Показатели массы грузового автомобиля − одни из основных его характеристик. От веса машины зависит расход топлива, стоимость ее использования. Также вес влияет на многие системы в конструкции грузовика.
Вот основные весовые характеристики грузового автомобиля:
- снаряженная масса;
- грузоподъемность;
- полный вес;
- допустимая нагрузка на ось;
- разрешенная/максимальная масса.
Снаряженная масса
Это вес самого автомобиля со всем его стандартным набором оборудования и расходных материалов. То есть при взвешивании то, что есть в комплектации грузовика, учитывается тоже. При определении снаряженной массы учитываются такие показатели:
- масса авто;
- вес его стандартного оснащения (аптечки, запасного колеса, огнетушителя и пр.);
- вес бака, наполненного топливом;
- вес технических жидкостей, смазок;
- средний вес водителя (учитывается вес 75 кг).
Грузоподъемность
Ее еще называют полезной нагрузкой. Этот параметр показывает, груз какого веса может перевозить автомобиль. Различают 2 вида грузоподъемности.
ракета 320 + tohatsu 5. полная масса около 200кг. Скорость 23-25 км/ч.
Номинальная определена производителем, указана в паспорте авто. Она является основой для проведения расчетов, в процессе эксплуатации грузовика не изменяется.
Реальная. Она зависит от качества дороги. Если дорожное покрытие качественное, то по нему автомобиль сможет везти более тяжелый груз, чем это указывается в его технических характеристиках.
При эксплуатации авто нельзя превышать установленную для него норму грузоподъемности. Это может привести к ДТП и к разрушению некоторых элементов конструкции грузового транспорта. Также за превышение допустимого веса предусмотрены штрафы.
Имеет значение этот показатель и при планировании маршрутов. К примеру, есть дороги, которые просто не рассчитаны на передвижение тяжелых грузовиков. Неправильное определение грузоподъемности может привести и к ошибочному определению категории транспортного средства − соответственно, ошибочным будет и начисление налога.
Полная масса
Это вес автомобиля с полной загрузкой. При расчете полной массы учитывается снаряженный вес грузовика, к которому добавляют вес:
- заполненного бака;
- заполненной охлаждающей системы и смазки узлов;
- инструментов и запаски;
- водителя с пассажирами;
- груза.
Если говорить проще, то это максимальная масса автомобиля. Превышение этого показателя приведет к деформации элементов кузова и другим неисправностям.
Предельная (максимально разрешенная) нагрузка
Это масса грузовика или максимальная нагрузка, на которую рассчитаны дороги страны.
Превышение предельной нагрузки называется перегрузкой автомобиля. При этом страдает и конструкция транспортного средства, и дорожное покрытие. Перегруженным авто сложнее управлять, а разгоняется оно медленнее.
Допустимая нагрузка на ось
Это нагрузка от массы грузовика, которую передают на дорожное покрытие колеса одной оси. Если нагрузка распределяется равномерно по двум осям, то это считается оптимальным показателем. Хотя добиться равномерного распределения нагрузки по осям сложно. На это влияют особенности комплектации авто, расположение топливного бака, груза и другие факторы.
Лодка SibRiver GT-480, полная масса комплекта 1200кг.
Но при равномерном распределении нагрузки улучшается управляемость, грузовик может ехать с большей скоростью, а его шины медленнее изнашиваются. Эксплуатация автомобиля становится более безопасной.
Каждый водитель грузовика должен понимать значение его весовых характеристик и не превышать допустимые показатели. Только в таком случае можно говорить о правильном использовании транспортного средства. Соблюдение правил также поможет избежать штрафов и других последствий нарушений.
Источник: atb3.ru
Что такое снаряженная, полная и максимально допустимая массы автомобиля
Эффективность автомобиля в деле перевозки грузов и пассажиров зависит от того, сколько он весит сам по себе, а сколько с максимально допустимой загрузкой. Косвенно эти показатели указывают также на его прочность и технический уровень.
Поскольку вес – это сила, с которой любой предмет притягивается к Земле, то следует говорить о массе автомобиля.
Что нужно знать о разрешенной массе ТС
Разрешенная масса – это скорее юридическое понятие, чем техническое. Под ним подразумевается заявленное значение суммарного веса (иногда проще и понятнее употреблять данный не совсем точный с точки зрения физики термин) автомобиля.
В него войдет весь конструктив машины, всевозможные штатные заправки, инструменты, некие стандартизованные показатели пассажиров и водителя, а также максимально предусмотренная загрузка кузова или багажника.
Этот показатель учитывается при определении категории транспортного средства, его допуска на всевозможные дороги как по экологическим, так и по разрушающим дорожное покрытие характеристикам.
Фактическим данным он может не соответствовать, но подтвердить это можно лишь проверкой. Что часто и производится для грузовых автомобилей. Превышение будет наказано в соответствии с законодательством.
Понятие снаряженной массы
Снаряженная масса уже имеет отношение к техническим нормам. Она указывается изготовителем и входит в материалы одобрения типа транспортного средства. Наносится на кузовные таблички, присутствует в документации.
