В студенческих конструкторских бюро наших вузов и техникумов родилось немало интереснейших технических новинок. В большинстве своем они являются сплавом дерзновенной мысли и строгого научного анализа. Так же как некоторые новые сплавы в металлургии, они обладают удивительными свойствами и самым своим появлением опровергают все то, что говорилось по этому поводу ранее, — например, «нельзя», «не получится», «не доросли» и «не созрели».
А самым примечательным в студенческих разработках является, пожалуй, умение отделить ценное от случайного, перспективное от неоправданного. Особенно интересны работы студентов в области создания новых летательных аппаратов оригинальных схем. Самолеты, планеролеты, рекордные и пилотажные планеры, микроавтожиры и микровертолеты — экранопланы и АВП — вот далеко не полный список студенческих работ за последние годы. Некоторые из них демонстрировались на ВДНХ СССР и сразу же полюбились нашей молодежи. Их строят, на них летают.
Бе-200 — самолет/лодка/пожарный/спасатель
Редакционная почта показывает, что энтузиастов микроавиастроения с каждым годом становится все больше и больше. В качестве примера можно назвать молодого рабочего Леонида Турбина и доктора физико-математических наук Михаила Гохберга: оба они с увлечением занимаются полетами па дельтапланах (параглайдерах) и достигли в этом немалых успехов.
Михаил Борисович Гохберг — мастер спорта по водным лыжам — ежегодно демонстрирует полеты на дельтаплане собственной конструкции в День Военно-Морского Флота на Химкинском водохранилище в Москве, а Леонид Турбин руководит коллективом таких же энтузиастов, как он сам, в молодежном клубе «Луч» своего микрорайона. Клуб расположен на берегу Москвы-реки.
Это очень удобно: летом дельтаплан ставится на поплавки и его можно буксировать быстроходным катером; а зимой, когда акватория покрывается льдом, для буксировки используются автомобили, мотоциклы, аэросани или мотонарты — вся эта техника, также созданная своими руками, имеется в клубе «Луч». Жители микрорайона — ив первую очередь, конечно, малышня — очень гордятся «своим» клубом. Поэтому на полетах всегда много зрителей и болельщиков. И никто ничему не удивляется — даже если по льду с неимоверной скоростью пронесется поставленный на коньки дачный алюминиевый стульчик с пропеллером сзади или в воздухе внезапно появится непонятное сооружение из бамбуковых палок, обтянутых старыми простынями. Болельщики знают: для ребят из клуба «Луч» нет ничего невозможного!
Рис. 1. Общая компоновка гидросамолета РКИИГА-74:
1 — корпус мотолодки «Прогресс», 2 — приемник воздушного давления, 3 — двигатель М-332, 4 — подкос крыла, 5 — подкрыльный поплавок, 6 — крыло (от планера «Приморець), 7 — тросовые растяжки хвостовой фермы, 8 — узел крепления хвостовой фермы к корпусу мотолодки, 9 — обтекатели лодки (пенопласт), 10 — хвостовая ферма, 11 — вертикальное оперение, 12 — тросовая проводка к рулям, 13 — горизонтальное оперение, 14 — кабина пилотов.
Самолёт-амфибия Л-65
Но однажды в редакцию пришло объемистое письмо. Мы вскрыли его и не поверили своим глазам, увидев на присланных фотоснимках летящую мотолодку «Прогресс», к которой на каких-то жердочках было приделано крыло и хвостовое оперение. Пришел наш черед удивляться — такого еще не было!
А придумали, спроектировали, построили и провели всесторонние испытания этой «лодки-самолетки» рижские студенты из Краснознаменного института инженеров гражданской авиации (сокращенно — РКИИГА). Те студенты, которые были участниками смотра НТТМ-72 и упоминаются в списке награжденных медалями ВДНХ СССР.
Впрочем, лучше предоставить слово им самим — создателям нового, оригинального по задумке и выполнению гидросамолета РКИИГА-74. Редакция считает этот проект заслуживающим внимания еще и потому, что строительство легких гидросамолетов и самолетов-амфибий открывает широкие возможности использования имеющихся у нас акваторий, в то время как подыскание годной для полетов площадки на суше — даже для первоначального обучения планеристов — стало делом весьма сложным. Будущее, очевидно, принадлежит гидросамолетам и экранопланам! Так говорят энтузиасты создания новых транспортных средств. С ними нельзя не согласиться: ведь две трети нашей планеты покрыты водой!
