Что в древней Руси называли лодкой

Данные строки родились по мотивам статьи http://irinamedvedeva8.livejournal.com/1586529.html, за что моя благодарность irinamedvedeva8 и разумеется автору оригинала vaduhan_08.

Есть любители смаковать картины русской жизни, не вдаваясь в её суть и подробности. В результате появились картины: «Иван Грозный убивает сына», хотя сын был отравлен, «Бурлаки на Волге», что интересовали Репина, Верещагина, Саврасова хотя в то время были известны и другие способы движения судов. Несмотря на это песню-ритм для работы, превратили в гимн революции (Дубинушка).
Принято считать, что идея картины о бурлаках на Волге зародилась у Репина, когда он увидел бурлаков на Неве летом 1868 года.
Всё так и одновременно иначе. Без прямолинейных оранжевых мотивов и двойных стандартов никак, хоть ныне, хоть в прошлом. О чём речь?
Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться. У разных народов слово бурлак означает и разбойник, и холостяк…

Что на самом деле пили в древней Руси? 10 забытых напитков, о которых Вы даже не слышали!


И потом, тягали баржи и в цивильных европах. Вот изображения, отыскались на форуме:
Италия, ссылка.
Толкачи в Британии, ссылка.
Англия, Френк Брэнгвин, офорт, конец 19 века, ссылка.
Нидерланды, 1931 г, ссылка на фото.
Ещё Голландия, ссылка.

Тяга на реках была не только человеческая. Была и парусная, и конная, и цепями, лежащими на дне, и подтягиванием на якорях, и …
Торговые пути далекого прошлого обновляют сезонные ярмарки Поволжья 13 века. Следом за ярмарками для массовых перевозок в 14-15 веках возникает Бурлачество как промысел. Товары везли во множестве. Так волжская баржа-расшива представляла собой объект с массой только груза около 40 тонн.

В Костромском музее есть картина художника Никанора Чернецова «Вид на Волге», окрестности Рыбинска, 1852 г. Писано с натуры. Вверх по реке поднимается хлебный караван.
Караван идет правым берегом против сильного ветра. Суда передвигаются «подачами» — на переднем плане «забежка» с якорем. Палуба расшивы с большими свесами — почти авианосец и мощная мачта с громадной подъемной реей.
«Сходить» с низовьев Волги до Рыбинска это у бурлаков называлось «путина».
К 19-му веку не смотря на пароходную конкуренцию, в России бурлаков насчитывалось не менее шестисот тысяч. На эту тему есть соответствующая литература.
Для поколения выросшего на слезливых картинках о темном прошлом России это настоящее откровение. Тем более что на фоне бурлацких артелей существовали иные средства передвижения даже до эпохи паровых двигателей. Работал на реке, повторюсь и парус.
При движении против течения обычно шли ближе к берегу, поскольку по центру речной поток имеет наибольшую скорость.

Что на самом деле ели в Древней Руси: блюда, которые Вас сильно удивят!


Для работы конной тяги вдоль рек и каналов устраивали дороги (бечёвники). На ладожских каналах они местами сохранились.

Источник Фото. Изображение «бурлаков» не наше, а технология та самая.

Сложность речной проводки судов нуждалась и в специальных средствах.

Схема цепной тяги.. Источник рисунка из статьи

На порогах Свири, применялась туэрная тяга, по цепи, лежащей на речном дне. Есть информация, что до эпохи пара туэрную тягу крутили бурлаки.
Сегодня свирские пороги скрыла высокая вода.
Немного отвлекусь. Во время Wow в этих местах проходил Карельский фронт. Красной Армии противостояли финны, превратившие местные леса в неприступное укрепление и сплошные минные поля. Оборона финнов была прорвана уничтожением шлюзовой системы Свири. Образовавшаяся волна без напряга преодолела сопротивление союзников Гитлера.

Шлюзы на Свири обеспечивают современное судоходство, которое известно с далеких времен. По этой дороге в 1485 году прошел будущий русский святой Александр Свирский, чтобы основать монастырь ныне его имени. Это единственный русский святой удостоившийся лицезреть самого Бога в виде Троицы.
А вот изображение по зарубежным источникам, ибо у нас кроме репинских бурлаков иной судовой тяги народу не показывали, хоть и было на что посмотреть в тоже репинское время.