- сухая масса автомобиля, это довольно точный термин, поскольку машина взвешивается не просто без нагрузки, но и без топлива, а также лишенная иных необходимых жидкостей – масел в агрегатах, омывателя и даже тормозной, нет ковриков, запаски, домкрата и прочих дополнительных комплектующих;
- все перечисленное, позволяющее эксплуатировать машину в заводской комплектации с полной заправкой, но без полезной нагрузки;
- спорный вопрос – добавлять ли сюда массу тела среднестатистического водителя, без которого автомобиль все же не сможет передвигаться, поэтому наличие или отсутствие человека указывается отдельно.
Всевозможные доработки автомобиля, даже разрешенные, в этом понятии не учитываются. Добавочная масса относится уже к полезной нагрузке.
Что такое полная масса автомобиля
Полная масса является суммой снаряженной и нагрузки в виде пассажиров и груза. Имеется в виду максимальный вес груза, а также людей, при этом если указывается масса содержимого кузова или багажника, то данные по людям берутся средние.
Чаще всего масса каждого пассажира или водителя принимается равной 75 кг, что очень условно. Но превышение придется учитывать в массе груза. Иначе не гарантируется сохранность ходовой части, несущего кузова или рамы, а также ресурс силовых агрегатов.
Для информации приводится и допустимое распределение нагрузки по осям транспортного средства. Эти данные потребуются для исключения поломок, поскольку каждая ось рассчитана на определенный предел нагрузок, в том числе это касается и шин. Особенно если они одинаковой размерности и модели.
Нельзя превышать расчетные характеристики шины. Также распределение играет большую роль для грузовых автомобилей. Контроль их загруженности ведется по осям, поскольку именно этот параметр влияет на износ дорожного полотна.
Отличия между полной и снаряженной массой
Соотношение очень простое – достаточно вычесть снаряженную массу из полной. Первое обеспечивает функционирование автомобиля и его полноценную эксплуатацию.
Но поскольку автомобили пустыми обычно не ездят, то их эффективность косвенно и выражается разницей между понятиями. Производители стремятся максимально её увеличить.
Особенно это важно для грузового транспорта. Перевозить собственный вес невыгодно, поэтому лучшим в рыночном отношении будет тот грузовик, который больше примет на борт при минимальной собственной массе.
Практически это реализуется двумя путями – разделяются рыночные ниши легких развозных грузовиков и тяжелых магистральных. В последнем случае лучше всего удается реализовать замысел путем производства тягачей.
Это относительно легкий, но мощный автомобиль с приводом не на все оси, специально предназначенный для буксировки прицепа, который в свою очередь будет иметь минимальную паразитную массу, если часть его веса приходится на прицепное устройство седельного тягача. Там в любом случае надо обеспечить высокую прочность из-за большой мощности двигателя.
К чему приводит перегруз ТС
Снижение массы автомобиля ведет к ухудшению надежности и долговечности. Это усугубляется почти неизбежными перегрузами по вине коммерческих собственников. Проверки транспортными инспекциями помогают, но не полностью решают вопрос.
Есть два способа предотвращения поломок – разделение вариантов полной массы для разных категорий дорог и запас по стойкости к перегрузкам.
В последнем случае приходится усиливать все те узлы, которые страдают от перегруза. Используются тяжелые выносливые силовые агрегаты, мощные рамы или несущие кузова, специальные шины и мосты с подвесками.
Частично это решает вопрос, но характерными поломками будут трещины или искривления рамы, выход из строя амортизаторов и упругих элементов, преждевременный износ трансмиссий. И чисто правовой аспект – замеченные в перегрузе транспортные средства будут наказаны крупными штрафами на перевозчиков.
Легковые автомобили не проверяются, но цена вопроса и тут высока. Поврежденный несущий кузов обойдется очень дорого в ремонте, а его следы снизят вторичную стоимость. На этом фоне замена деталей подвесок уже не самое страшное.
Источник: autovogdenie.ru
Весовые характеристики грузового автомобиля
Весогабаритные характеристики – важные параметры, знание которых обеспечивает грамотную эксплуатацию грузового автомобиля, позволяет продлить эксплуатационный, в том числе безремонтный, период, избежать нарушений правил дорожного движения и штрафов ГИБДД. От соблюдения/несоблюдения весовых параметров, рекомендованных производителем, зависит скорость износа узлов и деталей, топливная экономичность, разгон и торможение, устойчивость и удержание курса транспортным средством.
Снаряженная масса транспортного средства – что значит это понятие
Снаряженная масса грузового автомобиля – это его вес вместе со стандартизированным оборудованием. Иначе этот показатель называют весом грузовика без нагрузки. В европейской директиве и ГОСТе 33987-2016 указывается, что в эту характеристику входит средний вес водителя, поскольку без него движение ТС невозможно.
Методика определения снаряженной массы в разных странах может быть разной, но в большинстве случаев в эту характеристику, помимо веса авто и водителя (принимают равным 75 кг), входит вес ключей, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, технических жидкостей и смазочных материалов, полностью заправленного топливного бака. Существует также понятие «сухая масса», которая равна весу транспортного средства без учета заливаемых технических жидкостей. Этот параметр не относится к перечню важных характеристик.