В основную группу конструкторов-разработчиков и строителей вошли: кандидат технических наук Ф. А. Мухамедов, старший преподаватель В. 3. Цейтлин и студенты механического факультета В. Ягнюк, Ю. Прибыльский и А. Швейгерт. В процессе проектирования гидросамолета были произведены: гидродинамический расчет корпуса лодки, аэродинамический расчет самолета в целом и расчет прочности. При конструировании исходили из наличия имеющихся материалов и средств. Для упрощения работы в качестве корпуса было решено использовать серийную мотолодку «Прогресс», а крылья и оперение — от широкоизвестного учебно-тренировочного планера «Приморец».
Консоли крыльев крепятся к центроплану, установленному на стойках из хромансилевых труб обтекаемого профиля. Передняя пара стоек держит на себе сварную мотораму, имеющую узлы для подвески двигателя М-332. Каждая консоль скреплена с корпусом подкосом, имеющим контрподкос и тросовую расчалку, идущую к верхней части киля. На концах крыльев с помощью стальной трубы обтекаемого профиля укреплены поплавки, выполненные из пенопласта ПС-1 и оклеенные стеклотканью. При транспортировке поплавки снимаются.
Рис. 2. Схема в трех проекциях гидросамолета РКИИГА-74.
Лодка соединяется с хвостовым оперением ажурной фермой, сваренной из тонкостенных хромансилевых труб. Для крепления к корпусу лодки хвостовой фермы, а также стоек центроплана, несущих на себе силовую установку, планировка «Прогресса» несколько изменена — задняя часть кокпита запалублена дюралюминиевым листом толщиной 1,2 мм, шпангоуты усилены (особенно в местах установки стыковочных узлов), установлены авиационные сиденья (два рядом), спаренное управление (два штурвала и два комплекта педалей), приборная доска и система управления двигателем.
Для снижения аэродинамического сопротивления лодки к ее транцу прикреплены обтекатели, выполненные из пенопласта и оклеенные стеклотканью. В средней части корпуса по центру тяжести установлен бензобак емкостью 90 л и аккумулятор 12А-30 для питания стартера, подкачивающего бензонасоса и приборов.
Силовая установка самолета — четырехцилиндровый авиационный двигатель воздушного охлаждения М-332 перевернутого типа со взлетной мощностью 140 л. с., имеющий систему непосредственного впрыска топлива. Комплект приборов, контролирующих работу силовой установки, включает тахометр, указатель температуры головок цилиндров, трехстрелочный указатель температуры масла, давления масла и топлива. В комплект пилотажно-навигационных приборов входят: указатель скорости, высотомер, вариометр, указатель поворота и скольжения, магнитный компас.
Система управления в основном тросовая. Для управления элеронами применены быстроразъемные соединения, облегчающие монтаж и демонтаж крыла. Для снятия нагрузки с руля высоты установлен триммер с тросовой проводкой управления.
ДАННЫЕ ГИДРОСАМОЛЕТА РКИИГА-74
высота лодки (без козырька)……………………….0,75
Площадь крыла, м 2 ……………………………………20,20
Относительное удлинение крыла……………… 8,9
Источник: modelist-konstruktor.com
Летающая подводная лодка — миф или реальность?
В середине 1930-х Советский Союз приступил к созданию мощного военно-морского флота, что предполагало строительство линкоров, авианосцев и кораблей других классов. Это стало мотивом появления фундаментально новых, необычных технических и тактических решений. В частности, была предложена идея создания аппарата, который объединял бы в себе характеристики подводной лодки и самолёта.
В 1934 году такой проект Летающей подводной лодки был представлен курсантом ВМИУ им Дзержинского Б.П.Ушаковым. В последствии в результате переработки данного схематического проекта было представлено несколько версий для определения устойчивости и нагрузок на элементы конструкции аппарата.
