Подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» войдут в состав не только Черноморского, но и других флотов России. Решение об этом принято по результатам ракетного залпа комплекса «Калибр» с дизель-электрической подводной лодки «Ростов-на-Дону». Запуски по позициям ИГИЛ в Сирии производились из подводного положения из акватории Средиземного моря.
— В результате нанесения ударов крылатыми ракетами все цели поражены, — сообщил министр обороны Сергей Шойгу в ходе недавней коллегии военного ведомства. — В очередной раз крылатая ракета «Калибр» показала свою эффективность на дальние расстояния.
По словам министра, целями ракет стали два крупных пункта террористов на территории Ракки. «Мы с полной уверенностью можем сказать, что нанесен существенный урон складам с боеприпасами, заводу по изготовлению мин и, естественно, нефтяной инфраструктуре», — сообщил глава военного ведомства. Ракетный залп подводной лодки «Ростов-на-Дону» «Калибрами», по словам Шойгу, стал исполнением майского поручения президента Владимира Путина проверить «новое оружие во всех его сферах применения — с воздуха, с воды».
Продувка торпедных аппаратов подводной лодки
Третье поколение «Ростов-на-Дону» второй корабль в серии из 6 субмарин, строящихся для Черноморского флота. Первая из подводных лодок этого проекта — «Новороссийск» прибыла на Черноморский флот 16 сентября. Третья подлодка проекта 636.3 «Старый Оскол» — осенью начала программу испытаний в Заполярье. До конца 2015 года в состав ВМФ будет передана четвертая субмарина — «Краснодар».
Пятую и шестую подлодки — «Великий Новгород» и «Колпино» планируется передать флоту через год. В результате на Черноморском флоте будут сформированы две бригады подводных сил: Севастопольская и Новороссийская.
По словам командования ВМФ, корабли этого класса будут охранять военно-морские базы, береговые и морские коммуникации, бороться с подводными лодками и кораблями противника, а также вести разведывательную и патрульную деятельность на коммуникациях противника.
Новые подлодки имеют двухкорпусную конструкцию. Общая длина субмарины — 73,8 метра, ширина -9,9 м. Надводное водоизмещение новых «Варшавянок», по официальным данным, составляет 2350 тонн. Подводное — 3100 т (по другим данным, более 3900 т ). Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную -300 м.
Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению дизельных субмарин, они создавались на основе проекта 877. «Варшавянки» считаются одними из самых малошумных в мире и имеют более высокую в сравнении с предыдущими проектами боевую эффективность, новейшие комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. За набор этих качеств эти корабли часто называют черными дырами океана. Обнаружить «Варшавянку» в морской глубине очень сложно. При этом сам корабль представляет очень серьезную угрозу. Показательный пуск ракет 3М-14 из подводного положения это и продемонстрировал.
Вооружение подлодок проекта 636.3 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Два верхних могут использоваться в качестве пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Объемы торпедного отсека позволяют перевозить до 18 торпед или ракет. Доля того или иного вооружения в боекомплекте определятся поставленной боевой задачей.
Подводники Черноморского флота отрабатывают выход через торпедный аппарат
Атака сверху
Комплекс «Калибр» включает в себя семейство противокорабельных ракет 3М-54 (SS-N-30, по классификации НАТО), ракет против наземных целей 3М-14 (SS-N-27 Sizzle) и противолодочных ракет 91Р1/РТ2. Все эти ракеты разрабатывались на базе противокорабельной крылатой ракеты 3М54Э «Гранат». Эта машина служит для ударов по авианосцам. Стоит на вооружении многоцелевых атомных подводных лодок. И до последнего времени относилась к оперативно-тактическим ракетам, предназначенным для противодействия крупным надводным соединениям кораблей противника.
В 1990-е годы екатеринбургское КБ «Новатор» предложило экспортные варианты модификации «Граната» — противокорабельные комплексы Club-N и Club-S для подводных лодок и надводных кораблей с ракетами 3М-54Э, 3М-54Э1, 3М-14Э, 91РЭ1, 91РТЭ2. Все эти машины объединяет только то, что запускаются они из штатного 533 мм торпедного аппарата. При помощи твердотопливного двигателя они проходят подводный участок маршрута, выходят на поверхность и начинают действовать по определенному плану.
Например, противокорабельные ракеты 3М-54Э, 3М-54Э1, 3М-14Э несут на себе фугасные боевые части весом от 200 до 450 кг, способные уничтожить корабль класса фрегат. Ракеты 91РЭ1, 91РТЭ2 — гибрид ракетного и торпедного вооружения. Стартуют, как и их предшественницы, из торпедного аппарата, но, вырвавшись на поверхность моря, не начинают поиск надводных кораблей, а, разделившись, сбрасывают в море самонаводящуюся торпеду.
Преимущество такого подхода к уничтожению подводных лодок заключается в том, что, обнаружив пуск ракеты-торпеды, противник в момент ее выхода из-под воды теряет с ней контакт. Ракета становится невидимкой, причем попавшая в воду торпеда оказывается над вражеской субмариной. Обнаружить ее у лодки нет возможности, так как акустические станции стоят в носовой и боковых проекциях кораблей, что и гарантирует стопроцентное поражение цели.
