Рыбопропускные шлюзы применяются на низконапорных гидроузлах.
Они отличаются от гидравлических рыбоподъемников формой рабочей камеры, которая в рыбопропускных шлюзах выполняется по типу камеры судоходного шлюза.
Шлюзы построены в нижнем течении р. Дон на судоходных гидроузлах: Кочетовском, Николаевском, Константиновском, в низовье р. Волги на вододелителе и в нижнем течении р. Кубани на ирригационном Федоровском гидроузле.
Рыбопропускные шлюзы состоят из нижнего одно — или двухниточного подходного лотка-рыбонакопителя, двух парных камер с нижней и верхней «головами» с затворами, с ихтиологической площадкой, верхнего лотка и блока питания.
Длина нижнего подходного лотка-рыбонакопителя 50—80 м. Вход находится за зоной больших скоростей воды в нижнем бьефе. Лоток открыт сверху (шириной 8—10 м) в зависимости от местных условий и заданной пропускной способности. Высота стенок зависит от максимального горизонта воды в нижнем бьефе. Дно представляет собой пандус для плавного сопряжения рисбермы с дном камеры шлюза.
Как работают шлюзы
Две парные камеры шлюза, расположенные в теле плотины, соединяют нижние подходные лотки и выходной однониточный лоток.
Нижняя «голова» шлюза на входе в камеру оборудована плоским затвором. Верхняя «голова» на выходе имеет сегментный полугидравлический затвор (при напорах более 10 м) или плоский затвор с клапаном (при напорах менее 10 м).
При напоре более 10 м дно камеры выполняется в виде пандуса с уклоном 1:3. Начало пандуса расположено в 15—20 м от нижнего затвора, чтобы передняя часть камеры свободно сообщалась с нижним подходным каналом. при глубине воды не менее 2 м. Пандус сокращает расход воды на шлюзование и обеспечивает быстрый выход рыбы в верхний лоток. Подача воды для привлечения рыбы и наполнения камеры водой из верхнего бьефа производится через водопроводные галереи верхней «головы» с выпуском воды через отверстия на дне камеры, размещенные равномерно по всему дну шлюзов, что обеспечивает снизу равномерное наполнение камеры водой и создает благоприятные условия для выхода рыбы в верхний лоток.
При высоких горизонтах и больших глубинах в нижнем бьефе, когда для привлечения рыбы в камеру требуется большой расход воды (более 50 м 3 /с), устраивают смесительную камеру, которую располагают в теле верхней «головы» с отметкой дна ниже шлюза и соединяют ее с нижним бьефом через боковые питающие лотки. Вода с большой скоростью по основному трубопроводу и распределительным трубам поступает в смесительную камеру. Здесь она подсасывает воду из нижнего бьефа, смешивается с ней и, получая общую скорость, направляется через камеру в нижний подходный лоток. Такое устройство в 8—10 раз сокращает расходы воды и исключает применение гасителей.
При напорах менее 10 м устраивают обычную камеру по типу судоходного шлюза, но и здесь для уменьшения высоты затвора на выходе придают дну небольшой уклон, чтобы при минимальном горизонте воды в нижнем бьефе глубина воды в конце камеры была не менее 1 м.
Шлюзование маломерного судна. Катер, РИБ и моторная лодка — проход через шлюзы канала им Москвы
Верхний выходной лоток однониточный длиной 40—50 м и шириной на выходе 3—5 м.
Принцип действия рыбопропускного шлюза заключается в создании прямолинейного беспрерывного тока воды на всем пути движения рыбы. Цикл шлюзования протекает в следующей последовательности: поднятие нижнего затвора и установление во входной части камеры горизонта воды нижнего бьефа;
включение водопроводных галерей верхней «головы», через которые пропускается расход воды, создающий в нижнем подходном лотке скорости 0,8—1,2 м/с; транзитный пропуск рыбы в зависимости от ее концентрации продолжается до 30 мин;
опускание нижнего затвора, наполнение камеры шлюза до горизонта верхнего бьефа, привлечение рыбы током воды по мере наполнения камеры и концентрации ее у верхнего затвора;
открытие выхода в верхний лоток и одновременная в течение 10—15 мин подача транзитного пропуска воды из-под щита нижнего затвора, приподнятого на 15—20 см, создание в верхнем лотке течения, побуждающего выход рыбы в водохранилище;
закрытие затвора верхней «головы» и полное поднятие нижнего затвора, опорожнение камеры и повторение рабочего цикла.
Общий цикл шлюзования продолжается около 1,5—2 ч. Пока в одну камеру привлекается рыба из нижнего бьефа, в другой камере она перемещается в верхний бьеф.
Открытый рыбопропускной шлюз, в котором создается прямолинейный ток воды без каких-либо побудительных устройств, является надежным рыбопропускным сооружением для всех видов рыб, особенно осетровых и сельдевых.
