Теории социальной и культурной эволюции возникли в европейской философии в эпоху Просвещения. Ещё в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире. Кроме того, многие философы эпохи Просвещения считали конфликт неотъемлемой частью общественной жизни. Наиболее ранним основоположником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус, издавший в 1798 г. книгу «Опыт о законах народонаселения». В этом труде Мальтус утверждал, что в будущем человечество неизбежно столкнётся с проблемой нехватки продовольствия, вызванной перенаселением, в результате чего бедное население планеты вымрет от голода, а богатые выживут, то есть случится «Мальтузианская катастрофа».
Социальный дарвинизм — идейное течение в обществоведении конца XIX — начала ХХ вв., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существованиеи выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни.
Гофман А.Б. Социальный дарвинизм, Людвиг Гумплович
Идеи борьбы за существование и выживание сильнейшего к концу XIX в. выходят далеко за пределы науки и становятся популярными в массовом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике, художественной литературе. Известно, что этими идеями были очарованы американские писатели Дж. Лондон и Т.Драйзер (трилогия «Финансист», «Титан», «Стоик»).
Представители экономической элиты, магнаты большого бизнеса с удовольствием узнали из теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и талантливые бизнесмены, а, согласно закону эволюции,- зримое воплощение естественного отбора и победы в универсальной борьбе за существование. «Соответственно для Рокфеллера было вполне в порядке вещей заявлять, что «образование большой компании — это просто выживание наиболее приспособленного», а великолепия Американской розы можно достичь, только пожертвовав первыми бутонами, которые вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла — утверждать: «Богатства железнодорожных компаний определяются законом выживания самых приспособленных». Или для Джорджа Херста сказать в сенате, в котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его прозвали «клубом миллионеров»: «Я не очень знаком с книгами, я не очень много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще. Накопив опыт, я пришел к выводу, что члены сената — это те, кто выжил, это самые приспособленные».
Попадая в сферу массового сознания и практической политики, вульгаризованные социал-дарвинистские идеи нередко служили обоснованием аморализма и беззакония, а «выживание сильнейшего» выступало как право сильного во внутренней и внешней политике. Само приписывание социальным конфликтам статуса «естественности», вечности и неустранимости способствовало их оправданию, сохранению и усилению.
Социальный дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй мировой войны, хотя некоторые критики полагают, что современная социобиология также может быть классифицирована как форма социал-дарвинизма.
The Вепри – Полный курс социал-дарвинизма (официальный клип)
Социальный дарвинизм оказал существенное воздействие на формирование идеологии национал-социализма. С начала Второй мировой войны вся идеология нацистской Германии и её стран-союзников стала порицаться и представляться неоспоримым злом её противниками. После поражения нацистов, социал-дарвинизм фактически был табуирован во всём мире.
Наиболее ранним предшественником социального дарвинизма явился Т. Мальтус, а непосредственным его инициатором — Г. Спенсер. Именно ему принадлежит фраза «Выживают наиболее приспособленные». Социальный дарвинизм чрезвычайно разнороден.
Среди его представителей сторонники социального неравенства (американский социолог У. Самнер) и его противники (итальянские социологи М. А. Ваккаро, Э. Ферри); буржуазные реформисты (американский социолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в общественном развитии (Спенсер, Самнер). Некоторые, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие — с психологическим направлением в социологии (например, английский социолог У. Беджгот, австрийский социолог Г. Ратценхофер, Смолл).
Биологизация общественных процессов осуществлялась в социальном дарвинизме в различной форме. Немецкие социологи Ф. Шальмайер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концепции из принципов биологической эволюции. Другие социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей — с другой (Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация общественных процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей и в результате их стремления к господству (концепция австрийского социолога и юриста Л. Гумпловича).
Социальный дарвинизм в известной мере обосновывал связь биологических и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармоническое целое, подчёркивал конфликтный и противоречивый характер общественного развития. В работах некоторых социальных дарвинистов исследовались определённые стороны жизни первобытных обществ, роль социальных норм и обычаев в регулировании поведения человека. Вульгарная трактовка эволюционной теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли социальных конфликтов, которые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями.
Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом. Социал-дарвинисты в своих учениях часто использовали мальтузианство, а также положения евгеники для обоснования превосходства наследственных свойств господствующих классов, например, людьми белой расы над неграми.
Социальный дарвинизм принимает и более радикальные формы в своём стремлении построить «новую глобальную цивилизацию», тесно переплетаясь с расизмом. Например, концепция общества «золотого миллиарда», базирующаяся на результатах исследований Римского Клуба и данных ООН, опубликованных в 80-х гг., о том, что природных ресурсов и энергии, даже при оптимально возможном использовании, хватит только для обеспечения полноценной жизни только 1-1,5 млрд. человек. Общий смысл идей концепции «золотого миллиарда», озвученный на «Международном форуме по проблемам регулирования народонаселения» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на конференции фонда М.С. Горбачёва (Сан-Франциско, 1995 г.) и т.д., сводится к тому, что общественные закономерности редуцируются к закону борьбы за существование.
Этноцентризм и эволюционизм, наряду с мальтузианским пониманием общества как орудия для выживания, антагонистического природе, открывает возможность для глобализма навязывать западную, американскую, экономическую и политическую модели в качестве универсального социального «орудия» и при этом уничтожать всё многообразие человеческой культуры. Преподносить единый глобальный порядок в качестве эволюционного витка в развитии человечества и при этом проводить «отбор» всего нежизнеспособного, перестраивая весь мир под однообразный, «серый» духовный стандарт.
В современной социологии применение модели случайного отбора к эволюции общества считается некорректным, поскольку она не в состоянии объяснить высокий темп социальной эволюции, не оставляющий времени для действия дарвиновского механизма отбора и обычно очень далекий от слепой случайности.
Источник: utvamu.livejournal.com
2.2.3. Социал-дарвинизм
Теперь еще одна школа, которая называется социал-дарвинизм. Это такое социологическое направление, которое далеко вышло за рамки социологии и превратилось в общественное мировоззрение. Вернее было бы даже сказать, что социал-дарвинизм есть в первую очередь общественное мировоззрение, находящее свое обоснование в рамках социологии и социальной философии.
В качестве социологического подхода социал-дарвинизм исследует социальную эволюцию общества и определяет, что она подобна биологической и опирается на понятия борьбы за существование, выживания сильнейших и естественного отбора. Субъект развития, эволюции – это человечество как вид, иногда общество как часть человечества. А индивид – это орудие эволюции, просто он об этом не знает.
Основа эволюции достаточно проста: повсеместное распространение внутривидовой борьбы между людьми, иначе говоря, социальная жизнь есть всегда арена борьбы между индивидами, группами, институтами, народами, цивилизациями. Во-первых, в этой борьбе всегда побеждает сильнейший, который является, во-вторых, наиболее приспособленным, и потому, в-третьих, обеспечивает приспособление к среде своей социальной группе и человечеству в целом, и, наконец, в-четвертых, он олицетворяет собой социальный и исторический прогресс.
Итак, еще раз. Жизнь есть постоянная борьба между индивидами, группами, нациями и прочими. В этой борьбе всегда выживает сильнейший. Этот сильнейший выживает, потому что он наиболее приспособлен к среде. И потому он собственным примером, действием заставляет приспособиться к себе общество, группу свою, и именно в нем и проявляется социальный прогресс.
Если таких людей не будет выявляться, то и прогресс остановится.
Про неизбежность борьбы между людьми первый «слоган» дошел к нам из Древнего Рима, он прозвучал в комедии «Ослы» Плавта: «Homo hominy lupus est». И более двух тысяч лет люди повторяют на своем родном языке, что человек человеку волк, то есть вражда – нормальное состояние человека, который является соперником, врагом всякому другому по своей природе.
Затем вспомним уже знакомого нам Макиавелли с его идеей непрерывной борьбы людей за свое счастье. Потом Гоббс с его естественной «войной всех против всех». И, наконец, классический облик социал-дарвинизму придают идеи Спенсера и Дарвина.