Снаряженную массу вычисляют взвешиванием на специальных весах. А затем сравнивают полученное значение с величиной, которая указывается заводом-изготовителем в сопровождающей техдокументации. Если разница между этими параметрами составляет более 5%, то актуальной считается вновь полученная величина.
Грузоподъемность или полезная нагрузка автомобиля
Этот параметр показывает, какую максимальную массу груза может перевозить ТС. Иначе это разность между весом автомобиля в полностью загруженном состоянии и снаряженной массой. Различают 2 вида грузоподъемности:
- Номинальная. Устанавливается предприятием-изготовителем и отображается в техдокументации. Принимается в качестве базы при проведении различных расчетов, например, при определении категории авто, которая влияет на величину налога. Учитывается при составлении маршрута, поскольку на определенных участках автодорог существуют ограничения по полной массе транспортных средств. Это постоянная величина, которая не корректируется в течение всего эксплуатационного периода.
- Реальная. Немного колеблется в зависимости от качества автодорожного покрытия. На автодорогах, находящихся в плохом состоянии, обычно перевозят грузы, вес которых меньше максимально допустимой полезной нагрузки ТС.
Существенное превышение значения, рекомендованного производителем, приводит к возникновению неисправностей моста, двигателя, ходовой части, повреждениям кузова, а также к штрафам от ГИБДД. Кроме того, перегруженный автомобиль тяжело разгоняется и медленно тормозит, что приводит к возникновению нештатных ситуаций на дороге.
Важный весовой параметр – полная масса грузового автомобиля
Сумму снаряженного веса ТС и веса груза называют полной массой авто, эта характеристика учитывает массы:
- снаряженную;
- полностью заправленного топливной емкости;
- заполненных систем смазки и охлаждения;
- инструментов и запаски;
- водителя и пассажиров;
- груза.
Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля
Этот параметр характеризует вес, максимально допустимый для автодорог конкретного региона или страны. Реальное значение вычисляют сложением осевых нагрузок.
Для российских автодорог наибольший допустимый вес грузового авто составляет 44 т. Но этот параметр устанавливается для групп ТС в зависимости от количества осей:
- 2 оси – 18 т;
- 3 оси – 25 т;
- 4 оси – 32 т;
- 5 осей – 35 т.
К отдельной группе относятся автопоезда различных габаритов, для которых этот показатель может достигать 44 т.
Превышение максимально разрешенной массы авто приводит к быстрому повреждению дорожного покрытия и получению штрафов от сотрудников ГИБДД. Размер штрафных санкций зависит от того, насколько был превышен допустимый показатель.
Взвешивание может осуществляться стационарным и динамическим способами:
- Статический. Средство для взвешивания находится в крупногабаритном фургоне, в который въезжает транспортное средство. Статические автомобильные весы оборудуются аналоговой или цифровой весоизмерительной системой.
- Динамический. Осуществляется на специальных весах, на которые авто заезжает со скоростью 5 км/час. Они состоят из грузоприемной части и электронного блока, который обрабатывает и отображает поступающие к нему сигналы. В конструкцию грузоприемного устройства входят фундамент и металлорама с платформой, которая опирается на измерительные тензорезисторные датчики. В электронную систему входят комплектный динамический преобразователь и персональный компьютер.
Взвешивание может быть общим и поосным. Поосные результаты суммируются с получением полной массы авто.
Для каких целей определяется вес, приходящийся на каждую ось грузового автомобиля
На автодорогах имеются знаки, на которых указывается ограничение максимальной осевой нагрузки – то есть нагрузки от полной массы ТС, приходящуюся на самую загруженную ось или тележку. Для вычисления этого параметра востребованы автомобильные весы для поосного взвешивания, которые монтируются возле постов ДПС и мостовых конструкций.
В процессе поосного взвешивания также проверяется соблюдение допустимой осевой нагрузки для конкретного автомобиля. Это значение отображается заводом-изготовителем в техпаспорте.
Развесовка, характеризующая, в каком процентном соотношении полная масса ТС распределяется на каждую ось, влияет на многие эксплуатационные характеристики автомобиля:
- Некоторое смещение нагрузки на ведущую ось обеспечивает хороший разгон и предотвращение прокручивания колес на мягком грунте.
- Смещение нагрузки на переднюю ось повышает устойчивость при движении на высокой скорости, при котором встречный поток воздуха стремится приподнять авто.
- Разгрузка передней оси замедляет износ автошин при торможении.
Грамотная развесовка положительно влияет на устойчивость курса, управляемость, медленный и равномерный износ покрышек, безопасность во время передвижения. Распределение массы корректируют с помощью изменения угла наклона кузова, перераспределения расположения груза, замены стабилизаторов.
Знание весовых параметров грузового автомобиля и соблюдение характеристик, разрешенных производителем и правилами дорожного движения, обеспечивают безопасную эксплуатацию авто, увеличивают его эксплуатационный период и предотвращают проблемы с представителями ГИБДД.
Источник: www.yarkamp.ru