За всю историю флота известно восемь атомных подводных лодок, затонувших в результате аварии. Первой в этом скорбном списке была американская лодка «Трешер», которая все еще покоится на дне океана.
Американская многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) USS Thresher (SSN-593) была головной в серии из четырнадцати подобных судов. Первая лодка, как и вся серия, получила свое название в честь одного из видов акул — морских лисиц. Заложенная на верфях Портсмута в мае 1958 года, SSN-593 вошла в строй после длительных испытаний в 1961-м.
Довольно крупная для своего времени лодка (водоизмещением около 3500 тонн) вобрала в себя самые последние достижения американского кораблестроения. Ее назначением являлся поиск и уничтожение подводных ракетоносцев противника. Могла она атаковать и надводные корабли всех классов. Для выполнения этих задач АПЛ была вооружена торпедами, а также только что появившимися ракетоторпедами типа «Саброк».
Пробное погружение.
9 апреля 1963 года SSN-593 вышла в море для глубоководных испытаний, имея на борту помимо экипажа (112 человек) 17 гражданских специалистов. Командовал лодкой капитан-лейтенант Джон Харви. Это был его первый выход в море на лодках такого типа, хотя в подводном флоте он был далеко не новичок: три года прослужил офицером на первой в мире АПЛ «Наутилус», был участником ее исторического похода подо льдами на Северный полюс. Лодку сопровождало судно обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), снабженное новейшими гидрофонами -устройствами для поддержания связи с находящейся под водой лодкой. На борту «Скайларка» также находились водолазы и спасательная капсула, рассчитанная на глубину до 260 метров.
Поясню за THRASHER !
Американская многоцелевая атомная подводная лодка «Трешер» SSN-593
К утру 10 апреля корабли вышли за пределы континентального шельфа. Теперь глубина океана под ними превышала 2,5 километра. Совершив пробное погружение на 200 метров, Харви сообщил, что готов к погружению на предельную глубину. Стояла ясная штилевая погода с прекрасной видимостью, когда лодка «Трешер» скрылась под водой.
Было решено выполнять погружение ступенями по 65 метров, делая после каждой из них остановку для проверки состояния всех агрегатов корабля. При таком режиме испытание должно было занять около шести часов.
Примерно через полчаса после начала погружения лодка достигла глубины 120 метров. Еще через некоторое время капитан Харви доложил, что их глубина составляет примерно половину предельного значения (около 330 метров для «Трешера»). После осмотра лодки и ее систем погружение продолжилось. Океан все сильнее и сильнее сжимал корабль в своих объятиях.
Каждый метр глубины увеличивал давление на квадратный метр корпуса на одну тонну. Прошло еще около часа, прежде чем с «Трешера» сообщили, что лодка подходит к предельному значению глубины. Затем последовало уже плохо прослушиваемое последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (выполнить срочное всплытие).
Тайна АПЛ «Трешер» лежит на дне океана. Mystery of the nuclear submarine «Thresher»
Вечная загадка.
Больше АПЛ на связь не выходила, но гидрофоны донесли на «Скайларк» характерный звук, принятый за шум воздуха высокого давления, подаваемого в балластные цистерны лодки. Еще через 1-2 минуты на корабле сопровождения услышали непонятный скрежещущий звук.
Находящийся у гидрофона штурман «Скайларка», подводник времен Второй мировой, объяснил его как треск разламывающегося корпуса субмарины. Некоторое время «Скайларк» продолжал безответно вызывать лодку. Затем, еще надеясь, что всего лишь отказала гидрофонная связь, стали сбрасывать на глубину сигнальные шумовые гранаты, означающие команду на немедленное всплытие. Все было тщетно. «Трешер» и все, кто на ней находился, уже покоились под 2,5-километровой толщей океанских вод.
Обломки АПЛ «Трешер» на дне океана. Вид из батискафа «Триест». 1963 г.
К поискам погибшей лодки были привлечены многие надводные корабли и АПЛ, а также батискаф «Триест». По всплывшим на поверхность обломкам было точно установлено место трагедии. Позднее «Триесту» удалось отыскать останки погибшей лодки на дне и поднять на поверхность ее отдельные фрагменты.
