Чум это жилище какого

русское название переносного жилища у ненцев Европейской части СССР и народов Сибири (кеты, сев. якуты, ороки, эвенки, нганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Ч. — конической формы, в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу 3—8 м). Сооружался из 30—50 жердей.

Зимой покрывался сшитыми в полотнища шкурами оленя, изюбра или лося, летом — вываренной берёстой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью. В центре Ч. находился очаг, по обе стороны от входа — места для спанья (на пол стлали берёсту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, поверх — оленьи шкуры). С переходом кочевых народов к оседлости Ч. стали выходить из употребления, а кое-где заменяться палатками.

ЧУМ, -а, м. Русское название переносного жилища северных народов -конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком. II прил. чумный,-ая, -ое.

чум 1. м. Название переносного жилища кочевников-оленеводов в виде конического остова из шестов, покрытого зимой — оленьими шкурами, летом — берестой или корой. 2. м. местн. То же, что: чумичка (1*).

Как ненцы относятся к гостям. Устройство чума. Правила. Еда. Сон. Ненецкие подарки | Факты

чум
м.
tent (of skins or bark)

чум См. дом, жилище. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. чум сумасшедший дом, шатер, квартира, дом, жилище Словарь русских синонимов. чум сущ., кол-во синонимов: 6 • балок (4) • дом (111) • жилище (71) • квартира (52) • сумасшедший дом (34) • шатер (20) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: балок, дом, жилище, квартира, сумасшедший дом, шатер

(вот.). Крыша из оленьих шкур, покрывающая юрту; а также летняя палатка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) у вотяков летняя палатка; 2) несколько сшитых вместе оленьих шкур, покрывающих юрту.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

у северных инородцев России, палатка, покрытая оленьими шкурами, юрта.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

передвижное жилище сибирских кочевников с конусообразным остовом из жердей, покрываемым оленьими шкурами или войлоком (зимой), берёстой или корой (летом)

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

а, м. ( коми ťśom палатка, кладовая).
Переносное жилище северных народов — конической формы шатер, крытый шкурами, корой, войлоком и т.п.
|| Ср. вигвам, иглу, кибитка, юрта, яранга.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы:
балок, дом, жилище, квартира, сумасшедший дом, шатер

чум
I
I «переносная палатка на жердях, покрываемая летом берестой, а зимой – оленьими шкурами», «вотяцкое жилье», с.-в.-р. (Даль), колымск. (Богораз), камчатск., чумова́ть «вести кочевой образ жизни», печорск. Как и чом (см.), считается заимств. из коми t ́śоm «чум, палатка, кладовая», удм. tš́um – то же (Вихм.–Уотила 303); см. Калима, FUF 18, 45; RLS 153 и сл.; RS 5, 93; Тойвонен, FUF 32, 82.

Ненецкий Чум. Как он Устроен Внутри. Каслание. Изгнание злых духов. Собрать чум за 30 минут | Факты


II
II «мера расстояния в 3 версты по течению реки», с.-в.-р. Согласно Калиме (FUF 18, 42 и сл.), сокращено из коми t ́śomkos «расстояние между двумя хранилищами продовольствия (t ́śom)»; см. также чум I.
III
III «черпак, ковш», чуми́чка, др.-русск. чумъ «ковш» (Ипатьевск. летоп., грам. 1328 г.; см. Дювернуа, Др.-русск. словарь 229; Срезн. III, 1552), чумичь (Домостр. К. 47). Производится из тат. čumyč «посуда для питья», чагат. čumčа «черпак», čumuš, čumšuk «большая ложка» (Кунош), кыпч. čömič «шумовка» (Грёнбек, Koman. Wb. 76; Радлов 3, 2050); см.

Мi. ТЕl., Nachtr. 2, 98; Преобр., Труды I, 81. Рясянен (FUF 29, 201) предполагает заимствование из чув. tš́ǝ̂m «кувшин для пива». Ср. чума́шка.

II «переносная палатка на жердях, покрываемая летом берестой, а зимой – оленьими шкурами», «вотяцкое жилье», с.-в.-р. (Даль), колымск. (Богораз), камчатск., чумовать «вести кочевой образ жизни», печорск. Как и чом (см.), считается заимств. из коми t sоm «чум, палатка, кладовая», удм. tsum – то же (Вихм.–Уотила 303); см.

