Что такое обитаемость лодки

Моторная лодка Обь очень быстро завоевала популярность среди любителей водного туризма и спорта за счет своих ходовых характеристик и мореходности в целом. Ее постоянно используют для спортивных соревнований, в прогулочных целях и для рыбалки. Ее отличает неприхотливость и небольшая масса, что облегчает ее хранение на берегу.

Корпус «Оби» остроскулый, а днище закрученное, корма же сужается у транца, скула высоко поднята в носу. На бортах установлены наделки-були, повышающими ее устойчивость и мореходность. Носовой отсек общим объемом 200 литров герметичен, что не позволит потопить лодку даже при жестких погодных условиях.

Обь-1

Первая модель “Обь-1” имеет кокпит размерами 2,1*1,15 метра. Здесь же расположены два мягких сиденья, каждое из которых двухместное. В носовом отсеке расположен багажник – не гигант, но все необходимое поместить в него вы сможете. На палубе предусмотрен лючок. Его крышка полностью герметична, крепится на винтах.

Она сделана для осмотра герметичного форпика. Подмоторная ниша оборудована у транца. Конструкция корпуса лодки клепанная. К слову о корпусе, материал для его изготовления – дюралюминий Д16 толщиной в полтора-два миллиметра. Тиоколовая лента обеспечивает герметичность швов, работая по принципу прокладки.

Обитаемость в лодке

Поставляется с минимальным снабжением и без тента.

Моторная лодка Моторная лодка Моторная лодка

Обь-2 и 2М

На замену первой модели в скором времени пришла версия за номером “2”, которая правда не приобрела большой популярности и достаточно быстр получила литеру “М” в названии. У “2М” длина увеличилась до 4,29 м. и ширина до 1,58 м. Силовая конструкция укреплена 6 шпангоутами. Килеватость днища увеличилась, толщина алюминиевых листов на днище выросла до 2 мм. по всей площади. В этот раз стал использоваться металл марки Д16, который обладает большей прочностью.

Лодка “Обь-2М” получила два багажных отсека – в районе подмоторного отсека и под палубой. До первого можно добраться через дверцы на петлях по бокам от рецесса, а для второго предусмотрели крышку в носовой переборке. В багажнике моторного отсека легко помешается 3 топливных бака по 20 литров ёмкостью.

Комфортабельность и обитаемость улучшились. Сиденья жестко не закрепляются, их можно монтировать в разных местах. Если вы решите переночевать в лодке, то их легко можно разложить так, что появиться два полноценных спальных места. Увеличилось общее количество отсеков для хранения вещей. Появилась возможность устанавливать тент.

В боковых переборках и в районе форпике положили пенопластовые блоки для повышения плавучести, благодаря чему отказали от воздушного кармана в носу. А обводы корпуса лодки получили дополнительные “скулы”.

Какие типы яхт бывают и чем лодки отличаются между собой?

Обь-М

Схема моторной лодки

Следующей стала модель “Обь-М”, первые экземпляры которой были выпущены в 1975 году. Лодки этой серии выпускались на новой производственной линии с применением самых современных на тот момент технологий. В 1977 году модель прошла еще небольшую модернизацию, сейчас бы сказали “фейслифтинг”, немного улучшили комфортабельность.

Но вот с мореходными качествами ничего в лучшую сторону так и не удалось сделать. По отзывам и в ходе множества испытаний выяснилось, что моторная лодка “Обь-М” – неудачная модель в плавании из всей серии. К тому же отдельные части ее корпуса очень сильно подвергались коррозии. В связи с этой неудачей была разработана лодка “Обь-3”.

Моторная лодка Моторная лодка Моторная лодка

Но у “М”-ки по сравнению с первой и второй моделями были и плюсы:

