Эти веселые строки написал ленинградский поэт-фронтовик Александр Шибаев. В советское время катание на санях было самым популярным развлечением в холодное время года. Забравшись на типовые алюминиевые санки с деревянным седлом, дети и взрослые лихо мчались вниз с ледяных горок.
От простых до роскошных…
Гордое звание главной зимней забавы катание на санях сохранило по сей день, однако мало кто задумывается о древней истории этого транспорта. Возраст самых ранних саней насчитывает не одну тысячу лет. Первые сани появились у народов Севера. При раскопках на территориях Финляндии, Новгородской земли и на Урале археологи обнаружили фрагменты полозьев.
Устройство первых саней-волокуш ненамного отличалось от современного: пару жердей связывали между собой, передние концы привязывали к лошади, а задние сами волочились по земле. Слово «сани» совершенно точно имеет русское происхождение. Оно образовано от старого термина «сань» – то есть «змея».
Трудно не согласиться с тем, что след от полозьев (производное от «полоз»), оставленный на снегу, и вправду напоминает нечто змеиное. В письменных источниках Древней Руси о санях начинают писать с XI века, иногда употребляя синоним – воз. В Радзивилловской летописи и миниатюрах к Житию Бориса и Глеба встречаются изображения саней разных видов.
Лодки народов мира. Как добраться до рыбы | Лошадиная сила
На Руси их было немало: маленькие «ручные» салазки, крытые возки, чунки и дровни для перевозки тяжестей…Объединяло все сани одно – отсутствие тормозов. Управляя небольшими санками, тормозили с помощью собственных ног. Если сани были запряжены, их останавливали специальной шлеей.
Вплоть до начала XVIII века (а в регионах с болотистой местностью значительно дольше) на санях разъезжали даже в теплое время года из-за плохих дорог. Поговорка о том, что готовить сани надо летом, обретает новый смысл, не правда ли? Проехать по селу или городу на санях считалось куда более престижным, чем сделать то же самое на колесном транспорте.
Все торжественные выезды – будь то свадьба, крестины или даже венчание на царство – осуществлялись именно на санях. В старину этот транспорт походил на лодку с загнутыми краями или на длинный ящик, в котором при желании можно было прилечь. Вместимость саней при этом оставалась небольшой: один-два человека. Исключение составляли разве что царские поездки.
Например, когда выезжал Алексей Михайлович, на запятках саней вставали двое бояр, а у государевых ног – два стольника. С XVI века сани пышно украшали резьбой и рисунками. Расцвет этой традиции пришелся на эпохи барокко и рококо. В европейских странах на санях вырезали дельфинов, тритонов, полумифических зверей. Создание новых видов саней никогда не стояло на месте.
С начала XX века российские инженеры пытались модифицировать древний вид транспорта, снабдив его авиационным двигателем. В 1908 году Алексеем Кузиным были созданы «аэросани», а спустя 60 лет легендарный советский конструктор Андрей Туполев придумал сани-амфибию. Первые снегокаты, потеснившие сегодня традиционные салазки, появились в СССР в 1930-х годах. Теперь у саней есть тормоза, руль и даже моторчики разной мощности.
Лодки коренных народов Севера
«Большая ручная и добрая птица»
В XVII столетии для передвижения по замерзшим водоемам придумали парусные сани. Их назвали буерами. В толковом словаре Сергея Ожегова таким необычным саням дается следующее определение: «лодка или треугольная платформа на коньках, движущаяся по льду с помощью парусов». Обычную лодку на полозья впервые, вероятнее всего, поставили голландцы.
Впрочем, похожими приспособлениями для рыбной ловли зимой пользовались и русские поморы. В России буера появились в годы правления Петра Великого. Интересную конструкцию государь увидел во время Великого посольства и твердо решил воссоздать такую же на родине.
Английский капитан Джон Перри, приглашенный Петром I для строительства кораблей, каналов и доков, рассказывал в мемуарах: «Что касается до царя, то он так любит управлять парусами, что даже зимою, когда река Нева и взморье замерзали и нельзя уже более плавать по воде, он имеет нарочно устроенные лодки, искусным образом приспособленные для катания на льду. Когда дует ветер, он в лодке с развевающимися флагами и вымпелами управляет парусами и реет по льду точно так же, как во время плавания по воде». Для государевых забав на Неве каждый день расчищали дорогу. После катаний Петр I угощал приближенных пуншем и объяснял, что разъезжает по льду, чтобы «не забыть морскую экзерцицию».