Однако проведенные исследования и анализ собранных данных не позволили с полной уверенностью установить причины гибели «Трешера». Тайна осталась нераскрытой. Предположительно виновником катастрофы стала одна из трубок системы охлаждения реакторной установки, не выдержавшая забортного давления.
Первая в истории катастрофа АПЛ не стала последней. Гибли и американские, и советские подводники, но по количеству одновременно погибших (129 человек) «Трешер» остается непревзойденной.
Источник: sell-off.livejournal.com
Гибель подводной лодки «Трешер»
SSN-593 “Thresher” 28.5.1958 / 9.7.1960 / 3.8.1961 SSN-594 “Permit” 16.7.1959 / 1.7.1961 / 29.5.1962 SSN-595 “Plunger” 2.3.1960 / 9.12.1961 / 21.11.1962 SSN-596 “Barb” 9.11.1959 / 12.2.1962 / 24.8.1963 SSN-603 “Pollack” 14.3.1960 / 17.3.1962 / 26.5.1964 SSN-604 “Haddo” 9.9.1960 / 18.8.1962 / 16.12.1964 SSN-605 “Jack” 16.9.1960 / 24.4.1963 / 31.3.1967 SSN-606 “Tinosa” 24.11.1959 / 9.12.1961 / 17.10.1964 SSN-607 “Dace” 6.6.1960 / 18.8.1962 / 4.4.1964 SSN-612 “Guardfish” 13.2.1961 / 15.5.1965 / 20.12.1966 SSN-613 “Flasher” 14.4.1961 22.6.1963 / 22.7.1966 SSN-614 “Greenling” 15.8.1961 / 4.4.1964 / 3.11.1967 SSN-615 “Gato” 15.12.1961 / 14.5.1964 / 25.1.1968 SSN-621 “Haddock” 24.4.1961 / 21.5.1966 / 22.12.1967
АПЛ типа «Трешер» — серия из 14 ударных атомных подводных лодок, находившихся на вооружении в ВМС Соединенных Штатов с начала 1960-х годов до 1996 года. После гибели головной лодки всю серию стали называть по имени второй АПЛ — «Пермит».
1956 году, по инициативе начальника штаба ВМС США адмирала Арли Берна, Комитетом по подводной войне (Committee on Undersea Warfare) Национальной академии наук был начат исследовательский проект «Нобска». В результате были созданы несколько типов глубоководных сверхмалошумных подводных лодок с гидроакустическими станциями дальнего действия.
ПРОЕКТ Одним из таких типов были АПЛ «Трешер» — ударные подводные лодки (SSN — Ship Submarine Nuclear — «подводный атомный корабль»), предназначенные для борьбы с советскими субмаринами и созданные для замены устаревших подлодок типа «Скипджек».
Заказ на изготовление первой лодки серии получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года. Закладка АПЛ «Трешер» состоялась 28 мая 1958-го. Спуск на воду — 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961-го под командованием коммандера Дина Л. Эйзена.
Остальные 13 АПЛ были заложены с июля 1959 по апрель 1961 года и вошли в строй в 1962-1967 годах.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ АПЛ этого типа имели ядерный реактор S5W, уже показавший свои достоинства на подлодках «Скипджек». Конструкция новой субмарины была радикально переработана. «Трешер» имел в носовом отсеке большую сферическую гидроакустическую станцию (ГАС). Торпедные аппараты были размещены у миделя, в центральной части корпуса, — по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки (как у лодок типа «Таллиби» и «Стерджен»). Такое размещение гидролокатора было оптимальным для обнаружения целей на большом расстоянии.
Горизонтальные рули расположили на ограждении рубки, чтобы обеспечить лучшие условия работы гидроакустической аппаратуры, расположенной в носу подлодки. АПЛ «Трешер» имели самую маленькую рубку среди американских лодок. Это снижало сопротивление воды, позволяя достигать в подводном положении скорости в 33 узла.
Но маленькая рубка создавала проблемы в размещении перископов и мачт с датчиками. Кроме того, затрудняла управление в надводном положении при сильном волнении. Поэтому на последних АПЛ этого типа рубка была увеличена. Первоначально на эти субмарины устанавливался пятилопастной винт.
