«Оптимист» (рис. 1) настолько мал, что его можно построить у себя в комнате, а хранить — подвесив к потолку в коридоре, в гараже или в небольшом сарайчике.
«Оптимист» — судно-монотип. Это значит, что все суда этого класса строятся строго по одному чертежу, с соблюдением определенных ограничений. Поэтому каждый размер корпуса дан с допуском.
«Оптимист» очень прост по конструкции, а стоимость материалов для его постройки не превышает 25 рублей. Если же использовать отходы производства, тарную дощечку и другие некондиционные материалы, эта сумма уменьшится вдвое.
Для постройки корпуса требуются следующие материалы:
Фанера водостойкая 3 листа 1525х1325
Парусный спорт — зачем ребенку яхтенная школа? | Интерпарус ⛵
Пиломатериалы около 0,1 м 2
Шурупы и гвозди оцинкованные 1 кг
Ткань для паруса (AM-100 или плащ-палатка) 4 пог. м
Краска и олифа по 1 кг
ВОТ ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СУДНА (В ММ):
Длина наибольшая | 2300±15 |
Длина по днищу, измеряемая по кривой киля | 2165±15 |
Расстояние от транца до центра пяртнерса мачты | 2000±15 |
Расстояние от транца до швертового колодца | 1990±15 |
Высота заднего транца | 320± 5 |
Высота переднего транца | 340± 5 |
Высота от нижней кромки киля до линии, соединяющей верхние точки переднего и заднего транца | 416± 5 |
Ширина на уровне верхних кромок привальных брусьев: | |
на заднем транце | 970±15 |
на переднем транце | 566±15 |
наибольшая | 1130±15 |
Ширина по скуле: | |
на заднем транце | 860 ± 15 |
на переднем транце | 480±15 |
наибольшая | 1026 ±15 |
Площадь паруса | 3,7 м 2 |
Вес корпуса | около 30 кг |
Прежде чем приступать к постройке «Оптимиста», внимательно изучите чертежи и рисунки. Очень полезно сначала изготовить модель в масштабе 1:5 с набором из деревянных реек и обшивкой из тонкого картона.
Работа начинается с изготовления шпангоутных рамок (рис. 2). Их всего три: центральная (мидельшпангоут), передний и задний транцы. Для удобства их бортовые ветви делаются более длинными; концы прикрепляются к полу или стапелю, а после того как обшивка корпуса будет закончена, отрезаются.
ТИПЫ ПАРУСОВ [часть 1]
Шпангоутные рамки лучше всего собирать прямо на чертеже, сделанном в натуральную величину на фанере или картоне. Такой чертеж называется плазом.
Собрав рамки и проверив соответствие чертежу, устанавливают их, как показано на рисунке 2, и начинают врезку продольных элементов набора — киля и стрингеров. Врезка заключается в малковке набора, то есть подгонке углов шпангоутных рамок под линию чертежа. Когда малковка закончена, киль и стрингеры приклеиваются казеиновым или смоляным клеем на свои места и крепятся шурупами.
Перед тем как начать обшивку готового каркаса фанерой, тщательно проверяют ее прилегание к шпангоутам и стрингерам; если фанера прилегает неплотно, надо подстрогать выпуклости или подклеить кусочками дерева впадины и только после этого крепить фанерную обшивку. Лучше всего использовать для этого водостойкий клей. К стрингерам фанера крепится гвоздями «взагиб», к шпангоутным рамкам — шурупами с шагом 25— 35 мм. Сначала обшивают борта, а затем, тщательно отстрогав кромки фанеры на скуловых стрингерах, — дно. Стыки фанеры на скуле и транцах полезно оклеить ленточками стеклоткани на эпоксидной смоле или обычным полотном на нитролаке.
Особенно тщательно должен быть собран и склеен швертовый колодец (рис. 3, позиция Б). Если эту работу сделать небрежно, он будет пропускать воду, а вычерпывать ее ковшиком — удовольствие небольшое. Не менее тщательно следует установить переднюю банку, на которой крепится мачта (рис. 3, позиция В).