Источник фото из статьи. В источнике много интересных фотографий по теме.

История Европы это история жития по рекам, а позднее по каналам. Знакомясь с текстами летописей и сообщениями о речной жизни предков, поначалу всё принимаешь на веру. Но стоит самому пройти некоторыми водными путями как возникает множество вопросов. Однако вместо ответов стандартные мифы.
И вот главный вопрос. Речными путями перемещались не только купцы, князья и святые, но и враги и разбойники. И что, на супостата не было угомону?
Как теперь понимаю, этот самый угомон в прошлом имелся. Раз дорога, значит, на ней княжеские пункты пропуска, по-современному блок-посты, а в отдельных случаях что-то типа противотанковых ежей (рубеж и есть рубка ежами – т.н. засечная полоса). Это на сухопутье, а на реках?
В отдаленные времена, а на некоторых реках и сегодня имеются пороги как природные, так и представьте себе рукотворные. Как вариант пороги природные, «обработанные» местными жителями для прохода судов.
Природные это понятно, у таких порогов даже персональные имена известны. Но вот что любопытно. Сегодня многие реки обзавелись плотинами, шлюзами и т.п. сооружениями, скрывшими древние пороги высокой водой. Предки, возможно, располагали водной системой с регулируемым уровнем для обнажения порогов в нужные моменты. Не такая уж и большая хитрость.

Просто сама мысль необычна. Достаточно взглянуть на якобы петровские каналы стокилометровой длины, протянувшиеся вдоль южного берега Ладоги, шлюзы, плотины и целые водные системы. Чем не дренаж для управления уровнями воды. Только одному Петру I здесь очевидно не управиться.
Сегодня многие водные пути прошлого судоходны. Исходя из современной судоходности, историки распространили ситуацию на далекое прошлое. Яркий пример путь «Из варяг в греки». И где он проходил?
Стандартный ответ – по Днепру. Однако упрямые местные пороги не позволяли их преодолевать ни по течению, ни тем более против. Это относится к военным и торговым судам вплоть до середины прошлого века.
История о «великих украх» похоже, была задумана давно и давно началась её письменная реализация. Цель – создание имиджа для рядовой понтонной переправы под именем несуществовавшего в прошлом города Киева как основы, не существовавшей Киевской Руси.
А как же все-таки с путем из варяг в греки? А тут особо интересно. Не имеющие прямого доступа к первоисточникам вынуждены верить на слово. И вот раскрылась очередная заморочка с переводом старинного текста на язык современный.
В ПВЛ приведен маршрут апостола Андрея. Современные рефераты поминают маршрут апостола лишь в одну сторону и навстречу этому самому «Из варяг в греки». О чем стоит задуматься и вот результат раздумий.
Андрей, как известно из предания шел из Византии к варягам. А обратно? И тут…. Оказывается автор ПВЛ ни о каком «Из Варяг в Греки» не говорил.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру… . И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород… И отправился в страну варягов, и пришел в Рим (. ). Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп».
Давайте, изобразим трассу пути апостола Андрея.
Синоп → Корсунь → Днепр, начиная с Днепра пешком к славянам, коих на Днепре тогда не обнаружилось, отчего и пошел Андрей искать славян далее → будущий Новгород → Страна варягов → Рим → Синоп.
Очевидно, что это путь не «из варяг в греки», как нас приучили. На самом деле «Повесть» описывает некий безымянный круиз вокруг всей Европы, причем традиционно называемый путь, «из варяг в греки» оказывается лишь его частью.
Варяги → Греки → Днепр → Волхов → Балтийское море → Рим → Черное море
Путь по Атлантике, похоже, след реальной информации, сохранившийся при переписывании летописи
У историка В. Егорова читаем: «Легенда об основании Киева была легендой уже во времена написания «Повести». Да и в самой Повести тому примеров масса.
По легенде апостол Андрей побывал на Киевских горах и дошел до реки Волхов. Верится с трудом, но допустим. А вот обратно, как следует из текста ПВЛ, путь шел вокруг Европы по Атлантике. [ В. Егоров, «У истоков Руси. Меж варягом и греком» ].
Сочиняя трактовки-небылицы в списках-переписках, редакторы просто обязаны были вычитать итоговый текст. Однако поленились. А может, сроки поджимали, и другие летописи ждали очереди на редактирование.
Как это понимать? Даже летопись ведет апостола на север от Днепра пешком. Видимо знал первый летописец, что проплыть по Днепру через пороги против течения невозможно.