Но из-за его взаимодействия с турбулентным следом от рубки и рулей глубины возникал дополнительный шум. Проблему решили, заменив гребной винт на семилопастной. Правда, это снизило скорость до 28-29 узлов. Как и на подлодках «Скипджек», на «Трешере» использовали сталь повышенной прочности — HY-80 (с пределом текучести 56-60 кг/мм²), но усовершенствование конструкции корпуса позволило увеличить испытательную глубину погружения до 400 м.
СЛУЖБА Лодки типа «Трешер»/«Пермит» несли службу во многих морях мирового океана в течение тридцати лет — с 1961 по начало 1990-х годов. Служба АПЛ была отмечена несколькими инцидентами. Так, 10 мая 1962 года, за две недели до ввода в строй ВМФ США, вторая лодка проекта — «Пермит» — в районе островов Фараллон столкнулась с грузовым судном «Гавайен Ситизен».
10 апреля 1963 года затонула головная лодка «Трешер». 15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение на глубине около 61 м АПЛ «Гато» (SSN-615) с советской лодкой К-19. «Гато» была первой атомной подводной лодкой, обогнувшей Южную Америку, пройдя Магелланов пролив, и первой прошедшей через Панамский канал. С 1988 по 1996 год все лодки (кроме погибшей «Трешер») были списаны и переработаны по программе утилизации атомных судов.
Первой АПЛ этой серии стала “Трешер”, оборудованная опытной энергетической установкой типа S5W. Прочный корпус АПЛ был сделан из стали HY80, а максимальная глубина погружения достигала 400 м. 10 апреля 1963 года подводная лодка затонула. Весь экипаж погиб. Эта авария послужила причиной модификаций в конструкции лодок этой серии. Класс получил название от второй лодки этой серии, модернизированной АПЛ – “Permit”.
Строительство “Трешер”, стоимость которого составила 60 млн. долларов, длилось 38 месяцев. 3 августа 1961 г. лодка была передана ВМС США под командование капитан – лейтенанта Д. Харви. Американские судостроительные компании устанавливают гарантийный период эксплуатации в пределах 9-12 месяцев.
Летом 1962 г. “Трешер” была поставлена на судоверфь Портсмута для устранения замеченных дефектов. За год плавания удалось выявить и устранить 875 неисправностей и недоделок, подавляющее большинство которых оказались незначительными и касались быта и удобства эксплуатации. Однако было обнаружено 130 дефектов в конструктивных решениях, пять из которых связаны с безопасностью корабля.
10 апреля 1963 г., через двое суток после выхода с базы на глубоководные испытания в Атлантике лодка затонула с экипажем из 129 человек. Шок, который испытала, получив это известие, нация, сопоставим с тем, который вызвала гибель “Челенджера” много лет спустя. К поискам затонувшей лодки приступили незамедлительно.
На следующий день была создана следственная комиссия, в которую вошли опытные подводники и кораблестроители. В то время ВМС США не обладали поисковыми силами, обеспечивающими эффективные действия на глубине 2500 м, и операцию поручили океанографическому судну “Атлантис-2” и батискафу “Триест”.
В поисковых операциях учавствовало несколько десятков боевых кораблей ( в том числе и атомные подводные лодки ), а также другие суда и спец средства. Обнаруженные предметы, комплекты запчастей, куски трубопроводов с номерами лодки “Трешер” и фамилией рабочего, выполнившего монтаж, дали возможность достоверно опредилить место её гибели. Лодка затонула в точке с координатами 41 градус 43 минуты с.ш. и 64 градуса 57 минут з.д. Однако причины гибели, как и в большинстве случаев, когда речь идёт о катострофах на подводных лодках, с точностью установить не удалось. Комиссия, опубликовавшая свои заключения полтора года спустя, высказала следующие предположительные причины: 1. Акт саботажа или диверсия; 2. Поступление воды в прочный корпус из-за повреждения коммуникаций; 3. Разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной (хотя в процессе эксплуатации за год “Трешер” сорок раз погружалась на предельную глубину ); 4. Провал подводной лодки за предельную глубину из-за неправильных действий личного состава.
Моральную вину за катастрофу материалы комиссии возлагают на высших военных руководителей США. В условиях гонки вооружений качество оборудования отходило на второй план, предпочтение отдавалось увеличению боевой мощи. Кроме того, сдача подводной лодки в установленный срок поощрялась наградами, повышением по службе и премиями как конструкторам, так и ответственным работникам ВМС. Уже на следующий день после гибели лодки в адрес командования ВМС посыпались упрёки – перед выходом в море у многих членов экипажа были сомнения в подготовленности лодки к предстоящему плаванию.