Калима, FUF 18, 45; RLS 153 и сл.; RS 5, 93; Тойвонен, FUF 32, 82.IIII «мера расстояния в 3 версты по течению реки», с.-в.-р. Согласно Калиме (FUF 18, 42 и сл.), сокращено из коми t somkos «расстояние между двумя хранилищами продовольствия (t som)»; см. также чум I.IIIIII «черпак, ковш», чумичка, др.-русск. чумъ «ковш» (Ипатьевск. летоп., грам. 1328 г.; см. Дювернуа, Др.-русск. словарь 229; Срезн. III, 1552), чумичь (Домостр.

К. 47). Производится из тат. cumyc «посуда для питья», чагат. cumcа «черпак», cumus, cumsuk «большая ложка» (Кунош), кыпч. comic «шумовка» (Гренбек, Koman. Wb. 76; Радлов 3, 2050); см. Мi.

ТЕl., Nachtr. 2, 98; Преобр., Труды I, 81. Рясянен (FUF 29, 201) предполагает заимствование из чув. tsm «кувшин для пива». Ср. чумашка.

ЧУМ м. у зырян чом; кочевой, переносный шалаш сибирских инородцев; жерди, составленные сахарной головой и покрытые, летом, берестой, зимою — цельными и сшитыми оленьими шкурами, с дымовым выходом вверху. Юрта и кибитка войлочная, внизу на решетках, вверху на стрелах у лопарей: вежа; у самоедов: чум; у чукчей, алеутов, тунгусов: юрта; у киргизов: кибитка (по-ихнему, эй, ои, собственный дом). | Чум шкур, камч. сшитые кожи, подобранные для покрышки чума. | Вят. вотяцкая, вотская изба, жилье; летняя изба, холодная, но жилая, с огнищем посредине; бывает и у русских. | См. чуман. | Жилом жить, не чуму молиться, арх. не очагу, костру, не без печи жить. Чумные шкуры, жерди, к чуму, от чума. Чумовище ср. арх. место бывшего чума, перенесенного при кочевке. Чумовать, говор. на Печоре, о самоедах, кочевать, кошевать, кошлаться, ходить табором.

Источник: slovaronline.com

Чум — традиционное жилище коми-оленеводов

Оленеводство — традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов.

Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. По коми-зырянски он называется «чом», по-ненецки –«мя», по-хантыйски «нюки хот». В Кратком этимологическом словаре коми языка о происхождении данного слова читаем: «Чом — иж. «чум, шалаш оленеводов» (Ист. вок.,67) «шалаш, амбар, хлев, чулан, пристройка к дому «маленькое (по сравнению с жилым домом) строение» (Лыткин: 309). В русский язык слово перешло из коми языка.

Простота конструктивного решения делает чум максимально приспособленным для кочевого образа жизни. Такое жилище быстро собирается и разбирается. Благодаря конической форме он устойчив при метелях и ветрах, снег с его крутой поверхности скатывается не задерживаясь. Немаловажное значение имеет и распределение тепла внутри конической формы. Несмотря на то, что наверху имеется сквозное дымовое отверстие, тепло от очага, поднимаясь вверх, задерживается на наклонных стенах, а затем по кругу опускается вниз.

Летний чум обычно строили меньше зимнего. Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками «ёдум». Заготовка бересты для покрышек производилась летом. Снятая береста очищалась от наростов.

Заготавливали материал следующим образом: до пятидесяти штук пластов размером примерно 60 на 40 см. скручивали в рулон и опускали в чан с водой и рыбными потрохами (действует как клей). Около суток их варили в котле, окуная то одним, то другим концом. После этого материал становился более мягким и эластичным, её части легко скрепляются между собой.

Пласты складывали в два или три слоя так, чтобы слои перекрещивались (обычно два продольных и один между ними поперечный) и сшивали оленьими жилами в большие полотенца. Вываренная береста обладала значительной эластичностью и прочностью, не пересыхала в течение долгого времени. После поднятия основы чума, его накрывали березовым полотном. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами.

А вот как изготовляли берестяное покрытие для эвенкийского чума?

Обработкой бересты для покрытия чума занимались женщины. Из бересты с трех берез получалось одно большое полотнище тикса, а всего такихтиксей было от 4 до 7 штук. Для покрытия одного чума требовалась береста примерно с двадцати берез.

