Качественная лодка для охоты является основным видом снаряжения для промысла водоплавающих птиц. Чтобы активный отдых на природе был комфортным, а добыча – обильной, важно правильно выбрать изделие и позаботиться о его тщательной маскировке.
Для чего нужна на охоте лодка?
Утиная охота обычно организуется около водоема, в результате подстреленная дичь может упасть не только на берег, но и на воду. Если рядом собака, она может выловить птицу из водоема, но нельзя упускать из внимания тот факт, что в большинстве случаев в сезон вода холодная, и подвергать животное риску заболеть решится не каждый. Поэтому одноместная лодка для охоты на уток и рыбалки, достаточно легкая и практичная, становится самым удачным помощником в сборе трофеев.
Расстановка подсадных гусей и уток (как искусственных, так и живых), гораздо более эффективна на водоеме, нежели на берегу, так как не всегда болотные сапоги помогают справиться со сложным рельефом дна. Если выбор пал именно на лодку, но хочется брать с собой на охоту собаку, можно оснастить снаряжение удобным аксессуаром –откидным трапом, облегающим посадку животного.
Лодка за десять минут.The boat is in ten minutes.
Лодка также необходима для доставки инвентаря к месту охоты, если сложно проложить комфортный маршрут по суше.
Типы охотничьих лодок
Лучшие лодки для охоты полностью отвечают довольно специфическим требованиям: изделия должны быть приспособленными для прохождения по густо заросшим участкам и мелководью. Важно, чтобы плавсредства были крепкими, не боялись контакта с колющей растительностью, проявляли хорошую маневренность.
Охотничьи лодки должны быть приспособленными для прохождения по густо заросшим участкам и мелководью
Надувные лодки для охоты
Резиновые надувные модели, распространенные еще пару десятилетий назад, были слишком ненадежными, проявляли высокий риск возникновения прокола вследствие наезда на камень или сучок, были сложными в управлении из-за малого веса.
Современные вариации имеют в основе ткань ПВХ – это плотный армированный материал, обладающий эксплуатационными свойствами, характерными пластику. Ключевые преимущества подобных изделий – легкость хранения, удобство транспортировки. На моторно-гребные пластиковые лодки для охоты можно установить подвесной двигатель, обеспечивающий высокую скорость передвижения и имеющий большой ресурс. Благодаря небольшой осадке мелководные участки не становятся проблемой, баллоны не боятся контакта с тростником.
Надувная лодка из прочного ПВХ
Плоскодонные лодки
Яркий представитель этого сегмента – кулас – изделие с низкими бортами, передвигающееся с помощью весел или шестов. На модели с транцевой кормой можно установить компактный подвесной мотор. Плоскодонный корпус обеспечивает оптимальную остойчивость, в такой лодке можно стрелять стоя. Современные промышленные вариации куласов выполняются из стеклопластика, кустарные имеют в основе доски и фанеру.
Популярные картопы свободно помещаются в верхний багажник легкового автомобиля, их длина не превышает 3,5 м, вес держится в пределах 60 кг. Ключевыми достоинствами модели являются мобильность, достаточная остойчивость и возможность апгрейда с помощью мотора подвесного типа (хватит мощности 3,5 л.с.). Корпус картопа обладает тупыми обводами, вследствие чего он не может заплывать глубоко в тростники. Компактные габариты не позволяют упаковать с собой большое количество снаряжения и припасов.
Обычно картопы используют поблизости к лагерю, базе, так как они ограничены в самостоятельном плавании. Подобные плоскодонки изготавливают из стеклопластика.
Моторные лодки
Изделие, оборудованное подвесным мотором, позволяет добраться до удаленных охотничьих угодий, но винтовой двигатель будет бесполезен в условиях водоемов с обильной растительностью, мелководья, здесь возрастает риск поломки агрегата и повреждения системы охлаждения. Оптимальное решением – использование подвесного водометного двигателя, существенно расширяющего зону доступа алюминиевой лодки.
Как показывает практика, на плавсредстве этого типа, имеющем закрытый нос, могут передвигаться два охотника, на 5-метровой лодке с открытой носовой частью свободно разместятся 3 охотника-стрелка и егерь.