На Николаевском и Константиновском гидроузлах, кроме рыбопропускных шлюзов, построены обходные каналы для прохода в верхний бьеф и нереста в каналах производителей рыб. В каналы заходят и нерестятся в основном все проходные и полупроходные рыбы.
Рыбопропускной шлюз находится в ведении Управления по эксплуатации Кочетовского судоходного гидроузла. Контроль за режимом пропуска рыбы по рыбопропускному шлюзу осуществляет Ихтиологическая служба Азоврыбвода.
По Николаевскому рыбопропускному шлюзу в 1986 г. пропущено (в шт.): белуга — 2, осетр — 141, севрюга — 62, стерлядь — 176, судак — 1260, лещ — 1959, рыбец — 225, шемая — 933, толстолобик — 2674, амур белый — 163, сельдь — 1980, чехонь — 78985, сом — 266, прочие — 8528.
В 1987 г. шлюз не работал вследствие отсутствия концентрации рыбы в нижнем бьефе.
Константиновский и Николаевский рыбопропускные шлюзы находятся в ведении управлений одноименных судоходных гидроузлов. Контроль за режимом пропуска рыбы по рыбопропускным шлюзам осуществляет Ихтиологическая служба Азоврыбвода.
Федоровский рыбопропускной шлюз находится в ведении Управления одноименным ирригационным гидроузлом. Контроль за режимом пропуска рыбы через рыбопропускной шлюз осуществляет Ихтиологическая служба Кубаньрыбвода.
Рыбопропускной шлюз, сооруженный в плотине Волжского вододелителя, по существу пока еще не работал в проектном режиме, поскольку вододелитель ежегодно функционирует лишь на спаде паводка в конце мая и производители проходных (осетровых и сельдей) и полупроходных частиковых рыб успевают пройти район вододелителя при открытой плотине. Молодь этих рыб скатывается также беспрепятственно после окончания работы вододелителя по открытой воде.
Дополнительные материалы по теме
- Рыбопропускные комплексы
- Рыбопропускные сооружения в гидроузлах
- Плавучее рыбопропускное сооружение
- Рыбоподъемники гидравлические
- Рыбоподъемники механические
- Плавучие установки для пересадки рыбы
- Охрана труда и техника безопасности при эксплуатации камер с регулируемой газовой средой
- Отводящие рыбозащитные устройства (концентраторы)
- Схема увлажнения воздуха с использованием автоматического парогенератора
- Краснодарское водохранилище
Источник: www.activestudy.info
Из реки в море. Шлюзование на Оби. Новосибирск
В пятницу я побывала в круизе по Оби и Обскому морю.
Сегодня небольшой фотоотчет о шлюзовании.
Многие специально поехали в этот круиз, чтобы увидеть как это происходит — как корабль поднимается из бездны к голубым высотам.
Обское водохранилище находится на двадцать метров выше, чем река, поэтому мы пройдем через три камеры шлюза.
Длина каждой камеры: 148 м, ширина: 18 м. по низу. Общая длина шлюза: 553 м.
Общий напор по проекту: 19,8 м., фактический напор на сооружения шлюза: 21,2 м., равномерно распределённый на три камеры. Первое шлюзование состоялось в июне 1957 года.
Таким образом в каждой камере мы поднимаемся (или опускаемся) примерно на шесть метров, то есть на два этажа где-то.
Здесь я засняла небольшой таймлапс — ворота закрываются при входе в море
И более длительный таймлапс — вода опускается, это мы уже идем обратно вниз, в реку
Перед шлюзом мы медленно идем по каналу
3. Народу много, верхние шезлонги заняли те, кто первый прибежал на посадку, как-то не очень интересно, я бы продавала эти места за дополнительные деньги)
Но я все равно по дороге туда не сидела на месте
3
4. Перед нами первые ворота
5. Все, прощай, река
6
7. По стенкам шлюза четко видно, на какой уровень сейчас поднимется вода
8. Рыба тоже шлюзуется вместе с нами
Рыбы тут полно, некоторые чайки тоже сюда залетают, видно, как им трудно бывает подниматься вверх, но они стараются
10. Ворота закрываются
11. А вот мы уже поднялись
12. И уже на уровне дорожек, дальше будет еще выше
13. Обязательно надо сфотографироваться на фоне шлюза
У Джерома в незабываемой повести Трое в лодке есть глава про прохождение шлюза на Темзе, и о том, как позирование чуть не привело к ужасной катастрофе, но все обошлось испорченным снимком)
В 19 веке были уже предприимчивые фотографы, которые подрабатывали съемкой граждан на шлюзе. Ведь попав в такое необычное место, все сразу стараются сделать лицо покрасивше и позируют на фоне.
14. Выходим на морские просторы
17. Нас встречают бесстрашные серфингисты или кто это
19. Вечером идем обратно. Теперь будем снижаться, это даже интереснее.
Весь процесс занял минут 40-50
21. С нами в шлюзе еще один корабль
25. Вот и все. Идем обратно в Новосибирск
26. Еще немного речных красот
29. По берегам реки можно увидеть аборигенов, сидящих в кустах у костра
30. Все реки текут
Мне тут подсказали, что шлюз- это стратегический объект. Так что считайте, что вы не видели этих фотографий
Источник: finikova-malina.livejournal.com
Устройство однокамерного шлюза.