Степс мачты (гнездо для нижнего ее конца) изготовляется из дуба и привертывается шурупами к килю под передней банкой. Мачта «Оптимиста» рассчитана на прочность так, что при внезапном шквале она ломается, зато швертбот не переворачивается. Поэтому мачта не имеет стоячего такелажа. Гик упирается в нее «усами», охватывающими ее полукольцом, и крепится швертом.
Так же крепится к мачте и шпринтов (диагональная распорка паруса). Мачта, гик и шпринтов изготовляются из сухой прямослойной сосны, не имеющей сучков и трещин. Они могут быть сделаны как из цельного дерева, так и клееными.
Парус шьется в соответствии с чертежом (рис. 3, позиция А и рис. 1). Лучше, если он будет иметь небольшую выпуклость; это сделать довольно трудно, особенно неискушенному в парусных делах человеку; поэтому рекомендуем посоветоваться со специалистом.
Перед пошивом ткань необходимо два раза вымочить в горячей воде, чтобы она получила усадку, иначе после первого же дождя парус будет безнадежно деформирован. То же самое относится и к ниткам.
Наружную поверхность корпуса, шверта, руля, а также швертовый колодец надо тщательно покрыть грунтом № 138 или смесью олифы, скип@$ после этого высушить, ошпаклевать и окрасить в желаемый цвет два раза масляными или пентафталевыми красками. Нитрокрасками можно красить только по нитрогрунту и нитрошпаклевке. Изнутри корпус два раза покрывается горячей олифой и масляным водостойким лаком.
Швертботы «Оптимист» несут на парусе знак «0» черного цвета и порядковый номер своего клуба; высота знаков — 250 мм; расположение показано на рисунке 1.
Г. МАЛИНОВСКИЙ,
мастер спорта СССР,
Москва
Источник: modelist-konstruktor.com
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
- Главная
- About
- Начинающим.
- Опыт.
- Проекты яхт.
- Армоцементные яхты.
- Катамараны
- Моторно — парусные яхты.
- Трейлерные яхты
- Тримараны
- Яхты до 10 метров.
- Яхты свыше 10 метров
- Швертботы
Швертбот для детской постройки.
От желающих совершить прогулку под парусами по Телецкому озеру никогда не было отбоя – и при этом в акватории такого крупного алтайского озера (площадь 223 км2 ) до сих пор базируются всего несколько яхт. В последние годы ситуация, наконец, стала сдвигаться с мертвой точки.
В 2005 г. поднял паруса швертбот «Валькирия» – первая крейсерская яхта (проект «Скат»), построенная в Республике Алтай. В 2009 г. воду увидела шхуна «Касатка» (Александр Глебов, «КиЯ» №250). Появление парусов на озере – не случайность.
2001 г. Региональной общественной организацией «Клуб «Хранители озера» была разработана программа «Алые паруса– детям» с целью использования парусного спорта и туризма для экологического воспитания и реабилитации детей Республики Алтай.
В 2002 г. при финансовой поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Горно-Алтайске было построено три швертбота детского класса «Оптимист», а с 2002 по 2009 гг. помимо «Валькирии» и «Касатки» было построено восемь спортивно тренировочных швертботов, близких к международным детско-юношеским классам «Оптимист» и «Лазер».
В Горно-Алтайской школе искусств «Адамант» с 2009 г. начала работу мастерская маломерного парусного судостроения. Клубы «Хранители озера» и «Алые паруса» передали мастерской три маленькие парусные лодки. Это самодельные швертботы длиной 2.5 м; они показали хорошие ходовые качества, однако со временем поддерживать их в исправном состоянии становилось все трудней.
Пришло время строить новые парусники. Какой должна быть новая лодка? Она предназначена для овладения основами проектирования маломерного парусного судна для последующего строительства в мастерской и эксплуатации во время летних экспедиций. Поэтому она должна быть несложной в изготовлении, легкой в управлении и безопасной в плавании, поскольку на озере ветер разводит волнение в считанные минуты; должна быть непотопляемой и легко восстанавливаемой на прямой киль.