Охотничья моторная лодка
Критерии выбора плавсредства
Ключевыми факторами, влияющими на удобство использования лодки, являются параметры веса и грузоподъемности, конструкционные особенности изделия.
Грузоподъемность
Здесь нужно учитывать вес стрелка и потенциальную возможность присутствия напарника, егеря. Максимальная грузоподъемность должна включать массу добычи, снаряжения и припасов, собаки.
Габариты и вес
При выборе плавсредства нужно иметь в виду, его необходимо где-то хранить в периоды простоя и самостоятельно транспортировать к водоему. В этом аспекте надувные вариации, в отличие от твердокорпусных, более рациональны – они обладают меньшим весом и доступной стоимостью, мягкие и довольно компактные. Недостатки такого решения – ограниченная проходимость, необходимость в предварительной подготовке (накачке).
Современные модели с жестким корпусом могут быть легкими, картопы удобно транспортировать на верхнем багажнике автомобиля. Для габаритных, тяжелых серий разработаны лодочные прицепы, цепляющиеся за фаркоп тягача. Подобные изделия можно спустить на воду лишь при определенном рельефе берега.
Алюминиевые и пластиковые лодки проявляют себя в качестве надежных плавсредств, обладающих высокой мореходностью и достаточной остойчивостью. Из них можно стрелять стоя.
Алюминиевая лодка – легкая и надежная
Обводы и форма
Узкие лодки с легкостью преодолевают густые камышовые заросли, что гарантирует полноценную маскировку. Но внутренний объем таких экземпляров достаточно мал, что вызывает ограничения относительно поперечной раскачки и распределения груза.
Конструкцию обводов выбирают в соответствии с актуальными задачами. Плоскодонки свободно осваивают малые глубины, так как обладают небольшой осадкой, их можно использовать вместе с мотором или веслами, но не в условиях высоких волн. Легкие модели немного сдают назад при стрельбе – так проявляется отдача, присутствие плоской кормы может существенно уменьшить этот эффект.
Маскировка разных видов лодок
Надувные вариации имеют различное заводское цветовое исполнение, для охоты оптимальны матово-зеленые и темно-серые линейки, помогающие скрыть устройство в густых зарослях. Приобретение изделия из камуфлированного материала не оправдает себя: специфический способ нанесения краски часто вызывает расслоение швов и их разгерметизацию.
Чтобы замаскировать надувную лодку, можно использовать ходовой тент, изготовленный из водонепроницаемой ткани с имитацией камуфляжа. Это покрытие станет для охотников защитой от солнца и дождя, с ним лодка преобразуется в палатку или шалаш на воде, где можно с удобством переночевать. Конструкция современных тентов позволяется стрелять прямо из них, без предварительной полной разборки.
Моторную лодку принято загонять в островки тростника, которые окружают чучелами. Птица чутко реагирует на любой блеск, и чтобы повысить результативность охоты, на жесткий корпус наносят краской характерные пятна, сопоставимые с оттенком естественной растительности. Чтобы камуфлирующее покрытие сохранилось как можно дольше, можно опрессовать корпус сетчатой тканью с уже готовым рисунком.
Маскировка лодки для охоты на уток
Скрадок – лодка для охоты на уток
Это приспособление используется для выслеживания и отстрела гусей, уток, он выглядит как крайне компактное плавсредство, полностью укрытое маскировочными материалами – тканью, сеткой, растительностью (травой и ветками в зависимости от особенностей водоема). Охотник в нем вынужден долгое время проводить в практически неподвижном состоянии, так как в условиях водоема он будет находиться на открытом месте. Конструкцию окружают чучелами птиц.
Устройство скрадка таково, что стрелок должен располагаться в нем полулежа, важно обеспечить хороший обзор и возможность быстро навести ружье. В отличие от береговых конструкций такое исполнение гарантирует маневренность для сбора отстреленной дичи, распределения подсадных и выбора удобной позиции.