В апреле 1936 года капитан 1 ранга Сурин утвердил проект Ушакова на реализацию. В июле полуэскизный проект ЛПЛ был рассмотрен Научно-исследовательским военным комитетом (НИВК) и в целом получил одобрение с тремя дополнениями, одно из которых звучала так: ”… рекомендуется продолжить разработку проекта в целях подтверждения реальности его реализации путём проведения дополнительных расчётов и необходимых лабораторных испытаний”.
В 1937 тема проекта была включена в план дивизиона “B” НИВК, но после пересмотра от неё отказались, что было свойственно тому времени. Дальнейшие разработки проекта полностью велись инженером отдела “B” военным техником 1 ранга Б.П.Ушаковым во внеслужебное время.
10 января 1938 года вторым отделом НИВК были рассмотрены чертежи и основные тактико-технические элементы ЛПЛ, подготовленные автором.
Летающая подводная лодка была направлена на уничтожение кораблей противника в открытом море и в районах морских баз, защищённых минными полями и бонами. Небольшая подводная скорость и ограниченность радиуса действия под водой не были преградой для ЛПЛ, т.к. в отсутствии цели в районе действий лодка могла самостоятельно найти врага. После как с воздуха определяла курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность преждевременного определения. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабильной позиции, что позволяло исключить перерасход энергии.
При отклонении цели от линии курса ЛПЛ шла на сближение, а при очень большом отклонении она совершала повторный заход — всплывала и готовилась к повторной атаке. Именно эта особенность и рассматривалась в качестве основного преимущества подводно-воздушных торпедоносцев пред традиционными субмаринами.
Особенно эффективным рассматривалось действие таких ЛПЛ в группе, т.к. теоретически три таких аппарата в действии создавали на пути противника девятимильный барьер. Субмарина могла под покровом ночи вторгнуться в бухту и порт врага, погрузиться, а затем днём вести наблюдения, определение секретных форватеров и при удобном случае атаку.
В конструкции ЛПЛ предусматривались шесть автономных отсеков, в трех из которых помещались авиамоторы АМ-34 мощностью по 1000 л.с. каждый. Они снабжались нагнетателями, допускавшими форсирование на взлетном режиме до 1200 л.с. Четвертый отсек был жилым, рассчитанным на команду из трех человек. Из него же велось управление судном под водой.
В пятом отсеке находилась аккумуляторная батарея, в шестом – гребной электромотор мощностью 10 л.с. Прочный корпус ЛПЛ представлял собой цилиндрическую клепаную конструкцию диаметром 1,4 м из дюралюминия толщиной 6 мм. Помимо прочных отсеков, лодка предусматривала пилотскую лёгкую кабину морского типа, которая при погружении заполнялась водой, при этом лётные приборы задраивались в специальном отсеке.
Обшивка крыльев и хвостового оперения должна была быть выполнена из стали, а поплавки из дюралюминия. Эти элементы конструкции не были рассчитаны на повышение внешнего давления, т.к. при погружении они затапливались морской водой, которая поступала через отверстия для тока воды.
Топливо (бензин) и масло хранились в специальных резиновых резервуарах, которые планировалось расположить в центральном отсеке. При погружении подводящая и отводящая магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов перекрывались, что исключало их повреждение под действием давления забортной воды. Чтобы предотвратить коррозию корпуса обшивку предполагалось покрыть краской и лаком. Грузоподъёмность лодки составляла 44,5% от общего веса аппарата, что было характерно для машин тяжёлого типа.
Погружение проводилось в 4 этапа: задраивание моторных отсеков, перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход экипажа из кабины в жилой отсек (центральный пост управления).
Источник: oko-planet.su
Летающая подводная лодка
Летающая подводная лодка — девайс за авторством Жюля Верна, умеющий летать и плавать под водой. Во всей своей фантастической красе изображен в х/ф «Небесный Капитан и мир будущего» в виде дико прокачанного чьими-то очумелыми ручками истребителя времен Второй мировой войны «Кёртисс P-40 Томагавк». В реальной жизни попытки создать нечто подобное были, однако единственное, что удалось создать полезного — это ракеты, запускающиеся с подводной лодки из подводного положения.