Лодка должна иметь малую осадку для подхода вплотную к берегу. Во время соревнований швертботом управлет один рулевой, а на прогулку можно отправляться вдвоем. По сравнению с «Оптимистами» лодка должна развивать большую скорость. Должно быть предусмотрено место для хранения судового имущества и личных вещей экипажа. Наконец, новая лодка должна быть просто симпатичной!
Один из основных способов проектирования судов – по прототипу, с использованием хорошо себя показавшего образца с близкими характеристиками. Швертботы, спроектированные в Горно-Алтайске в 2001 г. имели длину 2.5 м, ширину 1.3 м, площадь паруса 3.5 м2 .
Остроскулый корпус снабжен носовым транцем, который позволяет носу швертбота не врезаться в волну, а подвсплывать на ней. Швертбот имеет палубу в носу, сквозь которую проходит мачта. Шпринтовый парус принят по проекту детских швертботов международного класса «Оптимист».
Он имеет форму трапеции и растягивается по диагонали шпринтом, снизу – гиком. Запас аварийной плавучести расположен под центральной поперечной банкой. Несмотря на хорошие мореходные качества для своего размера, швертбот имеет и недостатки. Главный из них – неправильное размещение запаса плавучести.
При перевороте лодку трудно восстановить в нормальное положение. Отсутствуют места для экипажа. Рулевому приходится сидеть на днище либо на борту. Шпринтовый парус, простой в управлении, имеет низкую мачту и не отличается высоким аэродинамическим качеством. Лодки с носовым транцем уступают в эстетичности остроносым судам.
В последние годы для обучения детей и парусных гонок распространение получил финский пластмассовый швертбот Zoom-8 («КиЯ» №168, 1999 г. ). Он имеет широкий корпус с заостренным носом, круглоскулые обводы, длину 2.65 м и площадь треугольного бермудского паруса 4.8 м2. Просторный кокпит позволяет отправиться в плавание вдвоем.
Предлагаемый швертбот построен на основе геометрии корпуса Zoom-8, но с учетом постройки из листовых материалов. Учебно-тренировочный по назначению, он служит для обучения детей навыкам строительства малых судов и управлению такими судами. Площадь парусности – 5 м2 . Предусмотрено уменьшение площади до 3 м2 путем подвязки нижней шкаторины (взятие рифов).
Во время тренировок и соревнований швертботом должен управлять один рулевой, на прогулку в лодке можно отправляться вдвоем. По ветро-волновым условиям безопасное плавание предполагается при высоте волны до 0.5 м. Согласно требованиям ГОСТ 19105-79 «Суда прогулочные гребные и моторные», такой высоте волны соответствует высота надводного борта 0.25 м.
Для подхода вплотную к берегу с малой осадкой предусмотрен выдвижной плавник под днищем. Для обшивки корпуса применена фанера или листы ДВП, что предполагает остроскулую – граненую форму. Для приближения обводов к круглоскулому прототипу корпус имеет двойную скулу.
Объема двух герметичных отсеков вдоль бортов и третьего отсека, отгороженного водонепроницаемой переборкой в носу, достаточно, чтобы заполненная водой лодка оставалась на плаву и еще поддерживала рулевого. Отсеки разнесены по длине, поэтому залитый водой швертбот не перевернется.
Для проветривания закрытых отсеков предусмотрены смотровые лючки с герметичными крышками. Тип парусного вооружения – бермудский кэт. На свободно стоящей мачте поднимается треугольный бермудский парус. Передняя шкаторина «чулком» надевается на мачту, нижняя шкаторина – свободная.
Для уменьшения площади паруса предусмотрен один ряд рифов. Сборка корпуса предусмотрена по технологии «сшей и склей», хорошо изложенной в различных публикациях. Вырезанные лобзиком выкройки днища, скулы и борта стягиваются друг с другом прочной леской через просверленные по кромкам отверстия.