Лодка скрадок
Лодка болотоход: специфика применения
Модель имеет характерную тупую носовую часть и плоское днище, ее ширина обычно не превышает 1,5 м, длина варьируется в пределах 3-4,5 м. В качестве базового материала применяется стеклопластик, присутствует транец, позволяющий использовать навесной лодочный мотор.
Плоское дно обеспечивает отличную остойчивость, чем не могут похвастать серии с V-образным днищем. Малая осадка позволяет использовать болотоход на крайне мелких реках. Вариации с усиленным дном незаменимы для хождения по загрязненным и заросшим водоемам. Модель не дает сильную раскачку во время стрельбы стоя.
Лодка болотоход
Технология изготовления самодельной лодки
Для выполнения простейшей плоскодонки используют 3,5 м транспортерной ленты или брезента шириной не менее 120 см. Также понадобятся два доски с габаритами 220х30х3,5 см, их закругляют с обеих сторон и прибивают к ним брусья, выполняющие роль сидений и распорок. Древесину пропитывают олифой с парафином либо воском, красят и тщательно сушат.
К торцу досок прибивают ременную ленту с шагом примерно 1,5 см, притом на доски необходимо предварительно уложить брезент. Получается, что с помощью ленты брезент плотно фиксируется на древесине. Распорки позволяют быстро собирать и разбирать лодку, чтобы сделать дно более устойчивым, можно подстелить фанеру или плоские доски в поперечном направлении, объединив конструкцию клинышками. По эксплуатационным характеристикам подобная лодка весьма схожа с надувными моделями. В разобранном виде изделие помещается в багажник легковушки или коляску мотоцикла.
Умельцы изготавливают своими руками весельные плоскодонки, оснащаемые парусом, в этом случае предусматривают руль и опускной киль-шверт. Для пошива паруса используют плотные ткани – плащ-палатку, бязь, тик. Заготовку пришнуровывают к съемной мачте, для растягивания полотнища в конструкцию закладывают прочную рейку.
Техника безопасности при охоте с лодки
Перед использованием плавсредства необходимо убедиться в его целостности, отсутствии протечек, надежном креплении мотора или весел, крепости шеста.
Во время парной охоты разрешено стоять только одному человеку, нельзя наклоняться за борт. В противном случае при раскачивании велик риск падения за борт.
Когда нужно поменяться местами, следует соблюдать осторожность, чтобы не перевернуть лодку.
Надувные вариации не обладают устойчивостью, достаточной для выпрямления во весь рост, здесь придется сохранять равновесие. Если лодка резиновая, а не из ПВХ, не рекомендуется заплывать в зоны с обильной растительность, корягами и препятствиями.
В чрезвычайной ситуации, если лодка опрокидывается в значительном отдалении от берега, важно избежать травм во время ее переворота, затем ухватиться за кормовую или носовую часть плавсредства. Не нужно предпринимать попыток перевернуть конструкцию или влезть на нее, это чревато повторным опрокидыванием, что может стать причиной тяжелых ранений. Держась за лодку, нужно постараться, работая ногами, достичь ближайшего берега. Если течение сильное, лучше ничего не предпринимать и дождаться мелководья или выноса на берег.
Как сделать деревянную лодку своими руками
Давно хотел создать запись с отметкой основных моментов при изготовлении лодки, но всё никак не получалось! Батя с каждым годом всё старше, а шпаргалки всё нет, хотя лодок мы с ним сколотили не одну пару. И вот в этом году появилась потребность в расширении нашего флота, потому как ребятня подрастает и лодки требуются более устойчивые и грузоподъемные, для надежности перемещения. Сам то я и вплавь бывало выплывал, а с сынами это надо предостеречь! Пришло время достали запасенные ранее доски, окромили, прострогали, заготовили гвозди, и, в один из выходных приступили к делу! (Доски использовать лучше еловые, без сучков, но не всегда есть то что надо)
Первым делом Батя набросал маломальский чертёжик с размерами, исходя из требований и предыдущих строек
Затем выложили доски для дна, начертили на них контур согласно размерам, лобзиком вырезал основное, оставил лишь по краям, это видно на фотографиях.