Заготавливали бересту весной, тщательно выбирая дерево без сучков и затесов. Очищали бересту от мягкого слоя коры и мха ножом с внутренней и наружной стороны, затем смачивали ее водой и еще раз повторяли обработку ножом. Очищенную и туго свернутую в рулоны бересту ставили вертикально в большой медный котел, до половины заполненный водой. Котел подвешивали над костром на крюке, а рулон и верхнее его отверстие обкладывали мхом, чтобы замедлить выпаривание воды.

Через 5-7 часов рулон вынимали из котла, раскатывали на доске и разминали руками. Затем бересту вновь сворачивали в рулон и помещали в котел другим концом. Через некоторое время операцию повторяли, только бересту раскатывали на доске другой стороной. Варили бересту долго, иногда до трех дней, пока береста не станет мягкой и эластичной.

Вываренную бересту еще раз разминали и чистили ножом, затем сворачивали в рулон и помещали под пресс — тяжелую доску с камнями. После этого отмеряли необходимую длину и выравнивали ножом края. Влажные полосы складывали продольными рядами и сшивали сухожильными нитками, прокалывая отверстия шилом. Для прочности покрышки простегивали, а вдоль краев прошивали узкие берестяные полоски.

Читайте также:  2м 25 см сколько см

Источник: cbsezhva.ru

Ненецкий чум

Этнопарк

Этнопарк

Основное жилище ненцев — чум — сооружался из 30-50 шестов, покрывался двумя слоями оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренний слой шкур клали шерстью внутрь, а верхний – наружу. Летом покрывался покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. Чем богаче была семья, тем был и больше по своим размерам чум.

У бедняков чум остроконечный, а тупоконечный, наоборот, у ненцев с хорошим достатком. Чум сооружают из жердей. Для этого необходимо 40 шестов. Потом шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Шкуры оленя сшивают в сплошные полотнища, а затем покрывают шесты. Для покрытия чума в зимнее время требуется от 65 до 75 оленей.

С июня по сентябрь происходит переход с зимних нюков на летние. Диаметр чума достигает до 8 метров, в нём может находится до 20 человек.

Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещают 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума.

Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги.

За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода.

Так же там хранятся все семейные сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны только для главы дома, а для других членов — неприкосновенны. Место «не» — для женщины, оно находится напротив си, у входа. Здесь она занимается всеми домашними хлопотами. Посередине, между не и си, находится спальное место. В изголовье кладётся пояс с амулетами и ножом.

Ложась спать, мужчина укрывается женской ягушкой. Летом спальное место отгораживают пологом из ситца. Полог используют только ночью, днём его аккуратно сворачивают в рулон и закрепляют подушками. Дети лежат рядом с родителями Дальше от симзы укладывались неженатые старшие сыновья, далее — старики и другие члены семьи в том числе и гости. В чуме очень дымно, но летом дым — хорошее спасение от комаров.

Чум часто перемещался вместе со своими владельцами с место на место. Поэтому в чумах нет ни кроватей, ни шкафов. Из мебели только есть маленький столик — толь и ларь. До появление передвижных электростанций для освещения чума применялись светильники. Они делались из чаш и наполнялись рыбьим жиром, в котором погружался фитиль.

Позже появились керосиновые лампы. Для потряхивание снега с обуви и подола верхней одежды у входа в чум находится колотушка.

Для маленьких детей в чуме есть люлька. Раньше младенца помещали в люльку сразу после рождения, а вынимали только тогда, когда он начинал ходить. На дно люльки насыпали древесную стружку и сухой мох. Пелёнками служили шкуры оленя и песца. Ребёнок прикреплялся к люльке специальными ремешками.

При кормлении грудью мать брала ребёнка вместе с люлькой. Такие люльки используются и сегодня.

Источник: ethno-park.ru

Исследовательская работа по теме: «Чум — жилище наших предков»

Насонова Наталья Анатольевна

Что такое чум? Какое значение он имеет для северного народа? Об этом рассказывает работа Езанги Ульяны.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Исследовательская работа

«Чум – жилище наших предков»

Руководитель: Насонова Н.А., Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования», учитель изобразительного искусства.

Исследовательская работа

«Чум – жилище наших предков»

Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал

МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования,

4 класс.

«Песнь моя звенит, как древний бубен.

Спросите, где мой дом, мое жилище.

Отвечу вам звенящей песней ветра,

Что чум родной мой – это тундра вся»

Л. Лапцуй. «Тундра»

Введение.

с переходом кочевых народов к оседлости чумы стали выходить из употребления. Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.