Однако сами они опирались на идеи Томаса Мальтуса, который в 1798 году выпустил книгу «Опыт о законе народонаселения». Именно в ней впервые прозвучали понятия «борьба за существование» и «выживание сильнейших». Хотя он употреблял их не в социал-дарвинистском, а скорее в демографическом смысле.
Его рассуждение опирается на следующее положение: на протяжении истории мы имеем дело с относительно убывающим плодородием почвы. Отсюда он сформулировал общий закон народонаселения, который называется законом Мальтуса и который гласит, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования только в арифметической, и разрыв, очевидно, имеет тенденцию к увеличению. Исходя из этого, в обществе с неизбежностью идет борьба за уменьшающиеся блага, в которой выживают сильнейшие. У него нет здесь указания на прогресс общества, на эволюцию, просто в жизни господствует неизбежное стремление к выживанию за счет других, в борьбе с ними. Острота, непримиримость этой борьбы нарастает, грандиозные катаклизмы, войны, эпидемии снижают ее на время, но только на время.
Сформулированные Мальтусом понятия были заимствованы Спенсером и Дарвином и стали ключевыми в их концепциях эволюции. Затем в ореоле научной и философской обоснованности стали основными в социал-дарвинистской модели объяснения эволюции общества.
Общий принцип этой концепции, который был уже сформулирован, исповедовали все его представители, несмотря на разнообразие построений. Некоторые из них непосредственно исходили из идей Дарвина, другие имели к нему косвенное отношение, третьи формулировали свои концепции независимо от его теории.
Спенсера нельзя назвать чистым социал-дарвинистом. В его концепции, как уже говорилось, используются две модели объяснения: социал-органицистская и социал-дарвинистская, каждая из которых может стать, и становится потом, единственной моделью объяснения. Когда ему нужно подчеркнуть неизбежность эволюции общества вообще, он использует организмическую модель, представляет общество как постоянно растущий и усложняющийся организм; когда же ему требуется объяснить неравномерность прогресса общества, возможность его застоя и регресса, он прибегает к другой модели объяснения, модели борьбы за существование: чем свободнее борьба между индивидами, группами, тем быстрее прогресс, чем больше она ограничена, тем медленнее прогресс, вплоть до возможного регресса. Поэтому Спенсер, безусловно, родоначальник социал-дарвинизма, но он также родоначальник и социал-органицизма с еще большим основанием.
Классическим социал-дарвинистом был его современник, английский экономист и социолог Уолтер Беджгот. Классический в том смысле, что непосредственно распространял теорию Дарвина на общество. Он утверждал, что по крайней мере ранняя история человечества вся представляет из себя непрерывную борьбу, Характер этой борьбы таков, что «сильнейшие убивали слабейших, как только могли», отсюда главные социальные законы – это стремление одних людей к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций, то есть борьба внутривидовая происходит как между индивидами, так и между группами. Межгрупповая борьба способствует развитию внутригрупповой сплоченности, основанной на природной склонности к подражанию, однако индивиду присуще также и стремление отличаться от своих современников и предшественников. Прогресс общества тем быстрее, чем лучше эти две тенденции дополняют одна другую.
Еще один, теперь уже континентальный представитель социал-дарвинизма Людвиг Гумплович. Как пишут в учебниках, «польско-австрийский социолог». Еврей, который родился в Кракове и преподавал в Граце, получается даже «еврейско-польско-австрийский». Впрочем, подобная многонациональность и многокультурность вовсе не редкость и среди социологов.
Гумплович – чистый социолог, создал свою социал-дарвинистскую концепцию независимо от дарвиновской. Главные социологические работы – это «Расовая борьба» и «Основы социологии». Он сформулировал предмет социологии как изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Гумплович противопоставляет свою концепцию контовской в том смысле, что для него человечество не является реальностью, но единственной реальностью является социальная группа, а индивид – только представитель группы, ее элемент. Основной социологический закон есть закон взаимоотношения между группами, и он говорит о «стремлении каждой социальной группы подчинить себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на пути, стремлении к порабощению, господству».
Мы можем назвать точку зрения Гумпловича на общество тоже социальным реализмом, но реализмом особого рода. Для него не являются непосредственной реальностью ни человечество, ни индивиды, общественной реальностью является только социальная группа, человек всегда несет в себе черты своей социальной группы, и именно эти черты и определяют его поведение, а поведение его подчинено одной сути: он вместе со своей группой в борьбе против всех остальных групп.