При подгонке досок одна к другой оставляем щели в корме и в носу, посредине же подгоняем более менее плотно
Далее приготовили из брусков поперечины на дно. Поперечины делаются закругленной формы как показано на фото
Когда все детали подготовлены начинаем сборку дна, сначала плотно собрав доски сшиваем гвоздями посередине поперечиной, далее с помощь веревки и двух ломов стягиваем корму, сшиваем гвоздями, то же самое делаем с носовой частью
За счет того что поперечины закругленные, а меж досок в носовой и кормовой части оставляли щели, при стяжке и сборке дно получается немного сферой как поперёк так и повдоль. В будущем это дает устойчивость лодки на воде. Не обязательно подгонять и стягивать доски дна до микрон, небольшие щелки вполне допустимы, это облегчит конопатку дна.
Когда дно собрано, выстрагиваем края согласно задуманным размерам и разметке, чтоб края плавные были, иначе загнуть четко бортовые доски не получится
Далее готовим поверхности под бортовые доски, колотим шпангоуты, носовую доску, корму.
Самое интересное впереди, нужно загнуть борта одновременно с обоих сторон, если загибать по очереди может перекосить и лодка получится перекошеной формы. Прикладываем бортовую доску к носу с одного стороны-пришиваем, затем со второй стороны тоже самое, далее один прижимает загибая доски, второй проколачивает гвоздями по направлению к корме.
Стягивали доски также как и дно — веревкой. В итоге нарисовалась какая-никакая форма, дальше проще. Таким же макаром загибаем второй ряд бортовых досок. Много гвоздей при сшивании не бьем потому как еще конопатить надо будет! Далее отпиливаем лишние концы досок, как бортовые так и носовую с кормой.
Затем подгоняешь лицевую носовую доску.
После окончания сборки, работаешь рубанком, где надо скругляешь, выравниваешь, проходя весь баркас, выпиливаешь красиво шпангоуты. После наведения красоты конопатим, местами добавляем гвоздей, прикручиваем уключины, смолим дно, прибиваем на дно нащельники, смолим их, далее покраска. Также делаем сидухи кому как удобно красим и их. Весла у нас переходящие, лодки меняем, а весла прежние. Уключины на всех наших лодках одинаковые, чтоб без заморочек.
В принципе старался все этапы и тонкости учесть в фотографии, чтоб было наглядно. Лодок нынче сколотили две, одну к открытию, вторую совсем недавно. Лодки делали одинаковые, одну испытали, вторая на стадии окончания работ.
Если у кого какие вопросы возникнут спрашивайте, обязательно уточню! Вопросы правда обычно возникают при самостоятельном изготовлении, вдруг кто возьмется и сделает деревяшку. Для тех кто живет рядом с озером деревяшка незаменима!
Популярные публикации
Последние комментарии
Несмотря на поражающее воображение обилие имеющихся в продаже конструкций маломерных судов, выполненных из самых различных современных материалов, до сих пор в стране живет немало охотников и рыболовов-любителей, предпочитающих самодельные лодки собственной постройки.
Деревянные лодки
Самым популярным материалом для строительства самодельных лодок по-прежнему служит дерево, вернее, тонко струганные доски из определенных пород древесины.
И все-таки в последние годы число самодеятельных строителей лодок, использующих дедовские технологии, заметно пошло на убыль.
Вошедшие в нашу жизнь современные технологии позволяют создавать более надежные, долговечные, прочные и легкие конструкции лодок.
Пользуясь, например, специально обработанной фанерой, лучше всего бакелизированной, а также современными полимерными и защитными материалами, местным умельцам вполне по силам оказались лодки, которые по своим эксплуатационным характеристикам во многом превышают представленную промышленностью продукцию. Такие лодки, как правило, ничуть не уступают по прочности металлическим лодкам из алюминия и его сплавов, по весу – даже особо легким пластиковым лодкам, по надежности – лодкам из ткани ПВХ.