Судоходными шлюзами называются напорные гидротехнические сооружения, при помощи которых суда преодолевают сосредоточенные падения уровней воды на гидроузлах при переходе из одного бьефа в другой.
Основными конструктивными частями судоходного шлюза являются: верхняя и нижняя головы; расположенная между ними камера; верхний и нижний подходные каналы, примыкающие к соответствующим головам шлюза (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Схематический план шлюза:
1 – верхний подходной канал; 2 – верхняя голова; 3 – камера шлюза;
4 – нижняя голова; 5 – нижний подходной канала: 6 – направляющие палы;
7 – причальная стенка.
Головы шлюза поддерживают разность уровней воды между бьефами и камерой при ее наполнении и опорожнении. На них размещается оборудование, предназначенное для осуществления процесса шлюзования. В камере шлюза, ограниченной с боков стенами, находятся суда при их шлюзовании. На стенах камеры размещаются устройства в виде тумб, а по высоте – плавучие рымы, за которые швартуются суда.
Подходные каналы, примыкающие к головам шлюза, имеют размеры, обеспечивающие расхождение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также безопасные условия стоянки судов, ожидающих шлюзования у причальных стенок. Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие палы, которые имеют в плане вид криволинейных стен.
12.6. Процесс шлюзования и управление работой шлюза
Совокупность отдельных операций по переводу судна из одного бьефа в другой называется шлюзованием. Процесс шлюзования состоит из ряда операций, совершаемых в определенной последовательности, часть которых выполняется шлюзом (открытие и закрытие ворот, подъем и опускание затворов водопроводных галерей) и часть – судном (вход в шлюз и выход из него, швартовка и отшвартовка).
Пропуск судов через шлюзы может совершаться при одностороннем или двухстороннем (встречном) движении. При пропуске судов через шлюз одного направления шлюзование называют односторонним.
При движении судов из верхнего бьефа, выполняются следующие операции: вход судна в шлюз, швартовка судна в камере, закрытие рабочих ворот верхней головы, открытие затворов, опорожнение камеры, открытие ворот нижней головы, отшвартовка судна и выход его в нижний подходной канал, закрытие затворов опорожнения и ворот нижней головы, открытие затворов наполнения и наполнение камеры, открытие верхних ворот и далее начало нового цикла. С целью сокращения времени шлюзования отдельные операции осуществляются одновременно, например, закрытие (открытие) ворот и швартовка (отшвартовка) судна. При одностороннем шлюзовании на пропуск одного судна (шлюзового состава) расходуется одна сливная призма воды. Если же пропуск осуществляется как из верхнего, так и из нижнего бьефов, т.е. при выходе из шлюза судна, движущегося вниз, в камеру входит судно, движущееся вверх, то такое шлюзование называют двухсторонним. При двухстороннем шлюзовании также расходуется одна сливная призма воды, но уже на пропуск судов в двух направлениях.
Шлюзовым составом называют группу (комбинацию) судов, одновременно размещаемых в камере и полностью использующих ее полезные размеры, пропускаемую через шлюз за одно шлюзование.
СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ
Судоходный канал – искусственный водный путь, предназначенный дня соединения отдельных водных объектов (рек, озер, морей и океанов). Кроме транспортных связей каналы могут использоваться для водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий, орошения земель и решения других водохозяйственных целей.
Судоходные каналы России
Канал им. Москвы(рис. 11.9) длиной 126 км соединяет водохранилище Иваньковского гидроузла на р. Волге и р. Москву. Северный склон канала длиной 73 км имеет пять шлюзов, которые обеспечивают подъем судов на 38 м. Водораздельный бьеф канала имеет длину 49 км (между шлюзами № 6 и № 7). Короткий южный склон (4 км) в пределах г. Москвы преодолевается двумя двухкамерными шлюзами № 8 и № 9.
Водораздельный бьеф канала питается волжской водой, которая подается насосными станциями и расходуется как на шлюзование судов, так и на водоснабжение г. Москвы.
Волго-Донской(рис. 11.10) судоходный канал соединяет р. Волгу с р. Дон. Длина канала 101 км. При этом Волжский склон имеет длину 21 км, на котором расположено 9 шлюзов, с помощью которых суда поднимаются от р. Волги до водораздельного бьефа на 88 м. Спуск судов от водораздельного бьефа, где между шлюзами № 9 и № 10 располагается Варваровское водохранилище, до Цимлянского водохранилища на р. Дон производится на 43 м через 4 шлюза. Питание водораздельного бьефа производится донской водой с помощью 3-х насосных станций.
Волго-Балтийский канал распложен между Онежским озером и Рыбинским водохранилищем на р. Волга.
Беломорско-Балтийский канал длиной 227 км соединяет Онежское озеро и Белое море.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 194 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net