В начале человеческой истории это была борьба между первобытными ордами, или «расами», как он их еще называл, указывая на антропологические различия первобытных орд. Борьба сначала приводит к уничтожению слабейших орд, а затем к порабощению их сильнейшими, и таким образом возникает государство. В результате возникновения государства расовая борьба приобретает плодотворный характер: теперь это борьба между разнообразными группами, классами, сословиями, корпорациями и т.д. Государство – первая и главная организация социального порядка, семья, собственность, правовые институты и прочее возникают уже потом внутри государства.
В государстве так же, как и в догосударственном состоянии, господствует этноцентризм – это понятие в социологию ввел Гумплович. Оно означает, что «в обществе всегда преобладают мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место не только среди современных народов и наций, но и в сравнении со всеми народами исторического прошлого». Попросту говоря, каждый народ верит, что он самый лучший народ на земле вообще.
Понятие этноцентризма после Гумпловича распространяется на любую социальную группу. Оно обозначает, что человек, принадлежащий к определенной группе, считает свою группу лучшей, и всегда ставит ее выше всех остальных групп. Моя банда, к которой я принадлежу, лучше всех остальных банд, самая справедливая, самая достойная, самая-самая… Такой групповой этноцентризм характерен для людей вообще.
Порядок в обществе всегда определяется силой и неравенством. Государство тогда есть силовой инструмент ограничения борьбы между группами, поэтому говорить о справедливости и несправедливости государства в принципе бессмысленно, главное, чтобы оно выполняло свою основную функцию. Альтернатива государственному порядку – это анархия, она приводит к всеобщей борьбе групп друг против друга, и всякая нормальная жизнь людей прекращается.
Для Гумпловича общий прогресс человечества – это бессмыслица, абсурд. Возможен прогресс отдельных народов, наций, но на определенных этапах, поскольку развитие народов, культур имеет циклический характер. Вслед за прогрессом неизбежно следует период упадка, и эти государства обычно становятся жертвами других менее развитых государств. Стадия упадка в первую очередь характеризуется снижением прироста населения, тогда как менее развитые соседи переживают демографический взрыв и с неизбежностью стремятся к захвату новых территорий.
Итак, перед нами социал-дарвинистская концепция, где общий прогресс человечества в контовском смысле совершенно неприемлем. Контовский торжествующий альтруизм, социальная гармония – здесь просто абсурд, благие пожелания, не имеющие никакого отношения к социальной реальности.
Современник Гумпловича Раценхофер в противоположность ему индивидуалист, а не социальный реалист. У него социальная группа представляет собой объединение индивидов для борьбы за существование. То есть индивид и его интересы первичны, а группа вторична. Она есть способ реализации интересов индивида.
Главный социальный процесс – это борьба между группами, индивидами, главная объясняющая категория – это интерес, интерес природный, биологический, который осознается человеком. Человеку от природы присущи пять типов интересов, и эти интересы определяют, обусловливают борьбу за существование.
Биологические импульсы, потребности, которые осознаются как интересы – это, во-первых, продолжение рода – прокреативный интерес; во-вторых, физиологический, то есть стремление к пище; третий, индивидуальный – интерес к самоутверждению среди других; четвертый, социальный, то есть стремление людей к объединению в группы; и, наконец, пятый тип – трансцендентный интерес, то есть интерес к представлению высших сил, управляющих миром. Это те интересы, которые с неизбежностью подталкивают человека к борьбе, и они всегда противоположны у разных людей, поэтому могут быть удовлетворены за счет других людей. Если за счет других, значит, в борьбе с этими другими, а раз в борьбе, значит, если другой сильнее меня, то я подговорю других, которые всемером одного не боятся. И так всегда, и всегда только так.
Этих трех натуралистических школ достаточно для того, чтобы иметь представление о школах одного фактора. Необходимо отметить, что социал-дарвинизм из всех натуралистических концепций оказался концепцией самой популярной и самой влиятельной.