Технология строительства современной деревянной лодки достаточно проста и в то же время оригинальна. Если брать во внимание лишь общие этапы строительства, то возведение собственной лодки будет выглядеть следующим образом. На листах влагостойкой фанеры размечается корпус будущей лодки, выпиливаются конструктивные элементы, изготавливаются шпангоуты, нос и кормовая часть лодки, а также транец, если лодка будет двигаться под мотором.
Лодка собирается, внутренняя ее часть обрабатывается антисептиками, на ней устанавливаются листы пенопласта для создания эффекта непотопляемости, и затем вся конструкция обрабатывается эпоксидной смолой, на которую наклеиваются несколько слоев стеклоткани. Все, лодка готова!
Самодельная фанерно-пластиковая лодка при самом элементарном за ней уходе прослужит своему владельцу долгие годы. При необходимости поврежденные чем-либо места такой лодки очень легко отремонтировать кусочком стеклоткани и эпоксидной смолы. Такое судно очень легко перевозить на багажнике автомобиля, не бояться на рыбалке камней и острых предметов, ее не надо сушить после каждой рыбалки, а подготовить ее для зимнего хранения не составит труда даже подростку: в лодку выливается два-три ведра воды, днище промывается тряпкой, и вода выливается при простом переворачивании лодки. Просто, дешево и удобно!
Другие конструкции лодок для рыбалки
Не счесть вариантов постройки лодок для любительского рыболовства! Это могут быть, к примеру, легкие, на одного человека, некие подвиды каяка, склепанные из тонкого листа дюралюминия, вес такой лодчонки не превышает 10-12 килограммов! Можно в некоторых регионах встретить даже некие подобия лодок, основой которых является деревянная рама, на которую натягивается просмоленный брезент. Однако справедливости ради стоит сказать, что подобные конструкции характерны были, скорее, для времен, когда и резиновую лодку приобрести было непросто!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник: englishpromo.ru
Круглые плоскодонные лодки коффы
Две, с половиною тысячи лет назад Геродот, прозванный «отцом истории», рассказывая потомкам о своем удивительном путешествии на Ближний Восток, написал, что в Вавилонии больше всего его удивили лодки, плывущие вниз по реке: они имели круглую форму!
Эти лодки назывались куффами. Их строили армянские купцы специально для доставки своих товаров с нагорьев Кавказа по быстрым горным рекам вниз — на рынки многоязычного, шумного Вавилона. Как и нынешние туристские надувные плоты-понтоны для сплава, такие суда при малой осадке обладали довольно внушительной грузоподъемностью; не имея ни носа, ни кормы, они при любом развороте сохраняли максимальную остойчивость и потому не опрокидывались «через борт», даже попав в самые мощные водовороты.
Информация об изображении
Круглые суда, построенные по проектам адмирала А. Попова
В дошедших до наших дней источниках содержатся некоторые сведения о двух вариантах круглых плоскодонных лодок. Ранние куффы. виденные Геродотом, имели «набор» — каркас из радиально расположенных шпангоутов (ветви гранатового дерева или камыш), поверх которого натягивалась обшивка, сшитая из воловьих сыромятных кож. Другой, более поздний вариант куффы представлял сплетенную из толстых ивовых прутьев гигантскую корзину, тщательно обмазанную расплавленной горной смолой (разновидность природного асфальта).
В «трюм» готовой куффы прежде всего укладывали снопы соломы, игравшие роль настила. Затем уже грузили пальмовые бочонки с винами дорогих сортов, бурдюки и прочие грузы. Водоизмещение куфф колебалось от 8 до 15 т. На каждую, помимо погруженных товаров, заводили двух-трех ишаков, а то и лошадей. Экипаж состоял из двух-трех человек, каждый из которых орудовал особым веслом, которое использовалось также и при посадке на мель в качестве шеста-футштока. В Вавилоне куффы разбирали: набор рубили на дрова, кожаную обшивку аккуратно складывали и грузили на вьючных животных, которые везли ее вверх — в горы, чтобы снова натянуть на каркас новой куффы.
В Лейпцигском этнографическом музее внимание многочисленных посетителей неизменно привлекает одна из таких куфф с кожаной обшивкой; она была найдена во время экспедиции в район предгорий Кавказа.
