City of Corpus Christi) так и не смогли обнаружить «условного противника», и узнали о своём «уничтожении» после всплытия на очередной сеанс радиосвязи с организаторами учений.
Какие качества ценят военные моряки в любой подводной лодке?
Базовый проект 877, разработанный ЦКБ МТ «Рубин» в середине 70-х годов прошлого века, — прекрасная иллюстрация, как хорошо продуманный на этапе проектирования корабль может оставаться современным на протяжении десятилетий.
ДЭПЛ «Владикавказ» проекта 877.
Подкрепим это утверждение конкретными примерами, показывающими совершенствование базовой конструкции в процессе строительства серии.
Какие качества превыше всего ценят военные моряки в любой подводной лодке? От неё ждут высокой скрытности, умения обнаруживать противника и наносить ему мощные удары на большом удалении. А ещё удобства и безопасности в повседневной эксплуатации, простоты обслуживания и ремонта. По этим направлениям и шло развитие.
На этапе выпуска рабочей конструкторской документации в проект (помимо типового для всех боевых кораблей запаса на модернизацию) был включён запас на замену главного гребного электродвигателя (ГЭД). Тогда перспективный ГЭД, отличающийся от предшественников пониженной частотой вращения вала, был только в задумке. Когда началось строительство первых лодок проекта 877, силовой агрегат ещё не был готов, и на первые корпуса не попал. Появление на последующих серийных лодках низкооборотного электродвигателя существенно улучшило их акустическую скрытность и скоростные качества. Именно благодаря новому ГЭД корабли улучшенного проекта стали менее шумными — до такой степени, что моряки прозвали их «Чёрная дыра» в океане.
Совершенствование энергетической установки продолжилось за счёт применения более мощных дизель-генераторов. Для их размещения потребовалось лишь немного увеличить корпус. В результате сократилось время заряда аккумуляторных батарей, и, тем самым, повысилась скрытность действий подводников. Появление более ёмких аккумуляторов вылилось в увеличение дальности плавания и продолжительности нахождения лодки в подводном положении.
Особенностью одной из лодок серии, получившей в дальнейшем название «Алроса», стало применение водомётного движительного комплекса. Хотя такой комплекс существенно дороже и сложнее традиционного гребного винта, он обеспечивает дальнейшее снижение уровня подводного шума. Заметим: несмотря на всё более широкое применение водомётных движителей на зарубежных и отечественных АПЛ, «Алроса» остаётся единственной в мире дизель-электрической подводной лодкой с таким движителем.
Особенностью одной из лодок серии, получившей в дальнейшем название «Алроса», стало применение водомётного движительного комплекса.
Технический прогресс за прошедшие сорок лет создал условия для бурного развития средств гидроакустики и активных систем подавления шумов, причём не только в нашей стране. Для поддержания на современном уровне поискового потенциала, на отечественных ДЭПЛ внедрили цифровой гидроакустический комплекс. Сочетание новых средств обработки сигнала с большой площадью антенны шумопеленгования и низким уровнем собственных гидроакустических помех исходного проекта 877 позволило расширить возможности обнаружения малошумных целей.
Модернизация коснулась также и системы освещения надводной обстановки. Один из традиционных перископов заменён непроникающей оптронной мачтой, что значительно увеличило возможности лодки по наблюдению и разведке. Дополнительным плюсом установки оптронной мачты и других выдвижных устройств непроникающего типа стало улучшение условий работы боевого расчёта главного командного пункта.
А самым ярким примером модернизационных возможностей проекта 877 стало внедрение комплекса «Калибр» (на экспортном варианте — Club-S). Теперь удары по вражеским кораблям можно наносить не только торпедами, но и ракетами семейства 3М54 и 91Р, что существенно осложняет противнику задачу по организации эффективной защиты собственных сил флота. Включение в состав комплекса дальнобойных крылатых ракет типа 3М14 позволяет ДЭПЛ проекта 636.3 наносить высокоточные удары по наземным целям, что было продемонстрировано в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики.
Удар ракетами «Калибр» по разведывательному центру на западе города Алеппо.
Появление на борту лодки крылатых ракет привело к «цепной реакции» в модернизации целого ряда систем, без которых боевое применение немыслимо. В первую очередь это коснулось одной из «изюминок» исходного проекта — боевой информационно-управляющей системы. В 1980-е первоначальная разработка получила достойного наследника в лице автоматизированной БИУС.
Ракетному оружию потребовался и более совершенный, а также компактный, цифровой навигационный комплекс, обладающий повышенной точностью определения координат лодки. И, наконец, развитие ударных возможностей поставило вопрос об улучшении средств связи с береговыми командными пунктами. На серийных подлодках внедрили выпускную буксируемую радиоантенну. Она позволяет подводникам принимать радиосигналы без всплытия на перископную глубину, то есть быстрее и более скрытно.
Модернизация коснулась как функционала бортовых комплексов, так и удобства управления ими. Внедрение современной элементной базы и новых интерфейсов стало трендом при совершенствовании не только пультов боевых систем, но и управления маневрированием и общекорабельными системами.
Появилась система контроля и диагностики аккумуляторных батарей, позволяющая более полно представлять и использовать важнейший ресурс дизельной подводной лодки — электрическую энергию. Удобство и качество управления также повысилось благодаря переходу от аналоговой техники к цифровой.
Нет предела совершенству
Совершенствование вспомогательного оборудования порой играет важную роль в сохранении актуальности проекта, а иногда и определяет возможность его «выживания» в конкурентной среде. Широкая география экспорта российских ДЭПЛ оказалась возможной благодаря внедрению развитых систем охлаждения и кондиционирования на корабле, который изначально проектировался на соответствие требованиям отечественного флота, действующего преимущественно в холодных северных водах.
Эта модернизация началась ещё в прошлом веке. Постоянное увеличение числа электронных комплексов и стремление конструкторов улучшить условия обитаемости экипажа не позволяют считать эту задачу окончательно решённой. Продолжаются работы по совершенствованию кондиционеров, холодильных машин и другого оборудования. Определённый вклад в улучшение обитаемости внесли современные опреснительные установки и новая, более безопасная, система химической регенерации воздуха. Отдельного упоминания заслуживает азотная система пожаротушения — она безопаснее фреоновой и соответствует условиям Монреальского протокола по защите озонового слоя.
Исчерпан ли модернизационный потенциал подлодок проекта 877/636 после сорока лет непрерывного развития? Правильный ответ на поставленный вопрос — «нет».
Об этом свидетельствует сохраняющийся спрос на серийные лодки со стороны МО РФ и стран-партнёров России по военно-техническому сотрудничеству. Ситуация на рынке вооружений такова, что образцы сложной военной техники с длительными циклами постройки и эксплуатации, не имеющие возможности по улучшению в ходе эксплуатации, популярностью не пользуются.
Поддержать потенциал дальнейшего развития проекта 636 помогает то обстоятельство, что за прошедшие годы специалистами ЦКБ МТ «Рубин» выполнено множество проработок, показывающих возможные направления совершенствования базовой конструкции — от оснащения гидроакустическими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА) до очередной модернизации энергетической установки. Тем самым отечественная промышленность делом подтверждает мудрость афоризма «в 40 лет жизнь только начинается».
Источник: zvezdaweekly.ru