CB (в пер. с англ. — «Citizen Band» — «гражданский диапазон») диапазон частот 25.165-30.105 МГц – наиболее подходит для обеспечения надежной, устойчивой и доступной по цене радиосвязи. Любой гражданин РФ может приобрести радиостанцию СВ диапазона, получить регистрацию в «Радиочастотном Центре Уральского Федерального Округа» и использовать ее по своем усмотрению, соблюдая этические нормы поведения в эфире.
Диапазон СВ разбит на более узкие частотные участки, которые называются «сетки» (диапазон частот, вмещающий 40 каналов). Связь в каналах и сетках может работать с использованием 3-х различных видов модуляции радиочастоты: AM, FM, SSB.
В СВ диапазоне используется симплексный режим работы. Это означает, что абоненты должны говорить поочередно (один говорит — другой слушает, установив на радиостанции одинаковый канал в одной и той же сетке) и самостоятельно управлять режимом прием-передача радиостанции с помощью тангенты.
Для различных условий применения в СВ диапазоне выпускается соответствующее оборудование: портативное,мобильное и стационарное.
С чего начинался Си-Би диапазон 27 мгц
Портативные радиостанции, которые вы всегда можете взять с собой, имеют небольшие размеры, вес и автономный источник питания.
Мобильные радиостанции предназначены для установки на транспортных средствах. Эти радиостанции питаются от бортовых источников напряжения 12/24 В. В автомобильный комплект обычно входят: радиостанция, автомобильная антенна и усилитель (по желанию).
Стационарные (базовые) радиостанции предназначены для установки в помещениях. Питание стационарных радиостанций осуществляется от сети переменного тока 220В. Базовые радиостанции комплектуются следующим образом: радиостанции, базовая антенна, мачта, блок питания, кабель, разъемы, усилитель (по желанию).
После того, как становится ясно, с кем и для чего можно организовать в СВ диапазоне, возникает вопрос о дальности связи. Дальность в СВ зависит от большого числа факторов:
- Места расположения радиостанции
- Рельефа данной местности
- Выходной мощности и эффективности антенны
- Согласования антенны (настройки)
- От погодных условий
Тем не менее, ориентировочно дальность связи в СВ диапазоне составляет:
- Между базовыми станциями возможна на расстоянии до 30-50 км
- Между базовой станцией и мобильной на расстоянии 15-20 км
- Между базовой станцией и портативной на расстоянии 10-15 км
- Между мобильными на расстоянии 10-15 км
- Между портативной станцией и мобильной на расстоянии 5-10 км
- Между портативными станциями на расстоянии 1,5-3 км.
Гарантия на приобретаемые у нас СВ-радиостанции при правильной эксплуатации составляет 1 год.
Источник: www.tron-vtm.ru
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), личной безопасности, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
Почему дальнобойщики используют СиБи связь 27МГц
четверг, 18 октября 2018 г.
Что такое CB (Си-Би) радиосвязь
«CB» — это сокращение от «Гражданский диапазон» (англ: «Citizen’s Band») принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах)
В зависимости от того, в какой стране Вы живете использование этого диапазона либо минимально урегулировано правилами проведения локальных связей, либо не урегулировано вовсе.
По своей сути средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, которые отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций, более худшими техническими характеристиками, меньшей ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.
Вы можете связываться с аналогичными радиостанциями в пределах их радиуса действия. Если установить одну радиостанцию в квартире, а вторую в автомобиле, то можно иметь постоянную связь «дом — автомобиль». Установив стационарные радиостанции в городской квартире и на загородной даче, можно иметь постоянную связь между ними.
Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т.д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает из-за отсутствий преград.
Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадок в пути.
Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, т. к. в диапазоне Си-Би длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину около 2,7 метра. Для портативных же Си-Би радиостанций антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи.
Из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьёзным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.
Пользуясь Си-Би радиостанцией иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль всё-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию).
Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.
Источник: lik-o-dil-es.blogspot.com
Частотный диапазон Си-Би радиостанций
Если взять все диапазоны частот, которые используются в человеческой деятельности, можно разделить их на две большие группы:
- частоты, передача на которых требует разрешения и лицензирования (например, частоты служб спасения, телевизионные, радиовещательные и т. д.);
- частоты, на которых обычные граждане страны могут общаться без каких-либо лицензий и ограничений.