В более поздние времена куффы с асфальтовым покрытием получили широкое распространение для транспортировки грузов в страны, расположенные в нижнем течении Евфрата и Тигра. В современном Ираке куффы стали экзотической достопримечательностью, которая привлекает многие тысячи туристов: организованы прогулки по Евфрату на столь необычных, но вполне комфортабельно оборудованных прогулочных судах.
Известно и о применении круглых судов в сходных же условиях — для сплава по бурным мелким рекам — и в других странах. Так, еще в XVII— XVIII вв. такие лодки из кож на каркасе, сплетенном из ветвей, использовались жителями южноамериканской пампы; они называли свои лодки «пелотами». Индейцы североамериканских прерий на таких же круглых, обшитых шкурами лодках переплавлялись через реки и озера. Круглые глиняные лодки, очень похожие на огромные миски, делали древние обитатели нынешних Вьетнама и Бангладеш.
Позволю себе рассказать и о виденном лично. В 1914 г. мне, тогда еще совсем ребенку, довелось летом жить в поселке Райвола — нынешнем Рощино. Там в ту пору протекала очень быстрая река Райвола (в настоящее время она выглядит иначе, так как плотинами превращена в систему озер и проток).
По большим праздникам местная молодежь устраивала традиционные гонки вниз по течению на особых плоскодонных деревянных лодках, которые по форме очень напоминали несколько вытянутую вдоль крышку круглой коробки-лубянки. Длина такой овальной лодки не превышала 1,5 м, а осадка составляла всего несколько сантиметров. Гребец-гонщик сидел прямо на днище лодки и при помощи весла, схожего с байдарочным, удерживал ее на стремнине.
Любопытная страница истории «круглых» судов связана с именем известного русского новатора-кораблестроителя — адмирала Андрея Александровича Попова (1821—1898 гг.). Он неоднократно бывал в Англии и был хорошо знаком с главным кораблестроителем британского флота Дж. Э. Ридом. Однажды, когда ими обсуждалась проблема создания мелкосидящих боевых кораблей, Рид рассказал Попову о куффах армянских купцов. Попов заинтересовался этой старой идеей и в дальнейшем, развив ее, предложил проект совершенно необычного круглого броненосца с малой осадкой специально для обороны мелководных Днепро-Бугского лимана и Керченского пролива.
Естественно, подобный проект показался слишком смелым. Главные доводы многочисленных оппонентов сводились к тому, что круглое судно неизбежно окажется совершенно неуправляемым, а из-за огромного сопротивления воды движению не сможет развивать необходимую скорость. Так это или не так — никто не знал. Споры грозили затянуться надолго.
Опровергнуть серьезные доводы «против» можно было только одним путем — убедительным натурным экспериментом. Именно натурным, поскольку опытовых бассейнов тогда еще не было, и модельные испытания не практиковались. И А. А. Попов, не мешкая, такой эксперимент поставил, причем поставил блестяще.
Он разработал проект опытного круглого катера, диаметр и осадка которого были равны длине и осадке рабочих паровых катеров («самоваров» — по тогдашней флотской терминологии), строившихся заводом Крейтона в Петербурге. За зиму 1869—70 гг. на кронштадтском Пароходном заводе круглый катер был построен. Его оснастили двумя 5-сильными паровыми машинами, снятыми с обычных «крейтоновских» катеров.
Нетерпеливый адмирал не стал дожидаться весны и приказал прорубить во льду канал от Пароходного завода до Военной гавани. Краном опустили катер на воду — в прорубь, — и 8 марта начались его ходовые испытания в присутствии представителя министерства адмирала С. С. Лесовского. Управлял катером сам А. А. Попов. Все сомневающиеся могли убедиться: катер спокойно «совершал рейсы» по каналу, демонстрируя хорошую устойчивость на курсе и поворотливость.