20 июня 1963 года комиссия по расследованию выдает на суд общественности краткий отчет о проделанной работе. Он выглядит весьма общим, поскольку большинство данных считаются секретными.
Естественно, никто точно так и не узнал, что же произошло на борту “Трешер”, но на основании выявленных просчетов комиссии удалось выявить возможные последствия и загрузить полученные исходные данные для анализа в ЭВМ. За наиболее вероятную версию катастрофы компьютер принял следующую: – утром 10 апреля “Трэшер” находился на максимальной тестовой глубине, то есть на глубине не менее 330 м. Лодка шла со скоростью 15 км/ч и вскоре сменила курс. – В 9.09 в корпусе субмарины или в трубопроводной системе появилась пробоина примерно с ноготь величиной.
В ту же минуту резко упала мощность насоса, поставляющего холодную воду для реактора. Командир Харвей приказал “продуть” цистерны и подниматься на поверхность. – В 9.11 “продувка” внезапно прервалась, вероятно из-за короткого замыкания в электрической цепи, после чего появились сбои в системе сжатого воздуха, вызванные возможным оледенением. – В 9.12 отключился реактор – короткое замыкание.
Электрическому двигателю, который в аварийных случаях замещает реактор, требуется на “разгон” от 10 до 50 секунд. Естественно, в этот период неизбежно падает скорость судна, что и случилось с “Трешер”. – В 9.13 с лодки пришло последнее сообщение. Одновременно была проведена вторая попытка накачать цистерны сжатым воздухом, шум которого слышен снова 30 секунд спустя. В этот момент отказали практически все жизненно важные системы “Трешер”. – Компьютер заключает: “Гибель в 9.18”.
Водоизмещение надводное – 3210 т Водоизмещение подводное – 3420 т Размерения, м: — длина: 85 — ширина: 9,8 — осадка: 7,9 ГЭУ: реактор с водяным охлаждением под давлением «Вестингауз» S5W PWR, две паровые турбины мощностью 11,2 МВт Скорость, узлов: — надводная: 15 — подводная: 28 Глубина погружения, м: рабочая: 400 Вооружение: 4 х 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Мк 48, четыре — шесть противолодочных ракет САБРОК или четыре ракеты «Гарпун» с подводным стартом Экипаж, чел.: 112
Трешер (подводная лодка)
Схема вероятной причины гибели субмарины
10 апреля 1963 года SSN-593 «Трешер» в сопровождении спасательного судна ASR-20 Skylark
«Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…»
Оригинальный текст (англ.)
… minor difficulties, have positive up-angle, attempting to blow…
Через 2-3 секунды после этого на «Скайларке» в течение 20-30 секунд слышали шум сжатого воздуха, поступающего в балластные цистерны (по другим данным — звук стравливаемого воздуха был слышен лишь в течение нескольких секунд[1]).
09:14
Лодка не ответила на вызов (или со «Скайларка» не слышали поступающие с лодки сигналы из-за собственных запросов[1]).
09:16
Принято сообщение, согласно бортовому журналу «Скайларка» гласящее «900 N»
; это может расшифровываться следующим образом: лодка практически потеряна (« события» —
event number
— 1000 соответствует в американском флоте потере лодки), ответ на запрос «Скайларка» о том, под контролем ли ситуация (
Are you in control ?
) — отрицательный
(N = negative)
. По другой версии, 900 — величина в футах превышения рабочей глубины погружения в момент отправки сообщения.
09:17
«Скайларк» принял последнее, сильно искажённое сообщение с лодки, из которого удалось разобрать лишь два слова:
…предельная глубина… |
После чего на судне услышали шум, впоследствии идентифицированный как шум разрушающегося прочного корпуса лодки.
Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло в 09:18:24, на глубине 2400 футов (732 м), и заняло не более 0,1 секунды.
После обрыва связи «Скайларк» пытался различными способами установить связь с лодкой[1] и в течение 1,5 ч надеялся, что она даст о себе знать, а в 11:04 приступил к передаче радиосообщения о предполагаемой аварии[2][3].
11 апреля, в 10:30 на пресс-конференции Военно-морского флота, было официально объявлено о гибели субмарины SSN-593 Thresher.
Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне
В дальнейшем была сформирована поисковая группа для поиска SSN-593 Трешера. Спасательное судно Recovery ASR 43 подняло большое количество обломков внутреннего корпуса субмарины. Фотографии, полученные батискафом «Триест», показали, что субмарина разрушилась на несколько частей, унеся жизни всех 129 человек, находившихся на борту. Трешер находится в 350 км к востоку от мыса Кейп- на глубине 2560 м (8400 футов). Корпус лодки распался на шесть основных частей — носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.
Причины гибели
Впоследствии, на основании большого количества фотографий и других данных, специальная комиссия установила вероятную причину этой катастрофы. Из-за трещины в сварном шве трубопровода забортной воды (для охлаждения реактора использовалась проточная забортная вода) машинный отсек субмарины начал заполняться забортной водой, вызвавшей короткое замыкание в электрических цепях управления реактором, в результате чего произошло автоматическое заглушение реактора. Потеря энергии и является возможной причиной этой катастрофы.
С этими выводами остались несогласны многие эксперты, отмечавшие, в частности, что поступление в корпус лодки воды на такой глубине ни при каких обстоятельствах не было бы названо находящимися на ней «незначительными проблемами», а вызванный этим шум был бы такой силы, что отправка голосовых сообщений с борта лодки после начала затопления была бы совершенно невозможна.[4] Согласно альтернативной версии, изначальной причиной гибели лодки была остановка реактора, отказ гребных электродвигателей или привода рулей глубины.[1] В частности, говорится о возможности выхода из строя около 09:11 силовой шины, питающей главные насосы системы охлаждения реактора, что привело бы к его автоматической остановке и потере электропитания по всему кораблю. Аварийная продувка главных балластных цистерн не увенчалась успехом, так как в трубопроводах из-за влажного воздуха высокого давления образовались ледяные пробки, вследствие чего лодка провалилась ниже предельной глубины погружения и была раздавлена гидростатическим давлением.
Источник: ohranservis.ru
Как гибель подводной лодки повлияла на полёт американцев на Луну
—>
В России хорошо помнят и скорбят о катастрофах, которые случались с её подводными лодками. Гибель «Комсомольца» и «Курска» до сих пор отзываются болью. Но такие трагедии случались не только в России. 60 лет назад, 10 апреля 1963 года, затонула самая современная американская атомная подводная лодка «Трешер» — погибли все 129 человек экипажа и гражданских лиц.
От технологических катастроф не застрахована ни одна даже самая развитая страна мира. Какой бы сверхсовременной ни была машина, все равно остается вероятность негативного стечения обстоятельств, которые невозможно предусмотреть. Да и человеческий фактор никто не отменял. Предполагается, что ровно это и случилось с американской подлодкой.
«Трешер» назван в честь сельдевой акулы, которую еще именуют «морской лисицей». Она создавалась, как сейчас бы сказали, на опережение – предполагалось, что именно подводные лодки будут играть значительную, если не главную роль в гипотетической мировой войне. Поэтому были применены новинки, которых не было нигде. Судно во многом было испытательным полигоном для них.
Но была и еще одна очень важная причина – подлодка должна была противодействовать советским субмаринам. Ее так и называли – охотник за русскими подводными лодками. Они заметно уступали американским по вооружению, но были более маневренными и могли ходить на большей глубине. И всякий раз легко ускользали от американцев, что вызывало у тех заметную досаду.
Поэтому «Трешер» изначально проектировали так, чтобы она могла достигать глубин, как минимум тех же, что и советские аналоги – не менее 300 метров. Изготовили ее на Портсмутской верфи в 1958 году, а впервые спустили на воду в 1960 году и с тех пор проходили испытания. Длина субмарины достигала 85 метров, а корпус был изготовлен из сверхпрочной стали, которая могла бы выдержать гигантское давление толщи воды.
Корабль оборудовали новейшей гидролокационной системой, которая имела рекордную дальность действия. Также рекордными были маневренность и ходовые характеристики. Был установлен силовой блок S5W, который позволял раз десять обогнуть земной шар по экватору и ни разу не всплыть. На вооружении стояли самые новые на тот момент ракеты «Саброк».