Страсть к катаниям на парусных санях унаследовала от отца Елизавета Петровна. После ее смерти о буерах забыли более чем на полвека. Считается, что на Адмиралтейской верфи их вновь начали строить в 1819 году. Катания на буерах стали любимым зимним развлечением морских офицеров Гвардейского экипажа.
В начале XX века устраивались уже целые буерные регаты, и веселое развлечение превратилось в отдельный вид спорта. «Так вот он какой, буер! Большая ручная и добрая птица! Буер со скоростью курьерского поезда мчится по заливу. Тихо позванивают над головой упругие паруса. Коньки режут лед, и за нами остаются три ровных, стремительных, быстрых черты.
Кажется, что мы плавно и тихо несемся по воздуху», – писал в 1913 году один из авторов журнала «Рулевой». В годы Великой Отечественной войны буера использовались для перевозки продовольствия и эвакуации жителей из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни», а также были средством разведки. Всего было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом.
За сутки парусные сани при сильном попутном ветре могли сделать 4-6 рейсов, доставив три с половиной тысячи килограммов муки. В эвакуационных рейсах не был потоплен ни один буер: небольшие размеры и высокая скорость не позволяли врагу вести прицельный огонь. В мирное время в СССР неоднократно проводились чемпионаты по буерному спорту. Максимальная скорость, которую развивали парусные сани, достигала 264 километров в час – вот уж поистине «катание с ветерком»!
Источник: histrf.ru
Гонки на обласках и уха: на Белом озере в Томске пройдет праздник коренных народов Севера «Большая рыба»
Праздник коренных малочисленных народов Севера «Большая рыба» состоится в Томске. Местом его проведения станет Белое озеро. Как рассказали корреспонденту интернет-редакции «Вести.Томск» организаторы, гости праздника смогут познакомиться с укладом жизни коренных народов Севера и, конечно, попробовать главное блюдо — уху.
«Праздник «Большая рыба» является важным культурным наследием северных народов и означает начало клева и сезона ловли рыбы. Для того, чтобы улов был удачным, шаман взывает к духам воды. Рыба нужна людям, это еда, запасы на зиму»,
– рассказала президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской «Колта Куп» Тамара Усатова.
На празднике также можно будет увидеть мастер-шоу — народные умельцы и рукодельницы поделятся секретами мастерства. Будет работать фотозона, все желающие смогут примерить селькупские костюмы. Кроме того, в программе — национальные игры и обряды, в том числе, обряд «Поклонение духу воды» и «На удачную рыбалку». Состоятся и соревнования в силе и ловкости, в том числе, гонки на обласках — так называются специальные лодки-долбленки, которыми пользовали представители коренных народов на таежных реках.
Праздник «Большая рыба» пройдет на Белом озере в Томске в субботу, 26 августа, с 15 до 19 часов.
Добавим, в настоящее время в Томской области проживают порядка двух тысяч человек, представляющих коренные малочисленные народны Севера. Название ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской «Колта Куп» переводится как «Обской человек».
Источник: www.tvtomsk.ru
«Здесь жизнь как и сотни лет назад» Как выживает крохотный народ на Крайнем Севере и можно ли туда попасть туристу?
Терский берег — это восточное побережье Кольского полуострова, которое тянется вдоль Белого моря. Не менее пяти веков эти места населяют поморы. Их немногочисленные села разбросаны на значительном удалении друг от друга. Круглогодичных дорог к этим населенным пунктам нет: они, по сути, отрезаны от условной Большой земли многочисленными реками и высокими горами.
Добраться в поморские села Терского берега можно на вертолете из поселка Умба — однако такой полет будет стоить дороже, чем перелет из Москвы во Владивосток. Другой вариант в летний период — на спецтехнике или «Урале», тоже недешевое удовольствие. Остается самый удобный и доступный способ — приплыть из Мурманска на легендарном теплоходе «Клавдия Еланская».
Правда, он плавает до поморских сел всего-то три раза в год, но тем интереснее и экзотичнее получается путешествие. Путешественник Александр Рыбин отправился знакомиться с поморами на таком теплоходе и рассказал о своих приключениях. Его репортаж с Терского берега публикует «Лента.ру».