Скорость его, судя по всему, действительно, оказалась ниже, чем у обычных катеров, поскольку мощности установленных машин явно не хватало. Морское министерство в том же 1870 г. заказало заводу Крейтона еще один круглый катер с более мощной силовой установкой. О нем сохранились лишь разрозненные отдельные сведения. Так, известно, что обошелся он казне в 19 500 руб, а водоизмещение его составило около 10 т. Можно предположить, что размерения этого катера (диаметр корпуса 7,2 м, осадка 0,7 м) были выбраны с таким расчетом, чтобы получилась самоходная модель будущего броненосца в масштабе 1/5. На катере стояли две двухцилиндровые паровые машины суммарной мощностью 16 л. с. Экипаж состоял из 7 чел.
Во время ходовых испытаний, проводившихся на Неве под непосредственным наблюдением А. А. Попова, круглый катер принимал на борт почти вдвое больше груза, чем сравниваемый с ним обычный катер с крейсера «Адмирал Лазарев». Скорости хода отличались, видимо, незначительно. Это и дало основание считать эксперимент завершенным. О круглом катере доложили Александру II, и тот приказал проект броненосца утвердить и впредь все круглые суда именовать «поповками» в честь их создателя.
Первая «поповка» была заложена в конце 1871 г. в Новом адмиралтействе в Петербурге. Затем ее пришлось разобрать, перевезти железной дорогой в Николаев и там собирать и достраивать. Все это заняло два с половиной года. И Попов не был бы Поповым, если бы тем временем не продолжал свои эксперименты — на этот раз под парусом.
В «Кронштадтском вестнике» (за август 1875 г.) и «Яхте» — «листке для любителей морского дела» (№ 4 и 5 за 1875 г.) сохранились упоминания об испытаниях построенной по проекту А. А. Попова в шлюпочной мастерской Нового адмиралтейства необычной круглой яхты 1 . Это был, как мы бы сказали сейчас, швертбот, вооруженный гафельным тендером с общей площадью парусности 95 м 2 . Корпус, собирающийся из двух половин с разъемом до ДП, имел диаметр 6,1 м; осадка яхты корпусом не превышала 0,2 м. Петербургским яхтсменам это казалось невероятным: яхта-«поповочка» вполне сносно шла в лавировку. Предубеждение против круглых судов этим было поколеблено особенно заметно.
В 1874 и в 1876 гг. два крупных броненосца, имевших диаметры корпусов 30,8 м и 36,6 м, вошли в строй Черноморского флота под названиями «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». Применение столь необычной формы корпуса позволило при мощном бронировании (до 400 мм) и вооружении «поповок» (по 2 дальнобойных орудия калибром 280 или 305 мм) уменьшить их осадку до 3,8—4,0 м против 7—8 м у обычных броненосцев того времени.
Поскольку управляемость круглых броненосцев оказалась вполне удовлетворительной, а поперечная остойчивость — даже чрезмерной, их автор попытался использовать полученный опыт. Адмиралом А. А. Поповым был разработан проект уникального судна — «наименее подверженной качке» комфортабельной императорской яхты «Ливадия». Здесь задача существенно усложнялась тем, что судно должно было быть еще и мореходным; пришлось его сделать не круглым, а, скорее, овальным — при длине 71,6 м корпус яхты имел ширину 46,6 м.
«Ливадию» построили. Все было хорошо. Благодаря осадке всего 2,1 м яхта могла заходить во многие мелководные заливы. Огромная ширина позволила оборудовать просторные помещения. Скорость ее даже превысила проектную (14 уз) на 2—4 уз.
Бортовой качки «Ливадия», действительно, практически не имела: размахи ее не превышали 5°, в то время как обычное «узкое» судно, сопровождавшее яхту на переходе, кренилось до 36° на борт. Однако мореходной «Ливадия» не получилась и от использования ее по назначению сразу же отказались по одной простой причине: при ходе на волнении носовая часть судна воспринимала сильнейшие удары.
После такой неудачи на высшем уровне любые проекты усовершенствованных «овальных» и «круглых» кораблей, предлагаемые А. А. Поповым, с самого начала были обречены и признавались непригодными.
Расскажем еще об одном любопытном проекте круглого катера, на этот раз — подводного. Проект был представлен в Морское министерство в 1915 г. Оганесом Агаповичем Бошнакиани, служившим переводчиком русского посольства в Константинополе. В данном случае форма корпуса, напоминающего «нынешние» летающие тарелки, была оправдана желанием получить остойчивую подводную платформу.