Причины — разница свойств воды и воздуха и, соответственно, потребных для надёжного функционирования в этих средах профилях летательного аппарата. Если в двух словах — профиль крыла, который не ломался бы при врезании самолёта в воду, должен быть аналогичным сверхзвуковому (т. е. тонкий и с высоким уровнем стреловидности), однако на такой скорости удар о воду будет аналогичным удару о стену, с соответствующими повреждениями (всмятку), а, как известно любому технарю, при пересечении границ среды всё, что может быть оторвано, обязательно будет оторвано. Летать на меньшей скорости это чудо не сможет ввиду профиля крыла, не способного держать самолёт на низкой скорости (для этого нужен малый угол стреловидности и большое удлинение), делать убираемое крыло изменяемой стреловидности — значит утяжелить аппарат (летать будет как домашний гусак, а ему ещё подводные движки и цистерны таскать); взлетать из подводного положения не сможет ввиду сопротивления среды — короче говоря, проект со всех сторон идиотский. И, плюс, затолкать самолёт под воду довольно сложно — он лёгкий и при авиакатастрофах тонет только после того, как начерпает воды.
Короче говоря, сверхзвуковой профиль-«утюг» смог бы и быстро ходить под водой, и хорошо летать, но для перехода от одного занятия к другому ему потребуется как минимум добрый волшебник: диапазон скоростей, когда до взлёта ещё далеко, а для воды уже явно многовато (и наоборот при посадке) — непристойно широк и преодолеть его явно нереально. Ракеты же, взлетающие чисто на тяге двигателей (без несущих плоскостей), этой проблемы лишены, но их удельную тягу в самолёт не впихнуть, даже если делать «летадло ради летадла» (всю полезную нагрузку выкинуть).
А вот летающие тарелки, по современным представлениям, проделывают это без проблем, потому что Внеземные Технологии TM . Правда, их не существует, но кого это интересует?
- 1 Реализации идеи
- 2 Где встречается
- 2.1 Литература
- 2.2 Кино
- 2.3 Телесериалы
- 2.4 Мультфильмы
- 2.5 Аниме
- 2.6 Видеоигры
- 2.7 Музыка
Реализации идеи
- Реальные, хорошо летавшие образцы (оба от одного американца-самоучки) сначала садились на воду как обычная летающая лодка, и только после этого, неспешно заполнив балластные цистерны, погружались в воду. Взлетали они тоже в обратном порядке — выдувая воду из балластных цистерн, и только полностью всплыв, разгонялись для взлёта. Естественно, ни о каком «быстром погружении» или «быстром взлёте» даже речи быть не могло.
- Sea Dart, самый быстрый гидросамолёт, можно было бы, в теории, научить и такому фокусу. Правда, сначала его пришлось бы доделать до более-менее стабильно летающего состояния. И то глубоко погрузиться он не сможет (раздавит, всё-таки прочность у него не та — ему летать надо), да и неизвестно, насколько бы его утяжелили цистерны плюс комплект подводных движков. Но в случае успеха из-за той самой высокой стреловидности он смог бы развить не совсем позорную подводную скорость, в отличие от какого-нибудь RFS-1 с его 4 узлами в подводном положении.
- Летучие рыбы же. Просто и изящно.
Где встречается
Литература
- Жюль Верн «Властелин мира». Аппарат Робура «Грозный» ещё умеет плавать по воде, ездить по суше и летать.
- Э. Успенский «Подводные береты». Советские боевые дельфины охраняют военно-морскую базу «подводных лодок, переходящих в самолёт».
- Олег Авраменко, «Звезды в ладонях» — как минимум у челноков-призраков кораблей-разведчиков Терры-Галлии плавание под водой — штатный режим. Летать он разумеется тоже умеет.
Кино
- С привкусом инверсии «Star Trek into Darkness» — «U.S.S. Энтерпрайз 1701» там выступает скорее в качестве занырнувшего звездолёта.
- «Хранители» по мотивам одноименного графического романа сэра Алана Мура — перекочевавший в экранизацию из прервоисточника плот твист с обледенением над Антарктикой движков «Арчи», коего герои не удосужились должным образом просушить перед радикальной сменой климата после довольно длительного пребывания в подводном положении.