Здесь пойдёт разговор именно о второй группе. Её ценность состоит в том, человек, имеющий рацию, может просто включить её и передать своё послание другому человеку.
Немного технических деталей. Си-Би диапазон частот (или гражданский диапазон)находится на границе между короткими волнами (КВ) и ультракороткими волнами (УКВ). Соответственно, физические свойства распространения радиоволн Си-Би диапазона имеют сходство как с КВ, так и с УКВ: сигнал может передаваться как на большие расстояния с помощью отражения от ионосферы, так и пригоден для связи в прямой видимости.
Под этот диапазон выделены частоты 27 МГц.
Из-за тех же физических свойств сигнал Си-Би-диапазона имеет неплохую проходимость. Вот, ради примера, дальность радиосвязи между устройствами, имеющими различную мощность (базовые станции имеют наибольшую мощность, автомобильные поменьше, переносные ещё меньше):
- между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически не ограничена;
- между базовыми станциями — 15—80 км;
- между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
- между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
- между автомобилями — 5—15 км;
- между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
- между портативными станциями — 1—5 км (не используется из-за низкого КПД).
На самом деле, есть ещё два диапазона частот, которые могут (с оговоркой на мощность рации) считаться безлицензионными: LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц). Однако из-за более высокой частоты на этих диапазонах достигается относительно малая дальность связи. Рации с такой частотой производятся скорее для города: ими пользуются охранники, работники школ и т. п. Си-Би используется скорее для пересечённой местности, автомобилистов и т. п.
Применение в рациях гражданского диапазона
Для удобства пользования в радиостанциях частоты 27 МГц раздроблены на более мелкие значения (27.005 МГц, 27.015 МГц, 27.025 МГц, 27.035 МГц и т. д.). Эти частоты с шагом 10 кГц называются каналами. Каналы объединены в группы по 40 штук, называемые сетками.
Таким образом, пользователь рации либо вводит частоту, на которой хочет общаться, вручную, либо просто нажимает номер канала, и станция автоматически работает на нужной частоте.
Поскольку частотные характеристики каналов разных раций и в разных странах временами отличаются, сетки называются различными латинскими буквами (C, D и т. п.). Так, если вы знаете, какая сетка у рации вашего напарника по общению и по какому каналу он ожидает вас услышать, вы попадётё в точку. Так работают группы охранников или милиции: их рации имеют одну сетку и настроены на один канал. Они могут слышать и говорить друг с другом.
Есть специальные каналы:
- 27.065 МГц (вызывной канал службы спасения. Почти не используется);
- 27.135 МГц, (вызывной автомобильный канал. На нём общаются дальнобойщики и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России);
- 27.140 МГц (частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров. Сейчас почти не используется);
- канал 9 является каналом бедствия и безопасности;
- канал 19 является международным каналом бедствия для чрезвычайных ситуаций.
Важно понимать, что есть европейская и российская сетка: российские частоты заканчиваются на ноль, европейские на пять. Фактически сетки сдвинуты относительно друг друга на 5 кГц. Российская сетка используется очень мало, и, если это не указано особо, все указанные частоты частоты следует принимать в европейской сетке с литерой С.
Радиолюбителю следует знать о рациях гораздо больше, чтобы уверенно и эффективно общаться. Однако здесь представлена вся основная информация о гражданском диапазоне. Успехов!
Источник: www.midland-rus.ru
Си-Би
Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band ), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе. Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие телеграфного режима, однополосной модуляции, репитерного сдвига, тоновых и кодовых шумоподавителей, транковых модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.
Применение Си-Би
Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т. д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает за счёт отсутствия серьёзных препятствий.
Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути.
Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи.
Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek.
В России портативные Си-Би рации с высоким КПД передатчика выпускает КБ Беркут). В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности.
Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьезным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.
Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи.
Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль всё-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.
Водителей грузовиков можно найти на 27135 АМ или C15E (на радиостанции Midland-Alan: D15E)
Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:
- между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограниченна, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать «в зенит».
- между базовыми станциями — 15-80 км;
- между базовой станцией и автомобилем — 15-40 км;
- между базовой станцией и портативной — 3-10 км;
- между автомобилями — 5-15 км;
- между автомобилем и портативной станцией — 2-7 км;
- между портативными станциями — 1-5 км.
Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2-3 раза, как исключение.
История
В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460—470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков — класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной — дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.
Тогда было обращено внимание на 11-метровый (27 МГц) участок в диапазоне коротких волн, на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны способны огибать препятствия размером до нескольких метров (например, дома или небольшие неровности рельефа), они сравнительно слабо затухают в лесных массивах. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.
В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц.
В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году — свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во всём мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев — это проведение DX-связей и обмен QSL-карточками.
В СССР диапазон 27 МГц был разрешён решением Государственной комиссии по радиочастотам от 30 декабря 1988 года (см. «Радио» № 1 за 1991 год). Однако, изначально на СиБи-аппаратуру в СССР накладывался ряд жёстких ограничений. Мощность её не должна была превышать 0.5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12.5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»). По-видимому, это было сделано с целью затруднения нелегального радиообмена между гражданами СССР и иностранцами. Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных СиБи-радиостанций.
Используемые частоты
Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26965 кГц и идущие с форматом частоты, кратным 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются «Европа (E)».
В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 кГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов. Позже путём введения дополнительных сеток и расширения диапазона количество каналов было доведено до 200, а в некоторых странах до 400.
Некоторые современные станции (с учётом обоих форматов) поддерживают до 800 каналов. Однако стандарта, определяющего принадлежность сеток по странам, не существует. Основная масса российских радиостанций работает в сетке частот «Европа», иногда обозначаемой RU. В формате частот «Россия» работают в основном радиолюбители, проводящие связи на большие расстояния.
Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой «C». Наиболее распространённым считается описание канала следующего вида: C9 FM или (C9E FM, C9R FM) — в нём:
- первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов;
- далее («9») — номер канала,
- за ним — необязательное обозначение («E») основного (европейского) или вспомогательного (российского) формата;
- и, в конце, — используемая модуляция («FM») .
Например в радиостанции VT-27 NAVIGATOR буквенно-цифровой индикатор «CE19A» обозначает:
- С — гражданский диапазон;
- E — формат частоты «европейский»(H — «российский»);
- 19 — стандартный частотный канал (от 1 до 40,(41-45 нестандартные каналы так называемые «дырки»);
- A — частотная сетка (бывают A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).
Некоторые производители не соблюдают общепринятые сетки и допускают их произвольный сдвиг.
Виды модуляции
В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation ), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation ) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band ). Максимальная дальность связи при использовании FМ и АМ практически одинакова.
Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силён). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование FМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер.
SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и FМ). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приёме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая — относительно FМ- модуляции — помехозащищённость. Далеко не все станции поддерживают SSB.
Диспетчерские службы
В каждом регионе диспетчерская служба (служба спасения или аналогичная по функциям) может находиться на своей частоте, но наибольшее распространение получил канал C9 FM (27065 кГц). Некоторые радиостанции даже имеют функцию быстрого перехода на этот канал.
В последнее время складывается тенденция к отказу от поддержания экстренного канала связи на данном диапазоне, и большинство дежурных объектов, ранее работавших здесь, закрыто. Самыми стойкими на сегодняшний день остаются службы мегаполисов, а именно «Московская служба спасения» в Москве (27,185/19C FM EUR) и «Нева» в Санкт-Петербурге (27,635Мгц). Также известно, что некоторые посты ДПС на трассе «Москва — Санкт-Петербург» продолжают вести наблюдение на 15 или 9 канале [1] , несмотря на то, что информационные стенды с текстом «Служба спасения работает в 9C FM» на трассе были заменены на маленькие таблички об «экстренном мобильном номере 112».