Читайте также:  Образец договора на продажу моторной лодки

Гидрография тысячу лет назад это совсем не то, что имеем в настоящее время. Сегодня на реках поставлено множество гидростанций, что подняло уровень рек и покрыло старинные пороги. Но это совсем не означает, что в прошлом таких порогов не было вовсе, а там где их существование историками признается, якобы имели место волоки.

Как показали исследования, броды были, а вот с волоками напряженка. Вот лично вы уважаемый читатель попробуйте вытащить на берег обычную плоскодонку, а тут корабль с грузом и припасами для купца с помощниками. А тащить волочить такую тяжесть требуется не одну версту. И что с корпусом корабля будет в конце пути?
Речные Волховские и Днепровские пороги служили надежным заслоном для непрошеных гостей. Отвесные многометровые берега, стремительное встречное течение, невозможность обходного маневра через прибрежные овраги и болота, наконец, разбойники и вооруженное население.
Рассмотрим реальность. Днепровские пороги были вообще непроходимы, а преодоление по течению лишь небольшой части известных порогов считалось великим достижением, о чем в Скандинавии даже памятники ставили.
Существование подобных порогов означает, что в прошлом у нас была совсем иная история, чем рассказывает её академическая версия.
Поводом для очевидной коррекции древне-русской истории служат не только пороги и устная сказочность торгового пути «из варяг в греки». Торговля, разумеется, велась. Как же без неё, но совсем иными путями и методами. Об этом говорят раскопанные поднепровские клады монет, которые весьма редки и скромны, а датировка не ранее второй половины 10-го века.

Теперь об удивительных порогах на Волге.
В лесах Руси строились засечные полосы – рукотворные буреломы, а что могло контролировать водные пути и управлять водным движением? Правильно блок-посты по-современному, а в прошлом управление осуществлялось цепями поперек реки и порогами рукотворными или природными. Одним из таких малоизвестных речных препятствий было волжское укрепление Чувиль, с современным названием Плёс.
Этнография Чувиля-Плёса из глубины русского уклада. О чем будет следующий пост.
Слово «плёс» согласно справочникам означает часть реки между перекатами и изгибами. Но что это за изгибы и через что перекаты в нашем случае? Оказывается, имел место секретный фарватер через пороги.
Обычную информацию для экскурсантов этой волжской жемчужины опускаем и сразу погружаемся в речную прохладу. Погружаться придется глубоко, поскольку в прошлом веке на Волге встал каскад плотин, образовавших цепочку рукотворных и слабопроточных водохранилищ. Уровень Волги местами поднят на 14-16 метров. Многое из рек-притоков и пойменных лугов затоплено.
Теперь по Волге ходят трехпалубные круизные красавцы, большие сухогрузы и нефтеналивные суда. А до того?
Управляя уровнем воды, когда этих 16 метров не было, движение по реке можно и вовсе остановить. Это, каким же образом?
Для этого вдоль русла водного пути, вероятно, существовали обводные каналы типа сохранившейся до наших дней Жигулевской кругосветки – современной радости водных туристов. Здесь приведена красочная карта. Не забудем, что в те поры Волга была не такая полноводная как теперь.
Люди селились в этих местах, конечно, не случайно. Притягивает природный объект пороги и возможность собирать мыт с желающих пороги преодолеть. Плёс впервые был упомянут в документах 12-го века как крепость и посад. В 1410 году сын Дмитрия Донского, московский князь Василий I, построил здесь укреплённую заставу. Волга в этом месте не петляет, что позволяет увидеть речных путешественников на расстоянии до 17 км.
Левитан и др. художники, а также дачники и великие личности типа Шаляпина всё это появится здесь много позже. А пока…
Василий I, создал в этих местах таможенно-оборонительную систему для защиты северных границ Владимиро-Суздальского княжества. 71 км до Иваново, 65 км до Костромы.
Крепость на берегу, а суда на воде. Как контролировать их движение? И вот народные умельцы сообразили.
Волга была судоходна от Астрахани вверх по течению только до Калязина. Ситуация изменилась после строительства каскада волжских гидростанций и соответственно плотин, при этом был затоплен удивительный объект в районе поселения Плёс.
Это искусственные пороги, созданные для контроля прохода по реке. Проход между искусственными порогами знали только местные лоцманы.
Плесская крепость обеспечивала московским князьям контроль главной дороги Руси — Волжского пути — и защищала от новгородских разбойников — «ушкуйников», какие большими флотилиями грабили волжские города, включая Ордынские. Последний поход ушкуйников из верховьев по средней и нижней Волге состоялся в 1409 году, а с 1410 года ушкуйную проблему стала решать военная хитрость – искусственные пороги и секретный фарватер их прохода. Провести корабли мимо Винной и Косой каменных гряд могли только лоцманы Плёса, а их услуги предоставлялись за пошлину либо по предъявлении пропускной грамоты. Источник: http://plyos.org/ там ещё карта есть.
Непросты были князья, и народ русский непрост.
Вот и современное оружие России от потомков тех волжских и иных умельцев из Прошлого. И что характерно всегда дешево, но адекватно сердито.