- «Небесный капитан и мир будущего» — винтомоторный истребитель превращающийся в подлодку
Телесериалы
«SeaQuest DSV» — боевой катер «Ша-Йю» производства федерации Чао-Даев. Мало того, что является локальным имбой в гидродинамической среде, так способен ещё и короткое время действовать в среде воздушной: тактически, по меркам сеттинга, таковая возможность означает нечто, близкое по значимости к «маневру Пикара» в «Star Trek».
- Сам же «СиКвест» в конце второго сезона совершает межзвездное путешествие (правда, не сам по себе). А в начале третьего сезона, будучи (спустя десяток лет после своего исчезновения) обнаружен на кукурузном поле, возвращается в родную для себя стихию посредством буксировки на внешней подвеске у пачки монструозных геликоптеров.
Мультфильмы
- Yellow Submarine — собственно, жёлтая субмарина. Хотя под водой мы её не видели.
- «Суперсемейка» — Мистер Исключительный, возвращается на остров на самолёте, который на высокой скорости (гораздо выше посадочной), ныряет под воду и следует к подводной стоянке.
Аниме
- «Nadia: The Secret of Blue Water» (яп. ふしぎの海のナディア фусиги но уми но Надиа, Надя с загадочного моря) — местный «Наутилус» местного капитана Немо: мало того, что по происхождению является КК атлантов, построенном во внесолнечной (M78 Небьюла) акватории. Так он ещё и перестроенный серийный мультисредовик. Справедливости ради, стоит отметить: первый («Эриториум») за всё время своего действия в сериале своим ходом равно, как из воды в воздух, так и обратно ни разу не перемещается — не считать же за прецедент захват электромагнитными раздирателями Нео-Атлантиса? — в отличие от второго, угнанного в финале истории из доков Красного Ковчега.
- С прикрученным фитильком — стимпанковый танк-вездеход-трансформер «Гратан».
Видеоигры
- Red Alert 3 — японское «Морское Крыло».
- UFO: Terror from the deep.
Музыка
- Оргия Праведников — «das Boot»: «Подводная лодка в бескрайней пустыне отбивалась в воздушном бою», да так, что «небо в дыры хлестало, как газ» и «раскалённым дождём из-под самого неба с воем капал горящий металл». Естественно, это метафора, но каков образ!
Понятия | Будущее ради будущего • Лженаука • Наука — это круто • Осторожная наука • Ради науки! • Технорелигия • Фантастическое допущение • Эффект фуллерена |
Технологии | GPS • Анабиоз • Всемирная сеть (Даркнет) • Деревянный звездолёт • Гаджет • Гидравлика • Евгеника • Защита от дурака • Кабель вместо батареек • Клонирование • Космические шахтёры • Космический лифт • Люминесценция • Машина Судного дня • Мутаген • Наномашины • Неработающая технология • Распознавание лиц • Самоуничтожение • Силовая броня • Система жизнеобеспечения • Смартфон • Стрельба элементарными частицами • Сыворотка правды • Телепатический интерфейс • Терраформинг • Термоядерный реактор • Трансформер • Циклер • Чудеса от науки |
Бананотехнологии | Агентство паранормальных исследований • Е=const vs. Неиссякаемый источник энергии • Антигравитация vs Искусственная гравитация • Боевой многоножник • Бластер • Воздушный авианосец • Вымышленные вещества (Хлористый пандемоний • Хренполучий) • Гиперсвязь • Глаза-лампочки • Джетпак • Звёздный истребитель • Зелёные камушки • Интернет из летающей тарелки • Использовать мозг на 100% • Квантовая магия • Космическая мегапушка • Кровь роботов и Язык роботов • Летающая техника и/или транспорт (автомобиль • доска • мотоцикл • подводная лодка • тарелка • танк) • Луч смерти (Дезинтегратор) • Магическая лженаука • Матемагия • Машина времени • Мозг в банке • Мономолекулярная нить • Не электричество • Нейтронная мегалоплазма • Неонка • Непонятная штуковина • НИИ магии • Орнитоптер/Махолёт • Открытие, которое перевернёт весь мир • Органический компьютер • Патентованное средство • Сакральная машина • Сверхнаука (древняя • инопланетная (нечеловеческая технология) • нацистская vs советская) • Силовое поле (треснувшее) • Стазис-поле • Супер-РАСТИШКА • Тайные исследования • Твёрдый свет • Техногенное месиво • Технология получения суперспособностей • Техномагия • Тирьямпампация (Гипердрайв) • Трансформер • Устаревшие научные теории • Флеботинум (Импортный инопланетный флеботинум • Модный флеботинум • Прикладной флеботинум • Неправильно применимый флеботинум • Полезный в хозяйстве флеботинум) • Шапочка из фольги • Шизотех • Якорь реальности |
Глазами гуманитариев | Высокотехнологичные шестиугольники • Голливудская кислота • Датировка по электронике vs Будущее не оправдало ожиданий • Машина Голдберга • Железный кнопкодав • Зелёный свет радиации • Копирование — это просто • Красная кнопка • Мобильник ловит где угодно • Монооксид дигидрогена • Постапокалиптическая сверхнаука • Радиация — это магия! • Разноцветный космос • Стандартные неразрешённые загадки • Удар молнии творит чудеса • Уникальный прототип • Футур-ретро • Хорошее электричество, плохое электричество • Шумный космос Компьютерная магия: Взрывающиеся мониторы • Выстрелить в монитор • Голливудское хакерство (Взлом через Пейнт • Взрыв АЭС через Wi-Fi) • Зелёные буквы • Зрительский интерфейс • Кнопка увеличения • Компьютерные вирусы • Медленный перевод денег • Магическая база данных • … |
Люди науки | Археолог-авантюрист • Гений — это волшебная наука • Герр Доктор • Магистр всяческих наук • Невезучий изобретатель • Никола Тесла • Неэтичный учёный • Прогрессор vs Стагнатор • Профессор Выбегалло (Дилетант с мировым именем) • Сам себе подопытный • Учёный (Небеснокаменный учёный • Профессор Фансервис • Сумасшедший учёный • Учёный и офицер • Учёный и политик • Учёный и священник • Учёный выглядит как Эйнштейн • Учёный-схоласт) • Человек эпохи Возрождения Нетайная организация |
Стереотипные локации | Академия наук • Библиотека • Лаборатория |
Проблемы | Баг • Аномалия • Боги забрали огонь • Большая ошибка • Наука не работает • Наука — это плохо • Злокачественная автономная технология (Бунт машин • Серая слизь) • Лишние детали • Не бывает! • Неправильное использование науки (Неправильное использование патентов) • Предварительные испытания не нужны • Технологическая сингулярность • Трансгуманизм — это плохо • Учёный изнасиловал журналиста • Учёный не сумасшедший • Флеботический бунтарь |
Существа | Голосовой помощник • Демон Лапласа (Омега) • Демон Максвелла • Кот Шрёдингера • Мышь Эйнштейна • Мозг Больцмана • Философский зомби |
Псевдонаучные теории (то, что даже на «банан» не тянет) |
25-й кадр • Прошивка крутизны/Память предков • Дети индиго • Ленин — гриб • Передача души • Противоземля |
Поджанры | Внутрисистемная космоопера • Затерянный ковчег • Звёздные короли • Имперская космоопера • Космический вестерн • Космопанк • Научная фантастика • Планетарный романс • … |
Флот и космодесант: личный состав |
Адмирал • Ас • Капитан • Командир авиакрыла • Коммодор • Космодесант • Навигатор • … |
Флот и космодесант: арсенал |
Космические аппараты: Авианосец • Десантный корабль • Живой корабль • Законсервированный корабль • Звезда смерти • Звёздный истребитель vs Истребители не нужны • Звёздный разрушитель • Корабль-матка • Корабль поколений/Спящий корабль/Релятивистский звездолёт • Космическая подлодка • Космическая станция • Космический дуршлаг • Крейсер • Линкор (дредноут) • Планетоубийца • Флагман • Циклер • Чужеродный корабль
Источник: neolurk.org |