Автор предлагал вооружить катер торпедным аппаратом и предназначал его для охраны оборонительных минных заграждений; он считал, что данную задачу эта необычная подводная лодка сможет выполнять, стоя на якоре возле мористой кромки заграждения. Эксперты нашли осуществление проекта нецелесообразным, и он был отвергнут. Однако справедливо будет подчеркнуть, что многие подводные аппараты наших дней, начиная с «Ныряющего блюдца» знаменитого Жака Кусто, имеют именно такую форму корпуса, которая предлагалась Бошнакиани.
На мой взгляд, настоящая история круглых судов не закончилась, а лишь начинается на базе последних достижений НТР. Разве, например, многие из сегодняшних СВП не имеют такую форму? Разрабатываются проекты совершенно новых типов судов — подводных и полупогруженных, скользящих по поверхности и парящих над нею. Разрабатываются рабочие проекты таких плавсредств для освоения Мирового океана, которые еще вчера казались «безнадежной» фантастикой. И как знать, может быть именно круглая форма корпуса, так поразившая когда-то Геродота, еще не раз окажется наиболее целесообразной и совершенной!
Примечания
1. О «поповочке» подробнее можно прочитать в «КЯ» №57, а о жизни и работах А. А. Попова — в книгах И. А. Быховского «Корабельных дел мастера» и «Рассказы о русских кораблестроителях» (Л-д, «Судостроение», 1961 и 1966 гг.).
Источник: www.barque.ru
Лотос
К сожалению,былые времена ушли когда можно было ходить на плавсредствах особо не задумываясь, о том что ты являешься нарушителем.Раньше приехав в выходной день на водоем на 412 «москвиче» с лодчонкой типа «Романтика», как говорится, никому до тебя дела не было, разве что другим «сухопутным» рыбакам с вожделением поглядывающим на своего «лодочного» коллегу. Сейчас порядком на воде занимается «водная полиция» в народном понимании или официально ГИМС (госинспекция по маломерному судоходству).
Фактически любое плавательное средство,даже сделанное собственными руками будь то кулас, или что-то иное, должно быть зарегистрировано соответствующим образом, иметь пройденный техосмотр, иметь необходимую комплектацию ( спасательные жилеты, ходовой фонарь и др), иметь соответствующую графическую маркировку, если плавсредство будет ходить в пограничной зоне. Помимо этого подразумевается наличие прав на управление плавсредством с различными категориями допуска.
Ниже рыбакам на заметку будут приведены правила использования плавсредств. Согласно правилам, регистрации подлежат все лодки с подвесными моторами независимо от их мощности, а также лодки грузоподъемностью более 100 кг. Это охотничьи куласы, лодки типа «Романтика» и т. д. Что касается надувных весельных безмоторных лодок, то их необходимо регистрировать в случае, если их грузоподъемность превышает 225 кг. Поэтому если ваша «надувнушка» имеет грузоподъемность менее 225 кг, ее регистрировать не нужно.
Удостоверения для права управления необходимы для всех моторных лодок независимо от мощности моторов. Для безмоторных лодок они не требуются. В соответствии с приказом МЧС России № 498 от 29.06.05 г. срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 г., истек 31 декабря 2008 г., а выданных после 1 января 1999 г. — через 10 лет с момента их выдачи. Помимо удостоверения на право управления и регистрации лодки, необходимо иметь талон техосмотра , так же как на машину. Процедура техосмотра ежегодная и пока бесплатная. Чтобы пройти его без проблем, в лодке должны иметься
- спасательный круг с линем 25 метров
- спасательные жилеты по пассажировместимости
- якорь
- швартовый 2—5 м (веревка)
- аптечка
- огнетушитель
- ходовые огни
- регистрационный номер на внешней и внутренней стороне лодки
Ещё похожие статьи:
- Рыболовная зима 2012
- О погранзоне
- Поручения президента
Источник: obovfsem.ru