Деревянный подшипник на подводной лодке из какого дерева

История создания и использования подшипников насчитывает не одну тысячу лет. Самый первый подшипник скольжения был изготовлен из дерева, материалом для которого послужила древесина бакаут. Это редкая порода, стоимость которой превышает стоимость золота. Однако сегодня она является дефицитным материалом.

Благодаря своим уникальным характеристикам данная порода считается самой дорогостоящей в мире. Ранее ее использовали там, где была необходима высокая прочность, твердость, а также вес и плотность конечного изделия.

Особенности деревянных подшипников из бакаута

деревянный подшипник

Первые деревянные подшипники использовали в транспорте и в рулевых валах на парусниках. В качестве смазочного материала выступал животный жир. Основным сырьем для производства выступал бакаут – вечнозеленое дерево, которое произрастает на Кубе, Гондурасе и всей территории Карибского бассейна. Эта порода характеризуется хорошей твердостью, плотностью, устойчива к влаге и соли. Еще ее называют «железным деревом», поскольку она тонет в воде. Древесина в своем составе содержит натуральное масло, поэтому полученные из нее подшипники являются самосмазывающимися. Также бакаут используют для производства точных и бесшумных самосмазывающихся изделий, устанавливаемых на подводных судах и гидроэлектростанциях. Первая в мире атомная подводная лодка была оснащена дейдвудными подшипниками, выполненными из бакаута. Дейдвуд представляет собой специальное отверстие, через него наружу проходит гребной вал. Отверстие внутри имеет специальные планки, где через зазоры между ними поступает вода, тем самым охлаждая и смазывая подшипник. Гребной вал имеет антикоррозийное покрытие, которое защищает изделие и продлевает его эксплуатационный срок. Дейдвудные модели качения характеризуются долговечностью и высоким КПД, но при этом имеют большие размеры, а также вызывают сложности при производстве нестандартных роликовых изделий. Чтобы заменить редкий и дорогостоящий бакаут, было разработан множество аналогов:

  • пластик древесно-слоистый;
  • текстолит;
  • термопластик;
  • комбинация резины и металла.
Читайте также:  Тех характеристики лодочного мотора джонсон 4

Но ни один из заменителей не смог превзойти подшипники из бакаута, которые могут выдерживать высокие удары, воздействие соленой среды, избыточной влажности и имеют минимальное трение.

Зачем на некоторых субмаринах используют деревянные подшипники?!

Использование подшипников из прессованной древесины

Значительная экономия на ресурсах привела к тому, что многие предприятия нацелены на реализацию и внедрение новых, долговечных, эффективных и в то же время недорогих конструкций. Одним из таких решений стали детали, изготовленные из уплотненной древесины по технологии одноосного прессования.

Для придания деталям стабильных размеров было разработано множество вариантов их крепления в корпусе, чтобы волокна располагались по радиусу. Данный метод снизить затраты на техническое обслуживание по сравнению с моделями, выполненными из металла, полимеров и т.д.

Зачем в подводных лодках СССР применяли деревянные подшипники

Однако такие подшипники не получили большой популярности ввиду сложной конструкции и больших затрат на производство.

В Российской Федерации разработали специальную технологию прессования местной древесины, где основным материалом выступает береза. После прессовки она ни в чем не уступает по техническим характеристикам бакауту.

Уникальные свойства бакаута достигаются благодаря особому расположению волокон и наличию смолы, которая обеспечивает самосмазку в процессе работы.

Поэтому прессованная береза с добавлением смазки позволяет изготовить самосмазывающиеся подшипники, которые обладают отличными антифрикционными свойствами. При эксплуатации у них отсутствует износ вала.

Источник: podshipniki-optom.ru

Зачем в подводных лодках СССР применяли подшипники из дерева?

Зачем в подводных лодках СССР применяли подшипники из дерева?

Для чего же деревянные подшипники были нужны в подводных лодках в 20 веке? Ведь дерево не самый надежный материал, к тому же, подверженный воздействию влаги. А подводные лодки Советского Союза были высокотехнологичными и предназначались для дальних морских походов с погружением на большие глубины.

Читайте также:  Тарга на лодку размеры

Дело в том, что подводная лодка должна быть не только надежной, но и максимально тихой, чтобы незаметно проникать в тыл противника и уходить от преследования. Поэтому в 70-х годах советские инженеры разработали способ для снижения уровня шума от гребного винта подводной лодки с использованием деревянного подшипника и втулки. Для этого решения идеально подходило так называемое «железное дерево», обладающее очень высокой прочностью. Кроме того, его древесина на четверть состоит из смолы, что позволяет справляться с влажностью, на нем не образуется ржавчина, и оно выделяет естественную невысыхающую смазку.

Для сравнения, прочность бакаутового или гваякового дерева по шкале Янка составляет 4500, в то время как у дуба всего 1290. Его древесина выдерживает даже попадание пули. Именно поэтому оно и получило название «железного».

Растет это ценное и редкое дерево в тропиках, но встречается также и в Крыму. Изделия из него можно и в наши дни встретить в некоторых морских кораблях, а также в самолетах, в отделке железнодорожных вагонов, часах и в другом не менее важном оборудовании. Подшипники из «железного» дерева применялись также в турбинах гидроэлектростанций.

Источник: bearingstore.ru

Деревянные подшипники

Первый деревянный подшипник был известен еще в Месопотамии. Он имел вид втулки, в которую вставлялась ось колеса. Деревянная пара трения порой даже не требовала смазки, обходясь влагой захваченной из окружающей среды порами древесины.

С увеличением скоростей, деревянные подшипники начали гореть и их заменили бронза и чугун.

Кажется невообразимым и абсолютно бессмысленным заменить на деревяшку подшипник из легированной стали с закаленными шариками, катящимися по шлифованным дорожкам качения.

Но есть сферы, в которых применение дерева не только допустимо, но и выгодно.

Читайте также:  Консоль для лодки с мотором


Конвейеры в горнодобывающей промышленности транспортирующие руду, в металлургии – конвейеры, перемещающие формовочную землю или отходы литейного производства. То есть везде, где требуется перемещение большого количества сыпучих абразивных материалов смешанных с пылью и технологическими жидкостями (маслами, парами, смазками). Получаемая смесь проникает даже в закрытые подшипники и в закрытые сальниками узлы, нанося непоправимый вред и телам качения, и дорожкам, или, затвердев, заклинивает шарики.

В таких условиях деревянные подшипники работают в 2-3-4 раза дольше.

Такая же ситуация при транспортировке цемента на бетонных заводах. Цемент настолько абразивен, что истирает шары в подшипниках за несколько месяцев. Деревянные подшипники живут в разы дольше.

Кроме того деревянные подшипники используют

  • в мельничных шнеках, которые подают муку;
  • в транспортерах для удаления навоза в коровниках;
  • в сельскохозяйственных комбайнах;
  • в водяных турбинах;
  • и даже в атомных подводных лодках.

Деревянные подшипники делают наборными. Так как свойства дерева вдоль и поперек волокон неодинаковы. Одно из замечательных свойств таких подшипников – самосмазывание. Масло, впитанное деревом, притекает к месту трения вдоль волокон древесины. Кроме того, масло препятствует проникновению в подшипник влаги.

Это увеличивает надежность работы при изменении влажности окружающей среды. От локального нагрева, а также недостатка или высыхания масла отверстие такого подшипника увеличивается, соответственно, увеличивая зазор. Это необходимо учитывать при проектировании такого подшипника.

Нужна помощь в подборе?
наши специалисты дадут бесплатные рекомендации по эксплуатации и
применению, подберут аналоги для замены.

Источник: tbbs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...