  • Появилось множество различных мест для хранения инструментов и личных вещей пассажиров;
  • Вариативность в установке сидений и возможность их раскладывать для устройства спальных мест;
  • Увеличился кокпит и вообще обитаемость стала гораздо лучше. Борта стали выше, высота транца так же поднялась до 390 см.
  • Общая снаряженная масса стала больше на 30 кг, но это за счет доукомплектации оборудованием. Сам же корпус практически не изменился, он все также изготалвивался из дюралюминия;
  • Увеличилась килеватость форштевня, она доходит практически до середины днища, что в свою очередь заметно улучшило такие ходовые качества лодки как гидродинамику и способность ходить по неспокойной воде. Линии глиссера получились немного скошенными, нос стал тупым. Встречались на форумах отзывы, что такой дизайн сделал лодку более спортивной, хотя это спорное заявление;
  • Лобовое стекло вместо изогнутого в прошлом стало граненым;
  • Непотопляемость стала обеспечиваться несколькими пенопластовыми блоками.
  • Топливный отсек вмещает в себя 4 канистры по 10 литров каждая;
  • Как уже говорилось, стали применяться новые технологии в изготовлении корпуса лодки, а именно деталей, из которых этот корпус собирается. Очень сильно повысилась точность раскроя и штамповки. В процессе формовки подготавливаются отверстия, насечки и другие мелкие особенности. Корпус стали собирать из минимального количества деталей, которые просто стали крупнее. Дюралевых секций стало всего две – верхняя и нижняя с запалубленным сегментом;
  • Подмоторный отсек это отдельная конструкция из металла толщиной аж 2 мм. На нем появились высадки. Набор жесткости состоит из шести стрингеров, семи шпангоутов и двух поперечных перегородок;
  • Листы дюралюминия соединялись методом клепки (до 70% швов), с помощью металлического профиля дополнительно усилили стыки сегментов.

Обь-3

Схема моторной лодки

Эта модель стала одной из самых популярных. Она никогда не залеживалась в магазинах и на складах, её разбирали как горячие пирожки. Производить её начали в середине 80-х годов 20 века.

В новой модели прежде всего была увеличена подъемная сила, спонсоны стали гасить носовую волну во время движения в переходном режиме, а в случае глиссирования они создавали воздушную подушку в туннелях, уменьшая поверхность днища, смачивающуюся водой. При отгибе скулы на самых мощных скоростях волнообразование снижается, а динамическая остойчивость лодки увеличивается.

Днище приобрело дополнительную жесткость, а гидродинамическое качество прибавилось. Все это обеспечивалось новой формой днища, которое было образовано двумя сводами. Скулы приобрели резкий отгиб в носовой части. Инженеры предусмотрели реданы продольного типа для усиления днища по всей его длине. Так как килеватость лодки увеличилась, шпангоуты в районе форпика имеют соответствующий угол подъема.

Читайте также:  Как покрасить лодку прогресс 2 своими руками

Моторная лодка Моторная лодка Моторная лодка

Новая версия моторной лодки Обь имеет более мягкий ход и лучше входит на волну. По сравнению с «Обью-М» улучшены гидродинамические характеристики. Корпус и внутренности созданы из алюминиевых сплавов высокого качества Д16 и Д1. Обеспечен более высокий уровень герметичности. Кокпит приобрел еще больше комфортабельности за счет четырех удобных кресел внутри.

О креслах стоит рассказать отдельно. При необходимости из них можно соорудить спальные места, если нужно. Ветровое стекло, установленное на палубе, защищает экипаж от брызг и встречного ветра. Имеется быстросъемный тент для защиты от непогоды. Багажное отделение расположено на носу.

Для непотопляемости мотолодки к днищу и по бортам крепятся блоки плавучести.

Новосибирский завод “Алмаз” до сих пор выпускает эту модель лодки, но уже под номером “Обь-3-1”.

Обь-4

Это гигант среди всей серии моторных лодок “Обь”. Её еще называют “Сибирский богатырь”, грузоподъемность до 1,5 тонн. с длиной более 7 метров и шириной в 2 метра. Модель создавалась специально для сурового сибирского климата для плавания в северных акваториях.

Главной особенностью лодки “Обь-4” стала возможность установки подвесного лодочного мотора гигантской мощности для такого типа судов, до 130 л.с. Можно даже ставить два спаренных мотора. Но тут все логично, если учесть, что лодка весит 600 кг. и может тащить на себе груза до 1500 кг.

В связи с изменениями технических характеристик моторки, инженерам пришлось серьезно заняться работой над формами корпуса лодки, который в итоге получил автомобильное название “комби-универсал”. Острый излом скул глиссера сочетается в килеватостью дна, доходящей до 12 градусов в районе миделя. Днище по направлению к корме переходит в обводы, как у катамаранов, оно разделено двумя спонсонами с углом наклона от 5 до 7 градусов. В промежутке между ними клиренс по горизонтали и вертикали имеет соотношение 820*125 мм. Эти элементы выполняют вспомогательную функцию ребер жесткости.