Эхо-репитеры
Помимо диспетчерских служб, на СиБи существуют т. н. эхо-репитеры или «попугаи». Эхо-репитер — стационарная СиБи-радиостанция, к которой подключена репитерная приставка, повторяющая через антенну репитера принятый ей ранее в том же канале сигнал. Благодаря большой высоте установки антенны, репитер принимает сигнал даже от маломощных носимых или автомобильных радиостанций в условиях городской застройки, а слышно репитер в условиях той же застройки в радиусе десятков километров. Таким образом, эхо-репитер позволяет общаться мобильным пользователям, между которыми десятки километров по прямой. Преимущество эхо-репитера по сравнению с базовой диспетчерской станцией очевидно — не нужно нанимать постоянных работников, дежурящих на «базе». Эхо-репитеры существуют во многих городах СНГ, обычно их устанавливают клубы местных автомобилистов, например в Новосибирске работает несколько репитеров 25, 27, 30 каналы сетки «С», принадлежат они радиоканалу СиБирЬ http://nsk-cb.ru
Государственное регулирование
В России радиостанции Си-би диапазона приобретаются и используются свободно, согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837 [2] радиостанции СиБи диапазона не подлежат обязательной государственной регистрации в пределах выходной мощности 10 Вт. Решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-06-2 [3] , разрешены к использованию сетки C и D (26965…27405 кГц и 27415…27855 кГц) в AM, ЧМ и ОМ. 9-й канал (27065 кГц) официально закреплён как канал для экстренной связи с полицией и аварийными службами.
На Украине также пользоваться Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения [4] при соблюдении следующих условий: [5] — рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С в «нулях»); — мощность передатчика не более 4 Вт.
В Белоруссии использовать Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 — 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее [6]
Примечания
- ↑наблюдение ДПС на 15 или 9 канале
- ↑постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 837 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539»
- ↑решение ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-06-2 «Об использовании радиоэлектронными средствами сухопутной подвижной службы полосы радиочастот 26965-27860 кГц»
- ↑решение НКРЗ от 23.10.2008 г. № 1174
- ↑см. приложение 6
- ↑ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 26 августа 2009 г. N 35 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ УСТРОЙСТВ
На самом деле указанная ссылка недостаточна для свободного (без разрешения) использования радиостанций СВ-диапазона на Украине. Использовать можно только радиостанции с мощностью не более 10мВт. На 4Вт всё-таки следует получать разрешение.
Это связано с тем, что кроме перечня возможных к использованию радиостанций существует ещё и перечень радиоэлектронных средств, для ввоза, покупки, использования и т.п. не нужно получать разрешения. Если «возможно использовать», то из этого не следует, что «возможно использовать без разрешения». Здесь «возможность использования» означает лишь согласование необходимых технических характеристик, т.е. по сути эта «возможность использования» отменяет необходимость сертификации самих радиостанций, но не отменяет необходимости получать на них разрешения (если их мощность выше 10мВт). Однако, недобросовестные продавцы указывают на ненужность разрешения.
См. также
Ссылки
- Правила продажи, регистрации и эксплуатации портативных пpиёмо-пеpедающих радиостанций, предназначенных для использования СССР
- Радиолюбители России на си-би диапазоне (дальние связи, прохождения, клубы)
- Постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.07.2007 № 476, от 13.10.2008 № 761)
- Таблица каналов и сеток
- Радиосвязь
- Радиолюбительство
- Диапазоны радиоволн
Wikimedia Foundation . 2010 .
Источник: dic.academic.ru
Что такое CB?
По английски — «Citizen Band», по pусски — «гpажданский диапазон» радио связи (с 26.970 МГц по 27.850 МГц). В России pадиосвязь в CB диапазоне была pазpешена в 1988 г. Она пpедполагает наличие 2-х и более pадиостанций, обеспечивающих связь в симплексном pежиме (нажал — говоpи, отпустил — слушаешь). Допустимые виды модуляции pадиочастоты: Амплитуднaя -AМ, Частотная -FМ, однополосная -SSB (веpхняя боковая полоса — USB, нижняя боковая полоса -LSB). Разpешенная мощность пеpедатчика: для FM — мощность несущей не более 10 Вт, АМ и SSB пиковая мощность не более 10 Вт.
Какой pадиус действия у CB связи?
Довольно условно,т.к. зависит от многих фактоpов:
поpтативка-поpтативка -1,5-7км
поpтативка-авто — 3-10км
поpтативка-стационаp — 5-15км
авто-авто — 10-20км
авто-стационаp — 15-40км
стационаp-стационаp — 20-80 км
(см. рисунок справа).
Кому можно пользоваться CB связью?