И вот с момента спуска на воду «Трешер» проходил испытания и выявилась целая куча недостатков – только в первый год их было обнаружено более тысячи. В основном недоделки и разного ода неисправности. Так что криворукие рабочие свойственны и американской промышленности, что бы они там ни говорили.
Хотя однажды у нее отказал генератор, еще когда и реактор не запустили. По счастью случилось это в надводном положении, пришлось тащить в доки. Еще как-то протаранил какой-то лихой буксир и проделал дырку в обшивке диаметром с метр.
Именно поэтому испытания и шли так долго – большую часть времени «Трешер» стоял в доке, где устраняли недоделки. Но к весне 1963 года вроде все было починено, оставалось провести последние испытания на предельной глубине. Они благополучно проходили уже и раньше, поэтому никто сюрпризов не ждал.
Испытания шли в Атлантике, в нескольких сотнях километров от берега, где глубина составляла около 2,5 км. Вышли утром 9 апреля, на борту был экипаж и 17 человек инженеров и специалистов – всего 129 человек. Командир корабля – Джон Харвей. Сопровождал подводную лодку спасательный катер «Скайлайкер», который фиксировал полученные данные и держал связь во время испытаний.
10 апреля в 7ч. 47 минут началось погружение. Каждые 30–50 метров субмарина останавливалась и экипаж проверял работу приборов и осматривал корпус. Все данные передавались на «Скайлайкер». В 8.09 была пройдена половина пути от предельной в 330 метров.
Далее погружение замедляют и максимума «Трешер» достигает в 9.09.
Через минуту катер передает сигнал об изменении курса, но в ответ уже молчание. Еще через минуту повторный вызов и снова нет ответа. Капитан «Скайлакера» вырвал микрофон у гидроакустика и кричит: «У вас все в порядке? Ответьте ради бога!» Ответа не было.
Но в 9 часов 13 минут прозвучало: «Есть некоторые проблемы. Угол положительный… вертикаль… Пробую продуть… Буду информировать…» В 9.17 пришло последнее сообщение: «900… север…». Больше сообщений не было. Гидроакустик уверял, что слышал треск разламывающегося корпуса.
Капитан «Скайлакера» приказал посылать запросы каждую минуту, но в ответ было молчание. Еще полтора часа ждали всплытия подводной лодки, а когда его не случилось стали бросать гранаты, которые служат сигналом к немедленному выходу на поверхность. Никто не появился.
В 15.35 о случившемся доложили в Пентагон адмиралу Джорджу В. Андерсону, он проинформировал политиков, через некоторое время сообщили президенту Кеннеди. «Трешер» искал почти весь флот, который оказался в тот момент в Атлантике. Через несколько часов обнаружили масляное пятно и обломки пластика, который использовали на подлодке, часть его имела опознавательные знаки. Ничего не оставалось как признать «Трешер» погибшим.
Летом 1963 года батискаф «Триест» обнаружил место крушения и подлодку на глубине в 2,5 км. Она глубоко зарылась в ил.
Специальная комиссия смогла лишь предположить наиболее вероятные причины гибели. Считается, что в одной точке сошлись два фактора. Первый – течь трубопровода системы забортной воды, из-за которой реакторный отсек мгновенно заполнился водой. Вероятно, сработала аварийная защита, которая обесточила судно.
Второй фактор – оледенение клапанов системы всплытия. Из-за этого экипаж не смог продуть цистерны сжатым воздухом, выдавить балластную воду и подняться на поверхность. Тогда становится понятным слова капитана Харвея: «Пытаемся продуть…» Это была старая проблема американских подводных лодок. Судно начало тонуть и на глубине 500 метров его буквально раздавило от давления. Полностью доклад начали рассекречивать лишь в 2018 году, делали это по частям, но ничего нового он не добавил.
Тут стоит сказать, что уже через несколько месяцев две советские атомные подводные лодки совершили кругосветку без всплытия, а места, где были американские станции слежения, проходили на глубине свыше 600 метров – «Трешер» раздавило на 500.
Из-за гибели «Трешера» всю программу создания атомных подводных лодок вначале заморозили, а затем она подверглась серьезному сокращению. Освободившиеся средства были направлены на реализацию лунной программы и позволили американцам совершить первый полет человека и высадку на спутник Земли. Ну а советские, а затем российские подводные лодки до сих пор так и остались во многом недосягаемыми для противника.
Источник: glagol.press