Моторная лодка Моторная лодка Моторная лодка

Лодка изготавливается из дюралюминия марки Д1Т. Толщина днища составляет 2 мм, остальные секции по 1,5 мм. Метод сборки панелей – клепка с дополнительной герметизацией всех соединений. Внутри корпус по всему периметру заполнен пенополиуретановым веществом, что не только значительно усиливает прочность бортов, но и обеспечивается непотопляемость.

Конструктивно “Обь-4” имеет следующие особенности:

  • В носу есть достаточно большое багажное отделение объемом 500 куб.см.
  • Для удобства всхода на лодку приделали поручни, так что не упадете в воду по пути на борт.
  • Обитаемый кокпит отделе от форпика перегородкой.
  • Диваны-рундуки.
  • Большой встроенный топливный бак аж на 200 л. горючки.
  • Носовая половина салона закрыта рубкой, над ней разместилось изогнутое лобовое стекло и все это накрыто тентом.
  • Самоотливной рецесс оборудован выносным кронштейном.
  • Проводку разместили по бокам от подмоторной ниши, тем самым повысив безопасность.
  • В салоне есть обогрев для холодных времен года, два спальных места и столик для покушать.
  • Пол представляет собой реечные слани.

Пассажирская комплектация лодки “Обь-4” представляет собой одну большую каюту с обогревом.Ветровое стекло есть и на палубе и перед системой дистанционного управления. Существовал вариант лодки с дизельными водометными моторами. Корпус лодки был немного другим с острыми, традиционными обводами и килеватостью в 15 градусов. Рубка была немного меньше, но все еще 6 человек могли в ней комфортно разместиться. Каюта была сдвинута дальше к носу.

Обь-5

Схема моторной лодки

Это возврат к традиционным моторным лодкам “Обь” после 4-ой модели. Конструктивно это продолжение 3-ей серии, за основу была взята именно эта модель. Производство началось на заводе “Алмаз” в 2000 году. На данный момент существует две модификации: “Обь-5” и “5П”. Второй вариант – это патрульная версия, так сказать спец заказ для муниципальных и государственных служб. “Патрульная Обь” стала короче на 1 метр с меньшей осадкой и повышенными скоростными характеристиками.

На носу у лодки разместился гермобак с форлюком на палубе. На корме оборудовали специальный отсек для дизельного двигателя с водометом. Там же есть места для АКБ, емкости для охлаждающей жидкости, привода для водомета. Топливный бак разместили под сиденьем.

Моторная лодка Моторная лодка Моторная лодка

Лобовое стекло позаимствовано от автомобиля “Москвич-412”, от куда перекочевало зеркало заднего вида и дворники для борьбы с брызгами. В кокпите расположились 4 складных кресла для 6-ти пассажиров. В комплекте предусмотрен тент. На приборную панель выведен штурвал от ДУ, приборы для отслеживания всех всех необходимых показателей.

“Обь-5П” предполагает размещение на борту до 4 человек, но комфортно могут разместиться лишь два служителя закона. Ветровое стекло оборудовано прожектором и поручными для швартовки лодок нарушителей порядка.

Технические характеристики, сравнительная таблица

Характеристика “1” “2” “3” “4” “5” “5П” “М”
Длина наибольшая, (м.) 4,2 4,2 4,3 7,2 5,6 4,6 4,26
Ширина наибольшая, (м.) 1,45 1,45 1,56 2,0 1,56 1,56 1,56
Высота бортов на миделе, (м.) 0,58 0,58 0,67 0,82 0,78 0,78 0,65
Транец, (мм.) 380 380 390 390 390 390
Угол килеватости днища на миделе 4 4 4 12 4
Пассажировместимость, (чел.) 4 4 4 12 6 4 4
Грузоподъемность, (кг.) 400 400 400 1500 965 400 400
Макс.мощность мотора, (л.с.) 30 30 30 130 55 55 30
Скорость под мотором с полной нагрузкой, (км/ч ) 40 40 40 50 60 70 36
Снаряженная масса, (кг.) 140 140 185 600 500 440 170