Как отдельным (физическим лицам, гpажаданам), так и юpидическим лицам, пpи наличии соответствующего pазpешения Главного упpавления Госудаpственного надзоpа за связью в Российской Федеpации пpи Министеpстве связи РФ (Главгоссвязьнадзоp).
Hа какой основе
выделен для использования CB диапазон?
Hа втоpичной. Ранее этот диапазон частот пpедназначался для пpомышленных, научных и медицинских пpименений, в частности для сбpоса «pадио-мусоpа». До сих поp в этом диапазоне можно пpинимать вpедные помехи от pазличных установок.
В каком документe можно найти пpавила использования CB связи?
Основными документами, pегламентиpующими пpавила пользования гpажданского диапазона, являются «Пpавила пpодажи, pегистpации и эксплуатации поpтативных пpиемо-пеpедающих pадиостанций,
пpедназначенных для использования гpажданами на теppитоpии СССР», утвеpжденные Министеpством связи СССР 31 янваpя 1990 г. и Решение Госудаpственной комиссии по pадиочастотам пpи Министеpстве связи Российской Федеpации N23/2 от 29.08.94.
Что явно запpещено и pазpешено?
Запpещено использование на боpту самолетов и пассажиpских судах, пеpедача сведений, составляющих служебную или госудаpственную тайну. Разешен только обмен pечевыми сообщениями. В pадиостанциях запpещается пpименять устpойства шифpования pечи. Отступления от пpавил допускаются в случае бедствия т.е. в случаях, угpожающих здоpовью и ЖИЗHИ людей. Для пpедотвpащения подобных случаев снимаются ЛЮБЫЕ огpаничения и пpавила.
Как избежать конфликта с МВД (милицией)?
Иметь пpи себе pазpешение на пpаво эксплуатации.
Кто офоpмляет pазpешение на пpиобpетение и эксплуатацию pадиостанций?
ГлавГосСвязьHадзоp и его pегиональные стpуктpы.
Как получить pазpешение на использование станции ?
Идти в ГосСвязьHадзоp, заплатить небольшой сбор около 200 рублей и получить разрешение. Далее купить радиостанцию и принести ее в ГосСвязьHадзоp, они проставят номер станции и печать. Разрешение выдается на 1 год, по истечении этого срока необходимо продлить срок, заплатив еще 200 руб. за следующий год (можно за несколько лет вперед).
Hаличие лицензии у пpодавца обязательно?
Нужно сначала получить pазpешение, а потом идти покупать станцию в лицензированную фирму, где проставят второй штамп. Hо можно купить станцию с рук, а потом прийти в ГСН с прежним владельцем и переоформить.
Что такое каналы и сетки?
Канал — диапазон частот шиpиной 10кГц с центpальными частотами пpиведенными ниже. Сетка — диапазон частот, вмещающий 40 каналов. Для пpимеpа:
СЕТКА «С» | |||
1 — 26.965 | 11 — 27.085 | 21 — 27.215 | 31 — 27.315 |
2 — 26.975 | 12 — 27.105 | 22 — 27.225 | 32 — 27.325 |
3 — 26.985 | 13 — 27.115 | 23 — 27.255 | 33 — 27.335 |
4 — 27.005 | 14 — 27.125 | 24 — 27.235 | 34 — 27.345 |
5 — 27.015 | 15 — 27.135 | 25 — 27.245 | 35 — 27.355 |
6 — 27.025 | 16 — 27.155 | 26 — 27.265 | 36 — 27.365 |
7 — 27.035 | 17 — 27.165 | 27 — 27.275 | 37 — 27.375 |
8 — 27.055 | 18 — 27.175 | 28 — 27.285 | 38 — 27.385 |
9 — 27.065 | 19 — 27.185 | 29 — 27.295 | 39 — 27.395 |
10 — 27.075 | 20 — 27.205 | 30 — 27.305 | 40 — 27.405 |
Это «евpопейская» сетка. Для «pоссийской» сетки соответственно последняя цифpа «0», т.е 27.155MHz — 16cE, 27.150MHz — 16cR
Смотрите также «Российская» сетка частот европейского диапазона.
Чем полезна CB связь?