Читайте также:  Какими заклепками клепать лодку казанку

На Волге обнаружено обстоятельство, объективность которого не в состоянии отменить ни сладкоголосые летописи, ни красота слога Карамзина. Речь о сравнительных характеристиках кладов Поднепровья и Поволжья. Количество и вес кладов, выявленных в волжской земле, на несколько порядков превышает число и содержимое кладов на берегах Днепра.

А ведь арабские дирхемы и там и тут обнаруживаются, а ещё их нашли на берегу Москвы-реки при строительстве Храма Христа Спасителя. О чем это говорит? Да, хозяйственная жизнь велась везде, но её активность на Волге вне конкуренции. Ну и ещё один штришок. Бурлачество на Днепре не вдохновило художников и песенников, как это имело место с волжскими сюжетами.

Не водили днепровские бурлаки баржи транзитом через пороги, а следовательно и объем перевозок на этой реке был незначительным.
Вот тебе и «великая Киевская Русь». Халва, халва, а от слов во рту сладости нет.
Начнешь изучать речные берега, и обнаружишь нашу исконную и реальную историю.

Источник: yar46.livejournal.com

Суда Древней Руси.

Суда Древней Руси.

Современные викингам восточные славяне плавали на лодьях — парусно-гребных судах дли­ной до 20 и шири­ной до 3 метров.

Они вмещали до 40 человек, грузоподъемность же их до­стигала 15 тонн. Легкость и малая осадка этих кораблей позволяли киев­ским дружинникам проходить пороги в устье Днепра, переносить свои суда из Дона в Волгу и обратно, плавать по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. В 907 году князь Олег с дру­жиной на многих лодьях и челнах со­вершил поход на Царьград (Констан­тинополь).

Лодья имела мачту с небольшим пря­мым парусом и один ряд весел. На обо­их одинаково заостренных концах ее находились рулевые весла <потеси). С их помощью древнерусские суда, не разворачиваясь, меняли направление движения.

В XII веке появились палуб­ные лодьи, на которых гребцы распола­гались в трюме, а воины — на дощатой палубе. Северные поморы, жившие на берегах Белого моря, делали кочи — парусно-гребные суда со специальным обводом для плавания во льдах, мачтой с прямым парусом и веслами.

Позже у них появи­лись трехмачтовые кочи со штурвалом для управления рулем. При попутном вет­ре такой корабль проходил под парусом до 250 километров в сутки. Они также строили особые поморские лодьи, кото­рые имели переборки, разделявшие суд­но на три отсека с люками на палубе. На одной такой лодье помещалось 25—30 че­ловек и до 300 тонн груза.