  1. Цель исследования:
  1. выявить значение чума для ненцев;
  2. изучить его строение;
  3. понять разницу между летним и зимним чумом.
  1. Задачи:
  1. изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  2. описать построение чума;
  3. дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.
  1. Объект исследование: традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.
  1. Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.
  1. Методы исследования:
  1. сбор информации о строении чума;
  2. сравнение;
  3. обобщение.

Глава I. Сбор информации об истории чума.

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.

К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.

На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище — чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум.

Глава II. Последовательность построения чума.

Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по — ненецки — `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Обычно чум оленеводов — ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист.

Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.

По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю. По окружности размещали остальные шесты. Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника.

Читайте также:  Манкурт кто это википедия перевод

Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк (перпендикулярно) кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.

За 30 – 40 минут чум бывает установлен. В чем же преимущества чума перед другими видами жилищ?

Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат тундровикам не одно десятилетие.

С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.

Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.

Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.

Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца).

Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.

Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.

Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.

Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.

Глава III. Заключение.

Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.

В работе «Чум – жилище наших предков» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, чем он покрывается, какие существуют виды чума. К сожалению, в настоящее время многие поселковые и городские представители народов Ямала не знают своего языка, правил поведения в тундре, в том числе правил поведения в чуме. Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом ненцев.

Список литературы

1.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.

4. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1

5. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998

6. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.

7. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.

8. Ямал:Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С.

Источник: nsportal.ru

odynokiy

…Первое что приходит в голову, когда говоришь о традиционных жилищах Арктики, – это чум, которым до сих пор пользуются народы нашего Крайнего Севера – от Кольского полуострова и до Таймыра включительно. По своей конструкции он выглядит самым простым из всего многообразия арктической архитектуры: прямой геометрический конус из нескольких десятков (25 – 40) еловых шестов, поставленных по кругу, на которые крепятся покрышки из оленьих шкур. Может быть, чум и самый древний: по самой убедительной пока версии, переход человека в Америку произошёл через Берингов пролив – в арктической зоне во время последнего оледенения в эпоху палеолита. Когда племена атапасков, живущие в лесной зоне Северной Америки, и их соседи выходили летом из лесов в тундру, то они использовали подобную конструкцию, которая напоминала чум. Индеанисты называют это сооружение вигвам.

Тут возникает любопытный вопрос о том, насколько чум характерен для Арктики. В первую очередь, материал: прямые деревянные шесты должны быть не меньше пяти метров длиной (по теореме Пифагора), чтобы в зимнем чуме (с очагом в центре) можно было спать по обе стороны от очага. (Для чума симметрия внутреннего пространства почти не имеет исключений.) Это возможно при постоянной связи с лесной зоной.

Ненцы, когда-то вышедшие из лесов, и их соседи по тундре решили этот вопрос, став кочевниками-оленеводами с самой высокой скоростью сезонных перемещений, поэтому зиму большинство из них проводит в лесу. В Сибири чумом пользовались многие лесные народы, в первую очередь, оленные кочевники-тунгусы (эвенки и эвены).

У ненцев и эвенков героический фольклор обычно отражает взаимную неприязнь (что часто случается у таёжников с тундровиками). Однако, при том что их языки не родственные, обнаруживается, что священный шест у тех и у других называется похоже: у ненцев – симзы, у эвенков – симка.

Это единственный шест, который находится внутри жилища и представляет собой одну из опор очажной треноги (две другие – это шесты дверного проёма). Впрочем, чум встречается и дальше на юге – у народов Алтая и Саян (родственных тем же ненцам), тоже таёжных, например, тувинцев-тоджинцев. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Одна из его «арктических» особенностей (в зимнее время) – это двойной слой покрышек из оленьих шкур – как и в одежде: внутренний мехом внутрь, внешний – мехом наружу. Другое универсальное качество чума – это его способность собираться по обстоятельствам: если семья бедная, то у неё может недоставать шестов и покрышек, но при объединении двух таких семей получается полноценное жилище.

ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛАСЬ ЯРАНГА?

Однако на северо-востоке Евразии (где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку) чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны. Вместо чума местные кочевники – чукчи и коряки — ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах (которые образуют стены). Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов (за исключением трёх опорных). К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни.
Другая особенность этого жилища – две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши (очаг, в отличие от чума, располагается сбоку). Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки.

Читайте также:  Какой зверь свалился на голову охотника

Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства – жилое и хозяйственное. Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами.

Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе. После этого иней на нём выбивают специальными колотушками, и дальше он снова готов к употреблению. Работа нелёгкая, но необходимая: если полог не выбить, то на следующую ночь с него начнёт капать влага.