Боевая эффективность
Совокупность возможностей по противодействию разным целям — надводным, подводным и береговым — делают подводные лодки проекта 636.3 наиболее совершенным и, что важно, много- функциональным оружием. По словам командования ВМФ, корабли этого класса могут охранять военно-морские базы, береговые и морские коммуникации, бороться с подводными лодками и кораблями противника, а также вести разведывательную и патрульную деятельность на морских коммуникациях. Первый опыт боевого применения кораблей полностью подтвердил это мнение.
— Главное командование ВМФ рассматривает возможность строительства подводных лодок этого проекта и для других флотов, — сообщили в Главном штабе ВМФ. — В этом есть логика, так как подводные лодки проекта 636.3 обладают хорошей боевой эффективностью и эксплуатационными характеристиками. Правда, о каком количестве кораблей и том, какой флот получит следующие «Варшавянки», военные не говорят. В рамках действующей программы вооружения до 2020 года строительство дополнительных субмарин этого класса не предусмотрено. Впрочем, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, военное ведомство уже верстает следующую программу вооружения, в которой кораблям проекта 636,3 без сомнения, найдется место.
Источник: yugsn.ru
Диаметр торпедного аппарата подводной лодки варшавянка
В начале в СССР было принято решение начать строительство принципиально новой океанской дизель-электрической подводной лодки, которую предполагали строить серийно не только для ВМФ СССР, но и для стран-участниц Варшавского договора. Более того, предполагалась поставка новых лодок на экспорт. Техническое задание на разработку лодки было подписано главкомом ВМФ С.
Г. Горшковым в 1974 г. Проект лодки разработало ЦКБ МТ «Рубин», он получил обозначение 877 «Варшавянка» (обозначение по классификации НАТО — Kilo). Головная ПЛ этого проекта была построена в 1980 г. на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (СЗЛК).
До 1991 г. для ВМС СССР была построена 21 ПЛ этого проекта (13 — на СЗЛК и 8 — на судостроительном заводе «Красное Сормово»). В несколько замедленном темпе постройка лодок продолжалась и впоследствии. Сведения о кораблях, построенных для советского и российского флота, приведены в таблице. В целом же в настоящее время около 50 кораблей этого типа успешно несут боевую вахту под флагами флотов мира.
В отличие от многих проектов советских подводных лодок, представлявших собой лишь модернизированный вариант строившихся ранее лодок, проект 877 пришлось разрабатывать практически «с нуля». Дело в том, что средства гидроакустического поиска ПЛ достигли такого уровня, что стало легко обнаруживать старые ПЛ по акустическому полю.
Если раньше подводников не очень волновала шумность лодки при ходе под водой, нужно было предпринимать, чтобы лодки меньше шумели. Попытка модернизировать ПЛ проекта 641Б показала, что ПЛ такой конструкции обесшумить практически невозможно. Нужно было менять форму корабля, конструкцию корпуса, разработать новое оборудование. Таким образом, ПЛ проекта 641Б не могла быть модернизирована для достижения необходимых характеристик.
ПЛ проекта 877 является океанской одновальной двух-корпусной подводной лодкой с дизель-электрической главной энергетической установкой, спроектированной по схеме полного электродвижения.
Прочный корпус выполнен в виде цилиндра с круговыми поперечными сечениями, концевые корпусщле конструкции сферические. Прочными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на шесть отсеков.
В отличие от большинства современных дизель-электрических подводных лодок, ПЛ проекта 877 спроектирована двухкорпусной. Легкому корпусу придана обтекаемая веретенообразная «альбакоровская» форма. В междубортном пространстве размещены цистерны главного балласта, а также другие цистерны и различное оборудование. Хотя конструкции лодка имеет значительный полный подводный объем, в аварийных ситуациях это позволяет повысить ее живучесть за счет обеспечения ее непотопляемости при значительных затопленных объемах корабля. В крейсерском положении лодка может остаться на плаву даже при затоплении одного любого отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта.
Ограждение шахт выдвижных устройств расположено примерно посередине корабля. В нем оборудован также ходовой мостик. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, сделаны не проникающими в прочный корпус. Благодаря этому удалось сделать центральный пост более просторным и более удобным для управления кораблем и его боевыми системами.
Носовые горизонтальные рули выполнены убирающимися, для снижения вызываемых ими помех работе гидроакустического комплекса их перенесли из носовой оконечности ближе к средней части корпуса. С этой же целью из носовой оконечности убрали шпигаты, а все выделяющие шум механизмы убрали из первого отсека.
Главная энергетическая установка спроектирована по схеме полного электродвижения, то есть движение как в надводном, так и в подводном положении обеспечивается гребным электродвигателем. Кроме гребного электродвигателя мощностью 5500 л. с. в состав ГЭУ входят два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт и две группы аккумуляторных батарей по 120 элементов в каждой.