Комплектация

  • Металлический корпус лодки,
  • Деревянные слани,
  • Резиновые коврики,
  • Кресла 4 шт.,
  • Подушки для кресел 4 шт.,
  • Лобовое стекло с монтажными деталями,
  • Весли и уключин 2 шт.
  • Дистанционное управление,
  • Черпак
  • Спасательный линь 10 м.
  • Пожарное покрывало,
  • Навес,
  • Рем.комплект,
  • Блоки плавучести 6 штук,
  • Инструкция по эксплуатации.
Читайте также:  Лодка феникс 510 характеристики

Ходовые качества

Ходовые испытания показали, что конструкторы поняли, что от них требовалось. В сравнении с предшественниками «Обь» и «Обь-М» моторная лодка Обь-3 имеет наилучшую остойчивость, развивая при полной нагрузке скорость до 40 км/ч. Остойчивость более чем достаточна, чтобы исключить переворот судна на полном ходу и при резкой перекладке руля. Испытания были проведены на самой допустимой волне. Кокпит не забрызгивается под всеми курсовыми углами к бегу волн.

Преимущества и недостатки всей серии лодок “Обь”

Преимущества

  • Универсальная моторная лодка для любого ПЛМ в пределах разрешенной мощности.
  • Отличные скоростные характеристики и выхлоп с каждой лошадиной силы двигателя, благодаря чему лодка “Обь” очень часто фигурирует в призерах на различных спортивных соревнованиях.
  • В ходовых качествах конструкторы “Оби” оступились лишь на модели “М” и то только при волнении на воде. Остальные модели обладают очень хорошими и сбалансированными ходовыми качествами. Маневренность, всхожесть на волну, выход на глисс, все на очень достойном уровне.
  • Хорошая грузоподъемность для таких размеров моторки.
  • Качественное соединение деталей корпуса путем клепки и дополнительное усиление швов.
  • Рост уровня комфортабельности с каждой новой моделью.

Недостатки

  • Ранние модели обладали минимальным количеством багажных отсеков, но к середине 70-х годов инженеры решили эту проблему.
  • Обитаемость ранних моделей была на очень низком уровне. Не удобные сидушки, не было возможности устройства спальных мест, не было защиты от солнца и дождя.
  • Первоначально мореходность лодки была ниже среднего. Волны выше 70 см. для “Оби” были противопоказаны. Модель “М” вообще любит нырять под волну (в народе её прозвали “нырок”) и ей противопоказана носовая загрузка и резкие старты, что чревато уходов моторки под воду. Только у “тройки” и далее проблемы с мореходностью были полностью устранены.
  • Отсутствие возможности спарки вплоть до 4-ой модели, но умельцы своими руками решали и эту проблему.

Цена

Стоимость лодки “Обь-1” в состоянии б/у стартует от 20-25 тысяч рублей. “Обь-2” в среднем стоит около 60 т.руб. Цена на “Обь-3” как самую популярную может доходить до 400 тысяч, в зависимости от оснащения, а минимальная цена, которую удалось найти на Авито была 25 тысяч, но там с лодкой нужно будет провести не мало потных ночей. Гигант “Обь-4” стоит в районе 400 тыс. рублей. “Обь-5”, как самая свежая и еще не очень б/у стоит на просторах нашей страны от 180 до 350 тыс. рублей. В новом виде лодку “Обь” сейчас можно купить изи заказать на заводе “Алмаз” моделей только “3-1” и “5”.

Источник: spyship.ru

Понятие об обитаемости кораблей. Гигиени­ческие требования к размещению личного состава на кораблях

При размещении личного состава должны соблюдаться следующие усло­вия:

  • 1) Размещение должно быть выше ватерлинии.
  • 2) Покомандное размещение личного состава в жилых помещениях..
  • 3) Количество коек должно быть на 5 % больше, чем матросов.
  • 4) Жилые помещения должны быть отграничены от служебных

Жилые помещения на кораблях.

Как уже было сказано жилые помещения различны для матросов и офи­церов. Для матросов предназначены кубрики, для офицеров — каюты. Должны выполняться нормы площадей и кубатуры.

Для матросов в кубрике необходимо 1.6-2 метра квадратных площади при высоте 1.8 — 2.2 метра. Кубатура таким образом равна примерно 3.6 — 4 метра кубических.

Для офицеров в каюте норма площади 5 квадратных метров, кубатура 10 — 12 метров кубических.