К кормовой кромке заготовок притягивается транец из толстой фанеры. Внутрь скорлупы встают детали набора, и все углы проклеиваются полосками стеклоткани на эпоксидном клее. После отверждения клея обшивка изнутри пропитывается разведенной ацетоном эпоксидкой. Такое покрытие придаст обшивке прочность и водостойкость.
После срезания стяжек корпус клеивается стеклотканью плотностью 200–350 г/м2 снаружи в 2–3 слоя. Для крепления палубы и бортовых сидений снаружи кромки борта приклеивается привальный брус из сосновых реек. Вплотную к шпангоуту ставится швертовый колодец, конструкция которого может быть заимствована, например, у швертбота «Трепанг» из справочника «15 проектов судов для любительской постройки».
По расчету, общий ЦБС расположен на расстоянии 1.2 м от транца, на 5 см ниже ватерлинии. Положение центра площади паруса определяется в точке пересечения медиан его шкаторин – на расстоянии 1.39 м от транца и на высоте 2.18 м. Расчетный ЦП расположен на расстоянии 7% длины по ватерлинии впереди ЦБС, что в пределах нормы для швертботов с одним парусом .
Источник: yachtshipyard.wordpress.com
Швертбот Оптимист | Optimist
Набор для самостоятельной постройки швертбота Оптимист из фанеры. Можно приобрести как в комплекте с кондуктором для сборки, так и без него. В случае покупки нескольких наборов, вам может понадобиться только один кондуктор.
Материал — хвойная фанера ФСФ НШ толщиной 6,5 и 12 мм, сорта 1/3 и 2/3 соответственно. Размерения швертбота в максимально возможным соответствии с правилами класса 2016 года.
Размер упаковки 2,45х1,23х(0,04-0,06) м.
Вес упаковки с кондуктором — 75 кг, без кондуктора — 57 кг.
Набор может комплектоваться всеми необходимыми материалами и оборудованием для постройки лодки начального обучения, «клубного» гонщика или лодки для тренировок.
Фотогалерея использования швертботов Оптимист, построенных из наших наборов в обучающем, тренировочном и соревновательных процессах
Набор для самостоятельной постройки швертбота Оптимист из фанеры. Можно приобрести как в комплекте с кондуктором для сборки, так и без него. В случае покупки нескольких наборов, вам может понадобиться только один кондуктор.
Материал — хвойная фанера ФСФ НШ толщиной 6,5 и 12 мм, сорта 1/3 и 2/3 соответственно. Размерения швертбота в максимально возможным соответствии с правилами класса 2016 года.
Размер упаковки 2,45х1,23х(0,04-0,06) м.
Вес упаковки с кондуктором — 75 кг, без кондуктора — 57 кг.
Набор может комплектоваться всеми необходимыми материалами и оборудованием для постройки лодки начального обучения, «клубного» гонщика или лодки для тренировок.
Фотогалерея использования швертботов Оптимист, построенных из наших наборов в обучающем, тренировочном и соревновательных процессах
Комментарии
Швертбот международного класса «Оптимист» спроектирован в 1947 г. Кларком Миллзом в расчете на самостоятельную постройку лодок силами юных яхтсменов из доступных материалов — водостойкой фанеры и сосновых реек. Благодаря простоте конструкции, а также исключительной надежности при управлении малоопытными яхтсменами лодка быстро завоевала популярность.
Швертбот предназначен для обучения началам парусного спорта подростков в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитан на эксплуатацию на внутренних водоемах (реки, oзepa) а также в закрытых от волнения прибрежных морских районах. Управляет лодкой один человек.
Яхта «Оптимист» соотвествует необходимым требованиям безопасности для обучения детей.
Плоскодонный корпус благодаря обводам, близким к ящику, очень остойчив; кроме того, яхтсмен на ходу сидит на днище. А в случае шквала нетрудно быстро уменьшить площадь шпринтового паруса наполовину, освободив реек-распорку от крепления у мачты. Непотопляемость обеспечивается с помощью надувных емкостей (одна в носу и две по бортам в средней части).
Для получения дополнительной информации и ответов на вопросы звоните по телефону +7 (910) 126-19-11.
Источник: cnckits.ru