В качестве движителя использован шестилопастный низкооборотный гребной винт большого диаметра.
При движении в подводном положении ПЛ развивает наибольшую скорость хода 17 узлов, в надводном положении — 10 узлов. Дальность плавания в режиме РДП ходом 7 узлов составляет 6000 миль, в подводном положении экономическим ходом 3 узла лодка способна преодолеть расстояние 400 миль. Для режима экономического хода предусмотрен специальный гребной электродвигатель мощностью 190 л. с.
Автономность подводных лодок оценивается в 45 суток.
Особенностью конструкции ПЛ проекта 877 является наличие двух резервных электродвигателей мощностью 102 л. с. каждый. Они обеспечивают лодке движение в узкостях, позволяют маневрировать при швартовке, а также могут быть использованы для хода при повреждении основного вала и винта.
Вооружение лодки состоит из размещенных в носовой оконечности шести аппаратов. Из них два аппарата рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами новейшей конструкции с особо высоким коэффициентом поражения.
Для погрузки боезапаса на лодке установлено специальное устройство. Лодка Может принять 18 торпед (6 — в торпедные аппараты и 12 — на стеллажи). Вместо торпед могут быть приняты 24 мины: 12 — в торпедные аппараты (по две на аппарат) и 12 — на стеллажи.
На лодках впервые установлено автоматическое устройство быстрого заряжания, которое в несколько раз сокращает время зарядки торпедных аппаратов, позволяет значительно увеличить скорострельность и обеспечить преимущество в дуэльной ситуации. Управление устройством быстрого заряжания осуществляется дистанционно из торпедного отсека с пульта управления «Мурена» или с местных постов.
Предусмотрено также включение в состав вооружения противокорабельных ракет системы стрельбу которыми можно вести из торпедных аппаратов. Для самообороны от авиационных средств борьбы с подводными лодками ПЛ проекта 877 впервые в отечественном подводном кораблестроении вооружена зенитным ракетным комплексом, созданным на базе ПЗРК Боезапас состоит из четырех ракет.
Мощный комплекс минно-торпедного вооружения способен решать многоцелевые задачи. Он обеспечивает выстреливание всего боезапаса на всех глубинах погружения — от перископной до рабочей — и совместно с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) позволяет вести как одиночную, так и залповую стрельбу по двум целям.
Взамен поста управления торпедной стрельбой «Ленинград», обеспечивавшего вручную на ПЛ проекта 641 ввод необходимых данных для производства торпедной стрельбы, на новой ПЛ установлена БИУС — многоцелевой компьютер Он позволяет одновременно следить за пятью целями, из них две цели вести в автоматическом режиме и три — вручную, обеспечивая с комплексом телеуправления внесение поправок в связи с маневрами цели и точное наведение торпед на цель. БИУС, кроме этого, позволяет решать целый ряд навигационных задач.
Малогабаритный навигационный комплекс «Андога» обеспечивает непрерывную прокладку курса, выдает координаты места и скорости. Через систему БИУС команда на изменение курса поступает на пульт управления ПЛ. То есть автоматика может вести лодку по проложенному курсу.
Лодка оборудована активной и пассивной радиолокационными станциями с высокой эффективностью слежения. Они могут четко работать в надводном и перископном положениях.
Следует отметить, что подводные лодки проекта 877 изначально спроектированы для выпуска двумя сериями. При этом в российском флоте обе серии получили одно обозначение — проект 877, а для экспортных лодок обозначения были разными: проект 877Э (877ЭК, 877ЭКМ) и проект 636. Разница между лодками этих серий заключается в том, что ПЛ проекта 636 обладают более низким акустическим полем, большими скоростью и дальностью плавания.
Источник: www.marsiada.ru
В ВМФ раскрыли секрет подлодки, которую на Западе окрестили «чёрной дырой»
Там объяснили, за счёт чего достигается незаметность и бесшумность подводного судна.
Секрет незаметности и бесшумности подводной лодки «Великий Новгород» проекта 636 «Варшавянка», которую на Западе называют «чёрной дырой», кроется в специальной конструкции двигателя. Об этом телеканалу «Звезда» рассказал командир электромеханической боевой части (БЧ-5) субмарины Денис Байрачный.
«Мы используем двигатель экономного хода, который управляется также из пятого отсека в связи с его меньшим потреблением мощности, и для экономии электроэнергии используем его в подводном положении», — пояснил собеседник телеканала.
Японцев восхитили кадры учений российских ракетоносцев в Арктике
Как уточнил Байрачный, силовая установка находится в шестом отсеке подлодки, при этом посредством двух дополнительных линий вала «Великий Новгород» может осуществлять сложные манёвры разворота на месте.
«Здесь есть дополнительные две линии вала, которые позволяют нам работать враздрай. Лодка может на месте разворачиваться, и мы свободно можем пришвартовываться к причалу без каких-либо аварий и ударов», — отметил командир БЧ-5.
Источник: life.ru