К материалам, применяющимся на кораблях для отделки жилых поме­щений предъявляются определенные требования:

  • 1) Высокая теплоемкость
  • 2) Низкая теплопроводность.
  • 3) Низкая звукопроводимость.
  • 4) Вибростойкость.
  • 5) Материал не должен изменять химический состав воздуха
  • 6) Материал должен быть негорючим, прочным.

В качестве отделочного материала лучше всего применять пробку, вой­лок, пенопласт, альфоль (алюминиевая фольга).

Источник: s-p-a.com

ЛитЛайф

Многие подлодки снабжены манипуляторами (механическими руками) для сбора образцов и выполнения рабочих операций. Оператор управляет манипуляторами, наблюдая через иллюминаторы или с помощью телевидения. Манипуляторы снабжаются сменным рабочим инструментом: захватом, черпаком, буром или стаканом для взятия проб грунта.

Часть лодок можно назвать «однорукими», они имеют по одному манипулятору. На других — два и даже четыре. Из них два верхних нужны для выполнения рабочих операций, а два нижних — для закрепления лодки у дна. Пока еще подводные манипуляторы далеки от совершенства, в основном из-за того, что трудно удержать подлодку неподвижно над объектом работ.

Оператору требуются минуты для выполнения действий, которые по обстановке иногда должны выполняться за секунды. Нужна большая ловкость и осторожность, особенно если хочешь поймать живое существо, даже такое сравнительно малоподвижное, как омар или краб.

28 августа 1963 года командиру американской научно-исследовательской подводной лодки «Триест-2» Кичу потребовалось 15 минут, чтобы захватить манипулятором кусок медного трубопровода погибшей подлодки «Трешер», весивший 4,5 килограмма. Пилот «Элвина» Рэйни сообщает, что также около 15 минут уходит на взятие с помощью манипулятора колонки грунта длиной 45 и диаметром 5,75 сантиметра.

Эта манипуляция состояла из выбора удобного места у дна в поле зрения иллюминатора, извлечения грунтовой трубки из рамы, внедрения трубки в осадочный слой, извлечения из грунта и установки в раму. Рэйни считает, что на суше эта работа могла бы быть выполнена любым рабочим и заняла бы около минуты. Проблему составляет пока и навигация малой подводной лодки.

Основные средства навигации здесь — компас, эхолот и лаг. Сложность состоит в том, что невозможно применить обычные для мореплавания ориентиры и способы определения места — по небесным светилам, маякам, знакам или радиомаякам. Малой подлодке легко «заблудиться» из-за неточного знания курса и скорости, времени, затрачиваемого на обход препятствий при плавании у дна, и главное — из-за сноса течениями.

Читайте также:  Лодки ПВХ все модели

Поэтому такая подводная лодка все время держит гидроакустический контакт с обеспечивающим надводным судном, снабженным, как правило, средствами точного кораблевождения.

На больших лодках можно установить инерциальную навигационную систему. Несмотря на то что принцип действия этой системы чрезвычайно прост, ее создание потребовало привлечения самых последних достижений в области гироскопических приборов, механики, вакуумной и вычислительной техники.

Представим себе, что нам точно известно исходное место движения подводной лодки. Переход от состояния покоя или равномерного прямолинейного движения к движению с другой скоростью невозможен без ускорений. Ускорения можно точно замерить с помощью инерциальных датчиков (акселерометров) на основе второго закона механики. По ускорениям можно рассчитать скорости и, следовательно, пройденное расстояние. Все эти операции автоматически выполняет сложный и пока относительно громоздкий комплекс аппаратуры, который и называется инерциальной системой.

Ее главное преимущество — в полной независимости от внешних источников навигационной информации. Значит, подводная лодка, определив перед погружением свое место, например радионавигационным способом или с помощью навигационных спутников Земли, может плавать довольно продолжительное время, не всплывая. При этом разница между счислимым (расчетным) и фактическим местом увеличивается незначительно. Например, во время трансполярного перехода атомной подводной лодки «Наутилус» (1958 год) ошибка в расчетном месте достигла 10 миль после прохождения подо льдами расстояния, равного 1830 милям (ошибка чуть более 0,5 процента).

Закрыть Как отключить рекламу?