На этих кораб­лях поморы отправлялись на промысел от устья Северной Двины до острова Гру-мант (Шпицберген) и совершали дальниеморские походы, огибая Скандинавию и через устье Невы попадая в Новгород. Новгородцы, торговые связи которых простирались от Астрахани на юго-вос­токе до городов Ганзы на северо-запа­де, использовали парусно-гребные реч­ные и морские ушкуи, парусные буксы и другие корабли, способные взять в трюм до 100 тонн груза.

Все эти типы судов бытовали на Руси вплоть до начала правления Петра I. Лишь дважды в XVII веке предпринима­лись попытки построить с помощью иностранных мастеров корабли по западноевропейским образцам. Это были парусно-гребной «Фридрих», сооружен­ный в 1636 году в Нижнем Новгороде и имевший 3 мачты и 12 пар галерных ве­сел, и военный трехмачтовый «Орел» с 22 пушками на борту. Однако «Фрид­рих» в первом же плавании затонул, а «Орел» был захвачен и сожжен в Астра­хани людьми Степана Разина.

Источник: www.kalitva.ru

МОРЕХОДСТВО РУССКИХ В IX-XIII века

Внутренние водные пути древней России и моря, ее окружающие, много способствовали быстрому соединению обитающих в ней отдельных славянских племен в одно сильное государство. При ровной местности и покрывающих ее дремучих лесах, большие, многоводные реки: Волга, Днепр и Западная Двина представляли почти непрерывные, удобные военно-торговые пути, соединяющие Балтийское море с Черным и Каспийским.

По этим путям перевозились на север богатые произведения Южной Европы и отдаленной Азии и по ним же двигались дружины первых русских князей. При отсутствии сухопутных дорог, плавание по рекам и озерам представляло для жителей древней России единственно возможный способ передвижения, и эта необходимость до такой степени способствовала развитию морских качеств в народе, что, одновременно с основанием русского государства, славяно-русские дружины на своих небольших челнах смело переплывали обширные моря и собирали добычу с богатой столицы Греческой империи и цветущих берегов Каспия.

Первый морской поход в Грецию совершен был овладевшими Киевом дружинниками Рюрика, явившимися перед Константинополем в 865 году в числе 200 судов. Потом успешные походы в Грецию были совершены князьями: Олегом, Игорем и Святославом, завоевавшим придунайскую Болгарию и временно утвердившимся в ней.

Читайте также:  До скольки разгоняется моторная лодка

Сын Святослава Владимир ходил по Волге против камских болгар и завоевал у греков Херсонес. Последний поход в Грецию происходил в 1043 году, в княжение Ярослава. Эти плавания сопровождались захватом богатой добычи. Признанное греками господство русских на Черном море выразилось названием этого моря – Русским морем.

В период времени с 880 по 1175 год славяноруссы являлись и на берега Каспийского моря. Они делали набеги на юго-восточные, южные и западные прибрежья и даже некоторое время держались на реке Куре и на островах, лежащих против нынешнего города Баку.

Междоусобия удельных князей и нашествие татар уничтожили морское могущество России на южных морях; а впоследствии образование на Волге татарских царств – Казанского и Астраханского и завоевание Греческой империи турками надолго отделили Россию от морей Каспийского и Черного. Только на севере, благодаря предприимчивости и отваге новгородцев, сохранилась русская морская торговля, и военные морские силы сдерживали напор враждебных соседей-шведов, упорно стремившихся отрезать русских от Балтийского моря.

Новгород, владея Невою, составляющею выход в Балтийское море из больших речных путей, проходящих по России, имел обширную морскую торговлю, и ему платили дань Корела, Эсты и Эмь, жившие у Ладожского озера и на обоих берегах Финского залива. Около XII века, утвердясь в устьях Северной Двины, новгородцы, увлекаемые морскими промыслами, торговлею и жаждою новых приобретений, проникли в Печорский край и даже ходили на Новую землю и в Карское море.

Принимая участие в торговой деятельности знаменитого в XIII веке Ганзейского союза, и по близкому соседству своему со шведами, новгородцы нередко имели с ними неприязненные столкновения, причем главная причина спора заключалась в обладании Невою. Одною из самых значительных битв, происходивших во время этой вековой борьбы, была победа, одержанная над шведами на Неве в 1240 году князем новгородским Александром Ярославичем и доставившая ему почетное наименование Невского. К концу татарского владычества, кроме прибрежья Белого моря, забытого Западною Европою, во владении России осталась только небольшая часть берега Финского залива, около устьев Невы и Наровы. К этому должно прибавить, что в половине XII столетия по несчастной непредусмотрительности половцев, владевших Ливониею, на устье Западной Двины утвердился орден Меченосцев и что при покорении Новгорода московскими князьями пала окончательно его морская торговля.