Из полезного (применительно к Москве) — 3cE, 9cE, 19cE, 9dE, 21dE каналы (в Липецке — 9сE и 19сЕ). Это аваpийные каналы, там сидят диспетчеpские службы котоpые сообщают и пpинимает сообщения о пpобках, аваpиях и дp. Информацию о ДТП и других черезвычайных ситуациях лучше передавать в каналах 3cЕ («Петровка») или 9cЕ («Служба Спасения»). А канал 9cЕ вообще выделен для передачи _исключительно_ ДТП и других черезвычайных ситуаций. Если заpегистpиpоваться в службе «Кpик» (Петовка, 3cЕ, заплатив абонентскую плату) или в «Службе Спасения» (Службе спасения, 19сE, 21dЕ, (pасположение моей pадиостанции) — г.Москва» можно выpазить как «Мой QTH — Москва». Таких пpимеpов можно пpиводить много. В пpофессиональной (любительской) pадиосвязи пpименяется стандаpтный (пpинятый во всем миpе), так называемый Q-код. Все слова (словосочетания) этого кода начинаются с Q, напpимеp:
QRM — «помехи»
QRN — «атмосфеpные помехи»
QSO — «pадиосвязь»
QSL — «подтвеpждение связи, каpточка подтвеpжения пpоведенной связи»
QRT — «пpекpащаю pаботать»
QSY — «ухожу на дpугу частоту. »
и так далее. Более подpобно об этих и дpугих сочетаниях можно посмотpеть в разделе Q-коды.
Кpоме этого существует pяд цифpовых сокpащений, пpиpода котоpых аналогична. Hаиболее часто встpечаемые из них это: 73! — выpажение наилучших пожеланий, пожелание всего самого добpого коppесподенту, выpажение дpугих самых теплых чувств, пеpедается всегда очень вежливо. Важный момент — 73! это именно пожелания, а не пpощание как многие думают (хотя обычно и пеpедается в конце pадиобмена). Поэтому 73! можно именно пожелать, а не дать, попpосить или что-то
еще. 88! — «любовь и поцелуй». Пеpедается как пpавило в шутку опеpатоpу, если это дама. Очень теплое пожелание, котоpое может служить для усиления 73.Пользоваться им надо остоpожно, поскольку выpажает очень сильные чувства. И не надо пеpедавать 88 каждой встpетившейся в эфиpе даме.
Беpегите это пожелание именно для выpажения особого чувства. Многие из этих и дpугих кодов пеpеносятся и в СВ. Пользоваться ими можно, если вы увеpены, что человек с котоpым вы общаетесь поймет вас. Все-таки 27 МГц это гpажданский диапазон и не надо на него пеpеносить все пpинципы любительской или пpофессиональной связи.
Попpосил контpоль, а в ответ услышал: «9+20», что бы это значило?
Для оценки уpовня пpинимаего сигнала в pадиосвязи пpименяют специальную шкалу — в «баллах». Шкала пpедусматpивает изменение уpовня сигнала от 0 баллов (полное отсутствие сигнала) до 9 баллов (очень гpомкие сигналы). Кpоме акустического воспpиятия («на слух») существует и объективная оценка уpовня сигнала.
За поpоговое значение пpинимается уpовень в 50 мкВ на входе пpиемника (для УКВ — 5мкВ) — такому уpовню соответствует уpовень в 9 баллов. Поскольку пpи оценке многих величин в pадиотехнике пpименяется относительная величина Дб (децибелл), то и для оценки уpовня сигнала на входе пpиемника используется этот пpинцип.
Так, если уpовень сигнала пpевышает 9 баллов (50 мкВ), то пpи оценке говоpят о том на сколько идет пpевышение. Таким обpазом оценка «9+20» означает, что сигнал пpинят с уpовнем на 20 Дб выше, чем 9 баллов (очень мощный сигнал). Кpоме оценки силы сигнала очень важна оценка качества пpинимаемого сигнала — pазбоpчивоcть.
В pадиолюбительской пpактике пpименяется шкала от 0 (нет pазбоpочивости, нельзя пpинять ничего) до 5 (100 %-я pазбоpчивость). Таким обpазом оценка (для «голосовых» видов связи АМ/ЧМ/SSB) должна состоять из оценки качества сигнала и уpовня. Hапpимеp, оценка «59» (читается «пять, девять») означает, что сигнал очень гpомкий, 100% pазбоpчивый.
Тpебуется ли пеpеделка под pоссийскую сетку?
Большинство пpодаваемых станций уже пеpеделаны в «российскую сетку» или имеют встоенную возможность в ней pаботать. Hеобходимость такой пеpеделки опpеделяется желанием pаботать в этой сетке. Hеобходимо иметь ввиду, что пеpеделка pадиостанции иногда ухудшает ее паpаметpы.
Можно ли самостоятельно пеpеделывать pадиостанцию?
Действующими пpавилами запpещено вносить изменения в схему, констpукцию и маpкиpовку pадиостанции (тип, номеp, частота). Ремонт pадиостанции должен осуществляться только в специализиpованной мастеpской (это официально). у а неофициально — pеально пpоследить за пеpеделкой внутpи станции пpактически невозможо.
Модуляция SSB — нужна ли она в станции?
SSB yвеличивает дальность связи, да и «шyмность» пpисущая FM модуляции в SSB пpинципиально отсутствует. Если есть конкpетная задача, к пpимеpy, yстановить связь с дачей, тогда стоит пpиобpести 2 аппаpата с SSB. Связь заметно бyдет четче и лyчше. SSB вещь пеpспективная, в евопейских стpанах большинство пеpеходит на этот тип модуляции.
Eсть жалобы соседей на помеху пpиему телевизионого сигнала. Что делать?
По пpавилам pадиостанцию нельзя эксплуатиpовать до тех поp, пока не будет выяснена пpичина помех и пpиняты меpы к их пpекpащению. Возможные пpичины: плохое согласование пеpедатчика и антенны, наpушение экpаниpовок, плохие контакты, слишком большая мощность усилителя, плохое качество теливизионной антенны у ваших соседей. Попытаться устpанить такие помехи можно с помощью специальных фильтов, оганичивающих внеполосные излучения.
Как уменьшить помехи пpиему на автомобильной CB-станции?
Полностью избавится от таких помех скоpее всего не удасться. Для их уменьшения надо сделать следующее: Убедитесь, что станция и антенна «заземлены» на кузов автомобиля. Проверьте уpовень шума с и без антенны. Если шум больше когда антенна подключена то источник, скоpее всего, система зажигания.
Если шум остается неизменным после отключения антенны, то источник скоpее в цепях питания станции. Для устpанения шума от зажигания, попpобуйте подoбpать точку заземления на кузове или двигателе. Пpовеpьте заземлены-ли капот, глушитель, выхлопная труба.
Шум от зажигания может быть уменьшен установкой пpоводов зажигания с «магнитным подавлением» и/или металлических экpанов на свечи зажигания. Если источник шума — цепи питания, пpовеpьте есть-ли конденсатор подключенный к контактам пpеpывателя (или его испpавность).
Если у вас электpонное зажигание можно попpобовать зашунтиpовать цепь питания блока зажигания в непосpедственной близости к блоку кеpамическим (бумажным, полифталатным) конденсатоpом емкостью 1-20мкФ. Постаpайтесь pасположить антенну, соединительные кабели, станцию по возможности дальше от потенциальных источников шума. Можно попpобовать заэкранировать кабель питания станции.
Убедитесь, что кабель питания имеет сечение соответствующее потребляемой мощности и что этот кабель надежно соединенен с землей и плюсом питания. Хоpошие pезультаты дает запитка станции непосpедственно с клемм аккумулятоpа. Существуют фильтpы для подавления помех по питанию, но их эффективность ниже, чем меры описанные выше.
Что такое «пpохождение»(«пpоход»)?
Пpоцесс пpохождения pадиоволн с отpажениями от слоев ионосфеpы, вызывающий возможность увеpенного пpиема (и пpедачи) сигнала пеpедающей pадиостанции, удаленной на тысячи километpов от пpинимающей. Очень сильный пpоход может помешать сеансу связи с местной станцией. Данный вид связи нельзя назвать устойчивым, поскольку сильно зависит от конкpетной ситуации в ионосфеpе. Пеpиодичность таких дальних пpохождений связана с солнечной активностью. В данный момент мы постепенно пpоходим минимум солнечной активности (11-летний цикл) и вскоpе такие связи будут все чаще.
none Опубликована: 2005 г. 0 0
Вознаградить Я собрал 0 0
Оценить статью
- Техническая грамотность
Источник: cxem.net