Другой вид современной навигационной аппаратуры — гидроакустические, иначе доплеровские лаги. Входящая в состав лага электронно-вычислительная машина вычисляет по скорости величину пройденного расстояния относительно дна. Таким образом — и это очень важно — учитываются влияние течений и боковые перемещения.

Принцип действия лага основан на эффекте Доплера[8]: скорость подводной лодки измеряется по разности частот гидроакустических сигналов, излучаемых четырьмя преобразователями под углом 80 градусов к вертикали, и их отражений от морского дна. Гидроакустические лаги дают ошибки при определении малых скоростей (до 2 узлов). А это как раз находится в диапазоне экономической скорости большинства научно-исследовательских подводных лодок.

Малые лодки доставляются обычно в район исследований на борту надводной обеспечивающей плавбазы или на буксире. Когда искали водородную бомбу у берегов Испании, малые лодки перебрасывали на транспортных самолетах, а потом перегружали на борт надводного судна.

Ограниченный запас энергии и плохие мореходные качества для плавания на поверхности заставляют малую лодку полностью зависеть от обеспечивающего судна-носителя. Причем спуск подлодки на воду и подъем с воды в штиль при наличии спуско-подъемного устройства не представляют трудности. Но уже при небольшом волнении перегрузочная операция перерастает в спасательную. Плавбаза должна подойти к раскачивающейся и заливаемой волнами лодке, закрепить подъемный трос, бережно поднять лодку, аккуратно поставить в гнездо на неустойчивой палубе и транспортировать к следующей точке погружения. На малых лодках численность экипажа невелика, а длительность одного погружения не превышает нескольких часов.

Естественно, что так называемой обитаемости на таких лодках большого значения не придается. Исследователи-гидронавты либо сидят как в малолитражном автомобиле, либо лежат на амортизирующих матрасах, приблизившись лицом к иллюминатору. Углекислый газ удаляется химпоглотителем, кислород из баллонов подается в атмосферу лодки через определенное время. Проблемы питания и санитарии сведены к минимуму.

Другое дело — большие подводные лодки, способные находиться под водой неделями. Тогда обитаемость становится в один ряд с оснащением научной аппаратурой и другими техническими характеристиками. Она превращается в одно из важнейших качеств исследовательской подводной лодки, поскольку прямо влияет на работоспособность экипажа.

В идеале человек в герметичном корпусе лодки должен иметь возможность нормально дышать, принимать пищу, выполнять ту или иную работу и отдыхать, то есть делать все то, что он обычно делает на суше. Если квалифицировать деятельность гидронавта под водой как обычную работу в необычных условиях, то для ее нормального выполнения нужно всемерно снижать необычность окружающей обстановки. Здесь и создание нужного микроклимата, и поддержание неизменного газового состава воздуха, и снижение шумности, и рациональная организация труда, отдыха, питания и даже медицинского обслуживания. Для исследовательской подлодки с атомным источником энергии появляется еще один, пожалуй, самый важный фактор — безопасная радиационная обстановка в отсеках.

Тема эта очень обширна, и поэтому останавливаться подробно на каждом факторе невозможно. На больших лодках в этом смысле сделано многое, начиная от индивидуальных спальных мест и горячего четырехразового питания до надежной биологической защиты. Так, во время наших плаваний на «Северянке» каждый член научной группы «базировался» на свою подвесную койку в носовом отсеке.

Чтобы компенсировать недостаток солнечного света, корабельный врач производил периодическое облучение каждого члена экипажа кварцевыми лампами. Но были и свои «но». Во время плавания в северных широтах температура в носовом отсеке падала до 8 градусов. Приходилось и работать и спать в меховой одежде.

В научном посту «Северянки» была организована двух-, а реже трехсменная вахта у иллюминаторов и приборов (соответственно по три или по два научных сотрудника в каждой смене в зависимости от программы наблюдений). И хотя во время длительных экспедиционных походов (25–30 суток) самочувствие и работоспособность исследователей были хорошими, двухсменная вахта все-таки изнуряла. Чтобы наблюдения шли непрерывно, была отработана взаимозаменяемость. Члены научной группы овладели «смежными» профессиями.

Австрийский физик X. Доплер установил, что частота принимаемого звука меняется в зависимости от скорости взаимного движения источника и приемника колебаний. В нашем случае источники были установлены на носу лодки, а приемники — на корме. Стало быть, частота сигналов менялась в зависимости от скорости лодки.

Источник: litlife.club

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...