Пологи могли иметь очень разный объём: в самых маленьких едва могут улечься бок о бок четыре человека, в самых больших человек может встать во весь рост и свободно ходить. Средний размер – около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину. Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи.

На крайнем западе Чукотки, в бассейне нижней Колымы обитают оленные юкагиры, у которых жилище напоминает чукотскую ярангу, но со своими особенностями. Эти особенности возникли благодаря менее суровому климату (юкагиры зимуют в лесу, а на лето выбираются в лесотундру; до побережья, подобно тем же чукчам и ненцам, они не доходят).

В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок. Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой. Опорных шестов – не три, а четыре.

В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт – «речные люди». Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали. Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов (или восточных тунгусов), но кочевое жилище заимствовали от других кочевников – чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом.
Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр.

Считается, что арктическое оленеводство и присущий ему образ жизни возникли в позднее средневековье. Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами (где рядом можно вести промысел дикого оленя), либо с побережьем (где люди живут охотой на морского зверя).

В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям.

С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей – валкар («челюстной дом»), в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. на северо-восток России капитан Г.А.

Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка (наполовину углублённая в землю) имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной.

Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки (также из челюстей кита) для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных.

Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами.

Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход – более или менее углублённый в землю коридор, у других – два: верхний наземный (не через крышу), нижний – подземный. Верхним пользовались летом, нижним – зимой (летом его заливала вода). Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания.

Если землянку строили с одним входом, то летом жители покидали её, оставляя для просушивания, а сами располагались во временных шалашах. В жилище с двумя входами были очаг и нары, в доме с одним входом очага не было, пользовались жировыми лампами. По поводу очага Г.А. Сарычев пишет, что за неимением дров прибрежные жители жгут китовые кости, поливая их время от времени рыбьим жиром.

В XVII-XVIII вв. землянка прибрежных жителей Чукотки постепенно сменилась ярангой. Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры (покупаемые у прибрежных соседей) для защиты от дождя (кожа морского зверя не пропускает воду). Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила.

Жилище оседлых (прибрежных) коряков было похоже на чукотскую землянку, но и отличалось от неё. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м., на которых крепилась квадратная рама. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен.

Оставшиеся четыре треугольника закрывались горизонтальными стропилами разной длины. Дерева (осины и тополя) здесь было гораздо больше чем у эскимосов и чукчей: в долинах рек росли рощи и леса, вдобавок использовался прибрежный плавник, поэтому деревянные стенки жилища возводились в человеческий рост, а разница с уровнем земли засыпалась землёй.

И стены, и крыша имели два слоя расщеплённых плах, тщательно законопаченных сухой травой. Как у оседлых эскимосов и чукчей, землянка прибрежных коряков имела два входа ­– зимний и летний, подземный и надземный, только использовались они наоборот: зимний был верхним, а летний – нижним.

Дело в том, что зимой здесь – на юге Чукотки и севере Камчатки – дуют чудовищные снежные бураны, и дома заносит по самую крышу. Поэтому зимний вход устраивался на самом верху – в дымовом отверстии квадрата крыши, площадью около квадратного метра — и обрамлялся громадной восьмиугольной воронкой. Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна.

Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой.

Для зимнего выхода лестницей служило бревно с овальными вырезами вместо ступеней. Оно стояло почти вертикально и поднималось прямо над очагом. Чтобы люди на лестнице не задыхались в дыму, постоянно действовала вентиляция благодаря небольшому отверстию в потолке коридора. На ночь огонь в очаге гасился, а дымовое отверстие закрывалось специальной крышкой.

Наутро температура в доме опускалась ниже нуля, поэтому коряки ночевали в пологах из шкур, подобных чукотским. Описывая эти землянки в конце XIX в., В.И. Иохельсон, обнаружил, что в самых больших живут семьи по двадцать человек, на что ему было рассказано, что в прошлом здесь имелись дома с числом обитателей в два раза больше.
Несмотря на то, что подобные землянки (как прибрежных коряков, так и эскимосов с чукчами) представляют продуманную веками древнюю традицию с технологическими особенностями, отвечающими местному климату, их общие конструктивные черты относятся к необъятному тихоокеанскому культурному комплексу. Его корни и распространение также уходят на юг – к ближним и дальним корякским соседям – ительменам и айнам, и дальше на восток, в сторону алеутов и североамериканских индейцев.

Источник: odynokiy.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...