Настолько влиятельной, что к концу XIX века превратился в мировоззрение просвещенного западного человека и оставался таковым вплоть до первой мировой войны. В Соединенных Штатах Америки социал-дарвинизм стал господствующим мировоззрением, которое отличало человека современного, преуспевшего или заряженного на успех от человека прошлого, традиционного, изжитого. В частности, родоначальниками, первыми классиками американской социологии были именно социал-дарвинисты, в той или иной степени, разумеется. Но об этом в свое время, когда разговор пойдет об американской социологии.
Теперь перейдем к следующему чрезвычайно влиятельному направлению в социологии – психологическому направлению.
Источник: studfile.net
Социальный дарвинизм Спенсера
Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) по праву считают самым выдающимся представителем французского позитивизма, его непосредственным основателем и ключевым разработчиком базисных идей. Взгляды Герберта Спенсера, как и идеи Огюста Конта, формировались под сильнейшим влиянием достижений из области естественных наук, но в данном случае, ключевую роль играла не физика, а биологическая наука. И Спенсер, и Конт были инженерами, но в процессе своих научных разработок переквалифицировались в позитивистов.
Замечание 1
Герберт Спенсер является одним из родоначальников классического позитивизма, а также бессменным предводителеморганической школы в социологической науке. Он был преданным идеологом социального дарвинизма, а также теоретиком в таком направлении, как либеральная политическая экономия. Спенсер внес серьезный вклад в изучение первобытной культуры, хотя изначально он получил высшее техническое образование и работал инженером в области железных дорог, а далее перешел в более гуманитарную сферу и некоторое время был помощником редактора в журнале «Экономист».
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд
Попробовать
Согласно учению Спенсера, общество по своему строению очень напоминает организм обычного человека. Таким образом, общественное образование – это единое целое, которое состоит из множества взаимозависимых и взаимосвязанных частей. Если одна из них откажется функционировать, то под угрозой будут абсолютно все остальные части. Частями общества являются социальные института, где главными действующими героями выступают люди. Каждый элемент невозможно заменить какими-либо другими, так как они выполняют свою собственную социально значимую и необходимую функцию.
По мнению Герберта Спенсера, любой социальный организма имеет свою собственную, уникальную внутреннюю систему, которая контролирует сохранение функций организма, а также процессы его адаптации к новым условиям окружающей среды. Помимо этого, важно контролировать и внешние условия, в которых существует система, так как они в больше степени могут оказать и положительное, и отрицательное влияние, которое прослеживается не сразу, в отличие от внутренних факторов.
Полезно для написания работы по теме «Социальный дарвинизм Спенсера»
Готовые работы
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
Консультация эксперта
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием?
Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
Место социального дарвинизма в разработках Герберта Спенсера
Особое влияние на разработки Герберта Спенсера оказали идеи Чарльза Дарвина, и непосредственно его социальный дарвинизм. Отметим, что и сам Спенсер очень высоко ценил талант своего соотечественника, в особенности его труд «Происхождение видов». Немного позже сами историки отметили очень сильное влияние данной книги на мировоззрение и разработки Герберта Спенсера. Это было заметном в том, как он выстроил свое учение: в стиле (духе) проповеди, которая выражала идеи борьбы за существование и выживание в очень сложных условиях.
В связи с таким активными разработками появилось совершенно новое течение – социальный дарвинизм Герберта Спенсера. Для него вся общественная система – это не просто общество в его первоначальном виде (скопление людей, социальных слоев и классов), а арена, на которой происходит непрерывная и всеобщая борьба между индивидами, социальными группами и классами, народами и национальностями.
Замечание 2
Чуть позже эти идеи разрабатывали Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, А. Смолл и У. Самнер.