Форма древних русских судов обусловливалась особенностями путей, по которым им приходилось двигаться. И так как обыкновенными дорогами служили реки, в верховьях своих разделенные небольшими пространствами земли, называемыми волоками, то и от судов, кроме крепости, поместительности и безопасной удобной формы, пригодной для плавания как по глубоким, так и по мелководным рекам и озерам, требовалась еще легкость, позволяющая переносить или перетаскивать (переволакивать) эти суда около порожистых мест и, главное, через волоки.

Для удовлетворения таким условиям древние русские лодки состояли из однодеревного днища (челнока или, по северному говору, – трубы), борта которого в случае морского плавания возвышались набойными досками, отчего и самые лодки получили название набойных. Подобные суда могли поднимать около 50 человек, ходили на веслах, а в море при попутных ветрах пользовались и парусом. Обыкновенно при морских плаваниях они держались близ берега; но так как иногда буря могла захватить их в открытом море, то кругом лодки привязывался толстый тростниковый пояс, который, в случае повреждения лодки, поддерживал ее на воде, и когда для лучшей безопасности на большом волнении связывалось вместе несколько лодок, то он не давал им тереться друг о друга и ломаться. Во времена первых князей, а, вероятно, и гораздо ранее, однодеревные днища таких лодок вырубались жителями верховьев Днепра и пригонялись на продажу в Киев. Здесь они обращались в лодки, способные к морскому плаванию, спускались по реке, перетаскиваясь берегом у порогов, и, окончательно приготовясь и вооружась в устье Днепра, выходили в море.

Русские мореходы

Такие утлые челны не мешали нашим предкам нападать, а иногда и одерживать победы над военными кораблями греков, обладавшими всеми способами защиты и нападения, веками выработанными древнею морскою наукою. Защищенные высокими бортами своих кораблей, греки имели разнообразное ручное оружие, метательные машины, представлявшие своего рода сильную артиллерию, и кроме того пользовались гибельным для тогдашних судов средством – ужасным греческим огнем.

При подобном неравенстве средств успехи славян могут объясняться только отчаянною их храбростью, обладанием качествами хороших моряков и уменьем применять к делу разные военные хитрости, заменявшие силу. О военно-торговых кораблях древних новгородцев только в старинных наших былинах сохранились немногие сведения, из которых видно, что образцом для новгородцев служили суда скандинавов, славившиеся своими боевыми и морскими качествами.

На северном нашем поморье плавали кочи – большие палубные суда (от 40 до 90 футов длины) и суда меньшие их – шитики, имевшие однодеревные днища и бортовые доски, пришитые (отсюда и шитики) ивовыми ветвями. Паруса и такелаж на этих судах делались из оленьих кож, а якоря были деревянные с привязанными к ним камнями. Кроме того, на северном поморье были и другие виды судов, старинные русские и заимствованные от иностранцев, как например: лодьи, карбасы, бусы, шняки. На Каспийском море, по свидетельству одного моряка петровского времени, в старину плавали суда, называемые бусами, которые «строились из брусьев с перерубами, как избы». По внутренним рекам древней России, как например по Волге и Шексне, ходили большие торговые суда, которые могли, средним числом, проходить против течения в сутки около 13 верст.

Замечательно, что несмотря на славные морские походы древних князей в Грецию характер русского судостроения при них нисколько не усовершенствовался, и даже в половине XII века киевляне удивлялись, как чуду, впервые появившейся на Днепре военной лодье, на которой гребцы были закрыты палубою и наверху стояли воины.

автор статьи Ф. Веселаго

Крепости и осадная техника в IX-XIII века Мореходство русских в IX-XIII векаРусская армия в IX-XIII века

МОРЕХОДСТВО РУССКИХ В IX-XIII века

Источник: ruhistor.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...