Последний теплоход
В 1970-х годах в Югославии для СССР была построена серия из восьми пассажирских теплоходов ледового класса — то есть судов, которые могут ходить в условиях льдов. Пять из них были приписаны к порту Владивостока, остальные — к Мурманску, в том числе теплоход, получивший имя народной артистки СССР Клавдии Николаевны Еланской. Для своего времени «Клавдия Еланская» было весьма комфортабельным пассажирским судном: четырехместные каюты на 200 человек на двух нижних палубах, общая каюта на два десятка сидячих мест на верхней палубе, ресторан, бар, кинозал и зал для настольного тенниса.
Тогда «Клавдия Еланская» совершала регулярные рейсы из Мурманска вдоль Терского берега, затем через Соловецкие острова до Архангельска, доставляла метеорологов и ученых на Землю Франца-Иосифа и острова Новой Земли. В 1990-х годах пассажирский флот в Мурманске значительно сократился, сократилось и финансирование пассажирских перевозок. «Клавдия Еланская» осталась единственным теплоходом, который совершал рейсы к труднодоступным поморским селам на Терском берегу в летний период.
Сегодня подобные рейсы совершаются всего трижды в год — по одному разу каждый летний месяц. Гораздо чаще, причем круглый год, «Клавдия Еланская» плавает между Мурманском и труднодоступным городом Островной на берегу Баренцева моря, который относится к закрытым административно-территориальным образованиям. Если «Еланская» по каким-то причинам не может выйти в море (поломки, плановый ремонт), то морское сообщение с Островным и поморскими селами прерывается: других теплоходов, которые могли бы совершать эти рейсы, в Мурманске попросту нет.
Купить билеты на «Еланскую» можно онлайн, и делать это лучше во второй половине мая, когда они появляются на сайте Федеральной транспортной системы. В 2023 году билет в сидячую каюту стоил 1100 рублей, в четырехместную каюту — 1700 рублей, а детский — чуть больше 600 рублей. Причем неважно, до какого именно пункта плыть: стоимость все равно одинаковая.
стоит билет в сидячую каюту на теплоходе «Клавдия Еланская»
С покупкой лучше поторопиться. Обычно уже к середине июня на всех трех летних рейсах разобраны все билеты. Но путешествие того действительно стоит — это очень дешевый и экзотичный круиз по Баренцеву и Белому морям. Некоторые пассажиры сразу покупают билеты туда и обратно и таким образом совершают своеобразную Кольскую морскую кругосветку. Правда, они не высаживаются ни в одном из поморских сел.
Высадка с теплохода на побережье — это отдельная очень интересная история. «Еланская» не подходит к причалам в труднодоступных селах, это невозможно из-за небольших глубин у побережья. Поэтому теплоход встает на якорь на удалении двух-трех километров от сел. К судну подплывают местные перевозчики на традиционных поморских лодках, которые называются карбасы. С ними нужно торговаться о цене перевозки.
В нынешнем июне для высадки в самом крупном селе Терского берега Чаваньге перевозчики просили по полторы тысячи рублей с человека (в один карбас, помимо самого перевозчика, умещается до восьми пассажиров плюс багаж). Компании, с которой я путешествовал, удалось сговориться на 800 рублей с человека.
Как происходит высадка на берег с теплохода «Клавдия Еланская»
Высадка на берег проходит только в хорошую погоду. Если хотя бы немного штормит, то придется ждать на борту «Еланской», пока море не успокоится. От голода, находясь на теплоходе, страдать не придется. Там функционирует бар, где можно и позавтракать, и пообедать, и поужинать. Цены на еду — умеренные.
Столица терских поморов
Всего на Терском побережье около десяти сел. В большинстве из них обитает 10-15 человек, в некоторых даже меньше. Самый крупные и населенные — Сосновка, Тетрино, Пялица, Чапома и Чаваньга. Туристы обычно высаживаются в Чапоме либо в Чаваньге. Дальше двигаются пешком вдоль побережья на запад, в сторону устья реки Варзуга.
Чаваньга — неофициальная столица Терского берега, самое крупное по количеству жителей село. Постоянно там проживает, по словам местных, около 50 человек. Как и в других поселениях, преимущественно это пожилые люди. Однако летом количество жителей Чаваньги увеличивается до 200 человек.
В теплые месяцы сюда приезжает большое количество детей, а также прибывают, как они сами себя называют, дачники. Дело в том, что некоторые жители Мурманской области из более удаленных регионов покупают себе дома в Чаваньге, чтобы проводить лето подальше от цивилизации.
Источник: lenta.ru