В качестве ключевых понятий, которые использует Герберт Спенсер для того, чтобы объяснить свою позицию в отношении социального дарвинизма, являются следующие:
- Естественный отбор – процесс, благодаря которому в популяции увеличивается число тех особей, которые отличаются максимальной приспособленностью к постоянно меняющимся биологическим и социальным условиям. В то же время, количество слабых особей, не способных приспособиться к новым условиям, уменьшается;
- Выживание сильнейших – это особый афоризм, который был введен самим Гербертом Спенсером в качестве очень значимого фактора теории естественного отбора и эволюции. Иными словами, этот афоризм использовался в виде «закона джунглей»;
- Борьба за существование и выживание – это один из серьезных движущих факторов эволюции. Он проявляется себя в виде непрерывного соперничества за многообразие имеющихся в обществе и природе ресурсов, а также за некоторые достаточно редкие блага. Основная цель – это сохранить свою собственную жизнь и обеспечить существование своего потомства, его преимущество перед потомствами других особей и видов.
Опираясь на разработки Чарльза Дарвина, Герберт Спенсер также впервые предложил использовать так называемую эволюционную теорию с целью объяснять и интерпретировать социальные изменения, происходящие в общественной структуре. Но, в противоположность идеям Огюста Конта, Герберт Спенсер делает акцент не на тех стадиях, которые проходит общество в процессе своего развития: он акцентирует внимание на том, по какой причине происходят множественные социальные изменения в обществе, и почему возникают такие явления, как борьба, противоречие и конфликт.
Также обратим внимание на том, какие сходства и различия выделял Герберт Спенсер между обществом и организмом. Например, в качестве общего он определил то, что и общество, и организм увеличиваются в размерах по мере своего развития; по мере биологической эволюции и в процессе социального прогресса усложняется их структура; по мере их развития происходит дифференциация структуры и функций каждого элемента сложных систем.
Если говорить об отличиях, то они объяснялись следующим образом: в обществе способность мыслить и чувствовать распределена повсеместно, когда как у живого организма она строго локализована; в организме каждый элемент зависит от всех остальных, но в обществе они обладают некоторой автономностью и самостоятельностью; в организме все элементы и части существуют и функционируют во имя благополучия общего, а в обществе наоборот: единое целое существует ради благополучия составных частей.
Источник: spravochnick.ru
Социальный дарвинизм
социологическая теория, согласно которой закономерности обществе.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца Второй мировой войны , хотя некоторые критики полагают, что современная
- 1 История
- 1.1 Истоки социал-дарвинизма
- 1.2 Дарвин и социал-дарвинизм
- 1.3 Социал-дарвинисты
История
Истоки социал-дарвинизма
Теории социальной и философии в XVII веке Томас Гоббс отмечал, что многие процессы в обществе аналогичны тем, что происходят в животном мире. Кроме того, многие философы эпохи Просвещения считали конфликт неотъемлемой частью общественной жизни.
Наиболее ранним основоположником идей социал-дарвинизма считается Томас Мальтус , издавший в Дарвин и социал-дарвинизм
Согласно Майклу Рузу , Дарвин был знаком с трудами Происхождение человека» Дарвин пишет: «В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире», однако под варварскими расами Дарвин понимал те народы, которым не присущи положительные социальные инстинкты взаимопомощи.
Идеи Дарвина о Социал-дарвинисты
Самым ярким выразителем идей социал-дарвинизма стал Герберт Спенсер , автор выражения survival of the fittest, переводимого чаще всего как «выживание сильнейшего». В своих работах «Прогресс: его законы и причины» и «Основные начала» ( Густава Ратценхофера и других.
Известный писатель Эдмунд Нобл , империализма и бурно развивающегося индустриального капитализма способствовала взгляду на мир как на жестокое противоборство наций и отдельных людей. Однако социальный и научный прогресс опроверг большинство постулатов и предположений, на которых строилась теория социал-дарвинизма.В Ричард Хофштадтер опубликовал книгу «Социал-дарвинизм в американской мысли», ставшую своеобразным итогом развития теории.
Теория социал-дарвинизма и его критика
Социал-дарвинизм является капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий.
Одним из наиболее выдающихся критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» ( [1] он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.
С начала Второй мировой войны вся идеология табуирован во всём мире. Вместе с тем, в завуалированном виде социал-дарвинизм играет существенную роль в общественной жизни [2] .
Примечания
- ↑Пётр Кропоткин Взаимопомощь как фактор эволюции
- ↑Глобальное политическое прогнозирование
Ссылки
Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Социальный дарвинизм. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .
Источник: vlab.fandom.com